Филиал МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А.С. Пушкина» - «Пикшенская основная школа»
Рабочая программа
по родному (русскому) языку
1 класс УМК «Школа России»
Учитель: Максутова Ольга Александровна
2021-2022 учебный год
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
- понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей;
- понимание сопричастности к языку своего народа, восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
- осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять общие цели и пути её достижения;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;
- овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- использовать знаково-символические средства представления информации;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся, культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной письменной речи, правилами речевого этикета.
Содержание программы
Раздел 1. Секреты речи и текста (5 ч)
Как люди обращаются друг с другом. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Вежливые слова.
Диалоговая форма устной речи. Как люди приветствуют друг друга. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).
Зачем людям имена. Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Спрашиваем и отвечаем.
Раздел 2. Язык в действии (5)
Выделяем голосом важные слова.
Как можно играть звуками.
Где поставить ударение.
Как сочетаются слова.
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (4)
Как писали в старину.
Дом в старину: что как называлось.
Во что одевались в старину.
Раздел 4. Секреты речи и текста (2)
Сравниваем тексты. Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности.
Тематическое планирование по родному (русскому) языку
№ | Тема (раздел) программы | Кол-во часов | Содержание воспитания |
1 | Секреты речи и текста | 5 | Сформировать представление об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Воспитание русского речевого этикета. |
2 | Язык в действии | 5 | Формировать представление о нормах современного родного (русского) языка. Воспитание ответственного и осознанного отношения к использованию родного (русского) языка во всех сферах жизни. |
3 | Русский язык: прошлое и настоящее | 4 | Сформировать представление о видах речевой деятельности в их взаимосвязи. Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры. Воспитание чувства гордости за свою Родину, историю, культуру. |
4 | Секреты речи и текста | 2 | Формировать способность различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Воспитание патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. |
№ | Тема урока | Дата |
1. | Как люди обращаются друг с другом. | |
2. | Вежливые слова. | |
3. | Как люди приветствуют друг друга. | |
4. | Зачем людям имена. | |
5. | Спрашиваем и отвечаем. | |
6. | Выделяем голосом важные слова. | |
7. | Как можно играть звуками. | |
8. | Где поставить ударение. | |
9. | Где поставить ударение. | |
10. | Как сочетаются слова. | |
11. | Как писали в старину. | |
14. | Дом в старину: что как называлось. | |
13. | Дом в старину: что как называлось. | |
14. | Во что одевались в старину. | |
15. | Сравниваем тексты. | |
16. | Сравниваем тексты. | |