СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате изучения родного русского языка и литературы  на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

    • функции языка;
    • основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
    • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
    • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
    • компоненты речевой ситуации;
    • основные условия эффективности речевого общения;
    • основные аспекты культуры речи;
    • требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения.

уметь

    • проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
    • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
    • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
    • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
    • определять типичные грамматические ошибки в речи;
    • различать варианты грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;
    • правильно употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы,  с учётом вариантов грамматической нормы;
    • употреблять в устной и письменной речи синонимы, антонимы‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
    • различать типичные речевые ошибки;
    • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
    • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
    • дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
    • классифицировать фактический материал по определённому признаку;
    • выделять наиболее существенные факты;
    • устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
    • уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста;
    • устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;
    • определять начало и конец темы;
    • выявлять логический план текста;
    • проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем;
    • уметь строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;
    • принимать участие в учебно-научной дискуссии;
    • создавать устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
    • оформлять реферат в письменной форме и уметь представить его в устной форме;
    • читать, проводить комплексный анализ и интерпретацию художественных текстов или их фрагментов;
    • создавать объявления (в устной и письменной форме), деловые письма;
    • редактировать собственный текст с целью совершенствования их содержания и формы;
    • сопоставлять черновой и отредактированный текст.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку и литературе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ С.ЧЕКМАГУШ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕКМАГУШЕВСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Рассмотрено

на заседании кафедры

Протокол № 1

«29» августа 2019 г.


Согласовано

зам. директора по НМР

________ /Исламова Г.М.

«29» августа 2019 г.

Утверждено

приказом № 165

«30» августа 2019 г.

Директор _____ /Камильянов Р.Ф./










Рабочая программа

по родному русскому языку и литературе

10 классы

Срок реализации – 1 год



















Составитель: Бадртдинова Эльвина Фанавиевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории



Пояснительная записка

Данная рабочая программа по родному русскому языку и литературе разработана на основе:

  1. Основной образовательной программы среднего общего образования по ФК ГОС МБОУ - Гимназия с. Чекмагуш;

  2. Авторской программы для средней (полной) школы (базовый уровень) по русскому (родному) языку для 10-11 классов / А. И. Власенков, М: «Просвещение» 2011 г. и учебника «Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень» / Сост. А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова, М: «Просвещение» 2015 г.

  3. Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 года №1089, (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 23.06.2015г. №609).

На изучение русского языка в 10 классе отводится 1 час в неделю.

Уровень обучения – базовый


Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения родного русского языка и литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

    • функции языка;

    • основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

    • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

    • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

    • компоненты речевой ситуации;

    • основные условия эффективности речевого общения;

    • основные аспекты культуры речи;

    • требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения.

уметь

    • проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

    • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

    • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

    • определять типичные грамматические ошибки в речи;

    • различать варианты грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

    • правильно употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы, с учётом вариантов грамматической нормы;

    • употреблять в устной и письменной речи синонимы, антонимы‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

    • различать типичные речевые ошибки;

    • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

    • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

    • дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;

    • классифицировать фактический материал по определённому признаку;

    • выделять наиболее существенные факты;

    • устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

    • уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста;

    • устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;

    • определять начало и конец темы;

    • выявлять логический план текста;

    • проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем;

    • уметь строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;

    • принимать участие в учебно-научной дискуссии;

    • создавать устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

    • оформлять реферат в письменной форме и уметь представить его в устной форме;

    • читать, проводить комплексный анализ и интерпретацию художественных текстов или их фрагментов;

    • создавать объявления (в устной и письменной форме), деловые письма;

    • редактировать собственный текст с целью совершенствования их содержания и формы;

    • сопоставлять черновой и отредактированный текст.


Содержание учебного предмета

Общие сведения о языке

Язык и общество. Родной язык, литература и культура.


Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Язык и речь. Язык и художественная литература.


Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.


Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)

Русский язык как система средств разных уровней

Фонетика, орфоэпия, орфография

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.


Основные нормы современного литературного произношения .


  • ударения в русском языке. Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Лексика и фразеология

Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.


Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи».Роль антонимов и синонимов в структуре произведения.


Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей.

Словари русского языка. Словари языка писателей.


Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».

Морфемика и словообразование


Повторение. Морфемика и словообразование. Однокоренные слова в произведениях И. Гончарова.


Способы словообразования. Словообразовательный разбор.

Выразительные средства словообразования. Михаил Пришвин «Кладовая солнца».

Размышление над вопросом: как образовались слова? Анализ эпизода.

Морфология и орфография


Обобщающее повторение морфологии. Части речи. Синтаксическая роль имѐн существительных в произведениях А.С. Пушкина.


Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.


Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

Текст. Виды его преобразования Основные виды переработки текста. Признаки текста. Абзац. Типы речи. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект, тематический конспект, реферат. Аннотация. Рецензия Изобразительно-выразительные средства языка


Повторение пройденного за курс девятилетней школы

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата прохождения

Примечание

план

факт

Общие сведения о языке

1

Язык и общество. Родной язык, литература и культура

1

05.09



2

Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении

1

12.09



3

Язык и речь. Язык и

художественная литература

1

19.09



4

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. А. С. Пушкин «Скупой рыцарь» (упр. 16) . Наблюдение за диалогизированным монологом.

1

26.09



Русский язык как система средств разных уровней

5

Фонетика. Орфография


03.10



6

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова (упр.22)


10.10



7

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор


17.10



8

Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в структуре произведения (упр. 61)


24.10



9

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления


07.11



10

Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей(упр. 70)


14.11



11

Словари русского языка. Лексический анализ отрывка из статьи К Бальмонта «Русский язык: воля как основа творчества»


21.11



12

Повторение. Морфемика и словообразование. Однокоренные слова в произведениях И. Гончарова (упр. 76)


28.11



13

Способы словообразования. Словообразовательный разбор


05.12



14

Выразительные средства словообразования. Михаил Пришвин «Кладовая солнца». Как образовались слова? (упр. 87)


12.12



15

Обобщающее повторение морфологии. Части речи. Синтаксическая роль имѐн существительных в произведениях А. Пушкина (упр. 88)


19.12



16

Контрольная работа за I полугодие


26.12



17

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание


16.01



18

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи


23.01



Текст. Виды его преобразования

19

Что такое текст? Средства связи между частями текста в отрывке из романа Л.Толстого «Война и мир» (упр. 129)


30.01



20

Абзац. Наблюдение за строением абзаца в главе романа И. Тургенева «Отцы и дети» (упр. 130)


06.02



21

Сокращение текста


13.02



22

План. Тезисы. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом (упр. 132)


20.02



23

Выписки. Конспект, тематический конспект, реферат


27.02



24

Аннотация. Рецензия


05.03



25

Р.р.Сочинение -рассуждение по тексту


12.03



Повторение пройденного за курс девятилетней школы


26

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка


19.03



27

Типичные грамматические ошибки


02.04



28

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом


09.04



29

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом


16.04



30

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом


23.04



31

Неправильное построение предложения с косвенной речью


30.04



32

Ошибка в построении сложного предложения


07.05



33

Изобразительно-выразительные средства языка


14.05



34

Контрольная работа за II полугодие


21.05



35

Обобщающее повторение за курс 10 класса


28.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!