МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ С.ЧЕКМАГУШ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕКМАГУШЕВСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № 1 «29» августа 2019 г. | Согласовано зам. директора по НМР ________ /Исламова Г.М. «29» августа 2019 г. | Утверждено приказом № 165 «30» августа 2019 г. Директор _____ /Камильянов Р.Ф./ |
Рабочая программа
по родному русскому языку и литературе
10 классы
Срок реализации – 1 год
Составитель: Бадртдинова Эльвина Фанавиевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по родному русскому языку и литературе разработана на основе:
Основной образовательной программы среднего общего образования по ФК ГОС МБОУ - Гимназия с. Чекмагуш;
Авторской программы для средней (полной) школы (базовый уровень) по русскому (родному) языку для 10-11 классов / А. И. Власенков, М: «Просвещение» 2011 г. и учебника «Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень» / Сост. А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова, М: «Просвещение» 2015 г.
Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 года №1089, (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 23.06.2015г. №609).
На изучение русского языка в 10 классе отводится 1 час в неделю.
Уровень обучения – базовый
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения родного русского языка и литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
функции языка;
основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации;
основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи;
требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения.
уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
определять типичные грамматические ошибки в речи;
различать варианты грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;
правильно употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы, с учётом вариантов грамматической нормы;
употреблять в устной и письменной речи синонимы, антонимы‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
классифицировать фактический материал по определённому признаку;
выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста;
устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;
определять начало и конец темы;
выявлять логический план текста;
проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем;
уметь строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;
принимать участие в учебно-научной дискуссии;
создавать устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
оформлять реферат в письменной форме и уметь представить его в устной форме;
читать, проводить комплексный анализ и интерпретацию художественных текстов или их фрагментов;
создавать объявления (в устной и письменной форме), деловые письма;
редактировать собственный текст с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять черновой и отредактированный текст.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке
Язык и общество. Родной язык, литература и культура.
Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Язык и речь. Язык и художественная литература.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)
Русский язык как система средств разных уровней
Фонетика, орфоэпия, орфография
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
Основные нормы современного литературного произношения .
ударения в русском языке. Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Лексика и фразеология
Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.
Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи».Роль антонимов и синонимов в структуре произведения.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей.
Словари русского языка. Словари языка писателей.
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Морфемика и словообразование
Повторение. Морфемика и словообразование. Однокоренные слова в произведениях И. Гончарова.
Способы словообразования. Словообразовательный разбор.
Выразительные средства словообразования. Михаил Пришвин «Кладовая солнца».
Размышление над вопросом: как образовались слова? Анализ эпизода.
Морфология и орфография
Обобщающее повторение морфологии. Части речи. Синтаксическая роль имѐн существительных в произведениях А.С. Пушкина.
Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.
Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
Текст. Виды его преобразования Основные виды переработки текста. Признаки текста. Абзац. Типы речи. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект, тематический конспект, реферат. Аннотация. Рецензия Изобразительно-выразительные средства языка
Повторение пройденного за курс девятилетней школы
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата прохождения | Примечание |
план | факт |
Общие сведения о языке |
1 | Язык и общество. Родной язык, литература и культура | 1 | 05.09 | | |
2 | Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении | 1 | 12.09 | | |
3 | Язык и речь. Язык и художественная литература | 1 | 19.09 | | |
4 | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. А. С. Пушкин «Скупой рыцарь» (упр. 16) . Наблюдение за диалогизированным монологом. | 1 | 26.09 | | |
Русский язык как система средств разных уровней |
5 | Фонетика. Орфография | | 03.10 | | |
6 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова (упр.22) | | 10.10 | | |
7 | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор | | 17.10 | | |
8 | Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в структуре произведения (упр. 61) | | 24.10 | | |
9 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления | | 07.11 | | |
10 | Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей(упр. 70) | | 14.11 | | |
11 | Словари русского языка. Лексический анализ отрывка из статьи К Бальмонта «Русский язык: воля как основа творчества» | | 21.11 | | |
12 | Повторение. Морфемика и словообразование. Однокоренные слова в произведениях И. Гончарова (упр. 76) | | 28.11 | | |
13 | Способы словообразования. Словообразовательный разбор | | 05.12 | | |
14 | Выразительные средства словообразования. Михаил Пришвин «Кладовая солнца». Как образовались слова? (упр. 87) | | 12.12 | | |
15 | Обобщающее повторение морфологии. Части речи. Синтаксическая роль имѐн существительных в произведениях А. Пушкина (упр. 88) | | 19.12 | | |
16 | Контрольная работа за I полугодие | | 26.12 | | |
17 | Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание | | 16.01 | | |
18 | Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи | | 23.01 | | |
Текст. Виды его преобразования |
19 | Что такое текст? Средства связи между частями текста в отрывке из романа Л.Толстого «Война и мир» (упр. 129) | | 30.01 | | |
20 | Абзац. Наблюдение за строением абзаца в главе романа И. Тургенева «Отцы и дети» (упр. 130) | | 06.02 | | |
21 | Сокращение текста | | 13.02 | | |
22 | План. Тезисы. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом (упр. 132) | | 20.02 | | |
23 | Выписки. Конспект, тематический конспект, реферат | | 27.02 | | |
24 | Аннотация. Рецензия | | 05.03 | | |
25 | Р.р.Сочинение -рассуждение по тексту | | 12.03 | | |
Повторение пройденного за курс девятилетней школы |
26 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | | 19.03 | | |
27 | Типичные грамматические ошибки | | 02.04 | | |
28 | Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом | | 09.04 | | |
29 | Нарушение в построении предложения с причастным оборотом | | 16.04 | | |
30 | Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | | 23.04 | | |
31 | Неправильное построение предложения с косвенной речью | | 30.04 | | |
32 | Ошибка в построении сложного предложения | | 07.05 | | |
33 | Изобразительно-выразительные средства языка | | 14.05 | | |
34 | Контрольная работа за II полугодие | | 21.05 | | |
35 | Обобщающее повторение за курс 10 класса | | 28.05 | | |