СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для учащихся 8 класса, изучающих русский язык как родной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Елховоозернская средняя школа

муниципального образования «Цильниниский район» Ульяновской области





Рассмотрено и принято

на заседании педагогического совета

Протокол №____

«___» __________ 2017 г.

«Согласовано».

Зам. директора

Тимошкина Е.В.

____________


«Утверждаю»

Директор МОУЕлховоозёрнской СШ Булатов А.Г.

___________


Приказ № ___

«___» ________ 2017 г.



Рабочая программа

по родному (русскому) языку и литературе

в 8 классе

на 2017 – 2018 учебный год

учителя русского языка и литературы

Фахуртдиновой Гузель Загиговны





.





2017 – 2018 учебный год







  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по родному (русскому) языку и литературе, составлена на основе учебников «Русский язык «Слово для 5-9 классов» и в соответствии с коммуникативно-культурологической концепцией обучения русскому языку. Программа разработана для уроков «Русский язык как родной» и ориентирует учителя на изучение русского языка в тесной связи с русской культурой и в диалоге культур. Наряду с коммуникативно-культурологическим подходом осуществляется уг­лублённое повторение системного материала по различным разделам русского языка, представленным в учебниках «Слово».

Русский язык – язык русского народа, русской нации. Он служит сред­ством общения, хранит историю, традиции и культуру русского народа.

В современном мире функции русского языка выходят за пределы функций национального языка. Для народов многонационального Россий­ского государства русский язык стал средством межнационального общения, а за пределами страны - средством международного общения. Русский язык принят в качестве официального и рабочего языка ООН.

Свободное владение русским языком – насущная потребность каждого русского человека. Знание родного языка способствует всестороннему раз­витию человека, его успешной профессиональной деятельности, личному счастью. Таким образом, эффективное преподавание русского языка стано­вится важнейшей задачей современной школы.

Русский язык изучается сегодня во всех общеобразовательных учреж­дениях Российской Федерации как государственный язык РФ, как язык меж­национального общения в нерусских школах и как родной язык русского на­рода в русских школах и классах.

В общеобразовательных учреждениях с многонациональным составом учащихся также предусмотрено изучение родного русского языка для русскоязычных учащихся наряду с изучением родного татарского, родного чувашского и др. языков для учащихся татарской, чувашской и др. национальностей.

Родной язык – это основа формирования языкового сознания, языковой картины мира ребёнка, это средство социализации личности школьника, приобщения его к жизни и законам общества, в котором он родился и жи­вёт, это основа изучения всех школьных предметов. С помощью родного языка ребёнок проникнет в неисчерпаемый мир русской литературы, в бо­гатейшую культуру русского народа. Изучение родного русского языка по­может выпускникам общеобразовательных учреждений найти своё место в жизни.

В основу программы по родному (русскому) языку и литературе для учащихся 5-9 классов школ, гимназий, лицеев положены принципы коммуникативно-культурологической концепции лингвистиче­ского образования. Новая концепция обучения русскому языку исходит из понимания языка как информационного кода, служащего основой знаний о мире, языковой способности человека, а также феномена культуры, вырази­теля духовности, менталитета, исторической памяти народа. Язык – это ещё и культурно-историческая среда, формирующая личность.

Согласно новой концепции обучения русскому языку, целью лингвис­тического образования является формирование языковой личности. Русский язык становится основой становления и развития интеллектуальной, высо­конравственной, компетентной, полилингвальной личности учащегося.

Программа по родному русскому языку строится с учётом достиже­ний современной лингвистики и новых её отраслей: социолингвистики, пси­холингвистики, лингвокультурологии, - и предполагает не только углублен­ное изучение системы языка, но и формирование коммуникативной культуры учащихся, развитие мышления, вхождение в культуру народа-носителя языка. Язык – сокровищница народной жизни. В нём аккумулируется исто­рический опыт, духовное наследие и менталитет народа. Язык обеспечивает преемственность и единство культурной традиции. Чтобы в совершенстве овладеть родным языком, необходимо изучать язык, погружаясь в культуру родного народа.

Таким образом, ведущим принципом обучения русскому языку, со­гласно концепции, является изучение во взаимосвязи языка и культуры, вы­работка у обучающихся языковой, лингвистической и коммуникативно-культурологической компетенций.

Программа по родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов создана с учётом прин­ципов коммуникативно-культурологической концепции лингвистического образования и отвечает требованиям современных образовательных стан­дартов по русскому языку.

Основные цели и задачи курса:

  • Формировать языковую личность, языковое сознание учащихся;

  • Развивать речь учащихся, прививать нормы национального специфиче­ского речевого поведения;

  • Способствовать пониманию языка как феномена культуры, воплощаю­щего в языковых единицах историю, культуру, обычаи народа

  • Формировать и совершенствовать орфографические, пунктуационные уме­ния и навыки

Школьный предмет «Родной (русский) язык и литература» предполагает углуб­лённое изучение русского языка по дополнительной программе, выходящей за рамки обязательного минимума содержания образования по русскому языку, и ориентирует учителя на развитие и совершенствование коммуни­кативных умений и навыков учащихся.

Не все программы обеспечены дидактической и учебно-методической литературой, что затрудняет работу учащихся и учи­теля на уроке и во внеурочное время.

Программы по русской словесности и риторике ориентированы на учащихся профильных гуманитарных классов. Для учащихся других про­филей данные программы не приемлемы.

Большинство программ исключает знакомство учащихся с литерату­рой и культурой родного края, ориентирует учащихся на изучение тради­ционных в методике русского языка тем и текстов, что невольно снижает интерес учащихся к изучению родного языка.

Настоящая программа по родному русскому языку и литературе предназначена для учащихся 5-9 классов МАОУ «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. В программе представлен новый взгляд на преподавание русского языка в со­временной науке: освоение системы языка происходит во взаимосвязи с изучением культуры русского народа.

Программа ориентирует учителя на формирование у школьников лин­гвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компе­тенций, что соответствует современному пониманию содержания обучения русскому языку. Изучение родного языка осуществляется вместе с развитием мышления учащихся, приобретением знаний о мире, о языке, вхождением в культуру русского народа.

Особенностью курса является его нацеленность на успешное овладе­ние учащимися всеми видами речевой деятельности (восприятие и понима­ние письменной и звучащей речи, воспроизведение и создание устных и письменных текстов). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Текст является объектом лингвистического, стили­стического, лигвокультурологического анализа и результатом речевой дея­тельности обучающихся на каждом уроке. Через текст школьники полу­чают лингвистическую информацию о языковых единицах, культурологи­ческую информацию о традициях, обычаях, нравах русского народа.

Содержание программы знакомит учащихся не только с родной куль­турой, но и вводит их в контекст мировой культуры, что способствует формиро­ванию у школьников толерантности, уважительного отношения к языкам, обычаям и традициям разных народов.

Личностные результаты освоения русского (родного) языка и литературы:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); 
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; 
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); 
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; 
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; 
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. ); 
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка и литературы:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Общая характеристика содержания учебного предмета

«Родной (русский) язык и литература»

Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов обучения. Они конкретизированы по классам в специальном разделе «Основные результаты обучения», в котором выделено две части: «Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения» и «Предметные результаты обучения». 
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения: 1) языком науки и в связи с этим формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения на лингвистическую тему; 2) метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т.п.; 3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности; 4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе. 

Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения, предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, Интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка. На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.

Программа состоит из трёх блоков, обеспечивающих в совокупности углубленное изучение русского языка как родного в аспекте формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компе­тенций учащихся: «Знания о языке», «Речевые умения и навыки», «Язык и культура».

В разделе «Знания о языке» представлены теоретические сведения, лингвистические понятия. В процессе обучения русскому языку в 5-9 клас­сах учащиеся должны приобрести (углубить) знания о языке как системе.

В разделе «Речевые умения и навыки» представлены основные умения и навыки, которыми должны овладеть школьники в процессе изучения предмета: умения и навыки анализа языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, овладение нор­мами литературного языка, в том числе и нормами русского речевого эти­кета, умение работать с лингвистическими, культурологическими словарями.

В разделе «Язык и культура» представлены понятия лингвокультуро­логии, единицы языка с национально-культурным компонентом значения, концепты русского языка, разнообразные тексты как источники лингво­культурологической информации.

Структура и содержание программы позволят учителю реализовать личностно-ориентированный, творчески-деятельностный, развивающий под­ходы к обучению русскому языку и литературе.

Ведущие формы и методы, технологии обучения

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и

навыков, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический,

словообразовательный, морфологический, синтаксический,

лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой

(целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка

устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого

материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- написание изложений;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.


Виды и формы промежуточного, итогового контроля

Формы контроля знаний в 8 классе следующие: тест, диктант, изложения разных видов, сочинение разных видов

Количество часов по учебному плану - 68

Количество уроков развития речи -18

Количество контрольных работ – 4






























Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык и литература»

для 8 класса рассчитано на 68 часов

(2 часа в неделю)


Сведения о языке

Речевые

умения и навыки

Язык и культура

КУЛЬТУРА РЕЧИ И СТИЛИСТИКА (3 ч)

Культура речи. Основ­ные составляющие куль­туры речи: владение нор­мами литературного языка, соблюдение правил языко­вого поведения, дифферен­циация языко­вых средств в соответствии с функцио­нальными сти­лями. Богат­ство, логич­ность и выразительность речи.

Устноязычное общение. Определение понятий: «язык», «речь». Фонетиче­ские стили: полный и раз­говорный.

Устная речь и разго­ворная речь. Основные особенности разговорной речи. Просторечные формы речи.

Формирование положи­тельной мотивации к изу­чению культуры речи и стилистики, овладению культурой устной речи и стилистическими средст­вами языка, умением и на­выками устноязычного об­щения.

Академик Д.С. Лихачёв, его роль в сохранении и раз­витии русского языка и рус­ской культуры .


УСТНАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЬ ЗВУЧАЩАЯ,

ГОВОРИМАЯ И СЛЫШИМАЯ (9 ч + 2 ч)


Речевой поток. Еди­ницы членения речевого потока: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог.

Речевые паузы и от­резки речи. Разделитель­ная, грамматическая, пси­хологическая паузы. Пра­вила членения фразы на синтагмы.

Фонетика. Звуки речи. Фонемы. Сильные и сла­бые позиции фонем. Глас­ные и согласные фонемы.

Слог. Открытые и за­крытые слоги.

Графика. Соотношение звуков и букв в языке.

Фонетическая транс­крипция. Правила транс­крибирования.

Темп речи. Тембр и сила голоса. Мелодика речи. Понятие о благозву­чии речи.

Интонация. Эмоцио­нальная и смысловая инто­нация. Основные состав­ляющие интонации: высота тона и сила звучания, дли­тельность звучания и пре­рывистость речи, тембр и темп речи. Типы ударений, участвующих в формиро­вании интонации: фразо­вое, логическое, синтагма­тическое. Типы интонаци­онных конструкций рус­ского языка. Интонация и пунктуация


Выразительность, яр­кость звучащей речи обу­чающихся. Умение поль­зоваться основными сред­ствами выразительности речи: тембром, силой го­лоса, мелодикой, темпом речи, паузами, интонацией.

Овладение основными типами интонационных конструкций русского языка.

Соблюдение орфоэпи­ческих норм русского языка в устной речи.

Выразительное чтение русских басен.



* Сочинение басни с использованием фразеоло­гизмов, афоризмов или по­словиц русского языка.


* Изложение с творче­ским заданием «Русский характер» (По А.Н. Тол­стому).


Басни русских писателей: И. Крылова, Л. Толстого, С. Михалкова. Афоризмы из рус­ских басен.


Отражение во фразеологии и афористике черт характера, образа жизни, обычаев и тра­диций русского народа.




















Русский язык в диалоге культур. Басни Эзопа, Ла­фонтена.

Эзопов язык.


ТЕХНИКА РЕЧИ (2 ч)

Понятие о технике речи.

Речевое дыхание. Дик­ция. Артикуляция.

Голос. Основные ха­рактеристики голоса: бла­гозвучие, гибкость, полёт­ность, выносливость, воз­действующая сила.

Развитие речевого слуха.

Овладение техникой речи, развитие речевого слуха обучающихся.

Работа над дикцией, выразительным чтением художественных текстов.

Умение анализировать устную речь одноклассни­ков, телеведущих, собст­венную речь с точки зрения речевых особенностей: вы­разительности, темпа, громкости, чёткости.

Русские скороговорки. Отражение в скороговорках особенностей фонетической системы русского языка.

Использование скоро­го­ворок для со­вершенство­вания дикции.

Русский язык в диалоге культур. Английские, немец­кие скороговорки, отражение в них специфики фонетиче­ского строя языка.


НОРМЫ ЯЗЫКА И ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ (5 ч + 2 ч)

Понятие о языковой норме. Устойчивость и из­менчивость языковой нормы. Вариативность нормы.

Фонетические, акцен­тологические лексические,

грамматические.

Речевые ошибки. Ошибки в нарушении норм языка. Стилистические ошибки.

Овладение фонетиче­скими, акцентологиче­скими, лексическими, грамматическими нормами русского языка.

Умение видеть и ис­правлять ошибки в

собст­венной речи и речи одноклассников.

* Тезисы доклада на одну из тем: «Правильность речи учащихся», «Молодёжный сленг», «Бранная лексика в речи учащихся».

Изменения в русском языке, связанные с общест­венными и культурными пре­образованиями в жизни страны (эпоха Петра I, Ок­тябрьская революция 1917г.,

перестройка и постперестро­ечный период).

КАЧЕСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ (2 ч + 2 ч)

Основные требования к речи: логичность, точность, ясность, чистота, богат­ство, выразительность, уместность.

Логичность речи - со­ответствие речи законам логики.

Законы логики: закон тождества, закон противо­речия, закон исключения третьего, закон достаточ­ного основания.

Чистота речи. Слова, засоряющие нашу речь: просторечие, речевые штампы, слова-паразиты, жаргонизмы и арготизмы, бранная лексика, заимство­вания.

Соблюдение законов логики при построении устного высказывания.

Соблюдение требова­ния чистоты речи.

Оценка точности, чис­тоты, выразительности и уместности речевого вы­сказывания, его соответст­вия литературным нормам.



* Сочинение-рассуждение «Нужна ли и возможна ли борьба за чистоту речи?»


Лексика исконная и заим­ствованная как отражение ис­тории народа, его взаимосвязи с другими народами (англ., фр., нем., итальянск., и др. за­имствования; интернациона­лизмы, восходящие к латин­скому и греческому языкам).



БОГАТСТВО И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЯЗЫКА (10 ч + 4 ч)

Богатство и стилисти­ческие ресурсы лексики. Активный и пассивный словарь.

Многозначность слов. Прямое и переносное зна­чения слов.

Тематические и лек­сико-семантические группы слов.

Синонимы. Функции синонимов в речи: стили­ стили­стическая, функция вза­имного замещения, функ­ция уточнения. Языковые и контекстуальные сино­нимы.

Антонимы. Языковые и контекстуальные анто­нимы.

Омонимы. Омофоны, омографы, омоформы.

Паронимы.

Стилистические ре­сурсы лексики. Книжная лексика. Разговорная лек­сика. Эмоционально-экс­прессивная лексика.

Стилистические ре­сурсы фразеологии.

Стилистические ре­сурсы грамматики. Имя существительное: синони­мия падежей. Имя прилага­тельное: синонимия форм. Местоимение: стилистиче­ская роль. Личные место­имения: экспрессивные от­тенки. Синонимия других разрядов местоимений.

Овладение стилистиче­скими ресурсами лексики, фразеологии, грамматики русского языка.

Обогащение словаря обучающихся синони­мами, антонимами, паро­нимами, тематической лек­сикой.

Умение работать с различными словарями: толковыми, этимологиче­ским, лингвокультурологи­ческим, словарём синони­мов, антонимов, фразеоло­гизмов и др.

Уместное использо­вание слов-синонимов с учётом их стилистической

окрашенности.

Правильное использо­вание слов-паронимов в речи обучающихся.



* Изложение с творче­ским заданием «Как Ф.И. Шаляпин «Блоху» испол­нял».

* Реферат по теме «Стилистические ресурсы морфологии»

* Сочинение на одну из тем: «За что я люблю свою семью?», «Какая у меня бу­дет семья?», «Семья в со­временном мире».

Отражение в лексике на­ционально-культурных осо­бенностей русского языка.

Обилие в русском языке слов с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами.

Слова с «уничижитель­ными» суффиксами в русском языке.

Безэквивалентная лексика, фоновая, коннотативная лек­сика в русском языке.

Концепт «Семья». Особое значение семьи в духовной жизни человека. Отражение концепта семья в современном русском языке, в русской ли­тературе.

Лингвокультурологические, культурологические и коммуникативные словари: их назначение и устройство


УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ (8 ч + 2 ч)

Правила речевого об­щения. Этикет. Речевой этикет. Комплимент как жанр речевого этикета. Лесть. Похвала.

Невербальные средства общения: поза, жест, ми­мика, взгляд, походка; ру­копожатие, поцелуи, по­хлопывание; ориентация, дистанция; интонация, громкость, тембр, пауза, смех, слёзы, покашливание и др. Слушание как компо­нент эффективного рече­вого общения. Формы общения. Уст­ная и письменная речь. Монологическая устная речь. Диалог как основная форма устного общения

Коммуникативные стратегии и тактики диало­гового общения. Коопера­тивные и некооперативные стратегии. Правила смены коммуникативных ролей в диалогичес

кой речи.

Усвоение правил ус­пешного речевого общения

Овладение нормами этикета и речевого этикета.

Умение говорить ком­плименты, высказывать по­хвалу собеседнику.

Использование обу­чающимися вербальных и невербальных средств об­щения.

Умение слушать собе­седника в процессе обще­ния.

Овладение разными коммуникативными страте­гиями и тактиками диало­гового общения.

Усвоение правил смены коммуникативных ролей в диалоговой речи.

Использование игро­вых ситуаций, смоде­лированных диалогов для отработки навыков успеш­ного общения.

Отражение в этикете раз­ных народов особенностей национальной психологии, менталитета.

Изменение этикета в соот­ветствии с социально-истори­ческими и экономическими условиями жизни народа.


«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранного от разных авторов, напечатан­ного повелением царского величества» (1717г.) Петра I.



Русский язык в диалоге культур. «Благодатное зна­ние» Юсуфа Баласагуни (па­мятник тюркской литературы XI века) – нравст­венный кодекс своего вре­мени.

ЖАНРЫ УСТНОЙ РЕЧИ

устная разговорная речь (5 ч + 2 ч)

Беседа. Условия эффек­тивности беседы. Типы беседы: обмен мнениями по каким-либо вопросам, обмен сведениями о лич­ных интересах каждого из участников; бесцельный обмен мнениями, ново­стями, сведениями.

Интервью. Различные виды интервью: прото­кольное, информационное, проблемное, интервью-портрет, интервью-анкета.

Рассказ, история.

Юмор. Шутка. Языко­вая игра.

Телефонный разговор.

Умение вести беседу, брать интервью, вести те­лефонный разговор.

Умение использовать шутки, юмор в процессе общения.


* Сочинение на одну из тем: «Занимательная исто­рия», «Поучительная исто­рия», «Забавный случай» и др.

Национально-культурная специфика беседы как жанра устной речи. Отражение в разговоре русских «по ду­шам» темперамента, особен­ностей национального харак­тера.








Русский язык в диалоге культур. Беседа по-англий­ски.

ЖАНРЫ УСТНОЙ РЕЧИ

устная публичная речь (2 ч + 2 ч)

Ораторская речь. По­нятие об ораторском ис­кусстве. Риторика. Крас­норечие. Оратор.

Виды ораторской речи: развлекательная речь, ин­формационная речь

Умение построить соб­ственное публичное высту­пление по всем правилам ораторского искусства.

* Приветственная речь, посвящённая юбилею школы, встрече ветеранов войны, началу НПК и т.д.

Русский язык в диалоге культур. Мастера оратор­ского искусства: Аристотель, Цицерон и др.

ЖАНРЫ УСТНОЙ РЕЧИ

Устная научная речь (2 ч + 2 ч)

Устные научные жанры.

Реферат. Виды рефера­тов: реферат-конспект, ре­ферат-резюме, реферат-об­зор, реферат-доклад. Структура реферата. Этапы работы над рефератом.

Доклад. Виды докла­дов. Структура доклада.

Умение создавать тек­сты устных научных жан­ров: рефераты, доклады.

Анализ выступлений депутатов, Путина В.В., Ра­химова М.Г. и др.

* Доклад на одну из тем: «Знаменитые ораторы Древней Греции и Древнего Рима», «Известные русские риторы».

Русская риторика. Учеб­ники по риторике. М.В. Ломо­носов о красноречии и ора­торском искусстве.

Повторение изученного в 8 классе (2 ч)







Учебно-тематический план

по предмету «Родной (русский) язык и литература»

для 8 класса рассчитан на 68 часов

(2 часа в неделю)


Количество часов по учебному плану – 68

Количество уроков развития речи – 18

Количество контрольных работ – 4



Название раздела

Коли-чество часов

В том числе:

Уроки

Развитие речи

Конт-роль

1.

Культура речи и стилистика.

3

3



2.

Устная речь как речь звучащая, говоримая и слышимая.

11

8

2

1

3.

Техника речи.

2

2



4.

Нормы языка и правильность речи.

7

4

2

1

5.

Качества хорошей речи.

4

2

2


6.

Богатство и стилистические ресурсы языка.

14

9

4

1

7.

Условия успешной коммуникации.

10

7

2

1

8

Устная разговорная речь.

7

5

2


9

Устная публичная речь.

4

2

2


10

Устная научная речь.

4

2

2


11

Повторение изученного в 8 классе.

2

2




Итого

68

46

18

4





































III. Требования к уровню подготовки учащихся по учебному предмету

родной (русский язык) и литература.

В результате изучения родного (русского) языка ученик должен знать/понимать:

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,

лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение;

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,

связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.




Тематическое планирование

по родному (русскому) языку в 8 классе (68 часов)


Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Факти-

ческая дата

КУЛЬТУРА РЕЧИ И СТИЛИСТИКА (3 ч)

1

Культура речи. Основные составляющие культуры речи.

1


2

Устноязычное общение.

1



3

Устная речь и разговорная речь.

1



УСТНАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЬ ЗВУЧАЩАЯ,

ГОВОРИМАЯ И СЛЫШИМАЯ (9 ч + 2 ч)

4

Речевой поток. Единицы членения речевого потока.

1



5

Речевые паузы и отрезки речи. Правила членения фразы на синтагмы.

1



6

Р.р. Партитура басни И.А.Крылова.

1



7

Звуки речи. Фонемы. Сильные и слабые позиции фонем.

1



8

Слог. Открытые и закрытые слоги.

1



9

Фонетическая транскрипция. Правила транскрибирования.

1



10

Темп речи. Тембр и сила голоса.

1



11

Мелодика речи. Благозвучие.

1



12

Интонация. Типы интонационных конструкций. Интонация и пунктуация.

1



13

Контрольная работа №1 по теме «Устная речь как речь звучащая, говоримая и слышимая».

1



14

Р.р. Изложение с элементами сочинения «Русский характер».

1



ТЕХНИКА РЕЧИ (2 ч)

15

Понятие о технике речи. Речевое дыхание. Дикция. Голос.

1


16

Развитие речевого слуха.

1



НОРМЫ ЯЗЫКА И ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ (5 ч + 2 ч)

17

Понятие о языковой норме.

1



18

Фонетические и акцентологические нормы.

1



19

Лексические и грамматические нормы.

1



20

Р.р. Доклад на заданную тему.

1



21

Речевые ошибки. Ошибки в нарушении норм языка. Стилистические ошибки.

1



22

Р.р. Совершенствование речи и предупреждение речевых ошибок.

1



23

Контрольная работа №2 по теме

« Нормы языка и правильность речи».

1



КАЧЕСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ (2 ч + 2 ч)

24

Основные требования к речи: логичность, точность, ясность, чистота, богатство, выразительность, уместность.

1



25

Чистота речи. Слова, засоряющие нашу речь.

1



26

Р.р. Построение устного высказывания.

1



27

Р.р. Сочинение- рассуждение « Нужна ли и возможна ли борьба за чистоту речи?»

1



БОГАТСТВО И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЯЗЫКА (10 ч + 4 ч)

28

Богатство и стилистические ресурсы лексики. Многозначность слов.

1


29

Тематические и лексико-семантические группы.

1



30

Р.р. Составление словаря по теме «Музыка».

1



31

Р.р. Изложение с творческим заданием «Как Ф.И.Шаляпин «Блоху» исполнял».

1



32

Синонимы. Функции синонимов в речи.

1



33

Антонимы.

1



34

Паронимы.

1



35

Омонимы.

1



36

Стилистические ресурсы лексики.

1



37

Стилистические ресурсы фразеологии.

1



38

Стилистические ресурсы грамматики.

1



39

Р.р. Концепт «Семья»

1



40

Р.р.Сочинение «Семья в современном мире».

1



41

Контрольная работа №3 по теме «Богатство и стилистические ресурсы языка».

1



УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ (8 ч + 2 ч)

42

Правила речевого общения. Этикет.

1



43

Комплимент как жанр речевого этикета.

1



44

Р.р. Речевой этикет.

1



45

Невербальные средства общения.

1



46

Слушание как компонент эффективного речевого общения.

1



47

Формы общения. Устная и письменная речь.

1



48

Монологическая устная речь. Диалог как основная форма устного общения.

1



49

Р.р. Составление диалога.

1



50

Коммуникативные стратегии и тактики диалогового общения.

1



51

Контрольная работа №4 по теме «Условия успешной коммуникации».

1



ЖАНРЫ УСТНОЙ РЕЧИ

УСТНАЯ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ (5 ч + 2 ч)

52

Беседа. Типы беседы.

1



53

Интервью. Различные виды интервью.

1

9,04


54

Рассказ, история.

1

11,04


55

Р.р. Сочинение-рассказ «Забавный случай».

1

16,04


56

Юмор, шутка. Языковая игра.

1

18


57

Телефонный разговор.

1

23


58

Р.р. Разговор по телефону.

1

25


УСТНАЯ ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ (2 ч +2 ч)

59

Ораторская речь. Понятие об ораторском искусстве.

1

30


60

Р.р. Публичное выступление.

1



61

Виды ораторской речи.

1



62

Р.р. Приветственная речь.

1



УСНАЯ НАУЧНАЯ РЕЧЬ (2 ч + 2 ч)

63

Реферат. Виды рефератов. Правила оформления.

1



64

Р.р. Устное реферативное сообщение.

1



65

Доклад. Виды докладов.

1



66

Р.р. Доклад на тему «Знаменитые ораторы Древней Греции и Рима».

1



ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (2 ч)

67

Повторение терминов.

1



68

Итоговое повторение.

1







Перечень учебно-методического обеспечения

Для учителя:

  1. Воробьёв В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур: учебное пособие\ элективный курс для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. М.: Ладомир, 2006

  2. Давлетбаева Р.Г. Лингвокультурологический словарь для школьников. Диалог языков и культур \\ Под ред доктора пед. Наук, проф. Л.Г. Саяховой. – Уфа: Китап, 2003

  3. Муллагалиева Л.К. Реалии русской культуры. Лингвокультурологический словарь: учебное пособие для учащихся средних школ и учителей русского языка\ Под редакцией профессора Л.Г. Cаяховой.- Уфа: БИРО,2001

  4. Самситова Л.Х. Реалии башкирской культуры: Словарь безэквивалентной лексики башкирского языка/ Под ред. Проф. М.В. Зайнуллина и проф. Л.Г. Саяховой. Уфа, 1999

  5. Смолицкий В.Г. Русь избяная. - М., 1993

  6. Саяхова Л.Г Методическое руководство к учебнику «Слово» для 5 класса.-Уфа: Китап,2002

  7. Сипинёв Ю.А., Сипинёва И.А.Русская культура и словесность. Уч.-метод., культурологич. И литературовед. Пособие. Часть вторая.-«Специальная литература», 1997

  8. Соколова Л.В. Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях.- М.: Айрис-пресс, 2003

  9. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры: опыт исследования. – М., 1997

  10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4т. – СПб, 1996

  11. Хисаметдинова Ф.Г., Шарипова З.Я., Нагаева Л.Г. Родной Башкортостан. – Уфа: Китап, 1992

  12. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филлипов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5-11 классы.-М.,1995

  13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов.-2е изд.- М.: Дрофа; Рус. Яз., 1997




Для учащихся:

  1. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских преданий. – М, 2001

  2. Даль И.В. Толковый словарь живого великорусского языка: Современная версия: В 4 т. М., 2000

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений\Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.-4 изд.. дополн.-М.: Азбуковник, 1999

  4. Полная энциклопедия быта русского народа: в 2т. / Сост. И. Панкеев. - М, 1998

  5. Саяхова Л.Г., Галлямова Н.Ш. Слово в устноязычном общении. Учебник русского языка для 8 класса. – Уфа: Китап, 2009.

  6. Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост. Л. Брудная и др. – СПб., 1996.







Программа по родному (русскому) языку и литературе составлена на основе учебников «Русский язык «Слово для 5-9 классов» под редакцией профессора Л.Г. Саяховой (Уфа: «Китап») и в соответствии с коммуникативно-культурологической концепцией обучения русскому языку. Программа разработана для уроков «Русский язык как родной» и ориентирует учителя на изучение русского языка в тесной связи с русской культурой и в диалоге культур. Наряду с коммуникативно-культурологическим подходом осуществляется уг­лублённое повторение системного материала по различным разделам русского языка, представленным в учебниках «Слово».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Русский язык – язык русского народа, русской нации. Он служит сред­ством общения, хранит историю, традиции и культуру русского народа.

В современном мире функции русского языка выходят за пределы функций национального языка. Для народов многонационального Россий­ского государства русский язык стал средством межнационального общения, а за пределами страны - средством международного общения. Русский язык принят в качестве официального и рабочего языка ООН.

Свободное владение русским языком – насущная потребность каждого русского человека. Знание родного языка способствует всестороннему раз­витию человека, его успешной профессиональной деятельности, личному счастью. Таким образом, эффективное преподавание русского языка стано­вится важнейшей задачей современной школы.

Русский язык изучается сегодня во всех общеобразовательных учреж­дениях Российской Федерации как государственный язык РФ, как язык меж­национального общения в нерусских школах и как родной язык русского на­рода в русских школах и классах..

В общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан с многонациональным составом учащихся также предусмотрено изучение родного русского языка для русскоязычных учащихся наряду с изучением родного башкирского, родного татарского, родного чувашского и др. языков для учащихся башкирской, татарской, чувашской и др. национальностей.

Родной язык – это основа формирования языкового сознания, языковой картины мира ребёнка, это средство социализации личности школьника, приобщения его к жизни и законам общества, в котором он родился и жи­вёт, это основа изучения всех школьных предметов. С помощью родного языка ребёнок проникнет в неисчерпаемый мир русской литературы, в бо­гатейшую культуру русского народа. Изучение родного русского языка по­может выпускникам общеобразовательных учреждений найти своё место в жизни.

В основу программы по родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов школ, гимназий, лицеев Республики Башкортостан положены принципы коммуникативно-культурологической концепции лингвистиче­ского образования. Новая концепция обучения русскому языку исходит из понимания языка как информационного кода, служащего основой знаний о мире, языковой способности человека, а также феномена культуры, вырази­теля духовности, менталитета, исторической памяти народа. Язык – это ещё и культурно-историческая среда, формирующая личность.

Согласно новой концепции обучения русскому языку, целью лингвис­тического образования является формирование языковой личности. Русский язык становится основой становления и развития интеллектуальной, высо­конравственной, компетентной, полилингвальной личности учащегося.

Программа по родному русскому языку строится с учётом достиже­ний современной лингвистики и новых её отраслей: социолингвистики, пси­холингвистики, лингвокультурологии, - и предполагает не только углублен­ное изучение системы языка, но и формирование коммуникативной культуры учащихся, развитие мышления, вхождение в культуру народа-носителя языка. Язык – сокровищница народной жизни. В нём аккумулируется исто­рический опыт, духовное наследие и менталитет народа. Язык обеспечивает преемственность и единство культурной традиции. Чтобы в совершенстве овладеть родным языком, необходимо изучать язык, погружаясь в культуру родного народа.

Таким образом, ведущим принципом обучения русскому языку, со­гласно концепции, является изучение во взаимосвязи языка и культуры, вы­работка у обучающихся языковой, лингвистической и коммуникативно-культурологической компетенций.

Программа по родному (русскому) языку для учащихся 5-9 классов создана с учётом прин­ципов коммуникативно-культурологической концепции лингвистического образования и отвечает требованиям современных образовательных стан­дартов по русскому языку.


Основные цели и задачи курса:

  • Формировать языковую личность, языковое сознание учащихся;

  • Развивать речь учащихся, прививать нормы национального специфиче­ского речевого поведения;

  • Способствовать пониманию языка как феномена культуры, воплощаю­щего в языковых единицах историю, культуру, обычаи народа

  • Формировать и совершенствовать орфографические, пунктуационные уме­ния и навыки

Школьный предмет «Русский язык как родной» предполагает углуб­лённое изучение русского языка по дополнительной программе, выходящей за рамки обязательного минимума содержания образования по русскому языку, и ориентирует учителя на развитие и совершенствование коммуни­кативных умений и навыков учащихся.

Не все программы обеспечены дидактической и учебно-методической литературой, что затрудняет работу учащихся и учи­теля на уроке и во внеурочное время.

Программы по русской словесности и риторике ориентированы на учащихся профильных гуманитарных классов. Для учащихся других про­филей данные программы не приемлемы.

Большинство программ исключает знакомство учащихся с литерату­рой и культурой родного края, ориентирует учащихся на изучение тради­ционных в методике русского языка тем и текстов, что невольно снижает интерес учащихся к изучению родного языка.

Настоящая программа по родному русскому языку предназначена для учащихся 5-9 классов МАОУ «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. В программе представлен новый взгляд на преподавание русского языка в со­временной науке: освоение системы языка происходит во взаимосвязи с изучением культуры русского народа.

Программа ориентирует учителя на формирование у школьников лин­гвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компе­тенций, что соответствует современному пониманию содержания обучения русскому языку. Изучение родного языка осуществляется вместе с развитием мышления учащихся, приобретением знаний о мире, о языке, вхождением в культуру русского народа.

Особенностью курса является его нацеленность на успешное овладе­ние учащимися всеми видами речевой деятельности (восприятие и понима­ние письменной и звучащей речи, воспроизведение и создание устных и письменных текстов). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Текст является объектом лингвистического, стили­стического, лигвокультурологического анализа и результатом речевой дея­тельности обучающихся на каждом уроке. Через текст школьники полу­чают лингвистическую информацию о языковых единицах, культурологи­ческую информацию о традициях, обычаях, нравах русского народа.

Содержание программы знакомит учащихся не только с родной куль­турой, но и с культурой народов, проживающих на территории Башкорто­стана, вводит их в контекст мировой культуры, что способствует формиро­ванию у школьников толерантности, уважительного отношения к языкам, обычаям и традициям разных народов.

 

Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных раммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:


адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); 
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; 
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); 
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; 
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:


способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; 
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. ); 
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

^  Предметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов обучения. Они конкретизированы по классам в специальном разделе «Основные результаты обучения», в котором выделено две части: «Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения» и «Предметные результаты обучения». 
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения: 1) языком науки и в связи с этим формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения на лингвистическую тему; 2) метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т.п.; 3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности; 4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе. 

Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения, предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, Интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка. На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.

Программа состоит из трёх блоков, обеспечивающих в совокупности углубленное изучение русского языка как родного в аспекте формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компе­тенций учащихся: «Знания о языке», «Речевые умения и навыки», «Язык и культура».

В разделе «Знания о языке» представлены теоретические сведения, лингвистические понятия. В процессе обучения русскому языку в 5-9 клас­сах учащиеся должны приобрести (углубить ) знания о языке как системе.

В разделе «Речевые умения и навыки» представлены основные умения и навыки, которыми должны овладеть школьники в процессе изучения предмета: умения и навыки анализа языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, овладение нор­мами литературного языка, в том числе и нормами русского речевого эти­кета, умение работать с лингвистическими, культурологическими словарями.

В разделе «Язык и культура» представлены понятия лингвокультуро­логии, единицы языка с национально-культурным компонентом значения, концепты русского языка, разнообразные тексты как источники лингво­культурологической информации.

Структура и содержание программы позволят учителю реализовать личностно-ориентированный, творчески-деятельностный, развивающий под­ходы к обучению русскому языку.

Программа реализуется в адресованном учащимся цикле учебников по русскому языку «Слово» под общей редакцией профессора Л.Г. Саяховой.



Универсальные учебные действия

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

  • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • Осуществить действия по реализации плана

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

  • Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

  • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я?»), определять направления своего развития («каким я хочу стать?», «что мне для этого надо сделать?»).





ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

  • Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний; делать предварительный отбор источников информации; добывать информацию.

  • Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

  • Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

  • Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски).

  • Самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных (учебных межпредметных) задач.

  • Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.

  • Самостоятельно отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и интернет-ресурсы, СМИ).

  • Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников.

  • Самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения.

  • Самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории.

  • Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории.

  • Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

  • – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • – осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели в целях выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

  • Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

  • Владеть приемами осмысленного чтения

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

  • Формирование ИКТ-компетенции

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность, самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы или выступать в качестве заказчика новых программно-аппаратных средств и сервисов.

  • Уметь реализовывать моно- и мультимедийные проекты в сфере информационных и коммуникационных технологий, проходя стадии от формулирования оригинального замысла через создание последовательности промежуточных представлений к итоговому продукту.




КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

  • Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • При необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения).

  • Владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.

  • Понять другие позиции (взгляды, интересы)

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории.

  • Понимать систему взглядов и интересов человека.

  • Владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.

  • Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

  • Понимать, в чем состоит суть общения; использовать различные виды общения; уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

  • Толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!