СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (русскому) языку и родной литературе 3-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и тематическое планирование по родному (русскому языку) и родной литературе для 3-4 классов, 1 час в неделю, всего за год 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку и родной литературе 3-4 классы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 3-4 КЛ.


Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи: 3,4 класс.-М.: Росткнига, 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачами курса являются:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя со 2 -го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Родной язык и родная литература» отводится 1 ч. в неделю в соответствии с планом МБОУ СОШ №1 г.Нерчинск в 3 классе ( 34 часа).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры, лежащие в основе построения рабочей программы: Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

• личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

• деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.


ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:


  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

  • вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • строить рассуждения.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

  • осознание роли речи в общении людей;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

  • интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

К окончанию курса обучающиеся должны знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

  • стили речи: разговорный и книжный;

  • типы текстов;

уметь:

  • уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

  • выразительно читать небольшой текст по образцу;

  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

  • быть хорошим слушателем;

  • определять лексическое значение слова;

  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

  • редактировать предложения;

  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

  • распознавать типы текстов;

  • устанавливать связь предложений в тексте;

  • распознавать стили речи.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 3 класс.

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).








Содержание курса.

3 класс.

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово.

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.




Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

  • стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

  • распознавать типы текстов;

  • устанавливать связь предложений в тексте;

  • распознавать стили речи;

  • выделять многознач. слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.


















Тематическое планирование курса 3 класс


п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности


УУД

Контроль планируемых результатов

Речь. Техника выразительности речи (2 часа)


1-2

Речь. Выразительность речи. Многозначные слова.

Вн. чт. Книги, прчитанные летом. Весёлые стихи Б.Заходера.


2

Многозначные слова. Употребление многозначных слов в устной и письменной речи. Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.

Пересказ текста по прочитанному.

Р:Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию

Делать выводы о значении речи в жизни человека.

Рассуждать о значении языка и речи, о роли языка в жизни и общении.

Различать устную и письменную речь.

Предварительный

Слово(14 часов).


3-4

Омонимы, омоформы и омофоны.

Вн. чт. «Рассказы и сказки Е.Пермяка».


2

Омонимы, омоформы и омофоны. Употребление омонимов в устной и письменной речи. Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.

Чтение и пересказ текста.

Научатся работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями

П. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи

К.: Строить понятные для партнёров различные по цели высказывания

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Текущий

5-6

Фразеологизмы. Сравнения. Олицетворение.

Вн. чт. Сказки Г.Х Андерсена. Рассказы Е.Чарушина.


2

Употребление эпитетов в устной и письменной речи. Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

Театрализованное выступление.

Р: преобразовывать знания в практические умения

П: осуществлять рефлексию способов действий, применять полученную информацию

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Текущий

7-8

Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Вн. чт. Стихи В.В.Маяковского для детей.


2

Эпитеты. Их значение. . Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

Заучивание наизусть.

Работа со словарными словами

Научатся письменно быстро излагать слова

Р: преобразовывать знания в практические умения

П: осуществлять рефлексию способов действий, применять полученную информацию

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Нравственно-этическая ориентация.

Научиться решать логические задачи.

Текущий

9-10

Откуда приходят слова

Вн. чт. Рассказы о животных В.Чаплиной.


2

Заимствованные слова. Употребление заимствованных слов в устной и письменной речи. Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.

Беседа о жизни животных.

Р: Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

П: Произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач

К: Использовать речь для регуляции своего действия

Тематический

11-12

Этимология.Вн. чт.Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют..В.Л.Дуров


2

Этимология. Происхождение и появление слов в языке. Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.

Имя знаменитого человека Л. Дуров. Поиск дополнительной информации.

Р: способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

П: правильность построения предложений

К: определять общую цель и пути её достижения во взаимодействии с коллективом

Текущий

13-14

Как тебя зовут? Наши фамилии.

Вн. чт. «Здравствуй, гостья-зима!» (Стихи русских поэтов –классиков). Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима.

2

Происхождение имен и отчеств. Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов. Происхождение фамилий. Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.

Выразительное чтение.

Р: оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые коррективы

П: контроль и оценка процесса и результата деятельности

К: формулировать собственное мнение и позицию

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Предварительный

15-16

Топонимы. Устаревшие слова.

Вн. чт. Сказки А. Толстого для детей. «Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н. Сладкова).

2

Происхождение географических названий. Уметь объяснять топонимы. Устаревшие слова, архаизмы. Уметь находить и объяснять значение устаревших слов.

Пересказ прочитанного.

Р: Контроль по результату и способу действий

П: Осуществлять синтез, как составление целого из частей

К: соблюдение в устной речи логического (смыслового) ударения и интонации конца предложения

Текущий

Текст (13 часов).


17-18

Типы текстов. Тема текста. Опорные слова. Вн. чт. Книги о защитниках Отечества. А.Гайдар,Е. Благинина. Книги о человеке и его делах. (Стихи С. Михалкова).


2

Текст-описание, повествование, рассуждение. Уметь различать типы текстов. Тема текста. Опорные слова. Составление текста по опорным словам. Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

Пересказ текста.

Р. Составление плана и последовательности действий

П. осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков

К. Использовать речь для регуляции своего действия


Текущий

19-20

Связь предложений в тексте.

Вн. чт. Мама и мы . (Стихи, рассказы, сказки).

2

Деформированный текст. Уметь из предложений составлять текст. Цепная связь предложений в тексте. Употребление местоимений и синонимов для связи предложений.

Беседа по прочитанному.

Р: оценивать правильность выполненных действий и вносить коррективы

П: контроль и оценка процесса и результата деятельности

К: формулировать собственное мнение и позицию

Понимание границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», стремление к преодолению этого разрыва

Текущий

21-22

Цепная связь предложений в тексте. Книга – наш лучший друг.

2

Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте.

Поиск книг в библиотеке.

Самостоятельный анализ слова и выбирать нужный вариант его преобразования

Р. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение

П. Контроль и оценка процесса и результата деятельности

К. Адекватно оценивать собственное поведение

Текущий

23-24

Параллельная связь предложений в тексте. Вн. чт. Мой любимый писатель.

2

Единая тема и смысл предложений. Параллельная связь предложений в тексте. Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью.

Поиск и обсуждение прочитанного.

Р: Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

П: Произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач

К: Использовать речь для регуляции своего действия

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Уметь самостоятельно выполнять работу над ошибками, анализировать, делать выводы.

Текущий

25-27






Единый временной план текста.

Вн. чт. «Лесная газета» В.Бианки.

«Мы все хотим побывать на Луне» (Книги о космонавтах). Любимые книги – любимые писатели.

3

Единый временной план текста. Время глаголов. Временная соотнесенность глаголов в тексте. Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время Уметь редактировать повествовательные тексты.

Выступление с дополнительным материалом.

Определять лексическое значение слов.

Р: Контроль по результату и способу действий

П: Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

К: Формулировать собственное мнение

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

Тематический

28-29

Стили речи. Научный стиль. Словари.

Вн. чт. Книги о труде.

Газеты и журналы для детей. «Про эту книгу» (Книги-самоделки из материалов периодической печати).

2

Стиль речи. Разновидности стилей речи. Монолог и диалог. Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном. Научный стиль. Уметь различать научный текс от других. Словарь. Виды словарей. Использование словарей при чтении. Уметь работать со словарями.

Изготовление книг-самоделок.

Р: Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале

П: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи

К: Формулировать собственное мнение

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


Текущий

Культура общения (5 часов).


30-31

Культура общения.

Вн. чт. Что говорят стихи. (Поэзия С. Маршака).

Читаем любимые книги

2

Слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге.

Самостоятельный поиск книг в библиотеке.

Р: способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

П: правильность построения предложений

К: определять общую цель и пути её достижения

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Предварительный

32-33

Вн. чт. О чём мы будем читать летом. Повторение пройденного за год.

2

Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

Анализ и обобщение прочитанного.

Р: Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий

П: Произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач

К: Использовать речь для регуляции своего действия

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

Итоговый

34

Итоговое занятие КВН.

1

Повторение изученного.


Итоговый







МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методические пособия


Соколова Т.Н. школа развития речи: Курс «Речь»: методическое пособие. 1- 4 класс/ М.:


Росткнига, (Юным умникам и умницам)


Литература для учителя.

  1. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

  2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

  3. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

  4. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992

  5. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

  6. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002













Контроль и оценка планируемых результатов

Текущий

  • Прогностический - проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения

  • Пооперационный - контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • Рефлексивный, контроль обращѐнный на ориентировочную основу, план действия , опирающийся на понимание принципов его построения;

  • Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом



Итоговый контроль в форме:

  • Тестирования

  • Практической работы

  • Творческих работ учащихся

  • Проекты

















Виды контроля

Видами контроля есть предварительный, текущий, тематический и итоговый

Предварительный контроль проводится перед изучением нового курса или нового раздела курса с целью определения знаний учащихся материала предыдущего учебного года, полугодия. Предыдущая проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях учеников.

Текущий контроль осуществляется учителями в ходе изучения каждой темы. При этом диагностируется усвоения учеником лишь отдельных элементов учебной программы. Учитывая, что полноценное усвоение знаний и умений нельзя обеспечить в течение одного урока, текущий контроль учебной деятельностью учащихся на каждом уроке сейчас считается необязательным, хотя и может осуществляться по желанию учителя или с учетом особенностей учебного предмет.

Тематический контроль проводится после изучения темы или раздела программы Его целью является диагностирование качества усвоения учащимися учебного материала по отдельной теме, установления соответствия уровня программным требованием.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и учебного года. Его назначение - диагностирование интегрированного результата учебной деятельности учащихся в соответствии с поставленными задачами на данном этапе задач обучения.

Формы контроля

В зависимости от специфики организации контроля за учебной деятельностью учащихся используются такие формы контроля:

  • фронтальная,

  • групповая,

  • индивидуальная,

  • комбинированная,

  • самоконтроль,

  • взаимоконтроль

При фронтальной форме организации учитель ставит вопрос ко всему классу с целью привлечения его к обсуждению. Данная форма позволяет удачно сочетать проверку знаний с повторением и закреплением материала. За сравнительно короткое время учитель проверяет знания у значительной части учащихся класса Понятно, что на основании коротких ответов учащихся трудно судить о реальном уровне усвоения ими знания.

Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда проверяются итоги учебной работы или ход ее выполнения частью, группой учащихся класса, получившая определенную задачу при этом м вопросы ставятся перед группой, в их решении принимают участие ученики, которые работали в составе данной группы, и обязательно привлекаются другие ученики классу.

Индивидуальный контроль применяется для детального ознакомления учителя с уровнем знаний отдельных учащихся. При этом обращается внимание на осмысленный характер ответа ученика, логичность и его суждений, доказательность положений, умение применять усвоенные знания Этот вид контроля осуществляется на уроке, зависит от времени, которое отводится на контроль, характера и объема изученного материала уровня подготовки ученика.

Комбинированная форма контроля объединяет индивидуальный контроль с фронтальным и групповым. Учитель одновременно вызывает для ответа нескольких учеников, один из них отвечает устно, 1-2 готовятся к ответу, выполняя на классной доске необходимую работу, а остальные ученики выполняет индивидуальные письменные или практические задачи. Преимуществом комбинированной формы опроса является возможность основательно проверить нескольких ученики при сравнительно небольшом расходе времени. Недостатком является то, что она ограничивает обучающую функцию проверки, потому ученики, которые самостоятельно выполняют задания, не участвуют во фронтальной работе с классом, а результаты их труда проверяются учителем за пределами урока.

Самоконтроль помогает ученику самостоятельно разобраться в том, как он овладел знаниями, проверить правильность выполнения упражнений путем обратных действий, оценить практическое значение результатов проведенных опытов, выполненных упражнений, задач и т.п. Сама проверка способствует стимулированию учения, более полному восприятию учебного материала, вызывает потребность в его глубоком осмыслении. В организации самоконтроля учеников применяются средства машинного и безмашинного программирования.

Взаимный контроль включает контроль и оценку со стороны других учеников, оценки самим учеником высказываний и результатов деятельности других учеников. Данная форма воспитывает ответственность за оценку работы товарищей.


Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы


Виды учебно-познавательной деятельности 

Предметы видов 
учебно-познавательной деятельности
 

Наблюдение

Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них

Эксперимент

Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе

Систематизация знаний

Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач (проблем)

Комплексная разнообразная информация познавательного характера

Построение графиков

Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)









4 класс.

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 2 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.


Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

  • изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

  • иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

  • распознавать типы текстов;

  • устанавливать связь предложений в тексте;

  • распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

  • определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

  • восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.


Тематическое планирование 4 класс

урока

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности


1


2

Омонимы, омофоны, омоформы


Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры.

2

Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах.


3



Фразеологизмы.

Применение их в сказках


1


Формирование представления о фразеологизмах. Уметь определять слова с переносным значением слова.



4

Фразеологизмы.

Использование фразеологизмов в разговорной речи

1

Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.


5

Диалектизмы.

1

Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке.

6


7

Сравнение, эпитеты, олицетворение.


Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Работа с текстом.

2

Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.

8

Метафора.

1

Роль метафоры в художественном тексте.


9

Пословицы и поговорки. Афоризмы.





2 четверть

1

Умение уместного употребления пословиц в речи.





10

Подготовка к написанию сочинения по пословице.


1

Умение раскрывать смысл пословицы.

11

Написание сочинения по пословице.

1

Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.

12

Анализ сочинений.

Художественный стиль. Общее понятие.

1

Умение составлять текст в художественном стиле.

13

Сочинение – пейзажная зарисовка.

1

Умение составлять текст в художествен-

ном стиле.

14

Рифма.

1

Умение определять стихи, определенный ритм.

15

Диалог и монолог.

1

Диалог и монолог как форма речи.

16

Драматические импровизации.



1

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.


3 четверть



17

Композиция текста. Основные элементы композиции.

1

Уметь определять все части текста.

18

Композиция. Работа с деформированным текстом.

1

Уметь определять элементы композиции текста.

19

Творческая работа.

1

Писать сочинение на определенную тему.

20

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

1

Составлять текст в художественном стиле.

21

Творческая работа.

1

Сочинение сказки по опоре.

22

Публицистический стиль.

1

Уметь писать сочинения в публицистическом стиле.

23

Газетно – публицистический стиль.

1

Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью.

24

Деловая игра «Вёрстка газеты».

1

Формирование умения выпускать стенную газету.

25

Официально – деловой стиль.

1

Формировать умение написания деловых документов.

26

Тезисы. Конспект.

4 четверть

1

Формировать умение написания конспектов статей.

27

Аннотация.

1

Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам.

28

Я пишу письмо.

1

Формирование умения оформления адреса на письме.

29

Личный дневник.

1

Умение вести записи в личном дневнике.

30

Сочинение «Мои любимые стихи».

1

Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии.

31

Сочини сценарий для мультфильма.

1

Формирование навыка составления мультфильма.

32

Конкурс на лучшее название конфет.

1

Оформление своих исследований в виде презентации.

33


34

Обобщение. Проверочная работа.


Лингвистический турнир


2



Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!