СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (русскому языку) в 3 классе с ЗПР

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по родному( русскому языку) для обучающихся с ЗПР в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому языку) в 3 классе с ЗПР»

Бюджетное образовательное учреждение г. Омска«Школа-интернат основного общего образования № 2»


«Принята»

решением

педагогического совета Протокол № от


«Согласовано»

Заместитель директора  

_________ Г. К. Сембаева


 «Утверждено»

Директор БОУ г. Омска

«Школа-интернат

основного общего образования№2»

_________В. С. Санин

Пр. № от







Рабочая программа

по родному языку (русскому языку)

для обучающихся с задержкой психического развития

3 класс


УМК «Школа России»







Составлена учителем начальных классов

Рубцовой Еленой Васильевной

первая квалификационная категория



2019-2020 учебный год




  1. Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (c изменениями от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357, от 18 декабря 2012 № 1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, от 18 мая 2015 года №507, от 31 декабря 2015 года № 1576);

-Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

-Основной образовательной программы начального общего образования БОУ г.Омска «Школа-интернат основного общего образования №2»;

-Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 с изменениями и дополнениями).

-Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 03.08.2018 № 317-ФЗ)

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

-Федеральным базисным учебным планом, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312;

-Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России.

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель изучения: воспитание уважения к родному (русскому) языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.

Овладение учебным предметом «Родной язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

• развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;

• проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;

• осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

• овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

• обогащение активного и потенциального словарного запаса;

• расширение объема используемых в речи грамматических средств;

• совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

  1. Общая характеристика.

Структура курса

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Рамки урока и насыщенность школьной программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.

В настоящее время — в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности, – особенно важно и нужно расширять рамки знаний учащимися не только программного материала.

Изучение родного русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учеников. Специфика начального курса родного (русского) языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс родного русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении родному русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учеников с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью – применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Основные содержательные линии

Материал курса «Родной (русский) язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи;

- о звуках живой речи Прииртышья (устойчивость звуковой системы национального русского языка как фактор эффективности общения в коллективе, объединяющем разные поколения).

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре родного (русского) языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учеников служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень школьников как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.


  1. Описание места предмета в учебном плане

Предмет «Родной (русский) язык» относится к образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». В учебном плане на изучение предмета «Родной (русский) язык» в 3 классе отводится 17 часов (0,5 час в неделю) интегрировано с уроками русского языка.

  1. Изучение родного русского языка в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:

-готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

-готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

-формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

-развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

-принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

-готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

V. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • интереса к изучению языка;

  • осознания ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научаться:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научаться:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные:

Учащиеся научатся:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

  • правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

  • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок.

VI.Тематическое планирование


Тема раздела

Количество часов

Количество практических работ

О звуках живой речи Прииртышья

12


Развитие речи

5

5

Итого

17

VII. Содержание изучаемого курса

О звуках живой речи Прииртышья (12 часов)

Устойчивость звуковой системы национального русского языка как фактор эффективности общения в коллективе, объединяющем разные поколения.

Произношение безударных гласных в диалектной речи: оканье; яканье; ёканье; иканье; еканье; уканье; выпадение безударных гласных; вставка гласных в труднопроизносимых сочетаниях согласных; особенности произношения А, О, Ы после шипящих и Ц.

Безударные гласные в старожильческих говорах Омского Прииртышья. Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: особое аканье; конкуренция еканья и иканья в речи горожан разного возраста.

Особенности произношения согласных в речи сибиряков на территории Омской области. Особенности произношения разных групп согласных в речи жителей Омского Прииртышья. Фонетические признаки старожильческих говоров Омского Прииртышья в области согласных.

«Язык и культура общения». В основу обучения родному (русскому) языку, речи положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребёнку:

а) осознать язык как средство общения, а себя – как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью данного блока является его коммуникативная направленность. Обусловлен данный подход тем, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение родного (русского) языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства.

Изучение данного раздела даѐт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; о компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого раздела развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Развитие речи (5 часов).

Овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, учебной литературы. Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Обучение правильному использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения (в предусмотренном объёме).

Текст: общее знакомство с его признаками; отличие текста от предложения и набора предложений. Тема и основная мысль как стержень текста; их отражение в заголовке; озаглавливание текста с учётом темы и (или) основной мысли. Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).

Практикум. Сбор материала «живой речи» региона. Описание «живой речи» одного лица.

VIII.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Печатные пособия:

Канакина, В. П. Русский язык. 1–4 классы [Текст] : сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2014.

Информационно-коммуникативные средства:

Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной «Русский язык. 3 класс» (CD).

Наглядные пособия:

• Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

• Наборы предметных (сюжетных) картинок.

Материально-технические средства:

• Классная доска.

• Компьютерная техника.

• Интерактивная доска.

Тематическое планирование

с указанием количества часов на освоение каждой темы

Тема урока

Кол-во часов

Дата

О звуках живой речи Прииртышья (12 часов)

1.

Национальный русский язык.Культура устной и письменной речи. Текст. Типы текстов.

1


2.

Произношение безударных гласных в диалектной речи (оканье, яканье, иканье). Главные члены предложения. Предложения с однородными членами.

1


3.

Произношение безударных гласных в диалектной речи: иканье; еканье; уканье. Состав слова.Корень. Корневые орфограммы.

1


4.

Произношение безударных гласных в диалектной речи выпадение безударных гласных. Состав слова.Приставка. Суффикс. Окончание слова. Основа слова.

1


5.

Произношение безударных гласных в диалектной речи: вставка гласных в труднопроизносимых сочетаниях согласных. Части речи. Имя существительное. Собственные и нарицательные.

1


6.

Произношение безударных гласных в диалектной речи: особенности произношения А, О, Ы после шипящих и Ц. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род и число имен существительных.


1


7.

Безударные гласные в старожильческих говорах Омского Прииртышья. Склонение имен существительных.

1


8.

Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: особое аканье. Местоимение. Формы местоимений. Употребление местоимений в речи.

1


9.

Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: конкуренция еканья и иканья в речи горожан разного возраста. Глагол. Изменение глаголов по временам.


1


10.

Особенности произношения согласных в речи сибиряков на территории Омской области. Неопределенная форма глагола.

1


11.

Особенности произношения разных групп согласных в речи жителей Омского Прииртышья. Изменение глаголов по числам. НЕ с глаголами.

1


12.

Фонетические признаки старожильческих говоров Омского Прииртышья в области согласных. Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам и падежам.


1


Развитие речи (5 часов)

Практикум.

13.

Многозначные слова. Слово и его значение. Словосочетание. Предложение.

1


14.

Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1


15.

Проект: Сбор материала «живой речи» региона. Описание «живой речи» одного лица.


1


16.

Язык – главный помощник в общении.Игра «Язык родной, дружи со мной».

1


17.

Проект: Сбор материала «живой речи» региона. Описание «живой речи» одного лица.


1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!