Бюджетное образовательное учреждение г. Омска«Школа-интернат основного общего образования № 2»
«Принята» решением педагогического совета Протокол № от | «Согласовано» Заместитель директора _________ Г. К. Сембаева | «Утверждено» Директор БОУ г. Омска «Школа-интернат основного общего образования№2» _________В. С. Санин Пр. № от |
Рабочая программа
по родному языку (русскому языку)
для обучающихся с задержкой психического развития
3 класс
УМК «Школа России»
Составлена учителем начальных классов
Рубцовой Еленой Васильевной
первая квалификационная категория
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (c изменениями от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357, от 18 декабря 2012 № 1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, от 18 мая 2015 года №507, от 31 декабря 2015 года № 1576);
-Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
-Основной образовательной программы начального общего образования БОУ г.Омска «Школа-интернат основного общего образования №2»;
-Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 с изменениями и дополнениями).
-Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 03.08.2018 № 317-ФЗ)
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
-Федеральным базисным учебным планом, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312;
-Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель изучения: воспитание уважения к родному (русскому) языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.
Овладение учебным предметом «Родной язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
• развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
• проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
• осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
• овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса;
• расширение объема используемых в речи грамматических средств;
• совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика.
Структура курса
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Рамки урока и насыщенность школьной программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.
В настоящее время — в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности, – особенно важно и нужно расширять рамки знаний учащимися не только программного материала.
Изучение родного русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учеников. Специфика начального курса родного (русского) языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс родного русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении родному русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учеников с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью – применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии
Материал курса «Родной (русский) язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи;
- о звуках живой речи Прииртышья (устойчивость звуковой системы национального русского языка как фактор эффективности общения в коллективе, объединяющем разные поколения).
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре родного (русского) языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учеников служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень школьников как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Описание места предмета в учебном плане
Предмет «Родной (русский) язык» относится к образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». В учебном плане на изучение предмета «Родной (русский) язык» в 3 классе отводится 17 часов (0,5 час в неделю) интегрировано с уроками русского языка.
Изучение родного русского языка в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:
-готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
-готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
-формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
-развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
-принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
-готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Учащиеся получат возможность для формирования:
интереса к изучению языка;
осознания ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные:
Регулятивные:
Учащиеся научаться:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
Учащиеся получат возможность научиться:
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научаться:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные:
Учащиеся научатся:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
правильно писать слова с изученными орфограммами;
видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь).
Учащиеся получат возможность научиться:
производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок.
VI.Тематическое планирование
Тема раздела | Количество часов | Количество практических работ |
О звуках живой речи Прииртышья | 12 | |
Развитие речи | 5 | 5 |
Итого | 17 |
VII. Содержание изучаемого курса
О звуках живой речи Прииртышья (12 часов)
Устойчивость звуковой системы национального русского языка как фактор эффективности общения в коллективе, объединяющем разные поколения.
Произношение безударных гласных в диалектной речи: оканье; яканье; ёканье; иканье; еканье; уканье; выпадение безударных гласных; вставка гласных в труднопроизносимых сочетаниях согласных; особенности произношения А, О, Ы после шипящих и Ц.
Безударные гласные в старожильческих говорах Омского Прииртышья. Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: особое аканье; конкуренция еканья и иканья в речи горожан разного возраста.
Особенности произношения согласных в речи сибиряков на территории Омской области. Особенности произношения разных групп согласных в речи жителей Омского Прииртышья. Фонетические признаки старожильческих говоров Омского Прииртышья в области согласных.
«Язык и культура общения». В основу обучения родному (русскому) языку, речи положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребёнку:
а) осознать язык как средство общения, а себя – как языковую личность;
б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;
в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью данного блока является его коммуникативная направленность. Обусловлен данный подход тем, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение родного (русского) языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства.
Изучение данного раздела даѐт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; о компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого раздела развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Развитие речи (5 часов).
Овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, учебной литературы. Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Обучение правильному использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения (в предусмотренном объёме).
Текст: общее знакомство с его признаками; отличие текста от предложения и набора предложений. Тема и основная мысль как стержень текста; их отражение в заголовке; озаглавливание текста с учётом темы и (или) основной мысли. Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).
Практикум. Сбор материала «живой речи» региона. Описание «живой речи» одного лица.
VIII.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия:
Канакина, В. П. Русский язык. 1–4 классы [Текст] : сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2014.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной «Русский язык. 3 класс» (CD).
Наглядные пособия:
• Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
• Наборы предметных (сюжетных) картинок.
Материально-технические средства:
• Классная доска.
• Компьютерная техника.
• Интерактивная доска.
Тематическое планирование
с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
О звуках живой речи Прииртышья (12 часов) |
1. | Национальный русский язык.Культура устной и письменной речи. Текст. Типы текстов. | 1 | |
2. | Произношение безударных гласных в диалектной речи (оканье, яканье, иканье). Главные члены предложения. Предложения с однородными членами. | 1 | |
3. | Произношение безударных гласных в диалектной речи: иканье; еканье; уканье. Состав слова.Корень. Корневые орфограммы. | 1 | |
4. | Произношение безударных гласных в диалектной речи выпадение безударных гласных. Состав слова.Приставка. Суффикс. Окончание слова. Основа слова. | 1 | |
5. | Произношение безударных гласных в диалектной речи: вставка гласных в труднопроизносимых сочетаниях согласных. Части речи. Имя существительное. Собственные и нарицательные. | 1 | |
6. | Произношение безударных гласных в диалектной речи: особенности произношения А, О, Ы после шипящих и Ц. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род и число имен существительных. | 1 | |
7. | Безударные гласные в старожильческих говорах Омского Прииртышья. Склонение имен существительных. | 1 | |
8. | Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: особое аканье. Местоимение. Формы местоимений. Употребление местоимений в речи. | 1 | |
9. | Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: конкуренция еканья и иканья в речи горожан разного возраста. Глагол. Изменение глаголов по временам. | 1 | |
10. | Особенности произношения согласных в речи сибиряков на территории Омской области. Неопределенная форма глагола. | 1 | |
11. | Особенности произношения разных групп согласных в речи жителей Омского Прииртышья. Изменение глаголов по числам. НЕ с глаголами. | 1 | |
12. | Фонетические признаки старожильческих говоров Омского Прииртышья в области согласных. Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам и падежам. | 1 | |
Развитие речи (5 часов) Практикум. |
13. | Многозначные слова. Слово и его значение. Словосочетание. Предложение. | 1 | |
14. | Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | |
15. | Проект: Сбор материала «живой речи» региона. Описание «живой речи» одного лица. | 1 | |
16. | Язык – главный помощник в общении.Игра «Язык родной, дружи со мной». | 1 | |
17. | Проект: Сбор материала «живой речи» региона. Описание «живой речи» одного лица. | 1 | |