СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ручному труду для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (В-1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ручному труду для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (В-1)»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Листопадовская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района Воронежской области

397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru

ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150

Принята решением педагогического совета

«30 » августа 2019 года

( протокол № 1)

«Утверждаю»

Директор школы _______Л.А.Чернавина

Приказ №110 от «30» августа 2019 года.





Рабочая программа

по ручному труду (В-1)

2 класс

УМК:

  1. Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. 1-4 классы. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы


  1. Учебник «Технология. Ручной труд» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы2 класс. Л.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2018.

Составитель:

учитель начальных классов:

Ильина Ольга Николаевна,

I квалификационная категории

с.Листопадовка

2019-2020 уч.г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 2 класса составлена на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.

Программа разработана на основе авторской программы Н. Н. Павловой по трудовому обучениюдля специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под.редакцией В.В.Воронковой .7-е издание, Москва, «Просвещение», 2010г. ориентирована на учебник: технология. Ручной труд. 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор Л.А.Кузнецова, изд. Санкт-Петербург, филиал «Просвещение», 2010г.)

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Ручной труд» (2 класс) составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;

  • Устав МКОУ Листопадовской СОШ;

  • Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ Листопадовской СОШ (вариант 1), протокол педсовета №1 от 28.08.2018 г., приказ №1 от 01.09.2018 г.

Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.

Задачи:

- воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);

- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых навыков, обучение приёмам труда, развитие самостоятельности;

- формирование организационных умений.

- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;


В процессе реализации образовательной программы по ручному труду решаются коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий

  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий

  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.

  • коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия

  • коррекция и развитие тактильного восприятия

  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)

  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).

  • умение выражать свои чувства.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты:

Минимальный уровень:


Общетрудовые умения


Умение ориентироваться в задании

  1. Сравнение образца с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой,

муляжом с помощью учителя и самостоятельно.

  1. Понимание объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельное определение его функции.

  2. Анализ образца, включающий выделение основных его признаков и свойств (название, форма, величина, цвет деталей, из которых состоит предмет, пространственный признак, материал), с помощью учителя и самостоятельно.

  3. Анализ условий труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы

Умение планировать

ход работы

1. Планирование трудовых действий:

— умение с опорой на образец и графические обозначения на наглядных материалах отвечать на вопросы учителя при составлении плана работы над изделием; выполнять изделие по образцу учителя с опорой на инструкцию

и самостоятельно; придерживаться планирования при изготовлении изделия.

2. Определение инструментов:

— умение по вопросам учителя и самостоятельно определять тот или иной инструмент для выполнения необходимых действий

Умение контролировать

свою работу

1. Осуществление контроля действий в ходе работы с помощью учителя:

— умение проверить по требованию учителя правильность изготовленных деталей (по образцу, шаблону, линейке, способом наложения, визуально); обнаружить ошибку и исправить её под руководством учителя.

2. Осуществление заключительного контроля:

— умение с опорой на образец обнаружить ошибки в изготовленном изделии, установить причину их появления (уточнить размеры, разобрать изделие на части, заменить детали); умение самостоятельно составить устный отчёт о проделанной работе по операциям; сделать подробный анализ своего изделия и изделия своего товарища по вопросам учителя и самостоятельно.

Специальные трудовые (простые и сложные) умения

Организационные

умения

  1. Подготовка и содержание в порядке рабочего места:

— умение понимать и самостоятельно выполнять указание учителя правильно подготовить рабочее место к работе с поделочными материалами; удобно располагать на рабочем месте инструменты, приспособления и материалы; выполнять требование учителя содержать рабочее место в порядке (класть инструменты на определённые места, убирать обрезки в коробки).

  1. Экономное расходование материалов при разметке:

— умение располагать шаблоны, отмерять и откладывать размеры так, чтобы оставалось меньше отходов.

3. Работа с разделением труда в коллективе:

— умение изготавливать детали для себя и своего товарища; собирать изделие из своих деталей и деталей, сделанных товарищем; выполнять общественные обязанности ответственного за инструменты, хранение мате риалов, чистоту и порядок на рабочих местах; выполнять общественные

поручения по уборке класса после уроков трудового обучения.



4. Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности:

  • формирование привычки работать только чистыми руками; мыть руки, если они испачкались во время работы;

  • умение предохранять от загрязнения, порчи поделочные материалы;

самостоятельно пользоваться подкладными листами, тряпкой; аккуратно складывать материалы и детали так, чтобы не загибались и не рвались края; убирать инструменты по окончании работы; понимать и выполнять указания учителя соблюдать осторожность при работе с колющими и режущими инструментами.


Двигательные

трудовые умения

  1. Экономное расходование трудовых усилий и времени: - умение правильно держать инструмент в процессе работы; следить за сохранением удобной и правильной рабочей позы; не спешить при выполнении задания.

  2. Владение инструментами и приспособлениями:

— умение правильно понимать и самостоятельно исполнять указания учителя, работая необходимыми инструментами и приспособлениями; пользоваться гладилкой, ножницами, линейкой; вдевать нитку в иголку, шить с напёрстком, прокалывать отверстия шилом.

  1. Обработка разнообразных материалов:

— умение понимать указание учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять следующие обработочные операции: разрезать пластилин тонкой проволокой, суровой нитью, стекой; лепить из отдельных частей и целого куска пластилина (глины); обрывать и мять бумагу; прорабатывать гладилкой бумагу; сгибать и складывать бумагу по намеченным линиям сгиба; вырезать ножницами по прямой и кривой линиям детали несложной и сложной конфигурации; резать бумагу, сложенную вдвое и в несколько раз; размечать бумагу по шаблону и линейке; прокалывать отверстия шилом; завязывать на нитке узелок, наматывать нитки на картон- ку; сматывать нитки в клубок; вышивать стежком «шнурок».

  1. Сборка изделия:

— умение выполнять следующие сборочные операции (с опорой на образец и предварительную разметку): пришивать пуговицы с двумя сквозными отверстиями; пришивать пуговицы с двумя сквозными отверстиями с подкладыванием палочки; сшивать детали смёточными стежками; при- клеивать элементы и детали; наносить клей на детали; приклеивать природные материалы (листья, цветы, травы) на основу; плести закладку из полос цветной бумаги.

  1. Разметка материалов:

— умение определять с помощью линейки высоту, длину и ширину пред- мета (под руководством учителя и самостоятельно); выполнять разметку изготавливаемых деталей: по шаблону, по трафаретам, по линейке, продёргиванием нитей в ткани крупного переплетения (холст, канва)


Пространственная

ориентировка

Умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги.

Определение и самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов:

-пространственные связи частей в предмете (посередине, выше, ниже);

-пространственные отношения между предметами (вверху, внизу, впереди, сзади, между, около, прямо, сверху, рядом, справа, слева, близко, ближе, далеко, дальше, больше, меньше, шире, уже, равные, вокруг, короче, длиннее);

-положение (напротив, один над другим или под другим);

-направление (на себя, от себя);

-протяженность (длинный, короткий).

Понимание многокомпонентных пространственных характеристик (в правом верхнем углу).

Соблюдение пропорций, размеров и правильное расположение деталей

Умения узнавать и называть форму объекта труда

Узнавание, называние и различение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник).

Узнавание и называние геометрических тел прямоугольной (кубик, брусок), цилиндрической, конической и шарообразной формы (цилиндр, конус, шар).

Умения узнавать и называть цвет объекта труда

Узнавание и называние цвета картона (белый, серый, желтый, окрашенный в разные цвета), цвета ниток. Отделывание изделия цветным пластилином.

Различение тканей по окраске: гладкоокрашенные или с рисунком.


Достаточный уровень :

  • знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

  • знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

  • знание видов художественных ремесел;

  • нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

  • знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

  • осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

  • отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

  • экономное расходование материалов;

  • использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения


Личностными результатами изучения предмета являются:

  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;

  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;

  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;

  • Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

  • Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;

  • Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

  • Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;

  • Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.

Регулятивные действия:

  • определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные действия:

  • находить ответы на вопросы ;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

  • умение высказывать  своё отношение к получаемой информации;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия:

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль.

Метапредметные результаты обучения:

  • приобретение умения анализировать задания, понимать поставленную цель;

  • - совместно с педагогом планировать предстоящую практическую деятельность;

  • - подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты;

  • - соблюдать правила безопасного и рационального труда;

  • - работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

  • - взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • - оценивать результаты своей деятельности, корректировать в случае необходимости свои действия.


Содержание учебного предмета

Работа с пластилином . Во 2-м классе знания школьников пополняются техническими сведениями о назначении и применении глины в промышленности: глина как строительный материал; применение глины для изготовления посуды; применение глины для изготовления скульптуры. В ходе лепных работ дети знакомятся с геометрическими телами (брус, цилиндр, конус, шар) и их признаками. На основе геометрических тел лепят изделия соответствующей формы (столярные предметы прямоугольной геометрической формы; посуда цилиндрической, конической и шарообразной формы). Работая с пластическим материалом, второклассники осваивают как новые приёмы их обработки (с применением резака, стеки), так и закрепляют и совершенствуют ранее освоенные в 1-м классе (скатывание, сплющивание, сдавливание, вытягивание, прищипывание, примазывание). Так же происходит закрепление практических умений лепить конструктивным способом изделия и фигурки (лепка из отдельных частей). Новым для второклассников является освоение пластического способа лепки изделий и фигурок (лепка из целого куска пластической массы), что является наиболее сложным для этих детей.

Объекты труда: бруски, кубики, башня, ворота, молоток, чашки, чайник, фигурки животных, птиц, макеты.


Работа с природными материалами . Во 2-м классе содержание учебного материала данного вида работы направлено на ознакомление школьников с новыми видами природных материалов, их свойствами и применением (жёлуди, скорлупа грецкого ореха и др.). Практическая работа с новыми природными материалами предусматривает изготовление многодетальных объёмных изделий с применением незнакомого детям инструмента (шило) или вспомогательного материала (палочки с заострёнными концами). Повторяются познавательные сведения об уже знакомых природных материалах, их свойствах и правилах заготовки (сухие листья, травы, цветы, шишки и др.). Закрепляются навыки обработки этих материалов (наклеивание) и использования их при изготовлении аппликационных работ и объёмных композиций (макетов).

Объекты труда: птички, парусник, черепаха, собачка, человечек, утка, композиции (макеты ) и др.


Работа с бумагой и картоном . Во 2-м классе содержание учебного материала, предусмотренного программой, в этом виде труда пополняется новыми познавательными сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке. Также новым для учащихся 2- го класса на уроках труда является освоение приёмов разметки бумаги с помощью линейки. Опираясь на некоторый опыт в обращении с линейкой, полученный на уроках математики, дети применяют его в процессе разметки бумаги и картона. В то же время школьники продолжают работать с шаблонами, закрепляя умения, приобретённые в 1-м классе. Содержание программы предусматривает работу по разметке бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур и форм сложной конфигурации. Все шаблоны заранее заготавливаются учителем.

Особое внимание во 2-м классе уделяется закреплению и совершенствованию таких важных умений и навыков, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги. В процессе сгибания бумаги используются приёмы: «сгибание с угла на угол», «сгибание пополам», «совмещение углов и сторон с опорными точками», «деление стороны на две равные части способом сгибания бумаги», «сгибание по типу гармошки». Работая ножницами, второклассники закрепляют приёмы прямолинейного и криволинейного вырезания: «надрез по короткой вертикальной линии», «разрез по короткой линии», «разрез по длинной линии», «вырезание по кругу». Продолжают осваивать способы: «симметричное вырезание» и «тиражирование деталей».

Объекты труда: аппликации, ёлочные игрушки, гирлянды, поздравительные открытки, композиции (макеты), предметы быта: пакет, книжки-игольницы, салфетки с прорезным орнаментом, закладки и др.


Работа с текстильными материалами . Во 2-м классе содержание данного раздела углубляется за счёт включения познавательных сведений о новых текстильных материалах (ткань, пуговица, тесьма, сутаж, тонкая верёвка, шпагат) и их видах, сортах, свойствах, применении и назначении. В ходе практической деятельности дети овладевают разнообразными приёмами работы с этими материалами (пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями и с подкладыванием палочки, раскрой ткани по готовой выкройке, сшивание ткани и вышивание по канве смёточным стежком, выполнение стежка «шнурок»). Наряду с освоением перечисленных материалов дети повторяют имеющиеся у них первоначальные сведения о нитках (свойства ниток: цвет, толщина, разрываются, разрезаются, скручиваются, сплетаются). В 1-й четверти программой предусматривается работа на повторение практических действий с нитками (намотка ниток на картон и в клубок, связывание в пучок, плетение косички, завязывание узелка на конце нити, вышивание).

Объекты труда: коллекция из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, ягоды, шарики и человечки из ниток, игольница, закладка и салфетка с вышивкой.



Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

Работа с глиной и пластилином.

1

Инструктаж по ТБ. Работа с глиной и пластилином.

1

03.09



2

Лепка столярных инструментов.

1

10.09



3

Лепка с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля.

1

17.09



Работа с природными материалами.

4

Работа с природными материалами. Изготовление птички.

1

24.09



5

Изготовление рыбки.

1

01.10



Работа с бумагой и картоном.

6

Работа с бумагой и картоном. Изготовление пакета из бумаги.

1

08.10



7

Изготовление счетного материала (квадраты, треугольники, круги).

1

15.10



Работа с текстильными материалами.

8

Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных ягод из ниток.

1

22.10



9

Плетение косички из веревочек.

1

05.11



Работа с глиной и пластилином.

10

Лепка стакана для карандашей.

1

12.11



11

Лепка с натуры цветочного горшка.

1

19.11



12

Лепка по представлению чайной посуды.

1

26.11



Работа с природными материалами.

13

Составление композиции из засушенных растений.

1

03.12



14

Изготовление ежика из сухих листьев.

1

10.12



15

Изготовление колпачка для карандашей из каштанов.

1

17.12



Работа с бумагой и картоном

16

Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд.

1

24.12



17

Изготовление закладки для книг.

1

16.01



Работа с глиной и пластилином


18

Лепка по образцу цыпленка и утенка

1

23.01



19

Лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы.

1

30.01



Работа с природными материалами

20

Изготовление персонажей к сказке «Теремок»

1

06.02



Работа с бумагой и картоном

21

Изготовление закладки из тонкого картона. Оклеивание картона бумагой

1

13.02



22

Изготовление аппликации «Грузовик»

1

20.02



23

Изготовление поздравительных открыток


1

27.02



Работа с текстильными материалами

24

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника

1

05.03



25

Составление коллекции тканей

1

12.03



26

Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок)

1

19.03



27-28

Изготовление игольницы

2




Работа с глиной и пластилином

29

Лепка по представлению свободных композиций («Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль»)

1




Работа с бумагой и картоном

30

Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек

1




31

Изготовление трехсекционного светофора

1




Работа с текстильными материалами

32

Выполнение стежка «шнурок»

1




33

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением

1




34-35

Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок»

2









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!