СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русской литературе 5 класс (по обновленным ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.   № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) , а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р),  Примерной программы по литературе для 5-9 классов и на основе авторской программы В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной, М.: Просвещение, 2019). Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русской литературе 5 класс (по обновленным ФГОС)»

Управление образования администрации Канашского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чагасьская средняя общеобразовательная школа имени Михаила Викторовича Серова»

Канашского района Чувашской Республики



РАССМОТРЕНА
методическим объединением учителей начальных классов
Протокол от 18.08..2022 г. №1

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
________ Васильева Е.А.

от 19.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНА.
приказом директора МБОУ "Чагасьская СОШ им. М.В. Серова»
от 19.08.2022 г. № 27






Рабочая программа по предмету

«Литература»

для 5 класса основного общего образования












Составители: учителя русского языка и литературы

Васильева Е.А., Яковлева О.П.



















ЧАГАСИ-2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), Примерной программы по литературе для 5-9 классов и на основе авторской программы В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной, М.: Просвещение, 2019). Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Реализация учебной программы обеспечивается УМК:

  1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч./В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:Просвещение, 2019.

  2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: дидактические материалы по литературе. 5 класс/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:Просвещение, 2019.

  3. Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (Электронный ресурс)/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:Просвещение, 2019.

  4. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (базовый уровень)./под ред. В.Я.Коровиной - М.:Просвещение, 2014

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2020-2021 учебный год.

Программа детализирует и раскрывает содержание ФГОС по литературе, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко­культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу..

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою точку зрения.





МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету«Литературное чтение».

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и на основе ООП ООО «МБОУ Чагасьская СОШ им. М.В. Серова» Канашского района Чувашской Республики. Для обучения русскому языку выбрана содержательная линия М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Г.А. Богданова, Т.С.Тронина, Н.Н.Сергеева издательства «Просвещение». Тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком школы на 2022-2023 учебный год.

Количество часов по учебному плану:5 класс: 102 ч/год, 3 ч/неделю

УМК:Литература: 5 класс. В 2 ч.: учебник/В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин - 12-е изд..- М.: Просвещение,2021



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.

Устное народное творчество

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Малые жанры фольклора.

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.

Русские народные сказки.

«Царевна-лягушка», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

Из русской литературы XVIII и XIX веков

Роды и жанры литературы.

Басни.

А.П. Сумароков «Кокушка».

И.И. Дмитриев «Муха».

И. А. Крылов. Басни. «Волк на псарне», «Ворона и Лисица».

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А.Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.

В.А.Жуковский.

«Спящая царевна», «Кубок». Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А.Жуковского-переводчика.

А.С.Пушкин.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о литературной сказке.

Рифма. Ритм.

А.А.Погорельский.

«Черная курица, или Подземные жители». Сказочно ­условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

М.Ю. Лермонтов

«Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата - защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Н.В. Гоголь

«Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

Н.А.Некрасов.

Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. «Мороз, красный нос». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.

Стихотворение «Крестьянские дети».

И.С.Тургенев.

«Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.

А.А.Фет. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь».

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

А.П.Чехов «Хирургия». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Роль художественной детали.


Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.


Стихотворения Ф. И.Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.С. Никитина ( не менее трех стихотворений).

Из русской литературы XIX-XX веков

И.А. Бунин

Рассказы «В деревне», «Лапти»

В.Г.Короленко

Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».

А.П.Платонов «Никита».

В.П.Астафьев Рассказ «Васюткино озеро».


Поэты о Великой Отечественной войне.


А.Твардовский «Рассказ танкиста». Дети и война.

К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

И.А. Бунин «Помню-долгий зимний вечер»

Н.М.Рубцов «Родная деревня»

Дон-Аминадо «Города и годы).


Зарубежная литература


Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). «Снежная королева».

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Дж. Лондон «Сказание о Кише».


Произведения о животных.


Э. Сетон-Томпсон «Арно»


Современная зарубежная и отечественная литература для детей.


Ульф Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна».

Ая эН (И.Б.Крестьева) «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».


Писатели улыбаются.


Ю.Ч.Ким «Рыба-кит»

















ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— представление о способах противодействия коррупции;

— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— активное участие в школьном самоуправлении;

— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

— стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

— умение принимать себя и других, не осуждая;

— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

— готовность адаптироваться в профессиональной среде;

— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;

— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);

— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;

— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия:

— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— уметь обобщать мнения нескольких людей;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

— участниками взаимодействия на литературных занятиях;

— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

— делать выбор и брать ответственность за решение.

  1. Самоконтроль:

— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

  1. Эмоциональный интеллект:

— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;

— выявлять и анализировать причины эмоций;

— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

— регулировать способ выражения своих эмоций;

  1. Принятие себя и других:

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

— проявлять открытость себе и другим;

— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  1. Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли ввоспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;

  2. понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текстанаучного, делового, публицистического;

  3. владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оцениватьпрочитанные произведения:

— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;

— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);

  1. выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученныхранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);

  2. пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ,отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

  3. участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценкипрочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);

  4. создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (сучётом литературного развития обучающихся);

  5. владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведенийфольклора и литературы;

  6. осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества ихудожественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

  7. планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, втом числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

  8. участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учитьсяпублично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);

владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернетресурсами, соблюдая правила информационной безопасности






















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение (1ч)


1

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы

1


Устное народное творчество(11ч)


2

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7370/start/245746/

3

Сказка как особый жанр.

1


4

Особенности сказки и ее премудрости.

1


5

Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7371/start/310764/

6

«Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича.

1


7

Р.Р. «Иван – царевич – победитель житейских невзгод.

1


8

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7368/start/245618/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7367/start/300876/

9

Контрольная работа №1 «Народные сказки».


1


Из русской литературы XIX века(39ч)


10


Роды и жанры

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7393/start/300908/

11

А.П.Сумароков «Кокушка»

1


12

И.И. Дмитриев «Муха»

1


13


И. А. Крылов – «поэт и мудрец». Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк на псарне».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7392/start/244530/


14

«Ворона и Лисица»

1


15


Р.Р.Рассказ и мораль в басне.

1


16

Вн. чт. Басни Крылова, Сумарокова, Ломоносова.

1


18


В.А. Жуковский. Рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна» как литературная сказка.


1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7394/start/310796/

19

Из истории создания сказки.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7391/start/245682/

20

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе.

1


21

Подвиг и безрассудство

1


22

А.С. Пушкин. Рассказ и детских и лицейских годах жизни.

1


23

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7389/start/310860/

24

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7388/start/310892/

25


А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.


1


27


Р.Р. Победа добра над злом.


1


28

Сравнительная характеристика героев. истоки сюжета, поэтика сказки.


1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7387/start/310924/

29


Стихотворная и прозаическая речь. Рифма. Ритм.


1


30

Русская литературная сказка.



31

Контрольное работа по творчеству В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, И.А.Крылова

1


32


А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7386/start/316169/

33

А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

1


34

Проект. Иллюстрации к сказке А.Погорельского «Черная курица…»

1


35

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7385/start/310956/

36

«Бородино»: проблематика и поэтика. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.

1


37

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7384/start/244882/

38

Реальность и фантастика в повести.

1


39

Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7383/start/245458/

40


«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.


1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7382/start/245394/

41

Язык стихотворения.

1


42

И.С. Тургенев. Рассказ о писателе.

1


43

«Муму» как повесть о крепостном праве.

1


44

«Муму». Протест против крепостничества в рассказе.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7381/start/244754/

45

Р.Р.Устные ответы на вопросы по рассказу «Муму». Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7380/start/244594/

46

Контрольное сочинение по рассказу «Муму».

«Герасим и Муму»

1


47

А.А. Фет. Рассказ о писателе

1


48

А.А. Фет. Лирика.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7379/start/244562/

49

Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе.

1


50

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

1


51

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

1


52

Р.Р.Жилин и Костылин

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7377/start/300940/

53

А.П. Чехов. Рассказ о писателе

1


54


А.П. Чехов«Хирургия». Юмористический рассказ

1


55

Контрольная работа № 3 «Русская литература 18- 19 веков»

1


Русские поэты 19 века о Родине и о родной природе (6ч)



56

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…»

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7374/start/244946/

57

Ф.И. Тютчев «Весенние воды»

1


58

Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»

1


59

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

1


60

И.С. Никитин «Утро».

1


61

А.Н.Майков «Ласточки».

1


62

И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне»

1


Из русской литературы XX века (26ч)


63

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «В деревне». Человек и природа в рассказе.

1


64

И. А. Бунин «Лапти».

1


65

В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7406/start/245234/

66

«В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция.

1


67

Глава «Кукла»-кульминация повести.

1


68

Р.Р. Сочинение «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7405/start/244850/

69

П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7404/start/247473/

70-71

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

2


72

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»:-герои сказки и их поступки.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7403/start/300972/

73

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: -язык сказки.

1


74

К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы

1


75

С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7401/start/298165/

76

Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».

1


77

А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7400/start/304883/

78

А.П. Платонов. «Никита»: быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя.

1


79

В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7399/start/301528/

80

В.П. Астафьев «Васюткино озеро».



81

«Открытие» Васюткой нового озера.

1


82

Контрольная работа № 4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 20 в».

1


83

А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7398/start/281070/

84

К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете..».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7408/start/298976/

85

И.А. Бунин, А. Блок, Дон-Аминадо.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7397/start/299008/

86

Саша Чёрный. «Кавказский пленник».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7395/start/310988/

87

«Игорь-Робинзон».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7395/start/310988/

88

Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

1


89

Контрольная работа № 5 по теме «Русская литература 20 веков»

1


Из зарубежной литературы(11ч)


90

Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»:

-необычайные приключения героя.

-характер героя.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7414/start/307642/

91

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7416/start/307674/

92

Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7413/start/311020/

93

«Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7412/start/301004/

94

Р.Р. Кай и Герда.Что их связывает и в чем они противостоят друг другу.

1


95

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7411/start/299105/

96

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

1


97

Д. Лондон. Рассказ о писателе..

1


98

Д. Лондон «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7410/start/305385/

99

Итоговая контрольная работа.

1


Повторение(5ч)


100

Повторение по теме « Устное народное творчество».

1


101

Повторение по теме «Русская литература 18- 19 веков».

1


102

Повторение по теме « Русская литература 20 в».

1




ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 5 КЛ

Контрольная работа №1

Народные сказки

1. "Скоро сказка сказывается, да не скоро..." Что дальше?

а) каша варится
б) мука мелется

в) дело делается

2. Особенности народных сказок

а) противопоставление – излюбленный художественный приём

б) зло побеждает добро

в) есть волшебные предметы

г) действия в сказках повторяются 5 раз

3.Сказка «Царевна-лягушка» начинается со слов:

а) жили-были старик со старухой…

б) в некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…

г) в некотором городе жил купец…

4. Вытащить яйцо из моря помог Ивану -Царевичу...

а) медведь
б) щука
г) заяц

5. Какая сказка «Журавль и цапля»?

а) бытовая

б) волшебная

г) о животных

6. Сказка «Солдатская шинель» заканчивается…

а) и стали они жить и поживать и добра наживать.

б) и тут сказке конец, а кто слушал молодец

г) а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт

7. Распределите сказки по группам

а) волшебные б) о животных в) бытовые «Каша из топора» , «Теремок», «Царевна-лягушка», «Сказка об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Заячья избушка», «Лиса и перепёлка», «Зимовье зверей», «Колобок», «Морозко», «Спящий джигит», «Трусливый старик», «Солдатская шинель».


Контрольная работа №2

Контрольное сочинение по рассказу «Муму».

«Герасим и Муму»


Контрольная работа №3

Русская литература 18- 19 веков




1.Кто написал басни «Квартет», «Волк на псарне», «Ворона и лисица»?

а) И.А. Крылов

б) А.С. Пушкин

в) П..П. Ершов

2 . Кто написал басню «Муха»?

а) И.А. Крылов

б) А.С. Пушкин

в) И.И.Дмитриев

3. А.С. Пушкин написал:

а) «Зимняя дорога», «Песня пахаря», «Утро»

б) «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Туча»

в) «Руслан и Людмила», «Зимнее утро», «Няне»

4. Поэты пушкинской поры:

а) Н.В. Гоголь, А.П. Чехов

б) К.М. Симонов, И. А. Бунин

в) А.В. Кольцов, И.С. Никитин

5. «Заколдованное место» написал

а) И.С. Тургенев

б) Н.В. Гоголь

г) А.П. Чехов

6. Главными героями повести «Заколдованное место» являются

а)Микола и Настенька

б) Иван и Маша

г) Фома и Остап

7. Как называется стихотворение А.А. Фета?

а) « Весенний дождь»

б) «Ласточки пропали…»

в) «Ласточки»

8. Н.А. Некрасов родился

а) в селе Грешневе Ярославской губернии

б) в Москве

в) вСпасскомЛутовине Орловской губернии

9. Рассказ « Муму» написал

а) Н.А. Некрасов

б) А.А. Фет

г) И.С. Тургенев

10. Как звали русского писателя Чехова?

а) Иван Сергеевич

б) Антон Павлович

в) Михаил Юрьевич



Контрольная работа № 4.

Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 20 в».

Контрольная работа № 5.

Русская литература 20 века

1.Рассказ «В дурном обществе» написал

а) В.Г. Короленко

б) А.И. Куприн

в) М.М. Пришвин


2. В Орловской губернии, Елецкого уезда в хуторе Бутырки родился

а) С.А. Есенин

б) И. А. Бунин

в) А.И. Куприн


3. Кто главный герой в рассказе К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

а) Петька

б) Васька

в) Филька


4. Какое стихотворение написал А.Т. Твардовский?

а) «Берёза»

б) « Черёмуха»

в) «Рассказ танкиста»


5. Как звали главного героя в «Медной горы Хозяйка»?

а) Егор Соколов

б) Степан Петрович

в) Максим Алексеев


6.Кто написал «Васюткино озеро»?

а) К.Г. Паустовский

б) В.П. Астафьев

в) К.М. Симонов


7. Чем помог заяц деду из рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»?

а) вывел из пожара

б) спас от волка

в) нашёл дорогу в лесу


8. А.П. Платонов написал рассказ

а) «Никита»

б) «Зимний дуб»

в) «Васюткино озеро»


9. Почему озеро называется Васюткино озеро?

а) звали ученого, который изучал это озеро

б) звали рыбака, который утонул в этом озере

в) звали мальчика, который нашёл это озеро


10. Какой писатель не относится 20 веку?

а) К.Г. Паустовский

б) Н.В. Гоголь

в) С.Я. Маршак



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мифология
Мифы народов России и мира.

Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).

Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника«Вечера на хуторе близ Диканьки».

Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.

Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.

Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).

Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.


С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).

Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.

«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».

Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.

«Приключения Тома Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног»,
«Зелёное утро» и др.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).

Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).

Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— представление о способах противодействия коррупции;

— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— активное участие в школьном самоуправлении;

— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;


— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

— стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

— умение принимать себя и других, не осуждая;

— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:


— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

— готовность адаптироваться в профессиональной среде;

— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной


жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;

— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;


— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;


— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— уметь обобщать мнения нескольких людей;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;


— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

— участниками взаимодействия на литературных занятиях;

— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

— делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;


— выявлять и анализировать причины эмоций;

— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

— регулировать способ выражения своих эмоций;

4) Принятие себя и других:

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

— проявлять открытость себе и другим;

— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:

— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;

— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);

4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки

пирочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!