МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Класс: 1 -а Количество часов в год – 42 часа
Учитель: Любушкина Оксана Александровна Категория – высшая Стаж работы – 31 год
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и учебником Н.В.Нечаевой «Русский язык»
Рабочая программа принята на заседании МЦ «Детство» « » сентября 2021 года Руководитель МЦ________________ Нечаева Л.В. | Согласована МС « » сентября 2021 года Зам. директора по НМР________________Гармаева Л.А. Зам. директора по УВР ______________Касторнова Е.Ф. |
I. Планируемые результаты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7», с учетом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок» и обеспечена учебником Н.В.Нечаевой «Русский язык»
Цели курса:
1.познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
2.социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
-пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи обучения русскому языку:
-развитие внешней (устной и письменной) и внутренней речи,
-способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; -освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике;
-овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами;
-развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы;
-формирование навыков самообразования;
-формирование умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками;
-развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;
-воспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам, культуре своего и других народов, способствовать эстетическому воспитанию.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Система языка.
Раздел «Фонетика и графика».
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/ мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобук-венный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия».
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Развитие речи.
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);'
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
II. Содержание учебного предмета
№ | Название раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
| Развитие речевой деятельности | | Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок: определять последовательность; устанавливать правильную последовательность при ее нарушении; составлять рассказы с опорой на картинки. Реконструировать события и объяснять ошибки художника; составлять рассказы после внесения изменений в последовательность картинок. Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания). Упражняться в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Накапливать опыт уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога, диалога или полилога. Оценивать и взаимооценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Пользоваться в повседневной жизни нормами речевого этикета. Совместная выработка правил участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Самоанализ и взаимоанализ успешности участия в диалоге, полилоге. Понимание и овладение письменной речью. |
1 | Устная речь Письменная речь | 4 ч. |
2 |
| Система языка | | |
3 | Предложение | 4ч. | Оформлять начало и конец предложения. Моделировать предложения (в том числе в ходе игр), распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели. Сравнивать собственные предложения с заданной моделью. Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Сравнивать: соотносить прочитанное слово (предложение) и соответствующую картинку. Наблюдать: соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, определять главную мысль. Членение непунктированного текста на предложения. Различение на слух набора предложений и текста. Выделение предложений в непунктированном тексте. Экспериментирование с частями текста: перестановка частей текста или предложений внутри части текста с последующим обсуждением возможности или невозможности этих изменений. Составление текста с опорой на рисунок, пиктограмму, план. Сочинение вступления (зачина) или заключения (концовки) на основе анализа этих частей на материале нескольких сказок. Продолжение текста по его началу. Умение ориентироваться в орфографическом словаре. |
4 | Слово | 21 ч. | Различать слово и обозначаемый им предмет. Объяснять значение слов с опорой на контекст. Различать слова с точки зрения их грамматического значения. Адекватный выбор слов в соответствии с целью и адресатом высказывания. Расширение активного и пассивного словаря учащегося при общении, при работе с информацией (учебные книги, художественная, справочная литература, телевидение, Интернет…) Различение слов по их грамматическому значению. Использовать алфавит для упорядочивания слов при пользовании словарем. Объяснять случаи употребления заглавной буквы. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Адекватный выбор строчной или заглавной буквы. Различение имен собственных и нарицательных. Самостоятельное нахождение в предложении и словосочетании имен собственных. Упорядочивание слов по алфавиту по первой букве слова, по двум и трем первым буквам слова. Пользование словарями, справочниками с расположенным по алфавиту содержанием. |
5 | Звуки и буквы | 13 ч. | Фонетика Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Классифицировать звуки по заданному основанию (твердые-мягкие согласные звуки). Определять наличие заданного звука в слове. Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Характеризовать особенности гласных, согласных звуков. Моделировать звуковой состав слова (с использованием фишек разного цвета). Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных. Сравнивать модели звукового состава слов: находить сходства и различия. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. В совместной работе обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников. Моделировать звуковой состав слова (с использованием схемы слова). Графика Соотносить звук и соответствующую ему букву. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, р-л, ц-ч и т.д.). Объяснять функцию буквы Ъ. Объяснять функцию буквы Ь. Дифференцировать буквы, имеющие графическое сходство о-а, и-у, п-т, л-м,х_ж, ш-т, в-д и т.д. Анализировать текст: находить в нем слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши, выписывать слова с данными буквосочетаниями. Соблюдать пробелы между словами. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. |
| ИТОГО | 42ч | |
III. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Формируемые УУД | Личностные результаты | Дата |
Речь устная и письменная (4 часа) |
1 | Слово и предложение | 1 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполнять учебные действия в устной и письменной речи,в уме. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, анализировать изучаемые факты языка, выделять их отличительные признаки, находить в тексте ответ на поставленный вопрос, активизировать словарь при общении, при работе с информацией (учебные книги, художественная, справочная литература, телевидение, Интернет…). Осуществлять синтез (как составление целого из его частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию языкового материала по заданным основаниям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку), подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии. Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию,строить понятное для партнера высказывание. | Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять знание основных моральных норм поведения. | |
2 | Существенные признаки предложения. | 1 |
3 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | 1 |
4 | Главные члены предложения | 1 |
Звуки и буквы (13 часов) |
5 | Обозначение буквами Гласных и согласных звуков. Связь звуковой структуры слова и его значения. | 1 |
6 | Слоги | 1 |
7 | Двусложные слова | 1 |
8 | Ударение | 1 |
9 | Перенос слов | 1 |
10 | Деление слов для переноса и на слоги. Сходства и различия. | 1 |
11 | Правописание слов с буквами я, е, ё, ю, я | 1 |
12 | Правило переноса с удвоенными буквами в середине. | 1 |
13 | Обозначение на письме звука [й'] | 1 |
14 | Шипящие согласные звуки | 1 |
15 | Правописание жи, ши. | 1 |
16 | Правописание ча, ща, чу, щу. | 1 |
17 | Буквосочетания чк, чн, щн. | |
Слово (21 ч) № п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Формируемые УУД | Личностные результаты | Дата | 18-19 | Лексическое и грамматическое значение слова. | 2 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Познавательные: осуществлять поиск нужной ин формации в учебнике и учебных пособиях, использовать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличи тельных признаков, осуществлять синтез как составление целого из его частей, проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям), устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку), ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование раз личных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в учебе, сохранять интерес к учебному материалу, переживать этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявлять знание основных моральных норм поведения, оценивать нравственное содержание поступков, ситуаций, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения. | | 20 | Грамматические группы слов. | 1 | 21-22 | Одушевленные и неодушевлённые группы слов. | 2 | 23-24 | Слова отвечающие на вопросы кто? что? | 2 | 25-26 | Слова отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Антонимы | 2 | 27 | Самостоятельные и служебные слова, слова-указатели. | 1 | 28 | Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? | 1 | 29 | Имена собственные. | 1 | 30 | Правописание имён, фамилий, отчеств. | 1 | 31 | Правописание кличек животных. | 1 | 32 | Правописание названий рек, улиц, городов. | 1 | | 33 | Алфавит. | 1 | 34 | Упражнение в правописании слов в алфавитном порядке | 1 | 35 | Лексическое значение слова. | 1 | 36 | Слова близкие и противоположные по значению. | 1 | 37-38 | Родственные слова. Корень. | 2 | Предложение и текст (4 часа) № п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Формируемые УУД | Личностные результаты | Дата | 39 | Итоговая контрольная работа (диктант) | 1 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, использовать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из его частей, проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям), устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку), ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в учебе, сохранять интерес к учебному материалу, переживать этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявлять знание основных моральных норм поведения, оценивать нравственное содержание поступков, ситуаций, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения. | | 40 | Предложение и текст. | 1 | | 41 | Предложения по цели высказывания, по интонации. | 1 | | 42 | Вступление, основная часть, заключение. | 1 | | | | | | |