СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10-11 классы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по литературе для 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10-11 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области –

Боровская средняя школа № 84 (МБОУ – Боровская СШ № 84)

630524, Новосибирская область, Новосибирский район, с. Боровое, пер. Котовского, д.11 Тел./факс (383) 2958284 E-mail: [email protected]



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического Директор МБОУ –

Совета № 1 Боровская СШ № 84

от «31» августа 2018 года К.В. Шпартюк

Приказ № 38-ОД

от « 31 » августа 2018 г


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

___________ З.Г. Пасталюк





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Литература»

10 - 11 класс

ФГОС ООО




Составитель:

Фриккель Елена Александровна






Рабочая программа по литературе для 10 - 11 класса рассмотрена на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ – Боровская СШ № 84

Протокол № 1 от «30» августа 2018г.




с. Боровое 2018


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

10 класс

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений


11 класс

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) через анализ и оценку художественных произведении об исторических событиях России, лирики русских поэтов о родине, о природе родного края; 2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур через сопоставительный анализ литературных произведений русских и зарубежных писателей.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности через Коллективное формулирование цели и задач урока, самостоятельный отбор художественного материала по теме, самостоятельное использование интернет-ресурсов и ЦОР, планирование личной траектории литературного саморазвития

Предметные результаты освоения основной образовательной программ

1) сформированность понятий о нормах русского, литераурного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) умение анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) умение представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы;

6) владение приемами редактирования текстов;

7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе

практической речевой деятельности

  • характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и композиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать своё отношение к ней;

  • характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и драматических произведений, изученных текстуально;

  • выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

  • читать выразительно прозу и стихи (декламация);

  • пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками, словарями, современными мультимедийными интернет-ресурсами;

  • составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;

  • писать сочинения различных жанров: сочинение – рассуждение, анализ эпизода (сцены) эпического или драматического произведения, лирического стихотворения, эссе; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, критическую статью


2. Содержание учебного предмета «Литература»

10 класс

Литература XIX века

108 часов


Введение (2 часа)

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры и искусства. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека.


Литература первой половины XIX века (16часов), в том числе:

Обзор направлений литературы XIX века Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Творчество В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова В.А.Жуковский как представитель романтизма. Стихотворения Батюшкова «Мой гений», «Послание к Дашкову» как пример романтического патриотизма.

Рылеев К.Ф. Творчество поэта как пример декабристской эстетики.

А.С.Пушкин Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану», «Поэт и толпа», «И путник усталый на Бога роптал», «Безумных лет угасшее веселье».

Художественные открытия А.С.Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (темы природы, любви, дружбы, общества и человека, свободы и неизбежности, смысла человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и судьбы в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа Петербурга. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

М.Ю.Лермонтов Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Молитва», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу», «Мой демон», «К***», «Нет, я не Байрон, я другой», «Есть речи – значенье».

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Обусловленность характера творчества особенностями эпохи и личностью поэта.

Н.В.Гоголь Жизнь и творчество.

Повесть «Мертвые души».

Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести «Невский проспект». Особенности поэтики Гоголя.



Литература второй половины XIX века в том числе: (76 часов)

Ф.И.Тютчев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа», «О, как убийственно мы любим», «Умом Россию не понять», Нам не дано предугадать», «Природа – сфинкс. И тем она верней», «К.Б», «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья».

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы, и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема «невыразимого». Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А.А.Фет Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Это утро, радость эта», «Шепот, робкое дыханье», Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали», «Еще майская ночь», «На заре ты ее не буди», «Одним толчком согнать ладью живую», «Заря прощается с землею».

Поэзия Фета как литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства».

«Вечные темы» в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по творчеству Тютчева и Фета.

А.Н.Островский

Жизнь и творчество.

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

«Гроза» в русской критике: И.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве», А.А.Григорьев «После «Грозы» Островского. Письма к И.С,Тургеневу». Современные трактовки пьесы.

Сочинение по произведениям Островского.

И.А.Гончаров

Жизнь и творчество.

Роман Гончарова «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Обломов и О.Ильинская. О.Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа портрета интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов».

И.С.Тургенев

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Изложение в элементами сочинения по творчеству И.С.Тургенева.

А.К.Толстой Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира писателя.

Н.А.Некрасов

Жизнь и творчество. Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом», Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «Элегия», О, Муза! Я у двери гроба!», Я не люблю иронии твоей», «Блажен незлобивый поэт», «Внимая ужасам войны».

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике поэта. Судьба поэта-гражданина.

Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостнические мотивы. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с лермонтовской традицией. Реалистический характер некрасовской поэзии.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы.

Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

Н.С.Лесков

Личность и судьба Н. Лескова. «Очарованный странник».

М.Е.Салтыков-ЩедринЖизнь и творчество.

«История одного города».

Обличие деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема власти и народа. Жанровое своеобразие «Истории». Черты антиутопии в произведении. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Ф.М.Достоевский

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Л.Н.Толстой Жизнь и творчество.

Тема войны в ранних произведениях автора.

История создания романа. Жанровое своеобразие. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. «Внутренний человек» и «внешний человек». Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

А.П.Чехов Жизнь и творчество.

Рассказы «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой».

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип «героя-недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

Обобщение по литературе 19 века


Обзор зарубежной литературы 19 века (11 часов)

Жизнь и творчество Ги де Мопассана. Новелла «Ожерелье».

Жизнь и творчество Генрика Ибсена. Драма Генрика Ибсена «Кукольный дом».

Жизнь и творчество Ф.Кафки. «Превращение».

Жизнь и творчество Артюра Рембо.

Стихотворение «Пьяный корабль» А.Рембо. Жизнь и творчество автора.


Итоговая урок по курсу (в форме круглого стола)


Внеклассное чтение (3 часа)

А.Толстой «Петр Первый».

Ч.Айтматов «Плаха».


11 класс

Введение (3 часа)

Литература XX века – наследница всех ветвей русской национальной культуры: духовно-нравственной, революционно-активной и философско-смеховой, лишь в совокупности отражающих многообразный русский национальный характер.

Социально-политические особенности эпохи и культура. Наука и культура рубежа веков. Разграничение понятий «Литература рубежа веков» и «литература серебряного века». Литературные направления: реализм (темы и герои реалистической литературы; жанры и стилевые особенности реалистической прозы; понятие неореализма); модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), крестьянские писатели.

Поэтические индивидуальности серебряного века (К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, И.Ф.Анненский, М.А.Волошин, Н.С.Гумилев, Н.А.Клюев, И.Северянин). Проза русских символистов (Д.С.Мережковский, В.К.Сологуб, А.Белый).

А.А.Блок (5 часов)

Лирика Блока как «трилогия вочеловечивания», как «роман в стихах»: своеобразие композиции, место стихотворения в цикле, сборнике, книге, томе. Эволюция лирического героя. Мир стихий в лирике Блока: стихии природы, любви, искусства. Любовь-ненависть – формула отношения к миру. Величие и трагедийность выбора, совершаемого лирическим героем. «Страшный мир» в поэзии Блока. Мотив безысходности, утраты абсолюта. «Рождение человека «общественного» ценою утраты души». Россия в лирике Блока.

Стихотворения «Вхожу я в темные храмы», «Я, отрок, зажигаю свечи», «Предчувствую Тебя», «Мне страшно с Тобою встречаться», «Незнакомка», «Фабрика», «О, весна, без конца и без краю», «Снежная маска», «Кармен», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе», «Соловьиный сад», «На поле куликовом», «Россия».

Особенности поэтического стиля лирики: ассоциативный характер метафоры, новизна ритмики, своеобразие символики.

«Двенадцать». Революция как внерассудочная, не знающая норм и правил стихия. Неотвратимость революции как страшной необходимости. Крушение гуманизма и предвидение нового обретения Христа. Контрастность и дисгармония как основы стиля поэмы. Мотив пути как композиционный стержень произведения. Образы-эмблемы в поэме. Шум крушения мира в мелодике и ритмике поэмы.

М.Горький (5 часов)

Личность писателя. Основные этапы творческого пути. Поиск положительного героя.

Ранние романтические рассказы. Проблема творческого метода раннего Горького: романтический реализм.

Драма «На дне». Социальное и философское в пьесе. Чеховские традиции в драматургии Горького. Своеобразие системы образов драмы. Социальный критицизм Горького. Философская проблематика: проблема веры; различное понимание правды в драме (позиции Сатина, Луки и Бубнова). Неоднозначность смыслового итога пьесы.

Горький-прозаик. Роман «Мать». Идейное своеобразие романа, его связь с ранним творчеством писателя. Соединение социального и общечеловеческого в образе Ниловны. Роль христианских мотивов в романе.

Человек и история в эпосе Горького («Жизнь Клима Самгина» - обзорно).

Л.А.Андреев (1 час)

Личность писателя. Основные этапы творческого пути. Эволюция художественного метода: от реализма к неореализму и символизму.

«Рассказ о семи повешенных» как пример философии отчаяния.

И.А.Бунин (4 часа)

Личность писателя. Бунинская концепция мира и человека. Восприятие жизни как величайшего дара и осознание ее трагической хрупкости. Художественный мир писателя. Проблематика, эстетические принципы, основные мотивы творчества. Своеобразие бунинского неореализма.

Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Сюжетная организация рассказов Бунина. Точка зрения персонажа и авторская точка зрения. Пространственная и временная организация рассказов. Предметная детализация бунинского текста. Ритмическая и звуковая организация рассказов.

Социальная и экзистенциальная проблематика: от кризиса «дворянских гнезд» («Антоновские яблоки») к кризису человеческой цивилизации («Господин из Сан-Франциско»). Социальный пессимизм писателя. Любовь в художественном мире Бунина.

Бунин как один из лучших стилистов в русской литературе XX века.

И.А.Куприн (2 часа)

Личность писателя.

«Гранатовый браслет». Проблематика и тематика рассказа. Тема любви. Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мастерство психологического анализа.

Обзор русской поэзии конца 19-начала 20 века.

Русский символизм и его истоки. Эстетические взгляды символистов.

В.Я.Брюсов. 1 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

Основные темы и мотивы поэзии.

Н.С.Гумилев (2 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция лирики. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

И.Северянин (1 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения «Интродукция», «Эпилог», «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина. Оригинальность словотворчества автора.

В.Хлебников (1 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения «Жарбог! Жарбог!», «Вам», «Поэт», «Числа», «Мне мало надо!», «Ладомир».

И.Ф.Анненский. (2 часа)

Поэты, творившие вне литературных течений.

Сборник стихотворений «Кипарисовый ларец».

В.В.Маяковский (4 часа)

Противоречивость личности и творчества поэта. Основные этапы творческого пути. Свежесть и сила поэтического слова в дооктябрьской лирике поэта. Мир большого города в стихах Маяковского. Антивоенный и антимещанский пафос стихов. Бунтарство и одиночество лирического героя.

Стихотворения «Утро», «Ночь», «Адище гора», «А вы могли бы?», «Война объявлена», «Вам!», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!», поэма «Облако в штанах». Социальный критицизм и интимно-лирическое начало в поэме «Облако в штанах».

Поэтическое новаторство Маяковского. Политическая и эстетическая левизна Маяковского. Декларативность лирики. Поэмы «Хорошо!», «Во весь голос».

С.А.Есенин. (5 часов)

Мир человека и мир природы в лирике Есенина. Образ родины. Крестьянское мироощущение Есенина и его воплощение в поэзии. Гуманизм и предельная искренность есенинской лирики. Противоречивость в осмыслении и оценке послереволюционной действительности. Ощущение трагической разъединенности со своей родиной и народом в стихах Есенина 20-х годов. Эволюция лирического героя поэта. Народно-песенная основа лирики Есенина. Самобытность интонации и образного строя. Символика цвета. Значение творчества Есенина для развития русской литературы.

Стихотворения «В хате», «Гой ты, Русь моя родная», «Песнь о собаке», «О красном вечере задумалась дорога», «Я покинул родимый дом», «Каждый труд благослови, удача!», «Письмо матери», «Русь советская», «Неуютная, жидкая лунность», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Гори, звезда моя, не падай», «Отговорила роща золотая», «Синий туман, снеговое раздолье», поэмы «Черный человек», «Анна Снегина».

Е.И.Замятин (обзорно) (2 часа)

Своеобразие личности и художественного мира писателя.

Трагическая концепция личности в рассказе «Пещера». Метафоричность, временная и пространственная организация рассказа. Система персонажей, своеобразие психологизма.

Роман «Мы». Антиутопический мир на страницах романа. Язык и тип сознания граждан Единого Государства. Герой антиутопии. Центральный конфликт романа. Прогностическая сила романа.

М.И.Цветаева (2 часа)

Судьба и творчество М.Цветаевой. Романтическая основа лирики. Безоблачный мир «Вечернего альбома». Краски, ритмика, лексика, характер лирической героини юношеских стихов.

Эволюция цветаевской поэтики («Версты»). Трагедийное звучание «Лебединого стана». Фольклорные мотивы в лирике Цветаевой. Острота конфликта с миром в стихах периода эмиграции.

«Безмерность в мире мер». Мифотворчество Цветаевой. Миф о поэте. Поэт и время. Своеобразие лирической героини.

Стихотворения «Молитва», «Идешь, на меня похожий», «Моим стихам, написанным так рано», «Бабушке», «Говорила мне бабка лютая», «Кабы нас с тобой судьба не свела», «Дон», «Стенька Разин», «Если душа родилась крылатой», «Поэты», «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину», «Прокрасться», «Душа», «Жизни», «Тоска по Родине! Давно…», «Читателям газет», «Стол», «Куст» и др.

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы 20 века.

Б.Шоу (2 часа)

Жизнь и творчество. Своеобразие конфликта в пьесе «Пигмалион». Англия в изображении Шоу. Ирония и парадокс в пьесе. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г.Аполлинер (1 час)

Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Мост Мирабо». Непосредственность лирического переживания в поэзии Аполлинера. Особенности ритмики и строфики.

Полугодовая контрольная работа: написание эссе по изученным произведениям.

Поэзия серебряного века, в том числе:

О.Э.Мандельштам (3 часа)

Основные этапы творчества. «Тоска по мировой культуре» как определяющая особенность творчества автора.

Изменчивость эстетики Мандельштама. Архитектурная точность, вещественность в поэтике «Камня». Значение историко-культурных реминесценций. Проблема разрыва культурных эпох. Особенности поэтики.

Проблематика и художественное своеобразие лирики.

Стихотворения «Я изучил науку расставанья», «Отравлен хлеб и воздух выпит», «Ласточка», «Я не увижу знаменитой Федры», «Я слово позабыл, что я хотел сказать», «Сумерки свободы», «В Петербурге мы сойдемся снова», «Импрессионизм», «Век», «Ленинград», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Мы живем, под собою не чуя страны», «Ода».

А.А.Ахматова (7 часов)

Личность поэтессы. Женская судьба и психология в стихах автора.

Эволюция лирической героини. Гражданский пафос в стихотворениях Ахматовой. Любовная лирика, трагический пафос в творчестве поэтессы.

Стихотворения «Песенка», «Песни последней встречи», «Перед весной бывают дни такие», «Я научила женщин говорить», «Пушкин», «Заплаканная осень, как вдова», «Мне ни к чему одические рати», «Не с теми я, кто бросил землю», «Приморский совет», «Родная земля».

Поэма «Реквием».

Б.Л.Пастернак (4 часов)

Творческий путь и особенности мироощущения автора. Сила и интенсивность контакта лирического героя с миром.

Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать», «Метель», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе», «О, знал бы я, что так бывает», «Зимняя ночь», «Гамлет», Единственные дни».

Роман «Доктор Живаго». Судьбы русской интеллигенции в романе. Своеобразие исторической оценки. Поэтическая природа прозы Пастренака. «Доктор Живаго» как «лирическая автобиография» Пастернака. Судьба писателя и его романа.

М.А.Булгаков (8 часов)

Творческий путь писателя. Социально-историческое и философское в повести «Собачье сердце».

Роман «Мастер и Маргарита». Философско-этическая проблематика. Библейский сюжет и его интерпретация в романе. Особенности сатиры в романе. Судьба художника. Тема судьбы и личной ответственности в романе. Лирическое начало в романе. Бессмертие любви и творчества. Экзистенциальная проблематика личности. Особенности жанра. Традиции Гоголя, Щедрина, Достоевского в романе. Связь романа с традициями мировой литературы.

А.П.Платонов (2 часа)

Своеобразие художественного мира писателя. Основные лейтмотивы платоновской пьесы: мотив дороги, мотив смерти, мотив тоски по абсолюту. Поиск истины, смысла всего сущего героями Платонова. Осмысление революции и послереволюционной эпохи в творчестве автора. Рассказ «Усомнившийся Макар»: философская глубина произведений, принципы создания портрета и пейзажа. Стилевая неповторимость прозы автора.

М.А.Шолохов(6 часов)

Своеобразие личности писателя. Развитие толстовской традиции эпического изображения судьбы народа в романистике писателя.

Рассказ «Судьба человека» (повторение). Трагическое в описании войны. Гуманизм рассказа. Своеобразие композиции.

Роман «Тихий Дон». Духовный мир донского казачества. Система персонажей в романе. Поиски правды.

А.Т.Твардовский (3 часа)

Формирование личности поэта.

Лирика Твардовского: исповедальность, сопряжение биографического и общечеловеческого.

Стихотворения «Я убит подо Ржевом», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины», «Береза».

Твардовский в годы ВОВ. Поэма «Василий Теркин»: сочетание бытовых реалий и символики, героики и юмора. Жанр поэмы.Теркин как воплощение русского национального характера. Проблема соотношения автора и героя в поэме.

В.Т.Шаламов (2 часа)

Трагическая судьба писателя. Проблема нравственного выбора в условиях абсолютной несвободы в «Колымских рассказах» В.Шаламова. Полемика с Ф.М.Достоевским и А.И.Солженицыным по вопросу роли «лагерного опыта» в жизни человека. Притчевое начало малой прозы писателя.

А.И.Солженицын (2 часа)

Изображение русского национального характера и судьбы России в мировой истории.

«Один день Ивана Денисовича». Изображение «системы» тоталитаризма и репрессий. Иван Денисович как тип русского национального характера. Сюжетные и композиционные особенности.

В.Г.Распутин (3 часа)

Проблематика творчества: память и беспамятство, человек и природа.

Повесть «Прощание с Матерой». Мотив покаяния. Система персонажей, своеобразие художественного пространства. Роль символики. Языковое мастерство писателя. Творчество В.Распутина как высший этап «деревенской прозы».

Н.М.Рубцов (1 час)

Своеобразие художественного мира поэта. Стихотворения «Видение на холме», «Листья осенние».

Мир русской деревни и картины народной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И.А.Бродский (1 час)

Своеобразие поэтического мышления поэта.

Б.Ш.Окуджава (1 час)

Особенности «бардовской» поэзии. Темы и герои песен. Наличие ассоциативного и аллегорического начал, тонкого лиризма – своеобразие песенного творчества поэта.

В.В.Высоцкий (2 часа)

Авторская песня как выражение внутреннего мира художника слова.

А.В.Вампилов. (2 часа)

Современная драматургия.

Психологизм пьесы «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт, своеобразие образов в пьесе. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. Постмодернизм.

Т.Толстая (2 часа)

Роман «Кысь» как пример постмодернистского произведения.

Круглый стол по пройденным произведениям.


3. Тематическое планирование

по учебному предмету «Литература»

10 класс


№ урока

Тема

Количество часов

Виды деятельности

(в том числе формирование УУД


1 четверть

27


1

Введение в эпоху: живопись и музыка 19 века.

2

Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 века темы, образы и приемы изображения человека.Определять наиболее рациональную последовательность по индивидуальному выполнению учебной задачи.

2

Введение в эпоху: история и литература.


3

Романтизм и реализм.

6

Составлять тезисный план или конспект лекции учителя. Владение монологической и диалогической речью. Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках

4

Поэзия В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова.


5

Художественный мир поэта: стихотворения Батюшкова «Мой гений», «Послание к Дашкову».


6

Баллады Жуковского «Светлана», «Людмила».


7

Стартовая диагностика


8

Поэзия Рылеева К.Ф.


9

А.С.Пушкин: личность и творчество.

4

Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию. Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Подбирать и обобщать материал о биографии и творчестве А. С. Пушкина Выразительно читать произведения русской поэзии первой половины 19 века. Рецензировать выразительное чтение одноклассниковСоотносить содержание произведений русской литературы 19 века с проблемами исторического периода жизни общества

делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Соотносить содержание произведений русской литературы 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни

10

Лирика А.С.Пушкина.


11

Южные поэмы А.С.Пушкина.


12

Конфликт личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».


13

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

4

14

Обзор лирики М.Ю. Лермонтова.


15

Тема родины, поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.


16

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя.

2

17

Повесть «Невский проспект»: тема Петербурга в творчестве автора.


18

Ф.И.Тютчев. Личность и судьба поэта.

2

Анализировать интерпретировать худ. произведение, используя сведения по истории и теории литературы Выразительно читать стихотворения. Сопоставлять стихотворения Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина. М.Ю. Лермонтова. Анализировать поэтические тексты

19

Ф.И.Тютчев. Тематика лирики поэта. Философская направленность.


20

А.А.Фет. Личность и судьба поэта.

3

21

А.А.Фет. Эстетические принципы, тематика лирики.


22

Развитие речи. Сочинение № 1по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.


23

А.Н.Островский: личность и судьба драматурга.

5

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Воспринимать текст литературного произведения.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.


24

Драма «Гроза». Трагедия Катерины Кабановой.


25

Система характеров в драме А.Н.Островского «Бесприданница».


26

«Горячее сердце» Ларисы Огудаловой.


27

Развитие речи. Сочинение № 2 по произведениям А.Н.Островского.



2 четверть


21


28

И.А.Гончаров: художественный мир и своеобразие таланта писателя.

6

Подбирать и обобщать материал о биографии и творчестве писателя.

Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины19 века темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, литературного направления.


29

Роман И.А.Гончарова «Обломов»: полнота и сложность художественных образов.


30

«Обломов»: А. Штольц как антипод И.Обломова.


31

И.Обломов и О.Ильинская.


32

Культурный срез: кинофильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»


33

Развитие речи. Сочинение № 3 по роману И.А.Гончарова «Обломов».


34

Художественный мир И.С.Тургенева.

8

Подбирать и обобщать материал о биографии и творчестве И.С. Тургенева.

Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, литературного направления.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Подбирать цитаты из текста.

Сопоставлять персонажей литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведения.

Характеризовать героев.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Писать аннотации, отзывы и рецензии

35

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия. Композиция романа.


36

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Отражение в романе 60-х годов.


37

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Дворянство в изображении автора.


38

Сила и слабость Е.Базарова.


39

Жизненные испытания главного героя романа «Отцы и дети».


40

Изложение в элементами сочинения по творчеству И.С.Тургенева.


41

Промежуточная диагностика


42

Художественный мир Н.А.Некрасова. Личность и судьба.

5

Излагать мысли на заданную тему. Выявлять авторскую позицию в произведении, премы систематизации материала

Аргументировать, формулировать свое отношение к творчеству поэта Исследовать художественные приемы и средства выразительности в произведении. Анализировать художественное своеобразие «Панаевского цикла» Н.А.Некрасова

43

Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова.


44

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.


45

Образ Матрены Тимофеевны в поэме Н.А.Некрасова.


46

Развитие речи. Сочинение № 4 по творчеству Н.А.Некрасова.


47

Личность и судьба Н. Лескова. «Очарованный странник».

1

Излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении; систематизировать материал Анализировать и сопоставлять образы и судьбы героинь; «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

48

Обзор жизни и творчества А.К.Толстого. Своеобразие художественного мира писателя.

1

Анализировать интерпретировать худ.пр-ие, используя сведения по истории и теории литературы; выразительно читать стихотворения. Сопоставлять стихотворения А.К. Толстого с произведениями А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.


Второе полугодие


60



Третья четверть


29


49

М.Е. Салтыков-Щедрин: художественный мир и личность писателя.

3

Воспроизводить содержание романа. Анализировать произведение; характеризовать художественные образы. Воспроизводить содержание произведения, излагать мысли на заданную тему, исследовать сатирические приемы, которые использовал автор в романе. Систематизировать материал, изученный по теме.

50

Жанр сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.


51

Роман «История одного города» как сатирическое произведение.


52

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.

13

Составлять конспект лекции учителя. Отбирать материал по теме, выделять главное, систематизировать, обобщать, делать выводы. Отвечать на проблемные вопросы. Объяснять символику, отбирать материал для выборочного пересказа, анализировать и интерпретировать текст романа. Исследовать приемы создания образов «униженных и оскорбленных». Отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему, анализировать и интерпретировать текст. Анализировать образ Раскольникова. Исследовать суть теории героя, мотивы, ведущие его к преступлению. Излагать собственные мысли. Выявлять авторскую позицию в произведении. Анализировать образ героини романа. Сопоставлять «правду» Сонечки и «правду» Раскольникова, делать выводы о смысле их столкновения. Выявлять авторскую позицию. Выявлять символический смысл романа. Определять значение творчества Достоевского в европейской литературе. Формулировать и аргументировать свое отношение к произведению.

53

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского


54

Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М.Достоевского.


55

«Бедные люди» как пример произведения о «маленьком человеке».


56

«Преступление и наказание»: история создания романа.


57

Социальные источники преступления Р. Раскольникова.


58

Петербург Ф.М. Достоевского.


59

«Ангелы» и «демоны» Р. Раскольникова.


60

«Ангелы» и «демоны» Р. Раскольникова.


61

Р.Раскольников: мотив поступка.


62

Мастерство Достоевского-художника.


63

Психологизм в описании внутреннего мира персонажей.


64

Развитие речи. Сочинение № 5 по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


65

Личность и судьба Л.Н.Толстого: религиозные и нравственные искания.

14

Исследовать основные этапы жизненного и творческого пути писателя. Анализировать причины религиозно-философских исканий писателя, художественное своеобразие «Севастопольских рассказов». Воспроизводить их содержание. Различать пути нравственных поисков героев романа-Андрея Болконского и Пьера Безухова, художественное мастерство писателя Анализировать и интерпретировать роман. Воспроизводить содержание произведения. Сопоставлять семьи Ростовых и Болконских, сравнивать героев. Обобщать, делать выводы.. Анализировать и интерпретировать прозаическое произведение, сопоставлять образы персонажей. Определять средства художественной выразительности, способствующие раскрытию героев произведения. Выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской лит-ры. Формулировать и аргументировать свое отношение к произведению. Отбирать цитаты, выразительно читать эпизоды. Анализировать эпизод по предложенному плану. Определять роль эпизода в романе. Анализировать богатый и сложный мир героев романа

66

«Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи.


67

Дворянское общество в романе «Война и мир». «Мысль семейная».


68

«Дорога чести» А.Болконского в романе «Война и мир».


69

«Дорога чести» А. Болконского в романе «Война и мир».


70

Путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир».


71

Путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир».


72

Поиски «мира» и своего места в мире. Наташа Ростова на пути к счастью.


73

Поиски «мира» и своего места в мире. Наташа Ростова на пути к счастью.


74

Проблема национального характера в романе «Война и мир».


75

Истинный и ложный патриотизм в изображении Л.Н.Толстого.


76

Истинный и ложный патриотизм в изображении Л.Н. Толстого.


77

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»: Кутузов и Наполеон в романе.



4 четверть

31

78

Развитие речи. Сочинение № 6 по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».


79

А.П.Чехов: основные черты творчества.

14

Анализировать рассказы писателя 90-х годов. Воспроизводить содержание рассказов. Определять собственную позицию и отношение к проблеме произведений; формулировать свои мысли по поводу прочитанного. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Выявлять способы организации сценического действия в пьесе. Усваивать теоретико-литературное понятие «подтекст», способы его создания. Анализировать особенности речевой характеристики персонажей, особенности писательской манеры. Читать выразительно фрагменты пьесы. Характеризовать героев. Подбирать цитаты. Сопоставлять героев произведения. Соотносить содержание комедии с историческим периодом развития русского общест Делать обобщение и выводы об особенностях художественного мира писателя, сюжетов, проблематики и тематики произведений Чехова. Выявлять новаторство Чехова-драматурга.


80

А.П.Чехов: своеобразие мастерства писателя


81

Особенности изображения «маленького человека» в творчества А.П.Чехова.


82

Особенности изображения «маленького человека» в творчества А.П.Чехова.


83

Рассказы А.П.Чехова.


84

«Никто не знает настоящей правды»: рассказы А.П.Чехова.


85

Рассказ «Ионыч».


86

Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч».


87

Особенности чеховской драматургии. Новый театр.


88

Пьеса «Вишневый сад». Жанровое своеобразие.


89

Пьеса «Вишневый сад». Идейное содержание.


90

Пьеса «Вишневый сад». Основной конфликт.


91

Пьеса «Вишневый сад». Герои.


92

Развитие речи. Сочинение по творчеству А.П.Чехова.


93

Обобщение по русской литературе 19 века. Урок-дискуссия по произведениям.

2


94

Промежуточная аттестация.



95

Обзор зарубежной литературы 19 века.

11

Исследовать основные этапы жизненного и творческого пути зарубежных писателей. Анализировать художественное своеобразие произведений. Воспроизводить содержание произведений. Сопоставлять произведения русской литературы с зарубежной литературой. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения писателя. Характеризовать героев. Воспроизводить содержание изучаемых произведений. Анализировать произведения, художественные образы, мастерство писателей. Исследовать основные этапы жизненного и творческого пути зарубежных писателей. Анализировать художественное своеобразие произведений. Воспроизводить содержание произведений. Сопоставлять произведения русской литературы с зарубежной литературой.

96

Жизнь и творчество Ги де Мопассана. Новелла «Ожерелье».


97

Жизнь и творчество Ги де Мопассана. Новелла «Ожерелье».


98

Жизнь и творчество Генрика Ибсена.


99

Драма Генрика Ибсена «Кукольный дом».


100

Драма Генрика Ибсена «Кукольный дом».


101

Жизнь и творчество Ф.Кафки. «Превращение».


102

Жизнь и творчество Ф.Кафки. «Превращение».


103

Жизнь и творчество Артюра Рембо.


104

Стихотворение «Пьяный корабль» А.Рембо. Жизнь и творчество автора.


105

Итоговый контроль: круглый стол по произведениям русской и зарубежной литературы 19 века.


106

Внеклассное чтение. А.Толстой «Петр Первый».

3

Анализировать и интерпретировать прозаическое произведение, сопоставлять образы персонажей. Определять средства художественной выразительности, способствующие раскрытию героев произведения. Выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской лит-ры.

107

Внеклассное чтение. Ч.Айтматов «Плаха».


108

Внеклассное чтение. Ч.Айтматов «Плаха».





Тематическое планирование

по учебному предмету «Литература»

11 класс


№ урока

Тема

Количество часов

Виды деятельности

(в том числе формирование УУД


1 четверть



1

Введение в эпоху: живопись и музыка 20 века.

3

анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характе-ризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и системы образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характе -ристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; авторское отношение к изображаемому;;


2

Введение в эпоху: история и литература 20 века.


3

Направления 20 века: символизм, акмеизм, футуризм.


4

Структура стихотворения в символизме. А.Блок: биография. Трагедия поэта в «страшном мире».

5

давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей; применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; составлять тезисы статьи в учебнике; выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;


5

Лирика А.Блока. Эволюция творчества поэта.


6

Анализ стихотворения «Незнакомка».


7

Поэма «Двенадцать»: художественное осмысление революции.


8

«Вечные образы» в поэме Блока «Двенадцать».


9

М.Горький: жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы писателя.

5

, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения; писать сочинения на литературную тему разных жанров; выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть; владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;


10

Драма М.Горького «На дне»: социально-философский характер произведения.


11

«Три правды» в пьесе. Конфликт и проблематика пьесы.


12

Развитие речи. Сочинение по пьесе М.Горького «На дне».


13

Стартовая диагностика.


14

Л.Андреев. Философия в «Рассказе о семи повешенных».

1

. Определять собственную позицию и отношение к проблеме произведений; формулировать свои мысли по поводу прочитанного. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

15

Лирика и проза И.А.Бунина.

4

воспроизводить конкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения;


16

Поэтика рассказа «Господин из Сан-Франциско».


17

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник».


18

Цикл рассказов И.Бунина «Темные аллеи».


19

А.И.Куприн, биография. Повесть «Гранатовый браслет».

2

20

А.И.Куприн, биография. Повесть «Гранатовый браслет».


21

Обзор русской поэзии конца 19-начала 20 века.


22

Символизм. «Старшие символисты» и «младосимволисты».

2

воспроизводить конкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения; писать сочинения на литературную тему разных жанров; выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть;

23

Акмеизм. Н.С.Гумилев.


24

Футуризм. Творческий путь В.Хлебникова.

1

25

Крестьянская поэзия. Н.А.Клюев.

1

26

В.Я.Брюсов: лирика поэта.

1

27

И.Северянин: словотворчество и поэт.

1


2 четверть

21

28

Поэты, творившие вне литературных течений. И.Ф.Анненский.

2

29

Развитие речи. Сочинение №1 по творчеству поэтов конца 19-начала 20 века.


30

В.В.Маяковский. Дух бунтарства в ранней лирике. Пафос революционного переустройства мира.

4

Составлять конспект лекции учителя. Отбирать материал по теме, выделять главное, систематизировать, обобщать, делать выводы. Отвечать на проблемные вопросы. Объяснять символику, отбирать материал для выборочного пересказа, анализировать и интерпретировать текст романа. Исследовать приемы создания образов «униженных и оскорбленных». Отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему, анализировать и интерпретировать текст

31

Сатирические мотивы в поэзии В.В.Маяковского.


32

Тема любви в стихотворениях В.В.Маяковского.


33

Тема любви в поэмах В.В.Маяковского.


34

Лики Родины в стихотворениях С.А.Есенина.

5

разных жанров; выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть; владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; писать сочинения на литературную тему разных жанров; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словарианализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения; писать сочинения на литературную тему разных жанров; выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть; владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи

35

Лики Родины в стихотворениях С.А.Есенина.


36

Тема любви в стихотворениях С.А.Есенина.


37

Быстротечность жизни как мироощущение поэта: С.А.Есенин.


38

Развитие речи. Сочинение №2 по творчеству С.А.Есенина и В.В.Маяковского.


39

Промежуточная диагностика

1

40

Е.И.Замятин. Рассказ «Пещера».

2

Анализировать и интерпретировать прозаическое произведение, сопоставлять образы персонажей. Определять средства художественной выразительности, способствующие раскрытию героев произведения. Выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской лит-ры.

41

Роман-антиутопия «Мы» Е.И.Замятина


42

М.И.Цветаева. Основные мотивы творчества.

2


43

Тема судьбы поэта в лирике М.И.Цветаевой.


44

Внеклассное чтение. Б.Пильняк. Повесть непогашенной луны.

1

Исследовать основные этапы жизненного и творческого пути зарубежных писателей. Анализировать художественное своеобразие произведений. Воспроизводить содержание произведений. Сопоставлять произведения русской литературы с зарубежной литературой. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения писателя. Характеризовать героев. Воспроизводить содержание изучаемых произведений. Анализировать произведения, художественные образы, мастерство писателей. Исследовать основные этапы жизненного и творческого пути зарубежных писателей

45

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы 20 века.


46

Б.Шоу. Жизнь и творчество.

2

47

Своеобразие конфликта в пьесе Б.Шоу «Пигмалион».


48

Г. Апполинер. Жизнь и творчество поэта.

1


Второе полугодие



3 четверть

29

49

О.Э.Мандельштам: личность и судьба поэта.

3

Составлять конспект лекции учителя. Отбирать материал по теме, выделять главное, систематизировать, обобщать, делать выводы. Отвечать на проблемные вопросы. Объяснять символику, отбирать материал для выборочного пересказа, анализировать и интерпретировать текст романа. Исследовать приемы создания образов «униженных и оскорбленных». Отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему, анализировать и интерпретировать текст

50

Историзм поэтического мышления О.Э.Мандельштама.


51

Мифологические и литературные образы в поэзии О.Э.Мандельштама.


52

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество.

7

анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения; писать сочинения на литературную тему разных жанров; выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть; владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи

53

Основные темы лирики А.А.Ахматовой.


54

Особенности поэтических образов у Ахматовой.


55

Женская судьба и психология в стихах А.А.Ахматовой.


56

Поэма «Реквием». Особенности жанра, композиции.


57

Поэма «Реквием». Роль эпиграфа, посвящения и эпилога.


58

Развитие речи. Сочинение № 3 по творчеству А.А.Ахматовой.


59

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика.

4

воспроизводить конкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); давать оценку героям и событиям, оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения;


60

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика.


61

Б.Л.Пастернак. «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции.


62

Б.Л.Пастернак. «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции


63

М.А.Булгаков: биография писателя.

8

Анализировать и интерпретировать прозаическое произведение, сопоставлять образы персонажей. Определять средства художественной выразительности, способствующие раскрытию героев произведения. Выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской лит-ры. анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения; писать сочинения на литературную тему разных жанров; выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть; владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи

64

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».


65

Композиция и проблематика романа «Мастер и Маргарита».


66

Поиск истины и проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита».


67

Судьба художника в романе М.Булгакова.


68

Образы Мастера и Маргариты в романе М.Булгакова.


69

«Нечистая сила» в романе М.Булгакова.


70

Развитие речи. Сочинение № 4 по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита».


71

А.П.Платонов. «Усомнившийся Макар». Проблема поиска смысла жизни.

2

. Определять собственную позицию и отношение к проблеме произведений; формулировать свои мысли по поводу прочитанного. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

72

А.П.Платонов. «Усомнившийся Макар». Проблема поиска смысла жизни.


73

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество.

6

анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения; писать сочинения на литературную тему разных жанров; выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть; владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи

74

Замысел и история создания романа «Тихий Дон».


75

Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон».


76

«Чудовищная нелепица войны» в изображении М.А.Шолохова.


77

«В мире, расколотом надвое». Трагедия Григория Мелехова.



4 четверть

25

78

Развитие речи. Сочинение № 5 по творчеству М.А.Шолохова.


79

А.Т.Твардовский. Философская лирика. Тема памяти в лирике поэта.

3

. Определять собственную позицию и отношение к проблеме произведений; формулировать свои мысли по поводу прочитанного. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

80

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин».


81

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин».


82

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество писателя.

2

Составлять конспект лекции учителя. Отбирать материал по теме, выделять главное, систематизировать, обобщать, делать выводы. Отвечать на проблемные вопросы. Объяснять символику, отбирать материал для выборочного пересказа, анализировать и интерпретировать текст романа. Исследовать приемы создания образов «униженных и оскорбленных». Отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему, анализировать и интерпретировать текст

83

История создания книги «Колымские рассказы» В.Т.Шаламова.


84

А.И.Солженицын: «Один день Ивана Денисовича».

2

. Определять собственную позицию и отношение к проблеме произведений; формулировать свои мысли по поводу прочитанного. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

85

«Один день Ивана Денисовича»: тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.


86

В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой».

3

Составлять конспект лекции учителя. Отбирать материал по теме, выделять главное, систематизировать, обобщать, делать выводы. Отвечать на проблемные вопросы. Объяснять символику, отбирать материал для выборочного пересказа, анализировать и интерпретировать текст романа. Исследовать приемы создания образов «униженных и оскорбленных». Отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему, анализировать и интерпретировать текст

87

Повесть «Прощание с Матерой» как пример «деревенской прозы».


88

Тема памяти и преемственности поколений в повести В.Г.Распутина.


89

Н.М.Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта.

1


90

Б.Ш.Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии.

1

91

В.В.Высоцкий. Авторская песня как выражение внутреннего мира художника слова.

2

92

В.В.Высоцкий. Авторская песня как выражение внутреннего мира художника слова.


93

И.А.Бродский. Своеобразие поэтического мышления поэта.

1

94

А.В.Вампилов. Современная драматургия.

2

анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения; писать сочинения на литературную тему разных жанров; выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть; владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи

95

Психологизм пьесы А.В. Вампилова «Утиная охота».


96

Итоговое сочинение по произведениям русской литературы 20 века.

1

97

Итоговое тестирование

1

98

Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. Постмодернизм.

1

99

Усиление постмодернистских течений в творчестве В.Маканина, Л.Петрушевской, Т.Толстой.

1

Составлять конспект лекции учителя. Отбирать материал по теме, выделять главное, систематизировать, обобщать, делать выводы. Отвечать на проблемные вопросы. Объяснять символику, отбирать материал для выборочного пересказа, анализировать и интерпретировать текст романа. Исследовать приемы создания образов «униженных и оскорбленных». Отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему, анализировать и интерпретировать текст

. Определять собственную позицию и отношение к проблеме произведений; формулировать свои мысли по поводу прочитанного. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

100

Внеклассное чтение. Роман Т.Толстой «Кысь».

2

101

Внеклассное чтение. Роман Т.Толстой «Кысь».


102

Круглый стол по вопросам изученной литературы. Подведение итогов курса.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!