СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс по ФГОС учебник Рыбченкова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа разработана по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс по ФГОС учебник Рыбченкова»




Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Место учебной дисциплины в учебном плане образовательного учреждения

  3. Цели и задачи курса

  4. Результаты изучения учебного предмета

  5. Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Содержание учебного предмета (программы).

  2. Методы и формы организации учебного процесса

  3. Планируемые результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка).

  4. Тематическое планирование по учебному предмету.

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"с изменениями и дополнениями , утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;29 июня 2017 года № 613.

- примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з;

- основной образовательной программы СОО (ФГОС) МБОУ СОШ д. Болотня Клетнянского муниципального района Брянской области, утвержденной приказом директора школы от 11 июня 2020 г. № 27/2 -О

- приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

- учебного плана МБОУ СОШ д. Болотня Клетнянского муниципального района Брянской области на 2020-2021 учебный год, утвержденного приказом директора школы от от 31 августа 2020 г. № 37/1 -О.

- положения о рабочей программе педагога МБОУ СОШ д. Болотня, утвержденного приказом директора школы от 01.09.2015 г. № 1/10 –О.

- программы

Программы по русскому языку для 10-11классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова)

Учебник:

Русский язык. Учеб. для общеобразовательных. учреждений. [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2020.


  1. Место учебной дисциплины.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов: из расчёта 1 час в неделю, 35 учебно-календарных недель.

  1. Цели и задачи курса

В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами.

Основные цели изучения русского языка в школе

• формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;

• формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;

• обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

• овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

  1. Результаты изучения учебного предмета

Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеств, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ.

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ОВЗ и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

  • ответственное отношение к созданию семь на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни ОО, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД.

Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

ПРЕДМЕТНЫЕ

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • соблюдать культуру публичной речи;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективность достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различный источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;


  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию; межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразование и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

  1. Содержание учебного предмета.

Язык и культура. Русский язык в современном мире -6 ч.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Активные процессы в русском языке на современном этапе .Язык и культура.

Язык и речь. Речевое общение - 4 ч.

Русский язык в Российской Федерации. Формы существования русского национального языка. Словари русского языка. Язык и речь.

Фонетика, орфоэпия: Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Лексика и фразеология: Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Морфемика (состав слова) и словообразование: Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор. Морфология и орфография: Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.

Речь. Речевое общение-7 ч.

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств .Виды ,сферы и ситуации речевого общения .Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

Текст, его строение и виды его преобразования- 16 ч.

Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста. Текст, его строение, виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Оценка текста. Рецензия.

Повторение изученного в 10 классе-2 ч.

  1. Форма контроля

Дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная работа, проверочная работа,  контрольная работа, терминологический диктант, письменные домашние задания в рабочей тетради, тестирование, словарный диктант, практические работы, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения и изложения, диалоги, творческие работы, зачет,  письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, устный ответ, доклады, рефераты, мультимедийные  проекты и т.д.

промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Текущий контроль осуществляется с помощью самостоятельных работ (в том числе тестовых).

Тематический контроль осуществляется по завершении изучения раздела (темы) с помощью контрольных работ в форме тестов, зачетных работ.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

  1. Планируемые результаты.

Выпускник научится

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • соблюдать культуру публичной речи;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные   нормативные   словари   и   справочникидля расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

  1. Тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во

часов

КР

Р/Р

1

Язык и культура. Русский язык в современном мир

6

1


2

Язык и речь. Культура речи

4


1

3

Речь. Речевое общение.

7

1

2

4

Текст. Виды его преобразования

16

1

2

5

Итоговое повторение

2

1



Всего

35

4

5












п/п

Дата

План/Факт

Тема,

содержание урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Домашнее

задание

Раздел I. Язык и культура. Русский язык в современном мире (6 часов)

1.



Язык как знаковая система. Основные функции языка

1

Лекция

Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

выполнить упр. 2, упр. 4


2.



Входная контрольная работа № 1 по теме «Повторение в начале года»

1

урок контроля

Контрольная работа № 1 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Повторение в начале года».

написать мини сочинение на тему «Что я знаю о лингвистике?»

3.



Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного изучения

1

комбинированный

Русистика как наука о русском языке, её основные разделы. Этимология как раздел лингвистики.

подготовить сообщение о системе языка


4.



Литературный язык и язык художественной литературы

1

комбинированный

Литературный язык и язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи.

сформулировать проблему текста

5.



Культура речи. Основные аспекты культуры речи

1

комбинированный

Язык как общественное явление. Русский язык в контексте русской культуры.

восстановить исходный текст

6



Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых норм

1

комбинированный

Языковая норма и её динамика.

Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.


выполнить упр. 36

Раздел II. Язык и речь. Культура речи (4 часа)

7



Обобщающее повторение: фонетика, орфоэпия, орфография. Выразительные средства русской фонетики

1

урок обобщения и повторения


Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки.

пройти тест онлайн по теме

8



Орфоэпия. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения и ударения

1

комбинированный

Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.


исправить речевые ошибки в тексте

9



Нормы ударения в современном русском языке. Особенности русского словесного ударения

1

урок систематизации знаний

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное

средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному

принципам русской орфографии.

выполнить упр. 68, упр.70

10



Р/Р. Работа с текстом. Элементы лингвистического анализа.


1

урок развития речи

Лингвистический анализ текстов различных функциональных

разновидностей языка

отредактировать текст

Раздел III. Речь. Речевое общение (7 часов)

11.



Лексика. Лексические нормы Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов

1

урок обобщения и систематизации

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические словари. Лексико-фразеологический разбор.

записать слова, расставить ударение

12



Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика

1

комбинированный

Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы,

специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика,

разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы,

неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.


найти ошибки в тексте, записать исправленный вариант

13



Русская фразеология. Происхождение фразеологизмов, стилистическая окраска

1

комбинированный

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и

фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Фразеологические словари

выполнить упр. 114, подготовиться к тесту

14



Контрольная работа (тест) № 2 по теме «Лексика»

1

урок контроля

Контрольная работа № 2 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Лексика».

повторить пройденный материал

15.



Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

урок рефлексии

Анализ письменных работ.

выполнить разбор предложений

16



Р/Р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту .


1

урок развития речи

Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

составить план текста

17.



Р/Р Практикум написания сочинения-рассуждения по исходному тексту

1

урок развития речи

Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту.

подготовить сообщение о морфемике

Раздел IV. Текст. Виды его преобразования (16 часов)

18



Морфема как часть слова, многозначность морфем. Морфемная синонимия и антонимия

1

урок обобщения и систематизации

Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

выполнить упр. 133

19



Морфология и орфография. Обобщающее повторение частей речи

1

комбинированный

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

распределить слова по частям речи

20.



Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Морфологический разбор частей речи

1

комбинированный

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.

выполнить морфологический разбор

21



Контрольная работа № 3 по теме «Части речи»

1

урок контроля

Контрольная работа № 3 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Части речи».

повторить пройденный материал

22



Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

урок рефлексии

Анализ письменных работ.

выполнить тест

23



Речевое общение. Сферы и ситуации речевого общения. Виды речевого общения

1

Лекция

Правила успешного речевого общения. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность

употребления языковых средств .Виды ,сферы и ситуации речевого общения .Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

выполнить задание № 3, 4,5 в форме ЕГЭ

24



Текст и его место в системе языка и речи. Текст и его строение. Виды преобразования текста

1

комбинированный

Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного

текста. Текст, его строение, виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Оценка текста. Рецензия

составить тезисный план текста

25.



Реферат как вариант переработки текста


1

Лекция

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля при написании рефератов

написать реферат по упр. 168

26



Языковые способы и средства организации текста


комбинированный

Написание заявления, доверенности, расписки, резюме, делового письма, объявления. Особенности составления делового письма, объявления на электронном носителе (электронная почта).

исправить речевые ошибки в тексте

27



Функциональные стили речи. Разговорная речь и язык художественной литературы

1

комбинированный

Звучание слова в стихотворной речи. Индивидуально-авторский стиль писателя. Повседневный, обиходный «практический» язык и язык художественной литературы, поэтический язык. Анализ текста художественного произведения

выполнить упр. 276

28.



Р/Р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста

1

урок развития речи

Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

составить план текста

29



Р/Р Написание сочинения-рассуждения на основе исходного текста

1

урок развития речи

Написание сочинение-рассуждение по исходному тексту.

подготовить сообщение о стилях текста

30



Чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров

1

комбинированный

Лингвистический анализ текстов

различных функциональных

разновидностей языка

выполнить задание № 8,9,10 в форме ЕГЭ

31.



Научный стиль. Назначение, стилевые признаки и разновидности научного стиля

1

комбинированный

Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами русского слова, использование учащимися.

определить тему и проблему текста

32



Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, тезисы, конспект

1

комбинированный

Основные жанры научного стиля: (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.),

составить план рецензии

33.



Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Создание текста научного стиля

1

комбинированный

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

подготовиться к контрольной работе

Раздел V. Повторение (2 часа)

34



Итоговая контрольная работа № 4 в формате ЕГЭ

1

урок контроля



35



Анализ контрольной работы

1

урок рефлексии






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!