Содержание
Пояснительная записка.
Место учебной дисциплины в учебном плане образовательного учреждения
Цели и задачи курса
Результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание учебного предмета (программы).
Методы и формы организации учебного процесса
Планируемые результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка).
Тематическое планирование по учебному предмету.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"с изменениями и дополнениями , утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;29 июня 2017 года № 613.
- примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з;
- основной образовательной программы СОО (ФГОС) МБОУ СОШ д. Болотня Клетнянского муниципального района Брянской области, утвержденной приказом директора школы от 11 июня 2020 г. № 27/2 -О
- приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- учебного плана МБОУ СОШ д. Болотня Клетнянского муниципального района Брянской области на 2020-2021 учебный год, утвержденного приказом директора школы от от 31 августа 2020 г. № 37/1 -О.
- положения о рабочей программе педагога МБОУ СОШ д. Болотня, утвержденного приказом директора школы от 01.09.2015 г. № 1/10 –О.
- программы
Программы по русскому языку для 10-11классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова)
Учебник:
Русский язык. Учеб. для общеобразовательных. учреждений. [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2020.
Место учебной дисциплины.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов: из расчёта 1 час в неделю, 35 учебно-календарных недель.
Цели и задачи курса
В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами.
Основные цели изучения русского языка в школе
• формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
• формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;
• обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
• овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Результаты изучения учебного предмета
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
ЛИЧНОСТНЫЕ
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеств, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ.
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ОВЗ и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
ответственное отношение к созданию семь на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни ОО, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД.
Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективность достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различный источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию; межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразование и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание учебного предмета.
Язык и культура. Русский язык в современном мире -6 ч.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Активные процессы в русском языке на современном этапе .Язык и культура.
Язык и речь. Речевое общение - 4 ч.
Русский язык в Российской Федерации. Формы существования русского национального языка. Словари русского языка. Язык и речь.
Фонетика, орфоэпия: Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Лексика и фразеология: Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Морфемика (состав слова) и словообразование: Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор. Морфология и орфография: Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.
Речь. Речевое общение-7 ч.
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств .Виды ,сферы и ситуации речевого общения .Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
Текст, его строение и виды его преобразования- 16 ч.
Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста. Текст, его строение, виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Оценка текста. Рецензия.
Повторение изученного в 10 классе-2 ч.
Форма контроля
Дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, терминологический диктант, письменные домашние задания в рабочей тетради, тестирование, словарный диктант, практические работы, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения и изложения, диалоги, творческие работы, зачет, письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, устный ответ, доклады, рефераты, мультимедийные проекты и т.д.
промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Текущий контроль осуществляется с помощью самостоятельных работ (в том числе тестовых).
Тематический контроль осуществляется по завершении изучения раздела (темы) с помощью контрольных работ в форме тестов, зачетных работ.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Планируемые результаты.
Выпускник научится
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочникидля расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | КР | Р/Р |
1 | Язык и культура. Русский язык в современном мир | 6 | 1 | |
2 | Язык и речь. Культура речи | 4 | | 1 |
3 | Речь. Речевое общение. | 7 | 1 | 2 |
4 | Текст. Виды его преобразования | 16 | 1 | 2 |
5 | Итоговое повторение | 2 | 1 | |
| Всего | 35 | 4 | 5 |
№ п/п | Дата План/Факт | Тема, содержание урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Домашнее задание |
Раздел I. Язык и культура. Русский язык в современном мире (6 часов) |
1. | | | Язык как знаковая система. Основные функции языка | 1 | Лекция | Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. | выполнить упр. 2, упр. 4 |
2. | | | Входная контрольная работа № 1 по теме «Повторение в начале года» | 1 | урок контроля | Контрольная работа № 1 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Повторение в начале года». | написать мини сочинение на тему «Что я знаю о лингвистике?» |
3. | | | Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного изучения | 1 | комбинированный | Русистика как наука о русском языке, её основные разделы. Этимология как раздел лингвистики. | подготовить сообщение о системе языка |
4. | | | Литературный язык и язык художественной литературы | 1 | комбинированный | Литературный язык и язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи. | сформулировать проблему текста |
5. | | | Культура речи. Основные аспекты культуры речи | 1 | комбинированный | Язык как общественное явление. Русский язык в контексте русской культуры. | восстановить исходный текст |
6 | | | Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых норм | 1 | комбинированный | Языковая норма и её динамика. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. | выполнить упр. 36 |
Раздел II. Язык и речь. Культура речи (4 часа) |
7 | | | Обобщающее повторение: фонетика, орфоэпия, орфография. Выразительные средства русской фонетики | 1 | урок обобщения и повторения | Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. | пройти тест онлайн по теме |
8 | | | Орфоэпия. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения и ударения | 1 | комбинированный | Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | исправить речевые ошибки в тексте |
9 | | | Нормы ударения в современном русском языке. Особенности русского словесного ударения | 1 | урок систематизации знаний | Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. | выполнить упр. 68, упр.70 |
10 | | | Р/Р. Работа с текстом. Элементы лингвистического анализа. | 1 | урок развития речи | Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка | отредактировать текст |
Раздел III. Речь. Речевое общение (7 часов) |
11. | | | Лексика. Лексические нормы Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов | 1 | урок обобщения и систематизации | Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические словари. Лексико-фразеологический разбор. | записать слова, расставить ударение |
12 | | | Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика | 1 | комбинированный | Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. | найти ошибки в тексте, записать исправленный вариант |
13 | | | Русская фразеология. Происхождение фразеологизмов, стилистическая окраска | 1 | комбинированный | Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Фразеологические словари | выполнить упр. 114, подготовиться к тесту |
14 | | | Контрольная работа (тест) № 2 по теме «Лексика» | 1 | урок контроля | Контрольная работа № 2 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Лексика». | повторить пройденный материал |
15. | | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | урок рефлексии | Анализ письменных работ. | выполнить разбор предложений |
16 | | | Р/Р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту . | 1 | урок развития речи | Сочинение-рассуждение по исходному тексту. | составить план текста |
17. | | | Р/Р Практикум написания сочинения-рассуждения по исходному тексту | 1 | урок развития речи | Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту. | подготовить сообщение о морфемике |
Раздел IV. Текст. Виды его преобразования (16 часов) |
18 | | | Морфема как часть слова, многозначность морфем. Морфемная синонимия и антонимия | 1 | урок обобщения и систематизации | Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор. | выполнить упр. 133 |
19 | | | Морфология и орфография. Обобщающее повторение частей речи | 1 | комбинированный | Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. | распределить слова по частям речи |
20. | | | Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Морфологический разбор частей речи | 1 | комбинированный | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи. | выполнить морфологический разбор |
21 | | | Контрольная работа № 3 по теме «Части речи» | 1 | урок контроля | Контрольная работа № 3 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Части речи». | повторить пройденный материал |
22 | | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | урок рефлексии | Анализ письменных работ. | выполнить тест |
23 | | | Речевое общение. Сферы и ситуации речевого общения. Виды речевого общения | 1 | Лекция | Правила успешного речевого общения. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств .Виды ,сферы и ситуации речевого общения .Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. | выполнить задание № 3, 4,5 в форме ЕГЭ |
24 | | | Текст и его место в системе языка и речи. Текст и его строение. Виды преобразования текста | 1 | комбинированный | Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста. Текст, его строение, виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Оценка текста. Рецензия | составить тезисный план текста |
25. | | | Реферат как вариант переработки текста | 1 | Лекция | Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля при написании рефератов | написать реферат по упр. 168 |
26 | | | Языковые способы и средства организации текста | | комбинированный | Написание заявления, доверенности, расписки, резюме, делового письма, объявления. Особенности составления делового письма, объявления на электронном носителе (электронная почта). | исправить речевые ошибки в тексте |
27 | | | Функциональные стили речи. Разговорная речь и язык художественной литературы | 1 | комбинированный | Звучание слова в стихотворной речи. Индивидуально-авторский стиль писателя. Повседневный, обиходный «практический» язык и язык художественной литературы, поэтический язык. Анализ текста художественного произведения | выполнить упр. 276 |
28. | | | Р/Р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста | 1 | урок развития речи | Сочинение-рассуждение по исходному тексту. | составить план текста |
29 | | | Р/Р Написание сочинения-рассуждения на основе исходного текста | 1 | урок развития речи | Написание сочинение-рассуждение по исходному тексту. | подготовить сообщение о стилях текста |
30 | | | Чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров | 1 | комбинированный | Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка | выполнить задание № 8,9,10 в форме ЕГЭ |
31. | | | Научный стиль. Назначение, стилевые признаки и разновидности научного стиля | 1 | комбинированный | Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами русского слова, использование учащимися. | определить тему и проблему текста |
32 | | | Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, тезисы, конспект | 1 | комбинированный | Основные жанры научного стиля: (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), | составить план рецензии |
33. | | | Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Создание текста научного стиля | 1 | комбинированный | Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. | подготовиться к контрольной работе |
Раздел V. Повторение (2 часа) |
34 | | | Итоговая контрольная работа № 4 в формате ЕГЭ | 1 | урок контроля | | |
35 | | | Анализ контрольной работы | 1 | урок рефлексии | | |