Рабочая программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Настоящая рабочая программа разработана применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10–11 классов общеобразовательных учреждений, учебник Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 классы».
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (профиль), итого 102 часа за учебный год.
СТИЛИСТИКА. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ – 15 часа
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
Календарно-тематическое планирование. Русский язык (102 ч./3 ч. в неделю). 11-А класс. |
№ | Наименование раздела, тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты (знать, уметь, иметь представление) | Виды учебной деятельности и контроля | Домашнее задание | Дата проведения урока |
I полугодие (48 часов) |
-
| Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. (15 часов) раскрытие ценности русского литературного языка и его места среди языков народов мира | Повторительно-обобщающий урок | Раскрытие ценности русского литературного языка и его места среди языков народов мира. Русистика наука о русском языке | Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа. Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом. | Уметь написать сочинение-миниатюру “Что значит любить русский язык?”, “Что значит работать над языком?”. | Индивидуальные задания | |
-
| Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Фонетика. Классификация звуков русского языка | Повторительно-обобщающий урок | Фонетика; звуки русского языка; тон; шум; тоновые звуки | Знать принципы классификации звуков русского языка, уметь проводить фонетический анализ слов | Вопросы для повторения , словарный диктант | Упр.52,53 | |
-
| Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Орфоэпия. Орфоэпические нормы | Повторительно-обобщающий урок | Нормы произношения, нормы ударения | Знать основные орфоэпические нормы русского литературного языка. | Вопросы для повторения, тест | Упр.65,69 | |
-
| Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Орфоэпия. Орфоэпические нормы | Повторительно-обобщающий урок | Нормы произношения, нормы ударения | Знать основные орфоэпические нормы русского литературного языка. | Вопросы для повторения, тест | Тестовое задание | |
-
| Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Систематизация знаний по орфографии | Повторительно-обобщающий урок | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). | Составление таблицы, словарный диктант | Упр.78,92 | |
-
| Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Систематизация знаний по орфографии | Повторительно-обобщающий урок | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). | объяснительный диктант | Упр.112, 119 | |
-
| Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Систематизация знаний по орфографии | Повторительно-обобщающий урок | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). | тест | Упр.126 | |
-
| Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Систематизация знаний по лексике и фразеологии | Повторительно-обобщающий урок | Лексическое значение слова, антонимы, синонимы, омонимы | Извлечение информации из различных источников; свободное пользование лингвистическими словарями | Вопросы для повторения | Индивидуальные задания | |
-
| Урок развития речи. Сочинение в формате ЕГЭ, часть С | Урок развития речи | Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме Соблюдать нормы построения текста | Умение работать с текстом | Подготовка к словарной работе, тест | |
-
| Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. . Морфемика. Способы словообразования | Повторительно-обобщающий урок | Способы словообразования. Аффиксы словоизменительные и словообразовательные | Уметь строить словообразовательную цепочку | Словарная работа | Индивидуальные задания | |
-
| Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Морфология. Классификация частей речи. | Повторительно-обобщающий урок | Самостоятельные, служебные части речи, междометия | Уметь различать самостоятельные, служебные части речи, междометия | Тест, схема | Упр.145,160 | |
-
| Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Систематизация знаний о самостоятельных частях речи | Повторительно-обобщающий урок | Морфологический разбор слова, постоянные, непостоянные признаки. | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различ-ные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Вопросы для повторения. Выборочный диктант | Упр.166 | |
-
| Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Систематизация знаний о служебных частях речи и междометиях | Повторительно-обобщающий урок | Морфологический разбор слова, постоянные, непостоянные признаки. | Уметь опознавать языковые единицы, проводить различ-ные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Таблица, словарная работа | Упр.176 | |
-
| Урок развития речи. Сочинение в формате ЕГЭ, часть С | Урок развития речи | Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме Соблюдать нормы построения текста | Умение работать с текстом | Подготовка к словарной работе. | |
-
| Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Тестирование по теме | Урок контроля | | | Тест в формате ЕГЭ | Подготовка к контрольной работе | |
-
| Контрольный диктант. | Урок контроля | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | Индивидуальные задания | |
-
| Основные принципы русской пунктуации. | Урок усвоения нового материала | Синтаксис как раздел грамматики. Предложение, словосочетание — основные единицы синтаксиса. Текст, его структура. Тема текста. Пунктуация. Принципы русской пунктуации Пунктуационный анализ предложения. | Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью | — Повторение пройденного. — Изучающее чтение § 66; составление развернутого плана. — Практическая работа: объяснение постановки знаков препинания. — Работа по группам (ответы на вопросы и задания для повторения). | Упр.327 | |
-
| Словосочетание. Определение. | Урок усвоения нового материала | Строение словосочетаний: типы словосочетаний по степени слитности, по структуре, типы словосочетаний по главному слову, смысловые отношения, начальная форма словосочетаний, смысловая и грамматическая связи в словосочетании. | Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. | — Фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя. — Индивидуальная работа по карточкам. — Изучающее чтение § 67, составление опорного конспекта, подготовка связного монологического высказывания на лингвистическую тему. — Формирование практических навыков синтаксического разбора словосочетания. | Упр.328 | |
-
| Виды синтаксических связей. Сочинительная связь, ее признаки. | Урок усвоения нового материала | Порядок синтаксического разбора словосочетания. | Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. | — Повторение теоретического материала. — Дифференцированное задание; повторение паронимов. — Задание на конструирование; попутное повторение: образование числительных. — Закрепление практических навыков, фонетический разбор слова. — Развитие речи: подберите пословицы и поговорки о слове, речи, языке. — Культура речи: вопросы и задания для повторения и обобщения. | Упр.329 | |
-
| Виды синтаксических связей. Подчинительная связь, ее особенности. | Урок усвоения нового материала | Порядок синтаксического разбора словосочетания. | Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. | — Повторение теоретического материала. — Дифференцированное задание; повторение паронимов. — Задание на конструирование; попутное повторение: образование числительных. — Закрепление практических навыков, фонетический разбор слова. — Развитие речи: подберите пословицы и поговорки о слове, речи, языке. — Культура речи: вопросы и задания для повторения и обобщения. | Упр.334 | |
-
| Урок развития речи. Сочинение в формате ЕГЭ, часть С | Урок развития речи | Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме Соблюдать нормы построения текста | Умение работать с текстом | Подготовка к словарной работе. | |
-
| Предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложение. | Урок усвоения нового материала | Понятие предикативности, средства выражения предикативности. Простые и сложные предложения. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | Словарная работа — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся. — Ознакомительное чтение учебного материала § 69. — Информирующая лекция учителя. — Выполнение тренировочных упражнений: закрепление навыков разборов (фонетического, морфемного, морфологического). — Пунктуационный анализ предложений. — Работа с текстом (упр. 365). | Упр.335 | |
-
| Простые предложения. | Урок усвоения нового материала | Виды предложений по цели высказывания; виды предложений по эмоциональной окраске; предложения утвердительные и отрицательные. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | — Проверка домашнего задания: составление связного монологического высказывания на лингвистическую тему; дифференцированное задание по вариантам. — Самостоятельная работа с учебником, составление сложного плана теоретического материала. — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо, практические разборы. — Повторение орфографии, формирование навыков пунктуационного разбора. — Упражнение на конструирование. | Упр.336 | |
-
| Урок развития речи. Сочинение-миниатюра. | Урок развития речи | | Уметь работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений. | Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений. Семинар по материалам раздела «Из истории русского языкознания». | Сочинение по тексту в формате ЕГЭ | |
-
| Готовимся к Единому государственному экзамену. | Урок контроля | Решение теста в режиме он-лайн | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | | Тест, индивидуальные задания | |
-
| Готовимся к Единому государственному экзамену. | Урок контроля | Решение теста в режиме он-лайн | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | | Тест , индивидуальные задания | |
-
| Виды предложений по структуре. | Урок усвоения нового материала. | Двусоставные и односоставные предложения. Подлежащее, способы его выражения, группа подлежащего в предложении. Сказуемое, типы сказуемых, способы выражения сказуемых; группа сказуемого в предложении. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся. — Изучающее чтение теоретической части учебника. — Дополняющая лекция учителя. — Сообщения учеников. — Тренировочные упражнения. — Анализ структуры и значение отдельных предложений. — Пунктуационный разбор предложений. Работа с текстом. — Повторение: грамматические разборы разных видов (по усмотрению учителя). — Закрепление орфографических навыков: объяснительный диктант | Упр.339 | |
-
| Двусоставные и односоставные предложения. | Урок усвоения нового материала. | Грамматическая основа предложения; виды предложений в зависимости от состава грамматической основы. Предложения двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | — Самостоятельная работа с учебником: изучающее чтение § 73 учебника; составление опорного плана-конспекта учебно-научного текста; работа по группам с консультантами. — Тренировочные упражнения: распределительное письмо. — Закрепление правописных навыков: диктант с последующей самопроверкой. | Упр.342,343 | |
-
| Тире между подлежащим и сказуемым. . | Урок усвоения нового материала. | Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым; случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым | Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием. | — Самостоятельная проверочная работа по домашнему заданию. — Мотивированное слово учителя, разъясняющее сущность правописного затруднения. — Изучающее чтение учебного материала, составление схемы-алгоритма решения пунктуационной задачи. — Тренировочные упражнения на закрепление правописных навыков. | Упр.345,346 | |
-
| Распространенные и нераспространенные предложения. Предложения распространенные. Предложения нераспространенные. | Урок усвоения нового материала. | Характеристика определений. Приложения. Способы выражения. Дополнения. | Знать основные единицы языка, их признаки, определения. Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях. | — Самостоятельная проверочная работа по домашнему заданию. — Изучающее чтение учебного параграфа (§ 75). — Работа по группам. | Упр.349 | |
-
| Второстепенные члены предложения. Определения. | Урок усвоения нового материала. | Характеристика определений. Способы выражения. Обстоятельства. Характеристика обстоятельств. Способы выражения. | Знать основные единицы языка, их признаки, определения. Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления. | — Тренировочные упражнения— распределительное письмо, упражнение на конструирование, работа с текстом: закрепление правописных навыков, закрепление навыков анализа текста, закрепление навыков морфологического разбора слов различных частей речи. | Тест. Индивидуальные задания | |
-
| Урок развития речи. Анализ текста, создание аналитической письменной работы по исходному тексту. | Урок развития речи | | Уметь работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений. | Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений. Семинар по материалам раздела «Из истории русского языкознания». | Сочинение по тексту в формате ЕГЭ | |
-
| Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. | Урок усвоения нового материала. | Характеристика предложений с точки зрения полноты структуры: полные и неполные предложения. Случаи постановки тире в неполном предложении. | Уметь определять неполные предложения | — Изучающее чтение статьи учебника. — Выполнение тренировочных упражнений учебника. — Комментированное письмо, объяснительное письмо. — Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. | Упр351 | |
-
| Соединительное тире. Интонационное тире. Соединительное тире. | Урок усвоения нового материала. | Случаи постановки соединительного тире. Интонационное тире. Случаи постановки интонационного тире. | Знать основные единицы языка, их признаки, определения. | — Проверка домашнего задания: теоретический опрос (фронтальная работа). — Самостоятельная проверочная работа по вариантам. — Изучающее чтение материалов учебника (§ 78). — Выполнение тренировочных упражнений. — Обучение работе по алгоритму. — Выборочно-аналитическая работа с текстами литературных произведений. — Лингвистический анализ текста (включая пунктуационный разбор) стихотворения М. Цветаевой — Выразительное чтение стихотворения А. Блока. Интонирование знаков препинания. | Упр.356 | |
-
| Урок повторения и обобщения | Урок повторения и обобщения | Повторительные упражнения и вопросы и задания для повторения учебника | Знать основные единицы языка, их признаки, определения. | Вопросы – стр.246 | Упр.357 | |
-
| Контрольный диктант | Урок контроля | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием (упр.355) | Индивидуальные задания | |
-
| Простое осложненное предложение. | Урок усвоения нового материала. | Синтаксический разбор простого предложения. Синтаксические осложнители состава простого предложения. Порядок разбора простого предложения. | Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания, простые осложненные предложения Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах | — Знакомство с теоретическим материалом учебника. — Выполнение тренировочных упражнений учебника. — Распределительное письмо. — Закрепление навыков синтаксического разбора простого предложения. | Упр.358 | |
-
| Предложения с однородными членами предложения. | Урок усвоения нового материала | Знаки препинания в предложении с однородными членами. Однородные члены предложения. Синтаксические единицы, не являющиеся однородными членами предложения. Средства выражения однородности. Запятая, точка с запятой, тире при однородных членах предложения. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию | — Актуализация знаний, уже известных учащимся. — Изучающее чтение материалов учебника (§ 79). — Попутное повторение (виды синтаксических связей, функции знаков препинания). — Выполнение тренировочных упражнений. — Упражнения на формирование навыков характеристики синтаксических единиц. — Упражнения на закрепление правописных навыков. — Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. | Упр.362,363 | |
-
| Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | Урок усвоения нового материала | Признаки однородности определений, запятая при однородных определениях. Признаки неоднородных определений. Отсутствие запятой при неоднородных определениях | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию | — Проверка домашнего задания: самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой. — Тренировочные упражнения: комментированное письмо, объяснительное письмо. — Развитие речи — упражнения на конструирование, с объяснением особенностей значения получившихся синтаксических конструкций. — Закрепление орфографических умений и навыков. | Упр.368 | |
-
| Урок развития речи. Анализ текста, сочинение в формате ЕГЭ | Урок развития речи | | Уметь создавать письменное высказывание | Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений. | Сочинение по тексту в формате ЕГЭ | |
-
| Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. | Урок усвоения нового материала | Приложения. Признаки однородности приложений. Запятая при однородных приложениях. Признаки неоднородных приложений. Отсутствие запятой при неоднородных приложениях. | Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов | — Самостоятельная работа по вариантам. — Изучающее чтение материалов учебника (§ 81). — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; индивидуальная работа по карточкам; выполнение разных видов грамматических разборов. — Развитие речи: составление предложений по предложенным схемам. | Упр.370 | |
-
| Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. | Урок усвоения нового материала | Правила постановки запятой при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. | Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов | — Проверка домашнего задания: самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой. — Изучающее чтение материалов учебника (§ 82), составление схемы-алгоритма решения правописной задачи. — Выполнение тренировочных упражнений. Аналитическая работа: дать характеристику представленных в предложении союзов. | Упр.372 | |
-
| Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. | Урок усвоения нового материала | Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися союзами; знаки препинания в случае употребления парных союзов | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах | — Изучающее чтение материала учебника (§ 83). — Фронтальный опрос-беседа по вопросам учителя на уточнение первичного понимания теоретических сведений. — Составление плана-схемы решения пунктуационной задачи. — Тренировочные упражнения. — Комментированное письмо. — Составление схемы предложений. — Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. | Комплексная работа с текстом: объяснение орфограмм и знаков препинания; анализ текстовых особенностей фрагмента; творческое задание. | |
-
| Урок повторения и обобщения | Урок повторения и обобщения | | | Решение теста в формате ЕГЭ | Подготовка к диктанту, индивидуальные задания | |
-
| Проверочный диктант (упр.372) | Урок контроля | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | Индивидуальные задания | |
-
| Обобщающие слова при однородных членах. | Урок усвоения нового материала | Обобщающие слова. Знаки препинания при обобщающих словах: двоеточие, тире. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию. | — Изучающее чтение материалов учебника (§ 84). — Составление схем постановки знаков препинания при обобщающих словах. — Тренировочные упражнения: комментированное письмо; конструирование предложения по схемам, комплексная работа с текстом. | Упр.381 | |
-
| Готовимся к Единому государственному экзамену. | Урок контроля | Решение теста в режиме он-лайн | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | | Тест, индивидуальные задания | |
-
| Готовимся к Единому государственному экзамену. | Урок контроля | Решение теста в режиме он-лайн | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | | Тест, индивидуальные задания | |
II полугодие (54 часа) |
-
| Обособленные члены предложения. | Урок усвоения нового материала | Обособленные и необособленные определения. Обособление. | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах | — Изучающее чтение материалов учебника (§ 85). — Обобщающая беседа-опрос с опорой на материал учебника. — Составление алгоритма решения пунктуационной задачи. | Упр.387 | |
-
| Знаки препинания при обособленных членах предложения. | Урок усвоения нового материала | Обособление согласованных определений. Обособление несогласованных определений. | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах | — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; распределительное письмо; дифференцированное задание по вариантам; выполнение заданий на конструирование; комплексный анализ текста; творческая работа; самостоятельная работа с последующей самопроверкой. | Упр.390 | |
-
| Обособление приложений. | Урок усвоения нового материала | Условия обособления приложений. Запятая при обособленных приложениях, тире при обособленных приложениях. | Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов | — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, индивидуальные задания по карточкам; самостоятельная работа. — Знакомство с теоретическим материалом учебника (§ 86). — Тренировочные упражнения: комментированное письмо, распределительное письмо, самостоятельная работа с последующей самопроверкой; работа с графическими схемами. | Упр.393 | |
-
| Обособленные обстоятельства. | Урок усвоения нового материала | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных другими частями речи. | Знать правила обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Уметь выявлять условия обособления обстоятельства; интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогом. | — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельная работа с последующей самопроверкой. — Знакомство с теоретическим материалом учебника (§ 87); опрос-беседа на первичное понимание пунктуационных правил с опорой на содержание параграфа. — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; графический анализ предложений. — Пунктуационный и синтаксический разбор предложений. | Упр.400 | |
-
| Обособление дополнений. | Урок усвоения нового материала | Условия обособления дополнений. | Знать правила обособления дополнения. Уметь выявлять условия обособления дополнения; правильно обособлять дополнения интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления. | — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, проверочный диктант. — Знакомство с теоретическим материалом (§ 88). — Выполнение тренировочных упражнений | Упр.402 | |
-
| Урок повторения и обобщения | Урок повторения и обобщения | | | Решение теста в формате ЕГЭ | Подготовка к диктанту, индивидуальные задания | |
-
| Урок развития речи. Лингвистический анализ текста. | Урок развития речи | Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. | Уметь создавать письменное высказывание | Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений. | Сочинение по тексту в формате ЕГЭ | |
-
| Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | Урок усвоения нового материала | Обособление уточняющих членов предложения. Обособление пояснительных членов предложения. Знаки препинания при присоединительных членах предложения. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями. Уметь выявлять условия обособления; анализировать предложение. | — Знакомство с теоретическим материалом учебника (§ 89). — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; пунктуационный и синтаксический разбор; упражнение на конструирование. | Упр.406 | |
-
| Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | Урок повторения и обобщения | Обособление уточняющих членов предложения. Обособление пояснительных членов предложения. Знаки препинания при присоединительных членах предложения. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями. Уметь выявлять условия обособления; анализировать предложение. | — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; пунктуационный и синтаксический разбор; упражнение на конструирование. | Упр.410 | |
-
| Контрольный диктант | Урок контроля | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | Индивидуальные задания | |
-
| Знаки препинания при сравнительном обороте. | Урок усвоения нового материала | Сравнительный оборот. Способы присоединения сравнительного оборота. Знаки препинания при сравнительном обороте. | Уметь оформлять предложения со сравнительными оборотами | — Изучающее чтение материалов учебника (§ 90). — Тренировочные упражнения: отработка постановки знаков препинания при сравнительных оборотах с союзом как. — Комментированное письмо; объяснительный диктант. — Упражнение на конструирование: создание предложений со сравнительными оборотами. | Упр.412 | |
-
| Знаки препинания при обращениях. | Урок усвоения нового материала | Обращение. Способ выражения обращения. Место обращения в предложении. Знаки препинания при обращении. Запятая при обращении, восклицательный знак при обращении. Частица «о» перед обращением. Риторическое обращение. Обращение и олицетворение. | Знать основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора. Уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания. | — Повторение морфологических разборов слов различных частей речи. — Сочинение-миниатюра | Упр.415 | |
-
| Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. | Урок усвоения нового материала | Понятие вводных слов. Основные группы вводных слов по значению. Знаки препинания при вводных словах. Знаки препинания при стечении вводных слов. Вводное слово в начале или конце обособленного оборота. Слова, не являющиеся вводными. Особенности функционирования слов: наконец, однако, значит | Уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений. | — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, индивидуальные задания по карточкам, самостоятельная работа с последующей самопроверкой. — Изучающее чтение материала учебника (§ 92). — Выполнение тренировочных упражнений: распределительное письмо; объяснительное письмо; комментированное письмо; самостоятельная работа с последующей самопроверкой. | Упр.423 | |
-
| Знаки препинания при вставных конструкциях. | Урок усвоения нового материала | Вставные конструкции. Скобки и тире при вставных конструкциях. Разделяющие знаки конца предложения при вставных конструкциях. | Уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений. | — Проверка домашнего задания: теоретический опрос (фронтальная беседа), индивидуальные задания по карточкам, проверочный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм. — Самостоятельная работа с теоретическим материалом (§ 92, часть 2). — Выполнение тренировочных упражнений: объяснительное письмо; комментированное письмо; самостоятельная работа с последующей самопроверкой. | Упр.426 | |
-
| Готовимся к Единому государственному экзамену. | Урок контроля | Решение теста в режиме он-лайн | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | | Тест, индивидуальные задания | |
-
| Готовимся к Единому государственному экзамену. | Урок контроля | Решение теста в режиме он-лайн | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | | Тест, индивидуальные задания | |
-
| Междометия. | Урок усвоения нового материала | Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. Междометия. Знаки препинания при междометиях: запятая, восклицательный знак. Междометия и частицы, служащие для выражения усилительного значения. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных словах; при вопросительно-восклицательных словах. | Знать признаки междометия, уметь ставить знаки препинания при утвердительных, отрицательных словах | — Повторение морфологии, морфологический разбор слов различных частей речи. — Знакомство с теоретическим материалом (§ 93, часть 1). — Тренировочные упражнения. — Знакомство с теоретическим материалом (§ 93, часть 2). — Тренировочные упражнения. — Обобщающие тренировочные упражнения. | Упр.430 | |
-
| Урок повторения и обобщения | Урок повторения и обобщения | | | Повторение и обобщение. Работа по группам: повторение теоретического материала (по вопросам и заданиям для повторения). Выполнение тренировочных обобщающих упражнений из раздела «Повторительные упражнения». | Упр433, вопросы на стр.308 | |
-
| Контрольный диктант | Урок контроля | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | Индивидуальные задания | |
-
| Сложное предложение. | Урок усвоения нового материала | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные. Группы сложносочиненных предложений. Группы сложноподчиненных предложений. Группы бессоюзных сложных предложений. | Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. | — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя). — Самостоятельная работа с учебником (§ 94). — Выполнение тренировочных упражнений. — Распределительное письмо. — Комментированное письмо. | Упр.434 | |
-
| Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | Урок усвоения нового материала | Условия постановки запятой в сложносочиненном предложении. Отсутствие запятой между частями сложносочиненного предложения. Точка с запятой между частями сложносочиненного предложения. Тире между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. | Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор. | — Актуализация знаний, известных учащимся (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя). — Изучающее чтение материалов учебника (§ 95), составление опорного конспекта. — Сообщение учащихся об основных группах сложносочиненных предложений. — Выполнение тренировочных упражнений, закрепление навыков синтаксического разбора сложносочиненного предложения; закрепление навыков пунктуационного разбора предложения; особенности интонирования синтаксических конструкций — выразительное чтение стихотворного текста, самостоятельная работа с последующей самопроверкой. | Упр.443 Упр.445 (1) | |
-
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | Урок усвоения нового материала | Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Типы придаточных. Место придаточной части по отношению к главной. Запятая в сложноподчиненном предложении; двоеточие в сложноподчиненном предложении. Тире в сложноподчиненном предложении. Придаточная часть и синтаксически устойчивое сочетание. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. | Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи. | — Проверка домашнего задания: дифференцированный опрос. — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся (структурированная беседа-опрос). — Самостоятельная работа с учебником (§ 96). | Упр448 | |
-
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | Урок усвоения нового материала | Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Типы придаточных. Место придаточной части по отношению к главной. Запятая в сложноподчиненном предложении; двоеточие в сложноподчиненном предложении. Тире в сложноподчиненном предложении. Придаточная часть и синтаксически устойчивое сочетание. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. | Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи. | — Выполнение тренировочных упражнений: закрепление навыков синтаксического разбора сложноподчиненных предложений; объяснительное письмо. — Проверочный диктант с последующей самопроверкой. — Создание связного монологического высказывания в письменной форме. | Упр 451 | |
-
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | Урок усвоения нового материала | Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Запятая между частями сложного предложения. | Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. | — Проверка домашнего задания: связное монологическое высказывание на лингвистическую тему; индивидуальное задание по карточкам; дифференцированная работа по вариантам. — Самостоятельная работа с учебником (§ 97). | Упр.453 | |
-
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | Урок усвоения нового материала | Отсутствие запятой между частями сложного предложения. Точка с запятой между однородными придаточными. Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением, с однородным соподчинением, с неоднородным соподчинением. | Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. | — Знакомство с образцом синтаксического разбора сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. — Тренировочные упражнения: комментированное письмо; объяснительное письмо; дифференцированные задания по вариантам с учетом уровня усвоения учебного материала. | Упр.455 | |
-
| Урок развития речи. Лингвистический анализ текста. | Урок развития речи | Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. | Уметь создавать письменное высказывание | Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений. | Сочинение по тексту в формате ЕГЭ | |
-
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Урок усвоения нового материала | Бессоюзное сложное предложение. Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении; двоеточие в бессоюзном сложном предложении; тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | — Самостоятельная работа с теоретическим материалом (§ 98). — Выполнение тренировочных упражнений: объяснительное письмо; работа с материалом для наблюдения; дифференцированное задание. — Развитие речи — создание текста-миниатюры на заданную тему. | Упр.458 | |
-
| Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. | Урок усвоения нового материала | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурная схема сложного предложения с разными видами связи. Пунктуационный разбор предложения. Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи. | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. | — Проверка домашнего задания (теоретический опрос-беседа по вопросам учителя; индивидуальные карточки-задания, самостоятельная работа по вариантам с последующей самопроверкой). — Тренировочные упражнения: комментированное письмо; объяснительное письмо; выполнение синтаксического разбора предложений; конструирование предложений; работа со словарем. | Упр.468 | |
-
| Период. Знаки препинания в периоде. | Урок усвоения нового материала | Период. Строение периода. Выразительные возможности периода. Повторение темы «Сложное предложение». | Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор. | — Проверка домашнего задания: теоретический опрос (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя), индивидуальная работа по карточкам. — Знакомство с теоретическим материалом (§ 99); чтение текста для наблюдения. — Отработка интонационной выразительной речи. — Практическая работа: поиск примеров периодов в художественной литературе. — Выполнение обобщающих упражнений. — Групповая работа по вопросам и заданиям для повторения. | Упр.470, вопросы на стр.338 | |
-
| Проверочный диктант | Урок контроля | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | Индивидуальные задания | |
-
| Урок развития речи Способы передачи чужой речи. | Урок развития речи | Знаки препинания при прямой речи. Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь. Прямая речь и слова автора. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь определять способ передачи чужой речи. | — Актуализация знаний, известных учащимся (структурированная беседа-опрос по вопросам учителя). — Изучающее чтение материалов учебника (§ 100—101); составление схем-алгоритмов постановки знаков препинания при прямой речи. | упр.478 | |
-
| Урок развития речи Способы передачи чужой речи. | Урок развития речи | Знаки препинания при прямой речи. Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь. Прямая речь и слова автора. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь определять способ передачи чужой речи. | — Тренировочные упражнения: объяснительное письмо; упражнения на конструирование; комментированное письмо; самостоятельная работа с последующей самопроверкой; лингвистический анализ текста. | Упр.480 | |
-
| Знаки препинания при диалоге | Урок развития речи | Знаки препинания при цитатах. Диалог. Реплики диалога. Пунктуационное оформление реплик диалога. Цитаты. Разные способы оформления цитат. | Уметь ставить знаки препинания при оформлении диалога | — Проверка домашнего задания (индивидуальный опрос теоретического материала; практическая работа по карточкам). — Самостоятельная работа с учебником (§102, 103). — Тренировочные упражнения: самостоятельная работа с последующей самопроверкой; упражнение на конструирование, работа с текстом художественного произведения. | Упр. 481 | |
-
| Урок развития речи. Сочинение-миниатюра | Урок развития речи | Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. | Уметь создавать письменное высказывание | Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений. | Сочинение по тексту в формате ЕГЭ | |
-
| Сочетание знаков препинания. | Урок усвоения нового материала | Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания | Знать основные способы цитирования. Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях. | — Мотивированное слово учителя, разъяснение пунктуационного затруднения. — Изучающее чтение учебника (§ 104). — Составление алгоритма решения пунктуационной задачи. — Тренировочные упражнения: комплексный анализ текста; комментированное письмо. | Упр.487 | |
-
| Факультативные знаки препинания. | Урок усвоения нового материала | Собственно факультативные знаки препинания; альтернативные знаки препинания, вариативные знаки препинания. | Знать о факультативности обособлений, альтернативных знаках препинания | — Проверка домашнего задания (индивидуальная работа по карточкам; самостоятельная работа по вариантам). — Знакомство с теоретическим материалом учебника (§ 105). — Тренировочные упражнения: объяснительное письмо, комментарий текстов для наблюдения; отработка навыков верного интонирования текстов художественных произведений; закрепление навыков орфографического и пунктуационного разбора. | Упр.488 | |
-
| Авторская пунктуация. | Урок усвоения нового материала | Эмоционально-экспрессивные возможности знаков препинания. Авторская пунктуация и индивидуальный стиль писателя. | Знать особенности пунктуационного оформления художественного текста | — Проверка домашнего задания (индивидуальная работа по карточкам, монологическое высказывание на лингвистическую тему). — Изучающее чтение § 106. — Работа с материалами для наблюдения (выразительное чтение художественных текстов). — Пунктуационный анализ текстов, стилистические возможности знаков препинания. — Сопоставительный анализ текстов. | Упр.490,492 | |
-
| Урок-семинар | семинар | проверка уровня усвоения теоретического материала | | Индивидуальные задания, работа по карточкам | Упр.495 | |
-
| Урок-практикум | практикум | выполнение обобщающих упражнений | | Тесты в формате ЕГЭ | Упр.501 | |
-
| Урок развития речи. Лингвистический анализ текста. | Урок развития речи | Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. | Уметь создавать письменное высказывание ( по текту упр.497) | Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений. | Сочинение по тексту в формате ЕГЭ | |
-
| Контрольный диктант | Урок контроля | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | Индивидуальные задания | |
-
| Урок развития речи. Культура речи. Язык и речь. | Урок развития речи | Правильность русской речи. Язык и речь. Культура речи. Две стороны культуры речи. Нормы литературного языка. Основные признаки нормы. Речевая ошибка. | Знать: русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию | — Изучающее чтение § 107. — Составление тезисов. — Ответы на вопросы к параграфу. — Изучающее чтение § 108. | Упр.513 | |
-
| Урок развития речи. Культура речи. Язык и речь. | Урок развития речи | Правильность русской речи. Язык и речь. Культура речи. Две стороны культуры речи. Нормы литературного языка. Основные признаки нормы. Речевая ошибка. | Знать: русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию | — Составление плана-конспекта § 108. — Анализ материалов для наблюдения. — Выполнение упражнений на закрепление орфографических и пунктуационных навыков. | Индивидуальные задания | |
-
| Урок развития речи. О качествах хорошей речи. | Урок развития речи | Свойства речи, которые помогают обеспечить эффективность коммуникации и характеризует уровень речевой культуры говорящего | Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию | — Ознакомительное чтение § 110. — Аналитическое чтение материалов для наблюдения (упр. 549). — Составление конспекта, тезисов, развернутого плана текстов (по выбору учителя и учащихся). — Аналитическая беседа по вопросам и заданиям для повторения. — Выполнение упражнений на закрепление правописных навыков. — Создание творческой работы на заданную тему (см. вопросы и задания № 7 или 8). | Вопросы и задания на стр.381 | |
-
| Урок развития речи. Функциональные стили. | Урок развития речи | Стилистика. Стиль. Функциональный стиль. Классификация функциональных стилей. | Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию | — Изучающее чтение материалов учебника. — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся (беседа-опрос по вопросам учителя). — Анализ текстов для наблюдения. — Комментированное письмо: объяснение орфограмм и пунктограмм в предложениях, данных для анализа. | Сообщения учащихся по материалам раздела «Из истории русского языка» (В.В. Виноградов). | |
-
| Урок развития речи Научный стиль. | Урок развития речи | Научный стиль, жанры. Термины. | Знать отличительные особенности научного стиля речи. Уметь создавать тексты этого стиля, осуществлять речевой самоконтроль | — Изучающее чтение § 111. — Составление плана-конспекта текста. — Анализ материалов для наблюдений. — Аналитическая работа по упр. 550, составление опорной схемы, подготовка устного монологического высказывания на лингвистическую тему. | Повторение правил цитирования. | |
-
| Урок развития речи Официально-деловой стиль. | Урок развития речи | Официально-деловой стиль, признаки, жанры. Канцеляризмы. | Знать отличительные особенности официально-делового стиля речи. Уметь создавать тексты этого стиля, осуществлять речевой самоконтроль | — Изучение материалов для наблюдения. — Закрепление практических навыков: составление деловых бумаг (доверенность, заявление, автобиография). | Упр.527, вопросы на стр. 394 | |
-
| Урок развития речи Публицистический стиль. | Урок развития речи | Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля. | Знать отличительные особенности публицистического и художественного стилей речи, основные жанры публицистического стиля (выступление, очерк). Уметь создавать тексты этих стилей и жанров, используя ИВС, осуществлять речевой самоконтроль, участвовать в речевом общении. | — Изучающее чтение § 113. — Анализ материалов для наблюдения (упр. 559), подготовка к диктанту «Русский язык и мы». — Практическая работа: определение признаков, характерных для публицистического стиля в газетной публикации. — Обобщение и повторение темы по вопросам и заданиям для повторения. | Упр.531, вопросы на стр.399 | |
-
| Урок развития речи Разговорный стиль. | Урок развития речи | Особенности литературно-художественной речи. | Знать отличительные особенности разговорного стиля речи. Уметь создавать тексты этого стиля, осуществлять речевой самоконтроль | — Изучающее чтение § 114, 115. — Практическая работа (анализ образцов текстов по выбору учителя и учащихся) — дифференцированное задание по группам. | Упр.532 | |
-
| Урок развития речи. Лингвистический анализ текста. | Урок развития речи | Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. | Уметь создавать письменное высказывание | — Выполнение аналитических упражнений учебника (упр. 563— 599) | Упр.599 | |
-
| Урок развития речи. Лингвистический анализ текста. | Урок развития речи | Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. | Уметь создавать письменное высказывание | Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений. | Сочинение по тексту в формате ЕГЭ | |
-
| Готовимся к Единому государственному экзамену. | Урок контроля | Решение теста в режиме он-лайн | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | | Тест, индивидуальные задания | |
-
| Готовимся к Единому государственному экзамену. | Урок контроля | Решение теста в режиме он-лайн | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков | | Тест, индивидуальные задания | |
-
| Завершающий урок. | | Работа с текстом «Учитель и ученик» | | | | |