ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ШКОЛА «ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ЛИЦЕЙ»
УТВЕРЖДАЮ:
« » _______________2018 Г.
Директор школы:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ФГОС)
НА 2018-2019 УЧ.Г.
КЛАСС 11
РАЗРАБОТАЛА МАЛАШЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 1 КАТЕГОРИИ
2018-2019 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, основной образовательной программой среднего общего образования ЧУОО Школы «Екатерининский лицей», Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой .
Рабочая программа ориентирована на учебник «Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. - М.: «Русское слово», 2018г
Программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.
Преобладающими становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение.
Формы контроля знаний: тестовые работы, самостоятельные работы, практические работы, задания дифференцированного характера, лингвистический анализ текста с последующим написанием сочинения-рассуждения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 11 класса
знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально -культурной,учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Универсальные учебные действия учащихся(УУД):
1.Личностные:
-развитие познавательных интересов и учебных мотивов,
-формирование границ собственного знания и незнания,
-способность к решению моральных проблем на основе децентрации,
-формирование мотивов достижения.
2.Познавательные:
-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
-осознанное и произвольное построение речевого высказывание в устной и письменной форме,
-умение выделять существенную информацию из текстов разных видов,
-умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,
-умение осуществлять синтез как составление целого из частей,
-умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям,
-выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Регулятивные:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
-учитывать правило в планировании и контроле способа решения,
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
-выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме.
4. Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
-уметь формулировать собственное мнение и позицию,
-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,
-уметь задавать вопросы,
- уметь использовать речь для регуляции своего действия,
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Основные принципы русской орфографии | 2 |
2 | Словосочетание | 3 |
3 | Простое неосложнённое предложение | 8 |
4 | Простое осложнённое предложение | 11 |
5 | Обособленные члены предложения | 7 |
6 | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением | 5 |
7 | Сложное предложение | 9 |
8 | Способы передачи чужой речи | 2 |
9 | Употребление знаков препинания | 2 |
10 | Культура речи | 4 |
11 | Стилистика | 8 |
12 | Повторение | 7 |
| Итого | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения.
Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире.
Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные,
отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге.
Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире.
Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
Стилистика
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно -художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование,описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Из истории русского языкознания
Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В.Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н.Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
Итоговое повторение.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе на 2018- 2019 учебный год
№ п/п | Номер урока в разделе | Тема урока | Колич. часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание Причина корректировки |
Русский язык в современном мире (1+1 ч) |
-
| 1 | Введение. Синтаксис и пунктуация | 1 | 03.09 | | |
-
| 2 | Стартовая контрольная работа. | 1 | 05.09 | | |
Словосочетание (3 ч) |
-
| 1 | Словосочетание как синтаксическая единица. | 1 | 10.09 | | |
-
| 2 | Виды синтаксических связей. Синтаксический разбор словосочетания. | 1 | 12.09 | | |
-
| 3 | Тестирование ЕГЭ | 1 | 17.09 | | |
Предложение (1 час) |
-
| 1 | Понятие о предложении. Классификация предложений | 1 | 19.09 | | |
Простое предложение (7 часов) |
-
| 1 | Простое предложение. Виды предложений по структуре. | 1 | 24.09 | | |
-
| 2 | Простое предложение. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. | 1 | 26.09 | | |
-
| 3 | Тире между подлежащим и сказуемым. Тест. | 1 | 01.10 | | |
-
| 4 | Тире в неполном предложении. Контрольный словарный диктант | 1 | 03.10 | | |
-
| 5 | Соединительное тире. Интонационное тире. Тест | 1 | 08.10 | | |
-
| 6 | РР Структура сочинения – рассуждения . Проблематика исходного текста. Пути подхода к комментарию проблемы. Написание комментария | 1 | 10.10 | | |
-
| 7 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | 1 | 15.10 | | |
Простое осложнённое предложение. (11 часов) |
-
| 1 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Тест. | 1 | 17.10 | | |
-
| 2 | РР Структура сочинения –рассуждения. Отражение авторской позиции. Контрольное Сочинение –рассуждение | 1 | 22.10 | | |
-
| 3 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | 1 | 24.10 | | |
-
| 4 | Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. | 1 | 07.11 | | |
-
| 5 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. | | 12.11 | | |
-
| 6 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. | 1 | 14.11 | | |
-
| 7 | РР Структура сочинения –рассуждения. Аргументация собственного мнения | 1 | 19.11 | | |
-
| 8 | Аргументы к тексту из художественной литературы. Самостоятельная работа | 1 | 21.11 | | |
-
| 9 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах. Тест. | 1 | 26.11 | | |
-
| 10 | Р/р Сочинение по предложенному тексту | 1 | 28.11 | | |
-
| 11 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | 1 | 03.12 | | |
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. (7 часов) |
-
| 1 | Обособленные и необособленные определения. Тест. | 1 | 05.12 | | |
-
| 2 | Обособленные приложения. Контрольный словарный диктант | 1 | 10.12 | | |
-
| 3 | Обособленные обстоятельства. Тест. | 1 | 12.12 | | |
-
| 4 | Обособленные дополнения. | 1 | 17.12 | | |
-
| 5 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Тест. | 1 | 19.12 | | |
-
| 6 | Знаки препинания при сравнительном обороте. Тест. | 1 | 24.12 | | |
-
| 7 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | 1 | 26.12 | | |
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением(5 часов) |
-
| 1 | Знаки препинания при обращениях. | 1 | 09.01 | | |
-
| 2 | РР Сочинение по предложенному тексту | 1 | 14.01 | | |
-
| 3 | Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и вставных конструкциях. | 1 | 16.01 | | |
-
| 4 | Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. | 1 | 21.01 | | |
-
| 5 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | 1 | 23.01 | | |
Сложное предложение (9 часов) |
-
| 1 | Понятие о сложном предложении. | 1 | 28.01 | | |
-
| 2 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Тест. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. | 1 | 30.01 | | |
-
| 3 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. | 1 | 04.02 | | |
-
| 4 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Тест. | 1 | 06.02 | | |
-
| 5 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Контрольный словарный диктант | 1 | 11.02 | | |
-
| 6 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Тест. | 1 | 13.02 | | |
-
| 7 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. | 1 | 18.02 | | |
-
| 8 | Период. Знаки препинания в периоде. | 1 | 20.02 | | |
-
| 9 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | 1 | 25.02 | | |
Предложения с чужой речью (2 часа) |
-
| 1 | Способы передачи чужой речи Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах. Замена прямой речи косвенной | 1 | 27.02 | | |
-
| 2 | Практическая работа по теме «Способы передачи чужой речи». | 1 | 04.03 | | |
Употребление знаков препинания (2 часа) |
-
| 1 | Сочетание знаков препинания. | 1 | 06.03 | | |
-
| 2 | Авторская пунктуация. | 1 | 11.03 | | |
Культура речи (4 ч) |
-
| 1 | Язык и речь. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка. Речевая ошибка | 1 | 13.03 | | |
-
| 2 | Грамматические ошибки | 1 | 18.03 | | |
-
| 3 | Орфоэпические нормы языка | 1 | 20.03 | | |
-
| 4 | Проверочная работа по теме «Культура речи» | 1 | | | |
Стилистика (8 ч) |
-
| 1 | Стилистика как раздел науке о языке, изучающий стили языка и стили речи, изобразительно- выразительные средства. | 1 | 01.04 | | |
-
| 2 | Изобразительно-выразительные средства языка | 1 | 03.04 | | |
-
| 3 | Практическая работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» | 1 | 08.04 | | |
-
| 4 | Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. Тестовая работа | 1 | 10.04 | | |
-
| 5 | Стилистика. Научный стиль. Официально-деловой стиль. | 1 | 15.04 | | |
-
| 6 | Публицистический стиль. Разговорный стиль. | 1 | 17.04 | | |
-
| 7 | РР Анализ текста | 1 | 22.04 | | |
-
| 8 | Из истории русского языкознания. Групповая работа с текстами об ученых - лингвистах | 1 | 24.04 | | |
Итоговое повторение (7 ч) |
62 | 1 | Обобщение изученного по синтаксису | 1 | 29.04 | | |
63 | 2 | РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ | 1 | 06.05 | | |
64 | 3 | РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | 1 | 08.05 | | |
65 | 4 | Анализ сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ | 1 | 13.05 | | |
66 | 5 | Тренировочное тестирование | 1 | 15.05 | | |
67 | 6 | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | 1 | 20.05 | | |
68 | 7 | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | 1 | 22.05 | | |
«ПРИНЯТО»
Протокол № 1
Педагогического совета
от «29» августа 2018г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
______________ С.А.Щербина
«_______»___________ 20____г.
12