СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 2 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

города Сафоново, Смоленской области


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей начальных классов

_____________/Паушкина Н. В./


Протокол № ________


от «_____» ____________ 2018 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ «СОШ № 4»


_____________/Киселёва И. Ю./



от «_____» _____________2018 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 4 »


__________/Дубова И.Д./


Приказ № __________________


от «______» __________ 2018 г.





Рабочая программа


по русскому языку


2 класс





учителя первой квалификационной категории


Кривцовой Марины Владимировны





на 2018/2019 учебный год


Введение


Рабочая программа для 2 класса по русскому языку составлена на основании:


  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (с изменениями);

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями);

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  • Примерной программы начального общего образования по русскому языку;

  • авторской программы «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В. П. Канакиной (авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко, М. В.Бойкина), - М.: Просвещение, 2011;

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново;

  • Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново;

  • Учебного плана МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново на текущий учебный год.



УМК «Школа России»



Используемый учебник:


  • В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 г.



Учебный план МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново предусматривает изучение предмета «Русский язык» во 2 классе на базовом уровне - 170 часов в год (по 5 часов в неделю).




Промежуточная аттестация (годовой контроль) проходит в форме контрольного диктанта с грамматическим заданием (1 час).












  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные результаты


У обучающего будут сформированы:


  • Представление о своей этнической принадлежности;

  • Становление чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину народ, за великое достояние российского народа – русский язык;

  • Представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность);

  • Осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

  • Осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родным языкам;

  • Представление о языке как развивающемся явлении; представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

  • Положительное отношение к языковой деятельности;

  • Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

  • Понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в проведении на принятые моральные нормы;

  • Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • Этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть, любовь ко всему живому на Земле и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

  • Развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

  • Представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно – творческой деятельности.



Метапредметные результаты


Регулятивные

Обучающийся научится:


  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • Высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • Планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • Учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при планировании и контроле способа решения;

  • Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках);

  • Проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;

  • Понимать причины успеха и неуспеха при выполнении учебной задачи;

  • Выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя.

Познавательные

Обучающийся научится:


  • Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно)

  • Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • Ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

  • Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • Осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

  • Пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • Осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • Составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • Составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • Анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • Осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • Ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • Находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • Осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • Обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня общения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное – часть речи и др.);

  • Выделять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

  • Устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.



Коммуникативные

Обучающийся научится:


  • Слушать собеседника и понимать речь других;

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • Задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • Работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • Признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

  • Формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • Строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Общие предметные результаты


Обучающийся получит возможность научиться:


  • Формировать представления о значении русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • Уважительному отношению к русскому языку как родному языку русского народа и к языкам, на которых говорят другие народы;

  • Пониманию значимости русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

  • Первоначальному представлению о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

  • Формировать начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

  • Овладевать первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов «Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика», «Морфология и синтаксис» (в объёме изучаемого курса);

  • Применению орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

  • Первоначальным умения проверять написанное;

  • Овладению учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

  • Начальным умениям находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Предметные результаты


Развитие речи


Обучающийся научится:


  • Участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

  • Строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

  • Читать тексты учебника (самостоятельно), извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно – познавательной задачей (под руководством учителя);

  • Пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

  • Различать устную и письменную речь;

  • Различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

  • Отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

  • Анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность;

  • Понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

  • Читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

  • Составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и концу.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • Анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • Соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

  • Озаглавливать текст по его теме или главной мысли;

  • Распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

  • Замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • Составлять небольшие повествовательные и описательные тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

  • Находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

  • Составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

  • Составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

  • Письменно излагать содержание прочитанного текста (после определённой подготовки) по вопросам;

  • Проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • Различать понятия звук и буква, правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

  • Определять качественную характеристику гласного звука в слове: гласный - согласный, гласный ударный или безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

  • Характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

  • Понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

  • Анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

  • Определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;

  • Определять способы обозначения буквами твёрдости – мягкости согласных и звука [й;];

  • Определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

  • Определять ударный и безударные слоги в слове;

  • Правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

  • Использовать знание алфавита при работе со словарями;

  • Определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

  • Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) - показателем мягкости согласного звука;

  • Находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при их орфоэпическом проговаривании учителем;

  • Произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике).



Обучающийся получит возможность научится:

  • Осуществлять звуко – буквенный разбор простых по составу слов;

  • Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь);

  • Применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

  • Пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.





Лексика

Обучающийся научится:

  • Выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

  • Различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

  • Распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

  • Подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;

  • Наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

  • Наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении, на практическом уровне различать такие слова.



Обучающийся получит возможность научится:

  • Осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • Распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • Замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

  • Пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.



Состав слова (Морфемика)

Обучающийся научится:

  • Понимать значение понятия родственные слова, соотносить его с понятием однокоренные слова;

  • Владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

  • Выполнять общий способ действия при выделении в слове корня (простые случаи); пользоваться памяткой при определении корня слова;

  • Подрать родственные (однокоренные) слова;



Обучающийся получит возможность научится:

  • Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

  • Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • Подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.



Морфология

Обучающийся научится:

  • Различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

  • Находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

  • Находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

  • Находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

  • Находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, их роль в предложении;

  • Узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

  • Находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

  • Подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.



Обучающийся получит возможность научится:

  • Различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

  • Выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

  • Различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа;

  • Выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

  • Использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • Пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.



Синтаксис

Обучающийся научится:

  • Различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

  • Определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

  • Сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

  • Находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

  • Различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

  • Устанавливать связи между словами в предложении;

  • Соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • Восстанавливать деформированные предложения;

  • Составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.



Обучающийся получит возможность научится:

  • Опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

  • Находить предложения с обращениями.



Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

  • Пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

  • Применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

  • Применять изученные правила правописания:

- раздельное написание слов в предложении;

- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

- отсутствие мягкого знака (ь) после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн, нч;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень дан в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных

- разделительный мягкий знак (ь);

- знаки препинания в конце предложения (. ? !);

- раздельное написание предлогов с именами существительными;

- раздельное написание частицы не с глаголами;

  • Безошибочно списывать текст с доски и из учебника;

  • Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.


Обучающийся получит возможность научится:

  • Осознавать значение понятий орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма;

  • Определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

  • Разграничивать орфограммы на изученные и неизученные правила письма;

  • Применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.









  1. Содержание учебного предмета



Виды речевой деятельности


Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Систематический курс


Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Изменение существительных по числам.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Роль предлогов в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

• разделительные ъ и ь;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.


2 КЛАСС (170 Ч)

Наша речь (3 ч)

Знакомство с учебником.

Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Требования к речи.

Диалог и монолог. Речь диалогическая и монологическая.


Текст (4 ч)

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров.

Предложение (11 ч)

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания. Знаки препинания конца предложения (.?!)

Члены предложения. Главные члены предложения (основа) – подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении.


Слова, слова, слова… (20 ч)

Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.

Синонимы и антонимы.

Однокоренные (родственные) слова. Корень слова (первое представление). Выделение корня в однокоренных словах.

Слог как минимальная произносительная единица.

Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая роль ударения.

Перенос слова. Перенос слова по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую.


Звуки и буквы (59 ч)


Звуки и буквы (повторение, уточнение). Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Замена звука буквой и наоборот.

Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы. Использование алфавита при работе со словарями.

Гласные звуки. Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука – согласный звук [й,] и последующий гласный звук.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным).

Согласные звуки. Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

Согласный звук [й,] и буква «и краткое».

Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу.

Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Произношение парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме разделительного мягкого знака (ь). Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком (ь). Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Проект: «Пишем письмо».


Части речи (56 ч)

Части речи (2 ч)

Части речи. Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают с частями речи.

Имя существительное (17 ч)

Имя существительное. Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Число имен существительных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). Обобщение знаний об имени существительном.

Глагол (13 ч)

Глагол. Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление). Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым). Число глагола. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголом. Обобщение знаний о глаголе. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании.

Имя прилагательное (12 ч)

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Обобщение знаний об имени прилагательном. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.

Местоимение (5 ч)

Местоимение. Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.

Предлоги (7 ч)

Предлоги. Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными.


Повторение (17 ч)

Повторение изученного материала. Промежуточная аттестация.































  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Наша речь (3 ч)


1

Знакомство с учебником «Русский язык» (2 класс). Виды речи.


1 ч

2

Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи.


1 ч

3

Диалог и монолог.

1 ч

Текст (4 ч)


4

Что такое текст? Тема текста.


1 ч

5

Главная мысль текста. Р. р. Составление нового текста на основе данного.

1 ч

6

Части текста. Р. р. Изложение текста по вопросам.


1 ч

7

Стартовый контрольный диктант «Повторение изученного в 1 классе».

1 ч

Предложение (11 ч)


8

Работа над ошибками, допущенными в стартовом контрольном диктанте и в изложении. Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

1 ч

9

Связь слов в предложении.


1 ч

10

Логическое (смысловое) ударе­ние в предложении. Р. р. Составление отве­тов на вопросы, составление про­должения текста.

1 ч

11

Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

1 ч

12

Члены предложения. Второстепенные члены предложения. Контрольное списывание текста.

1 ч

13

Подлежащее и сказуемое — глав­ные члены предложения.


1 ч

14

Подлежащее и сказуемое — глав­ные члены предложения.


1 ч

15

Распространённые и нераспро­странённые предложения.


1 ч

16

Р. р. Сочинение по репродукции кар­тины И. С. Остроухова «Золотая осень».

1 ч

17

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Связь слов в предложении. Словарный диктант.


1 ч

18

Связь слов в предложении. Обоб­щение и систематизация знаний о предложении. Проверочная ра­бота по теме «Предложение».

1 ч

Слова, слова, слова… (20 ч)


19

Слово и его лексическое значе­ние. Р. р. Воспроизведение в воображении ярких словесных об­разов, создаваемых авторами в пей­зажных зарисовках.

1 ч

20

Слово как общее название мно­гих однородных предметов. Те­матические группы слов.

1 ч

21

Однозначные и многозначные слова.


1 ч

22

Прямое и переносное значение слов. Р. р. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-ху­дожественных образов.

1 ч

23

Синонимы.


1 ч

24

Антонимы.


1 ч

25

Синонимы и антонимы (обоб­щение знаний). Проверочная работа по темам «Слово и его лексическое значе­ние», «Синонимы и антонимы».

1 ч

26

Р. р. Изложение текста по данным к нему вопросам.


1 ч

27

Контрольный диктант (с грамматическим заданием) «Предложение. Слово».

1 ч

28

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и в изложении.

1 ч

29

Родственные слова.


1 ч

30

Родственные слова и синонимы. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Одно­коренные слова. Корень слова

(первое представление).

1 ч

31

Однокоренные слова. Корень сло­ва. Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1 ч

32

Однокоренные слова. Корень слова.


1 ч

33

Слог как минимальная произ­носительная единица. Слогообразующая роль гласных.

1 ч

34

Ударение.


1 ч

35

Ударение (продолжение).


1 ч

36

Перенос слов по слогам.


1 ч

37

Перенос слов по слогам (про­должение). Словарный диктант.


1 ч

38

Р. р. Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

1 ч

Звуки и буквы (59 ч)


39

Контрольный диктант (с грамматическим заданием) «Слова, слова, слова…».


1 ч

40

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и сочинении.

1 ч

41 – 42

Звуки и буквы.

2 ч

43

Русский алфавит, или Азбука.


1 ч

44

Использование алфавита при работе со словарями.


1 ч

45

Употребление прописной (за­главной) буквы. Р. р. Сочинение по репродукции картины 3. Е. Се­ребряковой «За обедом».

1 ч

46

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Гласные звуки.

1 ч

47

Гласные звуки. Слова с буквой э. Р. р. Изложение текста по вопросам.

1 ч

48

Правописание слов с безудар­ным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки.

1 ч

49

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правило обозначения буквой безударного гласного звука.

1 ч

50

Способы проверки написания буквы, обозначающей безудар­ный гласный звук в корне слова.


1 ч

51

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Словарный диктант.

1 ч

52

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

1 ч

53

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

1 ч

54

Буквы безударных гласных кор­ня, которые надо запоминать.


1 ч

55

Правописание словарных слов.


1 ч

56

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

1 ч

57

Правописание слов с проверя­емыми и непроверяемыми ор­фограммами.

1 ч

58

Контрольный диктант (с грамматическим заданием) «Правописание слов с безударными гласными в корне».

1 ч

59

Р. р. Сочинение по репродукции кар­тины С. А. Тутунова «Зима при­шла. Детство».

1 ч

60

Работа над ошибками, допущен­ными в контрольном диктанте и сочинении.


1 ч

61

Согласные звуки.


1 ч

62

Согласный звук [й'] и буква й («и краткое»).


1 ч

63

Слова с удвоенными согласными.


1 ч

64

Р. р. Сочинение по репродукции кар­тины А. С. Степанова «Лоси».

1 ч

65

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозна­чения.

1 ч

66

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозна­чения. Р. р. Составление текста по рисунку.

1 ч

67

Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме.

1 ч

68

Правописание слов с мягким зна­ком (ь) на конце и в середине перед согласным. Подготовка к выполнению проекта «Пишем письмо».

1 ч

69

Правописание слов с мягким зна­ком (ь) на конце и в середине перед согласным. Р. р. Изложение текста по вопросам.

1 ч

70

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Буквосочетания с шипящими звуками. Словарный диктант.


1 ч

71

Правописание в словах букво­сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.


1 ч

72

Контрольный диктант (с грам­матическим заданием) за 1 полугодие.

1 ч

73

Работа над ошибками, допу­щенными в диктанте.

Р. р. Составление по­здравительной открытки.

1 ч

74

Правописание в словах букво­сочетаний чк, чн, чт, нч и дру­гих изученных орфограмм. Р. р. Работа с текстом.

1 ч

75

Контрольное списывание текста.


1 ч

76

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу-щу.


1 ч

77

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в сло­вах.

1 ч

78

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в сло­вах. Р. р. Восстановление деформированных предложений.

1 ч

79

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в сло­вах. Р. р. Составление рассказа по рисунку.

1 ч

80

Звонкие и глухие согласные зву­ки.


1 ч

81

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед со­гласным.

1 ч

82

Правописание слов с парным по глухости-звонкости соглас­ным на конце слова или перед согласным. Особенности прове­рочного и проверяемого слов.

1 ч

83

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед со­гласным.

1 ч

84

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед со­гласным.

1 ч

85

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед со­гласным.

1 ч

86

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед со­гласным.

1 ч

87

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед со­гласным.

1 ч

88

Обобщение знаний об изучен­ных правилах письма.


1 ч

89

Обобщение знаний об изучен­ных правилах письма.

Р. р. Изложение текста по вопросам.

1 ч

90

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об изучен­ных правилах письма.

1 ч

91

Проверочная работа «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед со­гласным».

1 ч

92

Работа над ошибками, допущен­ными в проверочной работе. Словарный диктант.

1 ч

93

Разделительный мягкий знак (ь).


1 ч

94

Правописание слов с раздели­тельным мягким знаком (ь).


1 ч

95

Правописание слов с раздели­тельным мягким знаком (ь).


1 ч

96

Правописание слов с раздели­тельным мягким знаком (ь) и другими изученными орфограммами. Р. р. Сочинение по серии рисунков.

1 ч

97

Контрольный диктант (с грам­матическим заданием) «Разделительный мягкий знак (ь)».

1 ч

Части речи (56 ч)


98

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и в сочинении. Части речи.

1 ч

99

Употребление частей речи в тек­сте.


1 ч

100

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

1 ч

101

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

1 ч

102

Одушевлённые и неодушевлён­ные имена существительные.


1 ч

103

Неодушевлённые имена суще­ствительные.


1 ч

104

Одушевлённые и неодушевлён­ные имена существительные.


1 ч

105

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах соб­ственных.

1 ч

106

Правописание собственных имён существительных. Р. р. Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».

1 ч

107

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Правописание собственных имён существительных.

1 ч

108

Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных.

Р. р. Составление рассказа о домашнем животном.


1 ч

109

Правописание собственных имён существительных. Географические названия.

1 ч

110

Единственное и множественное число имён существительных.


1 ч

111

Изменение имён существитель­ных по числам.


1 ч

112

Число имён существительных. Имена существительные, упо­требляющиеся только в одном числе: единственном или мно­жественном.

1 ч

113

Обобщение знаний об имени существительном.


1 ч

114

Р. р. Подробное изложение повество­вательного текста.


1 ч

115

Контрольный диктант (с грамматическим заданием) «Имя существительное».

1 ч

116

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и изложении.

1 ч

117

Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи. Словарный диктант.

1 ч

118

Значение глаголов в речи. Р. р. Составление текста из деформированных предложений.

1 ч

119

Признаки глагола.


1 ч

120

Р. р. Сочинение по репродукции кар­тины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

1 ч

121

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Единственное и множественное число глаголов.

1 ч

122

Единственное и множественное число глаголов.


1 ч

123

Правописание частицы не с гла­голами.

Контрольное списывание текста.

1 ч

124

Контрольный диктант (с грамматическим заданием) «Части речи».

1 ч

125

Проверочная работа по теме: «Глагол». Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1 ч

126

Обобщение знаний о глаголе. Р. р. Составление текста по опорным словам.

1 ч

127

Обобщение знаний о глаголе. Р. р. Восстановление деформированного текста.

1 ч

128

Р. р. Текст-повествование и роль в нём глаголов. Составление письменных ответов на вопросы.

1 ч

129

Р. р. Текст-повествование. Состав­ление текста-повествования на заданную тему.

1 ч

130

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагатель­ного с именем существительным.

1 ч

131

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагатель­ного с именем существительным.

1 ч

132

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагатель­ного с именем существительным.

1 ч

133

Употребление в речи имён прилагательных.


1 ч

134

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилага­тельного с именем существи­тельным. Сравнение как одно из выразительных средств языка.

1 ч

135

Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагатель­ных по числам.

1 ч

136

Единственное и множественное число имён прилагательных.


1 ч

137

Р. р. Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.


1 ч

138

Р. р. Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.


1 ч

139

Р. р. Составление текста-описания.


1 ч

140

Р.р.Обобщение знаний об имени прилагательном. Сочинение по репродук­ции картины Ф. П. Толсто­го «Букет цветов, бабочка и птичка».

1 ч

141

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1 ч

142

Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).

1 ч

143

Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи.


1 ч

144

Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи.

Р. р. Редактирование текста.

1 ч

145

Р. р. Текст-рассуждение.


1 ч

146

Проверочная работа по теме «Местоимение».


1 ч

147

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.


1 ч

148

Правописание предлогов с име­нами существительными.


1 ч

149

Правописание предлогов с име­нами существительными.


1 ч

150

Правописание предлогов с име­нами существительными. Р. р. Изложение деформированного повествовательного текста.

1 ч

151

Контрольный диктант (с грамматическим заданием) «Части речи».

1 ч

152

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и изложении. Словарный диктант.

1 ч

153

Проверочная работа по теме «Предлог».


1 ч

Повторение (17 ч)


154

Текст. Типы текстов. Р. р. Изложение текста-повествования.


1 ч

155

Текст. Типы текстов. Р. р. Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

1 ч

156

Работа над ошибками, допущенными в изложении и сочинении. Предложение. Члены предложе­ния. Связь слов в предложении. Диалог.

1 ч

157

Промежуточная аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1 ч

158

Предложение. Члены предложе­ния. Связь слов в предложении. Диалог.

1 ч

159

Предложение. Члены предложе­ния. Связь слов в предложении. Диалог.

1 ч

160

Слово и его лексическое значе­ние. Однокоренные слова.


1 ч

161

Слово и его лексическое значе­ние. Однокоренные слова.


1 ч

162

Контрольное списывание текста.


1 ч

163

Части речи.


1 ч

164

Части речи.


1 ч

165

Части речи.


1 ч

166

Звуки и буквы.


1 ч

167

Правила правописания.


1 ч

168

Правила правописания.


1 ч

169

Правила правописания.


1 ч

170

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.


1 ч



1 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

2 Изучается во всех разделах курса.