СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 3 класс УМК "Школа России"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 3




Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол заседания

от «27 » августа 2020 г.

№ 1

Руководитель МО

И.И.Федоренко ___________


Принято

Протокол заседания педагогического совета МБОУ ОСОШ № 3

от «28» августа 2020 г.

№ 8

Утверждаю

Директор МБОУ ОСОШ № 3

_______________

М.М. Мыгаль

Приказ от «28» августа 2020 г.

№ 244









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по русскому языку

Уровень общего образования (класс) -

начальное общее образование, 3 «а» класс

Количество часов в неделю - 4 часа, по программе – 140 часов

Учебный год 2020 - 2021

Учитель Лесник Елена Владимировна



Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);

  • приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);

  • приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);

  • приказом МБОУ ОСОШ № 3 от 28.08.2020 № 245 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3 на 2020-2021 учебный год»;

  • нормативным локальным актом МБОУ ОСОШ № 3 от 25.04.2018 № 137 «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3»;

  • нормативным локальным актом МБОУ ОСОШ № 3 от 30.08.2019 № 302 «Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Орловской средней общеобразовательной школе № 3».


Сведения об учебной программе


Курс «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (УМК «Школа России») разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной основной образовательной программы по русскому языку в начальной школе и авторской программы по русскому языку в 3 классе, В. Г. Горецкого и В.П. Канакиной «Русский язык», программы начального общего образования. Программа «Школа России». Москва, Просвещение, 2014г.

Годовое количество часов на изучение курса по программе составляет 140 часов, 4 часа в неделю. В соответствии с годовым календарным графиком добавлены часы на изучение следующих тем:

урок №137, 138, 139, 140: «Обобщение и систематизация изученного материала»


Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: Учебник для 3-го класса в 2-х частях. Москва: «Просвещение», 2016, УМК «Школа России», 1.1.1.1.4.4 в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков

грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Планируемые предметные результаты освоения курса «Русский язык»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметныерезультаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

- понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

- воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

- начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

- первоначальные умения проверять написанное;

- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).


Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:

• участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

• применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

• понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

• понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

• восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

• распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

• знакомство с жанрами объявления, письма;

• строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

• определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

• составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

• использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

• находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

• характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

• определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

• осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

• использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

• применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

• оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

• соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

• пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика.

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

• находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

• наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

• иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

• иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

• наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

• распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

• иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

• замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач; • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

• приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

• владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

• различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

• выделять нулевое окончание;

• подбирать слова с заданной морфемой;

• образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

• сравнивать, классифицировать слова по их составу;

• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

• осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

• наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

• подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

• распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

• распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

• распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

• распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

• узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

• устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

• узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

• подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

• производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

• наблюдать над словообразованием частей речи;

• замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

• различать предложение, словосочетание и слово;

• выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

• определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

• различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

• находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

• устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

• различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

• отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

• разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; • выделять в предложении основу и словосочетания;

• находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

• опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;

  • разделительный твёрдый знак (ъ);

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • безударные родовые окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания; — проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться: применять правила правописания:

• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

• е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

• запятая при обращении;

• запятая между частями в сложном предложении;

• безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

• при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).



Общая характеристика учебного курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуника­тивных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятель­ности.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Содержание учебного предмета

Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:

•  система языка (основа лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис);

•  орфография и пунктуация;

•  развитие речи.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа «стол», «конь»; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,  красной строки (абзаца),  пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав  слова  (морфемика).   Овладение  понятием  «родственные  (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных.

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Частица. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

•  сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;

•  сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

•  перенос слов;

•  прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

•  проверяемые безударные гласные в корне слова;

•  парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•  непроизносимые согласные;

•  непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

•  непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

•  гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

•  разделительные ъ и ь;

•  мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь);

•  соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход);

•  е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

•  безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ов, -ин);

•  безударные падежные окончания имен прилагательных;

•  раздельное написание предлогов с именами существительными;

•  раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

•  раздельное написание частицы не с глаголами;

•  мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

•  мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

•  безударные личные окончания глаголов;

•  раздельное написание предлогов с другими словами;

•  знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

•  запятая при обращении в предложениях.

Развитие речи. Осознание ситуации обращения: с какой целью, с кем и где происходит обращение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение4.


Структура курса


Тема (раздел)

Количество часов

1

Язык и речь

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание

13

3

Слово в языке и речи

15

4

Состав слова

15

5

Правописание частей слов

23

6

Части речи

1

Имя существительное

23

7

Имя прилагательное

14

8

Местоимение

4

9

Глагол

16

10

Повторение

10


Итого

136 часов



Формы контроля


Кол-во часов

Формы контроля

Четверть

К-во час.в неделю

Всего часов


К/р

П/р

Списывание

По плану

Факт.

По плану

Факт.

По плану

Факт.

По плану

Факт

1

4

36


2


2


1


2

4

29


1


2


1


3

4

39


1


2


1


4

4

36


1


2


1


Итого

140


5


8


4




График контрольных работ


Тема (раздел)

Форма работы

Дата

1

Входная контрольная работа

Контрольная работа № 1

10.09

2

Текст. Предложение. Словосочетание

Проверочная работа № 1

23.09

3

Работа с деформированным текстом

Контрольное списывание № 1

13.10

4

Слово в языке и речи

Проверочная работа № 2

16.10

5

Контрольная работа за 1 четверть

Контрольная работа № 2

21.10

6

Состав слова.

Проверочная работа № 3

19.11

7

Правописание слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными

Контрольное списывание № 2

03.12

8

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Проверочная работа № 4

09.12

9

Контрольная работа за 1 полугодие.

Административная контрольная работа № 3 за 1 полугодие.

22.12

10

Имя существительное

Проверочная работа № 5

03.02

11

Правописание окончаний имён существительных

Проверочная работа № 6

26.02

12

Правописание имен прилагательных

Контрольное списывание № 3

10.03

13

Контрольная работа за 3 четверть

Контрольная работа № 4

16.03

14

Правописание местоимений

Проверочная работа № 7

07.04

15

Правописание глаголов

Проверочная работа № 8

30.04

16

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа № 5 за 3 класс.

13.05

17

Правописание слов с изученными орфограммами

Контрольное списывание № 4

19.05







Календарно-тематическое планирование


п/п

урока

в теме

Дата

Скорректированная дата,

пояснение

Тема урока

Стр.

Фор

мы конт

роля

I четверть - 36 часов


  1. Язык и речь - 2 часа


1

1

01.09


Наша речь и наш язык. Виды речи. Знакомство с учебником «Русский язык».


5-7


2

2

02.09


Для чего нужен язык?

8-9


  1. Текст. Предложение. Словосочетание - 13 часов


3

1

03.09


Текст. Что такое текст? Какие бывают тексты?

12-14


4

2

04.09


Что такое предложение? Виды предложений по цели высказывания.

15-20


5

3

08.09


Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

20


6

4

09.09


Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные предложения




7

5

10.09


Контрольная работа № 1 «Входная контрольная работа»


20

Контрольная раб

8

6

11.09


Анализ контрольной работы

20-23


9

7

15.09


Что такое обращение?

24 -25



10

8

16.09


Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам.

26-28

29-30


11

9

17.09


Простое и сложное предложение. Запятая между частями сложного предложения.

31-32



12

10

18.09


Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.

33-34


13

11

22.09


Словосочетание. Что такое словосочетание?

35-37



14

12

23.09


Проверочная работа № 1по теме «Текст. Предложение. Словосочетание»


Пров.раб.

15

13

24.09


Работа над ошибками.

Предложение и словосочетание.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

37-38


  1. Слово в языке и речи – 15 часов


16

1

25.09


Как определить лексическое значение слова? Синонимы и антонимы.


40-44


17

2

29.09


Что такое омонимы?


45-46


18

3

30.09


Чем словосочетание отличается от слова?


47-48


19

4

01.10


Что такое фразеологизмы?

49-51


20

5

02.10


Подробное изложение с языковым анализом текста.


52


21

6

06.10


Что такое части речи? Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными.

53-55

Слов.раб.

22

7

07.10


Имя прилагательное. Глагол.

54-55



23

8

08.10


Что такое имя числительное?


56-58


24

9

09.10


Какие слова называются однокоренными?

59-60


25

10

13.10


Контрольное списывание № 1 «Работа с деформированным текстом»

61-62

Конт.спис.

26

11

14.10


Гласные звуки и буквы для их обозначения. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт,

щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу.




27

12

15.10


Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове.

63-67



28

13

16.10


Проверочная работа № 2по теме «Слово в языке и речи»

68-71


Пров.раб.

29

14

20.10


Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Урок развития речи.




30

15

21.10


Контрольная работа № 2 за 1 четверть

72

Контрольная раб

  1. Состав слова - 15 часов


31

1

22.10


Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

74-76


32

2

23.10


Правописание корня в однокоренных словах. Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

77-78


33

3

27.10


Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

79-81


34

4

28.10


Как найти в слове окончание?

81-83


35

5

29.10


Что такое приставка?

84-85


36

6

30.10


Как найти приставку в слове?

85-86


II четверть - 29 часов

37

7

10.11


Значения приставок.

86-88


38

8

11.11


Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

89-90


39

9

12.11


Значение суффиксов.

91-92


40

10

13.11


Употребление в речи слов с суффиксами.

93-94


41

11

17.11


Что такое основа слова?

95-96


42

12

18.11


Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.

97-98


43

13

19.11


Проверочная работа № 3 по теме «Состав слова».


Пров.раб.

44

14

20.11


Работа над ошибками. Изменяемые и неизменяемые слова и их употребление в речи.

99-100


45

15

24.11


Подробное изложение повествовательного текста.

99


  1. Правописание частей слова - 23 часов.


46

1

25.11


В каких значимых частях есть орфограмма?

102-103


47

2

26.11


Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.

104-106


48

3

27.11


Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-Работа с текстом.

107-110

Сам.

раб.

49

4

01.12


Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

111-112

113-


50

5

02.12


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и

безударными гласными в корне. Сопоставление правил правописания безударных гласных в корне и парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед согласным в корне.

114-115-116


51

6

03.12


Контрольное списывание № 2 по теме «Правописание слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными»


Конт.

Спис.

52

7

04.12


Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

117-118


53

8

08.12


Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука.

119

120


54

9

09.12


Проверочная работа № 4 по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»


Пров.

раб.

55

10

10.12


Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными

121-122


56

11

11.12


Правописание слов с удвоенными согласными.

123


57

12

15.12


Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».



58

13

16.12


Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание.

124-125


59

14

17.12


Правописание суффиксов в словах.

126-127


60

15

18.12


Правописание приставок в словах.

128-129


61

16

22.12


Административная контрольная работа № 3 за 1 полугодие


Конт.

раб.

62

17

23.12


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

130


63

18

24.12


Правописание приставок и предлогов в словах. Правописание значимых частей слова.

131


64

19

25.12


Правописание приставок и предлогов в словах.

133-134


65

20

29.12


Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

134-135


III четверть - 39 часов

66

21

12.01


Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Жанр объявления.

136-137

138-139


67

22

13.01


Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами. Урок развития речи.

140-141


68

23

14.01


Обобщение изученных правил письма. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности. Составляем «Орфографический словарь».

142-143


  1. Части речи - 1 часа


69

1

15.01


Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Распознавание частей речи по изученным признакам.

3-4


Имя существительное - 23 часов


70

1

19.01


Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.

8-9


71

2

20.01


Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного.

10-11


72

3

21.01


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Имя существительное.

12-13


73

4

22.01


Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.

15-19


74

5

26.01


Число имён существительных, изменение имён существительных по числам.

20-21


75

6

27.01


Имена существительные, имеющие форму одного числа.

22-24


76

7

28.01


Род имён существительных: мужской, женский, средний. Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах.

С.25-28

Слов. раб.

77

8

29.01


Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

31-32


78

9

02.02


Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.

33-34


79

10

03.02


Проверочная работа № 5 по теме «Имя существительное».


Пров.

раб.

80

11

04.02


Работа над ошибками. Урок развития речи. Повторение изученного материала.

35


81

12

05.02


Склонение имен существительных.

36-37


82

13

09.02


Склонение имен существительных. Неизменяемые имена существительные.

40-41


83

14

10.02


Именительный падеж имен существительных.

42-43


84

15

11.02


Родительский падеж имен существительных.

44-45


85

16

12.02


Дательный падеж имен существительных.

46-47


86

17

16.02


Винительный падеж имен существительных.

48-49

Сам. раб.

87

18

17.02


Именительный, родительный, винительный падежи имен существительных.

50-51


88

19

18.02


Творительный падеж имен существительных.

52-53


89

20

19.02


Предложный падеж имен существительных.

54-55


90

21

24.02


Подробное изложение текста повествовательного типа.

С.56


91

22

25.02


Склонение имен существительных. Все падежи.

57-62


92

23

26.02


Проверочная работа № 6 по теме «Склонение имен существительных»


Пров.

раб.

7. Имя прилагательное - 14 часов.


93

1

02.03


Работа над ошибками. Как определить имя прилагательное?

64-65


94

2

03.03


Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Заглавная буква в именах собственных.

66-67


95

3

04.03


Роль имён прилагательных в тексте-описании. Тест-описание в научном стиле. Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

68-70


96

4

05.03


Род имен прилагательных.Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).

72-74


97

5

09.03


Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

75-77


98

6

10.03


Контрольное списывание № 3 по теме «Правописание имен прилагательных»

78-79

Конт.

спис.

99

7

11.03


Число имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по числам.

80-81


100

8

12.03


Число имён прилагательных.

Сравнительное описание.

82-84


101

9

16.03


Контрольная работа № 4 за 3 четверть.


Конт.

раб.

102

10

17.03


Изменение имен прилагательных по падежам.

85-86


103

11

18.03


Начальная форма имени прилагательного.

87-89


104

12

19.03


Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном


IV четверть – 36 часов


105

13

30.03


Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

88


106

14

31.03


Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

90


8. Местоимение - 4 часа.

107

1

01.04


Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.

92-93


108

2

02.04


Род местоимений 3-го лица

единственного числа.

94-95


109

3

06.04


Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.

96-97


110

4

07.04


Проверочная работа № 7 по теме «Правописание местоимений».


Пров. раб.

9. Глагол - 16 часов


111

1

08.04


Работа над ошибками.

Что обозначает глагол?

100-101


112

2

09.04


Значение и употребление глаголов в речи.

102-103


113

3

13.04


Составление текста по сюжетным рисункам.

105


114

4

14.04


Неопределенная форма глагола

106-107


115

5

15.04


Число глаголов. Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам

109-110

Слов.

раб.

116

6

16.04


Времена глаголов.

111-113


117

7

20.04


Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.

114-115


118

8

21.04


Изменение глаголов по временам. Время и число глаголов.

116-119


119

9

22.04


Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

120


120

10

23.04


Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов(-а, -о).

121-122


121

11

27.04


Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе).

123-124


122

12

28.04


Правописание частицы не с глаголами.

124-125


123

13

29.04


Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов.

126-127


124

14

30.04


Проверочная работа № 8 по теме «Правописание глаголов»

128

Пров. раб.

125

15

04.05


Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе.



126

16

05.05


Обобщение знаний о глаголе.

129-130


10. Повторение - 10 часов


127

1

06.05


Части речи.

131-132


128

2

07.05


Повторение изученных орфограмм.

133-134

Слов.

раб.

129

3

11.05


Подробное изложение повествовательного текста или сочинение на тему «У Вечного огня».

136


130

4

12.05


Предложения по цели высказывания и по интонации.

137


131

5

13.05


Итоговая контрольная работа № 5 за 3 класс.


Конт.

раб

132

6

14.05


Анализ контрольной работы

138


133

7

18.05


Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо текста под диктовку. Разбор предложения по членам предложения.

139


134

8

19.05


Контрольное списывание № 4 по теме «Правописание слов с изученными орфограммами»


Конт. спис.

135

9

20.05


Правописание слов с изученными орфограммами. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

140-141


136

10

21.05


Правописание слов с изученными орфограммами. Имя числительное. Имя существительное.

142-143


137

11

25.05


Обобщение и систематизация изученного материала. Правописание слов с изученными орфограммами.



138

12

26.05


Обобщение и систематизация изученного материала. Правописание слов с изученными орфограммами.



139

13

27.05


Обобщение и систематизация изученного материала. Письмо под диктовку.



140

14

28.05


Обобщение и систематизация изученного материала. Письмо поэтических строк под диктовку.




КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Тестовые задания – динамичная форма про верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, за мены и вставки лишних букв в словах;

-неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

-отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

-наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

-существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажающие смысл произведения;

-отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

-употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

-отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;

-неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

-незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.



Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку,

Грамматическое задание

«5» – без ошибок.

«4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущеноболее 4 ошибок.

Словарный диктант

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3 – 5 ошибок.

Тест

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.


Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.


Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

  Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Автор

Название

Год издания

Издательство

№ в перечне

Учебно - методический комплект


1

Канакина

В.П.,

Горецкий В.Г.


Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.


2016

Москва. «Просвещение»


2

А.А.

Плешаков

Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы

2012

Москва. «Просвещение»

3

Канакина В.П. Горецкий В. Г.

Русский язык.

3 класс Методические рекомендации.

2013

Москва. «Просвещение»

4


Сборник рабочих программ « Школа России» 1- 4 классы

2011г

Москва «Просвещение»

Методическая литература

2

В.В. Канакина

Работа над трудными словами в начальной школе.


2011

Москва

«Просвещение»

3

В.П.Канакина

Г.С. Щёголева

Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ

1-4 классы

2012

Москва

«Просвещение»

4

Барылкина Л.П.

Давыдова Е.А.

Русский язык.

Тесты, проверочные работы, мини-диктанты. Начальная школа 1-4 класс

2007

Москва. «5 за знание»

6

А. Б. Воронцова.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя

2010

Москва

«Просвещение»


7

Т.Лисицина.

Русский язык. 3-4 классы:итоговый контроль знаний по программе «Школа России»

2011

Волгоград: Учитель

8

В.А. Синякова

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс

2012

Москва: ВАКО

9

Н.Н. Бобкова, Н.Н.Гончарова и др.

Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения

2010

Волгоград: Учитель

10

Институт стратегических исследований в образовании РАО

А.М. Кондаков, Л.П. Кезина, Е.С. Савинов

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

2011

Москва «Просвещение»

11

Асмолова А.Г.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе

2011

Москва «Просвещение»

12

Ковалёва Г.С.

Логинова О.Б.

Планируемые результаты начального общего образования

2011

Москва «Просвещение»

13

Кондаков

А.М.

Кезина Л.П.

Примерные программы по учебным предметам

В 2 частях


2011

Москва

«Просвещение»

14

Данилюк

А.Я.

Кондаков

А.М.

Тишков

В.А.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

2011

Москва

«Просвещение»

Печатные пособия

1

Таблицы, соответствующие по содержанию программе обучения

2

Иллюстративный материал по темам программы

3

Перфокарты, карточки по темам программы

4

Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы.


Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

1

Персональный компьютер

2

Мультимедийный проектор и экран

3

Видеоплейер

4

Интерактивная доска

5

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Экранно - звуковые пособия

1

Видеофильмы по предмету

2

Презентации по темам программы

Интернет-ресурсы


Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»

http://www.zankov.ru/

http://school-collection.edu.ru/

www.center.fio.ru    

http://www.maro.newmail.ru   

http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html   

http://www.int-edu.ni





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!