СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»,  4 класс составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, (приказ  Министерства   образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); основной образовательной программой начального общего  образования (УМК «Школа России»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, учебно-методическим комплексом учебного  предмета  «Русский язык», согласно учебному плану ГБОУ СОШ № 29.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"»







2. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык», 4 класс составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); основной образовательной программой начального общего образования (УМК «Школа России»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, учебно-методическим комплексом учебного предмета «Русский язык», согласно учебному плану ГБОУ СОШ № 29.

Данная программа составлена с учетом особенностей 4-б класса. По итогам 3 года обучения, в классе обучаются учащиеся, имеющие следующие уровни знаний:

- с высоким уровнем -6 уч.;

- с достаточным – 10 уч.;

- со средним – 13уч. и учащиеся, требующие особого индивидуального обучения.

Программа используется для обучения детей ОВЗ с учетом АООП НОО (7.2)


Курс направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; познание ребёнком окружающего мира и самого себя.

В системе общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели.

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено тремя содержательными линиями:

1. Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис).

2. Орфография и пунктуация.

З. Развитие речи.

Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (а затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу); формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.); развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.


Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как

  • осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие;

  • знание того, что слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам;

  • сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка;

  • формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;

  • формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию;

  • осознание ребёнком себя как носителя русского языка; развитие мотивов и средств речевой деятельности.

Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование правильности основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм; способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объёму сообщения.

Место учебного предмета в плане.

В четвёртом классе программой предусмотрено 4 часа в неделю. Годовое количество часов 136

Методы обучения:

Творческие работы учащихся.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно- коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный:

воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгорит-му, программирование;
в)проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбир ая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения:

  • Индивидуальная

  • Парная

  • Групповая

  • Фронтальная

Данная программа может быть использована для индивидуального обучения



3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения данного предмета обучающиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, полученные в начальной школе;

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально - делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально – смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);

  • основные единицы языка и их признаки;

  • основные нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.

Обучающиеся должны уметь:

  1. аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объёму научно – учебного художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

  1. фонетика и графика:

  • выделять в слове звуки речи, давать их фонетическую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги;

  • не смешивать звуки и буквы;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • выполнять звуко – буквенный разбор слов;

  1. орфоэпия:

  • правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

  • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;

  • работать с орфоэпическим словарём;

  1. лексика:

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

  • опознавать эпитеты, сравнения, олицетворения как средства выразительности речи;

  • пользоваться толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологическими словарями, словарём иностранных слов, словарём устаревших слов;

  1. словообразование:

  • выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;

  • по типичным суффиксу и окончанию определять части речи и их формы;

  • разбирать слова по составу;

  • пользоваться словообразовательным словарём;

  1. морфология:

  • классифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;

  • правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;

  • образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;

  • разбирать слово как часть речи;

  1. синтаксис:

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • определять предложение по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов, разбирать простое предложение синтаксически;

  1. орфография:

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученные в 4 классе;

  • пользоваться орфографическим словарём;

  1. пунктуация:

  • находить в предложениях места для постановки знаков препинания;

  • обосновывать выбор знаков препинания;

  • расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

  1. связная речь:

  • определять тему и основную мысль текста, тип текста;

  • составлять простой план текста;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тесты (в том числе с элементами описания предметов, животных);

  • писать сочинения повествовательного характера, сочинения по картине;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).

Универсальные учебные действия по окончании 4-го класса:

Личностными результатами изучения русского языка являются:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения русского языка являются:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • использование знаково-символических средств представления информации;

  • активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям4

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметными результатами изучения русского языка являются:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении;

  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;

  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса);

  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное. Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предло­жения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.

Развитие речи

Четвероклассник научится: - осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

- выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

- использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

- работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

- сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

- составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

- письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Четвероклассник получит возможность научиться: - подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

- различать стилистические варианты

языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

- создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

- анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

- оформлять результаты исследовательской работы;

- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Синтаксис

Четвероклассник научится:

- различать предложение, словосочетание и слово;

- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

- составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

- выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

- распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

- составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но. Четвероклассник получит возможность научиться:

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

- находить в предложении обращение;

- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Лексика

Четвероклассник научится: - осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

- распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

- понимать этимологию мотивированных слов-названий;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Четвероклассник получит возможность научиться:

- оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

- работать с разными словарями;

- приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Четвероклассник научится: - различать изменяемые и неизменяемые слова;

- различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

- находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

- сравнивать, классифицировать слова по их составу;

- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

- самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

- образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса). Четвероклассник получит возможность научиться: - понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

- узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

- разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Четвероклассник научится: - определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

- пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

- выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

- определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

- определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

- распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам;

- иметь представление о возвратных глаголах;

- определять грамматические признаки

личного местоимения в начальной форме

— лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

- распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;

- различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

- понимать роль союзов и частицы не в речи;

- подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Четвероклассник получит возможность научиться: - разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

- различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

- склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

- различать родовые и личные окончания глагола;

- наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

- проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Система языка (фонетика, орфоэпия, графика)

Четвероклассник научится: - произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

- различать звуки и буквы;

- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного). Четвероклассник получит возможность научиться:

- выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Орфография и пунктуация

Четвероклассник научится: а) применять ранее изученные правила правописания:

- раздельное написание слов;

- сочетания жи—шича—щачу—щу в положении под ударением;

- сочетания чк—чнчтнчщн и др.; - прописная буква в начале предложения, именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

- разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;

- мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речьброшьмышь);

- соединительные ои е в сложных словах (самолётвездеход);

- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключиказамочек — замочка);

- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя-ий-ье-ия-ов-ин);

- безударные падежные окончания имён прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

- мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешьпишешь);

- мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

- безударные личные окончания глаголов;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их cизученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Четвероклассник получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

- соединительные о и е в сложных словах (самолётвездеход);

- е и и в суффиксах -ек, -ик;

- запятая при обращении;

- запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя-ий-ье-ия-ов-ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.


4.Содержание учебного предмета


ПОВТОРЕНИЕ (11 Ч)

Лексика

Диалогическая и монологическая речь. «Волшебные слова» русской речи (формулы вежливости): слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Нор­мы речевого этикета.

Развитие мотива к созданию дневника с записью муд­рых мыслей о русском языке.

Развитие речиСоставление текста по рисунку с включением в него диалога.

Синтаксис, пунктуация и лексика

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основ­ная мысль. Структура текста, план текста.

Комплексная работа над структурой текста (чтение, определение темы и главной мысли текста, озаглавливание, структура текста, определение микро-тем, составление плана).

Развитие речи. Подробное изложение повествова­тельного текста по коллективно со­ставленному плану.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Создание собственных текстов по предложенным темам с ис­пользованием разных типов речи.

Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему.

Виды предложений по цели выска­зывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложе­ний.

Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце. Знаки препинания в предложениях с обра­щением.

Грамматика (синтаксис и морфология)

Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов предло­жения: подлежащего и сказуемого. Раз­личение главных и второстепенных чле­нов предложения. Предложения рас­пространённые и нераспространённые. Моделирование предложений. Разбор предложений по членам предложения.

Выделение словосочетаний из предложений. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Развитие речи. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление деформированного текста; письменное выборочное изложение по вопросам.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 Ч)

Грамматика (синтаксис и морфология), орфография и пунктуация

Представление о предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но). Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

Сведения о трудовой деятельности людей, работающих в сельской местности.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

Различение простых и сложных пред­ложений. Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Союзы в сложном предложе­нии. Знаки препинания в сложных предложениях.

Развитие речи. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (18 Ч)

Лексика

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определе­ние значения слова по тексту или уточ­нение значения с помощью толкового словаря.

Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями.

Высказывания о русском языке русских писателей.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составление текста по рисунку и фразеологизму.

Морфемика и лексика, орфография

Корень, приставка, суффикс, оконча­ние, основа. Значение суффиксов и приставок.

Различение однокоренных слов и раз­личных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и си­нонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, суффикса (постфикса –ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Моделирование слова по составу.

Фонетика и орфоэпия, графика, орфография

Правописание слов с безударным глас­ным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах.

Правописание суффиксов и приста­вок. Право­писание слов с суффиксами –ик и -ек.

Правописание слов с разделитель­ными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками. Работа с орфографическим словарём.

Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления.

Грамматика (синтаксис и морфология)

Части речи, деление частей речи на са­мостоятельные и служебные.

Имя существительное имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. Формирование представлений о национальных цен­ностях России и бережном к ним от­ношении.

Наречие (общее представление).Значение и употребление в речи.

Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ (40 Ч)

Грамматика (синтаксис и морфология), орфография, морфемика и лексика

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе).

Три склонения имён существительных (общее представление).1-е склонение имён существительных.

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

2-е склонение имён существитель­ных. Падежные окон­чания имён существительных 2-го склонения

3-е склонение имён существитель­ных. Падежные окон­чания имён существительных 3-го склонения

Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв).

Правописание безударных падеж­ных окончаний имён существитель­ных в единственном числе.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Именительный и винительный падежи. Родительный падеж. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Дательный падеж. Творительный падеж. Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и цПредложный падеж.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Правописание безударных падежных окончаний имен су­ществительных во множественном числе. Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. Именительный падеж. Родительный падеж. Винительный падеж одушевлённых имён существительных. Дательный, творительный, предложный падежи. Лексические и грамматические нормы употребления имён существительных.

Обсуждение вопросов экологической этики и правил поведения в лесу на основе содержания текстов учебника.

Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имён существительных.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу.

Проект «Говорите правильно!».

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (31 Ч)

Лексика, морфология, орфография, морфемика

Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообра­зование имён прилагательных.

Род имён прилагательных. Измене­ние имён прилагательных по родам (в единственном числе).

Начальная форма имён прилагательных.

Развитие речи. Сочинение-описание по личным на­блюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин».

Изменение по падежам имён при­лагательных в единственном числе.

Зависимость формы имени прилага­тельного от формы имени существи­тельного.

Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в един­ственном числе. Именительный па­деж. Родительный па­деж. Дательный падеж. Именительный, винительный, родительный падежи. Творительный и предложный падежи. Окончания имён прилагательных муж­ского и среднего рода в каждом из падежей. Развитие чувства к родному краю – частичке своей большой родины на основе содержания текстов.

Склонение имён прилагательных жен­ского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. Родительный, дательный, творительный падежи. Формирование уважения к национальному достоянию Российского государства, древним архи­тектурным памятникам, созданным рука­ми русского народа, а также к националь­ному достоянию других стран и народов.

Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составления сообщения о достопримечательностях своего города.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Представление об окончаниях имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста; составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».

Именительный и винительный падежи, Родительный и предложный падежи. Дательный и творительный падежи.

Нормы правильного согласования имён прилагательных и имён существительных в речи. Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов.

Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имён прилагательных.

Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (9 Ч)

Морфология, лексика, орфография, морфемика

Местоимение (повторение и углубление представлений о личных местоимениях). Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание место­имений. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множе­ственного числа. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множе­ственного числа. Окончания личных местоимений в кос­венных формах.

Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. Морфологический разбор личных местоимений. Формирование почтительного отноше­ния к родным, окружающим, уважи­тельного отношения мальчиков к де­вочкам.

Развитие речи. Составлений небольших устных высказываний по рисункам с использованием них диалога; подробное изложений повествовательного текста; составление поздравительной открытки.

ГЛАГОЛ (32 Ч)

Лексика, морфология, орфография

Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов (настоящее, про­шедшее, будущее). Изменение глаголов по временам.

Неопределённая форма глагола. Формирование представлений о гражданских обязанностях и нормах поведения в обществе.

Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельному плану.

Спряжение глаголов. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам. Лицо и число глаголов.

Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени. 2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего вре­мени в единственном числе.

Развитие речи. Сочинение по репродукции карти­ны И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

I и II спряжение глаголов. Спряже­ние глаголов в настоящем и буду­щем времени.

Личные окончания глаголов I и II спря­жения.

Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями. Спо­собы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.

Возвратные глаголы (общее пред­ставление). Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

Правописание -тся и -ться в возврат­ных глаголах.

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

Правописание глаголов в прошед­шем времени. Изменение глаголов прошедшего вре­мени по родам и числам. Правопи­сание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Формирование пред­ставлений о значении спорта в жизни людей и страны.

Развитие речи. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глаголов.

Развитие речи. Подробное (или сжатое) изложение повествовательного текста.

ПОВТОРЕНИЕ (10Ч)

Грамматика (синтаксис и морфология), орфография, морфемика и лексика

Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Части речи. Звуки и буквы.



5. Учебно-тематическое планирование предмета

Учебно-тематический план



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

К/работы




Уроки

л/р, п/р, экскурсии и т.п


1

Повторение


9 ч

7


2

2

Предложение


6 ч

4


2

3

Слово в языке и речи


13 ч

11


2

4

Имя существительное

34 ч

23


11

5

Имя прилагательное


25 ч



8

6

Местоимение


9 ч

7


2

7

Глагол


29 ч

20


7

8

Повторение


11 ч

9


2


Итого

136ч






6. Контроль предметных результатов



Период обучения

Количество часов

Диагностический материал


Дата


1 четверть


Входной контрольный диктант № 1 по теме: «Повторение»


Проверочная работа № 1 по теме «Повторение».


Проверочная работа №2 по теме «Предложение»


Контрольный диктант № 2 по теме «Предложение»


Проверочная работа № 3 по теме: "Слово в языке и речи"


Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи».


2 четверть


Контрольное списывание №1.


Контрольный диктант №4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»


Контрольный диктант № 5 по итогам первого полугодия.


Проверочная работа № 4 по теме: "Имя существительное"


3 четверть


Проверочная работа № 5 по теме: "Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода"


Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных в ед. числе»


Проверочная работа № 6 по теме: "Имя прилагательное".


Контрольный диктант №7 по теме «Имя прилагательное»


Проверочная работа № 7 по теме «Местоимение».


Контрольный диктант № 8 по теме «Местоимение»


Проверочная работа № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».


Проверочная работа № 9 по теме «Глагол»


4 четверть


Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»


Контрольное списывание №2.


Итоговый контрольный диктант №10.




Проверочная работа № 10 по теме: "Повторение".


Итого:

136

Контрольных диктантов - 10

Контрольных списываний - 2

Проверочных работ - 10




Период обучения

Количество часов

Развитие речи

Дата

1 четверть


Обучающее изложение по тексту Е.Пермяка «Первая вахта».


Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».


Обучающее изложение по тексту Е. Чарушина


Обучающее изложение по тексту Ю. Дмитриева.


Сочинение – отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке»


2 четверть


Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег»


Обучающее изложение по тексту

Н. Сладкова.


Обучающее сочинение по картине

В.А. Тропинина «Кружевница»


Обучающее изложение по тексту

Ю. Яковлева.


3 четверть


Сочинение «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов»


Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого.


Сочинение -отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»


Обучающее изложение по тексту Ю.Яковлева.


Сочинение- отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»


Обучающее изложение по тексту В. Железникова.


Обучающее изложение по тексту В. Бочарникова.


Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»


4 четверть


Обучающее изложение по тексту Дж. Родари.


Обучающее изложение по тексту К. Паустовского.


Обучающее сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь»


Контрольное изложение по тексту А.Н.Толстого «Желтухин»


Итого:

136

Изложений - 12

Сочинений - 9






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!