(должность, категория, Ф.И.О. педагога)
1. Сведения об авторской программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 4 класс разработана на основе авторской программы предмета «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф, М., «Просвещение», 2014 год;
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. В 2 ч. 4 класс – М.: «Просвещение», 2014 г.
• развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
• обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
• формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
• обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
• развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
• развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Индуктивные, дедуктивные.
3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
4. Самостоятельные, несамостоятельные.
1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
2. Стимулирование долга и ответственности в учении.
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
2.Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)
3.Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
4.Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и
5.Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- чувство прекрасного и этические чувства на основе материалов курса русского языка.
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы для решения учебных задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т. ч. Средства связи и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- использовать речь для регуляции своего действия.
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и со - относить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.-
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
- определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. распознавать части речи;
- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,частицу не при глаголах
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
- различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- писать предложения в 75-80 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;
№ п/п | Название раздела. Название темы раздела | Кол-во ча-сов | Тип урока | Планируемые результаты: Метапредмет-ные, предметные, личностные | Методы обучения | Формы организации урока | Деятельность учеников | Формы и виды контроля | Информационно-методичес-кое обеспе-чение | Дата проведения |
Плани-руемая | Фактическая |
Раздел «Повторяем – узнаём новое» - 24 часа |
1 | Знакомство с учебником. Речевое общение. Правила ТБ на уроках | 1 | ОНЗ | Предметные: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Метапредметные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Осознают цель и ситуацию устного общения. Моделируют ситуацию общения. | ф | Комплект наглядных пособий «Предложение. Обращение». СD «Уроки Кирилла и Мефодия» | | |
2 | Речь устная и письменная | 1 | ОНЗ | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Адекватно воспринимают звучащую речь. Выбирают языковые средства в соответствии с целями и условиями общения | ф | Презентация, карточки для индивидуальной работы | | |
3 4 | Цель речевого общения. | 2 | ОНЗ | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Определяют цели, тему, способы и результаты общения. Находят в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. Распознают виды текстов | ф | Презентация, карточки для индивидуальной работы | | |
5 | Правила общения | 1 | Р | проблемный | Фронтальная, индивидуальная | Распознают виды текстов: повествование, рассуждение и описание. Озаглавливают текст с опорой на его тему или основную мысль | ф и | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
6 | Обучающее сочинение (о лете) | 1 | Р | Словесный, практический | Индивиду- альная | Составляют и записывают текст на основе своих впечат-лений | и | Карточки для индивидуальной работы | | |
7 | Речевая культура. Обращение. Словарный диктант | 1 | ОНЗ | проблемный | Фронтальная, индивидуальная | Контролируют и корректи-руют свои высказывания в зависимости от ситуации об-щения и степени подготов-ленности партнёра к беседе. Выбирают языковые сред-ства, в том числе и обраще-ние, в соответствии с ситуа-цией общения | ф и | Презентация, карточки для индивидуальной работы | | |
8 | Обращение. Знаки препи-нания при обращении | 1 | ОНЗ | ф | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
9-10 | Деловая речь. Составление планов | 2 | ОНЗ | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Понимают роль этикетных слов в общении. Осваивают коммуникативный стиль мышления: видят собеседника, сравнивают свою точку зрения с высказыванием товарища | ф | Карточки для индивидуальной работы | | |
11 | Научная и художественная речь | 1 | ОНЗ | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Находят обращения в тексте. Используют знаки препинания для выделения обращения (при записи текста) | ф и | Презентация, карточки для индивидуальной работы | | |
12 | Метафора и сравнение. | 1 | ОНЗ | Выбирают языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. Понимают роль этикетных слов в обращении | ф | Электронное приложение | | |
13 | Наблюдение за построением диалогов в устной и письменной речи | 1 | КУ | ф и | Карточки для индивидуальной работы | | |
14 | Входной контрольный диктант | 1 | КЗ | Практи ческий | индивидуальная | Проверяют умения :опреде-лять к какому типу речи отно-сится текст, находить в тексте средства речевой выразитель-ности | и | Текст диктанта с заданиями | | |
15 | Работа над ошибками | 1 | Р | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Выполняют работу над ошибками | ф и | Карточки с орфограммами | | |
16 | Текст. Признаки текста | 1 | ОНЗ | Определяют тему и основную мысль текста. Выделяют признаки текста | ф | Презентация | | |
17 | План текста простой и развёрнутый. | 1 | ОНЗ | Составляют план текста (развёрнутый и сжатый) | ф и | Презентация, тексты для индивидуальной работы | 26.09 | |
18 | Типы текстов | 1 | ОНЗ | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Объясняют различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывают принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи. Составляют свои тексты. Грамотно оформляют собственные речевые произведения | ф и | Презентация, тексты для индивидуальной работы | 27.09 | |
19 | Обучающее изложение | 1 | РР | Излагают (устно и письменно) текст по составленному плану | Ф и | Презентация, карточки с текстом изложения | | |
20-21 | Текст-рассуж-дение. Текст-описание. Текст-повест-вование. Тест«Проверь себя» | 2 | ОНЗ | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Составляют собственные тексты разных типов: повествование, описание, рассуждение | и | тест | | |
22 | Составление текстов разных видов. Выборочный диктант | 1 | Р | Практический | Индивидуальный | Составляют тексты делового характера и художественные тексты. Грамотно оформляют собственные речевые произведения | и | Карточки со словами - помощниками | | |
23 | Проверочная работа по теме «Текст» | 1 | КЗ | Знают и применяют изученные правила | и | Текст проверочной работы | | |
24 | Культура оформления письменного текста | 1 | Р | | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Учатся правильно оформлять письменный текст | ф и | Презентация | | |
Раздел «Язык как средство общения» - 47 часов |
25 | Средства общения. Роль языка в общении. | 1 | ОНЗ | Предметные: овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Метапредметные: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Объясняют смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывают об основных этапах развития письменности, сравнивают язык и другие средства человеческого общения. | ф | Демонстрационный материал: таблицы «Звуки, буквы», «Алфавит», «Слог, ударение». Электронное приложение | | |
26 | Способы передачи сообщения | 1 | КУ | Сравнивают разные способы передачи информации. Различают возможности языка жестов и языка как средства речевого общения и обосновывать своё мнение. | Ф | Презентация, карточки с учебными заданиями | | |
27 | Повторение. Звуки и буквы русского языка | 1 | КЗ | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Систематизируют знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты), дают определения основным языковым единицам | и | Лента букв, алфавит | | |
28 | Повторение изученных орфограмм. Ударение. Словесное творчество | 1 | Р | Находят в слове орфограмму, определяют алгоритм её проверки | ф и | Презентация, карточки для индивидуальной работы | | |
29-30 | Основные правила орфографии. Выборочный диктант. | 2 | Р | Объясняют значение учения в школе, позитивно оценивают роль знаний и учения для самостоятельной жизни | и | Электронное приложение | | |
31 | Контрольное списывание | 1 | КЗ | Практический | Индивидуал. | Списывают текст, применяя основные правила орфографии | и | Текст для списывания | | |
32 | Различение предложений и словосочетаний | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Выделяют значимые отрезки предложения | ф и | Электронное приложение, карточки | | |
33 | Виды предложения по цели высказывания и интонации. Знаки препинания. Словарный диктант | 1 | Р | Определяют тип предложения по цели высказывания и по интонации, объясняют особенности и назначение каждого типа предложений | ф и | Презентация, карточки | | |
34 | Обучающее сочинение. Составление текста-рассуждения на заданную тему | 1 | РР | Используют предложения всех типов в собственных речевых произведениях (устных и письменных) | и | Картинка для составления текста, карточка со словами-помощниками | | |
35 | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Выделяют главные и второстепенные члены предложения. Распространяют предложения второстепенными членами | ф | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
36 | Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения | 1 | Р | Выделяют главные и второстепенные члены предложения. Распространяют предложения второстепенными членами | И | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
37 | Способы выражения подлежащего и сказуемого. | 1 | Р | Выделяют главные и второстепенные члены предложения, объясняют способы выражения подлежащего и сказуемого | ф и | Презентация, карточки для индивидуальной работы | | |
38 | Связь слов в предложении | 1 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Выделяют главные и второстепенные члены предложения, объясняют способы выражения подлежащего и сказуемого | ф и | Презентация, карточки для индивидуальной работы | | |
39 | Контрольный диктант за I четверть | 1 | КЗ | Знают и применяют изученные правила | и | Текст диктанта с заданиями | | |
40 | Работа над ошибками | 1 | Р | Выделяют значимые отрезки предложения. | ф и | Карточки для индивидуальной работы | | |
41 | Обучающее изложение Инструктаж ТБ | 1 | РР | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Воспроизводят текст близко к прочитанному. При письме применяют изученные правила | ф и | Текст изложения на индивидуальных карточках | | |
42 | Однородные члены предложения. Словарный диктант | 1 | Р ОНЗ | Находят однородные члены предложения. | ф и | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
43 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления | 1 | Р | Составляют предложения с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. | И | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
44 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Тест «Однородные члены предложения» | 1 | КЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Ставят знаки препинания при однородных членах предложения | ф и | тест | | |
45 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Сравнивают простые и сложные предложения на основе их значе-ния и количества грамматических основ. Ставят знаки препинания в эле-ментарных сложных предложениях. | и | Электронное приложение Индивид. карточки. | | |
46 | Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением | 1 | Р | Выделяют словосочетания из предложения на основе вопросов. Находят связь слов в словосочетании, выделяют главное и зависимое слова. Составляют словосочетания разных типов. | и | Индивид. карточки. | | |
47 | Проверочная работа по теме «Предложение» | 1 | КЗ | Практический | Индивидуальная | Умеют находить словосочетания в составе предложения. | и | Текст проверочной работы | | |
48 | Обобщение знаний о значении слова. Различные виды лингвистических словарей | 1 | ОНЗ | Словесный. Наглядный. Практический | Фронтальная, индивидуальная | Сравнивают слова по значению и форме (звукобуквенной и формально- грамматической).Пользуются лингвистическими словарями разных типов, объясняют их устройство и назначение. | ф | Электронное приложение Индивид. карточки. Лингвистические словари. | | |
49 | Звукобуквенная форма слова и его лексическое значение | 1 | Р | Объясняют специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звукобуквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова. | и | Электронное приложение Индивид. карточки. | | |
50 | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 | Р | Находят в тексте и используют в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова | ф и | Электронное приложение Индивид. карточки. Словари Синонимов и антонимов. | | |
51 | Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова | 1 | ОНЗ | Словесный. Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Находят в тексте и используют в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова | ф и | Электронное приложение Индивид. карточки. | | |
52 | Обучающее изложение | 1 | РР | Объясняют роль союзов в сложном предложении. Составляют элементарные сложные предложения. | ф и | Текст изложения на индивидуальных карточках | | |
53 | Проверочная работа по теме «Слово» | 1 | КЗ | Умеют работать с различными видами словарей. | и | Текст проверочной работы | | |
54 | Разбор слова по составу | 1 | ОНЗ | Предметные: классифицировать и писать родственные слова по группам ; рассказывать о правописании приставоко-, об-, от-, до-, по-, про-, под-, на-, за-, над-, с-, без-, раз-, из-, воз-, низ-, бес-, рас-, ис-, вос-, нис-, о правописании суффиксов -ик-/-иц-,-ек-/-ец. Метапредметные: раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово», «корень слова», «основные орфограммы в корне слова», «суффикс», «приставка», «основа слова» и использовать их в активном словаре; самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения; выполнять учебное задание, используя правило. Личностные: проявлять интерес к изучению темы; желание раскрывать значение слова/выражения; понимание успешности при освоении темы. | Словесный. Наглядный. Практический | Фронтальная, индивидуальная | Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание | ф | Электронное приложение Индивид. карточки. Комплект наглядных пособий «Состав слова». | | |
55 | Образование новых слов с помощью приставок | 1 | Р | Определяют значение, которое привносит в слово каждая морфема. Находят значимые части слова (корень, приставку, суффикс), опираясь на их единообразное написание. | и | Электронное приложение Индивид. карточки. | | |
56 | Разделительный ъ и ь знаки | 1 | Р | Объясняют написание слова с точки зрения орфографии. Списывают текст аккуратно и без ошибок | ф и | Электронное приложение Индивид. карточки. | | |
57 | Отработка навыка в различении ъ и ь | 1 | Р | Обобщают знания, полученные ранее о разделительных знаках | Ф и | Электронное приложение Индивид. карточки. | | |
58 | Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок» | 1 | КЗ | Практичес кий | Индивиду альная | Пишут под диктовку тексты с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных, безударные окончания имён прилагательных, | и | Текст контрольного диктанта | | |
59 | Работа над ошибками. Образование новых слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов –еньк, -ёнок, -ик | 1 | Р | Словесный. Наглядный. Практический | Фронтальная, индивидуальная | Определяют значение, которое привносит в слово каждая морфема. Находят значимые части слова (корень, приставку, суффикс), опираясь на их единообразное написание. | и ф | Электронное приложение Индивид. карточки. | | |
60 | Образование новых слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов –ик, -ек | 1 | ОНЗ | Определяют значение, которое привносит в слово каждая морфема. Находят значимые части слова (корень, приставку, суффикс), опираясь на их единообразное написание. | ф | Электронное приложение Индивид. карточки. | | |
61 | Однокоренные слова | 1 | Р | Объясняют написание слова с точки зрения орфографии. | и | Электронное приложение Индивид. карточки. | | |
62 | Правописание гласных и согласных в корне слова Словарный диктант | 1 | Р | Словесный. Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Объясняют написание слова с точки зрения орфографии. | и | Электронное приложение Индивид. карточки. | | |
63 | Удвоенные согласные в корне слова | 1 | Р | Объясняют написание слова с точки зрения орфографии | и | Электронное приложение Индивид. карточки. Словарик | | |
64 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану | 1 | РР | Объясняют написание слова с точки зрения орфографии. | Ф и | Текст изложения на индивидуальных карточках | | |
65 | Однокоренные слова и формы слова | 1 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Объясняют написание слова с точки зрения орфографии | ф | ЭОР.Индивид. карточки. Словарик | | |
66 | Правописание соединительных гласных в сложных словах | 1 | Р | Объясняют написание слова с точки зрения орфографии | и | Электронное приложение Индивид. карточки. Словарик | | |
67 | Обучающее сочинение на тему «Первый снег» | 1 | РР | Словесный Наглядный Практический | Индивидуальная | Объясняют написание слова с точки зрения орфографии. | и | Картина А. Пластова «Первый снег», презентация | | |
68 | Повторение изученных орфограмм. Тест «Про-верь себя» | 1 | Р КЗ | Объясняют написание слова с точки зрения орфографии. | и | Индивид. карточки. Словарик | | |
69 | Проверочная работа по теме «Язык как средство общения» | 1 | КЗ | Практический | Индивидуальная | Выполняют проверочную работу, используя изученные орфограммы | и | Текст проверочной работы | | |
70 | Систематизация знаний о составе слова. | 1 | Р | Словесный. Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Находят значимые части слова (корень, приставку, суффикс), опираясь на их единообразное написание. | и | Индивид. карточки. Словарик | | |
Раздел «Слово как часть речи» - 80 часов | | |
71 | Различие и общность частей речи | 1 | ОНЗ | Предметные: распознавать части речи; определять их основные грамматические признаки; выделять в предложении словосочетания. Метапредметные: выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом; выполнять самопроверку, взаимопро-верку, взаи-мооценку и корректировку при работе в паре; ориентироваться в разных способах выполнения задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности: адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы; формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществляя взаимный контроль; адекватно использовать речь для представления результата. Личностные: проявлять интерес к изучению темы; выполнять морфологический разбор слов, различать слова по частям речи | Словесный. Наглядный. Практический | Фронтальная, индивидуальная | Различают слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. | ф | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы, словарик | | |
72 | Грамматические значения частей речи. Распределение слов по частям речи | 1 | ОНЗ | Сравнивают лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического. | ф | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы, словарик | | |
73 | Роль частей речи в пред-ложении. Систематизация знаний о частях речи. Тест «Про-верь себя» | 1 | ОНЗ КЗ | Составляют тексты-рассуждения, доказывают принадлежность слова к определённой части речи | Ф и | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы, словарик, таблица «Части речи» | | |
74 | Контрольный диктант за I полугодие | 1 | КЗ | Наглядный Практический | Индивиду альная | Пишут текст под диктовку | фи | Текст с заданиями | | |
75 | Работа над ошибками. | 1 | Р | Исправляют ошибки, вспомнив изученные правила | и | Карточки для работы над ошибками | | |
76 | Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Находят Имена существительные | ф | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
77 | Число и род имен существительных | 1 | Р | Словесный. Наглядный. Практический | Фронтальная, индивидуальная | Применяют алгоритм определения числа и рода имени существительного. | и | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
78 | Алгоритм определения падежа имен существительных | 1 | ОНЗ | Применяют алгоритм определения падежа имени существительного | Ф и | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы, таблица «Падежи» | | |
79 | Упражнение в распознавании падежа имён сущест-вительных. Словарный диктант | 1 | Р | Применяют алгоритм определения падежа имени существительного | и | Карточки для индивидуальной работы, таблица «Падежи» | | |
80 | Определение падежа имён существительных. Нескло-няемые имена существительные | 1 | ОНЗ | Словесный. Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Применяют алгоритм определения падежа имени существительногоОпределяют падеж несклоняемых имён существительных. | и ф | Презентация, карточки для индивидуальной работы, таблица «Падежи» | | |
81 | Три склоне-ния имен существительных (общее представле-ние) | 1 | ОНЗ | Различают имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. | Ф и | ЭОР, карточки, таблица «Три склонения имён существительных» | | |
82-83 | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения. Тест | 2 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Сравнивают имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Объясняют необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. | Ф и | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы, таблица «Три склонения имени существительного» | | |
84 | Обучающее сочинение | 1 | РР | Словесный Практический | Индивидуальная | Составляют и записывают текст по собственным наблюдениям. Используют изученные правила при написании слов | и | Карточки с вспомогательными словами | | |
85-86 | Падежные окончания имен сущест-вительных 2-го склонения. Тест | 2 | ОНЗ КЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Сравнивают имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Объясняют необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. | Ф и | ЭОР, карточки, таблица «Три склонения имени существительно-го» | | |
87-88 | Падежные окончания имен сущест-вительных 3-го склонения. Тест | 2 | ОНЗ КЗ | Ф и | | |
89 | Обучающее сочинение | 1 | РР | Словесный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Составляют свои тексты. Записывают тексты, используя изученные орфограммы | Ф и | Карточки | | |
90-91 | Падежные окончания имён существительных в единственном числе. Словарный диктант | 2 | Р | Сравнивают имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Объясняют необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. | ф | Словарик, таблица «Три склонения имён существительных» | | |
92-93 | Склонение имён существительных во множественном числе. Тест | 2 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Используют в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения грамматических норм. Анализируют имя существительноекак часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число | Ф и | Таблица «Три склонения имён существительных». Тест | | |
94 | Родительный падеж мно-жественного числа имён существительных.. Тест | 1 | ОНЗ КЗ | Ф и | Карточки для индивидуальной работы | | |
95 | Разбор имени существительного как части речи | 1 | Р | Анализируют имя существитель-ное как часть речи, определяют начальную форму, число, род (в единственном числе), падеж. | Ф и | Презентация | | |
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | КЗ | Практический | Индивидуальный | Анализируют имя существитель-ное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число | и | Текст контрольного диктанта | | |
97 | Работа над ошибками | 1 | Р | Объясняют необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. | и | Индивидуальные карточки | | |
98 | Обучающее изложение | 1 | РР | Работают с текстом изложения | и | Текст изложения | | |
99 | Повторяем, что знаем об имени прилагательном | 1 | Р | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Выделяют в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставят вопрос от существительного к прилагательному. | ф | Презентация | | |
100-101 | Безударные окончания имён прилагательных | 2 | ОНЗ | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Используют при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных. | Ф и | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
102-103 | Склонение имён прилагательных | 2 | Р | Словесный, наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Анализируют имя прилагательное как часть речи, определяют начальную форму, число, род (в единственном числе), падеж. | ф | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
104-106 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Самостоятельная работа | 3 | Р КЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Используют при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных. Образовывают имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. | и | Электронное приложение, Карточки для индивидуальной работы | | |
107 | Образование имён прилагательных | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Образовывают имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов и приставок. | Ф и | | | |
108 | Разбор имени прилагательного как часть речи. Тест «Проверь себя» | 1 | Р КЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Анализируют имя прилагательное как часть речи, определяют начальную форму, число, род (в единственном числе), падеж. | Ф и | Электронное приложение, тест | | |
109 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | КЗ | Практический | Индивидуальная | Контролируют и корректируют свои действия, оценивают их | и | Текст контрольного диктанта. | | |
110 | Работа над ошибками | 1 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Используют при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных. | Ф и | Карточки для работы над ошибками | | |
111 | Обучающее изложение | 1 | РР | Практический | Индивидуальная | Запоминают текст данного изложения и записывают, используя изученные орфограммы | и | Текст изложения. | | |
112 | Местоимение как часть речи. | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Сравнивают местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. | Ф и | Электронное приложение, словарик | | |
113 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Определяют лицо, число и падеж личных местоимений. Склоняют личные местоимения в единственном и во множественном числе. | Ф и | | | |
114 | Склонение личных местоимений 3-го лица. | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Определяют лицо, число и падеж личных местоимений. Склоняют личные местоимения в единственном и во множественном числе. | ф | Электронное приложение Таблица «Склонение личных местоимений» | | |
115 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Изменяют личные местоимения по падежам | Ф и | Презентация, словарик | | |
116 | Проверочная работа по теме «Местоимение» | 1 | КЗ | Практический | Индивидуальная | Применяют правило написания местоимений с предлогами | и | Текст проверочной работы | | |
117-118 | Повторяем то, что знаем. Роль глаголов в языке | 2 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Находят глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. | ф | Презентация | | |
119 | Изменение глаголов по временам | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Определяют время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывают формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. | ф | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
120 | Неопределённая форма глагола | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Находят начальную форму глагола, не изменяя его вид (без использования термина) | ф | Презентация, словарик | | |
121 | Спряжение глаголов в настоящем времени | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Изменяют глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения глаголов. | ф | Электронное приложение, таблица «Спряжение глаголов» | | |
122 | Спряжение глаголов в будущем времени | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Изменяют глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | Ф и | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
123 | 2-ое лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Сравнивают окончания глаголов в настоящем и будущем времени | Ф и | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
124 | I и II спряжение глаголов | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Применяют алгоритм определения спряжения глаголов. | Ф и | Таблица «Спряжение глаголов», карточки для индивидуальной работы | | |
125-126 | Способы определения спряжения глаголов | 2 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Называют основные способы определения спряжения глаголов. Различают способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. | ф | Электронное приложение | | |
127 | Обучающее сочинение | 1 | РР | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Самостоятельно составляют текст | Ф и | Карточки со словами помощниками | | |
128-129 | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | 2 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Пишут личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени | Ф и | Презентация | | |
130 | Контрольное списывание | 1 | КЗ | Практический | Индивидуальная | Списывают текст | и | Текст для списывания | | |
131-132 | Правописание глаголов на –тся и -ться | 2 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Обосновывают написание -тся и - ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составляют предложения с орфограммами -тся и –ться. | ф | Электронное приложение, словарик | | |
133-134 | Глаголы-исключения | 2 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Применяют различные мнемонические приёмы для запоминания глаголов-исключений. Отличают глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Объясняют причину выделения 11 глаголов в группу глаголов-исключений | ф | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
135 | Написание безударных окончаний глаголов | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Различают способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. | ф | Электронное приложение, словарик | | |
136 | Разбор глагола как часть речи. Тест «Спряжение глаголов» | 1 | ОНЗ КЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Разбирают глагол как часть речи, определяют начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени. | Ф и | Презентация, тест | | |
137 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | КЗ | Практический | Индивидуальный | Знают и применяют изученные правила | и | Текст диктанта с заданием | | |
138 | Работа над ошибками | 1 | Р | Словесный, Наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Умеют анализировать свои ошибки | Ф и | Карточки для индивидуальной работы | | |
139 | Общее представление об имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные | 1 | ОНЗ | Словесный, Наглядный, практический | Фронтальная, индивидуальная | Понимают различия между количественными и порядковыми числительными, их функциями в речи | ф | Электронное приложение, словарик | | |
140 | Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление их в речи. Тест | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Объясняют особенности имён числительных разных разрядов | Ф и | Электронное приложение, Таблица «Разряды числительных», тест | | |
141 | Употребление числительных в речи | 1 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Употребляют числительные в речи | ф | Карточки для индивидуальной работы | | |
142 | Обучающее изложение | 1 | РР | Практический | Индивидуальная | Работают с текстом изложения | и | Презентация | | |
143 | Наречие. Вопросы к наречиям. Изменяемые наречия | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Находят наречия, ставят к ним вопросы и определяют значение, грамматические особенности (неизменяемость). Распространяют предложения наречиями | ф | Электронное приложение, карточки для индивидуальной работы | | |
144 | Образование наречий от прилагательных | 1 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Находят наречия, ставят к ним вопросы и определяют значение, грамматические особенности (неизменяемость). Распространяют предложения наречиями | Ф и | Презентация, карточки | | |
145 | Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи. | 1 | Р КЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Ф и | Тест | | |
146 | Проверочная работа по теме «Имя числительное, наречие» | 1 | КЗ | Практический | Индивидуальный | Используют изученные правила | и | Текст диктанта с заданием | | |
147 | Обучающее сочинение | 1 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Анализируют текст и выполняют работу над ошибками | Ф и | Карточки с ошибками, допущенными в диктанте | | |
148 | Общее представление о предлогах и союзах | 1 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Объясняют различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), пишут их с разными частями речи. | ф | Презентация, таблица «Самостоятельные и несамостоятельные части речи», словарик | | |
149 | Значение предлогов и союзов, их роль в предложении | 1 | ОНЗ | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Ф и | Электронное приложение, Карточки для индивидуальной работы | | |
150 | Контрольный диктант | 1 | КЗ | Практический | Индивидуальная | Пишут текст под диктовку, используя изученные орфограммы | и | Текст диктанта с заданием | | |
151 | Работа над ошибками | 1 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Объясняют допущенные ошибки | Ф и | Карточки с заданием | | |
152-153 | ВПР | 2 | КЗ | Практический | Индивидуальная | Пишут текст под диктовку, используя изученные орфограммы | и | Текст диктанта с заданием | | |
Раздел «Повторение» - 24 часа |
154-155 | Повторение. Слово. | 2 | Р | Предметные: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Умеют правильно применять полученные знания. | Ф и | Карточки для индивидуальной работы | 04.05 07.05 | |
156-158 | Повторение. Части речи | 3 | | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Умеют правильно применять полученные знания. | Ф и | Карточки для индивидуальной работы | 08.05 10.0511.05 | |
159 | Подробное изложение текста по коллективно составленному плану | 1 | РР | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Умеют находить орфограммы в слове, образуют слова. Правильно применяют полученные знания | и | Текст изложения | 14.05 | |
160-161 | Повторение. Правила правописания. | 2 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Умеют находить орфограммы в слове, образуют слова. Правильно применяют полученные знания | Ф и | Карточки для индивидуальной работы | 15.0516.05 | |
162 | Контрольное списывание с заданием | 1 | КЗ | Практический | Индивидуальная | Правильно применяют полученные знания | и | Текст для списывания | 17.05 | |
163-165 | Повторение. Правила правописания | 3 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Умеют находить орфограммы в слове, образуют слова. Правильно применяют полученные знания | Ф и | Карточки для индивидуальной работы | 18.05 21.0122.05 | |
166 | Итоговый контрольный диктант | 1 | КЗ | Практический | Индивидуальная | Знают и применяют изученные правила | и | Текст итогового диктанта с заданием | 23.05 | |
167 | Работа над ошибками | 1 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Анализируют текст и выполняют работу над ошибками | Ф и | Карточки | 24.05 | |
168-169 | Повторение и обобщение пройденного | 2 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Умеют правильно применять полученные знания | Ф и | Презентация, карточки для индивидуальной работы | 25.05 | |
170 | Контрольное изложение | 1 | КЗ | Практический | Индивидуальная | Умеют излагать текст близко к прочитанному, находят и правильно пишут орфограммы на изученные правила | Ф и | Текст изложения | 25.05 | |
171-173 | Повторение и обобщение пройденного | 2 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Умеют правильно применять полученные знания | Ф и | Презентация, карточки для индивидуальной работы | 28.05 29.05 | |
173 | Обучающее сочинение | 1 | РР | Практический | Индивидуальная | Составляют текст по собственным впечатлениям и записывают, используя изученные правила | и | | 30.05 | |
175 | Повторение и обобщение пройденного | 1 | Р | Словесный Наглядный Практический | Фронтальная, индивидуальная | Умеют правильно применять полученные знания | Ф и | Презентация, карточки для индивидуальной работы | 31.05 | |
1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 частях Климанова Л.Ф.,
1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение». 2017 г.
1. Орфографические и этимологические словари.
2. Словарь синонимов, антонимов, омонимов.