СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, УМК "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для ученика 4 класса, получаемого образование по индивидуальному образовательному маршруту.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, УМК "Школа России"»

ГОУ ЯО «Центр помощи детям»

Школа дистанционного обучения





Рассмотрено

Руководитель методического объединения учителей

Корнева Н.Ю.____________


Протокол № 1

от« 30» августа 2018 г.

Согласовано

Методист


____________Гоголева М.Ю.



«31» августа 2018 г

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора


______________ Е.Н. Шипкова


Приказ № 01-06/138

от «31 » августа 2018 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку









******** Максима, ученика 4 класса, обучающегося по основной образовательной программе начального общего образования


ФИО, должность: Корнева Н.Ю., учитель начальных классов













Ярославль, 2018





Пояснительная записка


Рабочая программа начального общего образования по русскому языку составлена на основе:

  • Рабочая программа начального общего образования по русскому языку составлена на основе:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

  • ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373, с изменениями (приказы МОиН РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011г. № 2357);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 г. № 1015»;

  • Образовательной программы ГОУ ЯО «Центр помощи детям» (утверждена приказом №  приказом № 01-06/68 от 30.08.2013);

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1786 от 28 октября 2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Методического письма об организации образовательной деятельности в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области
    в 2018/2019 уч.г;

  • Приказа  № 01-06/  137   от  28 августа 2018 года «Об учебном плане Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям»;

  • Примерной образовательной программы начального общего образования одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 г;

  • УМК «Школа России», «Русский язык», 4 класс (авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г., ).


С учетом особенностей образовательного процесса в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», ресурсов портала дистанционного обучения Ярославской области «Знание» http://cpd.yaroslavl.ru:86 /, информационно образовательной площадки ГОУ ЯО «Центр помощи детям» http://cpd.yaroslavl.ru:84 /, рекомендациями ПМПК ГОУ ЯО «Центр помощи детям» в отношении организации обучения ******Максима.


Место предмета в учебном плане


В учебном плане примерной образовательной программы начального общего образования для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 4 классах отводится по 136 часов (4 час в неделю). ИОП *****Максима сохраняет указанный объем изучения материала по состоянию здоровья. В учебном плане учащегося школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» ***** Максима на изучение предмета отводится 4 часа в неделю. Исходя из этого авторская программа Канакина В. П., Горецкий В. Г., «Русский язык» адаптирована под условия образовательного процесса Грачева Максима с сохранением основных содержательных линий и рассчитана на 136 часов обучения.



Особые образовательные потребности учащейся.

Данная программа по русскому языку учитывает индивидуальные особенности обучающегося. В результате обучения у ***** Максима присутствует система знаний, основные мировоззренческие ориентиры сформированые под влиянием семьи и школы.

***** М. имеет представление: об умениях и навыках, которые обеспечат овладение русским языком в основной школе, об орфографических правилах.

Работоспособность *****Максима средняя, он мало утомляется при интенсивной работе. Самостоятельной работы как таковой не избегает, не требует постоянного физического присутствия учителя и не провоцирует учителя на участие в такой работе, чтобы получать подсказки и подтверждения (либо опровержения) своим действиям и их результатам. Мотивация к занятиям есть. В связи с особенностями личности обучающегося преподавание сопровождается интерактивными мультимедийными образовательными ресурсами, схемами, опорами, презентациями, учебными фильмами. Важную роль играют алгоритмы выполнения заданий, которые он осваивает, выполняя некоторые виды работ совместно с учителем.

Программа данного учебного предмета содержат адаптированные с учетом возрастных особенностей учебные тексты, множество иллюстративного материала – карточки, рисунки, фотографии.

Задания курса дифференцированы по уровню сложности. Предлагаются такие формы заданий, как: тестовые задания, ответ на вопрос к изученному материалу, творческие задания, задания на группировку и соотнесение по заданному принципу.


Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • этические чувства – стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Выпускник научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Выпускник научится:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Общие предметные результаты освоения программы

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Выпускник научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Выпускник научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Выпускник научится:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Выпускник научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Выпускник научится:

    а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;

  • сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

  • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании-ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

    б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
    в) оосознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
    г) ообнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
    д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
    е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
    ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
    з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
    и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

    а)применять правила правописания:

    соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

    е и и в суффиксах-ек, -ик;

    запятая при обращении;

    запятая между частями в сложном предложении;

    б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
    в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
    г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
    д) объяснять написание сочетани ться и -тся в глаголах;
    е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
    ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.



Тематическое планирование



Тема

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности

Контроль

Повторение

10 ч


Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знакомиться с информацией в учебнике (обращение авторов к четвероклассникам, информация на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях). Осознавать различие языка и речи; анализировать высказывания о русском языке; находить пословицы о языке и речи; составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Высказываться о значении волшебных слов в речевом общении, использовать их в речи. Различать монолог и диалог; составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. Оценивать результаты своей деятельности.

Осмысливать содержание читаемого текста, различать текст по его признакам. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомство с происхождением слова каникулы. Различать предложения в тексте; составлять предложения из данных слов и определять тему составленных предложений; составлять продолжение текста, придумывая предложения соответственно теме других предложений. Находить в тексте и составлять собственные предложения, различные по цели высказывания. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания, обосновывать использование знаков препинания в конце предложений. Оценивать результаты своей деятельности

Изложение -1


Предложение

9 ч.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами. Наблюдатьза постановкой запятой в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Записывать предложения с однородными членами, разделяя однородные члены запятыми. Оценивать результаты своей деятельности

Сравнивать простые и сложные предложения. Находить сложные предложения в тексте. Выделять в сложном предложении его основы. Ставить запятые между частями сложного предложения. Составлять сложные предложения. Оценивать результаты своей деятельности

Изложение -1

Диктант -1

Сочинение-1 Пров. работа -1

Слово в языке и речи

19 ч.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать высказывания о русском языке. Находить слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио-. Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, устаревшие и заимствованные слова. Анализировать и определять значения многозначного слова, его употребление в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, выбирать из текста предложение, в котором слово употреблено в прямом или переносном значении. Работать с таблицей «Заимствованные слова». Наблюдать по таблице за словами, пришедшими к нам из других языков. Работать со словарём иностранных слов. Составлять предложения и текст на тему «Листопад».


Изложение -1

Диктант -1

Сочинение-1 Пров. работа -1

Сл. дикт. - 1



Работать с таблицей «Правописание гласных и согласных в корне слова», устанавливать сходство и различия в способах проверки гласных и согласных в корне слова. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Контролировать правильность записи слов и текста с изучаемыми орфограммами. Оценивать результаты своей деятельности


Имя существительное

32 ч.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать имена существительные множественного и единственного числа в разных падежах. Наблюдать за правописанием окончаний имён существительных в падежах и писать имена существительные в падежах. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Составлять предложения из деформированных слов с изменением форм имён существительных. Оценивать результаты своей деятельности

Диктант -1

Сочинение-2 Пров. работа -1

Сл. дикт. -1

Имя прилагательное

28 ч.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Определять

роль имён прилагательных в описательном тексте. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Распознавать имена прилагательные-синонимы и имена прилагательные-антонимы. Определять роль имён прилагательных в описательном тексте. Определять число имён прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Выделять словосочетания, образованные из имён прилагательных и имён существительных. Оценивать результаты своей деятельности

Изложение -1

Диктант -1

Сочинение-3 Проект -1

Местоимение

7 ч.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять роль местоимений в речи. Работать с таблицей «Личные местоимения», составлять по ней сообщение. Определять лицо, число личных местоимений, род у личных местоимений 3-го лица. Употреблять личные местоимения в предложении; понимать, вместо какого имени существительного они употреблены. Оценивать результаты своей деятельности

Проверочная работа -1

Глагол

25 ч.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать над речевыми и орфографическими ошибками, допущенными при написании изложения. Различать глаголы среди слов других частей речи, а также среди омонимичных слов. Определять лексическое значение глаголов и роль глаголов в предложении. Определять тематическую группу глаголов, объединённых темой рисунка. Составлять по рисунку рассказ с последующим обоснованием выбора глаголов данной тематической группы. Оценивать результаты своей деятельности

Изложение -1

Диктант -1

Сочинение-1 Слов. дикт.-1

Повторение изученного за год

6 ч.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Воспроизводить знания о частях речи и их признаках. Распознавать изученные части речи и их признаки с обоснованием своего ответа. Находить сходство и различия в признаках частей речи и их частнограмматических категорий (например, в падежных формах имён существительных, имён прилагательных, местоимениях; в формах рода, в способах изменения и др.). Приводить примеры изученных частей речи и их форм. Разбирать заданное слово как часть речи с помощью памятки и без нее. Правильно употреблять изученные части речи и их формы при составлении и записи текстов, орфографически правильно писать слова изученных частей речи. Определять тему и главную мысль текста, составлять план, писать в соответствии с темой, главной мыслью, составленным планом, обращать внимание на связь предложений в частях текста и частей текста. Писать диктант, подробное изложение повествовательного текста. Оценивать результаты своей деятельности

Сочинение - 1

Всего 136 ч

Изложение -10 Проверочная работа -4

Диктант -5 Словарный диктант - 3

Сочинение-9


Содержание учебного предмета



Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,е,ю, я;в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Состав слова (морфемика).

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.


Морфология.

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Глаголы-исключения. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал).

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без пред-логов . Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис.

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Однородные члены предложения (общее представление). Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.



Орфография и пунктуация.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

  • сочетания чк – чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

  • безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);

  • безударные окончания имен прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);

  • мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

    Слова с непроверяемыми написаниями

    Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт, сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.



Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.





































Календарно-тематическое планирование по предмету



п/п

Дата

факт.

Дата план.

Тема урока

Дом. задание

ПОВТОРЕНИЕ (10 ч)

1

1 нед сент

09/01/18

Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык.

c.3-7 упр. 3 пословицы.

2

1 нед сент

09/02/18

Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль.

с.8-9 упр.4,

3

1 нед сент

09/03/18

Подробное изложение повествовательного текста по составленному плану.


4

1 нед сент

09/06/18

Типы текстов.Сопоставлять тексты разного стиля. Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой, типом речи и стилем.

с.11-12 упр10.

5

2 нед сент

09/10/18

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.

с.13-14 упр. 12

6

2 нед сент

09/11/18

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

с.14-16упр. 19

7

2 нед сент

09/12/18

Обращение.

Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением.

с.17-18 упр. 22

8

2 нед сент

09/13/18

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Словосочетание.

с.18-21упр. 27

9

3 нед сент

09/17/18

Словосочетание.

с.22-24 упр. 30

10

3 нед сент

09/18/18

Развитие речи: выборочное изложение текста по рассказу И. С. Тургенева «Воробей».


ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 Ч)

11

3 нед сент

09/19/18

Однородные члены предложения (общее понятие)

с.26-27 упр. 35

12

3 нед сент

09/20/18

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

28-30 упр. 38

13

4 нед сент

09/26/18

Стартовый контроль.

с.30-32 упр. 42

14

4 нед сент

09/24/18

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

с.32-34 упр. 46

15

4 нед сент

09/25/18

Развитие речи: Сочинение по репродукции картины

И. И. Левитана «Золотая осень». Подготовка к выполнению проекта «Похвальное слово знакам препинания».


16

4 нед сент

09/27/18

Простые и сложные предложения. Запятые между частями сложного предложения.

с.36-37 упр. 52

17

5 нед сент

10/01/18

Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Запятые в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

с.38-40 упр. 55

18

5 нед сент

10/02/18

Развитие речи: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.


19

1 нед окт

10/03/18

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа № 1 по теме «Предложение»


СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (19 Ч)

20

1 нед окт

10/04/18

Лексическое значение слова (повторение).

Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

с. 42-46 упр. 66

21

2 нед окт

10/08/18

Синонимы. Антонимы. Омонимы.Работа с лингвистическими словарями учебника (синонимов, антонимов, омонимов),

с.47-48 упр.73

22

2 нед окт

10/09/18

Фразеологизмы. Значениями фразеологизмов. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных»: «О фразеологизме во весь опор».

с.49-50 упр. 75

23

2 нед окт

10/10/18

Состав слова. Значимые части слова

(повторение). Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу.

с.51-53 упр. 78

24

2 нед окт

10/11/18

Состав слова. Приставки и суффиксы.

с.54упр. 90

25

3 нед окт

10/15/18

Правописание гласных и согласных в корне слова. Работа с таблицей «Правописание гласных и согласных в корне слова»

с.55-56 упр. 91

26

3 нед окт

10/16/18

Правописание гласных и согласных в корне слова. Алгоритм применения орфографического правила

с.56-58 упр. 93


27

3 нед окт

10/17/18

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок в словах.

с.58-60 упр. 98

28

3 нед окт

10/18/18

Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками. Значение разделительного твёрдого (ь) и разделительного мягкого (ь) знаков в слове

с.64-66 упр. 108

29

4 нед окт

10/22/18

Правописание гласных и согласных

в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок.

с.61-62 упр. 104

30

4 нед окт

10/23/18

Контрольный диктант №1 по теме «Слово в языке и речи»


31

4 нед окт

10/24/18

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение и уточнение представлений о частях речи.

РТ: упр. 104, 105


32

4 нед окт

10/25/18

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение).

с.67-68 упр. 114


33

5 нед окт

29.10


Части речи: глагол, имя числительное. Признаки частей речи.

с.69-71 упр. 117


34

5 нед окт

10/30/18

Наречие как часть речи (общее

представление). Признаки наречия.

с.73-74 упр. 126


35

5 нед окт

10/31/18

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Классификация наречия по значению и вопросам.

с.75-76 упр. 130


36

5 нед окт

11/01/18

Наречие как часть речи. Образование наречий. Словарный диктант № 1

с.77-78 упр. 131


2 четверть

37

2 нед нояб

11/12/18

Развитие речи: Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

с.77 упр. 133, 134


38

2 нед нояб

11/13/18

Проверочная работа №2 по теме «Части речи»



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (32 Ч)

39

2 нед нояб

11/14/18

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных.

с.80-81 упр. 138


40

2 нед нояб

11/15/18

Признаки падежных форм имён существительных.

с.82-83 упр. 139


41

3 нед нояб

11/19/18

Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах.

с.84 упр. 141


42

3 нед нояб

11/20/18

Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах.

с.85 упр. 144


43

3 нед нояб

11/21/18

Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже. Падеж изменяемых и неизменяемых имён существительных.

с. 86-88 упр. 150


44

3 нед нояб

11/22/18

Три склонения имён

существительных. 1-е склонение имён существительных.

с.89-90 упр. 155


45

4 нед нояб

11/26/18

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

с.91-92 упр. 159


46

4 нед нояб

11/27/18

2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения.

с.93-94 упр. 162


47

4 нед нояб

11/28/18

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

с.95-96 упр. 168

48

4 нед нояб

11/29/18

3-е склонение имён существительных.

с.96-98 упр. 173


49

1 нед дек

12/03/18

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

с.98-100 упр. 179

50

1 нед дек

12/04/18

Развитие речи: Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

с. 101 упр. 161


51

1 нед дек

12/05/18

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений.

с.98-100 упр. 177

52

1 нед дек

12/06/18

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

с.102-104 упр. 183


53

2 нед дек

12/10/18

Именительный и винительный падежи имён существительных. Способы проверки написания безударного падежного окончания в этих падежах.

с.105-106 упр. 187


54

2 нед дек

12/11/18

Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. Способы проверки написания безударного падежного окончания в родительном падеже.

с.107-113 упр. 198


55

2 нед дек

12/12/18

Падежные окончания имён существительных в дательном падеже.Словарный диктант №2

с.111-113 упр. 207


56

2 нед дек

12/13/18

Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.

с.113-116 упр.217


57

3 нед дек

12/17/18

Падежные окончания имён существительных в творительном падеже.

с.117-120 упр.224


58

3 нед дек

12/18/18

Падежные окончания имён существительных в предложном падеже.

с. 121-123 упр.233


59

3 нед дек

12/19/18

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

с. 124-126 упр.237

60

3 нед дек

12/20/18

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

с. 127-128 упр.243

61

4 нед дек

12/24/18

Развитие речи: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница».


62

4 нед дек

12/25/18

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

с. 129-130 упр.246


63

4 нед дек

12/26/18

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 полугодие


64

4 нед дек

12/27/18

Работа над ошибками. Морфологический разбор имени существительного как части речи.


65

1 нед. янв

01/10/19

Склонение имён существительных во множественном числе.

с. 131-132 упр.252


66

1 нед. янв

01/14/19

Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже.

с. 133-134 упр.255


67

2 нед янв

01/15/19

Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже.

с.135-137 упр.263


68

2 нед янв

01/16/19

Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных.

с. 138 упр.267


69

2 нед янв

01/17/19

Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.

с. 139-142 упр.274


70

2 нед янв


Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проверочная работа № 3

с. 143 упр.3


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (28 Ч)

71

3 нед янв


Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных.

с. 4-6 упр.6


72

3 нед янв


Род и число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).

с. 7-9 упр.13


73

3 нед янв


Развитие речи: Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

с. 9 упр.15


74

3 нед янв


Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.

с.10-11 упр.18

75

4 нед янв


Общее представление о склонении

имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного.

с. 12-13 упр.20


76

4 нед янв


Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж.

с.14-18 упр.31


77

4 нед янв


Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.

с.19-20 упр.36


78

4 нед янв


Склонение имён прилагательных

мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж.

с.20-21 упр.41


79

1 нед фев


Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи.Родительный и винительный падежи.

с. 22-24 упр.49


80

1 нед фев


Склонение имён прилагательных

мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи.

с. 25-26 упр.53


81

1 нед фев


Правописание падежных окончаний

имён прилагательных мужского и среднего рода.

с.27 упр.57


82

1 нед фев


Развитие речи: Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов».


83

2 нед фев


Проект: Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

с. 28


84

2 нед фев


Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях.

с. 29 упр.59


85

2 нед фев


Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи.

с. 30-31 упр.64


86

2 нед фев


Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи.

с. 32-33 упр.70


87

3 нед фев


Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах, а также имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, отвечающих на вопрос какой? в именительном и винительном падежах.

с.34-35 упр.72




Административный контроль


88

3 нед фев


Правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе. Изложение.

с. 36-37 упр.77


89

3 нед фев


Правописание имён прилагательных во множественном числе.

с. 38-40 упр.83


90

3 нед фев


Развитие речи: Сочинение по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

с. 40 упр.85

91

4 нед фев


Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи.


92

4 нед фев

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи.

с. 43-44 упр.94


93

4 нед фев


Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи.


94

4 нед фев


Развитие речи: Подробное изложение повествовательного текста

с. 46 упр.99


95

1 нед мрт


Обобщение по разделу «Имя прилагательное».

с. 47-49 упр.104


96

1 нед мрт


Развитие речи: Составление устного сообщения по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».



97

1 нед мрт


Контрольный диктант №3 по теме «Имя прилагательное»



98

1 нед мрт


Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя».

с. 50 упр.3


МЕСТОИМЕНИЕ (7 Ч)

99

2 нед мрт


Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи.

с. 52-53 упр.111


100

2 нед мрт


Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Повторение.

с. 54-55 упр.116


101

2 нед мрт


Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

с.56-57 упр.121

формах.

102

2 нед мрт


Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

с. 58-59 упр.124

103

3 нед мрт


Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного множественного числа. Правописание местоимений.

с.60-62 упр.130


104

3 нед мрт


Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

с. 63-65 упр.136


105

3 нед мрт


Проверочная работа №4 по теме «Личные местоимения»


ГЛАГОЛ (25 Ч)

106

3 нед мрт


Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).

с.68-71 упр.145


107

1 нед апр


Неопределённая форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов). Глагольные приставки и суффиксы. Основа глагола неопределённой формы (первое представление).

с. 72-75 упр.156


108

1 нед апр


Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме.

Словарный диктант №3

с. 76-77 упр.160


109

1 нед апр


Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов.

с. 78-79 упр.162


110

1 нед апр


Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов.

с.80-84 упр.170

111

2 нед апр


2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

с.85-87 упр.175

112

2 нед апр


Развитие речи: Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

с.87-88 упр.179


113

2 нед апр


Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Подготовка к выполнению проекта «Пословицы и поговорки».

с. 92


114

2 нед апр


I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

Личные окончания глаголов I и II спряжения.

с. 88-90 упр.186


115

3 нед апр


I и II спряжение глаголов. Личные

окончания глаголов I и II спряжения.

Словарь: назад, вперёд.

с.91 упр.188


116

3 нед апр


Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

с.93-94 упр.190


117

3 нед апр


Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

с. 94-96 упр.196


118

3 нед апр


Итоговый контроль.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

с. 97-100 упр.204


119

4 нед апр


Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение).

с. 100-101 упр.208


120

4 нед апр


Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов.


121

4 нед апр


Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

с.104-106 упр.223


122

4 нед апр


Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола.

с. 107-108 упр.227


123

1 нед май


Правописание глаголов в прошедшем времени.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

с. 109-111 упр.233


124

1 нед май


Изменение глаголов прошедшего времени по родам (в единственном числе) и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

с. 112-114 упр.240


125

2 нед май


Обобщение по теме «Глагол»

с.115-116 упр.246

126

2 нед май


Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании.

с. 117-118 упр.250


127

3 нед май


Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании.

с. 119 упр.253

128

3 нед май


Контрольная работа по теме «Глагол»



129

3 нед май


Работа над ошибками, допущенными в диктанте и при выполнении грамматического задания.


130

3 нед май


Развитие речи. Итоговое изложение повествовательного текста

с. 119 упр.253


ПОВТОРЕНИЕ (6 Ч)

131

4 нед май


Язык и речь. Текст. Предложение и словосочетание.


132

4 нед май


Состав слова.Правописание орфограмм в значимых частях слова.


133

4 нед май


Лексическое значение слова. Развитие речи: Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь».


134

4 нед май


Признаки частей речи. Имена существительное, прилагательное, числительное. Местоимение. Наречие. Глагол.


135

5 нед май


Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи.


136

5 нед май


Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения.

Обобщение знаний по курсу «Русский язык






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!