Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия «Вектор» г. Зеленоградска»
Согласовано на методическом объединении учителей русского языка и литературы протокол № 6 от 31.05.2018 г. |  |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
6 класс
Разработчик:
Михайлова Наталия Викторовна,
учитель русского языка и литературы.
г. Зеленоградск
2018-2019
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств, аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
О языке
Слово как основная единица языка.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях, типах речи, расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей (разговорного и художественного).
Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный способы связи предложений, средства связи – местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора.
Стили речи. Научный и официально-деловой стиль. Характерные для научного стиля фрагменты текста. Характерные для делового стиля композиционные формы.
Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового»; способы соединения фрагментов в целом тексте.
Закрепление и углубление изученного в 5 классе
Грамматика Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Правописание
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.
Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок.
Правильное и выразительное употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
Морфология. Орфография
Причастие и деепричастие
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Употребление причастий в текстах разных стилей.
Деепричастие как особая форма глагола; общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей.
Культура речи. Орфоэпические особенности причастий и деепричастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их, особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с учетом грамматических норм) текстов с именами числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имен числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте,
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ем») и т. д.
Повторение
ВПОМ «Практическая фразеология» - 25 часов
МПОМ «Русский язык в содружестве наук» - 5 часов
Раздел, тема | Кол-во часов в КТП | Кол-во к/р | Кол-во часов РР |
О языке | 2 | - | - |
Речь | |
Повторение изученного в 5 классе. Язык. Правописание. Культура речи. Произношение | 54 | 5 | 14 |
Морфология. Орфография (73 ч.) Причастие и деепричастие (40 ч.) Имя числительное (10 ч.) Местоимение (19 ч.) | 35 10 22 | 3 2 | 12 4 8 |
Повторение | 4 | - | - |
Всего | 127 | 10 | 38 |
ИТОГО-175 | | | |
Тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела и темы | Кол-во часов |
1. | О языке. Слово – основная единица языка. ВПОМ. Основные признаки фразеологизма | 1 |
2. | Речь. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах, о тексте. ВПОМ. Словари и справочники по русской фразеологии | 1 |
3. | Орфография и пунктуация | 1 |
4. | Орфография и пунктуация | 1 |
5. | Входная контрольная работа № 1 | 1 |
6. | Анализ работы. ВПОМ. Группы фразеологизмов по значению | 1 |
7. | Запятая в простом и сложном предложении | 1 |
8. | Запятая в простом и сложном предложении | 1 |
9. | Тире и двоеточие в простом предложении | 1 |
10. | Употребление прописных букв ВПОМ. Группы фразеологизмов по значению | 1 |
11. | Р/Р. Подготовка к написанию контрольного сочинения по летним впечатлениям (№1) | 2 |
12. | Р/Р. Написание контрольного сочинения по летним впечатлениям |
13. | Буквы Ь и Ъ. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 1 |
14. | Орфограммы корня (безударная гласная в корне слова, чередующиеся гласные, согласные в корне слова) | 1 |
15. | Орфограммы корня (безударная гласная в корне слова, чередующиеся гласные, согласные в корне слова) | 1 |
16. | Обобщенно-сопоставительные правила: О-Ё после шипящих в корне и за корнем | 1 |
17. | Обобщенно-сопоставительные правила: О-Ё после шипящих в корне и за корнем, И-Ы после Ц | 1 |
18. | Правописание суффиксов и окончаний слов | 1 |
19. | Контрольная работа № 2 | 1 |
20. | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
21. | Р/Р. Разграничение деловой и научной речи. ВПОМ. Группы фразеологических оборотов по происхождению. Исконно русские фразеологизмы | 1 |
22. | Р/Р. Характеристика научного стиля. Определение научного понятия | 1 |
23. | Р/Р. Определение научного понятия | 1 |
24. | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными и наречиями на-О, -Е | 1 |
25. | Фонетика. Орфоэпия. ВПОМ. Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка | 1 |
26. | Контрольная работа № 3 | 1 |
27. | Части речи и члены предложения. | 1 |
28. | Части речи и члены предложения | 1 |
29. | Морфологические признаки имени существительного | 1 |
30. | Морфологические признаки имени существительного» МПОМ. Ономастика как наука | 1 |
31. | Словообразование имён существительных | 1 |
32. | Словообразование имён существительных | 1 |
33. | Правописание сложных имён существительных | 1 |
34. | Правописание сложных имён существительных | 1 |
35. | Р/Р. Подготовка к написанию сжатого изложения | 2 |
36. | Р/Р. Написание сжатого изложения |
37. | Употребление имён существительных в речи. Паронимы | 1 |
38. | Произношение имён существительных. ВПОМ. Имя существительное в составе фразеологических оборотов | 1 |
39. | Повторение по теме «Имя существительное». МПОМ. Географические названия и названия звездного неба | 1 |
40. | Р/Р. Повествование учебно-научного текста | 1 |
41. | Р/Р. Повествование учебно-научного текста | 1 |
42. | Морфологические признаки имени прилагательного | 1 |
43. | Морфологические признаки имени прилагательного | 1 |
44. | Словообразование имён прилагательных | 1 |
45. | Словообразование имён прилагательных | 1 |
46. | Правописание сложных имён прилагательных | 1 |
47. | Правописание сложных имён прилагательных | 1 |
48. | Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных | 1 |
49. | Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных | 1 |
50. | Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных | 1 |
51. | Употребление имён прилагательных в речи. ВПОМ. Имя прилагательное в составе фразеологических оборотов | 1 |
52. | Произношение имён прилагательных. ВПОМ. Фразеологизмы, заимствованные из западноевропейских языков | 1 |
53. | Контрольная работа № 4 | 1 |
54. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. ВПОМ. Многозначные фразеологизмы | 1 |
55. | Р/Р. Способы и средства связи предложений в тексте. ВПОМ. Многозначные фразеологизмы | 1 |
56. | Р/Р. Употребление параллельной связи с повтором ВПОМ. Многозначные фразеологизмы | 1 |
57. | Р/Р. Как исправить текст с неудачным повтором. ВПОМ. Синонимия и антонимия фразеологизмов | 1 |
58. | Р/Р. Подготовка к написанию контрольного изложения (№1) | 2 |
59. | Р/Р. Написание контрольного изложения |
60. | Морфологические признаки глагола. ВПОМ. Синонимия и антонимия фразеологизмов | 1 |
61. | Морфологические признаки глагола. ВПОМ. Синонимия и антонимия фразеологизмов | 1 |
62. | Словообразование глаголов | 1 |
63. | Словообразование глаголов. ВПОМ. Стилистическая характеристика фразеологизмов | 1 |
64. | Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- | 1 |
65. | Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- | 1 |
66. | Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- | 1 |
67. | Буквы Ы-И в корне после приставок на согласную | 1 |
68. | Обобщение: орфограммы на стыке приставки и корня (разделительные Ъ и Ь, удвоенные согласные, Ы-И после приставки на согласную) | 1 |
69. | Контрольная работа № 5 | 1 |
70. | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
71. | Употребление глаголов в речи | 1 |
72. | Произношение глаголов | 1 |
73. | Обобщение: слитное, дефисное написание имен существительных и имен прилагательных | 1 |
74. | Правописание НЕ и НИ | 1 |
75. | Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных | 1 |
76. | Повторение по теме «Способы словообразования» | 1 |
77. | Что такое причастие | 1 |
78. | Что такое причастие. МПОМ. Легенды и мифы о сотворении причастий | 1 |
79. | Причастный оборот | 1 |
80. | Причастный оборот | 1 |
81. | Причастный оборот | 1 |
82. | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | 1 |
83. | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | 1 |
84. | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | 1 |
85. | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | 1 |
86. | Полные и краткие причастия | 1 |
87. | Буквы Н и НН в причастиях | 1 |
88. | Буквы Н и НН в причастиях | |
89 | Р/Р. Повествование художественного и разговорного стилей. ВПОМ. Фразеологизмы активного употребления и устаревшие фразеологические обороты | 1 |
90. | Р/Р. Повествование художественного и разговорного стилей. ВПОМ. Фразеологизмы активного употребления и устаревшие фразеологические обороты | 1 |
91. | Р/Р. Рассказ как один из жанров литературных произведений. Повествование в рассказе | 1 |
92. | Р/Р. Рассказ как один из жанров литературных произведений. Повествование в рассказе | 1 |
93. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 |
94. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 |
95. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 |
96. | Обобщающий урок: правописание НЕ с разными частями речи. | 1 |
97. | Повторение по теме «Причастие» | 1 |
98. | Контрольная работа № 6 | 1 |
99. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. ВПОМ. Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению | 1 |
100. | Р/Р. Повествование делового и научного стилей | 1 |
101. | Р/Р. Повествование делового и научного стилей. ВПОМ. Сочетаемость фразеологизмов | 1 |
102. | Что такое деепричастие. МПОМ. Язык словами силён, или тайны деепричастия | 1 |
103. | Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте | 1 |
104. | Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте | 1 |
105. | Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте | 1 |
106. | Правописание НЕ с деепричастиями | 1 |
107. | Правописание НЕ с деепричастиями | 1 |
108. | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида | 1 |
109. | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида | 1 |
110. | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида | 1 |
111. | Контрольная работа № 7 | 1 |
112. | Анализ работы. Работа над ошибками. | 1 |
113. | Употребление причастий и деепричастий в художественных текстах. Фразеологизмы. ВПОМ. Глагол и деепричастие в составе фразеологических оборотов | 1 |
114 | Употребление причастий и деепричастий в художественных текстах. Фразеологизмы. ВПОМ Глагол и деепричастие в составе фразеологических оборотов | 1 |
115. | Произношение глаголов, причастий и деепричастий | 1 |
116. | Произношение глаголов, причастий и деепричастий | 1 |
117. | Р/Р. Подготовка к написанию контрольного изложения (№2) | 2 |
118. | Р/Р. Написание контрольного изложения |
119. | Проверка подготовки по орфографии и пунктуации (причастие, деепричастие). Повторение | 1 |
120. | Проверка подготовки по орфографии и пунктуации (причастие, деепричастие). Повторение | 1 |
121. | Контрольная работа № 8 | 1 |
122. | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
123. | Р/Р. Типы речи. Описание места. Соединение в тексте описания предмета и описания места | 1 |
124. | Р/Р. Типы речи. Описание места. Соединение в тексте описания предмета и описания места | 1 |
125. | РР. Подготовка к написанию сочинения-описания | 2 |
126. | Р/Р. Написание сочинения-описания |
127. | Что обозначает имя числительное. МПОМ. Число и числительное (этимология математических терминов) | 1 |
128. | Простые, сложные и составные числительные. Их правописание | 1 |
129. | Простые, сложные и составные числительные. Их правописание | 1 |
130. | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание | 1 |
131. | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание | 1 |
132. | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание | 1 |
133. | Изменение порядковых числительных | 1 |
134. | Изменение порядковых числительных | 1 |
135. | Р/Р. Употребление числительных в речи. ВПОМ. Особенности строения фразеологизмов как средство достижения их выразительности | 1 |
136. | Р/Р. Употребление числительных в речи | 1 |
137. | Произношение имён числительных ВПОМ. Особенности строения фразеологизмов как средство достижения их выразительности | 1 |
138. | Р/Р. Описание состояния окружающей среды | 1 |
139. | Р/Р. Соединение в тексте описания места и состояния окружающей среды | 1 |
140. | Повторение по теме «Имя числительное» | 1 |
141. | Какие слова называются местоимениями | 1 |
142. | Какие слова называются местоимениями | 1 |
143. | Разряды местоимений | 1 |
144. | Разряды местоимений | 1 |
145. | Разряды местоимений | 1 |
146. | Личные местоимения | 1 |
147. | Личные местоимения | 1 |
148. | Возвратное местоимение себя | 1 |
149. | Р/Р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов | 1 |
150. | Р/Р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов | 1 |
151. | Р/Р. Подготовка к написанию контрольного сочинения (№2) | 2 |
152. | Р/Р. Написание контрольного сочинения |
153. | Притяжательные местоимения | 1 |
154. | Притяжательные местоимения | 1 |
155. | Притяжательные местоимения | 1 |
156. | Притяжательные местоимения | 1 |
157. | Указательные местоимения | 1 |
158. | Указательные местоимения | 1 |
159. | Определительные местоимения | 1 |
160. | Определительные местоимения | 1 |
161. | Вопросительно-относительные местоимения | 1 |
162. | Вопросительно-относительные местоимения | 1 |
163. | Роль вопросительно-относительных местоимений в предложении | 1 |
164 | Р/Р. Вопросительно-относительные местоимения как средство связи предложений в художественном тексте | 1 |
165. | Отрицательные местоимения | 1 |
166. | Неопределенные местоимения | 1 |
167. | Правописание отрицательных и неопределенных местоимений и наречий | 1 |
168. | Контрольная работа № 9 | 1 |
169. | Р/Р. Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений | 1 |
170-171 | Повторение изученного | 2 |
172. | Итоговая контрольная работа № 10 | 1 |
173. | Анализ работы. Работа над ошибками | 1 |
174. | Р/Р. Способы и средства связи предложений в тексте | 1 |
175. | Р/Р. Стили и типы речи. ВПОМ. Игра “Турнир знатоков” | 1 |
| ИТОГО | 175 |