МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
протокол № ____ ___________________ ________Е.И. Нелинева
«__»_________2019г. «_____»__________2019г. пр. №___«__»_______2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
РУССКИЙ ЯЗЫК
7 класс
8 вид
Учитель: Качанова О.В.
Высшей категории
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, методическими рекомендациями по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2011г., допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник «Русский язык», учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы учебника: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.
Из расчета 4 часа в неделю; 35 учебных недель, всего – 140 часов.
В школе для детей c нарушениями интеллектуального развития в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Максимальная нагрузка учащихся по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей учащихся конкретного класса.
Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений
формируются навыки правописания. Большое значение имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого ученика к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Школьникам в 7 классе прививаются навыки делового письма (оформление деловых бумаг). В то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме. Уделяется внимание и графическим навыкам, то есть четкому и аккуратному письму.
В соответствии с данной программой сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения.
Названия частей речи, их значение.
Наиболее распространенные правила написания слов.
Учащиеся должны уметь:
Писать под диктовку текст, применять правила написания слов.
Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.
Различать части речи.
Писать изложение и сочинение.
Строить простое распространенное предложение с однородными членами, сложное предложение.
Пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Связно высказываться устно и письменно.
Применять простые распространенные предложения с однородными членами в устной и письменной речи.
Оформлять деловые бумаги.
Формы контроля: диктанты текущие (по отдельным темам) и итоговые (четвертные, годовые); контрольные работы, тестирования.
Урок, выпадающий на праздничный день 09.05.14 , переносится на конец учебного года.
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов |
Общее количество часов | Теория | Практические работы | Контрольные и самостоятельные работы |
1. | Повторение | 14 ч | 13 | 1ч | - |
2. | Слово. Состав слова | 18 ч | 15 ч | 2ч | 1ч |
3. | Части речи | 77 ч | 64 ч | 7ч | 6ч |
7. | Предложение | 17ч | 13ч | 3ч | 1ч |
8. | Повторение изученного в 7 классе | 14ч | 11ч | 2ч | 1ч |
| Всего | 140ч | 116ч | 15ч | 9ч |
Содержание тем с распределением учебных часов по основным разделам
Повторение (13ч+1ч)
Цель - повторить знания детей по пройденному материалу.
Слово. Состав слова (16ч+2ч)
Цель - обобщать знания детей о составе слова и роли каждой значимой части слова. Развивать умение анализировать слова.
Части речи (70ч+7ч)
Цель - развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять.
Имя существительное (15ч+2ч)
Цель - формировать у детей знания об имени существительном как части речи. Развивать умение правильного употребления в речи имен существительных.
Имя прилагательное (12ч+2ч)
Цель - формировать у детей знания об имени прилагательном как части речи. Развивать умение правильного употребления в речи имен прилагательных.
Местоимение (13ч)
Цель - познакомить учащихся с новой частью речи; актуализировать знания о личных местоимениях; познакомить с изменением местоимений по вопросам и падежам.
Глагол (30ч+3ч)
Цель - повторить и обобщить знания учащихся о глаголе как части речи. Тренировать умение распознавать глаголы в тексте. Формировать умение изменять глаголы по временам и лицам.
Предложение (14ч+3ч)
Цель - совершенствовать знания учащихся о предложении. Развивать умение правильно строить предложения.
Повторение изученного в 7 классе (12ч+2ч)
Цель - обобщить знания, усвоенные в процессе изучения отдельных тем. Развивать умение применять знания при решении практических задач.
Контрольные работы
№ п/п | Тема раздела | Тема контрольной работы | Кол-во часов |
1. | Слово. Состав слова | Контрольная работа по теме «Состав слова» | 1ч |
Части речи | | |
2. | Имя существительное | Контрольная работа по теме «Склонение имён существительных» | 1ч |
3. | Имя прилагательное | Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» | 1ч |
Контрольная работа по теме: «Согласование имён прилагательных с существительными» | 1ч |
4. | Местоимение | Контрольная работа по теме: «Местоимение» | 1ч |
5. | Глагол | Контрольный диктант по теме: «Правописание глаголов» | 1ч |
Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов» | 1ч |
6. | Предложение | Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения» | 1ч |
7. | Повторение изученного в 7 классе | Итоговый контрольный диктант | 1ч |
Всего часов | 9ч |
Практические работы
№ п/п | Тема раздела | Тема практической работы | Кол-во часов |
1. | Повторение | Развитие речи. Обучающее изложение по картине Н.П. Богданова- Бельского «Новые хозяева» Упр. 25 | 1ч |
2. | Слово. Состав слова | Развитие речи. Сочинение по картине В.Г. Перова «Охотники на привале» | 2ч |
Части речи | | |
3. | Имя существительное | Развитие речи. Обучающее изложение «Контакты с НЛО» | 1ч |
Развитие речи. Вид деловой бумаги | 1ч |
4. | Имя прилагательное | Развитие речи. Диалог | 1ч |
Развитие речи. Сочинение – описание героя русских былин | 1ч |
5. | Глагол | Развитие речи. Сочинение – описание «Осина» | 1ч |
Развитие речи. Сжатое изложение «Пичугин мост» | 1ч |
Развитие речи. Письменный пересказ текста по плану и опорным словам. | 1ч |
6. | Предложение | Развитие речи. Письменный пересказ текста по упр. 340 | 1ч |
Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» | 1ч |
Развитие речи. Деловое письмо. Объявление | 1ч |
7. | Повторение изученного в 7 классе | Развитие речи. Изложение по вопросам | 1ч |
Развитие речи. Подробное изложение | 1ч |
Всего часов | 15ч |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Повторение | (13ч+1ч) | | | |
1. | Звуки и буквы | (7ч) | | | |
1.1 | Гласные и согласные звуки | 1ч | | | |
1.2 | Гласные и согласные звуки | 1ч | | | |
1.3 | Согласные твёрдые и мягкие | 1ч | | | |
1.4 | Согласные звонкие и глухие | 1ч | | | |
1.5 | Алфавит | 1ч | | | |
1.6 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | 1ч | | | |
1.7 | Правописание Ь и Ъ знаков | 1ч | | | |
2 | Предложение | (6ч+1ч) | | | |
2.1 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения | 1ч | | | |
2.2 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1ч | | | |
2.3 | Простое предложение с однородными членами | 1ч | | | |
2.4 | Простое предложение с союзами и, а, но | 1ч | | | |
2.5 | Сложное предложение | 1ч | | | |
2.6 | Сложное предложение с союзами и, а, но | 1ч | | | |
2.7 | Развитие речи. Обучающее изложение по картине Н.П. Богданова- Бельского «Новые хозяева» Упр. 25 | 1ч | | | |
3. Слово. Состав слова | (16ч+2ч) | | | |
3.1 | Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание | 1ч | | | |
3.2 | Корень слова | 1ч | | | |
3.3 | Приставка | 1ч | | | |
3.4 | Суффикс | 1ч | | | |
3.5 | Окончание | 1ч | | | |
3.6 | Безударные гласные в корне слова | 1ч | | | |
3.7 | Безударные гласные в корне слова | 1ч | | | |
3.8 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | 1ч | | | |
3.9 | Непроизносимые согласные в корне слова | 1ч | | | |
3.10 | Гласные и согласные в приставках | 1ч | | | |
3.11 | Разделительный Ъ после приставок | 1ч | | | |
3.12 | Приставка и предлог | 1ч | | | |
3.13 | Сложные слова | 1ч | | | |
3.14 | Сложные слова | 1ч | | | |
3.15-3.16 | Развитие речи. Сочинение по картине В.Г. Перова «Охотники на привале» | 2ч | | | |
3.17 | Работа над ошибками. Объяснительная записка | 1ч | | | |
3.18 | Контрольная работа по теме «Состав слова» | 1ч | | | |
Части речи | (70ч+7ч) | | | |
4. | Имя существительное | (15ч+2ч) | | | |
4.1 | Имя существительное как часть речи | 1ч | | | |
4.2 | Имя существительное. Род, число, падеж | 1ч | | | |
4.3 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1ч | | | |
4.4 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1ч | | | |
4.5 | Правописание Ь у существительных мужского и женского рода | 1ч | | | |
4.6 | Склонение имён существительных в единственном числе | 1ч | | | |
4.7 | Правописание падежных окончаний существительных 1 – го склонения | 1ч | | | |
4.8 | Правописание падежных окончаний существительных 2 – го склонения | 1ч | | | |
4.9 | Правописание падежных окончаний существительных 3 – го склонения | 1ч | | | |
4.10 | Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений | 1ч | | | |
4.11 | Склонение имён существительных множественного числа | 1ч | | | |
4.12 | Правописание имён существительных множественного числа в родительном падеже | 1ч | | | |
4.13 | Развитие речи. Обучающее изложение «Контакты с НЛО» | 1ч | | | |
4.14 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Падежные окончания имён существительных» | 1ч | | | |
4.15 | Развитие речи. Вид деловой бумаги | 1ч | | | |
4.16 | Контрольная работа по теме «Склонение имён существительных» | 1ч | | | |
4.17 | Анализ контрольной работы по теме «склонение имён существительных» | 1ч | | | |
5. | Имя прилагательное | (12ч+2ч) | | | |
5.1 | Имя прилагательное как часть речи | 1ч | | | |
5.2 | Согласование имён прилагательных с именами существительными | 1ч | | | |
5.3 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1ч | | | |
5.4 | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное» | 1ч | | | |
5.5 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода | 1ч | | | |
5.6 | Безударное падежное окончание имён прилагательных | 1ч | | | |
5.7 | Склонение имён прилагательных женского рода | 1ч | | | |
5.8 | Склонение имён прилагательных женского рода | 1ч | | | |
5.9 | Развитие речи. Диалог | 1ч | | | |
5.10 | Закрепление по теме «Падежное окончание имён прилагательных» | 1ч | | | |
5.11 | Склонение имён прилагательных множественного числа. | 1ч | | | |
5.12 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных множественного числа. | 1ч | | | |
5.13 | Развитие речи. Сочинение – описание героя русских былин | 1ч | | | |
5.14 | Контрольная работа по теме «Согласование имён прилагательных с существительными» | 1ч | | | |
6. | Местоимение | (13ч) | | | |
6.1 | Местоимение как часть речи | 1ч | | | |
6.1 | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица | 1ч | | | |
6.3 | Личные местоимения множественного числа | 1ч | | | |
6.4 | Склонение и правописание местоимений единственного и множественного числа | 1ч | | | |
6.5 | Личные местоимения 1 – го лица | 1ч | | | |
6.6 | Личные местоимения 2 – го лица | 1ч | | | |
6.7 | Личные местоимения 3 – го лица | 1ч | | | |
6.8 | Склонение местоимений 3 – го лица | 1ч | | | |
6.9 | Раздельное написание предлогов с местоимениями | 1ч | | | |
6.10 | Правописание буквы Н в местоимениях 3 – го лица после предлогов | 1ч | | | |
6.11 | Закрепление пройденного по теме «Местоимение» | 1ч | | | |
6.12 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | 1ч | | | |
6.13 | Анализ контрольной работы по теме «Местоимение» | 1ч | | | |
7. | Глагол | (30ч+3ч) | | | |
7.1 | Глагол как часть речи | 1ч | | | |
7.2 | Время глагола. Настоящее время глагола | 1ч | | | |
7.3 | Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола | 1ч | | | |
7.4 | Изменение глаголов по временам. Будущее время глагола | 1ч | | | |
7.5 | Изменение глаголов по числам | 1ч | | | |
7.6 | Развитие речи. Сочинение – описание «Осина» | 1ч | | | |
7.7 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Лицо и число глаголов» | 1ч | | | |
7.8 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам | 1ч | | | |
7.9 | Изменение глаголов прошедшего времени во множественном числе | 1ч | | | |
7.10 | Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов» | 1ч | | | |
7.11 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание глаголов» | 1ч | | | |
7.12 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1ч | | | |
7.13 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1ч | | | |
7.14 | Изменение глаголов по лицам | 1ч | | | |
7.15 | Изменение глаголов 1 – го лица | 1ч | | | |
7.16 | Изменение глаголов 2 – го лица | 1ч | | | |
7.17 | Изменение глаголов 3 – го лица | 1ч | | | |
7.18 | Правописание -ся, -сь в глаголах | 1ч | | | |
7.19 | Правописание -ся, -сь в глаголах | 1ч | | | |
7.20 | Правописание личных окончаний глаголов во 2 – м лице единственного числа | 1ч | | | |
7.21 | Правописание личных окончаний глаголов во 2 – м лице единственного числа | 1ч | | | |
7.22 | Правописание личных окончаний глаголов во 2 – м лице единственного числа | 1ч | | | |
7.23 | Правописание глаголов в 3 – ем лице | 1ч | | | |
7.24 | Правописание -тся, -ться в глаголах | 1ч | | | |
7.25 | Правописание -тся, -ться в глаголах | 1ч | | | |
7.26 | Правописание -тся, -ться в глаголах | 1ч | | | |
7.27 | Правописание окончаний глаголов | 1ч | | | |
7.28 | Развитие речи. Сжатое изложение «Пичугин мост» | 1ч | | | |
7.29 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание глаголов» | 1ч | | | |
7.30 | Закрепление по теме «Глагол» | 1ч | | | |
7.31 | Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов» | 1ч | | | |
7.32 | Анализ контрольной работы по теме: «Правописание глаголов» | 1ч | | | |
7.33 | Развитие речи. Письменный пересказ текста по плану и опорным словам. | 1ч | | | |
8. | Предложение | (14ч+3ч) | | | |
8.1 | Простое и сложное предложение | 1ч | | | |
8.2 | Простое предложение с однородными членами | 1ч | | | |
8.3 | Простое предложение с однородными членами | 1ч | | | |
8.4 | Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И | 1ч | | | |
8.5 | Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И | 1ч | | | |
8.6 | Развитие речи. Письменный пересказ текста по упр. 340 | 1ч | | | |
8.7 | Сложное предложение | 1ч | | | |
8.8 | Употребление союзов в сложном предложении | 1ч | | | |
8.9 | Употребление союзов в сложном предложении | 1ч | | | |
8.10 | Обращение | 1ч | | | |
8.11 | Знаки препинания при обращении | 1ч | | | |
8.12 | Знаки препинания при обращении | 1ч | | | |
8.13 | Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» | 1ч | | | |
8.14 | Работа над ошибками. Закрепление по теме « Предложение» | 1ч | | | |
8.15 | Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения» | 1ч | | | |
8.16 | Анализ контрольного диктанта по теме: «Однородные члены предложения» | 1ч | | | |
8.17 | Развитие речи. Деловое письмо. Объявление | 1ч | | | |
9. | Повторение изученного в 7 классе | (12ч+2ч) | | | |
9.1 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения | 1ч | | | |
9.2 | Состав слова | 1ч | | | |
9.3 | Правописание гласных и согласных в корне | 1ч | | | |
9.4 | Части речи | 1ч | | | |
9.5 | Развитие речи. Изложение по вопросам | 1ч | | | |
9.6 | Правописание падежных окончаний имён существительных | 1ч | | | |
9.7 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных | 1ч | | | |
9.8 | Итоговый контрольный диктант | 1ч | | | |
9.9 | Анализ контрольного диктанта» | 1ч | | | |
9.10 | Склонение личных местоимений | 1ч | | | |
9.11 | Правописание глаголов | 1ч | | | |
9.12 | Простое предложение | 1ч | | | |
9.13 | Сложное предложение | 1ч | | | |
9.14 | Развитие речи. Подробное изложение | 1ч | | | |
Всего часов | 140ч | | | |
Учебно-методические средства
1. Аксёнова А.К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учебник для студентов пед. вузов – М.: Просвещение, 2011. – 335 с.
2. Учебник «Русский язык», учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы учебника: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.
3. Таблицы и наглядные пособия:
Синтаксис 5-11 классы:
1) Главные члены предложения; (3)
2) Второстепенные члены предложения; (4)
3) Диалог; (15)
Грамматика:
4) Бессоюзное сложное предложение; (39)
5) Сложноподчиненное предложение; (40)
6) Сложносочиненное предложение; (41)
7) Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами; (42)
8) Второстепенные члены предложения; (43)
9) Сказуемое; (44)
10) Подлежащее. Способы выражения подлежащего; (45)
11) Виды предложений по цели высказывания; (46)
12) Знаки препинания при прямой речи; (48)
13) Сложные предложения; (51)
14) Знаки препинания в предложениях с однородными членами; (57)
15) Виды простого предложения; (58)
16) Связь слов в словосочетании; (59)