СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование уроков по русскому языку включает в себя приложение тестовые задания в формате ОГЭ и задания для проведения промежуточной аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Класс: 7

Уровень общего образования: общеобразовательный, базовый

Сроки реализации: 2018-2019 учебный год

Общее количество часов: 170







Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др.(Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. М., Просвещение,2011).   Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение, 2013.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные

1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1)владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) ) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.                             

         

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


  В результате изучения русского языка  учащиеся должны знать определения основных изученных в 7  классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  Ученик должен знать\ понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного   языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,    описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

  • грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи;  отличительные особенности  причастий и прилагательных;

  • об особенностях склонения причастий;

  • определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

  • действительные и страдательные причастия;

  • краткие страдательные причастия;

  • способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

  • порядок морфологического разбора причастий;

  • грамматические признаки деепричастия как части речи;

  • определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;

  • способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

  • порядок морфологического разбора деепричастий;

  • грамматические признаки наречия как части речи;

  • смысловые группы наречий;

  • о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;

  • признаки  классификации  самостоятельных и служебных частей речи;

  • правила употребления предлогов с разными падежами;

  • о  производных и непроизводных, простых и составных предлогах;

  • о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;

  • о сочинительных и подчинительных союзах;

  • порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

  • отличие частиц от самостоятельных частей речи;

  • формообразующие и смысловые частицы;

  • отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;

  • о назначении в речи междометий.

  К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

  • производить синтаксический разбор предложений  с причастным  и деепричастным оборотами, а также  сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  По орфографии.

  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

  Орфограммы, изученные в 7 классе:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

  • Гласные перед одной и двумя буквами Н  в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах  кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких  прилагательных;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;

  • Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;

  • Правописание НЕ с деепричастиями;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  О-Е;

  • Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;

  • Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;

  • Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;

  • Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;

  • Дефис между частями слова в наречиях;

  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;

  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий;

  • Слитное и раздельное написание производных предлогов;

  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;

  • Раздельное и дефисное написание частиц;

  • Правописание частицы НЕ с различными частями речи;

  •  Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.

  • правильно писать изученные  в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

  По пунктуации.

  Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого      существительного, деепричастные обороты.

  По связной речи.

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению  с учётом темы и основной мысли;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную  информацию);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.






Содержание тем учебного курса

1. Вводный урок. (1ч) Русский язык как развивающееся явление.

Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

2. Повторение изученного в 5 – 6 классах.(14ч)

2.1.Синтаксис и пунктуация(2ч)

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.

2.2. Лексика и фразеология.(1ч)

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.

2.3. Фонетика и орфография.(1ч)

Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.

2.4. Словообразование и орфография.(1ч)

Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.

Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова.

2.5. Морфология и орфография.(2ч)

Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.

2.6. Урок-практикум(2ч)

Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.

2.7. Текст. Стили литературного языка.(5ч)

Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.

Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.

3. Морфология и орфография. Культура речи.

3.1. Причастие. (31ч)

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

3.2. Деепричастие.(12ч)

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии

3.3. Наречие.(34ч)

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

3.4. Категория состояния.(6ч)

Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

4. Служебные части речи. (56ч)

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

5. Повторение изученного в 7 классе.(16ч)

Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.


Организационно –педагогические условия реализации рабочей программы

1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку. 5 класс.// Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.-М., Просвещение, 2011.

2.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

М., Просвещение, 2013.

3.Поурочные разработки по русскому языку для 7 класса/ сост. Беляева О.В., Доценко О.А. М., Вако, 2009.

4.Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ сост. Колчанова С.С. Волгоград,Учитель, 2009.

5. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 7 класс/ сост. Егорова Н.В. М., Вако, 2010.

6.Русский язык. 7 класс. Тематические тесты по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. / сост. Мальцева Л.И. Ростов-на-Дону, 2012.

7.Тематические зачеты по русскому языку. 7 класс./ Малюшкин А.Б., Рогачева Е.Ю. М., Сфера, 2009.

8.Уроки русского языка с применением информационных технологий.5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.,Глобус, 2010.

1Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

М., Просвещение, 2013.

2.Русский язык. Дидактические материалы.7 класс/ сост. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. М.,Экзамен, 2013.

3.Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. /сост. Богданова Г.А. М., Просвещение,2010.

Образовательные электронные ресурсы:

  • http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  • http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

  • http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

  • http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

  • http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

  • http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  • http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  • http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

  • Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

  • Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

  • Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

  • Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

  • Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

  • Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

  • Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

  • Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

  • Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

  • Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

  • Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

  • Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

  • Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

  • Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

  • Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

  • Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

  • Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

  • Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

  • Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

  • Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

  • Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

  • Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

  • Русское слово http://www.rusword.com.ua

  • Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

  • Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

  • Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

Приложение

Календарно-тематическое планирование



№ п/п


Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Сроки проведения урока


Домашнее задание




План

факт


ВВЕДЕНИЕ 1

1

Русский язык как развивающееся явление.

1



Упр.6

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ 11+3

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1



П.1 упр.9

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1


П.2 упр12

4

Лексика и фразеология.

1



П.3 упр.16

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1



П.5 упр.20

6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1



П.5 упр.27

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

1



П.6 упр.34

8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

1




9

Р.р. Текст.

1



П.7 упр.47

10

Диалог как текст.

1




11

Виды диалога.

1




12

Р.р. Стили литературного языка.

1



П.8 упр.51

13

Р.р. Публицистический стиль.

1




14

Контрольный диктант.

1



Упр.38

15

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



Упр.44

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРИЧАСТИЕ 25+6

16

Причастие как часть речи.

1



П.10 упр.63

17

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1



П.11 упр.68

18

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1



П.12 упр.70


19

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1



П.12 упр.75

20

Р.р. Описание внешности человека.

1



П.13 упр.80

21

Р.р. Описание внешности человека.





22

Действительные и страдательные причастия.

1



П.14 упр.85,86

23

Краткие и полные страдательные причастия.

1



П.15 упр.89

24

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1



П.16 упр. 93,94



25

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1



Упр 95,96

26

Действительные причастия прошедшего времени.

1



П.17 упр.99

27

Действительные причастия прошедшего времени.

1




28

Р.р. Изложение (по упр.116)

1




29

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1



П.18 упр. 106,107

30

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1




31

Страдательные причастия прошедшего времени.

1



П.19 упр.110

32

Страдательные причастия прошедшего времени.

1



Упр 112

33

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

1



П.20 упр.113

34

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1



П.21 упр.118,119

35

Одна буква н в отглагольных прилагательных.

1



П.22 упр.125

36

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1



П.23 упр.129

37

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1



П.23 упр.131

38

Р.р. Выборочное изложение (по упр. 151)

1




39

Морфологический разбор причастия.

1



Упр 132

40

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

1



П.24 упр. 136

41

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1



П.25 Упр.146,

144

42

Р.р. Сочинение. Портретное описание.(упр.166, 167)

1




43

Р.р. Сочинение. Портретное описание.(упр.166, 167)

1




44

Повторение темы «Причастие». Тест.

1



Упр 148

45

Контрольный диктант.

1



Упр.150

46

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



Упр.156

ДЕЕПРИЧАСТИЕ 10+2

47

Деепричастие как часть речи.

1



П.26 упр. 161

48

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1



П.27Упр.166

49

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1



Упр 170

50

Раздельное написание не с деепричастиями.

1



П.28 упр.173

51

Деепричастия несовершенного вида.

1



П.29 упр.177

52

Деепричастия совершенного вида.

1



П.30 упр.186

53

Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь».

1



П.30 упр.187

54

Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь».

1



Упр 189

55

Морфологический разбор деепричастия.

1



П.31 упр.191

56

Повторение темы «Деепричастие». Тест.

1



Упр.130

57

Контрольный диктант.

1



Упр.193

58

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



Упр.195

НАРЕЧИЕ 25+9

59

Наречие как часть речи.

1



П. 32 Упр.200,

201

60

Смыс­ловые группы наречий

1



П.33 упр.209,

210

61

Разряды наречий.

1




62

Разряды наречий.

1




63

Степени сравнения наречий.

1



П.34 упр. 214,215

64

Степени сравнения наречий.

1




65

Морфологический разбор наречия.

1



П.35 упр.218

66

Р.р. Изложение текста с описанием действия.

1




67

Р.р. Изложение текста с описанием действия.

1




68

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

1



П.36 упр.223,

226

69

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

1




70

Урок-практикум по теме «Употребление не с разными частями речи».

1




71

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

1



П.37 упр.231

72

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

1




73

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

1



П.38 упр.236

74

Урок-практикум «Правописание н и нн в разных частях речи»

1




75

Р.р. Описание действий по наблюдениям.

1



П.39 упр.240

76

Р.р. Описание действий по наблюдениям.

1




77

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1



П.40 упр.243

78

Буквы о и а на конце наречий.

1



П.41 Упр.247

79

Дефис между частями слова в наречиях.

1



П.42 упр. 251,252

80

Дефис между частями слова в наречиях.

1




81

Урок-практикум «Дефис в разных частях речи».

1




82

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1



П.43 упр.261,262

83

Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья».

1




84

Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья».

1




85

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1



П.44 упр.266

86

Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв.

1




87

Р.р. Учебно-научная речь. Учебный доклад.

12




88

Р.р. Учебно-научная речь. Учебный доклад.

1




89

Повторение темы «Наречие». Тест .

1




90

Повторение темы «Наречие». Тест .

1




91

Контрольный диктант.

1



Ответить на вопросы с. 123-124 Упр.268

92

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



Упр. 271,272

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ 4+2

93

Категория состояния как часть речи.

1



П.45 упр.279

94

Категория состояния как часть речи.

1




95

Морфологический разбор категории состояния.

1



П.46 упр.281

96

Р.р. Сжатое изложение (упр.322)

1



Упр.282

97

Р.р. Сжатое изложение (упр.322)

1




98

Повторение темы «Категория состояния».Тест.

1




СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ПРЕДЛОГ 10+2

99

Самостоятельные и служебные части речи.

1



П.47,48 упр.288

100

Предлог как часть речи.

1



П.47,48 упр.290

101

Употребление предлогов.

1



П.49 упр.294,295

102

Непроизводные и производные предлоги.

1



П.50 упр. 301,302

103

Непроизводные и производные предлоги.





104

Простые и составные предлоги.

1



П.51 упр.304

105

Р.р. Подробное изложение.

1



Упр.307

106

Р.р. Подробное изложение.





107

Морфологический разбор предлога.

1



П.52 упр.306

108

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1



П.53 упр. 311

109

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1




110

Обобщающий урок по теме «Предлог». Контроль­ное тести­рование № по теме «Предлог»

1



Упр.309

СОЮЗ 16+2

111

Союз как часть речи.

1



П.54 упр.317

112

Простые и составные союзы.

1



П.55 Упр.320

113

Союзы сочинительные и подчинительные.

1



П.56 упр.322

114

Запятая между простыми предложениями в ССП.

1



П.57 упр.326

115

Запятая между простыми предложениями в ССП.





116

Сочинительные союзы.

1



Упр 330

117

Сочинительные союзы

1




118

Подчинительные союзы.

1



П.59 упр.340

119

Подчинительные союзы

1




120

Морфологический разбор союза.

1



П.60 упр.342

121

Р.р. Сочинение (упр.384) «Книга – наш друг и советчик».

1




122

Р.р. Сочинение (упр.384) «Книга – наш друг и советчик».

1




123

Слитное написание союзов тоже, также,чтобы.

1



П.61 упр.346

П.61 упр.350

124

Слитное написание союзов тоже, также,чтобы.

1




125

Повторение темы «Союз».

Тест.

1



Упр.354

126

Повторение темы «Союз».

Тест.

1




127

Контрольный диктант.

1



Упр.351

128

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



ответить на вопросы с.165

ЧАСТИЦА18+4

129

Частица как часть речи.

1



П.62 упр.359

130

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1



П.63 упр.362

П. 63 упр. 364

131

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1




132

Смыслоразличительные частицы.

1



П.64 упр.374

133

Смыслоразличительные частицы.

1




134

Раздельное и дефисное написание частиц.

1



П.65 упр.381

135

Раздельное и дефисное написание частиц

1




136

Морфологический разбор частицы.

1



П.66 упр.384

137

Отрицательные частицы не и ни.

1



П.67 упр.388

П.68 упр.396

138

Отрицательные частицы не и ни.

1




139

Р.р. Составление «рассказа в рассказе».

1




140

Р.р. Составление «рассказа в рассказе».

1




141

Различение частицы не и приставки не-.

1



П.68 упр. 402

142

Различение частицы не и приставки не-.

1




143

Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни.

1



П.69 упр.406

144

Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни.

1




145

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1




146

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1




147

Повторение темы «Частица».

1




148

Повторение темы «Частица».Тест.

1




149

Контрольный диктант.

1



С.187 ответить на вопросы

150

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



Упр. 413,414

МЕЖДОМЕТИЕ 4

151

Междометие как часть речи.

1



П.70 упр.416

152

Дефис в междометиях.

1



П.71 упр.420,

421

153

Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях.

1




154

Промежуточная аттестация

1




ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ 14+2

155

Разделы науки о языке.

1



П.72,73 упр.427

156

Р.р. Текст и стили речи.

Учебно-научная речь.

1




157

Р.р. Текст и стили речи.

Учебно-научная речь.

1




158

Фонетика. Графика.

1



П.72,73 упр423

159

Лексика и фразеология.

1



П.74упр 429,431,434

160

Лексика и фразеология.

1




161

Морфемика. Словообразование.

1



П.76 упр436,439

162

Морфемика. Словообразование.

1




163

Морфология.

1



П.77 упр 442,445

164

Морфология.

1




165

Орфография.

1



П.78 упр 451,453

166

Синтаксис.

1



П.79 упр 454

167

Пунктуация.

1



П.80 упр 462,463

168

Пунктуация.

1




169

Итоговый тест.

1




170

Анализ ошибок.

1









Входной тест по теме “Повторение изученного в 5-6 классах”

Вариант 1

ЧАСТЬ 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) Августовский 2) копировАть 3) нАчала

А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1) самый лучший 2) трое дочерей 3) пятью пальцами

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В этот безветре(1)ый день осе(2)ий холод ласково и кротко крадется лисой к овся(3)ому двору.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3
А4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р_птать,тв_рдеть, к_лорит 2) в_рсистый, _птека, зам_рать 3) угн_тение, пощ_дить, хл_потливый
А5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_орзерный, пр_ломление, пр_шелец 2) бе_вкусица, и_бежать, во_вестить 3) по_пись, о_правка, на_кусить

А6. В каком слове на месте пропуска пишется буква И: 1) вы пиш_те 2) кача_шь ногой 3) он дыш_т свободно

А7. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

1) (Не)дисциплинированность Павлова мешала всем. 2) Лицо его было (не)злое, а скорее доброе. 3) За прямоту соседки (не)долюбливали мою бабушку.

А8. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?
А. стриж_шь Б. ключ_м В. деш_вый
1) А, Б, В 2) А, Б 3) А, В
А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Брат н(1)кому н(2) в чем н(3) мог отказать, и н(4)которые люди злоупотребляли этим.

1) 1,2,3 2 )1,2,3,4 3) 1,2
А10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Я стал читать ( )и много размышлять о жизни.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А11.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Красновато(коричневые) листья падали на меня (с)верху.

2) Когда(нибудь) и у меня будет такое бело(снежное) платье.

3) (В)низу, у болота, иногда видны были длинно(ногие) журавли.

А12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Комната была небольшой но уютной и хорошо обставленной.

2) Не случилось бы вьюги назавтра или ночью.

3) Ни шуток ни смеха ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми.

Прочитайте текст и выполните задания А13—А17.

(1) ... (2) Он весь красно-бурый, покрыт серым налетом.(3) По бокам брюшка - яркие треугольные пятна. (4)Конец брюшка сильно вытянут и напоминает хвостик.(5)Майский жук обгрызает листья деревьев. (6)Но еще опаснее личинка майского жука. (7)Она очень прожорлива. (8)…люди уничтожают майских жуков.

А13. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) В саду мы увидели майских жуков.

2) Среди многочисленных насекомых есть особенно вредные.

3) Майский жук - опасный вредитель.

А14. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Зато 2) Поэтому 3) Даже

А15. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (части предложения) текста?
1) личинка опаснее 2) обгрызает листья 3) уничтожают жуков
А16. Укажите верную морфологическую характеристику слова очень (предложение 7).
1) наречие 2) местоимение 3) союз
А17. Укажите значение слова налет (предложение 2).
1) Внезапное появление 2) Стремительное нападение 3) Тонкий слой чего-нибудь на поверхности

ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания А18—А19, В1-В3.


(1)Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. (2)Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой. (3)Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. (4)Попробуй разгреби в лесу снег до земли. (5)На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. (6)Все еще зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска. (7)Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. (8)На лесной поляне вьется след лисицы. (9)Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. (10)Парочки следов испятнали снег. (11)Это пробежала куница, хищница искала белок. (12)Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе!


А18. Какое из перечисленных утверждений не соответствует содержанию текста?
1) Зимний лес очень красив 2) Зимой жизнь в лесу замирает. 3) По снегу можно узнать о событиях зимнего леса.
А19. Какой тип речи представлен в тексте: 1) Повествование 2) Описание 3) Рассуждение.

В1. Укажите способ образования слова ХИЩНИЦА (предложение №11).
В2. Из предложений № 3-6 выпишите качественные прилагательные
В3. Среди предложений № 1- 4 найдите сложное предложение.
Напишите номер этого сложного предложения.

Входной тест по теме “Повторение изученного в 5-6 классах”

Вариант 2

ЧАСТЬ 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:
1) красИвее 2) средствА 3) плАто

А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1) самый умнейший 2) тремястами пятьюдесятью рублями 3) пятеро щенков

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Весен(1)ее настроение чувствуется и в аквамарин(2)овом небе, и в румян(3)ых стволах яблонь, ждущих тепла.

1) 1, 2 2) 2 3) 1, 2, 3 4) 1
А4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) загр_знение, настр_чить, обр_тение 2) зав_нтить, пол_жить, фр_гмент 3) соб_рать, см_ркаться, нач_сто

А5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_ложение, пр_тронуться, пр_стыдить 3) ра_пад, бе_душный, ра_жать 3) п_играть, д_тронуться, н_илучший

А6. В каком слове на месте пропуска пишется буква И: 1) прогон_шь врага 2) вян_т букет 3) ненавид_л его

А7. В каком предложении не со словом пишется слитно?

  1. У нас (не) было воды, хотелось пить. 2) (Не)счастье, а беда меня подстерегала в этом городе. 3)День был очень (не)веселый.

А8. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?
А. девч_нка Б. печ_м В. подч_ркнутый
1) А, Б 2) Б, В 4) А, В
А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?

Теперь Круглову было н(1) на что рассчитывать, н(2)сколько минут он молчал и н(3)чего н(4) мог сказать.

1) 1,2,3, 4 2 )1,4 3) 1,2, 4
А10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Путешественники были поражены общей картиной снеговой пустыни ( ) и таинственного хребта.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А11.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)Когда(то) давно я был влюблен в эту сине(глазую) девочку.

2)(В)переди меня сидел широко(плечий) юноша.

3) На северо(востоке) небо было голубовато(серым)

А12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Надо человеку и знать и любить и беречь свою землю.

  2. В чаще леса сорвалась с шуршанием тяжелая шишка царапнула густые ветви ударилась о землю.

  3. Маяк то вспыхивал то погасал беззвучно.


Прочитайте текст и выполните задания А13—А17.


(1) ... (2)Среди лесных болот она выбрала самое сухое место, заросшее елками, березняком и мелким орешником. (3)Берлога под сосновой корягой была подготовлена загодя.(4) Повалил снег. (5) Белое одеяло скрыло все следы. (6)В январе в берлоге появились два крошечных, с кулак, медвежонка. (7)Медведица худела. (8) ...два ее сына быстро превратились в сытые пушистые шарики. (9) На пятой неделе у одного из них прорезались глаза.

.
А13. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Медведи живут в лесу. 2) Медведица была хитрая. 3) Медведица устроила удобную берлогу в лесу.

А14. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Зато 2) Поэтому 3) Именно

А15. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (частей предложения) текста?
1) выбрала место 2) появились два медвежонка 3) скрыло следы

А16. Укажите верную морфологическую характеристику слова два (предложение 8): 1) числительное 2) наречие 4) местоимение
А17. Укажите значение слова загодя (предложение 3): 1) Хорошо 2) Удобно 3) Заранее


ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания А18—А19, В1-В3.


(1)Сколько цветных корабликов на пруду! (2)Желтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. (3)Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами. (4)Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд. (5)Раньше других спешат в свое первое и последнее путешествие кленовые листья. (6)Это самые парусистые кораблики! (7)А какие они нарядные! (8)Небо чистое. (9)Вот показались ласточки, покружились и улетели в далекие края, где нет зимних вьюг и метелей.(10) Счастливого пути, ласточки! (11)Ярко светит солнце. (12)Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду.
А18. Какое из перечисленных утверждений не соответствует содержанию текста?
1) Осенние листья, падающие в воду, напоминают кораблики. 2) Люди пускают листья, как кораблики, в воду. 3) Первым облетает клен.

А19. Какой тип речи представлен в тексте?

  1. Повествование 2) Описание 3) Рассуждение.

В1. Укажите способ образования слова ВЕТЕРОК (предложение № 12).
В2. Из предложений № 7-9 выпишите относительное прилагательное.
В3. Среди предложений № 8- 12 найдите сложное предложение.
Напишите номер этого сложного предложения.

Контрольная работа №1, 7 класс

Тема: «Повторение изученного материала в 5-6 классе»


Гоголь не пишет, а рисует. Его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза выражает у него мысль. Тщетно хотели бы вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли. Это слог, который имеют только великие писатели.

Гоголь признавался, что ничего не умеет создавать в воображении. У него только то выходит хорошо, что он взял из действительности, подметил в реальности. Записные книжки Гоголя полны описаниями русского быта, обычаев, природы, жилищ, одежды.

Он постоянно ищет слова, чтобы рассказать о бесконечном мире вещей, которые окружают человека. Об их форме и цвете, запахе и назначении, об отношении к ним человека.

(104 слова)

Грамматическое задание.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения: Записные книжки Гоголя полны описаниями русского быта, обычаев, природы, жилищ, одежды.

  2. Морфологический разбор: (Гоголь) не пишет.

3. Выписать все словосочетания из 2 предложения: Его изображения дышат живыми красками действительности.

4. Выписать 2 слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.


Контрольная работа №2, 7класс.

Тема: «Причастие. Причастный оборот».


Заросшая невысокой травой дорога вилась по еловому лесу. Каждый шаг открывал что-нибудь неожиданное.

Вот у берега растет старая ель, покрытая седым мхом, она низко опустила темные обвисшие ветви. Медведем вздыбились вывороченные корни поваленного грозой дерева. На тонком невидимом стебле клонится и качается лесной колокольчик.

Вот узкая черная река с топкими берегами, заваленными трухлявым буреломом. Тропа поднялась в гору, и перед глазами путников стеной встали высокие сосны. На желтовато-розовых, освещенных солнцем стволах качались зеленые шапки листвы.

Задание.

  1. Синтаксический разбор предложения: Заросшая невысокой травой дорога вилась по еловому лесу.

  2. Подчеркнуть причастные обороты.

  3. Подберите антоним-синоним к слову узкая.

  4. **Выписать из текста 1 действительное причастие и 1 страдательное. Разобрать их по составу.

  5. Образовать от глагола ЧИТАТЬ действительное и страдательное причастие.


Контрольная работа №3, 7 класс.

Тема: «Причастие».


Петька и Вовка устало плелись по пустынному берегу моря. Он был усеян галькой, отшлифован волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная запахом травы длинная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли ворох сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.


Грамматическое задание.

1. Графически обозначить причастные обороты в ПЕРВОМ абзаце.

2.Выписать из текста 2 действительных причастия и 2 страдательных. Разобрать их по составу.

3.Из первого абзаца выписать 2 кратких причастия, 2 прилагательных.

4 **(Небо) покрытое³.

5.*** Выписать предложение, в котором нет причастного оборота, разобрать по членам предложения.


Контрольная работа №4, 7 класс

Тема: «Деепричастие».


Рыжая лисица наиболее распространена и известна на территории нашей страны. Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов, избирая участки с песчаным грунтом, защищенные от заливания дождевыми или талыми водами. Охотится она в разное время суток.

Поразительные повадки обнаруживает она при охоте. Почти у всех народов она является символом хитрости и ловкости. Спокойно идущая лисица следует по прямой, оставляет на снегу четкую цепочку следов. Испуганное животное может бежать очень быстро, буквально распластавшись над землей и далеко вытянув хвост.

Замечательное зрелище представляет лисица, занимающаяся зимой мышкованием. Войдя в азарт, она то прислушивается к писку грызунов, то делает грациозный прыжок, то начинает быстро рыться, разбрасывая вокруг снежную пыль. При этом хищница настолько увлекается, что подпускает к себе очень близко.


Задание.

  1. Графически выделить в тексте деепричастные обороты.

  2. Синтаксический разбор предложения: Спокойно идущая лисица следует по прямой, оставляет на снегу четкую цепочку следов.

  3. Разобрать по составу слова: хитрости, идущая, закрывающая, поселяются.

  4. Подобрать синонимы, антонимы к словам: чаще, быстро, взбираясь, известна.


Контрольная работа № 5, 7 класс.

Тема: «Наречие».



Отправляясь на охоту, я вышел из дома затемно. Дорога мне хорошо знакома, и я взобрался на верх пригорка, покрытого лесочком, и сначала пошел по дорожке. Под ногами чувствовалась не грязь, а сухая земля. Легкий ветерок едва-едва доносил горьковатый запах пробуждающихся почек. Я решил ждать прилета тетеревов на знакомой мне лесной полянке. Сюда они прилетают в начале весны.

Я пошел к шалашу, сделанному мною заранее из тоненьких березок. Укрывшись в нем, я закрыл вход ветками. Неожиданно послышался шум. Тяжелые птицы садились у шалаша, громко хлопая крыльями. Извещая задорной песней весь лес о своем прилете, они прыгали, перелетая с места на место, гоняясь друг за другом. Распустив свои черные хвосты и припадая к земле, птицы монотонно ворковали. Казалось, что вокруг меня переливаются и по-весеннему журчат невидимые ручейки.

Грамматическое задание.

1. Выпишите наречия, разберите по составу.

1 вариант- из первого абзаца.

2 вариант- из второго абзаца.

2.Синтаксический разбор.

1 вариант: Отправляясь на охоту, я вышел из дома затемно.

2 вариант: Я пошел к шалашу, сделанному мною заранее из тоненьких березок.

3. Составьте предложения со словами:

1 вариант: по прежнему- по-прежнему.

2 вариант: по новому – по-новому.


Материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе


Вариант 3 (тренировочный)


    1. Прочитайте текст. Запишите его, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки и расставив недостающие знаки препинания.

    2. Выполните задания после текста.

Славный мастер

1)Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. 2)Широко извес..ны такие его изобретения, как первый в России телеграф, (само)движущ…ся экипажи пр..водимые в действие педалями. 3)Г..ниальны проекты деревя(н,нн)ых мостов ра..работа(н,нн)ые Кулибиным.

4)Русских часовщиков в России тогда почти (не) было. 5)Часами зан…мались немцы и они всячески ра…простр…няли мнение что русский человек (не) сможет постигнуть сложность часового механизма.

6)Любовь к часам бе…пр…станно выстукивающим время появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. 7)Что (бы) он (не, ни) делал, что (бы) (не, ни) изобретал, мысли его (не)умолимо возвращались к часам. 8)Он начал делать (не)обыкновенные, (не)бывалые часы которым и сейчас невозможно (не) подиви( т, ть)ся.

9)Пор…жают часы …дела(н,нн)ые мастером (в)виде яйца, в которых каждый час раскрывались золоче(н,нн)ые двери, а под музыку раз…грывалось представление.

10)Часы Кулибина раскрывая дарование мастера являли собой чудо русской техники.


Задание:

  1. графически объясните знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

  2. выпишите наречия из предложений№4-5;

  3. найдите в тексте архаизм, выпишите его и объясните лексическое значение;

  4. графически объясните роль сочинительного союза в предложениях второго и третьего абзацев.

Примечание: работа оценивается двумя оценками. Первая оценка – за работу с текстом, вторая – за выполнение заданий после текста.


Материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе


Вариант 1


  1. Прочитайте текст. Запишите его, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки и расставив недостающие знаки препинания.

  2. Выполните задания после текста.

Первое знакомство

1)Маркидон был совсем маленький когда он (в)первые увид…л и усыш…л скворца. 2)Было это в марте.

3)Мать закутала ребенка в тряпье и вынесла во двор усадив на завалинку против дли(н,нн)ой жердины увенча(н,нн)ой кудрявой веткой где маячил скворечник.

4)У кромки завалинки с соломе(н,нн)ой крыши падали рыжие прозрачные сосульки. 5)Там копошились воробьи. 6)Они охотились за букашками. 7)Мальч…нке было уд..вительно наблюдать, как эти шустрые воробьишки сплюнув по букашке тут (же) запивали трапезу из крохотной лужицы образовавш…ся от раста…вших сосулек.

8)Отвлекало мальч…нку какое (то) пр..щелкивание и шипение ра..дававш…ся (с)верху. 9)Мальчишка поднял глаза увидел на ветке (не)большую черную с серебристым воротником птицу и понял что это поет она. 10)Это был скворец (из)редк… нач…навший махать крыльями раздувая вокруг шеи перышки, и вот тогда(то) от нее лилось шипение, похожее на куриное кудахтанье. 11)Напевшись всласть скворец улетел.


Задание

1. Из предложений №4-10 выпишите частицы;

  1. графически объясните роль сочинительного союза в предложениях №1, 4;

  2. графически объясните знаки препинания в предложениях №4-7;

  3. объясните лексическое значение выделенного в тексте слова.


Материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе


Вариант 2.

  1. Прочитайте текст. Запишите его, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки и расставив недостающие знаки препинания.

  2. Выполните задания после текста.

Дружная весна.

1)Весна наступила в этом году ра(н,нн)яя и соверше(н,нн)о неожида(н,нн)ая. 2)Побежали по деревенским улицам сверка..щие ручейки сердито пенясь вокруг камен..ев и быстро вертя щепки и гуси..ый пух. 3)В огромных лужах воды из(под) деревьев отразилось голубое небо с плывущ..ми по нему крутящ..мися облаками. 4)Воробьи стаями обсыпавшие пр..дорожные кусты кричали так громко и возбужде(н,нн)о что ничего нельзя было ра(с,сс)лышать за их криком. 5)Везде чувствовалась радос..ная тревога жизни.

6) Снег сошел оставшись еще кое(где) грязными кл..чками в лощинах и тенистых перелесках. 7)Из(под) него выглянула обнаже(н,нн)ая земля отдохну..шая (в)течен.. зимы и теперь полная свежих соков. 8)(С)верху над нивами так(же) вился ле..кий парок наполня..ший воздух запахом отта..вшей земли, который даже в городе узнаеш.. среди сотен других запахов.

9)Почему(то) у меня кошки скребли на душе: вместе с этим ар..матом вливалась в мою душу весе(н,нн)яя грусть исполне(н,нн)ая бе..покойных ожиданий. 10)Ночи стали теплее в их густом мраке чу..ствовалась какая(то) (не)зримая творческая работа природы.

Задание:

  1. из второго абзаца текста выпишите частицы;

  2. графически объясните роль сочинительного союза в предложениях №1,2;

  3. графически объясните знаки препинания в предложениях второго абзаца;

  4. объясните лексическое значение выделенного в тексте слова.


Материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе

Работа над ошибками.

Вариант 1.


  1. Прочитайте текст. Запишите его, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки и расставив недостающие знаки препинания.

  2. Выполните задания после текста.

(1)Календарь это перечень дней года ра..битый на недели и месяцы. (2)По латыни «календы» - первые дни месяцев которые в Древнем мире публично об..являли глашатаи. (3)Первые пр..дшестве..ики совреме..ого календаря по..вились уже 30 тысяч лет назад. (4)(Не) давно были найде..ы обломки костей с зару..ками обознача..щими определе..ое количество дней в другом крупном отрезке врем..ни. (5)В древности и в средн..вековье они играли большую роль, например, для определения дат религиозных праз..ников.

(6) Сегодня календари имеют самую разн..образную форму. (7)Самыми популярными являют?ся карма..ый и отрывной календари. (8)Есть функция календаря и в наручных часах и в сотовых телефонах указыва..щих точную дату даже учитывая високосные годы.

Задание:

  1. из предложений № 1-5 текста выпишите наречия;

  2. графически объясните роль сочинительного союза в предложениях №5,8;

  3. графически объясните знаки препинания в предложениях первого абзаца;

  4. объясните лексическое значение выделенного в тексте слова.



Материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе

Работа над ошибками.

Вариант 2.

  1. Прочитайте текст. Запишите его, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки и расставив недостающие знаки препинания.

  2. Выполните задания после текста.

(1) В часы досуга отец заб..вляя своего сына сооружал для него маленькие ветря..ые мельницы клее..л бумажных змеев и пускал вместе с ним мыльные пузыри. (2) Мыльные пузыри иногда пон..мались довольно высоко.

(3) Отец был (не) грамотным мечтателем и он часто говорил сыну:

- (4) Малыш! (5) Если (бы) у мыльного пузыря была прочная оболочка он (бы) поднялся высоко (высоко) и летел (бы) долго (долго).

(6) У мальчика заг..рались глаза. (7) Отец научил его мечтать о полете в небо. (8) Он внушил ему мысль о таком пузыре который будет больше стога сена и сможет поднять человека. (9) Он верил что образова..ый сын из..щет прочную и легкую оболочку для больш.. пузыря и осуществит отцовские мечты.

(10) И он их осуществил. (11) Знатный (воздухо)плаватель и его отец обнявшись (не) замечая (ни)кого любовались полетом радужных мыльных пузырей выдува..мых через тонкую соломинку сыном (воздухо)плавателя и внуком старика из далек.. с..ления.

Задание:

  1. из предложений №8-11 выпишите предлоги;

  2. графически объясните роль сочинительного союза в предложениях №1,3;

  3. графически объясните знаки препинания в предложениях №1,3.

  4. объясните лексическое значение выделенного в тексте слова.

  5. из предложений №1-3 выпишите деепричастие(-я).

  6. определите, какой частью речи является слово «осуществит» из предложения №9.



Материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 7 классе

Работа над ошибками.

Вариант 3.


  1. Прочитайте текст. Запишите его, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки и расставив недостающие знаки препинания.

  2. Выполните задания после текста.

(1) Когда(то) на Земле (не) существовало (ни)городов (ни)сел (не) было да(же) землянок и Человек жил (не)многим лучше зверя.

(2) Всё окружа..щее было (не) дружелюбно к Человеку.

(3) (Не) гостепр..имные леса старались (не)пропустить (в) глубь своего зеленого царства. (4) Вода пр..граждала Человеку дорогу угр..жая погл..тить его и похоронить на речном дне. (5) Дожди и град секли Человека скудно пр..крытого шкурой зверя.

(6) Всё было против Человека – да(же) ночь. (7) Окут..вая мраком землю она помогала зверям нападать на людей. (8) Но самый страшный и самый (не)понятный враг был Огонь.

(9) Это ж..лтое чудо возника..щее (не)извес..но откуда заставляло Человека в ужасе убегать пугая его своим колдовским умением пр..вращать леса в золу и пепел. (10) Огонь для Человека был тайной.


Задание:

  1. из предложения №1 выпишите частицы;

  2. графически объясните роль сочинительного союза в предложениях №4,5,9;

  3. графически объясните знаки препинания в предложениях №1,9.

  4. объясните лексическое значение выделенного в тексте слова.

  5. из предложений №1-3 выпишите существительные.

6. определите, какой частью речи является слово «скудно» в предложении № 5.

Проверочная работа по теме «Наречие. Начало».

Вариант 1.

1. Укажите слово, в котором есть окончание.

а) (ныряйте) неглубоко в) (делайте) быстро

б) (озеро) неглубоко г) выполняя (задание)

2. Какое из данных слов является наречием?

а) близко б) близкий в) близость г)приблизиться

3. Какое из данных слов не является наречием?

а) непременно б) по-видимому в) слегка г) должен

4) Какое из данных наречий обозначает место действия?

а) красиво б) далеко в) торопливо г)смолоду

5) В каких предложениях НЕ пишется раздельно?

а) (Не) охотно и (не)смело солнце смотрит на поля.

б) Солнышко иногда пробивается сквозь тучи, но светит далеко (не)радостно.

в) И на душе (не)весело, а грустно.

г) День выдался (не) по-летнему холодный.

6) Какой частью речи является выделенное слово в предложении: Снега синей, снега туманней; вновь освежённей дышим мы.

а) прилагательное в степени сравнения; б) причастие; в) наречие в степени сравнения.

7) Определите разряд и степень сравнения выделенного наречия в предложении:

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

а) наречие меры, простая превосходная степень

б) наречие места, составная сравнительная степень

в) наречие образа действия, простая сравнительная степень

г) наречие цели, простая превосходная степень.

8) Укажите ряд, в котором все наречия имеют значение причины:

а) размашисто шагать, слегка изменить, разорвать назло;

б) много сделать, очень волноваться, не увидеть сослепу;

в) не разобрать спросонья, обидеть сгоряча, нечаянно коснуться;

г) гулять дотемна, сломать нарочно, отвечать невпопад.

9. В каком варианте ответа нет ошибки в образовании степени сравнения наречия?

а) более мало б) очень бескорыстно в) менее проще г) быстрее всех


Проверочная работа по теме «Наречие. Начало».

Вариант 2.

1. Укажите слово, в котором есть окончание.

а) (ходить) неслышно в) (говорили) взволнованно

б) (его) не слышно г) прочитав (рассказ)

2. Какое из данных слов является наречием?

а) низость б) низина в) низкий г) низко

3. Какое из данных слов не является наречием?

а) вперед б) слева в) по-прежнему г) готов

4) Какое из данных наречий обозначает место действия?

а) вверху б) громко в) внимательно г) накануне

5) В каких предложениях НЕ пишется раздельно?

а) (Не)ожиданно Васютка очнулся и даже (не)сколько смутился.

б) Волчата втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но (не)больно, а в шутку.

в) Прогулки по лесу ничуть (не)утомительны для активного человека.

г) И навестим поля пустые, леса, (не)давно столь густые.

6) Какой частью речи является выделенное слово в предложении: Снега синей, снега туманней; вновь освежённей дышим мы.

а) прилагательное в степени сравнения; б) причастие;

в) наречие в степени сравнения.

7) Определите разряд и степень сравнения выделенного наречия в предложении:

Докладчик сегодня отвечал на все вопросы более обдуманно.

а) наречие времени, простая превосходная степень

б) наречие образа действия, составная сравнительная степень

в) наречие образа действия, простая сравнительная степень

г) наречие меры, составная превосходная степень.

8) В каком предложении употреблено наречие времени?

а) Утром ещё держался легкий мороз с туманом.

б) Зря, попусту не хотелось тратить время.

в) Здесь, в этих лесах, водилось много дичи.

г) Кое-где на деревьях листья пожелтели.

9. В каком варианте ответа указаны все наречия, образующие степени сравнения?

а) Ярко б) вправо в) хорошо г) нарочно

1) а,б 2) в,г 3) б 4) а,в


Зачет по теме «Наречие». 1 вариант.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Начинает смеркат..ся. Солнце уже опускает..ся за лес. Оно бросает (не)сколько (чуть)чуть теплых лучей, которые прорезают огне..ой полосой весь лес обливая золотом верхушки сосен.

Всё сл..лось (с)начал.. в серую, потом темную массу. Пение птиц постепе..о ослабело. (В)скоре они совсем замолкли, кроме одной какой(то) упрямой, которая, будто наперекор всем, моното..о чирикала (с)промежутками, но всё реже и реже.


2. Замените фразеологизмы наречием с глаголом по образцу:

разделить на две равные части - разделить поровну.

а) спит как убитый, б)скакать во весь опор, в) знать как свои пять пальцев.


3.Спишите, поставьте в наречиях ударение:

пиши красивее, вытри дочиста, черпая воду, наелся досыта.


4. Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу наречиями.

Говорить еле слышно, прийти точно в назначенное время, читать на французском языке, немного поутихнуть.


5. Запишите словосочетания с парами слов:

а) ввысь - в высь, б) сначала - с начала,

в) вдали - в дали, г) вглубь - в глубь.


6.Выпишите наречия, разберите по составу.

Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу, хотят сомкнуться и теряются в просторе. Вот там, в верховьях рек, появился дымок. Идет пароход. Долго его ещё ждать.


7*. Придумайте и запишите предложения с парами слов.

а) Сдержанно- сдержано.

б) растерянно- растеряно.



Зачет по теме «Наречие». 2* вариант.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Издавн.. принято считать, что трусливее зайца зверя нет, что он боит..ся даже своей тени.

(Не)всегда он бросается в бегство от опас..ного врага. Зат..ившись (где)нибудь в сугробе под кустом терпеливо и упорно выжидает, высматривает: авось (не)заметят. Лежит (з,с)жавшись в упругий комок. Убедившись, что опас..ность миновала, снов.. спокойно укладывает..ся отдыхать. (Волей)неволей удивляешься такой выдержке. (Не)редко именно так заяц спасается от врагов.


2. Замените фразеологизмы наречием или глаголом с наречием по образцу: разделить на две равные части - разделить поровну.

а) яблоку негде упасть, б) из рук вон плохо, в) идти черепашьим шагом.


3.Спишите, поставьте в наречиях ударение:

Устройся поудобнее, шли по двое, написал красивее, взглянуть мельком.


4. Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу наречиями.

Бежать, обгоняя друг друга, ссориться по пустякам, слышно очень далеко, танцевать, приседая.


5. Запишите предложения с парами слов:

а) насилу – на силу, б) вначале – в начале,

в) вверх – в верх, г) впустую – в пустую.


6.Выпишите наречия, разберите по составу.

И луг, до того сизый и дымчатый, неожиданно заиграл миллионами цветных огней, словно осыпанный самоцветами, расцветился такими яркими и чистыми красками, что молодые косари невольно заулыбались. Но ненадолго. Через минуту они вновь размахивали косами.

7*. Придумайте и запишите предложения с парами слов.

а) озабоченно – озабочено,

б) организованно – организовано.

Проверочная работа по теме «Деепричастие»

1 вариант.

I. Тест.

1) Найдите словосочетание с деепричастием:

а) проложенный геологами в) запер на замок

б) написал письмо г) закрыв книгу

2) В каком случае НЕ следует писать слитно?

а) (не)построив в) (не)рассчитывая

б) (не)навидя г) (не)освещая

3) Укажите деепричастие совершенного вида:

а) расплетая косы в) думая об этом

б) увлекая за собой г) остановившись на ночлег

4) В каком(-их) слове(-ах) следует писать И?

а) увид..в б)посе..в в)зате..в г) замет..в

5) Для написания какого слова необходима опора на спряжение глагола?

а) леле..ла б) покле..нный в) вид..мый г) завис..в

6) Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:

а) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

б) Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.

7) Прочитайте предложение. Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.

а) Не нужна запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые.

б) Не выделено определение, выраженное причастным оборотом.

в) Все знаки поставлены правильно.

г) НЕ обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.


II. Спишите текст, вставляя буквы и пропущенные знаки препинания. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты. Каждый раз ра(с,з)б..вая в этом месте лагерь Петя (не)переставал уд..влят?ся. (Не)отр..зимые бе(с,з)людные пространства захлест..вали его.

К самому небу уходили сопки с их ра(з,с)падами и отвес?ными обрывами. К (юго)западу пон..жаясь и сл..ваясь с г..ризонтом уходила (не)прох..димая тайга и(з,с)пещре(н,нн)ая ра(с,з)ливами рек. Взобравшись на пр..чудливый каме(н,нн)ый выступ Петя пр..слушался к голосу реки с грохотом кативш..ся от ледника в д..лину. Близ..лся вечер и солнце в..село совсем ни(с,з)ко над сопками ра(с,з)мывая их в..ршины.


Проверочная работа по теме «Деепричастие»

2 вариант.

I. Тест.

1) Найдите словосочетание с деепричастием:

а) закрытая дверь в) очищенный от грязи

б) дописал доклад г) подготовив доклад

2) В каком случае НЕ следует писать раздельно?

а) (не)доумевая в) (не)взирая на лица

б) (не)задумываясь г) (не)навидя

3) Укажите деепричастие несовершенного вида:

а) легко скользя в) разбросав одежду

б) дописав документ г) подстелив полотенце

4) В каком(-их) слове(-ах)ах следует писать Е?

а) услыш..в б)замет..в в)постро..вшись г) обид..вшись

5) Для написания какой глагольной формы в перечисленных ниже случаях необходима опора на спряжение?

а) увид..вший б) бор..щийся в) зала..ла г) закле..нный

6) Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:

а) Подъезжая к деревне, собаки залаяли.

б) Я, взяв рюкзак, и надел кеды.

7) Прочитайте предложение.Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

Он вылез из припаркованной у края дороги машины и хлопнув дверью, направился к дому.

а) Не нужна запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые.

б) Не выделено определение, выраженное причастным оборотом.

в) Все знаки поставлены правильно.

г) НЕ обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

II.Спишите текст, вставляя буквы и пропущенные знаки препинания. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

Прод..лжая двигат?ся огромная туча опускаясь все ниже к земле см..шалась с туманом. Она словно ра(з,с)талкивала другие голубоватые обл..чка пытавш..ся ра(з,с)положит?ся по ветру. Обл..чка пох..дили на кор..бли выстро..вш…ся для морского сражения.

Вскоре за синей тучей ра(з,с)ползавш..ся по всему небу со скоростью пр..бывающей во время прилива морской воды и(з,с)чезли последние солнечные лучи. (Темно)серый свет пр..сачивался скво(с,з)ь дли(н,нн)ое обл..ко едва осв..щая землю. Удар грома д..стигший лесной опушк.. потряс землю и через минуту полил дождь (не) пр..кращавш..ся до самого утра.


Проверочная работа по теме «Деепричастие»

3 вариант.

I. Тест.

1) Найдите словосочетание с деепричастием:

а) непреодолимая преграда в) земли засеяны

б) согнувшаяся ветка г) согнувшись пополам

2) В каком случае НЕ следует писать раздельно?

а) (не)подготовленное выступление в) (не)продуманный маршрут

б) (не)покладая рук г) (не)заметив ошибки

3) Укажите деепричастие несовершенного вида:

а) постепенно замерев в) разгораясь на солнце

б) подстелив подстилку г) увидев мать

4) В каком варианте ответа указаны все глаголы, от которых можно образовать деепричастия несовершенного вида?

а) мыть б) петь в) плясать г) глядеть

1) а,в,г 2) а,б 3) б,в 4) а,г

5) Для написания какой глагольной формы в перечисленных ниже случаях необходима опора на спряжение?

а) услыш..вший б) кол..щийся в) повес..ла г) замер..нный

6) Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:

а) Подъезжая к станции, множество людей виднелось вокруг.

б) Однажды, выезжая из деревни, нашу машину остановили.

в) Войдя в трамвай, на улице шел дождь.

7) Прочитайте предложение. Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

а) Не нужна запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые.

б) Не выделено определение, выраженное причастным оборотом.

в) Все знаки поставлены правильно.

г) НЕ обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

II. Спишите текст, вставляя буквы и пропущенные знаки препинания. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.


Прод..лжая двигат?ся огромная туча опускаясь все ниже к земле см..шалась с туманом. Она словно ра(з,с)талкивала другие голубоватые обл..чка пытавш..ся ра(з,с)положит?ся по ветру. Обл..чка пох..дили на кор..бли выстро..вш…ся для морского сражения.

Затр..петав прошумела листва на деревьях хотя даже слабый ветерок (не)колебал её. Всё вокруг потемнело как это бывает после захода солнца.

Внезапно в(з,с)пышка осл..пительной молнии ра(з,с)порола небо и осв..тившись ею небо словно ра(з,с)колол..сь. Удар грома д..стигший лесной опушк.. потряс землю и через минуту полил дождь (не) пр..кращавш..ся до самого утра.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!