Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, Программы по русскому (родному) языку. 5 – 9 классы. Авторы программы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Русский язык. 7 класс: учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2014.
На изучение русского языка в 7 классе отводится 136 часов. Рабочая программа предусматривает обучение русскому языку в объёме 4 часов в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грам. категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстет. функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов худ. литературы.
№ п/п | Тема урока | Планируемые сроки | Реализуемые сроки | Основной вид учебной деятельности |
1 четверть-32 часа |
| О ЯЗЫКЕ (1 ч.) |
1. | Изменяется ли язык с течением времени | 03.09 | | Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени. Строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики и уметь пользоваться этимологическим словарём |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 6 КЛССАХ (10+4 ч.) |
2. | РР Что мы знаем о стилях речи | 04.09 | | Повторить и обобщить изученное о стилях речи. Расширить круг сведений о языках и речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилист. разбор текста по предложенному плану |
3. | РР Что мы знаем о типах речи | 05.09 | | Повторить и обобщить изученное о типах речи, о строении типовых фрагментов текста. Строить связное научное высказывание с опорой на обобщённую схему, относить текст к типу речи, выделять в тексте смешанного типа изученные типовые фрагменты, а в них — «данное» и «новое» |
4. | Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Фонетическая транскрипция и её роль. | 06.09 | | На программном уровне владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии. Преимущественно устно проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, сопоставлять произношение и написание слов; владеть навыками пользования орфоэпическим словариком учебника и школьным орфоэпическим словарём, чтения словарной статьи. Опознавать звукопись в поэтических текстах; понимать роль этого приёма в создании художественного образа |
5. | Фонетический разбор слова. Правильное произношение и ударение. | 10.09 | |
6. | Орфоэпическая разбор слова. Орфоэпический словарь | 11.09 | |
7. | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | 12.09 | | Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Определять приставочный, суффиксальный способ образования слов, сложение; для сильных учащихся — приставочно-суффиксальный, сложение с одновременным присоединением суффикса. Строить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определять морфемное строение слова. Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определённом порядке, который показывает последовательность образования родственных слов. Уметь работать со словообразовательным словариком, анализируя словообразовательные гнёзда и представленные в них словообразовательные цепочки. Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово. Используя этимологический словарик, уметь объяснить, какие изменения произошли в морфемном строении слова |
8. | Способы образования слов с помощью морфем | 13.09 | |
9. | Словообразовательная цепочка однокоренных слов и морфемное строение слова. | 17.09 | |
10. | Словообразовательное гнездо. Словообразовательный словарь | 18.09 | |
11. | Неморфемные способы образования слов. | 19.09 | |
12. | Этимологический словарик учебника | 20.09 | |
13. | РР Контр. работа №1. Обучающее изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур — гончий пёс» | 24.09 | | Проверить соответствующие основные умения и навыки |
14. | РР Текст. Способы и средства связи предложений | 25.09 | | Анализировать текст: определять тему, основную мысль, способы и средства связи предложений |
15. | Административная контрольная работа (№2) | 26.09 | | Выполнять комплексный анализ текста: опр-ть тему, основную мысль текста, устанавливать стиль речи, находить характерные языковые средства, определять ведущий тип речи и включённые в него фрагменты с иным типовым значением; составлять план и типологическую схему текста; писать изложение, сохраняя стиль речи и типологическое строение текста |
| ПОВТОРЕНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ (21ч.) |
16. | О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация | 27.09 | | Понимать значение письма и чтения, правил правописания для жизни людей. Свободно владеть орфографическим словарём, извлекать полную информацию из его слов. статьи. Знать важные разделы орфографии. Называть пункт. знаки; знать и применять изученные правила употр. запятой, тире, двоеточия, кавычек |
17. | Правила употребления некоторых букв. Буквы ъ и ь как разделительные | 01.10 | | Знать и применять правила употребления на письме разделительных ъ и ь |
18. | Ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова | 02.10 | | Знать и применять правила употребления на письме ь для обозначения мягкости и как показателя грамматической формы слова |
19. | О — е (ё) после шипящих и ц в разных морфемах | 03.10 | | Знать и применять правила употребления на письме о — е (ё) после шипящих и ц в разных морфемах |
20. | Правописание приставок | 04.10 | | Знать, какие три группы приставок выделяются с учётом правил их написания; приводить соответствующие примеры; верно писать слова с данными приставками |
21. | Правописание приставок | 08.10 | |
22. | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем | 09.10 | | Знать виды орфограмм в корне слова. Характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя свой выбор. Владеть способом подбора проверочных слов. Правильно писать корни с чередованием. Знать, как пишутся частотные слова с буквами о — ё после шипящих |
23. | Правописание корней с чередованием | 10.10 | |
24. | Орфограммы в корне слова | 11.10 | |
25. | Правописание суффиксов существительных | 15.10 | | Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы имён существительных. Приводить примеры слов с данными суффиксами, правильно их писать. Знать суффиксы причастий и условия их употребления. Различать и верно писать суффиксы прилагательных и причастий с буквами н и нн |
26. | Правописание суффиксов прилагательных | 16.10 | |
27. | Правописание суффиксов причастий | 17.10 | |
28. | Контрольная работа №3. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 18.10 | | Проверить навыки правописания суффиксов прилагательных и причастий с н и нн, личных окончаний глагола, гласных и согласных корня, навыки усвоения правил пунктуации в сложном предложении и в предложении с однородными членами |
29. | Правописание окончаний | 22.10 | | Знать и приводить примеры, когда в именах существительных в ед. ч. пишется буква и, а когда — е; какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения и как определить спряжение; как определить правописание окончаний прилагательных, причастий и соответствующих местоимений. Верно писать окончания в словах на основе правил |
30. | Правописание окончаний | 23.10 | |
31. | Слитно-дефисно-раздельное написание слов. Не с глаголами, деепричастиями | 24.10 | | Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями и причастиями; с существительными и прилагательными. Приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы, грамотно употреблять их в собственных письменных работах |
32. | НЕ с существительными и прилагательными | 25.10 | |
29.10-5.11 – каникулы |
| 2 четверть- 31 час |
33. | НЕ с причастиями | 6.11 | |
34. | Не и ни в отрицательных местоимениях | 7.11 | | Знать правила написания не и ни в составе отрицательных местоимений, условия их слитного и раздельного употребления; уметь приводить соответствующие примеры и верно писать указанные слова |
35. | Употребление дефиса | 8.11 | | Знать правила употребления дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис в изученных группах слов |
36. | Употребление дефиса | 12.11 | |
| ПОВТОРЕНИЕ. Лексика и фразеология (2ч.) |
37. | Словарное богатство русского языка. | 13.11 | | Владеть изученными сведениями из области лексики. Уметь работать с толковым словарём, а также со словарями синонимов, антонимов. Уметь опознавать в тексте слова, использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы |
38. | Русские лингвисты: Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов | 14.11 | |
| Повторение. Морфология и синтаксис (4 ч.) |
39. | Грамматика: морфология и синтаксис | 15.11 | | Понимать, что такое грамматика. Знать её основные разделы. Опознавать части речи и их морфологические признаки. Проводить морфологический разбор слов; проводить синтаксический разбор в рамках изученного материала |
40. | Морфологические признаки изученных частей речи | 19.11 | |
41. | Синтаксический разбор предложений | 20.11 | |
42. | Контрольная работа № 4. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 21.11 | | Проверить усвоение правил слитного или раздельного употребления не с разными частями речи, не и ни с отрицательными и неопределёнными местоимениями, отдельных групп сложных слов, написания окончаний прилагательных и причастий, суффиксов глаголов и причастий, других орфограмм. Проверить усвоение правил пунктуационного оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами. (Здесь и далее рекомендуется разрешить использование на контрольной работе школьного орфографического словаря для самоконтроля учащихся, оговорив более строгую проверку диктанта) |
| Речь. Публицистический стиль (5 ч.) |
43. | РР Стили речи. Публицистический стиль речи | 22.11 | | Распознавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной речи (по радио, телевидению) и письменной (чтение газеты) |
44. | РР Публицистический стиль речи | 26.11 | | Анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые и речевые средства |
45. | РР Заметка в газету | 27.11 | | Целенаправленно просматривать молодёжные газеты, находить в них заметки об интересном факте, определять их тему, основную мысль, тип речи (обычно повествование) |
46. | РР Контрольная работа № 5. Заметка в газету | 28.11 | | Использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя. Возможная педагогическая ситуация: коллективная работа над стенной газетой на тему «Человек и природа в городе» |
47. | РР Анализ сочинения | 29.11 | | Работать над ошибками. Совершенствовать свой текст |
| МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ Наречие (34+7 ч.) |
48. | Какие слова являются наречиями. | 03.12 | | Иметь представление о наречии как неизменяемой части речи, используя приём сопоставления наречий с соотносимыми словоформами других частей речи (на силу не надейся — насилу доехали). Проводить семантико-грамматический анализ наречий. На основе семантико-грамматических особенностей слов опознавать наречия в предложении, в тексте; доказывать принадлежность слова к классу наречий |
49. | Как отличить наречия от созвучных форм др. частей речи. | 04.12 | |
50. | Наречия и созвучные формы др. частей речи | 05.12 | |
51. | Русские лингвисты: А. Н. Гвоздев | 06.12 | |
52. | Разряды наречий по значению | 10.12 | | Знать разряды наречий по значению; определять в тексте значение употреблённых наречий. Иметь представление о словах состояния |
53. | Значение наречия в предложении и тексте | 11.12 | |
54. | Слова состояния | 12.12 | |
55 – 56 | Степени сравнения наречий | 13.12 17.12 | | Знать, как образуются степени сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения имён прилагательных. Находить в тексте эти формы. Проводить морфологический разбор наречий по плану |
57. | Степени сравнения наречий в сравнении со степ. сравнения имён прилагательных | 18.12 | |
58. | Морфологический разбор наречий | 19.12 | |
59. | Административная контрольная работа (№6) | 20.12 | | Иметь представление об основных способах образования наречий: суффиксальном, приставочно-суффиксальном, приставочном, сложении разных видов. Определять указанные способы образования наречий. Анализировать семантико-словообразовательные отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки, словообразовательного гнезда. Проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа |
60 – 61 | Основные способы образования наречий | 24.12 25.12 | |
62. | Морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа | 26.12 | |
31.12-9.01 – каникулы |
| 3 четверть – 40ч. |
64. | Правописание наречий | 27.01 | | Знать правописание наречий, предложенных для заучивания |
65 – 66 | Правописание наречий, образованных от существительных и местоимений | 10.01 14.01 | | Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; на грамматико-семантической основе разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (вмиг — в миг удачи, потому — по тому и т. п.) |
67. | Правописание не с наречиями на о (е) | 15.01 | | Понимать, что правило написания не с наречиями то же, что и с именами существительными и прилагательными. Опознавать при письме и верно писать не со словами этих частей речи. Знать, что правила правописания не с глаголами и деепричастиями, с одной стороны, причастиями — с другой, отличаются от правил написания не с наречиями, существительными и прилагательными. |
68 – 69 | Буквы н и нн в наречиях на о (е) | 16.01 17.01 | | Отличать наречия от форм кратких страдательных причастий и на этой основе верно писать слова с н и нн в суффиксах данных групп слов. Знать суффиксы с н и нн имён прилагательных и причастий. Верно воспроизводить их при письме |
70. | Буквы о и е в конце наречий после шипящих | 21.01 | | Понимать, что правило написания о или е после шипящих в конце слов является общим для наречий, существительных и прилагательных. Верно писать эти группы слов |
71. | РР Рассуждение- размышление | 22.01 | | Иметь представление о строении типового фрагмента со значением рассуждения-размышления. Находить в анализируемых текстах и использовать в своих рассуждениях-размышлениях средства публицистической выразительности: доказательство «от противного», цитаты из высказываний известных писателей, общественных деятелей, вопросы-размышления типа «или — или» |
72. | РР Контрольная работа № 7. Сочинение- рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису). | 23.01 | | Написать текст по данному началу. Использовать средства публицистической выразительности: доказательство «от противного», цитаты из высказываний известных писателей, общественных деятелей, вопросы-размышления типа «или — или» |
73. | Правописание наречий. Буквы о и а в конце наречий | 24.01 | | Знать правило употребления суффиксов -о, -а, зависящих от приставки. Пользоваться орфографическим словарём |
74 – 75 | Дефис в наречиях | 28.01 29.01 | | Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их. На основе семантико-грамматического анализа разграничивать созвучные словоформы (по зимнему пути, по-зимнему холодно). Пользоваться орфографическим словарём |
76. | Не и ни в отрицательных наречиях | 30.01 | | Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Осознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий. Пользоваться орфографическим словарём |
77. | Буква ь в конце наречий после шипящих | 31.02 | | Владеть обобщённым правилом употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. Пользоваться орфографическим словарём |
78. | Употребление наречий в речи | 04.02 | | Понимать роль наречий в художественном и научном тексте; разницу между обстоятельственными и определительными наречиями. Уметь объяснить роль наречий в текстах разных стилей и употреблять их точно и выразительно в собственном высказывании |
79. | Роль наречий в текстах разных стилей | 05.02 | |
80 – 81 | Произношение наречий. Ударение в наречиях | 06.02 07.02 | |
82. | Повторение изученного по теме «Наречие» | 11.02 | | Повторить изученный материал по теме |
83. | Контрольная работа № 8. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 12.02 | | Проверяется написание слов с орфограммами в корне, в окончании, правописание наречий. Контролируется пунктуация сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами |
84. | РР Описание состояния человека | 13.02 | | Иметь представление о строении фрагмента текста со значением «описание состояния человека». Замечать и выделять типовые фрагменты со значением состояния лица при чтении худ. произведений; находить в пр-ниях опорные слова и выражения, передающие состояние героев произведения |
85. | РР Способы выражения «данного» и «нового» во фрагментах со значением состояния человека | 14.02 | | Знать способы выражения «данного» и «нового» в типовых фрагментах со значением состояния человека. Варьировать способы выражения «данного» и «нового» при создании фрагментов текста со значением состояния лица; писать этюды, отражающие то или иное состояние человека, «прочитанное» по фотографии, репродукции картины, при непосредственном общении с кем-либо, описывать состояние того или иного героя кино- или телефильма, вызванное острым поворотом сюжетной линии |
86. | РР Описание состояния человека по фотографии, репродукции картины | 18.02 | |
87 – 88 | РР Контрольная работа № 9. Сочинение-воспоминание «Как я первый раз...» Анализ сочинения | 19.02 20.02 | | Уметь рассказывать о своём состоянии (волнении, страхе, радости), вызванном определённой жизненной ситуацией, соединять описание состояния с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли |
| СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Предлог. Речь (4+6ч.) |
89. | Предлог как часть речи. Разряды предлогов | 21.02 | | Иметь представление о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличиях от знамен. частей речи. Владеть сведениями о предлоге. Проводить морфолог. разбор предлога как части речи; уметь опознавать предлоги в речи. Различать разряды предлогов. Уметь анализировать словосочетания типа: «глаг. + сущ. с предл.»; «сущ. + сущ. (мест.) с предлогом»; определять форму завис. слова, грам. значение предлога |
90. | Правописание предлогов | 25.02 | | Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Верно писать производные предлоги, соотносимые с другими частями речи: вследствие, навстречу, не! смотря, ввиду, в течение, в продолжение, в заключение |
91. | Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов | 26.02 | |
92. | Употребление предлогов в речи | 27.02 | | Употреблять предлоги в составе глагольных и именных слвосочетаний, соблюдая современные нормы русского лит-ного языка. Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, сущ. с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов, исправлять эти ошибки |
93. | РР Текст | 28.02 | | Анализировать сочинения-рассуждения, учитывая зависимость порядка слов в предложениях от замысла автора. Устанавливать нужный порядок слов с учётом развития мысли в тексте |
94. | РР Прямой порядок слов в спокойной монологической речи | 04.03 | |
95. | РР Особенности порядка слов в текстах разных типовых значений | 05.03 | | Знать особенности порядка слов в текстах разных типовых значений. Использовать в тексте нерасчленённые предложения |
96 – 97 | РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 06.03 07.03 | | Распознавать обратный порядок слов в предложениях текста, понимать смысл его использования; применять этот приём при создании собственных высказываний |
98. | РР Контрольная работа № 10. Изложение текста «Поговорим о бабушках» | 12.03 | | Написать изложение публицистического стиля с использованием в качестве средств выразительности обратного порядка слов, экспрессивного повтора, параллельного способа связи предложений |
14-17 .03 – каникулы |
99 | Союз как часть речи | 13.03 | | Обобщить все сведения о союзе как части речи; совершенствовать умение опознавать союзы в предложении, составлять схему предложения и пунктуационно грамотно оформлять его на письме. Различать разряды. Совершенствовать навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложения. Знать перечень простых и составных союзов и учиться их различать. Проводить морфологический анализ союзов |
100 | Разряды союзов: сочинительные и подчинительные | 18.03 | |
101 – 102 | Правописание союзов | 19.03 20.03 | | Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных им местоимений с предлогами (зато — за то дерево), частицами или от наречий с частицами (я также пойду — я поступлю так же) |
103 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях | 21.03 | | Распознавать союзы, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложноподчинённом предложении и отличии от подчинительных союзов. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями |
104 | Союзные слова и их роль в СПП | 25.03 | |
105 | Союзы в простом и сложном предложении | 26.03 | | Распознавать союзы, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями |
106 | Контрольная работа № 11. Диктант с грамматико- орфографическими заданиями | 27.03 | | Проверяются усвоение правописания наречий, предлогов, союзов, местоимений, н и нн в суффиксах, а также усвоение правил пунктуации в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастным оборотом |
4 четверть – 30 ч. |
107 – 108 | РР Текст. Описание внешности человека | 28.03 01.04 | | Учиться отбирать признаки для описания, пользуясь словарём эпитетов, синонимов, антонимов |
109 | РР Текст. Описание предмета | 02.04 | | Иметь представление о строении такого текста: описание предмета (возможно, в сочетании с описанием места). Анализировать и строить текст, используя в нём конструкции, характерные для описания предмета (к т о?-какой?) и описания места (г д е? -что?) |
110 | РР Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека» | 03.04 | | |
| Частица (11 ч.) |
111 | Частица как часть речи. Разряды частиц | 04.04 | | Знать признаки частицы как части речи, опознавать частицы в предложениях, с верной интонацией произносить предложения с частицами, передающими разные оттенки значения. Различать разряды частиц и те значения, которые ими передаются. Проводить морфологический анализ частиц |
112 | Правописание частиц не и ни с отдельными частями речи | 08.04 | | Знать случаи употребления на письме частиц не и ни с отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ли, же, -то, -ка. Разграничивать частицы и приставки не и ни; верно писать их |
113 | Правила употребления и написания частиц ли, же, бы, -то, -ка | 09.04 | |
114 | Частицы и приставки не и ни | 10.04 | |
115 | Повторение изученного о частицах | 11.04 | |
116 | Употребление частиц в речи | 15.04 | |
117 | Смысловая роль частиц | 16.04 | | Объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. Наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов. Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков |
118 | Частицы в художественных произведениях | 17.04 | |
119 | Произношение предлогов, союзов, частиц | 18.04 | |
120 | Нормы ударения в предлогах, союзах, частицах | 22.04 | | Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах, частицах. Правильно произносить употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах при чтении и в собственных высказываниях. Пользоваться орфоэпическим словарём |
121 | Административная контрольная работа(№12) | 23.04 | | Проверяется усвоение правописания частиц, наречий, местоимений, а также усвоение правил пунктуации в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами |
| Междометия и звукоподражательные слова (3ч.) |
122 | Междометия как особый разряд слов. Основные функции междометий | 24.04 | | Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов. Уметь опр-ть роль междометий в высказывании. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения чувств, этикетных формул, команд, приказов. Наблюдать за использованием междометий в разговорной речи и художественных произведениях. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания |
123 | Семантические разряды междометий | 25.04 | |
124 | Звукоподражательные слова | 06.05 | | Опознавать звукоподражательные слова. Наблюдать за их использованием в разговорной речи и в художественных произведениях. Выразительно читать предложения со звукоподражательными словами |
| Омонимия слов разных частей речи (3ч.) |
125 – 126 | Омонимия слов разных частей речи | 07.05 08.05 | | Различать грамматические омонимы на основе семантико-грамматического анализа |
27.04 -5.05 - каникулы |
127 | Переход одной части речи в другую | 13.05 | |
| РЕЧЬ (5 ч.) |
128 – 129 | РР Характеристика человека | 14.05 15.05 | | Иметь представление о краткой и полной характеристике человека. Анализировать характеристики персонажа в художественном произведении; создавать сжатую деловую характеристику человека на основе художественной (стилистическая трансформация) |
130 | РР Контрольная работа № 13. Сжатое изложение по тексту К.И. Чуковского «О Чехове» | 16.05 | | Сжато пересказывать текст по памяти, сохраняя характеристику персонажа |
131 | РР Повторение изученного по теме «Характеристика человека» | 20.05 | | Соединять в одном тексте характеристику человека и описание его внешности |
132 | РР Контрольная работа № 14: сочинение о человеке. Примерные темы: «Каким человеком был мой дедушка (отец)?», или «Что за человек мой друг (брат)?», или «Знакомьтесь: это я» (характеристика человека и описание его внешности) | 21.05 | | Создавать текст типа характеристики или самохарактеристики, где чередуются фрагменты со значением описания предмета и рассуждения-доказательства |
| Обобщающее повторение и итоговый контроль (4ч.) |
133 | Повторение изученного | 22.05 | | Повторить изученный материал по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и пунктуации, развитию речи |
134 | Повторение изученного. Русские лингвисты, о которых говорилось в течение учебного года | 23.05 | |
135 | Контрольная работа №15 | 29.05 | | Итоговый тест в конце года |
136 | Анализ ошибок в итоговой контрольной работе | 30.05 | | |
Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи — по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов. Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.
Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»). Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.
Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.
С учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стилей выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.
Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую; по лексике и фразеологии: свободно; пользоваться лексическими словарями разных видов
Характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова
Свободно пользоваться лексическими словарями разных видов.
Опознавать омонимы разных видов; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления
Распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения.
Характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём
Извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма
Определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи.
Анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально
Обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5 — 7 классах.
Демонстрировать роль пунктуации в передаче смысловой стороны речи.