Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 8 класса создана на основе:
Федерального закона № 273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.12.2014 г № 1644 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.12.2015 г № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897»;
Образовательной программы МБОУ СОШ№4 г.Гусиноозерска имени Героя социалистического труда Г.Д.Тучинова;
Учебного плана школы на 2020-2021 учебный год;
Федерального перечня учебников, утверждённого в соответствии с Приказом Министерства образования № 249 от 18. 05. 2020 года
Рабочая программа для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы по русскому языку для 8 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2014г.
Учебник: Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2018., рекомендован Федеральным перечнем учебников и соответствует требованиям ФГОС.
Программа по русскому языку для 8 класса является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования и обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся 5-7 кл.
Общая характеристика учебного предмета
Значение русского языка как учебного предмета определило основные особенности программы:
актуализация его метапредметной функции;
интеграция процессов изучения языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования познавательной деятельности;
усиление аксиологической направленности на основе расширения культурно-исторической составляющей.
Осуществляя компетентностный и системно-деятельностный принципы образования, программа направлена на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности на основе формирования УУД:
личностных, обеспечивающих самоопределение человека;
регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности;
познавательных, включающих общеучебные действия;
коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность.
Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила направленность программы на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, что позволяет представлять изучаемый языковой материал в коммуникативном пространстве.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа по русскому языку 8 кл. реализуется за счет часов обязательной части и составлена из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Цели изучения русского языка
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции, и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Задачи:
• развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексы-повествования небольшого объёма;
• воспитать у учащихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты
Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
владение всеми видами речевой деятельности;
усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых понятий лингвистики;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
осознание эстетической функции родного языка.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Смысловое чтение и работа с текстом:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
интерпретировать текст:
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации:
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
спользовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
В программе запланировано:
Содержание учебного курса
Речь и речевое общение
Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст
Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности кфункционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Функциональные разновидности языка
Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Общие сведения о языке
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Фонетика и орфоэпия
Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.
Графика
Соотношение звука и буквы.
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
В программе запланировано:
Раздел программы | Темы | Всего часов | В том числе |
изучение нового | р/р | к/р |
Введение | Речь. Речевое общение. Текст | 13 | 9 | 3 | 1вх |
| Двусоставные предложения | 24 | 20 | 3 | 1 1 рубеж |
Односоставные предложения | 13 | 12 | - | 1 |
Простое осложнённое предложение | 45 | 41 | 10 | 4 |
Способы передачи чужой речи | 6 | 7 | 1 | - |
| Повторение | 1 | | | |
Итого | | 102 | 77 | 17 | 8 |
Тематическое планирование по русскому языку для 8 класса
Учебник «Русский язык» под редакцией Л.М.Рыбченковой
102 часа (3 часа в неделю)
№ урока | № урока в разделе | Тема урока | Кол. часов |
Введение. Речь. Речевое общение. (10 часов + 3 р.речи) |
1-2 | 1-2 | Что такое культура речи (§1) | 2 |
3-4 | 3-4 | Р/р-1,2 Сочинение-рассуждение | 2 |
5 | 5 | Текст и его структура (§2) | 1 |
6-7 | 6-7 | Средства и способы связи предложений в тексте (§2) | 2 |
8-9 | 8-9 | Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль (§3) | 2 |
10 | 10 | Р/р-3 Сочинение-рассуждение на публицистическую тему | 1 |
11 | 11 | Научный стиль (§4) | 1 |
12 | 12 | Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные разновидности языка» | 1 |
13 | 13 | Входная диагностика. | 1 |
Синтаксис. (78 часов + 14 развития речи) |
Двусоставные предложения (21 ч.+3 р.р.) | |
14-15 | 1-2 | Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи (§4) | 2 |
16 | 3 | Р/р-4 Подробное изложение | 1 |
17 | 4 | Словосочетание, его структура и виды (§6) | 1 |
18-19 | 5-6 | Типы связи слов в словосочетании (§7) | 2 |
20 | 7 | Синтаксический разбор словосочетаний (§8) | 1 |
21 | 8 | Понятие о предложении (§9) | 1 |
22 | 9 | Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения (§10) | 1 |
23 | 10 | Р/р-5 Сочинение-рассуждение | 1 |
24 | 11 | Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое (§11) | 1 |
25 | 12 | Составное глагольное сказуемое (§12) | 1 |
26 | 13 | Составное именное сказуемое (§13) | 1 |
27-28 | 14-15 | Тире между подлежащим и сказуемым (§14) | 2 |
29 | 16 | Второстепенные члены и их роль в предложении (§15) | 1 |
30 | 17 | Определение и его виды (§16) | 1 |
31-32 | 18-19 | Дополнение и его виды (§17) | 2 |
33 | 20 | Обстоятельство и его виды (§18) | 1 |
34 | 21 | Р/р-6 Сочинение-описание картины | 1 |
35 | 22 | Повторение темы «Двусоставные предложения» (§19) | 1 |
36 | 23 | Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения» | 1 |
37 | 24 | Рубежная диагностика | 1 |
Односоставные предложения (13 часов) |
38 | 1 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения (§20) | 1 |
39-40 | 2-3 | Основные группы односоставных предложений и их особенности (§21) | 2 |
41-42 | 4-5 | Определенно-личные предложения (§22) | 2 |
43-44 | 6-7 | Неопределенно-личные предложения (§23) | 2 |
45 | 8 | Обобщенно-личные предложения (§24) | 1 |
46-47 | 9-10 | Безличные предложения (§25) | 2 |
48 | 11 | Назывные предложения (§26) | 1 |
49 | 12 | Повторение темы «Односоставные предложения» (§27) | 1 |
50 | 13 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | 1 |
Простое осложнённое предложение (55 ч.+11 р.р.) |
51 | 1 | Понятие о простом осложненном предложении (§28) | 1 |
52 | 2 | Понятие об однородных членах предложения (§29) | 1 |
53-54 | 3-4 | Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними (§30) | 2 |
55-56 | 5-6 | Р/р-7,8 Сочинение-рассуждение | 2 |
57-58 | 7-8 | Однородные и неоднородные определения (§31) | 2 |
59-60 | 9-10 | Обобщающие слова при однородных членах предложения (§32) | 2 |
61 | 11 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами (§33) | 1 |
62-63 | 12-13 | Повторение темы «Предложения с однородными членами» (§34) | 2 |
64-65 | 14-15 | Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами». Работа над ошибками | 2 |
66-67 | 16-17 | Обособление определений (§35) | 2 |
68-69 | 18-19 | Обособление приложений (§36) | 2 |
70-71 | 20-21 | Обособление обстоятельств (§37) | 2 |
72-73 | 22-23 | Обособление дополнений (§38) | 2 |
74-75 | 24-25 | Р/р-9,10 Сочинение-рассуждение | 2 |
76-77 | 26-27 | Обособление уточняющих членов предложения (§39) | 2 |
78-79 | 28-29 | Р/р-11,12 Презентация проектных работ | 2 |
80-81 | 30-31 | Повторение темы «Предложения с обособленными членами» (§40) | 2 |
82-83 | 32-33 | Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами». Работа над ошибками | 2 |
84-85 | 34-35 | Предложения обращениями (§41) | 2 |
86-87 | 36-37 | Р/р-13,14 Сочинение-рассуждение | 2 |
88-89 | 38-39 | Предложения с вводными конструкциями (§42) | 2 |
90 | 40 | Предложения со вставными конструкциями (§43) | 1 |
91 | 41 | Контрольное тестирование | 1 |
92-93 | 42-43 | Р/р-15,16 Конференция «Другому как понять тебя» | 2 |
94 | 44 | Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» (§44) | 1 |
95 | 45 | Итоговая диагностика. | 1 |
96-97 | 1-2 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи (§45) | 2 |
98 | 3 | Диалог (§46) | 1 |
99 | 4 | Р/р-17 Сочинение-рассуждение | 1 |
100 | 5 | Косвенная речь (§47) | 1 |
101 | 6 | Цитаты. Знаки препинания при цитировании (§48) | 1 |
102 | 1 | Повторение пройденного | 1 |
| ИТОГО: 85 часов + 17 развития речи | 102 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загорская, А.Г.Нарушевич. – 6-е изд. – М..: Просвещение, 2018.
Для учителя:
1. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загорская, А.Г.Нарушевич. – 6-е изд. – М..: Просвещение, 2018.
2. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2015. — 159 с.(Академический школьный учебник).
3. Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. — М.:Просвещение, 2011. — 108 с.
4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: проект. — 3-е изд., дораб. — М.:Просвещение, 2011. — 112 с. (Стандарты второго поколения).
Электронные ресурсы:
- Инфоурок.ру
- Прошколу.ру
- Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Незнайка.ру
Образовательная платформа: ЯКласс. ру