Рабочая программа по русскому языку
(базовый уровень)
1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с требованиями основной программы начального общего образования ОУ, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого УМК «Школа России».
Место учебного предмета в учебном плане
В 1 классе на изучение курса русского языка отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели): из них 120 ч отводится урокам I блока - обучения письму в период обучения грамоте и 45 ч— урокам II блока - русский язык.
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Развитие речи
Ученик научится:
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Ученик научится:
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы русского алфавита;
называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Ученик получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Ученик научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга – агник);
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
Ученик получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Ученик получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Ученик научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Ученик получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Ученик научится:
а) применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами.
Ученик получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Личностные результаты
Ученик получит возможность научиться:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря
Содержание курса
I блок - обучение письму
Виды речевой деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.
Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Слово и предложение
Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Орфография
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
– раздельное написание слов;
– перенос слов по слогам без стечения согласных;
– знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
II блок - русский язык
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости–глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный–согласный; гласный ударный–безударный; согласный твёрдый–мягкий, парный–непарный; согласный звонкий–глухой, парный–непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слова, синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Синтаксис. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные (без ввода терминов).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Тематическое планирование.
№п/п | Наименование темы (раздела) | Количество часов на изучение | Количество контрольных, практических работ |
I блок - обучение письму |
1. | Добукварный период | 12 | |
2. | Букварный период | 96 | |
3. | Послебукварный период | 12 | 3 |
| Всего | 120 | |
II блок - русский язык |
4. | Наша речь | 2 | |
5. | Текст. Предложение. Диалог. | 3 | |
6. | Слова, слова, слова… | 4 | |
7. | Слово и слог. Ударение | 6 | |
8. | Звуки и буквы | 35 | 2 |
9. | Итого | 50 | |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I блок - обучение письму |
1 | История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма | | |
2 | Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме | | |
3 | Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов | | |
4 | Строка и межстрочное пространство. Рисование бордюров | | |
5 | Письмо прямых наклонных линий | | |
6 | Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху | | |
7 | Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу | | |
8 | Письмо наклонных прямых с закруглением внизу | | |
9 | Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий | | |
10 | Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу (вправо, влево) | | |
11 | Письмо линий с закруглением внизу и вверху | | |
12 | Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу | | |
13 | Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху | | |
14 | Строчная письменная буква а | | |
15 | Строчная и заглавная буквы а, А | | |
16 | Строчная и заглавная буквы о, О | | |
17 | Написание изученных букв | | |
18 | Строчная буква и | | |
19 | Заглавная буква И | | |
20 | Строчная буква ы | | |
21 | Закрепление написания изученных букв | | |
22 | Строчная буква у | | |
23 | Заглавная буква У | | |
24 | Закрепление написания изученных букв | | |
25 | Строчная буква н | | |
26 | Заглавная буква Н | | |
27 | Строчная и заглавная буквы с, С | | |
28 | Строчная и заглавная буквы с, С | | |
29 | Строчная буква к | | |
30 | Заглавная буква К | | |
31 | Строчная буква т | | |
32 | Заглавная буква Т | | |
33 | Закрепление написания изученных букв | | |
34 | Строчная буква л | | |
35 | Заглавная буква Л | | |
36 | Написание слов и предложений с изученными буквами | | |
37 | Закрепление написания изученных букв | | |
38 | Закрепление написания изученных букв | | |
39 | Закрепление написания изученных букв | | |
40 | Закрепление написания изученных букв | | |
41 | Закрепление написания изученных букв | | |
42 | Закрепление написания изученных букв | | |
43 | Строчная буква р | | |
44 | Заглавная буква Р | | |
45 | Строчная буква в | | |
46 | Заглавная буква В | | |
47 | Закрепление написания изученных букв | | |
48 | Строчная буква е | | |
49 | Заглавная буква Е | | |
50 | Строчная буква п | | |
51 | Заглавная буква П | | |
52 | Закрепление написания изученных букв | | |
53 | Строчная буква м | | |
54 | Заглавная буква М | | |
55 | Строчная буква з | | |
56 | Заглавная буква З | | |
57 | Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами | | |
58 | Строчная буква б | | |
59 | Заглавная буква Б | | |
60 | Строчная буква д | | |
61 | Заглавная буква Д | | |
62 | Строчная и прописная буквы д, Д | | |
63 | Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами | | |
64 | Строчная буква я | | |
65 | Заглавная буква Я | | |
66 | Строчная и заглавная буквы я, Я | | |
67 | Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами | | |
68 | Строчная буква г | | |
69 | Заглавная буква Г | | |
70 | Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу | | |
71 | Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу | | |
72 | Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу | | |
73 | Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | | |
74 | Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | | |
75 | Буква ь (мягкий знак) – знак мягкости. Буква ь в середине слова | | |
76 | Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук | | |
77 | Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук | | |
78 | Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Написание слов с сочетанием ши | | |
79 | Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук | | |
80 | Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук | | |
81 | Строчная и прописная буквы ж, Ж. Написание слов с сочетанием жи | | |
82 | Строчная и прописная буквы ж,Ж(закрепление). Написание слов с сочетаниями жи – ши | | |
83 | Строчная и заглавная буквы ё, Ё | | |
84 | Строчная буква й. Слова с буквой й | | |
85 | Строчная буква й. Слова с буквой й | | |
86 | Строчная буква х | | |
87 | Заглавная буква Х | | |
88 | Строчная и заглавная буквы х, Х (закрепление) | | |
90 | Строчная буква ю | | |
91 | Заглавная буква Ю | | |
92 | Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук | | |
93 | Строчная и заглавная буквы ю, Ю | | |
94 | Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук Строчная и заглавная буквы ц, Ц | | |
95 | Строчная буква э | | |
96 | Заглавная буква Э | | |
97 | Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу | | |
98 | Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу | | |
99 | Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Написание слов с сочетаниями ща, щу | | |
100 | Строчная буква ф | | |
101 | Заглавная буква Ф | | |
102 | Буквы ь, ъ | | |
103 | Буквы ь, ъ | | |
104 | Алфавит. Звуки и буквы. | | |
105 | Повторение по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста (15 мин) | | |
106 | Оформление предложений в тексте | | |
107 | Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? | | |
108 | Слова, отвечающие на вопросы: что делать? | | |
109 | Слова, отвечающие на вопросы: какой?какая?какое?какие? | | |
110 | Слуховой диктант | | |
111 | Правописание безударных гласных в корне слова. | | |
112 | Правописание безударных гласных в корне слова. | | |
113 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | | |
114 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | | |
115 | Правописание жи – ши. | | |
116 | Правописание ча – ща, чу – щу. | | |
117 | Правописание чк – чн, щн. | | |
118 | Заглавная буква в именах собственных. | | |
119 | Контрольное списывание | | |
120 | Заглавная буква в именах собственных. | | |
II блок - русский язык |
Наша речь (2 ч) |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Русский язык – родной язык русского народа | | |
2 | Язык и речь, их значение в жизни людей | | |
Текст. Предложение. Диалог. (3 ч) |
3 | Общее представление о тексте и предложении | | |
4 | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Оформление предложений в устной и письменной речи. Диалог | | |
5 | Упражнение в составлении предложений и текста | | |
Слова, слова, слова…(4 ч) |
6 | Слово. Роль слов в речи | | |
7 | Слова – названия предметов явлений, признаков и действий предметов | | |
8 | Слова – названия предметов и явлений, признаков, действий предметов | | |
9 | Вежливые и ласковые слова. Однозначные и многозначные слова. Загадки русских слов | | |
Слово и слог. Ударение (6 ч) |
| Слово и слог. (2 ч) | | |
10 | Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных | | |
11 | Выделение слогов в слове | | |
| Перенос слов (2 ч) | | |
12 | Правила переноса слов (первое представление): паро-ход, зво-нок | | |
13 | Перенос слов (основные правила). Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа | | |
| Ударение (2 ч) | | |
14 | Ударение. Ударные и безударные слоги | | |
15 | Ударение. Словообразующая роль ударения | | |
Звуки и буквы (35 ч) |
| Звуки и буквы (2 ч) | | |
16 | Звуки и буквы | | |
17 | Звуки и буквы. Звуковая запись слов | | |
| Русский алфавит, или азбука (2 ч) | | |
18 | Русский алфавит, или азбука | | |
19 | Алфавит, или азбука | | |
| Гласные звуки (3 ч) | | |
20 | Буквы, обозначающие гласные звуки | | |
21 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове | | |
22 | Слова с буквой э. Составление развернутого ответа на вопрос | | |
| Ударные и безударные гласные звуки (5 ч) | | |
23 | Ударные и безударные гласные звуки | | |
24 | Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах (общее представление) | | |
25 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах | | |
26 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах двусложных слов | | |
27 | Правило обозначения буквой ударного гласного звука в двусложных словах. Проверочный диктант | | |
| Согласные звуки (3 ч) | | |
28 | Буквы, обозначающие согласные звуки | | |
29 | Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными | | |
30 | Буквы й и и. Звуки [й’] и [и] | | |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки (3 ч) | | |
31 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | | |
32 | Парные твёрдые и мягкие согласные звуки | | |
33 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме | | |
| Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (3 ч) | | |
34 | Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове | | |
35 | Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и середине слова | | |
36 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | | |
| Согласные звонкие и глухие (2 ч) | | |
37 | Звонкие и глухие согласные звуки в конце слова | | |
38 | Парные звонкие и глухие согласные | | |
| Буквосочетания чн, чк, чт (1 ч) | | |
39 | Правописание слов с буквосочетаниями чн, чк, чт | | |
| Буквосочетания жи-ши, ча-ща. чу-щу (2 ч) | | |
40 | Правописание слов с сочетаниями жи–ши ча–ща, чу–щу | | |
41 | Правописание слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу. Проверочный диктант | | |
42-50 | Закрепление. Резервные уроки | | |