54 | Различение падежей | Обобщение изученного | Формировать навык определения и различения падежных форм существительных | Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы | П.: ориентироваться в своей системе знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Уметь определять свое отношение к миру | Уметь определять падеж в словах.Обобщать или класифицировать именные части речи в соответствии с изученными грамматическими признаками. | |
55 | Различение падежей. Самостоятельная работа | Практическая работа | Формировать навык определения и различения падежных форм существительных | Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Уметь определять падеж в словах.Обобщать или класифицировать именные части речи в соответствии с изученными грамматическими признаками. | |
56 | Устойчивые выражения | Изучение нового | Работать со Словарем устойчивых выражений | Соблюдать нормы современного русского литературного языка и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала) | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | | |
57 | Склонение имен существительных. РР. Работа с картиной | Практическая работа | Определять понятие «склонение» имен существительных. Знать логику построения устного описания живописного портрета | Соблюдать нормы современного русского литературного языка и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала) | П.: формировать умение пользоваться инструкциями | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Анализировать собственный опыт целесообразного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога, диалога или полилога. | |
58 | РР. Типы текстов: описание и повествование | Практическая работа | Выполнять устное составление портретного описания | Соблюдать нормы современного русского литературного языка и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала) | П.: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связанность абзатцев и предложений по смыслу и нрамматически, законченность, практически использовать данные выводы при анализе текстов. | |
59 | Склонение имен существительных | Изучение нового | Распределять существительные по трем типам склонения | Склонять личные местоимения | П.: получать, искать и фиксировать информацию | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Совместно составлять алгоритм/ порядок действий при определении склонения имен существительных. | |
60 | Имена существительные 1 склонения | Комбинированный | Знать безударные падежные окончания имен существительных 1 склонения | Склонять личные местоимения | Р.: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при общении | Определять начальную форму Совместно составлять алгоритм/ порядок действий при определении склонения имен существительных.слова. | |
61 | Имена существительные 2 склонения | Комбинированный | Знать безударные падежные окончания имен существительных 2 склонения | Склонять личные местоимения | К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Уметь определять свое отношение к миру | Определять начальную форму Совместно составлять алгоритм/ порядок действий при определении склонения имен существительных.слова. | |
62 | Имена существительные 3 склонения | Комбинированный | Знать безударные падежные окончания имен существительных 3 склонения | Склонять личные местоимения | П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Определять начальную форму Совместно составлять алгоритм/ порядок действий при определении склонения имен существительных.слова. | |
63 | РР. Работа с картиной | Практическая работа | Работать с картиной. Письменное сочинение | Соблюдать нормы современного русского литературного языка и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала) | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Анализировать собственный опыт целесообразного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога, диалога или полилога. | |
64 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | Изучение нового | Писать удвоенные буквы согласного на границе частей слова | | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Находить и отмечать в словах орфограммы. Составлять в группе задания на отработку определенной орфограммы. | |
65 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | Комбинированный | Писать удвоенные буквы согласного на границе частей слова и в суффиксе -енн- | | П.: формировать умение пользоваться инструкциями | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Находить слова в тексте и самостоятельно прводить примеры с заданной орфограммой. | |
66 | Обобщение по теме «Склонение имен существительных» | Обобщение изученного | | Склонять личные местоимения | П.: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Подбирать несколько проверочных слов для заданной орфограммы. | |
67 | Различение склонений имён существительных | Комбинированный | Знать правописание падежных окончаний имен существительных | Склонять личные местоимения | П.: получать, искать и фиксировать информацию | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | Составлять в группах обобщенную таблицу «Части речи». | |
68 | Диктант за 1 полугодие | Урок-контроль | | | Р.: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Составлять план решения проблемы самостоятельно | | |
69 | РР. Типы текстов: описание и повествование | Практическая работа | Составлять план для пересказа | Создавать собственные тексты с учетом правильности , богатства и выразиетльности письменной речи | К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связанность абзатцев и предложений по смыслу и нрамматически, законченность, практически использовать данные выводы при анализе текстов. | |
70 | Различение склонений имён существительных | Комбинированный | Различать склоняемые существительные и несклоняемые | | П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех | Накапливать опыт правильного употребленияв речи форм инем существительных. | |
71 | Различение склонений имён существительных | Комбинированный | Знать правописание падежных окончаний имен существительных | | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Уметь определять склонение у имен существительных. | |
72 | Различение склонений имён существительных | Обобщение изученного | Знать правописание падежных окончаний имен существительных | | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Уметь определять склонение у имен существительных. | |
73 | Различение склонений имён существительных | Обобщение изученного | | | П.: формировать умение пользоваться инструкциями | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Уметь определять склонение у имен существительных. | |
74 | РР. Изложение | Практическая работа | Учиться писать изложение | Писать подробные изложения | П.: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Экспериментировать с частями текста: переставлять части текста или предложения внутри части текста с последующим обсуждением возможности или невозможности этих изменений. | |
75 | Резервный урок | | | | П.: получать, искать и фиксировать информацию | Уметь определять свое отношение к миру | | |
76 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | Изучение нового | Определять понятие «обстоятельство». Роль обстоятельств в предложении | Находить второстепенные члены предложения: обстоятельство | К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Устанавливать правильные грамматические связи в словосочетании при помощи вопросв. | |
77 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | Изучение нового | Определять понятие «дополнение». Роль дополнений в предложении | Находить второстепенные члены предложения: дополнение | П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Формировать умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. | |
78 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | Изучение нового | Знать второстепенные члены предложения | Находить второстепенные члены предложения: дополнение | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом анализе простого предложения с двумя главными членами. | |
79 | Второстепенные члены предложения. Дополнения. РР. Составление рассказа по рисунку | Практическая работа | Составлять устное сочинение в жанре повествования | Находить второстепенные члены предложения: дополнение. Соблюдать нормы современного русского литературного языка и оценивать солдение этих норм в речи собеседников. | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Сравнивать смысл полученнных вариантов при анализе порядка слов, использованных форм слов и служебныхслов. Оценивать правильность выбора языклвых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и малознакомыми, с людьми разного возраста. | |
80 | Второстепенные члены предложения. РР. Азбука вежливости | Практическая работа | Знать второстепенные члены предложения. Правила поведения в магазине | Находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение. Соблюдать нормы современного русского литературного языка и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников | П: формировать умение пользоваться инструкциями | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Устанавливать правильные грамматические связи в словосочетании при помощи вопроса. Использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета. | |
81 | Безударные окончания существительных в единственном числе | Изучение нового | Знать правописание безударных окончаний существительных в единственном числе (общий алгоритм работы над безударным окончанием существительного любого склонения) | -правильно и грамотно писать безударные окончания существительных | П.: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Уметь определять свое отношение к миру | -определять слова с ударным и безударным окончанием; -работать с инструкцией; -записывать словарные слова и запоминать трудные написания. | |
82 | Безударные окончания существительных в единственном числе | Комбинированный | Формировать умение правильно писать безударные окончания существительных | -иметь представление о словах с подвижным ударением и правильно произносить их; -слова-омонимы; | П.: получать, искать и фиксировать информацию | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | -работать со словарями; -правильно произносить слова с подвижным ударением; -записывать словарные слова и запоминать трудные написания | ТПО с.4 №3 (работа с инструкцией) |
83 | Безударные окончания существительных в единственном числе | Обобщение изученного | Формировать умение правильно писать безударные окончания существительных | -иметь представление о словах с подвижным ударением и правильно произносить их; -слова-омонимы; | Р.: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | -работать со словарями; -правильно произносить слова с подвижным ударением; -записывать словарные слова и запоминать трудные написания | |
84 | Заседание клуба «Как пишутся приставки» | Практическая работа | Формировать умение правильно писать слова с приставками на з- и с- | -разбирать по составу слова однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу; | К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | -находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами приставку; -различать приставки и предлоги; -Записывать словарные слова и запоминать трудные написания | |
85 | РР. Научный текст | Практическая работа | Различать научный и художественный тексты | -подробно пересказывать текст; -выполнять сравнительный анализ разных текстов; | П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | -излагать текст устно и письменно; -самоконтроль по орфографическому словарю | |
86 | Правописание приставок | Изучение нового | Формировать умение правильно писать слова с приставками на з- и с- | -разбирать по составу слова однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Находить в словах приставки с- и з-. Различать приставки и предлоги. Осознавать роль в речи приставок и предлогов. | |
87 | Правописание приставок | Комбинированный | Применять общее правило написания приставок, оканчивающихся на З-/С- | -разбирать по составу слова однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | -различать предлоги и приставки; -работать с обратным словарем; | |
88 | Правописание приставок | Комбинированный | Знать правописание Ъ после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я | | П.: формировать умение пользоваться инструкциями | Уметь определять свое отношение к миру | -подбирать проверочные и родственные слова; - писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом | |
89 | Безударные окончания существительных в единственном числе | Комбинированный | Актуализировать знание алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных | -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -подбирать примеры с определённой орфограммой; | П.: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | подбирать проверочные и родственные слова; - писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом | |
90 | РР. Научный текст | Практическая работа | Составлять план научного сообщения и словарной статьи | -различать научно-популярные и художественные тексты, основную мысль и переживание; -выполнять сравнительный анализ разных текстов и произведений | П.: получать, искать и фиксировать информацию | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | -находить в тексте сравнения, выписывать слова-признаки в начальной форме; -составлять план. | |
91 | Безударные окончания существительных в единственном числе | Комбинированный | Отрабатывать алгоритм по определению безударных падежных окончаний существительных | -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -подбирать примеры с определённой орфограммой; | Р.: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | подбирать проверочные и родственные слова; - писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом | |
92 | Самостоятельная работа | Практическая работа | Актуализировать знание алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных | | К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | | |
93 | Безударные окончания существительных в единственном числе | Комбинированный | Закреплять умение различать склонение, число и падеж имен существительных | -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -подбирать примеры с определённой орфограммой; | П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | -различать предлоги и приставки; -работать с обратным словарем; -подбирать проверочные и родственные; -выполнять звукобуквенный разбор слова | |
94 | Значения слов | Изучение нового | Омонимы, синонимы, антонимы | -иметь представления о словах-синонимах, антонимах, омонимах; -составлять предложения и употреблять их; -произносить слова с подвижным и неподвижным ударением. | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | -работа со словарями; -использование синонимов, омонимов, антонимов в предложениях; -записывать словарные слова и запоминать трудные написания. (РИСУНОК). | |
95 | Научный текст | Практическая работа | Уметь подбирать и составлять научно-популярное сообщение на заданную тему | Соблюдать нормы современного русского литературного языка и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Уметь определять свое отношение к миру | Анализировать собственный опыт целесообразного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога, диалога или полилога. | |
96 | Безударные окончания существительных в единственном числе | Комбинированный | Знать правописание безударных окончаний существительных | | П.: формировать умение пользоваться инструкциями | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | -работа со словарями; -использование синонимов, омонимов, антонимов в предложениях; -записывать словарные слова и запоминать трудные написания. | |
97 | Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе | Комбинированный | Знать безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе | -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -правильно писать окончания существительных 1 и 2 склонения; | П.: формировать умение поиска информации в учебных словарях | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | -определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение; -правильно писать окончания сущ. 1 и 2 скл. | |
98 | Окончания существительных 1 и 2 склонения | Комбинированный | Знать правописание безударных окончаний существительных | -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -правильно писать окончания существительных 1 и 2 склонения; | П.: получать, искать и фиксировать информацию | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | -определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение; - писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом | |
99 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | Изучение нового | Знать правописание слов с удвоенной буквой согласного в середине слова | правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; | Р.: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | -объяснять написание слов в ходе предварительного анализа; -обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов; | |
100 | РР. Работа с картиной | Практическая работа | Работать с живописным произведением, в котором талант живописца сочетается с научными знаниями о природе | Соблюдать нормы современного русского литературного языка и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников | К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета. | |
101 | Окончания существительных 3 склонения | Комбинированный | Знать правописание безударных окончаний существительных | -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -правильно писать окончания существительных 3 склонения; | П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | - определять грамматические признаки имен существительных -записывать словарные слова и запоминать трудные написания | |
102 | Самостоятельная работа | Практическая работа | Актуализировать знания алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных | -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -подбирать примеры с определённой орфограммой; | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Уметь определять свое отношение к миру | -подбирать проверочные и родственные слова; -объяснять смысл фразеологизмов;-осуществлять контроль и самоконтроль полученного результата. | |
103 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | Комбинированный | Знать правописание слов с удвоенной буквой согласного в середине слова | -правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; -работать с информацией в учебнике под руководством учителя. | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | -объяснять написание слов в ходе предварительного анализа; -обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов; | |
104 | Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | Комбинированный | Применять орфограммы на письме | -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -подбирать примеры с определённой орфограммой; | П.: формировать умение пользоваться инструкциями | В диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | -доказывать написание слов, используя словари -контролировать правильность записи текста. -записывать словарные слова и запоминать трудные написания | |
105 | Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | Комбинированный | Знать правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -подбирать примеры с определённой орфограммой; | П.: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | -доказывать написание слов, используя словари -контролировать правильность записи текста. -записывать словарные слова и запоминать трудные написания | |
106 | Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | Обобщение изученного | Знать правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -подбирать примеры с определённой орфограммой; | П.: получать, искать и фиксировать информацию | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | -доказывать написание слов, используя словари -контролировать правильность записи текста. -записывать словарные слова и запоминать трудные написания | |
107 | Заседание клуба «Жизнь корня в составе разных частей речи» | Практическая работа | Знать родственные слова разных частей речи | -составлять сложные слова по данным схемам и корням; - сравнивать слова, объяснять какое из них от какого образовано, указывая способ образования | Р.: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Оформлять словообразовательную цепочку на письме. Пользоваться словарями, пользоваться инструкцией на стр. 67 | |
108 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. РР. Устное изложение | Практическая работа | Делать пересказ с опорой на план | -правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; | К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | объяснять написание слов в ходе предварительного анализа; -обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов; | |
109 | Окончания существительных во множественном числе в И.п. | Комбинированный | Распознавать в тексте существительные в форме мн.ч. в И.п. Определять понятие «глагол настоящего времени» | -различение падежных и смысловых вопросов. -правописание безударных падежных окончаний; | П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Уметь определять свое отношение к миру | -выделять значимые части слова; -изменять существительные по числам | |
110 | Окончания существительных во множественном числе в И.п. | Комбинированный | Употреблять в речи существительные в форме мн.ч. в И.п. | -различение падежных и смысловых вопросов. Применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие. | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | -объяснять смысл устойчивых выражений; -записывать словарные слова и запоминать трудные написания | |
111 | Окончания существительных во мн. числе в Р.п. | Комбинированный | Употреблять в речи существительные в форме мн.ч. в Р.п. | -различение падежных и смысловых вопросов. Применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие. | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | В диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех | -объяснять смысл устойчивых выражений; -записывать словарные слова и запоминать трудные написания | |
112 | РР. Письменное изложение | Практическая работа | Перестраивать текст с заменой первого лица на третье | Писать подробные изложения | П.: формировать умение пользоваться инструкциями | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе. | |
113 | Окончания существительных во мн. числе в Р.п. РР. Работа с картиной | Практическая работа | Образовывать существительные в форме мн. ч. Р. п. Обобщать на основании наблюдения | -различение падежных и смысловых вопросов. -правописание безударных падежных окончаний и «Ь» в форме мн. ч. Р.п.-не пишется; | П.: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | | |
114 | Написание существительных с суффиксом -ИЩ- | Комбинированный | Знать написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- | разбирать по составу слова однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом | П.: получать, искать и фиксировать информацию | Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения | -работать с учебными словарями и определять значения слов; -определять род данных слов. | |
115 | Написание существительных с суффиксом -ИЩ- | Обобщение изученного | Знать написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- | разбирать по составу слова однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом | Р.: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве | -работать с учебными словарями и определять значения слов; -определять род данных слов. | |
116 | Самостоятельная работа | Практическая работа | Актуализировать знания правописания суффиксов существительных | | К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать | Уметь определять свое отношение к миру | -работать с учебными словарями и определять значения слов; -определять род данных слов. | |
117 | Работа над ошибками. Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | Комбинированный | Определять падеж существительных в форме мн. ч. | -различение падежных и смысловых вопросов. -правописание безударных падежных окончаний существительных множественного числа; | П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | определять падеж существительных во множественном числе; -развивать орфографическую зоркость; -изменение существительных по числам и по падежам; - писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом | |
118 | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. РР. Азбука вежливости | Практическая работа | Определять падеж существительных в форме мн. ч. Уметь разговаривать по телефону. Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас | -правописание безударных падежных окончаний существительных множественного числа; -соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | определять падеж существительных во множественном числе -обосновывать и анализировать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. | |
119 | Описание и повествование | Практическая работа | Знать различение разных типов письменной речи | Создавать собственные тексты с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Характеризовать основные признаки текста: целостность, связанность абзатцев и предложений по смыслу и грамматически, законченность, практически использовать данные выводы при анализе текстов | |
120 | Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | Обобщение изученного | Актуализировать знание правописания окончаний существительных | -правописание безударных падежных окончаний существительных множественного числа; -различать омонимы и многозначные слова. | П.: формировать умение пользоваться инструкциями | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Списывать текст с изученными орфограммами; - писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом | |
121 | Самостоятельная работа | Практическая работа | Актуализировать знание правописания окончаний существительных | | П.: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Самостоятельно определять и высказывать самые общие для всех людей правила поведения | | |
122 | Существительные с суффиксом -ОК- | Обобщение изученного | Знать написание суффикса -ОК- после шипящих | осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; | П.: получать, искать и фиксировать информацию | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | -правильно писать суффикс –ОК-; -работать с обратным словарем; -писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом | |
123 | Диктант с грамматическим заданием | Контрольный урок. | -писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; -проверять собственный текст, находить и исправлять ошибки; -писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; | осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -подбирать примеры с определённой орфограммой; | Р: контроль и самоконтроль учебных действий; П: умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; К: инициативное сотрудничество; | Контроль процесса и результатов деятельности | Писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания. Проверять собственный текст, находить и исправлять ошибки. | |
124 | Работа над ошибками | | выполнять работу над ошибками; -развивать орфографическую зоркость; | -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; | Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; П: формировать умение поиска информации в учебных словарях; знаково-символическое моделирование; | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | -выполнять работу над ошибками; | |
125 | Резервный урок | | | | | | | |
126 | Изменение прилагательных по родам и числам | Изучение нового | Изменять прилагательные по родам и числам | -работать с информацией в учебнике под руководством учителя; | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | -изменять прилагательные по падежам с мягкой и твердой основой; -выделять и писать окончания прилагательных; -работать с информацией в учебнике под руководством учителя; | |
127 | Изменение прилагательных по падежам | Комбинированный | Различать различные формы прилагательных | -работать с информацией в учебнике под руководством учителя; | П.: формировать умение пользоваться инструкциями | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | -изменять прилагательные по падежам с мягкой и твердой основой; -выделять и писать окончания прилагательных; -работать с информацией в учебнике под руководством учителя; | |
128 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п. | Комбинированный | Знать окончания прилагательных м.р. и ср.р. в И.п. и В.п. | Применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие. | П.: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Обобщать или классифицировать именные части речи в соответствии с изученными грамматическими признаками. | |
129 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п. | Комбинированный | Распознавать в тексте прилагательные в Р.п. и В.п. | Применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие. | П.: получать, искать и фиксировать информацию | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Обобщать или классифицировать именные части речи в соответствии с изученными грамматическими признаками. | |
130 | РР. Сочиняем басню по картине | Практическая работа | | Создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи | Р.: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Уметь определять свое отношение к миру | Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. | |
131 | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | Обобщение изученного | Формировать умение правильно писать падежные формы прилагательных м.р., ср.р. и ж.р. | Различать падежные и смысловые (сиетаксические ) вопросы | К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Обобщать или классифицировать именные части речи в соответствии с изученными грамматическими признаками. | |
132 | Самостоятельная работа | Практическая работа | Актуализировать знание алгоритма по определению падежных окончаний прилагательных | | П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | | |
133 | Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | Изучение нового | Чередовать звуки в корне слова, видимые на письме. Е и О – беглые гласные звуки | Применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Сравнивать родственные слова по их лексическому и грамматическому значению. | |
134 | Устное изложение | Практическая работа | Развивать устную речь | -подробно или выборочно пересказывать текст, писать изложение; -образовывать новые слова; -составлять и пересказывать по плану; | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Читать текст, отвечать на вопросы, составлять план, пересказывать текст; -работа по парам | |
135 | Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки | Обобщение изученного | Чередовать в суффиксах слов звуки, видимые на письме. Е и О – беглые гласные звуки | Применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах | П.: формировать умение пользоваться инструкциями | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Сравнивать родственные слова по их лексическому и грамматическому значению. | |
136 | Склонение прилагательных во множественном числе | Изучение нового | Знать падежные окончания прилагательных в форме мн. ч. | | П.: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Сравнивать формы имени существительногои формы имени прилагательного, выявлять зависимость грамматических признаков прилагательных от существительного | |
137 | Окончания прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п. | Комбинированный | Знать окончания прилагательных в форме множественного числа в И.п. и В.п. | Применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие. | П.: получать, искать и фиксировать информацию | Уметь определять свое отношение к миру | Обобщать или классифицировать именные части речи в соответствии с изученными грамматическими признаками. | |
138 | Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п. | Комбинированный | Определять словосочетания прилагательных в форме разных падежей, различение этих форм | Применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие. | Р.: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Обобщать или классифицировать именные части речи в соответствии с изученными грамматическими признаками. | |
139 | РР. Устный рассказ по рисунку | Практическая работа | Составлять рассказ-повествование | Составлять устный рассказ по серии картинок; | К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | -составлять план, и рассказ по серии картинок; -рассказывать по цепочке | |
140 | Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п. | Комбинированный | Знать окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п. | Применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие. | П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Обобщать или классифицировать именные части речи в соответствии с изученными грамматическими признаками. | |
141 | Самостоятельная работа | Практическая работа | | | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | | |
142 | Второстепенные члены предложения. Определения | Изучение нового | Определять роль прилагательных в предложении | Находить второстепенные члены предложения: определение | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Находить в пердложении грамматическую основу и словосочетания. Обозначать графически в предложении его грамматическую основу. сравнивать предложения. | |
143 | Слова с удвоенной буквой согласного | Обобщение изученного | Знать слова с удвоенной буквой согласного | | П.: формировать умение пользоваться инструкциями | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве | Рассширять активный и пассивный словарь. Совместно вырабатывать порядок /алгоритм/ схему проверки орфограммы. Находить слова в тексте и самостоятельно приводить примеры с заданной орфограммой. | |
144 | РР. Письменное изложение | Практическая работа | Работать над основной мыслью текста | подробно или выборочно пересказывать текст, писать изложение; -работать с толковым словарем и объяснять название текста; -проверять собственный текст, находить и исправлять ошибки. | П.: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Уметь определять свое отношение к миру | -работать с толковым словарем и объяснять название текста; -определять тему и основную мысль; -выделять смысловые части и составлять план текста, пересказывать по плану; | |
145 | Глагол. Начальная форма глагола | Изучение нового | Знать суффиксы начальной формы глаголов -ть-, -ти-, -чь- | Проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу(в словах с однозначно выделяемыми морфемами) | П.: получать, искать и фиксировать информацию | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Выделять начальную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. | |
146 | Написание частицы -ся | Комбинированный | Определять значение и происхождение частицы -ся (-сь) | | Р.: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Выделять начальную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. | |
147 | Написание Ь перед частицей -ся | Комбинированный | Формировать умение писать Ь в начальной форме глаголов с частицей -ся. | | К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Определять грамматические формы глагола | |
148 | Другие суффиксы глагола: -а-, -е-,-и-, -о-, -у-, -я- | Комбинированный | Определять глагольные суффиксы | | П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Обобщать или классифицировать глаголы в соответствии с грамматическими признаками. | |
149 | РР. Работа с картиной | Практическая работа | | -составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи; | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | -Рассматривать картину, отвечать на вопросы, излагать текст письменно и устно. -составлять и записывать план своего рассказа; -рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; -работать с Толковым словарем. | |
150 | Времена глагола. Прошедшее время глагола | Комбинированный | Формировать умение определять времена глаголов | | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Уметь изменять глагол по временам | |
151 | Настоящее время глагола | Комбинированный | Изменять глаголы наст. вр. по числам | | П.: формировать умение пользоваться инструкциями | Уметь определять свое отношение к миру | Уметь изменять глагол по временам. | |
152 | Самостоятельная работа | Практическая работа | Актуализировать знания о правописании глагола | | П.: формировать умение поиска информации в учебных словарях | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | | |
153 | Будущее время глагола | Комбинированный | Определять формы буд. вр. глагола | | П.: получать, искать и фиксировать информацию | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Уметь изменять глагол по временам | |
154 | Обобщение: времена глагола; изменение по лицам и родам | Обобщение изученного | Актуализировать знания по правописанию глагола | | Р.: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Обобщать или классифицировать глаголы в соответствии с грамматическими признаками. | |
155 | Написание Ь после шипящих во всех формах глагола | Обобщение изученного | Знать правописание Ь после шипящих во всех формах глагола. Глаголы в форме повелительного наклонения | | К.: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Обобщать или классифицировать глаголы в соответствии с грамматическими признаками. | |
156 | Контрольная работа | Урок-контроль | Актуализировать знания обучающихся | | П.: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Составлять план решения проблемы самостоятельно | | |
157 | Работа над ошибками. РР. Работа с картиной | Практическая работа | Составлять целостное впечатление о картине | При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, людьми разного возраста. | |
158 | Контрольный диктант | Урок-контроль | | | Р.: обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы самостоятельно | | |
159 | Повторение пройденного | Обобщение изученного | Повторять пройденное | | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | | |
160 | Повторение пройденного | Обобщение изученного | Повторять пройденное | | К.: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | | |
161 | Задание для членов клуба «Ключ и заря» | Практическая работа | Повторять пройденное | | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении | | |
162 | Работа с картиной | Практическая работа | Наблюдать, составлять текст-описание и текст-повествование | Соблюдать нормы современного русского литературного языка и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников(в объеме представленного в учебнике материала) | Р.: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве | Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, людьми разного возраста. | |
163–170 | Повторение пройденного; резервные уроки | Обобщение изученного | | | | | | |
| | | | | | | | |