СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса по учебнику под редакцией Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык. 10—11 классы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор: Гольцова Н.Г.), В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.Ст.Туймазы и календарным графиком школы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 10 класса по учебнику под редакцией Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык. 10—11 классы»»

.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Старые Туймазы

Муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №

от « » августа 2017г.

Руководитель ШМО

________Самигуллина И.Р.

Согласовано

зам.директора по УВР

Протокол № МС

от « » августа 2017г

__________ Хасанова Г.И.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШс. Старые

Туймазы

___________ Р.М. Хайдаров

приказ № от « » августа 2017г.


Рабочая программа

по русскому языку

основного общего образования

10-11 класс

Программа составлена в соответствии:

  1. федеральным государственным образовательным стандартом (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»);

  2. примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А. Мищериной;

  3. календарного учебного графика МБОУ СОШ с.Ст.Туймазы на 2017-2018 учебный год;

  4. учебного плана МБОУ СОШ с.Ст.Туймазы;

  5. срок реализации 2 года.

Составила:

Гизятова Лилия Хатиповна,

учитель русского языка и литературы




2017 год



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор: Гольцова Н.Г.), В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.Ст.Туймазы и календарным графиком школы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.


Количество часов по учебному плану школы:

10 класс - 51 час; 1,5 часа в неделю;

11 класс – 83 часа; 2,5 часа в неделю.


Сроки реализации программы:

10 класс-2017-2018 учебный год;

11 класс -2018-2019 учебный год.


С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.

Рабочая программа даёт возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся. Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему. На уроках планируется использовать ИКТ: презентации, сделанные учителем, транспаранты ИД, CD-диски "Уроки русского языка в 10 классе", "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку". Особое место отводится синтаксическому разбору, демонстрирующему структуру предложения, так как ошибки, связанные с пониманием структуры, являются типичными и распространёнными на ЕГЭ. Кроме того, с этим связано и большое количество пунктуационных ошибок в работах учащихся. Планируется после каждой диагностической и контрольной работы проводить как индивидуальную, так и коллективную работу над ошибками. Считаю целесообразным в 11 классе возвращаться к таким изученным в 10 классе темам, как "Орфоэпия", "Морфология", так как учащиеся традиционно плохо выполняют задания, посвящённые произношению слов и определению частей речи.

Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1 дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3 развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

• Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;

• Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;


Обучающиеся должны уметь:

• Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста

• Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;

• Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

• Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

• Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

• Извлекать необходимую информацию из различных источников;

• Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.

• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

• Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

• Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



Используемый учебно-методический комплект:

Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык 10-11классы». – М.: «Русское слово», 2012 год.



Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.





Методы и приёмы обучения:


-обобщающая беседа по изученному материалу;

-различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.



Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

переложение текста;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

реферирование;

докладирование;

рецензирование;

аннотирование и т.д.

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.


Тематика рефератов

1 Рефераты о выдающихся учёных-лингвистах: « Русский лингвист Ф.Ф.Фортунатов. Учение о грамматической форме слова», «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка» и другие.

2 Рефераты о языке и речи:

« Язык есть исповедь народа» Отражение культуры в русском языке»

« Исторический путь русского языка»

«Графика и орфография. Реформы и реформаторы»

«Язык средств массовой коммуникации»

«Речевой этикет. Антиэтикетное речевое поведение»

«Язык и власть»

«Русский язык в международном общении»

« Русский язык в межнациональном общении»

« Вопросы экологии языка»

«Языковая литературная норма, её типы»

«Роль А.С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка» и другие.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.


НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ

Формы контроля:

контрольный диктант, тесты, самостоятельная работа, сочинение-рассуждение, устный ответ.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку


Возрастающие требования к воспитанию молодежи, формированию у нее чувства ответственности, организованности и дисциплины требуют решительного искоренения проявления формализма в оценке знаний учащихся, преодоления процентомании.

Большое воспитательное значение имеет объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость, в. то время как проявление либерализма, завышение и занижение оценки знаний учащихся порождают их неудовлетворенность, способствуют воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у некоторых школьников иждивенческой психологии, потребительского отношения к жизни.

В целях преодоления формализма, либерализма и процентомании необходимо при оценке знаний анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 – 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса –100-110, для 7 класса – 110-120, для 8 класса – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных, орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода воды, рот ротик, грустный грустить, резкий резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

1. Фактические ошибки отсутствуют.

2. Содержание излагается последовательно.

3. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

4. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается:

1 орфографическая, или

1 пунктуационная, или

1 грамматическая ошибка


«4»

1 .Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

1. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются:

2 орфографические и

2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографическая и

3 пунктуационные ошибки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки


«3»

1 .В работе допущены существенные отклонения от темы.

1. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

2. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

3. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

4. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки, или

3 орфографические ошибки и

5 пунктуационных ошибок, или

7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 6 классе 5 орфографических и

4 пунктуационные ошибки), а также

4 грамматические ошибки

«2»

1 .Работа не соответствует теме.

1. Допущено много фактических неточностей.

2. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

3. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок,

5 орфографических и

9 пунктуационных ошибок,

6 орфографических и

6 пунктуационных ошибок, а также

7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется более

7 орфографических,

7 пунктуационных и

7 грамматических ошибок



Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».


Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Учебно-методическое обеспечение для учителя


  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – Л., 2000. – 305 с.

  2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М., 2006. – 282 с.

  3. Будникова Н.Н. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Гольцовой Н.Н. 10-11классы. – М.: «Вако», 2009. – 286 с.

  4. Волгина Н.С., Светлышева В.В. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 2002. – 402 с.

  5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М., 2008. – 309 с.

  6. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2008. – 431 с.

  7. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Русское слово, 2008. – 432 с.

  8. Гольцова Н.Г., Рупосова Л.П. Практикум по русскому языку. Орфография. – М., 1978; Пунктуация. – М., 2008. – 205 с.

  9. Готиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 2001. – 234 с.

  10. Кайдалова А.И., Калинина И. К. Современная русская орфография. – М., 2006. – 187 с.

  11. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Т.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф.П. Филина. – М., 2001. – 240 с.

  12. Милоелавский И.Г. Как разобрать и собрать слово. – М.,2006. – 120 с.

  13. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1988. – 560 с.

  14. Правила русской орфографии и пунктуации. – М., 2005.

  15. Панов Б.Т., Текучее А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М.,2005. – 429 с.

  16. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2005. – 501 с.

  17. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. – М., 2002. – 140 с.

  18. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М., 1995. – 193 с.

  19. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М., 1983. – 218 с.

  20. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 2003. – 262 с.

  21. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2002. – 197 с.

  22. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2004. – 207 с.


Рекомендуемая литература для учащихся 10-11 класса


  1. Александрова З.Е. и др. Словарь синонимов русского языка. – М., 2005. – 437 с.

  2. Алекторова Н.М. и др. Словарь синонимов русского языка. – М., 2005. – 301 с.

  3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 2004. – 208 с.

  4. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 2002.

  5. Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы. Учебник. – М.: Русское слово.

  6. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. – М., 2006. – 447 с.

  7. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова. – М., 2006. – 316 с.

  8. Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом, этимологией и толкованием). – М., 1995. – 828 с.

  9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 2005. – 346 с.

  10. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. – М., 2006. – 271 с.

  11. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. – М., 1996. – 396 с.

  12. Энциклопедический словарь: Славянская мифология / Под ред. В.Я. Петрухина, Т.А. Агапкиной и др. – М., 1995. – 905 с.


Фразеология

  1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1987.

  2. Бабкин A.M., Шендецов В.В. Словарь иноязычных выражений и слов. – СПб., 1994.

  3. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2006.

  4. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1997.


Текст и стили речи

  1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 2004.

  2. Михальская А.А. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.

  3. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М., 2006.

  4. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М., 2002.



Содержание предмета русский язык 10 класс


Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федера­ции и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования нацио­нального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературно­го языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.


Лексика. Фразеология. Лексикография

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лекси­ки современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребле­ние устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.


Фонетика. Графика. Орфоэпия

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и соглас­ных звуков. Ударение.


Морфемика и словообразование

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование, Морфологические способы словообразова­ния. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.


Морфология и орфография

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфогра­фии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 3Ч, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных и строчных букв.

Правила переноса слов.


Самостоятельные части речи


Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы вы­ражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имен существительных.

Правописание сложных имен существительных. Составные на­именования и их правописание.


Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прила­гательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особен­ности образования и употребления кратких прилагательных. Синони­мия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования: и употребления притяжательных при­лагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Правописание сложных имен прилагательных.


Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разря­ды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.

Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи. Особенности употре­бления собирательных числительных.


Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности упо­требления местоимений.

Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.


Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, по­велительное, сослагательное (условное).

Категория времени глагола.

Спряжение глагола.

Две основы глагола. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глаголов.

Правописание глаголов.


Причастие

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие

Деепричастие как особая глагольная форма.

Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.


Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефис­ное написание наречий.


Слова категории состояния

Грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и крат­ких прилагательных ср. р. ед. ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.


Служебные части речи


Предлог

Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.


Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.


Частицы

Частица как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание час­тиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раз­дельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.




Содержание предмета русский язык 11 класс

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.

СТИЛИСТИКА

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.

Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Иинформационная переработка текста.  Анализ текстов разных стилей и жанров.

 

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.

1 См. параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».

Литература для учителя

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000

2. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.

4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988

5. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.

6. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.

8. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.

9. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995

10. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.-М., 1999


Литература для учащихся


11. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.

12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

13. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

14. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.

15. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений(10-11 кл.). – М., 1996.

16. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка:

Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.

17. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.













Учебно-тематический план. 10 класс. 51 час

 

Тема

Кол-во часов

В том числе

Контрольные работы, практикумы

Развитие речи

1

Введение.

1



2

Фонетика, графика, орфоэпия

3

1


3

Лексика, фразеология, лексикография

10

1

3

4

Морфемика и словообразование

4

1

1

5

Морфология и орфография.

10

1


6

Части речи. Имя существительное

3

1


7

Имя прилагательное

3



8

Имя числительное

2



9

Местоимение

2



10

Глагол. Причастие. Деепричастие

5



11

Наречие.

2


 

12

Слова категории состояния

1


 

13

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы. Междометия

3

1

 

14

Повторение и обобщение

2

4

 

 

Всего часов

51

25

4







Учебно-тематический план. 11 класс. 83 часа

 

Тема

Кол-во часов

В том числе

Контрольные работы, практикумы

Развитие речи

1

Повторение и обобщение пройденного в 10 классе

9

1


2

Синтаксис и пунктуация

1



3

Словосочетание

3


1

4

Предложение. Простое предложение

6

1


5

Простое осложнённое предложение

10

6

1

6

Сложное предложение

11

3


7

Предложения с чужой речью

3


1

8

Употребление знаков препинания

6

1


9

Культура речи

3



10

Стилистика

10

5

3

11

Из истории русского языкознания

1



12

Подготовка к написанию части С на ЕГЭ

7


2

13

Повторение

15



 

Всего часов

83

17

8































Тематическое планирование

на 2017/ 2018 уч.год

10 класс


Номер занятия

Тема занятия

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Примечания

1

Введение.

02.09



2

Фонетика, графика, орфоэпия

04.09, 07.09, 12.09



3

Лексика, фразеология, лексикография

15.09-27.10



4

Морфемика и словообразование

30.10-14.11



5

Морфология и орфография.

16.11-24.01



6

Части речи. Имя существительное

26.01, 30.01,03.02



7

Имя прилагательное

06.02,09.02,14.02



8

Имя числительное

16.02,27.02



9

Местоимение

02.03,06.03



10

Глагол. Причастие. Деепричастие

09.03-24.03



11

Наречие.

27.03,30.03



12

Слова категории состояния

03.04



13

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы. Междометия

05.04, 07.04



14

Повторение и обобщение

18.04,20.04




Всего часов

51

25

4




Тематическое планирование

на 2018/ 2019 уч.год

11 класс


Номер занятия

Тема занятия

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Примечания

1

Повторение и обобщение пройденного в 10 классе

02.09



2

Синтаксис и пунктуация

04.09, 07.09, 12.09



3

Словосочетание

15.09-27.10



4

Предложение. Простое предложение

30.10-14.11



5

Простое осложнённое предложение

16.11-24.01



6

Сложное предложение

26.01, 30.01,03.02



7

Предложения с чужой речью

06.02,09.02,14.02



8

Употребление знаков препинания

16.02,27.02



9

Культура речи

02.03,06.03



10

Стилистика

09.03-24.03



11

Из истории русского языкознания

27.03,30.03



12

Подготовка к написанию части С на ЕГЭ

05.04,07.04



13

Повторение

18.04,20.04




Всего часов

83

17

8























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!