Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования ученики 2 класса приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Учащийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Учащийся получит возможность научиться:
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
упорядочивать информацию по заданному основанию; понимать информацию, представленную диаграммами;
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Учащийся научится:
пересказывать текст подробно и сжато с помощью учителя;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
Учащийся получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Учащийся научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Учащийся получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся
(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Учащийся научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Учащийся получит возможность научиться:
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств, сохранять полученную информацию набирать небольшие тексты на русском языке.
Планирование деятельности, управление и организация
Учащийся научится:
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий;
Предметные
Учащиеся научатся:
основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
применять при письме правила орфографические (в объёме содержания курса 2 класса), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения);
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но,частицу не при глаголах;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 45 - 50 слов, 40 - 45 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный) в целях решения орфографических задач;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дляобмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
2.Содержание учебного предмета.
Наша речь (3 ч)
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст (3 ч)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.
Предложение (9 ч)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова… (15 ч)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы (45ч)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи (48 ч)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Повторение (9)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Наша речь | 3 |
2 | Текст | 3 |
3 | Предложение | 9 |
4 | Слова, слова, слова | 15 |
5 | Звуки и буквы | 45 |
6 | Части речи | 48 |
7 | Повторение | 9 + 4 |
| Итого: | 136 |
3.Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов |
| Наша речь 3 ч | |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи. | 1 |
2 | Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 |
3 | Диалог и монолог. | 1 |
| Текст 3 ч | |
4 | Что такое текст? Тема текста. | 1 |
5 | Главная мысль текста. | 1 |
6 | Части текста. | 1 |
| Предложение 9 ч | |
7 | Входной контрольный диктант . | |
8 | Работа над ошибками. Предложение как единица речи, его назначение и признаки | 1 |
9 | Связь слов в предложении. | 1 |
10 | Главные члены предложения (основа предложения). | 1 |
11 | Второстепенные члены предложений | 1 |
12 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 |
13 | Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения? Как установить связь слов в предложении? | 1 |
14 | Обучающее сочинение по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень». | 1 |
15 | Связь слов в предложении. Обобщение и систематизация знаний о предложении. Проверочная работа по теме «Предложение» | 1 |
| Слова, слова, слова 15 ч | |
16 | Что такое лексическое значение слова? | 1 |
17 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 |
18 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 |
19 | Что такое синонимы? Словарный диктант. | 1 |
20 | Что такое антонимы? | 1 |
21 | Обучающее изложение | 1 |
22 | Работа над ошибками. Что такое родственные слова? | 1 |
23 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 |
24 | Какие бывают слоги? Как определить ударный слог? | 1 |
25 | Обучающее сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам (с.74 упр.114.) | 1 |
26 | Работа над ошибками. Упражнения в определении ударного слога. | 1 |
27 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 |
28 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 |
29 | Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова». | 1 |
30 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 |
| Звуки и буквы 48 ч | |
31 | Как различать звуки и буквы? | 1 |
32 | Как мы используем алфавит? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Тест по теме : «Звуки и буквы» | 1 |
33 | Обучающее сочинение по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом» | 1 |
34 | Работа над ошибками. Как определить гласные звуки? Гласные звуки и буквы | 1 |
35 | Гласные звуки. Слова с буквой э. | 1 |
36 | Контрольное списывание. | |
37 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки. | 1 |
38 | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
39 | Работа над ошибками. Правило обозначения буквой безударного гласного звука. | 1 |
40 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 |
41 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова | 1 |
42 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова | 1 |
43 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 |
44 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы | 1 |
45 | Обучающее сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | 1 |
46 | Работа над ошибками. Проверяемые и непроверяемые орфограммы | |
47 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне». | 1 |
48 | Работа над ошибками. Правописание безударных гласных в корне | 1 |
49 | Согласные звуки. Словарный диктант. | 1 |
50 | Согласный звук [й'] и буква й (и краткое). | 1 |
51 | Слова с удвоенными согласными. | 1 |
52 | Обучающее сочинение по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси». | 1 |
53 | Работа над ошибками. Наши проекты. И в шутку и в серьёз. | 1 |
54 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 |
55 | Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме. | 1 |
56 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 |
57 | Проверочная работа по теме" Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения." | 1 |
58 | Работа над ошибками. Наши проекты. Пишем письмо.Рифма. | 1 |
59 | Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 |
60 | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Тест . | 1 |
61 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 |
62 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным | 1 |
63 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Особенности проверочного и проверяемого слов | 1 |
64 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным | 1 |
65 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным | 1 |
66 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 |
67 | Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам. | 1 |
68 | Работа над ошибками. Правописание парных по глухости-звонкости согласным на конце. | 1 |
69 | Контрольный диктант по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова». | 1 |
70 | Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак (ь) | 1 |
71 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 |
72 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 |
73 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 |
74 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | |
75 | Проверочная работа по теме: «Разделительный мягкий знак». | 1 |
| Части речи - 47 ч | |
76 | Что такое части речи? | 1 |
77 | Что такое имя существительное? | 1 |
78 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
79 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. | 1 |
80 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 |
81 | Контрольное списывание. | |
82 | Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и книг. | 1 |
83 | Итоговый контрольный диктант. | |
84 | Работа над ошибками. Заглавная буква в написаниях кличек животных. | 1 |
85 | Заглавная буква в географических названиях. | 1 |
86 | Обучающее изложение по теме «Собственные и нарицательные имена существительные». | 1 |
87 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 |
88 | Проверочная работа по теме: «Написание слов с заглавной буквы». | 1 |
89 | Работа над ошибками. Правописание слов с заглавной буквы. | 1 |
90 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 |
91 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 |
92 | Единственное и множественное число имён существительных. Словарный диктант. | 1 |
93 | Обучающее изложение повествовательного текста. | 1 |
94 | Проверка знаний по теме: «Имя существительное». Тест «Имя существительное» | 1 |
95 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
96 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя существительное». | 1 |
97 | Что такое глагол? Распознавание глаголов. | 1 |
98 | Что такое глагол? Распознавание глаголов. Словарный диктант. | 1 |
99 | Обучающее сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 |
100 | Работа над ошибками. Единственное и множественное число глаголов. | 1 |
101 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 |
102 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 |
103 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | 1 |
104 | Что такое текст-повествование? | 1 |
105 | Проверочная работа знаний по теме: «Глагол». | 1 |
106 | Что такое имя прилагательное? | 1 |
107 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
108 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 |
109 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 |
110 | Текст – описание и роль в нём имён прилагательных | 1 |
111 | Проверка знаний по теме: «Имя прилагательное». Тест «Имя прилагательное» | 1 |
112 | Что такое местоимение? | 1 |
113 | Что такое текст – рассуждение? | 1 |
114 | Проверка знаний по теме: «Местоимения» | 1 |
115 | Контрольный диктант по теме «Части речи». | 1 |
116 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Части речи». | 1 |
117 | Общее понятие о предлоге. | 1 |
118 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 |
119 | Восстановление деформированного повествовательного текста. | 1 |
120 | Проверочная работа по теме: «Предлоги». | 1 |
121 | Проект «В словари — за частями речи!» | 1 |
122 | Обучающее сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». | 1 |
123 | Обобщение знаний о частях речи. | 1 |
| Повторение 11 ч | |
124 | Комплексная работа. | 1 |
125 | Повторение. Текст. Типы текстов | 1 |
126 | Контрольное списывание | 1 |
127 | Работа над ошибками. Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Диалог | 1 |
128 | Повторение. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова. Контрольный словарный диктант. | 1 |
129 | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
130 | Работа над ошибками. Повторение. Части речи. | 1 |
131 | Повторение. Части речи. | 1 |
132 | Повторение. Части речи. | 1 |
133 | Закрепление изученного. | 1 |
134 | Закрепление изученного. | 1 |
135 | Закрепление изученного. | 1 |
136 | Закрепление изученного. | 1 |