СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 3-го класса ( для школ ДНР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Примерной программы: «Русский язык : 1-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. –226 с.», утвержденной МОН ДНР (приказ № 725 от 23.08.2018).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3-го класса ( для школ ДНР)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Примерной программы: «Русский язык : 1-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. –226 с.», утвержденной МОН ДНР (приказ № 725 от 23.08.2018).

В работе используется учебник:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016.

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

 создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

 заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

 сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

 средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;

 обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач предметной области «Филология»:

 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.

 Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

 Развитие коммуникативных умений.

 Развитие нравственных и эстетических чувств.

 Развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

 формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять

 несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

 пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Составной частью предмета «Русский язык» являются уроки развития речи. В 3 классе уроки развития речи проводятся один раз в две недели.



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

 Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно обеспечивать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

 Русский язык является государственным языком государства, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

 Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Во 3-ем классе на уроки русского языка отводится по 164 ч (5 ч в неделю, 33 учебных недели).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы

1.

Язык и речь.

2 ч

2.

Текст. Предложение. Словосочетание.

14 ч

3.

Слово в языке и речи.

17 ч

4.

Состав слова.

18 ч

5.

Правописание частей слова.

34 ч

6.

Части речи. Имя существительное.

32 ч

7.

Части речи. Имя прилагательное.

18 ч

8.

Части речи. Местоимение.

4 ч

9.

Части речи. Глагол.

21 ч

10.

Повторение.

4 ч


Всего

164 ч


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться).


Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

-представление о русском языке как языке страны;

-осознание языка как средства общения;

-элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

-понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

-желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

 принимать и сохранять учебную задачу;

 планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

 действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;

 выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

 контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

 оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;

 адекватно воспринимать оценку учителя.


Познавательные универсальные учебные действия

 осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

 читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;

 находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

 самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

 находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

 пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

 применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;  понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, табличной форме; переводить её в словесную форму;

 владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

 осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;

 строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

 подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.


Коммуникативные универсальные учебные действия

 участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

 задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

 выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

 осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

 вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

 воспроизводить информацию, доносить её до других;

 создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.


Предметные результаты

 овладеть начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

освоить основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного);

приобрести умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

 овладеть основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);

 приобрести опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.





При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Русский язык» рекомендуется использовать

следующие документы:

 Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).

 «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).

 Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).

 «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).


Особенности организации контроля по предмету «Русский язык»

Уроки обязательного контроля проводятся для получения объективной информации о состоянии качества образования; установления фактического уровня теоретических знаний учащихся, их практических умений и навыков.

Сводный перечень видов обязательного контроля


I четверть

I I четверть

I I I четверть

IV четверть

Диалог

24.09

Аудирование

03.12

Письменное изложение

05.02

Проверка языковых знаний, умений и навыков

09.04


Проверка языковых знаний, умений и навыков

16.10


Списывание

11.12

Устное сочинение

13.02

Аудирование

16.04



Диктант

22.10

Диктант

21.12

Диктант

06.03


Диктант

17.05



Списывание

15.03









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

№ урока

в теме

Содержание урока

Дата проведения урока

Государственные требования к уровню

общеобразовательной подготовки учащихся

по плану

по факту

личностные

метапредметные

предметные

1

2

3

4

5

6

7

8

I четверть

Тема № 1«Язык и речь» (2 часа)

1

1

Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Наша речь и наш язык. Виды речи. (упр.1-4)

04.09


Адекватная

мотивация, принятие образа «хорошего ученика».


Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, ориентация в прописи.

Познавательные УУД: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы.

Научится различать виды речи.

Анализировать высказывания о русском языке

Формировать навык общения.

2

2

Наша речь и наш язык. Для чего нужен язык? (упр.5-10)

05.09


Адекватная

мотивация, личностная ответственность за свои поступки, здоровье сберегающее поведение.


Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные УУД: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные УУД: уметь просить о помощи, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Научится выяснять значение слова язык, размышление о языке.

Анализировать высказывания о русском языке.

Владение русским языком.

Тема № 2 «Текст. Предложение. Словосочетание» (14 часов)

3

1

Текст. Что такое текст. (упр.11-12)

06.09


Проявлять уважительное отношение к иному мнению, иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат; осознавать личностный смысл учения.











































Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства ее осуществления, планировать, контролировать,
оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей.

Познавательные УУД: понимать, что язык представляет собой основное средство человеческого общения; иметь позитивное отношение
к правильной устной речи; владеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных),
безошибочным письмом; применять орфографические правила и правила постановки

знаков препинания при записи предложенных текстов, владеть умением проверять написанное; использовать знаково-символические средства представления информации, речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач, различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации; осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Коммуникативные УУД: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Различать словосочетание и предложение.






4

2

Текст. Какие бывают тексты. (упр.13-16)

07.09


5

3

Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложений. (упр.17-19)

10.09


6

4

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений. (упр.20-23)

11.09


7

5

Урок развития речи.

Виды предложений по цели высказывания. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». (упр.24-26)

12.09


8

6

Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений. (упр.27-31)

13.09


9

7

Обобщение знаний о видах предложений. (упр.32-33)

14.09


10

8

Обращение. Предложения с обращением (общее представление). (упр.34-36)

17.09


11

9

Главные и второстепенные члены предложения. (упр.37-41)

18.09


12

10

Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. (упр.41-47)

19.09


13

11

Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения. (упр.48-52)

20.09


14

12

Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения. (упр.53-56)


21.09


15

13

Словосочетание (общее представление). (упр.57-60)

Проверочная работа. Диалог.

24.09


16

14

Урок развития речи.

Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». (упр.61-63)

25.09


Тема № 3 «Слово в языке и речи» (17 часов)

17

1

Слово и его лексическое значение. Повторение и углубление представлений о слове. (упр.64-67)

26.09


Проявлять уважительное отношение к иному мнению, осознавать личностный смысл учения; иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат, иметь установку к работе на результат.


















































Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять средства ее достижения; владеть навыками планирования, контроля, оценки учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: использовать речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными задачами; использовать знаково-символические средства представления информации, владеть безошибочным письмом, применять орфографические правила и правила
постановки знаков препинания при записи собственных текстов, владеть умением проверять написанное, использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных
и познавательных задач; ориентироваться на страницах учебника; формулировать ответы на вопросы, используя речевые средства; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Коммуникативные УУД: слушать взрослого и сверстников, вести
диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Определять наличие в слове изученных орфограмм.


















18

2

Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. (упр.68-74)

27.09


19

3

Омонимы. Значение, использование омонимов в речи. (упр.75-77)

28.09


20

4

Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. (упр.79-82)

01.10


21

5

Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. (упр.83-87)

02.10


22

6

Урок развития речи.

Подробное изложение с языковым анализом текста. (упр.88)

03.10


23

7

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. (упр.89-92)

04.10


24

8

Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. (упр.93-97)

05.10


25

9

Имя прилагательное. Глагол. (упр.98-102)

08.10


26

10

Имя числительное (общее представление). (упр.103-106)

09.10


27

11

Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. (упр.107-111)

10.10


28

12

Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. (упр.112-116)

11.10


29

13

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. Звуко-буквенный разбор слова. (упр.117-121)

12.10


30

14

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне. (упр.122-124)

15.10


31

15

Разделительный мягкий знак (ь). Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. (упр.125-127)

Проверка языковых знаний, умений и навыков.

16.10


32

16

Урок развития речи.

Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. (упр.128-129)

17.10


33

17

Проект «Рассказ о слове». (с.72)

18.10


Тема № 4 «Состав слова» (18 часов)

34

1

Корень слова. Однокоренные слова. (упр.130-134)

19.10


Ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявлять интерес к изучению русского языка; ориентироваться на здоровый образ жизни, придерживаться здорового режима дня.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планировать свои действия для решения
задачи, учитывать правило в планировании способа решения.


Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове.


35

2

Контрольный диктант.

22.10


36

3

Анализ контрольной работы. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов. (упр.135-137)

23.10


37

4

Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. (упр.138-141)

24.10


38

5

Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. (упр.142-145)

25.10


39

6

Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. (упр.146-149)

26.10


II четверть

40

7

Слова, которые не имеют окончания. (упр.150-152)

05.11


вырабатывать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; проявлять способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.







Познавательные УУД: находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых
понятий; строить несложные рассуждения; самостоятельно находить
в учебнике необходимую информацию
и использовать ее для выполнения учебных
заданий, осознанно строить речевое высказывание в устной форме; использовать ознакомительное и поисковое чтение, осознавать цель чтения; строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД: слушать взрослого и сверстников, вести
диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Формулировать определения приставки и суффикса. Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.






41

8

Приставка как значимая часть слова. (упр.153-155)

06.11


42

9

Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки. (упр.156-160)

07.11


43

10

Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками. (упр.161-163)

08.11


44

11

Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса. (упр.164-167)

09.11


45

12

Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. (упр.168-172)

12.11


46

13

Употребление в речи слов с суффиксами. (упр.173-176)

13.11


47

14

Урок развития речи.

Основа слова. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». (упр.177)

14.11


48

15

Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. (упр.178-183)

15.11


49

16

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. (упр.184-189)

16.11


50

17

Урок развития речи.

Подробное изложение повествовательного текста. (упр.190-191)

19.11


51

18

Проект «Семья слов». (с.101)

20.11


Тема № 5 «Правописание частей слова» (34 часа)

52

1

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. (упр.192-193)

21.11


Проявлять интерес к познанию русского языка, вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; проявлять способность к самооценке на основе
критерия успешности в учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.


























































Регулятивные УУД: овладевать способами решения учебной
задачи, выбирать один из них для ее решения, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные УУД: составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; осознавать познавательную задачу, решать ее; использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их; самостоятельно находить
в учебнике необходимую информацию
и использовать ее для выполнения учебных заданий; составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; строить монологическое высказывание
с учетом поставленной коммуникативной
задачи; учитывать разные мнения и интересы и высказывать свое собственное мнение, аргументировать его; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; договариваться с партнерами о способах решения учебной задачи,
выражать свои мысли в устной и письменной форме.


















Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.






























































53

2

Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. (упр.194-196)

22.11


54

3

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. (упр.197-200)

23.11


55

4

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений. (упр.201-204)

26.11


56

5

Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-. Работа с текстом. (упр.205-207)

27.11


57

6

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне. (упр.208-211)

28.11


58

7

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку. (упр.212-215)

29.11


59

8

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне. Сопоставление правил правописания безударных гласных в корне и парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед согласным в корне. (упр.216-219)

30.11


60

9

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. (упр.220-221)

Проверочная работа. Аудирование.

03.12


61

10

Урок развития речи.

Составление текста по сюжетному рисунку. (упр.222)

04.12


62

11

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. (упр.223-225)

05.12


63

12

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука. (упр.226-228)

06.12


64

13

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. (упр.229-231)

07.12


65

14

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне. (упр.232)

10.12


66

15

Контрольное списывание.

11.12


67

16

Анализ контрольной работы. Правописание слов с удвоенными согласными. (упр.233-234)

12.12


68

17

Правописание слов с удвоенными согласными. (упр.235-236)

13.12


69

18

Правописание слов с удвоенными согласными. (упр.237)

14.12


70

19

Урок развития речи.

Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». (упр.238)

17.12


71

20

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание. (упр.239-242)

18.12


72

21

Правописание суффиксов в словах. (упр.243-246)

19.12


73

22

Правописание приставок в словах. (упр.247-249)

20.12


74

23

Контрольный диктант.

21.12


75

24

Анализ контрольной работы. Правописание приставок в словах. (упр.250-252)

24.12


76

25

Правописание значимых частей слова. (упр.253-256)

25.12


77

26

Правописание приставок и предлогов в словах. (упр.257-258)

26.12


78

27

Правописание приставок и предлогов в словах. (упр.259-260)

27.12


79

28

Правописание приставок и предлогов в словах. (упр.261-262)

28.12


III четверть

80

29

Правописание приставок и предлогов в словах. (упр. 263)

14.01





































81

30

Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове. (упр.264-267)

15.01


82

31

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). (упр.268-272)

16.01


83

32

Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Жанр объявления. (упр.273-276)

17.01


84

33

Урок развития речи.

Изложение повествовательного деформиро-ванного текста по данному плану. (упр.278)

18.01


85

34

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами. (упр.277, 279)

21.01


Тема № 6 «Части речи. Имя существительное» (32 часа)

86

1

Части речи. Повторение и углубление представлений об изученных частях речи. (упр.1-4)

22.01


Проявлять интерес к познанию русского языка, вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; проявлять способность к самооценке на основе
критерия успешности в учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.







































































Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Познавательные УУД: понимают заданный вопрос,
в соответствии с ним строят ответ в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной форме; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные УУД: используют в общении правила вежливости; воспринимают текст с учетом поставленной задачи; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий; проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имён существительных. Определять род имён существительных. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).



























87

2

Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам. (упр.5-7)

23.01


88

3

Имя существительное. Повторение и углубление представлений об имени существительном. (упр.8-10)

24.01


89

4

Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. (упр.11-14)

25.01


90

5

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. (упр.15-19)

28.01


91

6

Урок развития речи.

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. (упр.20-21)

29.01


92

7

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. (упр.22-25)

30.01


93

8

Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени». (упр.26, 27, с.18-19)

31.01


94

9

Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. (с.28-32)

01.02


95

10

Имена существительные, имеющие форму одного числа. (упр.33-37)

04.02


96

11

Урок развития речи.

Письменное изложение. (упр.38)

05.02


97

12

Род имён существительных: мужской, женский, средний. (упр.39-42)

06.02


98

13

Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. (упр.43-46)

07.02


99

14

Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения. (упр.47-50)

08.02


100

15

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. (упр.51-55)

11.02


101

16

Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. (упр.56-61)

12.02


102

17

Урок развития речи.

Устное сочинение. Составление устного рассказа по серии рисунков. (упр.62-63)

13.02


103

18

Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). (упр.64-67)

14.02


104

19

Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). (упр.68-70)

15.02


105

20

Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Неизменяемые имена существительные. (упр.71-73)

18.02


106

21

Именительный падеж имён существительных. (упр.74-76)

19.02


107

22

Родительный падеж имён существительных. (упр.77-81)

20.02


108

23

Дательный падеж имён существительных. (упр.82-85)

21.02


109

24

Винительный падеж имён существительных. (упр.86-89)

22.02


110

25

Именительный, родительный, винительный падежи. (упр.90-93)

26.02


111

26

Творительный падеж имён существительных. (упр.94-96)

27.02


112

27

Предложный падеж имён существительных. (упр.97-100)

28.02


113

28

Урок развития речи.

Подробное изложение текста повествовательного типа. (упр.101)

01.03


114

29

Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. (упр.102-104)

04.03


115

30

Все падежи. Начальная и косвенные формы имён существительных. (упр.105-107)

05.03


116

31

Контрольный диктант.

06.03


117

32

Анализ контрольной работы. Проект «Зимняя страничка». (с.60-61)

07.03


Тема № 7 «Части речи. Имя прилагательное» (18 часов)

118

1

Имя прилагательное. Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. (упр.109-110)

11.03


Проявлять интерес к познанию русского языка, вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; проявлять способность к самооценке на основе
критерия успешности в учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.







Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные УУД: понимают заданный вопрос,
в соответствии с ним строят ответ в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной форме; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристобелый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Определять начальную форму имени прилагательного Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

119

2

Лексическое значение имён прилагательных. (упр.111-112)

12.03


120

3

Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Заглавная буква в именах собственных. (с.113-115)

13.03


121

4

Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. (упр.116-117)

14.03


122

5

Контрольное списывание.

15.03


123

6

Анализ контрольной работы. Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании. (упр.118-120)

18.03


124

7

Урок развития речи.

Составление текста-описания растения в научном стиле. (упр.121)

19.03


125

8

Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). (упр.124-126)

20.03


126

9

Правописание родовых окончаний имён прилагательных. (упр.127-130)

21.03


127

10

Правописание родовых окончаний имён прилагательных. (упр.131-1334

22.03


IV четверть

128

11

Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. (упр.135-137)

01.04




















Коммуникативные УУД: используют в общении правила вежливости; воспринимают текст с учетом поставленной задачи; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.



















129

12

Число имён прилагательных. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. (упр.138-140)

02.04


130

13

Развитие речи.

Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. (упр.141-142)

03.04


131

14

Падеж имён прилагательных (общее представление). (упр.143-145)

04.04


132

15

Начальная форма имени прилагательного. (упр.146-149)

05.04


133

16

Обобщение знаний об имени прилагательном. (упр.150-152)

08.04


134

17

Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. (упр.153)

Проверка языковых знаний, умений и навыков.

09.04


135

18

Проект «Имена прилагательные в загадках». (с.90)

10.04


Тема № 8 «Части речи. Местоимение» (4 часа)

136

1

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений. (упр.156-158)

11.04


Проявлять интерес к познанию русского языка, вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; проявлять способность к самооценке на основе
критерия успешности в учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные УУД: понимают заданный вопрос,
в соответствии с ним строят ответ в устной форме; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: используют в общении правила вежливости; воспринимают текст с учетом поставленной задачи; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); договариваются, приходят к общему решению.


Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с таблицей «Личные местоимения». Пользуясь таблицей, разбирать личное местоимение как часть речи.

137

2

Род местоимений 3-го лица единственного числа. (упр.159-162)

12.04


138

3

Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных. (упр.163-166)

15.04


139

4

Обобщение знаний о местоимении. (упр.166-168, с.98)

Проверочная работа. Аудирование.

16.04


Тема № 9 «Части речи. Глагол» (21 час)

140

1

Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи. (упр.169-171)

17.04


Проявлять интерес к познанию русского языка, вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; проявлять способность к самооценке на основе
критерия успешности в учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.




















































Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Познавательные УУД:

понимают заданный вопрос,
в соответствии с ним строят ответ в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной форме; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД: используют в общении правила вежливости; воспринимают текст с учетом поставленной задачи; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.


















141

2

Значение и употребление глаголов в речи. (упр.172-176)

18.04


142

3

Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. (упр.177-179)

19.04


143

4

Урок развития речи.

Составление текста по сюжетным рисункам. (упр.180)

22.04


144

5

Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме. (упр.181-185)

23.04


145

6

Неопределённая форма глагола. (упр.186-188)

24.04


146

7

Число глаголов. Изменение глаголов по числам. (упр.189-191)

25.04


147

8

Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. (упр.192-194)

26.04


148

9

Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов. (упр.195-199)

30.04


149

10

Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. (упр.200-204)

02.05


150

11

Изменение глаголов по временам. (упр.205-208)

03.05


151

12

Время и число глаголов. (упр.209-212)

06.05


152

13

Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. (упр.213)

07.05


153

14

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о). (упр.214-218)

08.05


154

15

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). (упр.219-222)

10.05


155

16

Правописание частицы не с глаголами. (упр.223-227)

13.05


156

17

Правописание частицы не с глаголами. (упр.228-231)

14.05


157

18

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. (упр.232-234)

15.05


158

19

Обобщение знаний о глаголе. (упр.234-236)

16.05


159

20

Контрольный диктант.

17.05


160

21

Анализ контрольной работы. Обобщение знаний о глаголе. (с.130)

20.05


Тема № 10 «Повторение» (4 часа)

161

1

Части речи. (упр.237-241)

21.05


Ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявлять интерес к изучению русского языка; ориентироваться на здоровый образ жизни, придерживаться здорового режима дня;
вырабатывать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости.

Регулятивные УУД: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления; принимают учебную задачу и выполняют ее осуществление.

Познавательные УУД: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи; осмысленно и произвольно строят речевые высказывания
в устной и письменной речи.

Коммуникативные УУД: определяют общие цели и пути их достижения; умеют договариваться

о распределении функций
и ролей в совместной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.






162

2

Подробное изложение повествовательного текста или сочинение на тему «У Вечного огня». (упр.242-244)

22.05


163

3

Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Имя числительное. Имя существительное. (упр.245-251)

23.05


164

4

Правописание слов с изученными орфограммами. Разбор предложения по членам предложения. (упр.252-259)

24.05