СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса, "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для 4 классов, по программе "Школа России", по новым требованиям 2018 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 4 класса, "Школа России"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных

предметов № 2»





УТВЕРЖДАЮ
Директор

МБОУ «СОШ с УИОП № 2»

_________________ Е.А. Голева

« 31 » августа 2018 г.









Рабочая программа по русскому языку

4«А» класс












Составитель: Никифорова Т.В.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории



















2018-2019 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2».

Рабочая программа по русскому языку ориентирована на обучающихся 4-х классов. Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 170 учебных часов в год.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка представлен в предметной области «Русский язык и литературное чтение». Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Для обучения русскому языку обучающихся 4 «А» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» выбрана содержательная линия УМК «Школа России» Горецкий В.Г.,Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы. Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности к творческой деятельности, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Количество контрольных диктантов:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

ВСЕГО

2

0

2

1

5

Количество изложений:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

ВСЕГО

2

1

4

1

8

Количество сочинений:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

ВСЕГО

2

2

1

3

8

Количество списываний:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

ВСЕГО

0

1

1

1

3



2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты

У обучаемого будут сформированы:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости.

Обучаемый получит возможность для формирования:

  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета

Регулятивные УУД:

Обучаемый научится:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Обучаемый получит возможность научиться:

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

Обучаемый научится:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста.

Обучаемый получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД:

Обучаемый научится:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения.

Обучаемый получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс-ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов), (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.












4.Календарно-тематическое планирование

урока

Содержание материала

Кол-во часов

Сроки изучения

По плану

Факти-чески

По плану

Факти-чески

1 четверть(40 ч)

Раздел 1. Повторение изученного (11часов)

1/1

Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь

1




2/2

Текст. План текста.

1




3/3

Подробное изложение текста «Первая вахта».

1




4/4

Работа над ошибками. Текст. Типы текста.

1




5/5

Предложение как единица речи.

1




6/6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1




7/7

Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений.

1




8/8

Обращение.

1




9/9

Главные и второстепенные члены предложения.

1




10/10

Основа предложения.

1




11/11

Словосочетание.

1




Раздел 2. Предложение (9 часов)

12/1

Входная контрольная работа (диктант).

1




13/2

Работа над ошибками. Однородные члены предложения (общее понятие).

1




14/3

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов.

1




15/4

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1




16/5

Знаки препинания в предложениях с однородными членами (продолжение).

1




17/6

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

1




18/7

Работа над ошибками. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

1




19/8

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1




20/9

Контрольный диктант по теме: «Знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами».

1




Раздел 3. Слово в языке и речи (20часов)

21/1

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение.

1




22/2

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Старевшие слова.

1




23/3

Синонимы, антонимы, омонимы.

1




24/4

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

1




25/5

Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова.

1




26/6

Состав слова.

1




27/7

Состав слова. Суффиксы и приставки.

1




28/8

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1




29/9

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах.

1




30/10

Упражнение в написании приставок и суффиксов.

1




31/11

Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.

1




32/12

Разделительные Ь И Ъ знаки.

1




33/13

Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста.

1




34/14

Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи. Имя существительное.

1




35/15

Части речи. Имя прилагательное. Склонение имен существительных и имен прилагательных.

1




36/16

Имя числительное. Глагол как часть речи.

1




37/17

Наречие как часть речи.

1




38/18

Наречие.

1




39/19

Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

1




40/20

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Части речи».

1




2 четверть (40 ч)

Раздел 4. Имя существительное (45 часов)

41/1

Повторение сведений об имени существительном. Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.

1




42/2

Распознавание падежей имен существительных.

1




43/3

Упражнение в распознавании именительного, родительного винительного падежей имен существительных.

1




44/4

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном, винительном и дательном падежах.

1




45/5

Несклоняемые имена существительные. Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложных падежах.

1




46/6

Три типа склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных.

1




47/7

Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

1




48/8

Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег».

1




49/9

Работа над ошибками. 2- е склонение имен существительных.

1




50/10

Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.

1




51/11

3-е склонение имен существительных.

1




52/12

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

1




53/13

Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений.

1




54/14

Подробное изложение повествовательного текста.

1




55/15

Работа над ошибками. Падежные окончания имён существительных единственного числа 1,2 и 3 склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

1




56/16

Именительный и винительный падежи имен существительных.

1




57/17

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

1




58/18

Упражнение в правописании имён существительных в родительном падеже.

1




59/19

Родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

1




60/20

Упражнение в распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных.

1




61/21

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

1




62/22

Упражнение в правописании имён существительных в дательном и родительном падежах.

1




63/23

Упражнение в распознавании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

1




64/24

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

1




65/25

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже.

1




66/26

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

1




67/27

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.

1




68/28

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

1




69/29

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.

1




70/30

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

1




71/31

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

1




72/32

Сочинение по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница».

1




73/33

Работа над ошибками. Упражнение в правописании существительных с изученными орфограммами.

1




74/34

Контрольное списывание по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе».

1




75/35

Работа над ошибками. Множественное число имен существительных.

1




76/36

Окончания имен существительных в именительном падеже множественного числа.

1




77/37

Окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа.

1




78/38

Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.

1




79/39

Окончания имен существительных дательного, творительного , предложного падежей множественного числа.

1




80/40

Упражнение в правописании окончаний имен существительных дательного, творительного, предложного падежей множественного числа.

1




3 четверть(50 ч)

81/41

Обобщение знаний об имени существительном.

1




82/42

Изложение повествовательного текста.

1




83/43

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных множественного числа».

1




84/44

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных множественного числа».

1




85/45

Работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен существительных.

1




Раздел 5. Имя прилагательное (31 час)

86/1

Имя прилагательное как часть речи.

1




87/2

Упражнение в распознавании имён прилагательных среди однокоренных слов.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

1




88/3

Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имён прилагательных в именительном падеже.

1




89/4

Склонение имён прилагательных.

1




90/5

Сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов».

1




91/6

Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1




92/7

Именительный падеж имён прилагательных единственного числа мужского рода и среднего рода

1




93/8

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1




94/9

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1




95/10

Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных единственного числа.

1




96/11

Упражнение в различении имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном и винительном падежах и правописании их падежных окончаний.

1




97/12

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

1




98/13

Упражнение в правописании имён прилагательных мужского и среднего рода.

1




99/14

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение).

1




100/15

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе.

1




101/16

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в именительном и винительном падежах.

1




102/17

Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

1




103/18

Контрольное списывание по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных единственного числа».

1




104/19

Работа над ошибками. Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

1




105/20

Свободный диктант описательного текста.

1




106/21

Работа над ошибками. Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных.

1




107/22

Склонение имён прилагательных множественного числа.

1




108/23

Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.

1




109/24

Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.

1




110/25

Правописание окончаний имён прилагательных в дательном и творительном падежах.

1




111/26

Подробное изложение повествовательно -описательного текста.

1




112/27

Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных.

1




113/28

Упражнение в распознавании безударных падежных окончаний имён прилагательных и имён существительных.

1




114/29

Анализ текста типа сравнительного описания. Составление описательного текста по аналогии с образцом.

1




115/30

Обобщение знаний о роли имени прилагательного в тексте.

1




116/31

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных множественного числа».

1




Раздел 6. Личные местоимения (7 часов)

117/1

Работа над ошибками. Местоимение как часть речи.

1




118/2

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица.

1




119/3

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами.

1




120/4

Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями.

1




121/5

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

1




122/6

Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста.

1




123/7

Работа над ошибками. Упражнение в правильном написании местоимений. Составление поздравительной открытки к празднику 8 Марта.

1




Раздел 7.Глагол (35 часов)

124/1

Глагол как часть речи (повторение).

1




125/2

Изменение глаголов по временам.

1




126/3

Неопределенная форма глагола.

1




127/4

Упражнение в распознавании и образовании глаголов неопределенной формы.

1




128/5

Образование временных форм от глагола в неопределённой форме.

1




129/6

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1




130/7

Работа над ошибками. Спряжение глаголов (общее понятие).

1




4 четверть(40 ч)

131/8

Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам.

1




132/9

Распознавание лица и числа глаголов.

1




133/10

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1




134/11

Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа.

1




135/12

Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописание НЕ с глаголами.

1




136/13

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

1




137/14

Работа над ошибками. 1 и 2 спряжение глаголов.

1




138/15

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

1




139/16

Упражнение в написании личных форм глагола с ударными окончаниями.

1




140/17

Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени.

1




141/18

Глаголы-исключения 1 спряжения.

1




142/19

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределённой форме и в написании безударных личных окончаний глаголов.

1




143/20

Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

1




144/21

Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

1




145/22

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени».

1




146/23

Работа над ошибками. Возвратные глаголы.

1




147/24

Правописание –тся и –ться в глаголах (общее представление).

1




148/25

Упражнение в правописании безударных личных окончаний –тся и ться в возвратных глаголах.

1




149/26

Сочинение на тему «В цирке».

1




150/27

Работа над ошибками. Повторение знаний о глаголах настоящего и прошедшего времени. Составление текста по сюжетным картинкам.

1




151/28

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1




152/29

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

1




153/30

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1




154/31

Краткое изложение повествовательного текста.

1




155/32

Работа над ошибками. Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи.

1




156/33

Контрольное списывание по темам» «Правописание глаголов прошедшего времени. Правописание возвратных глаголов».

1




157/34

Работа над ошибками. Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола.

1




158/35

Подробное изложение повествовательного текста.

1




Раздел 8. Повторение (12 часов)

159/1

Работа над ошибками. Язык и речь.

1




160/2

Текст. Типы текстов.

1




161/3

Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.

1




162/4

Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.

1




163/5

Итоговая контрольная работа (ВПР).

1




164/6

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение.

1




165/7

Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь».

1




166/8

Работа над ошибками. Значимые части слова. Словообразование.

1




167/9

Подробное изложение повествовательного текста.

1




168/10

Правописание гласных и согласных в корне слов.

1




169/11

Части речи. Морфологические признаки частей речи.

1




170/12


Фонетико – графические упражнения.

Звуко- буквенный и звуковой разбор слов.

1













СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол № 1


« 31 » августа 2018 г.




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________ О.Е.Соколова


«___»_________________2018 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!