МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
142900, Московская область, тел. 31-540
г. Кашира, улица Маршала Астахова, д.1
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО _________ Старожук Н.В. Протокол ШМО №1 от « ___ » августа 2020 г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________ Т.А. Лемешко «_____» ______________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №1» _____________Шустрова Т.Е. «_____»_____________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Класс: 8 «В»
Составитель: Ширяева Наталья Валерьевна,
учитель I квалификационной категории
Кашира
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе:
- Федерального закона об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.12.,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку,
- основной образовательной программы школы и учебного плана МБОУ «СОШ №1»,
- авторской программы по русскому языку. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский – М.: Просвещение, 2016.)
Рабочая программа обеспечена УМК для 8 класса:
Русский язык. Тематические тесты. Клевцова Л.Ю., Шубукина Л.В., М.: «Просвещение», 2019г.
Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др., М.: «Просвещение», 2019г.
Поурочные разработки под редакцией Н.В. Егоровой (Универсальное издание к учебнику), Москва, «Вако», 2019.
Срок реализации программы – 1 год.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в 8 классе согласно учебному плану МБОУ «СОШ №1» на учебный год выделяется 85 часов, в неделю – 2,5 часа. Предлагаемое содержание и объём курса соответствует образовательному стандарту по русскому языку, психолого-педагогической характеристике класса.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о форме текущего, промежуточного и итогового контроля.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку 8 класс
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного Образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
В результате изучения учебного курса « русский язык » в 8 классе ученик должен:
Знать: определения, изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить примеры.
Уметь:
Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых
двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой
речью.
Составлять простые двусоставные и односоставные предложения,
осложненные однородными и обособленными членами, вводными
словами (и предложениями), обращениями.
содержанием и стилем речи.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые
необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в
соответствие с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых
предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных
уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой речью, при
цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и
предложениях. Ставить тире между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы,
обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными
орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно
писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Создавать тексты публицистического стиля на разные темы, выполнять комплексный анализ текста
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности
Функции русского языка в современном мире (1 ч.)
Повторение пройденного в V-VII классах (6ч. + 2 ч.)
Словосочетание (2 ч.)
I.Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (5ч. + 1 ч.)
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Двусоставные предложения (6ч. + 2 ч.)
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (7ч. +2 ч.)
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Односоставные предложения (9ч.+2 ч.)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения (2ч)
I. Понятие о неполных предложениях.
Однородные члены предложения (12 ч. +2ч.)
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Предложения с обособленными и уточняющими членами (18 ч. + 2 ч.)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (9 ч. + 2ч.)
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Прямая и косвенная речь (6ч. +1ч.)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в VIII классе ( 5ч +1 ч.)
Формы организации учебных занятий:
Урок исследование;
Урок игра;
Урок практикум
Урок-познавательная лаборатория;
Урок консультация;
Уроки-презентации;
Урок-КВН.
Используются такие формы организации деятельности, как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями. Применяются словарные, проверочные диктанты, работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.
Основные виды учебной деятельности: Проблемный диалог, учебная дискуссия, разработка алгоритма, решение проблемной ситуации, проектирование и моделирование, ситуация выбора, рефлексия, анализ, подготовка презентаций, выполнение практических работ, исследование, выполнение проектов.
Формы обучения: фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные.
Формы контроля: диктанты текущие (по отдельным темам) и итоговые (четвертные, годовые); контрольные работы, тестирования.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Функции русского языка в современном мире | 1ч | | |
| Повторение изученного в 5-7 классах | (6ч+1ч) | | |
2 | Языковая система | 1ч | | |
3 | Фонетика и графика. Орфография | 1ч | | |
4 | Морфемика и словообразование | 1ч | | |
5 | Лексика и фразеология | 1ч | | |
6 | Морфология | 1ч | | |
7 | Строение текста. Стили речи (р/р) | 1ч | | |
8 | Контрольный диктант | 1ч | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | | | |
| Словосочетание | (2ч) | | |
9 | Словосочетания, их строение и грамматическое значение | 1ч | | |
10 | Связь слов в словосочетании | 1ч | | |
| Предложение | (5ч+1ч) | | |
11 | Повторение пройденного о предложении | 1ч | | |
12 | Особенности связи подлежащего и сказуемого | 1ч | | |
13 | Порядок слов в предложении. Интонация и логическое ударение | 1ч | | |
14 | Описание архитектурных памятников как вид текста, его языковые особенности (р/р) | 1ч | | |
15 | Урок-зачет по теме: «Словосочетание и предложение» | 1ч | | |
16 | Контрольная работа по теме: «Словосочетание и предложение» | 1ч | | |
Простые двусоставные предложения | | |
| Главные члены предложения | (6ч+2ч) | | |
17 | Подлежащее | 1ч | | |
18 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1ч | | |
19 | Составное глагольное сказуемое | 1ч | | |
20 | Составное именное сказуемое | 1ч | | |
21 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1ч | | |
22 | Синтаксические синонимы главных членов предложения | 1ч | | |
23 | Публицистический стиль (р/р) | 1ч | | |
24 | Публицистическое сочинение о памятнике своей местности (р/р) | 1ч | | |
| Второстепенные члены предложения | (7ч+2ч) | | |
25 | Дополнение | 1ч | | |
26 | Определение | 1ч | | |
27 | Приложение | 1ч | | |
28 | Знаки препинания при приложении | 1ч | | |
29 | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств | 1ч | | |
30 | Ораторская речь, её особенности (р/р) | 1ч | | |
31 | Публичное выступление об истории своего края (р/р) | 1ч | | |
32 | Урок-зачет по теме: «Главные и второстепенные члены предложения» | 1ч | | |
33 | Контрольный тест по теме: «Главные и второстепенные члены предложения» | 1ч | | |
| Простые односоставные предложения | (6ч+1ч) | | |
34 | Основные группы односоставных предложений | 1ч | | |
35 | Предложения определенно-личные | 1ч | | |
36 | Предложения неопределенно-личные | 1ч | | |
37 | Безличные предложения | 1ч | | |
38 | Назывные предложения | 1ч | | |
39 | Контрольный тест по теме: «Простые односоставные предложения» | 1ч | | |
40 | Изложение «А вот был случай» (р/р) | 1ч | | |
| Неполные предложения | (2ч) | | |
41 | Понятие о неполных предложениях | 1ч | | |
42 | Урок-зачет по теме: «Односоставные и неполные предложения» | 1ч | | |
| Однородные члены предложения | (7ч+2ч) | | |
43 | Понятие об однородных членах | 1ч | | |
44 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами | 1ч | | |
45 | Однородные и неоднородные определения | 1ч | | |
46 | Разделительные знаки препинания между однородными членами | 1ч | | |
47 | Обобщающие слова при однородных членах | 1ч | | |
48 | Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях | 1ч | | |
49 | Урок-зачет по теме: «Однородные члены предложения» | 1ч | | |
50 | Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения» | 1ч | | |
51 | Рассуждение на основе литературного произведения (р/р) | 1ч | | |
| Обособленные члены предложения | (12ч+1ч) | | |
52 | Понятие об обособлении | 1ч | | |
53 | Обособленные определения | 1ч | | |
54 | Обособленные приложения | 1ч | | |
55 | Обособленные обстоятельства | 1ч | | |
56 | Уточнение как вид обособленного члена предложения | 1ч | | |
57-58 | Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения | 2ч | | |
59 | Проверочная работа по теме: «Обособленные члены предложения» | 1ч | | |
60-61 | Синтаксические синонимы обособленных членов предложения | 2ч | | |
62 | Характеристика человека как вид текста (р/р) | 1ч | | |
63 | Строение характеристики, как вида текста, его языковые особенности (р/р) | 1ч | | |
64 | Урок-зачет по теме: «Обособленные члены предложения» | 1ч | | |
| Обращения, вводные слова и междометия | (9ч+1ч) | | |
65 | Повторение изученного материала об обращении | 1ч | | |
66 | Распространенное обращение. | 1ч | | |
67 | Выделительные знаки препинания при обращениях. | 1ч | | |
68 | Вводные слова. Вводные предложения. | 1ч | | |
69 | Вставные конструкции. | 1ч | | |
70 | Междометия в предложении | 1ч | | |
71 | Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях | 1ч | | |
72 | Контрольная работа по теме: «Обращения, вводные слова и междометия» | 1ч | | |
73 | Публичное выступление на общественно значимую тему (р/р) | 1ч | | |
74 | Сочинение-рассуждение (р/р) | 1ч | | |
| Прямая и косвенная речь | (5ч+2ч) | | |
75 | Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге | 1ч | | |
76 | Способы передачи чужой речи. Косвенная речь | 1ч | | |
77-78 | Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | 2ч | | |
79 | Цитата. Знаки препинания при цитировании | 1ч | | |
80 | Контрольная работа по теме: «Прямая и косвенная речь» | 1ч | | |
81 | Сравнительная характеристика двух знакомых лиц (р/р) | 1ч | | |
| Повторение и систематизация пройденного в 8 классе | (4ч) | | |
82 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | 1ч | | |
83 | Синтаксис и пунктуация | 1ч | | |
84 | Морфемика и словообразование | 1ч | | |
85 | Морфология. Итоговый урок | 1ч | | |