СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Русский язык" для 1 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена Рабочая программа попредмету " Русский язык " для 1 класса, разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Русский язык" для 1 класса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»



РАССМОТРЕНО

На заседании школьного

методического объединения

учителей начальных классов

Протокол № ___ от «___» ______________ 2018 г.

Руководитель школьного

методического объединения учителей

начальных классов

__________________ Е.А. Чуба


СОГЛАСОВАНО

На заседании методического

совета школы

Протокол № ___ от «___» _____________ 2018 г.

Председатель методического совета

_________________ Ю.В. Жукова

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________________ О.М. Коскина

Приказ № ___ от «___» _______________ 2018 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Название предмета: Русский язык

Класс: 1

Количество часов в неделю/год: 5/165

Программа: УМК «Начальная школа XXI века»

Учебник: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; под ред. Л.Е. Журовой и С.В. Иванова. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 176 с.: ил: вкл.

Ф.И.О. учителя: М. А. Покачева

















2018-2019 учебный год

г. Тобольск




  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты изучения курса «Русский язык. Обучение грамоте»

В процессе обучения грамоте закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как:

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

  • способность к организации собственной деятельности;

- доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Направленность обучения грамоте на формирование умения учиться позволяет зало­жить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

В процессе обучения чтению текстов учащимся задают вопросы, которые не имеют од­нозначного ответа и предполагают серьёзное обдумывание, размышление, умение чётко сформулировать свою точку зрения и отстоять её, приводя доказательства из текста. Таким образом, реализуются следующие требования федерального государственного образова­тельного стандарта к личностным результатам:

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Личностные результаты изучения курса «Русский язык»

- осознавать язык как основное средство человеческого общения;

  • воспринимать русский язык как явление национальной культуры;

  • проявлять любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

  • понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;

- демонстрировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- уважительно относиться к иному мнению;

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивировать учебную дел­ьность и понимать личностный смысл учения;

- испытывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

- организовывать собственную деятельность.


Метапредметные результаты изучения курса «Русский язык. Обучение грамоте»

Содержание и построение курса обучения грамоте даёт возможность углублённо зани­маться достижением таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти, поиск средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для соз­дания моделей изучаемых объектов и процессов;

  • использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассужде­ний, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Метапредметные результаты изучения курса «Русский язык»

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках я решения учебных задач;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • уметь задавать вопросы;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;

  • решать проблемы творческого и поискового характера;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и быть способным конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

  • использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класси­фикации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассужде­ний, отнесения к известным понятиям;

  • слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования раз­личных точек зрения и права каждого иметь свою.


Предметные результаты изучения курса «Русский язык. Обучение грамоте»

К концу изучения курса «Русский язык. Обучение грамоте» ученик научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

  • звук, слог, слово;

  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие);

  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных; решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;

- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх-пяти звуков;

  • осознавать смысл прочитанного;

  • правильно писать сочетания ча - ща, чу-щу, жи - ши под ударением;

  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

  • ставить точку в конце предложения;

- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и про­стые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают) объёмом 10-20 слов.

Ученик получит возможность научиться:

  • различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;

  • выделять в словах слоги в устной работе;

  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

  • переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);

  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации раз-ых позиций в сотрудничестве;

  • соблюдать орфоэпические нормы.



Предметные результаты изучения курса «Русский язык»

К концу изучения курса «Русский язык» ученик научится:

различать:

- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

  • звук, слог, слово;

  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, со­гласные звонкие/глухие);

- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

- выделять предложение и слово из речевого потока;

- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех-пяти звуков;

- правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

  • правильно писать сочетания «ча-ща, чу-щу и жи-ши» под ударением;

  • писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;

  • ставить точку в конце предложения;

- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

  • осознавать цели и ситуации устного общения;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тек­сту или с помощью толкового словаря;

- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

- переносить слова по слогам без стечения согласных; -различать слова, называющие предметы, действия и признаки;

- задавать вопросы к словам;

- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации раз­личных позиций в сотрудничестве;

- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.


  1. Содержание учебного предмета

Русский язык. Обучение грамоте (80 часов)

1. Введение (5 ч.)

2. Подготовительный период (15 ч.)

3. Основной период (60 ч.)


Слово и предложение. Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предло­жения. Работа с предложением: вы­деление слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Фонетика. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выде­ление звуков в слове. Звуковой ана­лиз. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделе­ние, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак-рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Построение моделей звукового со­става, отражающих качественные характеристики звуков (согласные и гласные звуки, твердые и мягкие со­гласные звуки). Подбор слов, соот­ветствующих заданной модели. Ударение. Самостоятельная поста­новка ударения в слове; выделение ударного гласного звука. Слог как минимальная произноси­тельная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: уста­новление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обо­значения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обо­значение буквами звука [й'] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Русский алфавит как последователь­ность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Чтение. Соотношение между звуковой и бук­венной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат со­вершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми сло­вами. Скорость чтения в соответст­вии с индивидуальным темпом ре­бёнка. Чтение с интонацией и пауза­ми в соответствии со знаками препи­нания. Развитие осознанности и вы­разительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение инфор­мации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям. Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Восприятие художественного произведения. Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.
Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»). Первоначальное знакомство с литературными жанрами - стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.

Письмо. Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописа­ния и их применение: раздельное написание слов; обозначения глас­ных после шипящих (ча - ща, чу-щу, жи - ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в име­нах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; зна­ки препинания в конце предложений.

Развитие речи. Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников. Практическое овладение учебным
диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения. Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.


Русский язык (85 часов)

  1. Фонетика и орфоэпия (20 ч.)

  2. Графика и орфография (20 ч.)

  3. Слово и предложение. Пунктуация (22 ч.)

  4. Развитие речи (23 ч.)


Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных глас­ных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих соглас­ных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение мо­дели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударе­ние. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами совре­менного русского литературного языка

Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функ­ции ь: 1) показатель мягкости предшест­вующего согласного, 2) разделительный. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Письмо слов и предложений с со­блюдением гигиенических норм. Усвоение приемов и последовательности правильно­го списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение:

- раздельное написание слов;

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

- обозначения гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи - ши);

- знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения.

Работа с предложением: замена слов, вос­становление деформированных предложе­ний. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного обще­ния. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, бла­годарность, обращение с просьбой).



Согласно учебному плану на изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отводится 165 часов из расчета 5 ч в неделю.


Количество часов:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

40 ч

40ч

45ч

40ч

1 полугодие 80 часов 2 полугодие 85 часов



Количество контрольных работ


1 четверть

Тест (стартовая диагностика) -1

2 четверть


3 четверть


4 четверть

Тест (итоговая диагностика) -1

Итого за год

Тест - 2



















  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы


Тема раздела/ количество часов

Номер урока

Дата проведения

Информация о корректировке

Тема урока


Планируемый результат по разделу

Введение

5 ч.

1



Ориентировка на странице тетради. Школьные принадлежности.

Выполнять работу по простой инструкции. Отрабатывать способ дей­ствия. Выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской.


2



Отработка алгоритма действий на страницах тетради. Правила посадки при письме.

Отрабатывать способ дей­ствия. Проводить линии от определённой точки в заданном направ­лении. Анализировать особенности правильной посадки, положения тетради и положения ручки в руке при письме правой и левой рукой.


3



Стартовая диагностическая работа.

Выполнять диагностические задания. Работать по простой инструкции.


4



Введение понятия «слово». Рисование длинных горизонтальных линий.

Составлять рассказ по картинкам. Понимать значение понятия «слово», обозна­чать каждое слово полоской. Усвоить различия между предметом и обозначающим его словом. Классифицировать предме­ты: животные дикие и домашние.


5



Отработка алгоритма действий на страницах тетради. Рисование длинных вертикальных линий.

Называние каждого (любого) предмета на рисунках словом (слова обозначаются по­лосками). Ориентировка в поняти­ях «слева», «справа», «верх», «низ». Проведение параллель­ных и непараллельных линий.

Подготовительный период

15 ч.

6



Отработка понятия «слово». Рисование коротких горизонтальных линий.

Обозначать предложения полосками. Выявлять сходство и различие в объектах. Тренироваться в проведении горизон­тальных и вертикальных параллельных линий.



7



Деление предложения на слова. Рисование коротких вертикальных линий.

Делить предложения на слова. Классифи­цировать предметы по задан­ному признаку: подбирать пары слов по первому звуку: пальто – пана­ма, шапка – шорты, варежки – валенки, босоножки – ботинки. Тренироваться в проведе­нии наклонных парал­лельных

линий.


8



Сравнение звуков. Рисование длинных наклонных линий.

Сравнивать звуки по твёрдости-мягкости. Самостоятельно под­бирать пары слов по перво­му звуку по принципу парности по твёрдости-мягкости. Тренироваться в проведении наклонных параллельных линий, волнистых линий.


9



Знакомство со звуковой схемой слова. Рисование длинных наклонных линий.

Проводить звуковой анализ слова «ау». Познакомиться со схемой зву­кового состава слова. Определять место зву­ков [у], [а] в словах (под ударением).


10



Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове. Рисование прямых линий.

Интонационно выделять заданный звук в сло­ве, определять его места в слове и сравнивать звуки. Проводить прямые и наклонные параллель­ные линии.


11



Знакомство с рабочей строкой. Письмо полуовалов.

Понимать значение выражения «рабочая строка». Находить рабочую строку в прописях и на доске. Тренироваться в свободном продвижении руки вдоль страницы. Проводить линии полуовалов.


12



Сравнение слов по звуковой структуре. Письмо прямых вертикальных палочек.

Классифицировать предметы (рыбы, насекомые). Называть слова со звуками [р], [р']. Проводить полуовалы. Ориентироваться на рабо­чей строке.


13



Звуковой анализ слов «кит», «кот». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Письмо прямых наклонных палочек.

Проводить звуковой анализ слов кит и кот. Сравнивать эти слова по звуковой структуре. Подбирать слова к схемам. Проводить овалы. Находить середину надстроч­ного пространства. Проводить заданные линии на рабочей строке.



14



Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Рисование змейки.

Проводить звуковой анализ слов лук и лес. Сравнивать эти слова по звуковой струк­туре. Называть слова со звуками [л], [л'].



15



Развитие свободы движения руки.

Искать и находить звуки [л], [л'] в словах – названиях картинок. Проводить линии сложной траектории.


16



Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова.

Различать овалы и кру­ги. Прописывать на рабочей строке элементы букв.


17



Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова.

Проводить звуковой анализ слова санки. Ориентироваться на высоту строки при исполь­зовании рабочих строк двух видов. Прописывать на рабочей строке элементы букв.


18



Письмо заглавной и строчной букв А, а.

Проводить поэлементный анализ заглавной и строчной букв А, а. Тренироваться в написании букв.


19



Знакомство с буквой Я (я).

Проводить звуковой анализ слов мяч, пять, дыня. Составлять рассказа по серии сюжетных кар­тинок. Разгадывать кроссворд.


20



Письмо заглавной и строчной букв Я, я.

Проводить поэлементный анализ заглавной и строчной букв Я, я. Тренироваться в написании букв. Выбирать и записывать недостающие буквы.

Основной период

60 ч.

21



Закрепление правил обозначения звука [а] буквами.

Вписывать изученные буквы с опорой на звуко­вые модели слов.


22



Письмо заглавной и строчной букв О, о.

Проводить звуковой анализ слов ёжик, ёлка, ёлки. Разга­дывать кроссворд. Составлять рассказ по сюжетным картин­кам. Сравнивать расска­зы.


23



Письмо заглавной и строчной букв Ё, ё.

Проводить поэлементный анализ заглавной и строчной букв Ё, ё. Тренироваться в написании букв. Повторять написание изученных букв.



24



Буква ё в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]).

Проводить поэлементный анализ заглавной и строчной букв Ё, ё. Тренироваться в написании букв. Повторять написание изученных букв.



25



Закрепление правил обозначения звуков [а] и [о] буквами.

Тренироваться в написании букв О, о. Сопоставлять строчные буквы а – о. Выбирать и записывать недостающие буквы. Тренироваться в написании букв. Вписывать изучен­ные буквы с опорой на зву­ковые модели слов.


26



Письмо заглавной и строчной букв У, у.

Сравнивать слова утка, утята. Соотносить схемы со словами. Проводить поэле­ментный анализ заглав­ной и строчной букв У, у. Тренироваться в написании букв.


27



Письмо заглавной и строчной букв Ю, ю.

Определять положение звука [у] в слове. Проводить поэле­ментный анализ заглав­ной и строчной букв Ю, ю. Тренироваться в напи­сании букв.


28



Закрепление правил обозначения звуков [у], [а] и [о] буквами.

Писать изученные буквы. Вписывать пропущен­ные буквы с опорой на звуковые модели слов.


29



Знакомство с буквой Э (э).

Проводить звуковой анализ слов экран, эхо. Под­бирать модели к словам.


30



Письмо заглавной и строчной букв Э, э.

Поэлементно анализировать заглавную и строчную буквы Э, э. Отрабатывать написание изученных букв.


31



Письмо заглавной и строчной букв Е, е.

Соотносить схему с глас­ными буквами со слова­ми. Соотносить звуко­вые модели со словами – названиями картинок (для сильных учеников). Проводить поэлементный анализ заглавной и строчной букв Е, е. Тренироваться в написании букв.


32



Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.

Тренироваться в написании букв. Устанавливать зако­номерности в расположении букв в ряду. Вписывать пропущенные буквы с опорой на звуковые модели слов.


33



Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.

Тренироваться в написании букв. Устанавливать зако­номерности в расположении букв в ряду. Вписывать пропущенные буквы с опорой на звуковые модели слов.


34



Письмо строчной буквы ы.

Проводить поэлементный анализ строчной буквы ы. Тренироваться в написании букв. Устанавливать закономерности в расположе­нии букв в ряду.


35



Знакомство с буквой И, (и).

Проводить звуковой анализ слов флаги, гиря. Разгадывать кроссворд. Тренироваться в написании букв. Устанавливать закономерности в расположе­нии букв в ряду. Вписывать пропущенные буквы с опорой на звуковые модели слов.


36



Письмо заглавной и строчной букв И, и.

Определять положение звука [и] в слове. Поэлементно анализировать заглавную и строчную буквы И, и. Тренироваться в написании букв. Сопоставлять строчные буквы и-у.


37



Отработка написания изученных букв.

Тренироваться в написании изученных букв. Устанавливать соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв. Обозначать гласные звуки в словах буквами.


38



Отработка написания изученных букв.

Тренироваться в написании изученных букв. Устанавливать соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв. Обозначать гласные звуки в словах буквами.


39



Отработка написания изученных букв.

Тренироваться в написании изученных букв. Устанавливать соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв. Обозначать глас­ные звуки в словах буквами.


40



Отработка написания изученных букв.

Тренироваться в написании изученных букв. Устанавливать соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв. Обозначать глас­ные звуки в словах буквами.


41



Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твердости-мягкости звуков.

Выполнять упражнение на повторе­ние правила написания букв, обозначающих глас­ный звук, после твёрдых и мягких согласных звуков. Отрабатывать написание изученных букв.


42



Письмо заглавной и строчной букв М, м.

Проводить поэлементный анализ заглавной и строчной букв М, м. Тренироваться в написании букв. Писать слоги и слова. Вписывать изученные буквы с опорой на звуковые модели слов. Записывать слова в соответствии с последовательностью моделей.


43



Знакомство с буквой Н (н).

Проводить звуковой анализ слов нос, нитки. Составлять словосочетания с местоимениями он, она, оно, они. Выполнять дифференцированные задания.


44



Письмо заглавной и строчной букв Н, н. Письмо слогов, слов.

Проводить поэлементный анализ заглавной и строчной букв Н, н. Тренироваться в написании букв. Сравнивать заглавные и строчные буквы Н, н и Ю, ю. Вписывать изученные буквы с опорой на звуковые модели слов. Писать слоги, слова, предложения. Преобразовывать печатные буквы в письменные.


45



Письмо заглавной и строчной букв Р, р. Письмо слогов, слов.

Выполнять поэлементный анализ заглавной и строчной букв Р, р. Тренироваться в написании букв. Писать слоги, слова, предложения. Сопостав­лять слова, написанные печатным и письменным шрифтом. Составлять и записывать слова. Записывать слова в соответствии с заданными моделями.


46



Письмо заглавной и строчной букв Л, л.

Проводить поэлементный анализ заглавной и строчной букв Л, л. Тренироваться в написании букв. Сравнивать заглавные и строчные буквы Л, л и М, м. Дифференцировать буквы л м, л р. Писать слоги, слова, предложения. Преобразовывать печатные буквы в письменные.


47



Письмо заглавной и строчной букв Й, й.

Проводить поэлементный анализ заглавной и строчной букв Й, й. Тренироваться в написании букв. Сравнивать заглавные и строчные буквы Й, й и И, и. Писать слоги, слова, предложения. Записывать слова в соответ­ствии с заданными моделями.


48



Введение понятия «слог».

Делить слова на слоги. Определять слова, состоящие из одного слога. Тренироваться в написании изученных букв. Устанавливать соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв.


49



Отработка написания изученных букв.

Тренироваться в написании изученных букв. Устанавливать соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв. Писать слова, предложения. Преобразовывать печатные буквы в письменные. Записывать слова к нужной слоговой схеме.


50



Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной букв Г, г.

Опре­делять место ударения в слове. Соотносить слова (название рисунка) со слогоударной схемой слова. Проводить поэлементный анализ заглавной и строчной букв Г, г. Тре­нироваться в написании букв. Сравнивать заглавные и строчные букв Г, г и Р, р. Писать слова, предложения. Записывать слова в соответствии с заданными моделями. Восстанавливать деформированные предложения.


51



Письмо заглавной и строчной букв К, к.

Проводить поэлементный анализ заглавной и строчной букв К, к. Тренироваться в написании букв. Писать слова, предложения. Составлять и записывать слова. Преобразовывать печатные буквы в письменные. Изменять и записывать слова по образцу.


52



Дифференциация букв Г, г – К, к.

Тренироваться в написа­нии изученных букв. За­писывать слова на нужной строке в соответствии с наличием определённой буквы. Писать слоги, слова, предложения. Преобразовывать печатные буквы в письменные. Записывать слова в порядке следования звуковых моделей. Работать с деформированными предложениями.


53



Письмо заглавной и строчной букв З, з.

Проводить поэлементный анализ заглавной и строчной букв 3, з. Тренироваться в написании букв. Писать слова, предложения. Преобразовывать печатные буквы в письменные. Выбирать и записывать слова, соответствующие заданной модели. Составлять и записывать слова. Изменять и записывать слова по образцу.


54



Письмо заглавной и строчной букв С, с.

Тренироваться в написании заглавной и строчной букв С, с. Писать слова, предложения. Преобразовывать печатные буквы в письменные. Выбирать и записывать слова, соответствующие заданной модели. Изменять и записывать слова по образцу.


55



Дифференциация букв З, з – C, c.

Тренироваться в написании изученных букв. Записывать слова на нужной строчке в соответствии с наличием определённой буквы. Вписывать нужные буквы. Писать слоги, слова, предложения. Преобразовывать печатные буквы в письменные. Выбирать и записывать слова, соответствующие заданной модели. Составлять и записывать текст. Работать над осознанно­стью записываемых предложений.


56



Письмо заглавной и строчной букв Д, д.

Выполнять поэлементный анализ заглавной и строчной букв Д, д. Тренироваться в написании букв. Сравнивать строчные буквы д – у.


57



Письмо заглавной и строчной букв Д, д.

Писать слова, предложения. Записывать слова в порядке следования звуковых моделей. Преобразовывать печатный шрифт в письмен­ный. Составлять и записывать слова. Изменять и записывать слова по образцу. Восстанавливать дефор­мированные предложения.


58



Знакомство с буквой Т (т).

Выполнять поэлементный анализ заглавной и строчной букв Т, т. Тренироваться в написании букв.


59



Письмо заглавной и строчной букв Т, т.

Писать слова, предложения. Восстанавливать деформированные предложения. Преобразовывать печатный шрифт в письменный. Составлять и записывать слова.


60



Дифференциация букв Д, д, Т, т.

Изменять слова в соответствии с изменением звуковой модели. Записывать слова на нужной строчке в зависимости от наличия определённой буквы. Вписывать нужную букву. Преобра­зовывать печатные буквы в письменные. Писать слова, предложения. Записывать слова в по­рядке следования моделей. Составлять словосочетания. Самостоятельно записывать слова.


61



Письмо заглавной и строчной букв Б, б.

Выполнять поэлементный анализ заглавной и строчной букв Б, б. Тренироваться в написании букв. Писать слова, предложения. Преобразовывать печатный шрифт в письменный. Выбирать и записывать слова, соответствующие заданной модели. Дифференцировать буквы Б, б – Д, д. Вписывать нужные буквы.


62



Письмо заглавной и строчной букв П, п.

Поэлементно анализировать заглавную и строчную буквы П, п. Тренироваться в написании букв. Сравнивать буквы П Т, П Г,
nm, п г. Писать слова, предложения. Дифференцировать буквы Б, б П, п. Вписыва­ть нужную букву. За­писывать слова на нужной строчке. Составлять и записывать слова. Преобразовывать печатные буквы в письменные.


63



Знакомство с буквой В (в).

Поэлементно анализировать заглавную и строчную буквы В, в. Тренироваться в написании букв. Писать слова, предложения. Выбирать и записывать слова, соответствующие заданной модели.


64



Письмо заглавной и строчной букв В, в.

Составлять и записывать слова. Выбирать и записывать слова, соответствующие заданной модели. Преобразование и запись слов в соответствии с заданием.


65



Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф.

Поэлементно анализировать заглавную и строчную буквы Ф, ф. Тренироваться в написании букв. Писать слова, предложения. Диф­ференциация букв В, в – Ф, ф. Вписывание нужной буквы. Запись слов на нужной строчке. Выбирать и записывать слова, соответствующие заданной модели. Преобразовывать печат­ный шрифт в письменный.


66



Письмо заглавной и строчной букв Ж, ж.

Поэлементно анализировать заглавную и строчную буквы Ж, ж. Тренироваться в написании букв. Писать слова, предложения. Закрепление написания буквосочетания жи. Изменение слов по образцу, их запись. Преобразовывать печатный шрифт в письменный.


67



Письмо заглавной и строчной букв Ш, ш.

Поэлементно анализировать заглавную и строчную буквы Ш, ш. Тренироваться в написании букв. Сравнение букв Ш, ш – И, и. Писать слова, предложения. Закрепление написания буквосочета­ния ши. Изменение слов по образцу, их запись. Дифференциация букв Ж, ж Ш, ш. Вписывание нужной буквы. Запись слов на нужной строчке. Преобразовывать печатный шрифт в письменный.


68



Знакомство с буквой Ч (ч).

Поэлементно анализировать заглавную и строчную буквы Ч, ч. Тренироваться в написании букв. Преобразовывать печат­ные буквы в письменные. Вписывать в предложе­ния пропущенные слова.


69



Письмо заглавной и строчной букв Ч, ч.

Сравнивать буквы Ч У. Писать слова, предложения. Тренироваться в напи­сании буквосочетаний ча, чу. Вписывать нуж­ные буквосочетания.


70



Письмо заглавной и строчной букв Щ, щ.

Поэлементно анализировать заглавную и строчную буквы Щ, щ. Тренироваться в написании букв. Срав­нение букв Щ, щ – Ш, ш. Писать слова, предложения. Закрепление написания буквосочетаний ща, щу. Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразовывать печатный шрифт в письменный. Вписывание в предложения пропущенных слов. Запись слов в порядке следования звуковых моделей.


71



Письмо заглавной и строчной букв Х, х.

Поэлементно анализировать заглавную и строчную буквы X, х. Тренироваться в написании букв. Сравнение букв X, х – Ж, ж. Писать слова, предложения. Запись слов на нужной строчке. Преобразовывать печатный шрифт в письменный. Выбирать и записывать слова, соответствующие заданной модели. Со­ставление и запись слов


72



Письмо заглавной и строчной букв Ц, ц.

Поэлементно анализировать заглавную и строчную буквы Ц, ц. Тренироваться в написании букв. Срав­нение букв Ц, ц – Щ, щ, Ц и. Писать слова, предложения. Преобразовывать печатный шрифт в письменный. Изменение исходных слов и запись получившихся. Выбирать и записывать слова, соответст­вующие заданной модели. Дифференциация букв ц-ч-щ.


73



Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь.

Тренироваться в написании буквы ь. Писать слова, предложения. Преобразовывать печатный шрифт в письменный.


74



Письмо строчной буквы ь.

Изменение исходных слов и запись получившихся. Отгадывание загадок. Списывание загадки.


75



Слова с разделительным мягким знаком.

Писать слова, предложения с буквой ь – показа­телем мягкости согласных. Писать слова с разделительным мягким знаком. Составление и запись слов. Вписывание в предложения пропу­щенных слов.


76



Письмо строчной буквы ъ.

Тренироваться в написании буквы ъ. Писать слова, предложения. Преобразовывать печат­ный шрифт в письменный. Изменять исходные слова и записывать получившиеся. Вписывать нужные слова.


77



Промежуточная проверочная диагностическая работа по теме: «Звуки и буквы».

Правильно писать все буквы русского алфавита. Вписывать нужную букву. Соотносить слова со звуковой моделью слова.


78



Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

Находить ошибочное написание с помощью учителя и самостоятельно. Выполнять работу над ошибками. Подбирать примеры и записывать слова. Оценивать работу по коллективно выработанным критериям.


79



Закрепление написания всех букв русского алфавита.

Работать в прописях. Отгадывать и списывать загадки. Тренироваться в написании всех букв на узкой строке. Работа с деформированными предложениями. Преобразовывать печатный шрифт в письменный.


80



Закрепление написания всех букв русского алфавита.

Выполнять работу в прописях. Отрабатывать написание предложений на узкой строке. Преобразовывать печатный шрифт в письменный. Списывать предложения. Записывать рассказ.

Русский язык. Фонетика и орфоэпия

20 ч.

81



Язык как средство общения. Порядок действий при списывании.

Знакомиться с учебником, условными обозначениями в учебнике, целями изучения русского языка. Анализировать речевые ситуации (знакомство, поздравительная открытка) и формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы. Работать с информацией, представленной в форме рисунка и в форме звуковой модели (проводить звуковой анализ).



82



Язык как средство общения. Порядок действий при списывании.

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Анализировать алгоритм порядка действий при списывании и использовать его при решении практических задач. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.


83



Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения.

Анализировать речевые ситуации, представленные в рисунке и в тексте. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Понимать информацию, представленную в неявном виде (пословицы), интерпретировать её и формулировать на основе интерпретации правила речевого поведения. Знакомиться с целью высказывания, интонацией и знаками препинания в конце предложений. Выбирать из текста предложение по заданным признакам (предложение с вопросительным знаком). Использовать алгоритм порядка действий при списывании.


84



Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений.

Понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию и на интонационное оформление предложений. Анализировать этикетные слова (слова приветствия) и определять ситуации, в которых они могут быть использованы. Наблюдать за интонационным оформлением предложений, устанавливать ситуации, в которых они могут быть произнесены. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.


85



Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения.


Оценивать текст с точки зрения наличия/отсутствия в нем необходимых для данной ситуации общения этикетных слов и выражений. Устанавливать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова. Выбирать предложенные этикетные слова, соответствующие заданным ситуациям общения.


86



Отработка порядка действий при списывании.

Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Соотносить слова с приведенными звуковыми моделями. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.


87



Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу (моделировать диалог заданной ситуации общения). Знакомиться со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?». Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос «что?»). Выбирать необходимый знак препинания в конце предложения и обосновывать его постановку. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.


88



Речевой этикет: слова просьбы и благодарности.

Выбирать языковые средства, соответствующие цели и условиям общения, для успешного решения коммуникативной задачи. Группировать слова по заданным основаниям (слова речевого этикета). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения.


89



Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; знаки препинания в конце предложения.

Находить в тексте слова по заданному признаку (отвечают на вопрос «кто?»). Преобразовывать информацию, полученную из схемы (составлять предложения с учетом знаков препинания в конце схем). Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.


90



Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, правописание собственных имен.

Оценивать правильность выбора языковых средств в ситуации общения, исправлять ошибки, допущенные при общении. Анализировать речевые ситуации, в которых необходимо называть имя и фамилию. Наблюдать различие между словами (собственные и нарицательные существительные, термины не используются), по результатам наблюдения выявлять отличительные признаки. Знакомиться с собственными именами и их правописанием. Использовать правило правописания собственных имен при решении практических задач.


91



Речевой этикет: использование слов ты, вы при общении.

Наблюдать использование слов «ты» и «вы» при общении. Формулировать правила употребления этих слов в различных ситуациях общения. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу (выбирать языковые средства для успешного общения). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения.


92



Правописание собственных имен.

Использовать знание алфавита и правило правописания собственных имен для решения практической задачи. Оценивать правильность выполнения заданий.


93



Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Отработка порядка действий при списывании и правила правописания собственных имен.

Анализировать информацию, полученную из рисунков. Наблюдать ситуации, в которых необходимо указывать возраст (или спрашивать о возрасте), формулировать правила устного общения на основе наблюдения. Восстанавливать предложения, выбирая правильные формы слова. Наблюдать за словами, сходными по звучанию, и их использованием в тексте (юмористическое стихотворение, языковая игра). Использовать алгоритм порядка действий при списывании и правило правописания собственных имен. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.


94



Описание внешности.

Анализировать ситуацию, представленную в тексте, формулировать на основе анализа правило речевого поведения. Интерпретировать информацию, содержащуюся в рисунке и тексте. Составлять устно небольшое монологическое высказывание, связанное с описанием собственной внешности.


95



Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Знакомиться со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», какое?», «какие?». Выделять из текста слова по заданным основаниям (отвечают на вопрос «какие?»). Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.


96



Описание внешности. Повторение слогоударных схем.

Составлять устно небольшое монологическое высказывание, связанное с описанием внешности знакомого человека. Использовать при описании синтаксические конструкции со словами «потому что», «так как». Находить информацию, не высказанную в тексте напрямую (заголовок стихотворения). Использовать алгоритм порядка действий при списывании и правило правописания собственных имен. Оценивать правильность выполнения заданий.


97



Описание внешности.

Наблюдать использование приема сравнения при описании внешности. Формулировать на основе наблюдения правило использования сравнения при описании внешности.


98



Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Задавать вопросы к словам («кто?», «что?», «какой?» и т.п.). Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Проводить звуковой анализ (соотносить слова и звуковые модели слов). Контролировать правильность и аккуратность записи.


99



Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем.

Обсуждать текст, в котором представлена неполная информация, устанавливать ситуации общения, в которых необходимо указывать адрес. Использовать правило правописания собственных имен (на примере записи адреса). Проводить звуковой анализ: находить в тексте слова по заданным основаниям. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.


100



Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке.

Формулировать правило записи адреса на конверте, открытке. Оформлять (записывать адрес) конверт или открытку.

Графика и орфография

20 ч.

101



Правила переноса слов.

Анализировать информацию, представленную на рисунке, формулировать на основе наблюдения правило переноса слов. Использовать правило переноса слов. Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма переноса слов и порядка действий при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.



102



Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.

Сравнивать информацию, приведенную в рисунках (адреса на конвертах), устанавливать ситуации, в которых необходимо указывать в адресе название страны. Наблюдать слова, имеющие несколько значений. Уточнять правило переноса слов (буквы й, ь, ъ). Подбирать подходящие по смыслу слова, опираясь на вопросы. Использовать правило переноса слов. Проводить звуковой анализ.


103



Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь.

Обсуждать текст, моделировать на основе приведенного текста самостоятельное высказывание об истории своего города (села, деревни).


104



Знакомство с образованием слов в русском языке.

Наблюдать образование слов в русском языке. Анализировать пары слов, связанных словообразовательными связями, и формулировать прием, позволяющий установить словообразовательные связи (прием развернутого толкования). Использовать прием развернутого толкования слов.


105



Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Отработка умения задавать вопросы к словам.

Составлять приглашение на экскурсию. Сравнивать приведенные примеры приглашений на экскурсию, находить и исправлять ошибки, нарушающие правильность речи. Задавать к словам вопросы «кто?», «что?», «какой?». Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Определять для себя возможность/ невозможность выполнения задания.


106



Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей.

Обсуждать текст, составлять небольшое монологическое высказывание о профессиях родителей (близких). Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Анализировать приведенные вопросы в соответствии с ситуацией общения (вопрос о профессии), устанавливать, какие вопросы точно соответствуют ситуации (точность речи).


107



Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Наблюдать за словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?». Задавать вопросы «что делать?», «что сделать?» к приведенным словам. Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма порядка действий присписывании, правильность и аккуратность записи.


108



Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Обсуждать текст, составлять на основе обсуждения небольшое монологическое высказывание о выборе будущей профессии. Анализировать значение слов, используя прием развернутого толкования. Наблюдать слова, сходные по звучанию, устанавливать, с какой целью они используются в текстах (юмористическое стихотворение, языковая игра). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения (использовать прием развернутого толкования слов).


109



Речевая ситуация: обсуждение поступков.

Обсуждать текст, формулировать, основываясь на тексте, простые выводы (характер героя, его поступки). Составлять небольшое монологическое высказывание о собственных поступках. Анализировать речевые формулы извинения и соотносить их с приведенными ситуациями общения.


110



Повторение правила правописания сочетаний жи-ши.

Использовать правило правописания сочетаний жи-ши, осуществлять самоконтроль использования правила. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения (сравнивать значения слов). Контролировать правильность и аккуратность записи.


111



Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Повторение правила правописания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Анализировать тексты, обсуждать проблемные ситуации (правила речевого поведения), формулировать выводы об использовании речи для убеждения. Использовать правила правописания сочетаний ча-ща, чу-щу. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения (соотносить приведенные слова со звуковыми моделями). Контролировать правильность и аккуратность записи.


112



Речевая ситуация: описание своего характера и поступков.

Обсуждать текст, формулировать на основе текста выводы (учитывать в собственном поведении и поступках позицию собеседника). Составлять, опираясь на приведенные примеры, небольшое монологическое высказывание (описывать собственный характер).


113



Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?».

Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, связанных с постановкой вопросов к словам, использовании правила переноса слов и при списывании. Контролировать правильность и аккуратность записи.


114



Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Анализировать приведенные в тексте ситуации общения и формулировать правила речевого поведения (необходимость учитывать интересы собеседника). Наблюдать высказывания, в которых представлена неполная информация, исправлять допущенные при речевом общении ошибки. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Наблюдать слова, сходные по звучанию, и их использование в юмористическом стихотворении.


115



Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта.

Обсуждать речевую ситуацию, в которой наблюдается несовпадение интересов, формулировать правило речевого взаимодействия (учитывать существование различных точек зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве). Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи (преодоление конфликта).


116



Знакомство с родственными словами.

Наблюдать за родственными словами. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения (выявлять общую часть слов). Находить в тексте слово по заданным основаниям (характеристики звукового и слогового состава слова). Осуществлять самоконтроль при списывании.


117



Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?».

Анализировать текст (формулировать ответы на основе текста), составлять небольшое устное монологическое высказывание о собственных интересах. Наблюдать за словами, сходными по значению, устанавливать возможность замены в тексте слов, близких по значению. Соотносить знаки препинания в конце предложения с целевой установкой предложения. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения.


118



Письменная речь: объявление.

Сопоставлять тексты объявлений, анализировать, на какое объявление откликнется больше читателей. Выявлять неточности в приведенном объявлении и исправлять их. Понимать информацию, представленную в неявном виде (пословицы), определять ситуации общения, в которых могут быть употреблены приведенные пословицы.


119



Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи-ши.

Использовать правило правописания сочетаний жи-ши. Выделять общий признак группы слов (согласный звук, который повторяется), находить слово, в котором отсутствует выделенный признак. Осуществлять самоконтроль при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.


120



Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов.

Анализировать тексты, в которых представлены вымысел и фантазия, формулировать на основе наблюдения вывод о целях создания подобных текстов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения (сопоставлять слова, сходные по звучанию, устанавливать причины речевых ошибок, формулировать правило речевого поведения). Наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Дополнять таблицу информацией из текста (находить слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Слово и предложение. Пунктуация

22 ч.

121



Устная речь: вымышленные истории.

Анализировать текст, в котором представлены вымысел и фантазия, и сопоставлять его с подобными текстами.


122



Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов.

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения (восстанавливать устойчивые сочетания слов). Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, связанных с постановкой вопросов к словам, и при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.


123



Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов.

Обсуждать ситуации общения, в которых выражается просьба, выбирать формулы речевого этикета, соответствующие ситуации общения. Моделировать речевую ситуацию вежливого отказа, используя опорные слова. Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, связанных с использованием правил переноса, правила правописания сочетаний ча-ща, чу-щу, и при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.


124



Письменная речь: объявление.

Анализировать информацию, полученную из текста и из рисунка. Выявлять причины неуспешного общения и корректировать текст, исправляя ошибки.


125



Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?» и правила правописания собственных имен.

Использовать умение задавать вопросы к словам. Соблюдать правило правописания собственных имен. Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий. Контролировать правильность и аккуратность записи. Оценивать правильность выполнения заданий.


126



Описание внешности животного. Повторение правила правописания сочетания жи-ши и работы со звуковыми моделями.

Анализировать тексты, в которых представлено описание внешности животного. Устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую (определение характера, повадок животного по описанию его внешности и кличке). Использовать правила правописания собственных имен и сочетаний жи-ши при решении практических задач. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения (находить слова, соответствующие звуковым моделям). Осуществлять самоконтроль при списывании.


127



Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения.

Обсуждать ситуацию общения, в которой выражается просьба, аргументировать свою позицию. Анализировать высказывания и устанавливать, какие из них содержат просьбу, а какие – приказ. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при постановке знаков препинания в конце предложения. Находить в тексте слова по заданному основанию (ударение на первом слоге).


128



Отработка звукового анализа и порядка действий при списывании.

Определять, какой звук чаще других повторяется в слове, устанавливать, в каком слове он обозначен другой буквой. Осуществлять самоконтроль при списывании.


129



Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам.

Наблюдать за текстом-описанием, на основе наблюдения выделять языковые средства, которые позволяют определить внешность и характер. Моделировать речевую ситуацию описания внешности и характера (повадок) домашнего животного. Анализировать устойчивые сочетания слов с опорой на приём развёрнутого толкования. Наблюдать за словами, сходными по звучанию и написанию.


130



Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам.

Осуществлять самоконтроль при постановке вопросов к словам, при использовании правила переноса слов и при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения (находить слова, в которых количество звуков и букв не совпадает). Оценивать правильность выполнения заданий.


131



Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам, порядка действий при списывании; повторение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща.

Анализировать текст, сопоставлять сигналы, с помощью которых общаются животные, и язык людей. Обсуждать поведение героя стихотворения, соотносить текст и заглавие текста. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения (записывать слова из текста в том порядке, в котором даны звуковые модели). Осуществлять самоконтроль при постановке вопросов к словам и при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.



132



Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании.

Аргументировать свое мнение при обсуждении текста. Анализировать речевые формулы приветствия как показатель отношения к собеседнику. Находить в тексте выражения, характеризующие настоящую дружбу, использовать их в собственных рассказах о друзьях. Наблюдать за словами, которые можно записать цифрами (термин «имя числительное» не употребляется). Осуществлять самоконтроль при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.


133



Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении.

Анализировать мимику и жесты при общении, формулировать на основе анализа правило речевого поведения. Объяснять смысл пословиц, соотносить приведенные пословицы с ситуациями общения. Выявлять образные выражения в текстах.


134



Отработка умений задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при проведении звукового анализа. Оценивать правильность выполнения заданий. Осуществлять самоконтроль при постановке вопросов к словам и при списывании.


135



Речевая ситуация: обсуждение интересов. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правил правописания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Составлять небольшое монологическое высказывание о своих друзьях и их увлечениях. Наблюдать за словами, имеющими несколько значений. Осуществлять самоконтроль и взаимный контроль при выполнении заданий, связанных с умением задавать вопросы к словам, при использовании правила написания сочетаний ча-ща, чу-щу и при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.



136



Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса.

Аргументировать свое мнение при обсуждении текста. Сравнивать между собой слова и не слова, формулировать на основе сравнения признаки слова (единство звучания, написания и значения).


137



Отработка порядка действий при списывании.

Опираясь на тексты, обосновывать необходимость умения писать без ошибок. Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку. Осуществлять самоконтроль при списывании и при постановке ударений в словах. Оценивать правильность выполнения заданий.



138



Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова.

Анализировать речевую ситуацию, выбирать адекватные высказывания, в которых содержится извинение. Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, устанавливать причины возможной ошибки при записи этих слов. Знакомиться с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Учитывать возможность проверки при обнаружении места в слове, где можно допустить ошибку.


139



Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста.

Анализировать речевую ситуацию, в которой выбор языковых средств зависит от возраста собеседника.



140



Повторение функций ь.

Формулировать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного). Знакомиться со значком транскрипции, использовать транскрипцию при решении практических задач. Устанавливать в тексте значение слов, сходных по звучанию и написанию. Осуществлять самоконтроль при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.


141



Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функций ь и порядка действий при списывании.

Выбирать адекватные языковые средства при поздравлении и вручении подарка. Анализировать тексты поздравительных открыток, формулировать правило речевого поведения (предпочтительно самостоятельно писать поздравление, чем дарить открытку с готовым текстом). Восстанавливать порядок предложений в деформированном тексте. Находить в тексте слова по заданным основаниям (ь обозначает мягкость предшествующего согласного).


142



Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов.

Анализировать текст, в котором нарушены точность и правильность выражения мысли, выявлять и исправлять ошибки, используя правило речевого общения (строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет). Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при анализе приведенных высказываний. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения (находить слова, в которых есть звук [й’] и определять букву, которая его обозначает). Осуществлять самоконтроль при переносе слов и при списывании.

Развитие речи 23 ч.

143



Комплексная контрольная работа.

Выполнять работу в соответствии с требованиями стандарта к планируемым результатам обучения.


144



Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Анализировать текст объявления. Устанавливать, опираясь на текст, нарушение правил речевого поведения (неправильное обращение к взрослому). Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. Формулировать правило правописания сочетаний чк, чн. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при использовании правила правописания сочетаний чк, чн и при классификации слов по заданным основаниям.


145



Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн.

Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова (на примере сочетания чк). Осуществлять самоконтроль при делении слов для переноса, определении функции букв ё, ю, постановке знаков препинания в конце предложения и при списы-вании.


146



Речевая ситуация: использование интонации при общении.

Наблюдать за интонацией при общении; читать текст, изменяя интонацию для выражения различных чувств. Находить слова, имеющие несколько значений. Наблюдать за сходными по значению словами (термин «синонимы» не употребляется) и их использованием в речи. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения (выбирать из приведенных слов подходящее и использовать его в предложении на месте пропуска).


147



Знакомство со словами, близкими по значению.

Анализировать различные типы текстов – описание, повествование, рассуждение (термины не используются). Знакомиться с правилом речевого поведения. Составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме. Проводить звуковой анализ. Осуществлять самоконтроль на основании сопоставления с приведенным в учебнике вариантом ответа. Пошагово контролировать правильность постановки вопросов к словам и соблюдение порядка действий при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.


148



Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании.

Наблюдать за текстами, в которых по-разному описывается одна и та же ситуация. Выявлять смысловые ошибки и устранять их, учитывая целевую установку текста (описание театра или рассказ о представлении).


149



Знакомство с нормами произношения и ударения.

Обсуждать порядок действий в случае затруднения произношения слова или установления в нем места ударения. Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. Использовать правило написания прописной буквы. Осуществлять самоконтроль при списывании.


150



Научная и разговорная речь.

Анализировать тексты разговорной и книжной речи, устанавливать ситуации, в которых используется разговорная и научная речь. Использовать прием развернутого толкования для выявления словообразовательных связей.


151



Наблюдение за образованием слов и местом в слове, где можно допустить ошибку.

Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. Находить в тексте слово по заданным характеристикам (с разделительным ь), использовать транскрипцию для записи звуков. Осуществлять самоконтроль при списывании.


152



Научная и разговорная речь.

Сопоставлять тексты, различать разговорную и научную речь, аргументировать свой ответ. Соотносить слово с приведенной звуковой моделью, приводить примеры слов, соответствующих звуковой модели. Наблюдать за словами, имеющими несколько значений, и их использованием в речи.


153



Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании.

Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. Осуществлять самоконтроль при постановке знаков препинания в конце предложения и при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.


154



Письменная речь: написание писем.

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения (задавать к словосочетаниям с неизменяемыми словами вопросы «кто?», «какой?»). Пошагово контролировать правильность постановки вопросов к словам и соблюдение порядка действий при списывании.


155



Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами.

Анализировать текст, интерпретировать информацию, представленную в неявном виде. Наблюдать за неизменяемыми словами и правилами их употребления. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при восстановлении предложений с пропусками.


156



Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет.

Анализировать различные речевые формы запретов. Устанавливать ситуации и приводить примеры, в которых могут быть использованы те или иные речевые формы запретов.


157



Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам.

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения (находить слова, в которых буквы е, ю не обозначают мягкость предшествующего согласного). Осуществлять самоконтроль на основании сопоставления с приведенным вариантом ответа. Пошагово контролировать правильность постановки вопросов к словам и соблюдение порядка действий при списывании.


158



Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном.

Анализировать текст, составлять на основе анализа небольшое монологическое высказывание по предложенной теме (рассказ о цирке). Наблюдать за заимствованными словами (термин не употребляется).


159



Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правила переноса слов.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при делении слов для переноса. Осуществлять самоконтроль при переносе слов, правописании сочетания ши и при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.


160



Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе.

Составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме (рассказ о летнем отдыхе). Наблюдать за словами, имеющими сходное значение, и их использованием в речи. Выбирать знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации.



161



Научная и разговорная речь. Повторение.

Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. Интерпретировать информацию, представленную в неявном виде (находить ошибку при сопоставлении рисунка и неправильно составленной звуковой модели слова). Осуществлять самоконтроль при списывании.


162



Речевая ситуация: составление объявления.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при составлении объявления. Наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов, словами, сходными по звучанию, и их использованием в речи. Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова.


163



Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам.

Использовать приём развёрнутого толкования для установления словообразовательных связей между словами. Проводить звуковой анализ (находить в тексте слова с указанным звуком). Контролировать правильность и аккуратность записи.


164



Слова близкие по значению. Повторение.

Анализировать ситуации письменного общения (письмо). Использовать знание собственного адреса при оформлении конверта (открытки).


165



Нормы произношения. Повторение.

Наблюдать за словами, сходными по написанию, но различающимися местом ударения, и их использованием в тексте. Осуществлять самоконтроль при постановке вопросов к словам, использовании правила правописания собственных имен и при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!