МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
142900, Московская область, тел. 31-540
г. Кашира, улица Маршала Астахова, д.1
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО _________ Старожук Н.В. Протокол ШМО №1 от « ___ » августа 2020 г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________ Т.А. Лемешко «_____» ______________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №1» _____________Шустрова Т.Е. «_____»_____________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Класс: 9 «А»
Составитель: Ширяева Наталья Валерьевна,
учитель I квалификационной категории
Кашира
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена:
- на основе требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС);
- на основе образовательной программы МБОУ СОШ №1;
- с учетом учебного плана МБОУ СОШ № 1 (2,5 часа в неделю, 88 часов за учебный год);
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 с изменениями).
Программа ориентирована на учебник Русский язык 9 класс:
Учебно-методическое обеспечение:
Рабочая программа обеспечена УМК для 9 класса:
Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др., М.: «Просвещение», 2020г.
Поурочные разработки под редакцией Н.В. Егоровой (Универсальное издание к учебнику), Москва, «Вако», 2019.
Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные умения
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1. | Международное значение русского языка. | 1 ч. |
2. | Повторение изученного в 5 - 8 классах. | 6 ч. +2 ч. |
3. | Синтаксис и пунктуация. Культура речи. | 1ч. + 1 ч. |
Союзные сложные предложения |
3.1. | Сложное предложение | 2 ч. + 1ч. |
3.2 | Сложносочиненные предложения. | 4 ч. +3 ч. |
3.3 | Сложноподчиненные предложения. | 18 ч.+ 6 ч. |
| Сложноподчиненные придаточные с несколькими придаточными. | 6 ч.+2 ч. |
| Бессоюзные сложные предложения. | 6 ч.+2 ч. |
| Сложные предложения с различными видами связи | 3 ч.+2 ч. |
4. | Общие сведения о языке. | 2 ч.+ 2ч. |
5. | Повторение пройденного. | 15 ч.+4 ч. |
| Всего часов | 88 час. |
Содержание
Международное значение русского языка (1час)
Международное значение русского языка. Язык межнационального общения. Мировой язык.
Обучающийся научится: определять понятия «язык», «родной язык»;
определять особенности и роль русского языка в современном мире;
осознавать международное значение русского языка;
рассуждать на публицистическую тему.
Обучающийся получит возможность научиться: участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, работать над проектом «Международное значение русского языка».
Повторение изученного в 5 - 8 классах. ( 8 час.)
Разделы лингвистики. Фонетика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Развитие речи .Устное сообщение. Способы сжатия текста. Контрольное изложение.
Входная контрольная работа.
Обучающийся научится: определять основные единицы изучаемых разделов;
выполнять различные виды разборов; опираться на них в практике правописания; при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари; анализировать тексты различных типов речи, стилей текста, его признаки, доказывать принадлежность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного); создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение (2 часа)
Понятие о сложном предложении. Сложные союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Способы сжатого изложения содержания текста. Конспект
Р.р. Устное сообщение на лингвистическую тему.
Обучающийся научится: различать союзное и бессоюзное предложения; определять тип предложения по количеству грамматических основ, находить грамматические основы в предложениях, выполнять синтаксический разбор сложных предложений, использовать сложные синтаксические конструкции в собственной речевой практике.
Обучающийся получит возможность научиться: анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально смысловому типу речи и функциональной разновидности; анализировать особенности синтаксических конструкций с точки зрения их функционально – стилистических качеств, требований выразительности речи.
Сложносочинённые предложения ( 10 час.)
Понятие о сложносочиненном предложении. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Комплексный анализ текста. Рецензия.
Р.р.Сжатое изложение.
Р.р. Рецензия.
Обучающийся научится: определять структуру и особенности сложносочиненного предложения; различать типы сочинительных союзов, применять на практике разделительные знаки препинания в ССП; пользоваться синтаксическими синонимами ССП; интонационно правильно произносить ССП.
Обучающийся получит возможность научиться: оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв; выразительно читать тексты.
Сложноподчиненные предложения ( 23 часа)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Основные группы сложноподчиненных предложений. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Основные группы сложноподчинённых предложений
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными, следствия, присоединительными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.
Обучающийся научится:
опознавать сложноподчиненные предложения; отличать главное предложение от придаточного; определять функцию и роль в СПП союзов, союзных слов и указательных слов; применять разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями в СПП.
Обучающийся получит возможность научиться: писать сжатое изложение;
писать сочинение на основе картины; создавать сочинение-рассуждение на заданную тему; выполнять синтаксический пунктуационный разборы сложноподчинённых предложений;
Р.Р. Сжатый пересказ текста. Диалог. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Сочинение-рассуждение.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (8 часов)
Основные виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.
Р.Р. Составление деловых бумаг. Комплексный анализ текста.Сочинение - рассуждение
К Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Обучающийся научится: создавать высказывания различных типов социально-культурной и деловой сферах общения
Обучающийся получит возможность научиться: писать деловые письма, анализировать и оценивать высказывания с точки зрения их успешности в достижении результата.
Бессоюзные сложные предложения( 8 часов.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзном сложного предложения. Повторение.
Р.Р. Подробное изложение. Сочинение по картине (рассказ или отзыв).
К.Р. Контрольное тестирование по теме «Бессоюзное сложное предложение».
Обучающийся научится: определять понятие «бессоюзное сложное предложение»; отличать бессоюзное сложное предложение от союзного; различать группы бессоюзных сложных предложений по значению; применять правила постановки запятой, точки с запятой, двоеточия, тире в бессоюзном сложном предложении.
Обучающийся получит возможность научиться: работать над проектом, писать подробное изложение; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения;
Сложные предложения с различными видами связи (5 часов)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.
Р.Р. Комплексный анализ текста. Подробное изложение. Публичное выступление.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Обучающийся научится: опознавать многочленные сложные предложения,
виды союзной и бессоюзной связей в сложных предложениях; применять
правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Обучающийся получит возможность научиться: различать виды союзной и бессоюзной связей в сложных предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы сложных предложений с различными видами связи; писать сочинение-рассуждение.
Общие сведения о языке ( 4 часа)
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Русский литературный язык и его стили.
Обучающийся научится: характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди других славянских языков; определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, жаргоном; определять стилистическую принадлежность текста
Обучающийся получит возможность научиться: характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах ( 19 часов.)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Р.Р. Комплексный анализ текста. Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение К.Р. Итоговое тестирование. обобщать изученные сведения по разделам языкознания;
Обучающийся научится: систематизировать знания разных разделов лингвистики
Обучающийся получит возможность научиться: применять знания и умения в практике, подготовке к ОГЭ.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ « Русский язык »
№ п/п | Тема урока | Планируемая дата | Дата проведения | Количество часов |
Раздел 1. Введение (1 час) | | | |
1 | 1. | Международное значение русского языка | | | |
Раздел 2. Повторение изученного в 5 - 8 классах. (6 час.+ 2 р.р.) | | | |
2. | 1. | Фонетика. | | | |
3. | 2. | Лексика. Фразеология. | | | |
4. | 3. | Морфемика. Словообразование. | | | |
5. | 4. | Морфология. | | | |
6. | 5. | Самостоятельные и служебные части речи. | | | |
7. | 6. | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | | | |
8. | 7. | Входная диагностическая работа. Тест. | | | |
9. | 8. | Р.р. Изложение «О человеческом общении». | | | |
Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | | | |
3.1. Сложное предложение (1 час.+1 Р.р.) | | | |
10. | 1. | Сложные предложения, знаки препинания в них. | | | |
11. | 2. | Р.р. Способы сжатого изложения текста: тезисы и конспект. Устное высказывание на лингвистическую тему. | | | |
3.2.Сложносочиненные предложения (4 час.+3 Р.р.) | | | |
12. | 1. | Основные виды сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. | | | |
13. | 2. | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. | | | |
14. | 3. | Сложносочиненные предложения с разделительными и противительными союзами. | | | |
15. | 4. | Общий второстепенный член в ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | | | |
16. | 5. | Р.р. Сжатое изложение. | | | |
17. | 6. | Р.р. Сжатое изложение. | | | |
18. | 7. | Р.р. Рецензия. | | | |
3.3. Сложноподчиненные предложения ( 18 час.+6 р.р..) | | | |
19. | 1. | Строение сложноподчиненного предложения и его особенности. | | | |
20. | 2. | Союзы и союзные слова как средства связи придаточного предложения с главным. | | | |
21. | 3. | Указательные слова в главном предложении. | | | |
22. | 4. | Место придаточного предложения по отношению к главному. | | | |
23. | 5. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | | | |
24. | 6. | Основные группы сложноподчиненных предложений. Придаточные определительные. | | | |
25. | 7. | Придаточные определительные и местоименно-определительные. | | | |
26. | 8. | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | | | |
27. | 9. | Проверочная работа «СПП с придаточными определительными и изъяснительными». | | | |
28. | 10. | Р.р. Сжатое изложение. | | | |
29. | 11. | Анализ работ учащихся. Особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. Совершенствование пунктуационных навыков и навыков синтаксического разбора. Виды обстоятельственных придаточных. | | | |
30. | 12. | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными образа действия и степени. | | | |
31. | 13. | Обстоятельственные придаточные предложения места и времени. | | | |
32. | 14. | Р.р. Сжатое изложение. | | | |
33. | 15. | Сложноподчиненные предложения с придаточными условными. | | | |
34. | 16. | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины и цели. | | | |
35. | 17. | Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными сравнения, уступки, следствия. | | | |
36. | 18. | Р.р. Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» | | | |
37. | 19. | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. | | | |
38. | 20. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение». | | | |
39. | 21. | Р.р. Подготовка к сжатому изложению (по материалам ГИА) | | | |
40. | 22. | Р.р. Сжатое изложение. | | | |
41. | 23. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | | | |
3.4.Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (8 час.+2 р.р.) | | | |
42. | 1. | Основные виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. | | | |
43. | 2. | Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. | | | |
44-45. | 3. | Сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. | | | |
46-47. | 4. | Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП с несколькими придаточными | | | |
48. | 5. | Р.р. Составление деловых документов (заявление, автобиография). | | | |
49. | 6. | Р.р. Проектная деятельность «Два портрета А.С.Пушкина. | | | |
50-51. | 7. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложноподчиненные предложения». | | | |
52. | 8. | Контрольная работа. | | | |
3.5.. Бессоюзные сложные предложения ( 9 час. +2 р.р.) | | | |
53. | 1. | Анализ работ учащихся. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. | | | |
54-55. | 2. | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | | | |
56-57. | 3. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | | | |
58-59. | 4. | Тире между частями бессоюзного сложного предложения. | | | |
60. | 5. | Р.р. Реферат. | | | |
61. | 6. | Р.р. Проект «Синтаксическая синонимия сложных предложений». | | | |
62. | 7. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Бессоюзные сложные предложения» | | | |
63. | 8. | Контрольная работа. Тест. | | | |
3.6. Сложные предложения с различными видами связи (3час.+ 2 р.р.) | | | |
64. | 1. | Анализ работ учащихся. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | | | |
65. | 2. | Разделительные знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | | | |
66. | 3. | Авторские знаки препинания. | | | |
67. | 5. | Р.р. Критерии оценивания сочинения-рассуждения Сочинение-рассуждение. | | | |
68. | 6. | Р.р. Сочинение – рассуждение о храбрости. | | | |
Раздел 4. Общие сведения о языке (2 час. +2 р.р.) | | | |
69. | 1. | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. | | | |
70. | 2. | Русский литературный язык и его стили. | | | |
71. | 3. | Р.р. Сжатое изложение по материалам ГИА. | | | |
72. | 4. | Р.р. Сжатое изложение. | | | |
Раздел 5. Повторение и систематизация изученного (13 час.+ 3 р.р.) | | | |
73. | 1. | Фонетика. Графика. Орфография. | | | |
74. | 2. | Лексикология. Фразеология. Орфография. | | | |
75. | 3. | Р.р. Сжатое изложение. | | | |
76. | 4. | Морфемика. Словообразование. Орфография. Основные способы словообразования. | | | |
77. | 5. | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. | | | |
78. | 6. | Морфология. Именные части речи. | | | |
79. | 7. | Глагол, причастие, деепричастие. | | | |
80. | 8. | Наречие. Категория состояния. | | | |
81. | 9. | Предлог. Союз. Частица. | | | |
82. | 10. | Синтаксис. Пунктуация. | | | |
83. | 11. | Практикум «Разбор простого и сложного предложений» | | | |
84. | 12. | Тест (по материалам ГИА). | | | |
85. | 13. | Р.р. Сжатое изложение. Работа со словарем. | | | |
86. | 14. | Р.р. Сжатое изложение. | | | |
87. | 15. | Итоговая контрольная работа. | | | |
88. | 16. | Обобщение знаний за курс 9 класса. | | | |