Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и Концепции программы для начальных классов «Школа России», на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» .
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка во втором классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов.
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
йОсновные признаки согласных звуков.Их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Алфавит, апрель, берёза, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоко, яблоня, ягода, январь.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
8)Ф,У,Г,П,Т,Р,Б, Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочёты при начертании: Я, Т, Р, Ж, У, Х, Н, К, Ф и др. , а, у, д, з, в, б, т и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Изменение существительных по числам.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Приложение 1.
№ п/п | Тема урока. | Требования к уровню подготовки | Планируемые результаты | Дата по плану | Факт. дата |
Личностные | Позна ватель ные | Комму никатив ные | Регулятивные | | |
Наша речь (3ч) |
1 | Знакомство с учебником. Виды речи. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». | Делать выводы о значении речи в жизни человека. | Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. | Уметь договариваться и прихо дить к общему решению. | Оценивать свои результаты | 1.09 | |
2 | Что можно узнать о человеке по его речи. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. | Оцениватьпоступкис точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. | Делать выводы о значении речи в жизни человека. | Анализировать и делать выводы. | Обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему. | 2.09 | |
3 | Диалог и монолог. | Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Оцени-вать поступ-ки с точки зрения общепринятых правил «добро-го», «прави-льного» поведе-ния. | Различать диа лог и монолог. | Сотруд-ничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. | Аргументировать свою позицию. | 3.09 | |
Текст (3ч) |
4 | Текст. Тема текста. | Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей. Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Разли чать предложение и группу предложений. | Аргу ментировать свою пози цию. | Соотно сить резуль тат своей деятельности с целью и оцени вать его. | 6.09 | |
5 | Текст. Главная мысль текста. | . Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Опре делять тему, глав ную мысль текста. | Уметь договариваться и приходить к обще му реше нию. | Способность к мобили зации сил и энергии, к волево му усилию, к преодо лению трудностей. | 7.09 | |
6 | Части текста | Установление учащи мися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Выде лять части текста. | Обнаружи вать и формулиро вать учеб ную проб лему совместно с учите лем. | Волевая саморе гуляция. Прогно зирова ние резуль тата. | 8.09 | |
Предложение (15ч) |
7 | Что такое предложение? | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Разли чать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме. | Обнару живать и формулировать учебную пробле му совмест но с учителем. | Умение высказывать своё предпо ложение на основе работы с материалом учебни ка. | 9.09 | |
8 | Связь слов в предложении. | . Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. | Осоз нание роли языка и речи в жизни человека. | Составлять предложения, читать их, делать логическое ударе ние. | Сотруд ничество с учителем и сверстниками. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 10.09 | |
9 | Повторение. Контрольное списывание. | . Уметь грамотно списывать, навык грамотного каллиграфического письма | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Списывать текст, прого Вари вать его по слогам. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 13.09 | |
10 | Проверочная работа (входной срез). | Уметь самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Самостояте льно анали зиро вать слово и выби рать нуж ный вари ант его описа ния. | Уме ние слу шать и пони мать речь других. | Осозна ние качест ва и уровня усвое ния материала, оценка резуль татов работы. | 14.09 | |
11 | Работа над ошибками. | . | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Самостоя тельно анали зиро вать слово и выби рать нуж ный вари ант его описа ния. | Умение слушать и пони мать речь других. | Осозна ние качества и уровня усвое ния материала, оценка результатов работы. | 15.09 | |
12 | Главные члены предложения. | . Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить основу и второстепенные члены предложения. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебни ка. | 16.09 | |
13 | Второстепенные члены предложения. | Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Нахо дить второстепен ные члены предложения, дополнять основу второстепен ными члена ми. | Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | Способ ность к мобили зации сил и энергии, к волево му усилию, к преодо лению трудностей. | 17.09 | |
14 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | .Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Находить главные члены предложения. | Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. | 20.09 | |
15, 16 | Распространённые и нераспространённые члены предложения. | Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать распространённые и нераспространённые предложения. | Умение слушать и понимать речь других. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | 21.09 22.09 | |
17 | Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». . | Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Научиться прави льно стро ить предложения, изла гая свои мысли. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение опреде лять и формулировать цель деятель ности на уроке с помо щью учителя. | 23.09 | |
18 | Редактирование текста. Работа над ошибками. Связь слов в предложении. | Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Нахо дить, анали зиро вать и исправлять свои ошиб ки. | Умение слушать и пони мать речь других. | Делать выводы, сравни вать. | 24.09 | |
19 | Контрольный диктант по теме «Текст. Предложение» | Уметь устанавливать связъ слов в предложении, находить члены предложения, составлять предложения из данных слов. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Видеть и пра вильно записывать слова с орфог раммами | Умение слушать и пони мать речь других. | Способ ность к мобили зации сил и энергии, к волево му усилию, к преодо лению трудностей. | 27.09 | |
20 | Работа над ошибками. | Уметь классифицировать и исправлять ошибки | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Классифици ровать ошиб ки по орфог рам мам. | Умение аргумен тировать своё предпо ложение. | Оценка результатов работы. | 28.09 | |
21 | Связь слов в предложении. | . Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Устанавли вать связь слов в предложении, ста вить вопро с от главного к зависимому. | Умение оформ лять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предло жения или небольшого текста). | Умение проговаривать последователь ность дейст вий на уроке. | 29.09 | |
Слова, слова, слова… (22ч) |
22, 23 | Слово и его лексическое значение. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Опре делять лекси ческое значе ние слов. | Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. | Прогно Зирова ние результата. Осозна ние качества и уровня усвоения материала. | 30.09 1.10 | |
24 | Однозначные и многозначные слова. | Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Разли чать одно знач ные и многознач ные слова. | Умение слушать и пони мать речь других. | Кон троль в форме сличе ния способа дейс твия и его результата. | 4.10 | |
25 | Прямое и переносное значение слов. | Объяснять понятие прямое значение слова, переносное значение слова. Распознавать слова в прямом и переносном значении. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать прямое и переносное значение слов. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Волевая саморегуляция. | 5.10 | |
26 | Синонимы. | Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы. Работать со страничкой для любознательных. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Разли чать оттен ки значе ний сино нимов. | Умение работать в паре, группе. | Целепо лагание как постановка учебной задачи. | 6.10 | |
27 28 | Антонимы. Синонимы и антонимы. | Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить в тексте антонимы. Употреблять их в речи. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | Прогнозирование результата. | 7.10 8.10 | |
29 | Письменное изложение текста по данным к нему вопросам. . | Уметь определять тему текста и его частей, подбирать заголовок, излагать письменно содержание текста по вопросам. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Нахо дить в тексте орфог раммы и прави льно писать слова с ними. | Умение слушать и пони мать речь других. | Осозна ние качества и уровня усвое ния материала – оценка деятель ности. | 11.10 | |
30 | Работа над ошибками. | . Уметь классифицировать и исправлять ошибки | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Классифици ровать ошиб ки по орфог рам мам. | Умение аргумен тировать своё предпо ложение. | Умение состав лять план и последователь ность дейст вий на уроке. | 12.10 | |
31, 32 | Родственные слова. | .Знать понятие корень. Уметь одинаково писать корень в однокоренных словах | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Нахо дить в тексте и образовывать родст вен ные слова, употреблять их в речи. | Умение с достато чной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | 13.10 14.10 | |
33. 34 | Однокоренные слова. Корень слова. | .Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Нахо дить в словах корень образовывать однокорен ные слова, употреблять их в речи. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение опреде лять и формулировать цель деятель ности на уроке с помо щью учителя. | 15.10 18.10 | |
35 | Слоги. . | Уметь делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству слогов. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Делить слова на слоги. | Умение работать в паре, группе. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | 19.10 | |
36, 37 | Ударение . | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударенияРазличать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударенияСоставлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Нахо дить в словах удар ный слог. | Умение оформ лять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предло жения или неболь шого текста). | Прогно зирова ние результата. | 20.10 21.10 | |
38 | Проверочная работа по теме «Слова, слова…» | Уметь писать слова с изученными орфограммами. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека | Видеть в словах орфог раммы | Умение слушать и пони мать речь других. | Осозна ние качества и уровня усвое ния материала – оценка деятель ности. | 22.10 | |
39 | Работа над ошибками. . | Уметь классифицировать и исправлять ошибки. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Объяснять допу щен ные ошиб-ки, исправлять их | Умение с достаточной полно-той и точно-стью выра-жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | | 25.10 | |
40 | Перенос слов по слогам. . | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. У Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь- Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Пере носить слова с одной строки на дру гую. | Умение с достато чной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение опреде лять и формулировать цель деятель ности на уроке с помо щью учителя. | 26.10 | |
41 | Контрольный диктант по теме «Слова, слова..» | Уметь писать слова с изученными орфограммами. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека | Видеть в словах орфог раммы | Умение слушать и пони мать речь других. | Осозна ние качества и уровня усвое ния материала – оценка деятель ности. | 27.10 | |
42 | . Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам | Уметь классифицировать и исправлять ошибки. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Объяснять допу щен ные ошиб-ки, исправлять их | Умение с достаточной полно-той и точно-стью выра-жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | | 28.10 | |
43 | | Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Писать сочинения по серии карти нок. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 29.10 | |
44 | Работа над ошибками. . | Уметь классифицировать и исправлять ошибки. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Уме ние осознанно и произ вольно стро ить своё рече вое выска зыва ние. | Оформ лять свои мысли письменно. | Кон троль в форме сличе ния способа дейс твия и его результата. | 8.11 | |
Звуки и буквы (30ч) |
45 | Звуки и буквы. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Разли чать звуки и буквы, записывать транскрип цию слов. | Умение с достаточной полно той и точнос тью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Прогно зирова ние результата. | 9.11 | |
46 | Русский алфавит или Азбука. | Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Работать со страничками для любознательных | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Назы вать буквы, записывать слова в алфавитном поряд ке. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 10.11 | |
47 | Употребление заглавной буквы. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Писать имена собст венные с боль шой буквы. | Умение оформ лять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предло жения или неболь шого текста). | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 11.11 | |
48 | Гласные звуки.. | Нравственно-этичес кая ориентация. | Видеть глас ные звуки в словах, прави льно обозначать их буква ми. | Умение слушать и пони мать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 12.11 | |
49, 50, 51, 52, 53 | Правописание слов с проверяемым безударным гласным звуком в корне. | Определять безударный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Разли чать формы слова и однокорен ные слова, видеть орфог рамму в слове. | Умение с достаточной полно той и точнос тью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Уметь точно отвечать на вопросы. | 15.11 16.11 17.11 18.11 19.11 | |
54, 55, 56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.. | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Видеть орфог рамму в слове, прове рять безударные глас ные в корне слова. | Умение слушать и пони мать речь других. | Планирование – опреде ление последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | 22.11 23.11 24.11 | |
57 | Обучающее сочинение по репродукции картины. | Рассматривать репродукцию картины и анализировать. Составлятьрассказ по репродукции картиныиспользуя данное начало и опорные слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Писать сочинение, видеть орфог рамму в слове, грамотно писать. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 25.11 | |
58 | Проверочная работа по теме «Безударные гласные» | . Уметь писать слова с изученными орфограммами. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Уметь писать и оформлять предложения, прави льно писать слова со знако мыми орфог раммами | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Кон троль в форме сличе ния способа дейст вия и его результата. | 26.11 | |
59 | Работа над ошибками. . | | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Объяснять допу щен ные ошиб ки, исправлять их | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | 29.11 | |
60 | Согласные звуки. | Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Разли чать глас ные и согласные звуки. | Умение работать в паре, группе. | Способ ность к мобили зации сил и энергии, к волево му усилию, к преодо лению трудностей. | 30.11 | |
61 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й']. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Слы шать звук [Й] и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. | Умение работать в паре, группе. | Прогно зирова ние результата. | 1.12 | |
62 | Слова с удвоенными согласными. | Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ванна). | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Слы шать слова с удвоенной согласной в корне, прави льно обозначать их на письме. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение опреде лять и формулировать цель деятель ности на уроке с помо щью учителя. | 2.12 | |
63 | Сочинение по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» | Рассматривать репродукцию картины А.С. Степанова «Лоси» и анализировать. Составлять рассказ по репродукции картиныА.С. Степанова «Лоси» используя данное начало и опорные слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Составлять рас сказ по картинке. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 3.12 | |
64 | Работа над ошибками..Слова с удвоенными согласными. | Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ванна). | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Ре шать логические задачи по русскому языку. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Способ ность к мобили зации сил и энергии, к волево му усилию, к преодо лению трудностей. | 6.12 | |
65, 66 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | . Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Обоз начать мяг кость согласных звуков на письме. | Умение слушать и пони мать речь других. | Способ ность к мобили зации сил и энергии, к волево му усилию, к преодо лению трудностей. | 7.12 8.12 | |
67 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука на письме. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Обоз начать мяг кость согласных звуков на письме. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение опреде лять и формулировать цель деятель ности на уроке с помо щью учителя. | 9.12 | |
68, 69 | Правописание слов с мягким знаком в конце и середине слова перед согласными. | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (пальцы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Обоз начать мяг кость согласных звуков на письме. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 10.12 13.12 | |
70 | Проверочная работа по теме «Звуки и буквы. | Уметь писать слова с изученными орфограммами. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Опре делять орфог рамму и пра виль ное написание слов. | Умение слушать и пони мать речь других. | Конт роль в форме сличе ния способа дейс твия и его результата. | 14.12 | |
71 | Работа над ошибками. | Уметь видеть, анализировать и классифицировать ошибки | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Анализиро вать ошиб ки, классифици ровать их по орфог рам мам. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | 15.12 | |
72 | Подготовка к проекту «Пишем письмо.» | Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Пись менно изла гать свои мысли, писать письма. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Оценка результатов работы. | 16.12 | |
73 | Обобщение по теме «Звуки и буквы». | | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Применять знания для реше ния нестандарт ных задач. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Оценка результатов работы. | 17.12 | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (30ч) |
74 | Буквосочетания с шипящими звуками. | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Нахо дить в чужой и собственной работе орфографичес кие ошибки. | 20.12 | |
75 | Обучающее изложение. | Уметь определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана уметь устанавливать связь между предложениями; развивать речь. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Пере сказы вать содержание текста с опо рой на вопро сы; определять тему и глав ную мысль текста; нахо дить в словах изуче нные орфог раммы. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 21.12 | |
76 | Работа над ошибками. Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».. | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Нахо дить в словах изученные орфог раммы. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 22.12 | |
77 | Контрольный диктант по теме « Звуки и буквы». | Уметь писать слова с изученными орфограммами. Проверить навыки написания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, навыки написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, раздельного написания слов и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в конце предложения. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Нахо дить в словах изученные орфог раммы на слух. | Умение слушать и пони мать речь других. | Кон троль в форме сличе ния способа дейст вия и его результата. | 23.12 | |
78 | Закрепление знаний. Работа над ошибками. . | Уметь видеть, анализировать и классифицировать ошибки. Обобщить знания о написании мягких и твёрдых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю,Ь; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Анализиро вать ошиб ки, классифици ровать их по орфог рам мам. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | 24.12 | |
79. | Подготовка к осуществлению проекта «Рифма.» | Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Выби рать спос обы реше ния, соотносить зада ния с изученнымитема ми | Работать в парах, группах; Участво вать в обсуждении | Планировать свои дейст вия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализа ции | 27.12 | |
80, 81, 82 | Правописание сочетаний ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Применять прави ла право писа ния. Подбирать примеры с определённой орфог рам мой. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 28.12 29.12 30.12 | |
83, 84 | Звонкие и глухие согласные звуки. Систематизировать и | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Харак теризовать пар ные звон кие и глухие согласные | Работать в парах, группах; участво вать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 10.01 11.01 | |
85 | Правописание парных согласных в корне слова. | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Проверять пар ные звон кие и глухие согласные в корне слова | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 12.01 | |
86 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Проверять пар ные звон кие и глухие согласные в корне слова | Работать в парах, группах; участво вать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 13.01 | |
87 | Изложение повествовательного текста. | Уметь определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана уметь устанавливать связь между предложениями; развивать речь. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Пере Сказы вать содержание текста с опо рой на вопро сы. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 14.01 | |
88, 89, 90, 91 92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Проверять пар ные звон кие и глухие согласные на конце слова | Работать в парах, группах; участво вать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 17.01 18.01 19.01 20.01 21.01 | |
93 | Обобщение знаний об изученных правилах письма | Уметь объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами, сопоставлять правила обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Проверять пар ные звон кие и глухие согласные на конце слова | Работать в парах, группах; участво вать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 24.01 | |
94 | Обобщение знаний об изученных правилах письма | Уметь объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами, сопоставлять правила обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Проверять пар ные звон кие и глухие согласные на конце слова | Работать в парах, группах; участво вать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 25.01 | |
95 | Контрольная работа по теме «Звонкие и глухие согласные». | Уметь писать слова с изученными орфограммами. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Нахо дить в словах изученные орфог раммы на слух. | Умение слушать и пони мать речь других. | Кон троль в форме сличе ния способа дейс твия и его результата. | 26.01 | |
96 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Звонкие и глухие согласные». | Уметь видеть, анализировать и классифицировать ошибки | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Применять прави ла право писа ния. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | 27.01 | |
97, 98, 99 | Разделительный мягкий знак. | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Сопостав лять произ ноше ние и написание слов | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 28.01 31.01 1.02 | |
100 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Писать и переносить слова с разде лительным мяг ким знаком. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 2.02 | |
101 | Контрольное списывание. | . Уметь грамотно списывать, навык грамотного каллиграфического письма | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Безо шибочно писы вать текст с орфог рафическим прого вариванием. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 3.02 | |
102 | Обучающее сочинение «Зимние забавы». | Составлять рассказ по личным впечатлениям, вопросам и опорным словам | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Писать сочинение, видеть орфог рамму в слове, грамотно писать. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 4.02 | |
103 | Работа над ошибками. | Уметь видеть, анализировать и классифицировать ошибки | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Соот носить произ ноше ние и написание слов. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 7.02 | |
104 | Проверочная работа на тему «Разделительный мягкий знак». | Уметь правильно писать и переносить слова с разделительным мягким знаком, делать звуко-буквенный разбор слова, развивать орфографическую зоркость. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Соот носить произ ноше ние и написание слов. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 8.02 | |
Части речи (53ч) |
105, 106 | Части речи. . | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Ис пользовать специи аль ную терминоло гию | Работать в парах, группах; Участво вать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 9.02 16.02 | |
107 108 | Имя существительное как часть речи. | . Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов-имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Распределять имена существительные в тематические группы предметов. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 17.02 18.02 | |
109 110 111 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Ис пользовать специи аль ную терминоло гию | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 21.02 22.02 24.02 | |
112, 113, 114 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, из Интернета о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Ис пользовать специальную терминоло гию | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 25.02 28.02 1.03 | |
115 | Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи.. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать собственные имена существительные. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | 2.03 | |
116 | Заглавная буква в географических названиях. | Нравст-венно-этичес-кая ориентация. | Распознавать собст-вен-ные имена существительные. | Работать в парах, группах; Участво-вать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравни-вать. | 3.03 | |
117. | Обучающее изложение.. | . Уметь определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана уметь устанавливать связь между предложениями; развивать речь | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Пере Сказы вать содержание текста с опо рой на вопро сы; определять тему и глав ную мысль текста; нахо дить в словах изученные орфог раммы | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 4.03 | |
118 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | Уметь употреблять заглавную букву в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм; развивать речевую деятельность; отрабатывать правильное произношение. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Распознавать собст вен ные имена существительные. | Работать в парах, группах; Участво вать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 7.03 | |
119 | Проверочная работа по теме «Заглавная буква». | Уметь писать слова с изученными орфограммами. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Применять прави ла право писа ния | Умение слушать и пони мать речь других. | Кон троль в форме сличе ния способа дейст вия и его результата. | 9.03 | |
120 | Работа над ошибками. | Уметь классифицировать допущенные ошибки. | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Применять прави ла право писа ния. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | 10.03 | |
121, 122 | Единственное и множественное число имён существительных. | Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга — книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни). Работать с орфоэпическим словарём. Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Изме нять имена существительные по числам. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 11.03 14.03 | |
123 | Обучающее изложение. | Уметь определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана уметь устанавливать связь между предложениями; развивать речь | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Пере сказы вать содержание текста с опо рой на вопро сы; определять тему и глав ную мысль текста; нахо дить в словах изученные орфог раммы | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 15.03 | |
124 | Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Имя существительное». | Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Распознавать в речи имена существительные | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 16.03 | |
125 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Применять прави ла право писа ния. | Умение слушать и пони мать речь других. | Кон троль в форме сличе ния способа дейст вия и его результата. | 17.03 | |
126 | Работа над ошибками. | Уметь классифицировать допущенные ошибки. | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Применять прави ла право писа ния. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | 18.03 | |
127, 128, 129, 130 | Глагол как часть речи. | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Видеть глаго лы в речи, составлять слово сочетания с глаго лами. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 21.03 22.03 23.03 24.03 | |
131, 132 | Единственное и множественное число глаголов.. | Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работа с орфоэпическим словарём. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Опре делять число глаго лов. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 1.04 4.04 | |
133 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | . Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать). | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Писать части цу НЕ раз дельно с глаго лами. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 5.04 | |
134 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков. | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Писать части цу НЕ раз дельно с глаго лами. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | 6.04 | |
135, 136 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. | . Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать текст – повествова ние и выде лять его харак терные признаки. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 7.04 8.04 | |
137 | Проверочная работа по теме «Глагол». | | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Писать части цу НЕ раз дельно с глаго лами, видеть глаго лы в тексте. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 11.04 | |
138 | Имя прилагательное как часть речи. | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Нахо дить прила гательные в тексте. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 12.04 | |
139 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | Уметь устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Устанавли вать связь между существительным и прила гательным. | Работать в парах, группах; участво вать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 13.04 | |
140 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | Знать прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы и их роли в речи. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Подбирать к существительным прила гательные, близ кие и протии воположные по смыс лу | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 14.04 | |
141 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | Уметь распознавать прилагательные в единственном и множественном числе | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Опре делять число имени прила гательного. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 15.04 | |
142 | Текст – описание. Сочинение по картине.. | Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать текст – описа ние и выде лять его харак терные признаки. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 18.04 | |
143 | Работа над ошибками. | Уметь классифицировать допущенные ошибки. | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Применять прави ла право писа ния. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | 19.04 | |
144 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Устанавли вать связь между существительным и прила гательным. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 20.04 | |
145, | Местоимение.. | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Осознавать местоимение как часть речи. | Умение слушать и пони мать речь других. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 21.04 | |
146 | Текст – рассуждение.Сочинение. | Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать текст – рассуждение и выде лять его харак терные признаки. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 22.04 | |
147 | Работа над ошибками. | Уметь классифицировать допущенные ошибки. | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Применять прави ла право писа ния. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | 25.04 | |
148 | Проверочная работа по теме «Местоимения». | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Писать местоимения отдельно от других слов. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 26.04 | |
149, 150, 151 | Предлоги. | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Осознавать пред лог как часть речи. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 27.04 28.04 29.04 | |
152 | Раздельное написание предлогов со словами. | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Устанави вать связь слов в предложении с пом щью предлогов. | Умение слушать и пони мать речь других. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 4.05 | |
153 | Промежуточная аттестация в форме контрольного диктанта. | Уметь писать слова с изученными орфограммами. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Писать предлоги отдельно от других слов. | Умение слушать и пони мать речь других. | Кон троль в форме сличе ния способа дейс твия и его результата. | 5.05 | |
154 | Работа над ошибками. | | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Классифици ровать ошиб ки в соответствии с изученными прави лами. | Умение с достаточной полно той и точнос тью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | 6.05 | |
155 | Восстановление предложений. | Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Писать предлоги отдельно от других слов. | Работать в парах, группах; участво вать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 10.05 | |
156 | Проверочная работа по теме «Правописание предлогов». | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Устанавли вать связь слов в предложении с помо щью предлогов. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 11.05 | |
Повторение (14 ч) |
157 | Повторение по теме «Текст». | Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Отли чать текст от предложения. | Умение слушать и пони мать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 12.05 | |
158 | Сочинение по картине. | | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Соот носить словесные и зри тель ные образы. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | 13.05 | |
159, 160 | Повторение по теме «Предложение». | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Отли чать предложение от групп пы слов. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 16.05 17.05 | |
161 | Повторение по теме «Слово и его значение». | Объяснять лексическое значение слова Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Распознавать однокорен ные слова по двум признакам. | Умение слушать и пони мать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 18.05 | |
162, 163 | Повторение по теме «Части речи». | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. | Осозна ние роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать части речи. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 19.05 20.05 | |
164, 165 | Повторение по теме «Звуки и буквы».». | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Воспитывать интерес к русскому языку | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Проводить фоне тиче ский анализ слова. | Строить сообще ния в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 23.05 24.05 | |
166. | Контрольное списывание. | Проверить умение списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок. | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Видеть орфог раммы в слове. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Кон троль в форме сличе ния способа дейст вия и его результата. | 25.05 | |
167 | Повторение по теме «Правила правописания». | | Умение осозна вать роль языка и речи в жизни людей. | Применять прави ла право писа ния. | Умение слушать и пони мать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 26.05 | |
168, 169 | Повторение и закрепление изученного материала по теме «Предложение» | . | Нравст венно-этичес кая ориентация. | Применять прави ла право писа ния. | Умение с достаточной полно той и точно стью выра жать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Анализировать, делать выводы, сравни вать. | 27.05 28.05 | |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс. | | Установление учащи мися связи между целью учебной деятель ности и её мотивом. | Ис пользовать полученные знания. | Работать в парах, группах; участво вать в обсуждении | Оценка результатов работы. | 30.05 | |