СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (2 часа в неделю)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программа  по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова). М.: «Просвещение», 2011 год.  
  2. Авторы учебника: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  «Русский язык». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2016 г.

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы под редакцией  А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, Н.А.Николина. М. «Просвещение» 2011г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (2 часа в неделю)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку в 10 классе



Количество часов: 2 часа в неделю (52 часа)

Уровень: базовый

Срок реализации программы: 1 год (2015-2016 учебный год)

Учитель: Купрюшина Наталья Михайловна


Программа разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта, Федерального базисного учебного плана и примерной программы по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И. Власенкова «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений», М. : «Просвещение», 2011г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I раздел


Количество часов в году: 52

Количество часов в неделю: 2

Количество плановых уроков:

  • по развитию речи: 6

  • диктантов: 4

  • контрольных сочинений: 2

  • контрольных изложений: 2

Статус документа

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова). М.: «Просвещение», 2011 год.

  2. Авторы учебника: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2016 г.



Рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, Н.А.Николина. М. «Просвещение» 2011г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.


Учебник, реализующий программу курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе.

Русский язык.. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016.


Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:

- пояснительную записку;

- общую характеристику учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

- содержание учебного предмета;

- тематическое планирование;

- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- планируемые результаты изучения учебного предмета;

- формы и средства контроля.



Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования. Он представля­ет собой важнейший элемент литературного образования, основу терминологической базы изучения иностранных языков.

Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

- расширение знаний о единстве и многообразии язы­кового и культурного пространства России и мира; при­общение через изучение языка к ценностям националь­ной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры рус­ского и других народов;

  • расширение лингвистического кругозора; углубле­ние знаний о лингвистике как науке, языке как много­функциональной развивающейся системе; стилистиче­ских ресурсах каждого уровня языка, языковой норме, ее функциях и вариантах; функционально-стилистиче­ской системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирова­ние представления о речевой деятельности, ее основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

  • совершенствование умений анализировать едини­цы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интер­претацию; систематизация и обобщение знаний по ор­фографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функциональ­но-стилевой и жанровой принадлежности, опыта оце­нивания изобразительно-выразительных возможностей художественного текста и проведения его лингвостилистического анализа;

  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информа­ции; овладение различными приемами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработ­ки научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных но­сителях;

  • существенное расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного употребления основных вариантных форм словоупотре­бления, активного владения синонимическими средства­ми языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и письменные выска­зывания с точки зрения эффективности достижения по­ставленных коммуникативных задач;

приобретение опыта исследовательской деятельно­сти, проведения лингвистического эксперимента; разви­тие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гума­нитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;

• развитие языкового вкуса, потребности в совершен­ствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкуль­турного общения; осознание роли русского языка в по­лучении профильного высшего образования, готовности использования разных форм учебно-познавательной дея­тельности в вузе.







ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, обусловлено общей нацеленностью образовательно­го процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальней­шее развитие в 10—11 классах филологического профи­ля и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятель­ности, целенаправленное формирование культуры уст­ной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональ­ной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, ин­тересам, психологическим особенностям учащихся стар­шей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адек­ватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Други­ми словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то лее самое время предметными компетенциями, входящими в коммуни­кативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результа­тов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универ­сальных учебных действий, осуществляется на двух уров­нях — метапредметном и предметном.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления зна­ний о языке как знаковой системе и общественном яв­лении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-ру­систах; предполагают овладение системой знаний о ли­тературной норме, об основных аспектах культуры ре­чи, о функциональных разновидностях языка, форми­рование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершен­ствование орфографической и пунктуационной грамот­ности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способно­сти к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-куль­турной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в на­учно-учебной сферах общения. Культуроведческая компе­тенция обеспечивает осознание русской языковой карти­ны мира, выявление общего и специфического в культу­ре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Независимо от избранной теории и методики обучения должное внимание в учебном процессе необходимо уделять каждой из названных компетенций. В то же вре­мя профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического обра­зования, поэтому приоритетным в данном курсе являет­ся формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.

Коммуникативно-деятельностный подход в обуче­нии русскому языку определяет особенности предъявле­ния материала в примерной программе: содержание пред­ставлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом (под цифрой 1) дается перечень лингви­стических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изуче­ния данных понятий.

Усиление коммуникативно-деятельностной направ­ленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенство­вания универсальных учебных действий. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действии (владеть всеми вида­ми речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процес­се совместной учебной и проектной деятельности, адек­ватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации соб­ственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.); познавательных уни­версальных учебных действии (формулировать пробле­му, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рас­суждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и допол­нительную, явную и скрытую информацию, осмысли­вать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информаци­онного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информа­цию и предъявлять ее разными способами и др.); регу­лятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планиро­вать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Изучение русского языка на базовом уровне пред­полагает прежде всего углубление знаний о лингвистике как науке о языке, как многофункциональной развива­ющейся системе, взаимосвязи основных единиц и уров­ней языка, языковой норме, ее функциях, функциональ­но-стилистической системе русского языка, нормах рече­вого поведения в различных сферах и ситуациях общения (разделы программы «Введение в науку о языке» и «Язы­ковая система»). Изучение основного курса русского языка обеспечивает овладение умениями опознавать, ана­лизировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям, оценивать языко­вые явления и факты с точки зрения нормативности, со­ответствия сфере и ситуации общения, разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уро­вень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере обще­ния. Важной составляющей курса является лингвисти­ческий и филологический анализ текста.

В то же время на базовом уровне старшей шко­лы продолжается совершенствование речевой деятель­ности, развитие общей речевой культуры учащихся на основе усвоения элементов современной теории ре­чевого общения, теории речевой деятельности (раздел « Речь. Речевое общение»), а также в процессе много­аспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм совре­менного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими). Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков са­моконтроля, потребности старшеклассников обращать­ся к разным видам лингвистических словарей и к раз­нообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы ком­муникативных умений и навыков, которые дают возмож­ность овладеть секретами эффективного общения. Стар­шеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного со­вершенства речевого высказывания. В связи с этим боль­шое внимание на профильном уровне уделяется изуче­нию таких разделов лингвистики, как «Функциональная стилистика» и «Культура речи», что поможет учащимся осознать закономерности организации языковых средств в разных стилях речи и вооружиться основными спосо­бами употребления этих средств для достижения макси­мальной эффективности общения в разных коммуника­тивных условиях. В предлагаемой программе «Культура речи» не выделена в специальный раздел, однако этот материал представлен в других разделах («Общие сведе­ния о языке», «Стили речи» и др.).

Программа для базового уровня предусматривает целенаправленное совершенствование таких жизненно важных умений, как владение различными видами чте­ния, разными способами информационной переработки текстов, поиска информации в различных источниках, а также способности передавать ее в соответствии с ус­ловиями общения. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продол­жению обучения в высших учебных учреждениях по из­бранной специальности гуманитарного профиля.



Раздел 3.ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Феде­рации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом (филологическом) уровне среднего (полного) общего образования в объеме 68 ча­сов (2 часа в неделю)

Раздел 4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

«Русский язык. Базовый уровень»

10 класс (68 часов)

Общие сведения о языке (14 ч)

      Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

      Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

      Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография (8 ч)

      Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

      Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

      Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

      Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (11 ч)

      Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

      Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

      Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

      Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

      Лексические и фразеологические словари.

      Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование (8 ч)

      Обобщающее повторение ранее изученного.

      Выразительные словообразовательные средства.

      Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (11 ч)

      Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

      Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

      Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

      Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи (6 ч)

      Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

      Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

      Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи (8 ч)

      Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

      Использование учащимися средств научного стиля.


ИТОГО: 68часов

  • III раздел

  • Учебно-тематическое планирование

п/п


Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

Плановых уроков

Плановых контрольных уроков

По развитию речи

Всего

по разделу

1

Общие сведения о языке

7

2

1

10

2

Фонетика, орфоэпия, орфография

6

1

1

8

4

Лексика и фразеология

8

3

-

11

5

Морфемика (состав слова) и словообразование

3

2

1

6

6

Морфология и орфография

8

1

-

9

11

Речь, функциональные стили речи

3

-

3

6

12

Научный стиль речи

3

3


6


Итого:

38

12

6

56



Виды контроля по русскому языку в 10 классе для школ с русским языком обучения


диктант

4

изложение

 

2

сочинение

2






Календарно-тематическое планирование

по русскому языку в 10 классе



№ п/п

Тема урока

К- во часов

Дата проведения

прим

По плану

фактически

1

Язык и общество.


1




2

Язык и культура.


1




3-4


Язык и история народа.


2





5

Р.р. Язык и речь

1




6

Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении.


1




7-8

Активные процессы в современном русском языке.


2




9

Р.р. Контрольное сочинение на тему: «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли»

1




10

Р.р. Контрольное сочинение на тему: «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли»

1




11-12

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.


2




13

Р.р. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.


1




14-15

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.


2




16-17

Фонетический разбор.


2




18

Контрольный диктант № 1 по теме

«Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфокграфия»


1




19-20

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.


2





21

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления.


1




22

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.


1




23-24

Р.р. Контрольное изложение текста художественного стиля с творческим заданием



2




25-26

Русская фразеология.


2




27

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.


1




28


Контрольный диктант № 2 с лексико-грамматическими заданиями по теме «Лексика. Фразеология».


1





29

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками


1




30

Обобщающее повторение ранее изученного по теме «Морфемика», «Словообразование».


1




31-32

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.


2




33

Р.р. Выразительные словообразовательные средства.


1




34-35

Р.р. Контрольное сочинение на морально-этическую тему «Не задирай нос — споткнёшься»

2




36-37

Обобщающее повторение частей речи.


2




38

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.


1




39

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.


1




40

Правописание не и ни с разными частями речи.

Правописание наречий.


1




41-42

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написание.


2




43

Контрольный диктант № 3

с грамматическим заданием.


1




44

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1




45-46

Язык и речь.

Текст, его строение. Типы речи.

2




47

Р.р. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки.

1




48

Р.р. Конспект. Тематический конспект. Реферат. Аннотация.

1




49

Р.р. Оценка текста. Рецензия.

1




50

Функциональные разновидности русского литературного языка

1




51-52

Лексика научного стиля, его признаки и разновидности.


2





53-54

Р.р. Контрольное изложение с элементами комплексного анализа текста.


2




55

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

1




56

Контрольный диктант № 4



1






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

для учащихся

1. Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологиче­ского профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2005.

2. Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.

3. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще­ние, 2007.

4. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2002.

5. Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.

6. Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.

7. Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. -М.: Дрофа, 2005.

8. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подго­товки к единому государственному экзамену/ М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: СА­ГА, Азбука-классика, 2005.

9. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Еф­ремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

10. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.


для учителя

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособие «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебни­ка «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базо­вом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.

4. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.:ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.

5. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Вол­гоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.

6. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие.-Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.

7. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи.-М.: Аквариум ЛТД, 2001.

Интернет-ресурсы

  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

  2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  4. Мир слова русского http://www.rusword.org

  5. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

  6. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru

  7. fcior.edu.ru

  8. school-collection.ru


Перечень технических средств, имеющихся в кабинете

  1. Компьютер

  2. Мультимедиа проектор

  3. Прннтер

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения русского языка ученик 10 класса должен:

знать/понимать

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;



говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  4. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  5. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  4. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  5. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа тестирования, сочинения разнообразных жанров, рефераты.