МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла от «____» ________2018 г. | Согласовано с Методсоветом от «___» _______2018 г. Протокол №_________ | «Утверждаю» Директор школы ________/Бальчинова М.Н./ от «___»_________2018 г. |
Протокол №_____ Приказ №_____
Рабочая программа
по русскому языку
(9 класс)
Хамтаева Светлана Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
у. Тохой
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии
С законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089; (9-11 классы)
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
Примерной программы по русскому языку (Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2018г.)
Программа составлена в соответствии с учебным планом школы: 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Используемый учебно-методический комплект: учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» для 9 класса под ред. С.Г.Бархударова, Москва, «Просвещение», 2018г, методические разработки уроков по русскому языку, «Методики развития речи», составленная В.И. Кипинос и др., карточки-задания в помощь учителю, тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, словари и справочная литература.
Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил; усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.
Задачи курса:
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;
формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.
В классе обучается 16 учеников. Работоспособность класса удовлетворительная. Ребята дружелюбные и общительные. На контакт со взрослыми идут очень легко. Все дети учатся в меру своих возможностей: отличников нет, 6 хорошистов, качество знаний составило – 37%, успеваемость – 100%, средний балл – 3,3.
В основном дети из социальных семей. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых отличаются крайне медленным темпом деятельности, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Основные методы обучения:
словесный;
практический;
наглядный.
Технологии, используемые в обучении: технологии мастерских, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Основными формами и видами контроля знаний и навыков являются: входной контроль в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов предупредительных, объяснительных, выборочных графических, творческих, свободных («Проверь себя»), диктантов с грамматическими заданиями, проверочных работ, комплексного анализа, итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Содержание учебного предмета
1.Международное значение русского языка (1ч)
2.Повторение изученного материала в5-8 классах (6ч +2р.р.)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. Сложные предложения. Союзные сложные предложения. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.
3.Сложносочиненные предложения (7ч + 2р.р.)
I.Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль.
4.Сложноподчиненные предложения (21ч + 2р.р.)
I.Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.
Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей
5.Бессоюзные сложные предложения (8ч + 2р.р.)
I. Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
6.Сложные предложения с различными видами связи (4ч + 2р.р.)
I. Типы сложных предложений с разными видами связи.
Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.
II. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
7.Общие сведения о языке (2ч)
Наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа.
8.Систематизация изученного о языке, речи и правописании в 5-9 классах (6ч + 4 р.р.). Повторение изученных разделов русского языка:
I.Фонетика. Графика. Орфография. II.Лексика. Фразеология. Орфография. III.Состав слова и словообразование. Орфография. IV.Морфология. Орфография. VII.Синтаксис. Пунктуация. |
В программе предусмотрены:
Контрольные диктанты и контрольные работы – 3 урока
Уроки развития речи – 12 уроков
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка в основной школе выпускник должен
знать:
изученные разделы науки о языке;
смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата по прогр. | Дата факт. |
| 1 раздел. Международное значение русского языка (1ч) | 1 | | |
1 | Международное значение русского языка | 1 | 4.09 | |
| 2 раздел. Повторение пройденного в 5-8 классах (6ч +2 р.р) | 1 | | |
2 | Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения | 1 | 5.09 | |
3 | Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения | 1 | 11.09 | |
4 | Словосочетание. Связь слов в словосочетании | 1 | 12.09 | |
5 | Простое предложение | 1 | 18.09 | |
6 | Развитие речи. Подготовка к творческой работе | 1 | 19.09 | |
7 | Развитие речи. Сочинение по картине | 1 | 25.09 | |
8 | Анализ творческих работ | 1 | 26.09 | |
9 | Обобщающий урок по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» | 1 | 2.10 | |
| 3 раздел. Сложные предложения. Сложносочиненные предложения (7ч + 2 р.р) | | | |
10 | Сложные предложения. Простое предложение | 1 | 3.10 | |
11 | Основные виды сложных предложений | 1 | 9.10 | |
12 | Развитие речи. Подготовка к изложению | 1 | 10.09 | |
13 | Развитие речи. Сжатое изложение | 1 | 11.09 | |
14 | Анализ творческих работ | 1 | 16.09 | |
15 | Основные группы сложносочиненных предложении | 1 | 17.10 | |
16 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях | 1 | 23.10 | |
17 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях | 1 | 24.10 | |
18 | Контрольный диктант №1 по теме: «Сложносочиненные предложения» | 1 | 30.10 | |
19 | Работа над ошибками | 1 | 31.10 | |
| 4 раздел. Сложноподчиненные предложения (21 +2 р.р) | | | |
20 | Сложноподчиненные предложения | 1 | 13.11 | |
21 | Строение сложноподчиненного предложения | 1 | 14.11 | |
22 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | 20.11 | |
23 | Придаточные определительные | 1 | 21.11 | |
24 | Местоименно-определительные придаточные | 1 | 26.11 | |
25 | Придаточные изъяснительные | 1 | 28.11 | |
26 | Тренировочные упражнения | 1 | 4.12 | |
27 | Сложносочиненные предложения с придаточными обстоятельственными | 1 | 5.12 | |
28 | Различение видов придаточных | 1 | 11.12 | |
29 | Придаточные образа действия, степени | 1 | 12.12 | |
30 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места | 1 | 18.12 | |
31 | Придаточные образа действия | 1 | 19.12 | |
32 | Придаточные образа действия | 1 | 24.12 | |
33 | Контрольная работа №2 по теме: «Сложноподчиненные предложения» | 1 | 26.12 | |
34 | Работа над ошибками | 1 | 15.01 | |
34 | Придаточные причины | 1 | 16.01 | |
35 | Придаточные условные | 1 | 22.01 | |
36 | Придаточные условные | 1 | 23.01 | |
37 | Придаточные сравнительные | 1 | 29.01 | |
38 | Придаточные присоединительные | 1 | 30.01 | |
39 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | 1 | 5.02 | |
40 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | 1 | 6.02 | |
| 5 раздел. Бессоюзные сложные предложения (8ч +2 р.р) | | | |
41 | Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 | 12.02 | |
42 | Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 | 13.02 | |
43 | Развитие речи. Подготовка к изложению. | 1 | 19.02 | |
44 | Развитие речи. Изложение с элементами сочинения | 1 | 20.02 | |
45 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 | 26.02 | |
46 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 | 27.02 | |
47 | Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | 5.03 | |
48 | Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | 6.03 | |
49 | Контрольный диктант №3 по теме: «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | 12.03 | |
50 | Работа над ошибками | 1 | 13.03 | |
| 6 раздел. Сложные предложения с различными видами связи (4ч + 2 р.р) | | | |
51 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в нем | 1 | 19.03 | |
52 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении с союзом и общим второстепенным членом или общим придаточным предложением | 1 | 20.03 | |
53 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении с союзом и общим второстепенным членом или общим придаточным предложением | 1 | 26.03 | |
54 | Развитие речи. Подготовка к сочинению, сбор материала | 1 | 27.03 | |
55 | Развитие речи. Сочинение о выборе профессии | 1 | 2.04 | |
56 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с различными видами связи. | 1 | 3.04 | |
| 7 раздел. Общие сведения о языке (2ч) | | | |
57 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление | 1 | 9.04 | |
58 | Русский литературный язык и его стили. | 1 | 10.04 | |
| 8 раздел. Систематизация изученного о языке, речи и правописании в 5-9 классах (6ч + 4 р.р.) | | | |
59 | Фонетика. Графика. Орфография. | 1 | 16.04 | |
60 | Лексика. Фразеология. Орфография. | 1 | 17.04 | |
61 | Состав слова и словообразование. Орфография. | 1 | 23.04 | |
62 | Морфология. Орфография. | 1 | 24.04 | |
63 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | 30.04 | |
64 | Развитие речи. Контрольное изложение с элементами сочинения | 1 | 7.05 | |
65 | Развитие речи. Контрольное изложение с элементами сочинения | 1 | 8.05 | |
66 | Развитие речи. Контрольное изложение с элементами сочинения | 1 | 14.05 | |
67 | Развитие речи. Контрольное изложение с элементами сочинения | 1 | 15.05 | |
68 | Анализ творческих работ. Подведение итогов учебного года. | 1 | 21.05 | |