СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса в условиях реализации ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 157 часов (4,5 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса в условиях реализации ФГОС»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). Учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2017, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»). Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 157 часов. Программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы является одним из звеньев реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспита­ния личности гражданина России;

  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

  • требований к результатам освоения основной образова­тельной программы основного общего образования;

  • программы развития универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС и Примерной программой содер­жание разработанного курса направлено на реализацию сле­дующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссий­ского гражданского сознания; человека, любящего свою ро­дину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного от­ношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в по­вседневной жизни и учебной деятельности: развитие готов­ности и способности к речевому взаимодействию и взаимо­пониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержа­тельным компромиссам; потребности в речевом самосовер­шенствовании;

  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельно­сти, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формули­ровать цели деятельности, планировать её, осуществлять ре­чевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиогра­фический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и законо­мерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, класси­фицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами рече­вой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенство­вание способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельно­сти и повседневной жизни.


Общая характеристика учебного предмета


Значение русского языка как учебного предмета в дости­жении стратегических целей школьного образования и пла­нируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных на­ук и предопределяет метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную, а также соотносящуюся с последней — кумулятивную), язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и на­циональных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.

Сказанным определяются основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетен­ции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе рас­ширения его культурно-исторической составляющей.

В соответствии с идеологией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы в разработанном курсе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной обра­зовательной парадигме. Применительно к содержанию курса русского языка это означает его направленность на взаимо­связанное формирование и развитие коммуникативной, язы­ковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Важной составляющей компетенции является, как известно, деятельностное умение, овладение которым предполагает активную учебно-познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной жизненной ситуации. Поэтому реали­зованный в программе компетентностный подход согласуется с заявленным во ФГОС системно-деятельностным, имеющим общедидактический характер.

В свете этого важной особенностью разработанного курса русского языка является его направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие лич­ности ученика на основе формирования соответствующих уни­версальных учебных действий: личностных, обеспечивающих самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, мотивацию к учению вообще и к изучению русского языка в частности; регулятивных, обе­спечивающих организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи; пла­нирование последовательности действий и в случае необхо­димости их коррекция; осуществление оценки и самооценки и др.);

познавательных, включающих общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, под­тверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников; осознан­ное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого вида чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных или прочи­танных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности; определение основной и второстепенной информации и др.), универсальные логические действия (анализ, сравнение, син­тез, обобщение, классификация, конкретизация и др., а также подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей и др.); действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы, определение и формулирование способов их решения); коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или совместной деятельно­сти (владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи, умение вступать в диа­лог, участвовать в коллективном обсуждении; умение полно и точно выражать мысли в соответствии с ситуацией и сферой общения; соблюдение в процессе речевого общения основных норм устной и письменной речи, норм речевого этикета и др.).

В разработанной программе реализован актуальный в со­временной лингводидактике когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов речевого развития ученика, его мышления, восприятия, вооб­ражения, а также процессов овладения средствами и способа­ми обращения с информацией, совершенствования познава­тельной деятельности.

В отношении совершенствования механизмов мышления русский язык стоит в одном ряду с математикой, поскольку работа с лингвистическим (языковым) материалом предпола­гает опору на определённые когнитивные действия и их раз­витие. Поэтому когнитивный аспект содержания и технологий обучения традиционно связывается с презентацией лингвисти­ческих понятий, а также с развитием учебных языковых уме­ний и навыков.

Однако человек в коммуникации выступает не только как человек говорящий, но прежде всего как человек мысля­щий и умеющий адекватно излагать свои мысли и понимать чужие, поскольку взаимосвязь языка и мышления является научным фактом: «речь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется». Плохая (в смысловом, коммуникативном, языковом отношении) речь свидетельствует о несформированности когнитивных моделей, отсутствии информационных фрагментов, связи между ментальными и вер­бальными структурами.

Поэтому в основе концепции разработанного курса рус­ского языка лежит одно из основополагающих положений когнитивной лингвистики и психологии, в соответствии с ко­торым язык рассматривается как когнитивный (мыслитель­ный) процесс, осуществляемый в коммуникативной деятель­ности и обеспечиваемый особыми когнитивными структурами и механизмами в человеческом мозгу. Исходя из этого, в раз­работанном курсе когнитивность является важнейшим ком­понентом формирования не только лингвистической (языко­ведческой) и языковой компетенций, но и коммуникативных способностей учащихся и обусловливает ориентацию обуче­ния на развитие мыслительных способностей, формирование познавательных универсальных учебных действий не только при овладении лингвистическими знаниями и языковыми уме­ниями, но непосредственно в процессе формирования комму­никативной компетенции ученика.

Когнитивное развитие ребёнка в настоящее время рас­сматривается и в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением са­мой когнитивной системы со всеми такими её составляющи­ми, как восприятие, воображение, умение рассуждать, вы­двигать гипотезы, решать проблемы и т. п. В разработанном курсе русского языка актуализирован аспект, связанный с раз­личными видами трансформации текста (сжатие текста и его развёртывание в соответствии с коммуникативной задачей; преобразование связного текста в схему, таблицу, диаграмму и т. п.; передача информации, представленной в виде графиче­ского объекта, в форме связного текста; обобщение изученного материала и представление его в графической форме и т. п.) и его интерпретация в зависимости от заданных условий ре­чевого общения. Предусматривается также овладение приё­мами работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; умениями отбирать и систематизировать материал на заданную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной комму­никативной задачей.

Таким образом, когнитивный аспект содержания разрабо­танного курса актуализирует направленность процесса обуче­ния русскому языку на взаимосвязанное формирование позна­вательных (когнитивных) и коммуникативных универсальных учебных действий.

В социокультурных условиях начала XXI в. формирова­ние коммуникативной компетенции позиционируется как од­на из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важнейшее значение в процессах социальной адаптации и аккультура­ции ребёнка. В обобщённом виде ориентация разработанного курса русского языка на коммуникативное развитие лично­сти реализуется в направленности образовательного процес­са на формирование и совершенствование умений понимать мысли других людей и способности выразить свои, умений ар­гументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, готовности к сотрудничеству и продуктивному ком­муникативному взаимодействию.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в про­цессе овладения содержанием всех учебных предметов в шко­ле, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникатив­ные универсальные учебные действия, которые поддерживают­ся целым комплексом школьных предметов, являются в то же время предметными компетенциями, входящими в комму­никативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык».

Содержание коммуникативной составляющей разработанно­го курса русского языка направлено на существенное продви­жение в овладении умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством по­лучения различной информации, в том числе знаний по раз­ным учебным предметам, и средством коммуникативно целе­сообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Отличительной особенностью программы является её на­правленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, пристальное внимание к фор­мированию коммуникативных умений не только в области письменного выражения мыслей, но и в области устных форм общения. Особый аспект курса составляет систематическая работа по преодолению коммуникативных неудач, различных ошибок в построении высказывания (как письменного, так и устного). Специфика курса состоит в пристальном внимании к процессу расширения вокабуляра ученика, формированию его потенциального словаря. Следует подчеркнуть, что разно­образная лексическая работа предусматривается при изучении каждой темы программы.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода в раз­работанном курсе предопределила выдвижение текста в каче­стве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного учебного предмета. Это означает, что здесь текст является не только объектом языкового и речеведческого анализа, но и определённым образцом или мотивом для создания собственного речевого произве­дения (устного или письменного) с учётом всех социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения, культурно-исторических фоновых знаний); текст задаёт предметную сторону речевого высказывания, является одним из средств создания ситуаций, на основе которых про­исходит реальное речевое общение.

На основе текста формируются также рецептивные виды ре­чевой деятельности (умения слушать, читать и адекватно по­нимать тексты разных стилей и жанров, используя при этом различные способы аудирования и чтения), а также умения и извлекать информацию из текста, понимать его явно выра­женный и скрытый смысл и т. д.

Кроме того, ориентация процесса обучения на текст как ос­новную единицу обучения позволяет представлять изучаемый языковой материал не изолированно, но в его естественном коммуникативном окружении, в коммуникативном простран­стве употребления изучаемого материала, понимаемом как со­вокупность сфер и ситуаций речевого общения. В результате каждое языковое явление представлено в разработанном курсе в единстве его формы, значения и употребления (функциони­рования). Таким образом, разработанный курс ориентирован на постижение учащимися не только формальных, но и смыс­ловых, а также функциональных особенностей языковых еди­ниц, что особенно важно при порождении речи. При этом особое внимание уделяется не только развитию умений упо­треблять изучаемый языковой материал в соответствии с ситу­ацией и сферой речевого общения, но и освоению норм совре­менного русского литературного языка. Следует подчеркнуть, что в 5—7 классах предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым языковым материа­лом. На этапе 8—9 классов формирование культурно-речевых навыков и умений происходит уже на основе освоения сведе­ний о культуре речи как разделе лингвистики, языковой норме и её функциях.

Особенностью разработанного курса является усиление его аксиологической, воспитательной направленности. В содержании курса представлена целостная система, раскрывающая феномен отечественного языка как одной из значимых культурных ценностей, направленная на воспитание уважи­тельного отношения к родному языку, сознательного отноше­ния к нему, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, формирование представлений о речевом идеале и потребности ему следовать, способности оценить эстетиче­ские возможности русского языка. В этой связи в курсе акту­ализирована его культурно-историческая составляющая, кото­рая не только включает сведения об истории русского языка, этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя, об особенностях русского менталитета, о национально-культурной специфике русского языка, но и предусма­тривает овладение концептами традиционной и современной русской (и шире — российской) культуры, выявление обще­го и специфического в культуре, языке, речевом поведении, речевом этикете русского и других народов России и мира. Обращение к фактам культуры и истории русского языка, истории русского и других народов России и мира позволяет актуализировать межпредметные связи, расширить культурный кругозор ученика, повысить мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета. Такой подход позволил актуали­зировать в разработанном курсе межпредметные связи с таки­ми учебными предметами, как иностранный язык, литература, история, география, информатика и др.

В предлагаемом курсе реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в предъявлении те­оретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в Требо­ваниях к результатам освоения основной образовательной программы. При этом ученику предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности предлагаемого ма­териала, что позволяет освоить курс не только сильному уче­нику, но и ученику со слабой подготовкой.

Разработанный курс ориентирован на подготовку учеников к формам контроля как на уровне итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы, так и промежуточной аттестации в рамках урочной деятельности.



Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане


Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 7 классе в объёме 157 часов. Общий объём учебного времени, отводимого на изучение предмета на ступени основного образования, составляет 732 часов.

Количество часов, отведенное на изучение предмета:

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

в неделю

5,5

6

4,5

3

2

в год

192

210

157

105

68




Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

1) понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источни­ков, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность к преоб­разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятель­ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме­там, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках ино­странного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль­ного межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

1) представление о русском языке как языке русского на­рода, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения наро­дов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочи­танного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электрон­ных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жан­ров; владение различными видами аудирования (с полным по­ниманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме про­слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построе­ния текста (логичность, последовательность, связность, со­ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к про­читанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; высту­пление перед аудиторией сверстников с небольшими сообще­ниями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфо­эпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное ис­пользование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях обще­ния;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оце­нивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; пони­мание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествова­ние, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонети­ческий, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к опреде­лённым функциональным разновидностям языка, особенно­стей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.






































Содержание учебного предмета

Речь. Речевая деятельность 9 ч. + 2 Р. р.

Русский язык в современном мире. Язык и речь. Устная и письменная речь. Речевое общение. Монологическая и диалогическая речь. Речевой этикет. Функциональные разновидности языка. Текст. Основная и дополнительная информация текста. Тезисы.

Морфология 114 ч. + 14 Р. р.

Причастие 32 ч. + 4 Р. р.

Система частей речи в русском языке. Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Действительные и страдательные причастия. Краткие формы причастий. Полные формы причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование действительных причастий настоящего времени. Образование действительных причастий прошедшего времени. Разграничение действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Разграничение страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Одна н и нн в кратких и полных страдательных причастиях, отглагольных прилагательных, отымённых прилагательных. Правописание суффиксов причастий. Морфологический разбор причастия. Правописание не с причастиям. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Деепричастие 16 ч. + 2 Р. р.

Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот. Знаки препинания при одиночном деепричастии. Знаки препинания при деепричастном обороте. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Грамматические ошибки в употреблении деепричастий. Рассуждение и его виды

Морфологический разбор деепричастия

Наречие 24 ч. + 6 Р. р.

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий: сравнительная степень. Степени сравнения наречий: превосходная степень. Ошибки в образовании степеней сравнения. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на (-е). Не с различными частями речи. Морфологический разбор наречия. Одна и две буквы н в наречиях на –о(-е). Н и нн в различных частях речи. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Мягкий знак в различных частях речи. Употребление наречий в речи.

Предлог 14 ч.

Предлог как часть речи. Производные предлоги. Непроизводные предлоги. Правописание производных и непроизводных предлогов. Предлоги простые и составные. Слитное и раздельное правописание предлогов. Слитное и раздельное правописание предлогов. Дефисное правописание предлогов. Употребление предлогов в речи. Редактирование предложений с предлогами. Морфологический разбор предлога

Союз 16 ч. + 2 Р. р.

Союз как часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание сочинительных союзов. Правописание подчинительных союзов. Союзы и союзные слова. Разграничение союзов и союзных слов. Союзы в простых предложениях. Союзы в сложных предложениях. Морфологический разбор союза.

Частица 9 ч.

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Правописание частиц. Правописание частицы не. Правописание частицы ни. Разграничение частиц не и ни.

Междометие 3 ч.

Междометие как часть речи. Правописание междометий. Морфологический разбор междометия


Повторение 14 ч. + 4 Р. р.

Самостоятельные части речи. Имя существительное, прилагательное, числительное. Морфологические признаки и правописание. Местоимение. Морфологические признаки и правописание. Глагол. Морфологические признаки и правописание. Причастие. Морфологические признаки и правописание. Деепричастие. Морфологические признаки и правописание. Наречие. Морфологические признаки и правописание. Правописание служебных частей речи.































Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования..

  2. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: «Просвещение» 2012.

Литература для учеников.

  1. Учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»)

  2. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

  3. А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.

Методическая литература для учителя

  1. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: «Просвещение», 2011

  2. С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.

  3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

  4. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.

  5. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

  6. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

  7. А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.

  8. Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.

  9. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.

  10. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.

Интернет-ресурсы

  • Сайт ≪Единое окно доступа к образовательнымресурсам≫ Режим доступа:http://window.edu.ru.

  • Сайт ≪Каталог единой коллекции цифровыхобразовательных ресурсов≫: Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  • Сайт ≪Каталог электронныхобразовательныхресурсов Федерального центра≫: Режим доступа: http://fcior.edu.ru

  • Сайт ≪Образовательные ресурсы сети Интернет≫ Режим доступа:http://katalog.iot.ru

  • Сайт ≪Сеть творческих учителей≫ Режим доступа: http://www.it-n.ru

  • Сайт ≪Федеральный государственный образовательный стандарт≫:Режимдоступа: http://standart.edu.ru

  • Сайт Министерства образования и науки РФ: Режим доступа: http// mon.gov.ru

Экранно – звуковые пособия

  1. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.

  2. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2012

  3. Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса «Русский язык»

  4. 2. Аудиозаписи, соответствующие содержанию обучения.

  5. 3. Видеофильмы соответствующего содержания

  6. 4. Презентации соответствующего содержания

  7. 5.Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Технические средства обучения (средства ИКТ).

  • 1. .Персональный компьютер

  • 2.Мультимедийный проектор.

  • 3. Интерактивная доска.









































Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса


Ученики должны знать:

  • определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученики должны уметь:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

  • находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами;

  • выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты;

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы; подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труд;. описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения - рассуждения; грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.




























Тематическое планирование по русскому языку

с определением основных видов

учебной деятельности

7 класс (157 часов)


№п/п


Дата


Содержание


Характеристика основных видов деятельности учащихся

План

Факт




Речь. Речевая деятельность 9 ч. + 2 Р. р.

1.



Инструктаж по Т/б. Русский язык в современном мире.

Овладевают первоначальными представлениями о литературном языке, его нормах, культуре речи. Определяют значимость речи в общении и обосновывают своё суждение. Различают предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывают своё суждение. Овладевают приемами ознакомительного и изучающего чтения. Работают со схемой.

Осознают роль языка в жизни человека, важность умений общаться, устанавливают связи развития языка с развитием культуры русского народа.

2



Язык и речь. Устная и письменная речь.

Находят информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализируют ее содержание. С опорой на план передают содержание текста в устной форме, создают устное монологическое высказывание. Работают со схемой. Осознают роль языка в жизни человека, важность умений общаться

3



Речевое общение. Монологическая и диалогическая речь.

Осознают, что язык – универсальное средство общения. Дают определение понятиям. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Преобразовывают практическую задачу в познавательную

Осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

4



Речевой этикет.

Осознают, что язык – универсальное средство общения. Дают определение понятиям. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Преобразовывают практическую задачу в познавательную

Осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

5-6



Р. р. Сочинение – рассуждение «Зачем нам нужен речевой этикет?»

Овладевают знаниями о способах сжатия текста.

Учатся находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Анализируют и оценивают собственную учебную деятельность. Умеют выдвигать тезис. Аргументированно доказывают тезис. Строят связный текст заданной тематической направленности.

7



Работа над ошибками сочинения-рассуждения. Редактирование текста.

Осознают причины появления ошибок. Определяют способы действий, помогающих их предотвратить. Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания,  принадлежности к определённой ФРЯ и использованных языковых средств. Участвуют в дискуссии.

8



Функциональные разновидности языка.

Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания,  принадлежности к определённой ФРЯ и использованных языковых средств. Участвуют в дискуссии.

9



Текст. Основная и дополнительная информация текста.

Анализируют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

10



Тезисы.

Находят ключевые слова и сочетания слов. Осуществляют  информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов.

11



Контрольный диктант «Повторение изученного в 6 классе».

Записывают диктант по диктовку. Выполняют грамматические практические задания по изученной теме.

Совершенствуют навыки поискового / просмотрового чтения, анализируют и оценивают свою учебную деятельность.




Морфология 114 ч. + 14 Р. р.


12



Причастие 32 ч. + 4 Р. р.

Система частей речи в русском языке.


Составляют схему «Система частей речи в русском языке», определяют принципы группировки частей речи. Распознают самостоятельные и служебные части речи; принадлежность слова по значению, морфологическим свойствам и синтаксической функции к той или иной части речи.

13-14



Понятие о причастии.

Составляют схему «Причастие как особая форма глагола». Анализируют морфологические признаки и грамматическое значение причастий. Рассматривают употребление причастий в книжной письменной речи. Различают причастия по формальным признакам и грамматическому значению.

15



Признаки глагола у причастия.

Составляют таблицу «Грамматические признаки глагола у причастий. Устно передают информацию, представленную в таблице в виде связного текста. Распознают грамматические признаки глагола у причастия

16



Признаки прилагательного у причастия.

Составляют таблицу «Грамматические признаки имени прилагательного у причастий. Устно передают информацию, представленную в таблице в виде связного текста. Распознают грамматические признаки прилагательного у причастия.

17



Причастный оборот.

Анализируют языковой материала по теме «Причастный оборот». Определяют правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте. Опознают причастные обороты в предложениях. Употребляют причастия в словосочетаниях и предложениях.

18-19



Знаки препинания при причастном обороте.

Анализируют языковой материала по теме «Причастный оборот, способы его обособления». Опознают причастные обороты в предложениях, правильно расставляют знаки препинания при причастном обороте. Употребляют причастия в словосочетаниях и предложениях.

20-21



Действительные и страдательные причастия

Анализируют признаки действительных и страдательных причастий. Различают действительные и страдательные причастия в текст. Опознают действительные и страдательные причастия в предложениях.

22



Полные формы причастий.

Начинают составлять схему «Образование полных и кратких страдательных причастий». Распознают полные формы действительных и страдательных причастий.

23



Краткие формы причастий.

Продолжают составлять схему «Образование полных и кратких страдательных причастий». Распознают и образовывают полные и краткие формы страдательных причастий. Знакомятся с грамматическими признаками кратких страдательных причастий.

24-25



Р. р. Изложение с элементами сочинения. ( упр.102)

Используют разные приемы сжатия текста. Сокращают текст, пересказывают его в сжатой форме. Придумывают продолжение текста. Строят связный текст заданной тематической направленности. Анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.

26



Работа над ошибками. Причастия настоящего и прошедшего времени

Осознают причины появления ошибок. Определяют способы действий, помогающих их предотвратить. Анализируют языковой материал по теме «Образование причастий настоящего и прошедшего времени».   Распознают причастия настоящего и прошедшего времени. Образовывают причастия настоящего и прошедшего времени.

27



Образование действительных причастий настоящего времени

 Составляют схему «Образование действительных причастий настоящего времени». Образовывают действительные  причастия настоящего времени. Правильно употребляют действительные причастия настоящего времени в тексте. Понимают, от чего зависит правописание гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

28



Образование действительных причастий прошедшего времени

Составляют схему «Образование действительных причастий прошедшего времени». Образовывают действительные  причастия прошедшего времени. Правильно употребляют действительные причастия прошедшего времени в тексте. Понимают, от чего зависит правописание гласной в суффиксах действительных причастий прошедшего времени.

29



Разграничение действительных причастий настоящего и прошедшего времени

Распознают действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Правильно употребляют их в речи. Выполняют упражнения по разграничению действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

30



Образование страдательных причастий настоящего времени

Составляют схему «Образование страдательных причастий настоящего времени». Образовывают страдательные  причастия настоящего времени. Правильно употребляют страдательные причастия настоящего времени в тексте. Понимают, от чего зависит правописание гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

31



Образование страдательных причастий прошедшего времени

Составляют схему «Образование страдательных причастий прошедшего времени». Образовывают страдательные  причастия прошедшего времени. Правильно употребляют страдательные причастия прошедшего времени в тексте. Понимают, от чего зависит правописание гласной в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

32



Разграничение страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Распознают страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Правильно употребляют их в речи. Выполняют упражнения по разграничению страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

33



Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях

Анализируют языковой материал по теме. Устанавливают зависимость выбора гласной от того, на что оканчивается глагол. Составляют схему «Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях» Создают алгоритм орфограммы.

34-35



Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

Составляют схему «Разграничение страдательных причастий и отглагольных прилагательных». Различают отглагольные прилагательные и причастия на практике. Заменяют отглагольные прилагательные однокоренными страдательными причастиями с приставками. Создают алгоритм орфограммы.

36



Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.

Анализируют схему «Различие кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных». Различают краткие страдательные причастия и краткие прилагательные в предложениях. Применяют правописные умения по данной теме на практике.

37



н и нн в кратких и полных страдательных причастиях, отглагольных прилагательных, отымённых прилагательных.

Распознают краткие и полные страдательные причастия, отглагольные и отымённые прилагательные. Выполняют упражнения разного уровня сложности, применяя правописные правила «н и нн в кратких и полных страдательных причастиях, отглагольных прилагательных, отымённых прилагательных».

38-39



Правописание суффиксов причастий.

Грамотно пишут суффиксы причастий. Различают действительные и страдательные причастия и прилагательные. Применяют полученные знания на практике. Выполняют тестовые задания разного уровня сложности.

40



Морфологический разбор причастия.

Выясняют алгоритм выполнения морфологического разбора причастия. Выполняют морфологический разбор причастия. Создают письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.

41-42



Правописание не с причастиями

Составляют схему «Слитное и раздельное написание не с причастиями». Создают алгоритм правописания не с причастиями и используют его на практике. Соблюдают в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

43-44



Р. р. Сжатое изложение

Владеют умением вычленять главное в информации и сокращать текст разными способами. Выстраивают правильно, логично и лаконично свои мысли. Точно используют языковые средства обобщенной передачи содержания. Совершенствуют общие коммуникативные умения. Создают текст в зависимости от поставленной коммуникативной задачи.

45



Работа над ошибками. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Анализируют ошибки и выполняют комплекс заданий, направленных на их устранение: выделяют опорные слова в предложениях; доказывают, что именно эти слова являются ключевыми для правильного понимания текста. Анализируют языковой материал по теме «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». Выполняют упражнения, направленные на совершенствование орфографической грамотности.

46



Повторение темы «Причастие».

Выполняют тестовые задания разного уровня сложности. Используют приёмы просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала. Анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.

47



Контрольный диктант по теме « Причастие».

Записывают диктант по диктовку. Выполняют грамматические практические задания по изученной теме.

Совершенствуют навыки поискового / просмотрового чтения, анализируют и оценивают свою учебную деятельность.


48-49




Деепричастие 16 ч. + 2 Р. р.

Работа над ошибками. Понятие о деепричастии.


Анализируют языковой материал. Осознают причины появления ошибок. Определяют способы действий, помогающих их предотвратить. Составляют схему «Деепричастие как особая форма глагола». Анализируют морфологические признаки и грамматическое значение деепричастий. Рассматривают употребление деепричастий в книжной письменной речи. Различают деепричастия по формальным признакам и грамматическому значению.

50-51



Деепричастный оборот

Знакомятся с понятием «деепричастный оборот». Рассматривают способы его обособления. Восстанавливают правильный порядок слов в предложениях с деепричастными оборотами и в деепричастном обороте.

52



Знаки препинания при одиночном деепричастии.

Анализируют языковой материала по теме «Деепричастный оборот». Определяют правильный порядок слов в предложениях с деепричастными оборотами и в деепричастном обороте. Опознают деепричастные обороты в предложениях. Употребляют деепричастия в словосочетаниях и предложениях.

53



Знаки препинания при деепричастном обороте

Анализируют языковой материала по теме «Деепричастный оборот, способы его обособления». Опознают деепричастные обороты в предложениях, правильно расставляют знаки препинания при деепричастном обороте. Употребляют деепричастия в словосочетаниях и предложениях.

54



Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте

Разграничивают причастный и деепричастный обороты в предложениях. Правильно расставляют знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. Употребляют причастия и деепричастия в словосочетаниях и предложениях.

55-56



Правописание не с деепричастиями

Составляют схему «Слитное и раздельное написание не с деепричастиями». Создают алгоритм правописания не с деепричастиями и используют его на практике. Соблюдают в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Составляют предложения с деепричастными оборотами.

57-58



Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Составляют схему «Образование и грамматические признаки деепричастий совершенного и несовершенного вида». Образовывают деепричастия совершенного и несовершенного вида.

59



Грамматические ошибки в употреблении деепричастий

Редактируют предложения, исправляют грамматические ошибки. Анализируют тексты с точки зрения содержания, смысловой структуры, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу речи, а также с точки зрения особенностей использования в них деепричастий.

60-61



Р. р. Сочинение по репродукции картины Б. Кустодиева «Сирень» (упр.182)

Собирают материал к сочинению. Составляют план. Подбирают необходимые языковые средства. Описывают картину. Самостоятельно создают собственное высказывание по плану. Совершенствуют методы написания сочинения описательного характера на заданную тему. Грамотно излагают мысли.

62



Работа над ошибками. Рассуждение и его виды

Осознают причины появления ошибок. Определяют способы действий, помогающих их предотвратить. Знакомятся с видами сочинений-рассуждений. Анализируют структуру текстов-рассуждений разных видов. Создают тексты рассуждений-объяснений, рассуждений-доказательств и рассуждений-размышлений в устной и письменной форме.

63



Морфологический разбор деепричастия

Выясняют порядок морфологического разбора деепричастия. Выполняют морфологический разбор деепричастия. Создают письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.

64



Повторение темы «Деепричастие»

Выполняют тестовые задания. Анализируют текст, определяют его тему, выполняют практические задания по теме темы «Деепричастие». Используют приёмы поискового/ просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала. Анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.

65



Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

Воспроизводят аудируемый текст на письме. Соблюдают орфографические и пунктуационные нормы. Выполняют грамматические задания по изученной теме.


66



Наречие 24 ч. + 6 Р. р.

Работа над ошибками. Наречие как часть речи.


Исправляют допущенные ошибки. Выполняют словесное или графическое комментирование, приводят примеры. Углубляют знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов. Анализируют морфологические признаки и грамматическое значение наречий. Выясняют синтаксическую роль наречий. Отличают наречия от слов других частей речи.

67



Разряды наречий по значению

Анализируют ь и характеризуют значение, морфологические признаки наречий. Определяют разряды наречий. Группируют наречия по заданным признакам.

68-69



Р. р. Сочинение – рассказ по репродукции картины Н. Рачкова «У калитки».(упр. 203)

Собирают материал к сочинению. Составляют план. Подбирают необходимые языковые средства.. Самостоятельно создают собственное высказывание по плану. Совершенствуют методы написания сочинения на заданную тему. Грамотно излагают мысли.

70



Работа над ошибками. Степени сравнения наречий: сравнительная степень.


Осознают причины появления ошибок. Определяют способы действий, помогающих их предотвратить. Знакомятся со степенями сравнения наречий. Составляют схему «Образование сравнительной степени наречия». Опознают и образовывают формы сравнительной степени наречий..

71



Степени сравнения наречий: превосходная степень.

Составляют схему «Образование превосходной степени наречия». Опознают и образовывают формы превосходной степени наречий..

72



Ошибки в образовании степеней сравнения


Редактируют предложения, исправляют грамматические ошибки в согласовании форм степеней сравнения. Анализируют тексты с точки зрения содержания, смысловой структуры, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу речи, а также с точки зрения особенностей использования в них степеней сравнения наречий.

73



Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о.

Составляют таблицу «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о (-е)». Создают алгоритм правописания не с наречиями на –о (-е) и используют его на практике.

74



Слитное и раздельное написание не с наречиями на -е.

Используют алгоритм применения правила правописания не с наречиями на -о() на практике. Соблюдают на письме основные правила орфографии и пунктуации.

75



Не с различными частями речи.

Выполняют различные упражнения, используя алгоритм правописания не с именем существительным, именем прилагательным, глаголом, причастием, деепричастием, наречием.

76



Морфологический разбор наречия

Выясняют порядок морфологического разбора наречия. Выполняют морфологический разбор наречия. Повторяют морфологические признаки изученных частей речи.

77-78



Одна и две буквы н в наречиях на –о(-е)

Составляют схему «Правописание одной и двух букв н в наречиях на –о(-е)» . Выполняют упражнения, опираясь на морфологические признаки слова.

79



Н и нн в различных частях речи.

Выполняют различные упражнения, используя алгоритм правописания Н и нн в различных частях речи. Составляют устный рассказ в соответствии с коммуникативной задачей, используя наречия.

80



Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

Составляют схему «Правописание о и е после шипящих на конце наречий». Применяют на письме правила правописания о(е) после шипящих в суффиксах наречий. Выполняют задания разного уровня сложности.

81



Буквы о и а на конце наречий

Составляют алгоритм выполнения правила. Выполняют различные упражнения, используя составленный алгоритм.

82-83



Р. р. Сжатое изложение по тексту И. Петровой. ( упр. 207).

Владеют умением вычленять главное в информации и сокращать текст разными способами. Выстраивают правильно, логично и лаконично свои мысли. Точно используют языковые средства обобщенной передачи содержания. Совершенствуют общие коммуникативные умения. Создают текст в зависимости от поставленной коммуникативной задачи.

84-85



Работа над ошибками. Дефис между частями слова в наречиях

Анализируют ошибки и выполняют комплекс заданий, направленных на их устранение: выделяют опорные слова в предложениях; доказывают, что именно эти слова являются ключевыми для правильного понимания текста. Анализируют языковой материал. Образовывают наречия от местоимений прилагательных, классифицируют по заданному основанию. Различают омонимичные части речи для правильного написания наречий.

86



Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных.

Передают информацию, представленную в таблице. Рассказывают о слитном и раздельном написании приставок в наречиях, образованных от существительных. Выполняют упражнения, используя таблицу.

87



Слитное и раздельное написание наречий, образованных от количественных числительных

Передают информацию, представленную в таблице. Рассказывают о слитном и раздельном написании приставок в наречиях, образованных от количественных числительных. Выполняют упражнения, используя таблицу.

88



Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Передают информацию, представленную в таблице. Рассказывают о слитном и раздельном написании приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Выполняют упражнения, используя таблицу. Выполняют упражнения разного уровня сложности.

89



Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Составляют схему «Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий». Создают устное монологическое высказывание на заданную тему. Выполняют упражнения, используя схему.

90



Мягкий знак в различных частях речи.

Составляют устный рассказ в соответствии с коммуникативной задачей. Выполняют различные упражнения, используя схемы о правописании мягкого знака в различных частях речи.

91



Повторение темы « Наречие»

Выполняют практические задания по теме темы «Наречие». Используют приёмы поискового/ просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала. Анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.

92



Контрольный диктант по теме «Наречие».

Грамотно пишут текст под диктовку. Выполняют грамматические задания различного уровня сложности. Самостоятельно проверяют работу.

93-94



Р. р. Сжатое изложение по тексту В. Астафьева». (упр. 52)

Владеют умением вычленять главное в информации и сокращать текст разными способами. Выстраивают правильно, логично и лаконично свои мысли. Точно используют языковые средства обобщенной передачи содержания. Совершенствуют общие коммуникативные умения. Создают текст в зависимости от поставленной коммуникативной задачи.

95



Работа над ошибками контрольной работы и изложения. Употребление наречий в речи.

Анализируют ошибки и выполняют комплекс заданий, направленных на их устранение: выделяют опорные слова в предложениях; доказывают, что именно эти слова являются ключевыми для правильного понимания текста; трансформируют сложное предложение в простое, сохраняя его смысл. Составляют предложения с использованием наречий. Работают над повышением интеллектуального и культурного уровня.

96



Предлог 14 ч.

Предлог как часть речи


Углубляют знания о предлоге. Производят морфологический анализ предлога как части речи. Различают предлог, союз, частицу. Группируют словосочетания в зависимости от значения предлогов.

97



Производные предлоги

Анализируют языковой материал. Составляют рассказ на лингвистическую тему «Производные предлоги, пути их образования». Рассматривают грамматические омонимы. Выполняют упражнения, применяя умение верно определять часть речи. Отличают производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи.

Наблюдают за употреблением производных предлогов с одним или несколькими

падежами. Правильно употребляют предлоги с нужным падежом, существительные с
предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.

98



Непроизводные предлоги

Анализируют языковой материал. Выполняют упражнения, применяя умение верно определять часть речи. Отличают производные предлоги от

слов самостоятельных (знаменательных) частей речи с непроизводным предлогом.

Наблюдают за употреблением непроизводных предлогов с одним или несколькими

падежами.

99



Правописание производных и непроизводных предлогов.

Выполняют различные упражнения, основанные на умении верно определять часть речи и ,следовательно, правильно писать слова.

100



Предлоги простые и составные

Рассматривают предлоги с точки зрения их структуры. Конструируют предложения, используя предлоги простые и составные. Выполняют комплексный анализ текста.

101-102



Слитное и раздельное правописание предлогов

Составляют схему «Слитное и раздельное правописание предлогов». Разграничивают омонимичные части речи. Дают морфологическую характеристику предлогов.

103



Слитное и раздельное правописание предлогов

Выполняют упражнения по закреплению соблюдения основных орфографических норм по правописанию предлогов.

104



Дефисное правописание предлогов

Составляют схему «Дефисное правописание предлогов». Выполняют упражнения по закреплению соблюдения основных орфографических норм по правописанию предлогов.

105



Употребление предлогов в речи

Анализируют тексты с точки зрения содержания, смысловой структуры, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу речи, а также с точки зрения особенностей использования в них предлогов. Знакомятся с предлогами-синонимами и предлогами –антонимами. Составляют предложения с использованием предлогов. Соблюдают грамматические нормы при выборе падежа при управлении.

106



Редактирование предложений с предлогами.

Редактируют предложения, исправляют грамматические ошибки. Анализируют тексты с точки зрения содержания, смысловой структуры, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу речи, а также с точки зрения особенностей использования в них предлогов. Соблюдают грамматические нормы при выборе падежа при управлении.

107



Морфологический разбор предлога

Выясняют алгоритм выполнения морфологического разбора предлога. Выполняют морфологический разбор предлога с опорой на алгоритм.

108



Повторение темы «Предлог»

Выполняют тестовые задания. Анализируют текст, определяют его тему, выполняют практические задания по теме темы «Предлог». Используют приёмы поискового/ просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала. Анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.

109



Контрольный диктант по теме «Предлог».

Воспроизводят аудируемый текст на письме. Соблюдают орфографические и пунктуационные нормы.

110



Союз 16 ч. + 2 Р. р.

Работа над ошибками. Союз как часть речи.


Исправляют допущенные ошибки. Выполняют словесное или графическое комментирование, приводят примеры. Производят морфологический анализ союза. Выясняют значение и особенности союза. Определяют синтаксическую роль союзов.

111



Разряды союзов

Выясняют разряды союзов по грамматическому значению и по структуре. Распознают союзы разных разрядов по значению и по строению. Употребляют в речи союзы в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями.

112



Сочинительные союзы

Составляют схему «Разряды сочинительных союзов». Различают сочинительные союзы по значению. Составляют схемы сложносочинённых предложений. Употребляют в речи предложения с сочинительными союзами.

113-114



Подчинительные союзы

Составляют схему «Разряды подчинительных союзов». Приводят примеры предложений с различными разрядами подчинительных союзов. Различают подчинительные союзы по значению. Составляют схемы сложноподчинённых предложений. Употребляют в речи предложения с подчинительными союзами.

115



Правописание сочинительных союзов

Составляют схему «Отличие союзов от омонимичных сочетаний слов». Различают омонимичные части речи и союзы. Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в 
письменной речи

116



Правописание подчинительных союзов

Анализируют языковой материал по теме. Составляют схему «Отличие союзов от омонимичных сочетаний слов». Различают омонимичные части речи и союзы. Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в 
письменной речи

117-118



Союзы и союзные слова

Знакомятся с понятием «союзные слова. Выясняют способы разграничения союзов и союзных слов. Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в 
письменной речи.

119



Разграничение союзов и союзных слов

Различают союзы и союзные слова. Читают и понимают текст, выполняют разноаспектный анализ текста. Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в 
письменной речи.

120-121



Р. р. Изложение по тексту А. Мигдала «От догадки до истины». ( упр.316)

Владеют умением вычленять главное в информации и сокращать текст разными способами. Выстраивают правильно, логично и лаконично свои мысли. Точно используют языковые средства обобщенной передачи содержания. Совершенствуют общие коммуникативные умения. Создают текст в зависимости от поставленной коммуникативной задачи.

122



Работа над ошибками. Союзы в простых предложениях

Анализируют ошибки и выполняют комплекс заданий, направленных на их устранение: выделяют опорные слова в предложениях; доказывают, что именно эти слова являются ключевыми для правильного понимания текста. Анализируют языковой материал. Рассматривают синтаксическую структуру предложений, делают выводы о постановке знаков препинания перед союзами а, но, зато в простых предложениях.

123



Союзы в сложных предложениях

Анализируют языковой материал. Выясняют 3типа союзов по употреблению. Рассматривают синтаксическую структуру предложений, делают выводы о постановке знаков препинания перед союзами а, но, зато в сложных предложениях.

124



Союзы в простых и сложных предложениях.

Распознают простые и сложные предложения. Правильно употребляют в них союзы и союзные слова, расставляют знаки препинания. Выполняют упражнения по данной теме. Рассматривают использование союзов в речи.

125



Морфологический разбор союза


Выясняют алгоритм выполнения морфологического разбора союза. Выполняют морфологический разбор союза с опорой на алгоритм. Определяют принадлежность слова к определённой части речи.

126



Повторение темы «Союз»

Выполняют тестовые задания. Используют приёмы просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала. Анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.

127



Контрольный диктант по теме «Союз».

Воспроизводят аудируемый текст на письме. Соблюдают орфографические и пунктуационные нормы. Выполняют грамматические задания по изученной теме.

128



Частица 9 ч.

Работа над ошибками. Частица как часть речи.


Исправляют допущенные ошибки. Выполняют словесное или графическое комментирование, приводят примеры. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки частицы. Определяют функции частиц в речи.

129



Разряды частиц. Формообразующие частицы

Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и
строению. Правильно употребляют частицы для выражения отношения к 
действительности. Определяют омонимичные части речи.

130



Разряды частиц. Смысловые частицы

Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и
строению. Правильно употребляют частицы для передачи различных смысловых оттенков. Определяют омонимичные части речи.

131



Правописание частиц


Составляют схему «Правописание частиц». Используют правила правописания частиц на практике. Определяют разряд частиц.

132



Правописание частицы не

Составляют таблицу «Правописание не с различными частями речи». Используют её при выполнении упражнений.

133



Правописание частицы ни

Составляют таблицу «Правописание ни с различными частями речи». Используют её при выполнении упражнений.

134



Разграничение частиц не и ни.

Анализируют языковой материал по теме. Создают таблицу «Разграничение частиц не и ни» . Составляют рассказ на лингвистическую тему на основе данных таблицы. Выясняют, от каких условий зависит употребление частиц не и ни в речи.

135



Повторение темы «Частица»


Выполняют письменные упражнения и тестовые задания. Осуществляют самооценку.

136



Тест «Служебные части речи».

Ставят учебную задачу. Планируют последовательность действий. Выполняют тестовые задания. Осуществляют самооценку.

137



Междометие 3 ч.

Междометие как часть речи


Распознают междометия разных семантических разрядов. Определяют синтаксическую роль междометий. Отличают междометия от других частей речи.

138



Правописание междометий.

Анализируют языковой материал по теме. Составляют кластер «Правописание междометий».

139



Морфологический разбор междометия

Выясняют алгоритм выполнения морфологического разбора междометия. Выполняют морфологический разбор междометия с опорой на алгоритм. Определяют принадлежность слова к определённой части речи.




Повторение 14 ч. + 4 Р. р.

140



Самостоятельные части речи. Имя существительное, прилагательное, числительное. Морфологические признаки и правописание.

Различают самостоятельные и служебные части речи. Опознают части речи по их грамматическим признакам. Определяют синтаксическую роль в предложении. Используют в речи разные виды омонимов. Систематизируют орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, 
окончаниях.

141



Местоимение. Морфологические признаки и правописание

Опознают местоимение по его грамматическим признакам. Определяют синтаксическую роль в предложении. Используют в речи разные виды омонимов. Систематизируют орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, 
окончаниях.

142



Глагол. Морфологические признаки и правописание

Опознают глагол по его грамматическим признакам. Определяют синтаксическую роль в предложении. Используют в речи разные виды омонимов. Систематизируют орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, 
окончаниях.

143



Причастие. Морфологические признаки и правописание.

Опознают причастие по его грамматическим признакам. Определяют синтаксическую роль в предложении. Используют в речи разные виды омонимов. Систематизируют орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, 
окончаниях.

144



Деепричастие. Морфологические признаки и правописание.

Опознают деепричастие по его грамматическим признакам. Определяют синтаксическую роль в предложении. Используют в речи разные виды омонимов. Систематизируют орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, 
окончаниях.

145-146



Р. р. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Самостоятельно создают собственное высказывание по плану. Приводят аргументы. Грамотно излагают мысли.

147



Работа над ошибками. Наречие. Морфологические признаки и правописание.

Осознают причины появления ошибок. Определяют способы действий, помогающих их предотвратить. Выполняют задания разного уровня сложности. Опознают наречие по его грамматическим признакам. Определяют синтаксическую роль в предложении. Используют в речи разные виды омонимов. Систематизируют орфограммы в приставках, корнях, суффиксах.

148



Тест «Самостоятельные части речи».

Ставят учебную задачу. Планируют последовательность действий. Выполняют тестовые задания. Осуществляют самооценку.

149



Правописание служебных частей речи.

Характеризуют различные служебные части речи. Используют служебные части речи при составлении предложений. Правильно оформляют на письме предложения с различными разрядами союзов.

150



Р. р. Типы речи

Владеют схемой построения текста различных типов речи. Устанавливают отличительные особенности типов речи. Соблюдают орфографические, грамматические и лексические, синтаксические нормы при построении предложений разных типов речи. Исправляют нарушения норм литературного языка. Владеют языковыми средствами в соответствии с целями.

151



Р. р. Стили речи

Владеют знаниями о функциональных разновидностях языка, их внеязыковых (сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи) и языковых (преимущественно лексических) особенностях. Сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Различают тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы.

152-153




Р. р. Сжатое изложение

Вычленяют главное в информации и сокращают текст разными способами. Выстраивают правильно, логично и лаконично свои мысли. Точно используют языковые средства обобщенной передачи содержания. Совершенствуют общие коммуникативные умения. Создают текст в зависимости от поставленной коммуникативной задачи. Анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.

154



Итоговый диктант

Воспроизводят аудируемый текст на письме. Соблюдают орфографические и пунктуационные нормы. Выполняют грамматические задания разного уровня сложности.

155



Работа над ошибками изложения. Редактирование предложений.

Осознают причины появления ошибок. Определяют способы действий, помогающих их предотвратить. Выполняют задания разного уровня сложности. Редактируют предложения.

156



Урок-игра «В мире грамматики»

Работают в группах в условиях соревнования. Сравнивают, анализируют, повторяют основной программный материал в неординарных ситуациях. Достойно ведут спор.

157



Итоговый урок

Анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!