МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОАНГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _______А.П.Болтовская « » 08.2021 г. | Согласовано: Зам.директора по УВР _________А.С. Испирян « » 08.2021 г. | Утверждаю: Директор МБОУ Новоангарской СОШ ___________ Е.А. Турий « » 08.2021 г Приказ № от « » 08.2021 г. |
Рабочая программа по русскому языку
(факультативу) «Подготовка к ЕГЭ» в 11 м классе
учителя первой категории
Болтовской Александры Петровны
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка.
На завершающем этапе среднего образования появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы. Опорой, ключевой единицей курса русского языка становится текст. Для анализа используются публицистические, научные и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические и научные тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий на учебники по литературе и пр.).
При таком подходе учебно-тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ способствуют развитию традиций школьного сочинения на литературные темы, создают на занятиях развивающую речевую среду, что благоприятно влияет на совершенствование грамотности и языковой интуиции, без чего невозможен процесс формирования речевой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускника профессионального училища.
Факультативный курс адресован учащимся 11 класса и рассчитан на 33 часа.
Цель программы: формирование практических навыков и умений выполнения заданий в формате ЕГЭ, комплексного анализа текста.
Задачи:
- совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями;
- познакомить (повторить на более глубоком уровне) учащихся с законами создания текстов разных стилей;
- научить пользоваться особым алгоритмом восприятия и понимания содержания текста;
- дать учащимся основы речевой и коммуникативной компетентности.
Виды занятий
- лекция учителя
- анализ текстов
- работа с тестами
- написание рецензий
На занятиях-практикумах возможно использование как групповых, так и парных и индивидуальных форм работы с учащимися. Разнообразие форм работы должно помочь выявлению сильных и слабых сторон речеведческого анализа текста и уровня грамотности каждого учащегося. Творческие задания предполагают обучение умению анализировать темы, составлять различного вида планы, выбирать эпиграфы, прорабатывать варианты вступления и заключения, работать с ключевыми словами, отбирать необходимые цитаты. Результаты работы – написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре рецензии или эссе, подготовка сообщения к урокам русского языка, составление тезисов, конспекта, написание аннотации, выступление на училищных мероприятиях.
Углубленное изучение русского языка на факультативных занятиях будет способствовать основательной подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Отличительными чертами предлагаемого курса являются:
объединение сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;
направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;
ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;
четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу учащихся.
Методическое обеспечение программы. При разработке занятий учтены практическая направленность, единство обучения и воспитания, рассмотрены особенности комплексного анализа текста, упражнения по стилистике и орфографии (с использованием ИКТ); использованы варианты дифференцированных заданий.
Предусмотрены разнообразные формы организации групповой и индивидуальной учебной деятельности: наблюдения над текстом, ответы на вопросы, разного типа беседы, анализ текста-образца, написание сочинений, выполнение тестовых заданий.
Предлагаемый (содержательный) материал носит ориентировочный характер, преподаватель может по своему усмотрению вносить изменения в структуру, содержание учебного материала и в организацию деятельности учащихся на уроке.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
факультативных занятий по русскому языку
11 класс (33 ч)
№ п/п | Тема занятия | Кол час | Дата проведения | Домашнее задание | |
план | факт | |
I | Орфографические нормы | 7 | | | | |
1. | Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. | 1 | 07.09 | | §18,конспект | |
2. | Правописание корней. Безударные гласные корня. | 1 | 14.09 | | §19, упр 89 | |
3. | Гласные и, ы после приставок. | 1 | 21.09 | | §28, упр151 | |
4. | Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. | 1 | 28.09 | | §33,§48, упр 253 | |
5. | –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); | 1 | 05.10 | | Работа с КИМами, задания 9,10,11,14 | |
6. | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. | 1 | 12.10 | | Задания 12,13. Подготовка к ЕГЭ | |
7 | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 1 | 19.10 | | Повторить материал, работа с КИМами | |
II | Пунктуационные нормы | 4 | | | | |
8. | Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. | 1 | 26.10 | | §65, выписать примеры | |
9. | Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах. | 1 | 09.11 | | §72-78, обзор тем | |
10. | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | 16.11 | | §91-92, привести примеры. Задания 15-17 | |
11. | Пунктуация в сложных предложениях. Сложное предложение с разными видами связи. | 1 | 23.11 | | §95, 97, выписать примеры. Задания 18-19 | |
III | Текст | 4 | | | | |
12. | Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | 30.11 | | Работа с КИМами. Сочинение. | |
13. | Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. | 1 | 07.12 | | Работа с КИМами. Сочинение. | |
14. | Средства связи предложений в тексте. | 1 | 14.12 | | Повторить материал | |
15. | Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. | 1 | 21.12 | | Написать сочинение |
IV | Функционально-смысловые типы речи. | 5 | | | | |
16. | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. | 1 | 11.01 | | §117, упр. 538. Задание 21 | |
17. | Повествование. | 1 | 18.01 | | Написать сочинение | |
18. | Описание. | 1 | 25.01 | | Написать сочинение | |
19. | Рассуждение. | 1 | 01.02 | | Написать сочинение | |
20. | Предупреждение ошибок при определении типов речи. | 1 | 08.02 | | Повторить материал | |
V | Функциональные стили речи | 6 | | | | |
21. | Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи. | 1 | 15.02 | | §112-117, обзор тем. | |
22. | Разговорный стиль речи. Его особенности. | 1 | 22.02 | | §115, привести пример текста | |
23. | Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. | 1 | 01.03 | | §113, привести пример текста | |
24. | Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. | 1 | 15.03 | | §114,привести пример текста | |
25. | Научный стиль, его особенности. | 1 | 29.03 | | §112,привести пример текста | |
26. | Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. | 1 | 05.04 | | §116,привести пример текста | |
VI | Изобразительно-выразительные средства языка | 3 | | | | |
27. | Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. | 1 | 09.04 | | §3,11. Знать определения. Работа по темам: «Лексика», «Фразеология». | |
28. | Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. | 1 | 12.04 | | Выписать примеры из текстов | |
29. | Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 1 | 19.04 | | Выписать примеры из текстов | |
VII | Коммуникативная компетенция | 4 | | | | |
30. | Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) | 1 | 26.04 | | Работа над сочинением | |
31. | Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. | 1 | 17.05 | | Знать критерии оценивания. Написать сочинение |
32. | Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. | 1 | 21.05 | | Знать критерии оценивания. Написать сочинение | |
33. | Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактических норм. Психологическая подготовка к ЕГЭ. | 1 | 24.05 | | Знать критерии оценивания. Написать сочинение | |