СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте и письмо)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте и письмо)»





Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы «Русский язык» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкина и др.

Нормативно-правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» для 1 класса составляют следующие документы:

  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

  1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991г. №1807-1 «О языках народов

Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ);

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября

2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1576);

Рабочая программа адресована обучающимся 1 класса МБОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа».

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование

на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и

письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового

и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуника­тивных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства

языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и

структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно

писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,

чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

    • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия,

графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

    • орфография и пунктуация;

    • развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.


Место курса «Русский язык» в учебном плане

В 1 классе на изучение русского языка отводится 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели): из них 115 часов (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 часов (10 учебных недель) — урокам русского языка.


Планируемые результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.






Планируемые результаты освоения учебного предмета в 1 классе

(предметные и метапредметные)

Подготовительный этап

Понимать на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

Знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита. Уметь составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации.

Уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями. Уметь правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

Основной этап

Знать/понимать, что звуки русского языка делятся на гласные, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – безударные. Слово представляет собой единство звучания и значения. Звучащее слово делится на слоги, один из которых произносится с большей силой и длительностью. Звуки речи могут обозначаться с помощью условных графических символов – букв. Основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные служат для связи основных слов в предложении, графические символы их изображения.

Уметь: произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них и давать ему полную характеристику. При анализе использовать практические приемы определений звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове. Делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный. Читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически. Перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот. Анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов. Правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания. Писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму. Выполнять три вида соединения буки в слогах и словах. При письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением. Записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте, вы пол пять бордюры и росчерки.

Заключительный этап

Знать структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка – звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определённых последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте. Графические системы печатных и письменных букв русского алфавита. Форму каждой буквы как пространственно- количественную совокупность составляющих ее элементов. Иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.

Уметь читать печатный и письменный текст в соответствии с нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказать отдельные части текста (2-3 предложения). Озаглавливать прослушанный текст. Связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1 при списывании с печатного или письменного текста, 2 при письме по памяти или под диктовку учителя. Ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика. Выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк. чн, нч. с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща. чу, щу. Анализировать устную и письменную речь на основе сформированных образных представлений о структурных единицах русского языка, моделировать их с помощью соответствующих символов.

Применять приёмы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания. Осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв их соединений на письме. Применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твёрдости – мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].

Содержание курса


Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих (ча–ща, чу–щу, жи–ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный –

согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

    • сочетания жиши, чаща, чущу в положении под ударением;

    • сочетания чкчн, чт, нч, щн и др.;

    • перенос слов;

    • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

    • проверяемые безударные гласные в корне слова;

    • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

    • непроизносимые согласные;

    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

(непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

    • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

    • разделительные ъ и ь;

    • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

    • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

    • е и и в суффиксах имен существительных (ключик ключика, замочек замочка).

    • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных

на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

    • безударные падежные окончания имён прилагательных;

    • раздельное написание предлогов с именами существительными;

    • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

    • раздельное написание частицы не с глаголами;

    • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа

(читаешь, учишь);

    • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

    • безударные личные окончания глаголов;

    • раздельное написание предлогов с другими словами;

    • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные

знаки;

    • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

    • запятая при обращении в предложениях;

    • запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.









Содержание учебного предмета «Литературное чтение» в 1 классе


Раздел учебного курса, количество часов

Краткая характеристика учебного курса

Блок «Литературное чтение. Обучение чтению» (92 часа)

1.Добукварный период (17часов)

Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания иговорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.

2.Букварный период (55 часов)

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями.

3.Послебукварный период (20 часов)

Послебукварный(заключительный)- повторительно-обобщающий этап. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте в 1 классе (92 часа)

№ урока

Раздел программы и темы уроков


Дата

П

Ф

Добукварный (подготовительный) период – 17 часов

1

Речь. Речь устная и письменная.


2-3

Предложение.


4

Устная речь. Слово и слог.


5

Письменная речь. Слог и ударение.


6

Слова и звуки в нашей речи.


7

Деление слова на слоги.


8

Слог-слияние.


9

Гласные и согласные звуки.


10

Звуки и буквы.


11

Гласный звук [а], буквы А, а.


12

Гласный звук [ о], буквы О, о.


13

Гласный звук [ и], буквы И, и.


14

Гласный звук [ и], буквы И, и.


15

Гласный звук [ ы], буква ы.


16

Гласный звук [ у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика.


17

Гласные звуки и буквы.


Букварный период – 55 часов

1

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины.


2

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение

к природе.



3

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. Труженики села.


4

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах

и картинах художников.


5

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Имена собственные.


6

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л.


7

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л.


8

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Уход за комнатными растениями.


9

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.


10

Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.


11

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей.


12

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м.


13

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м.


14

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке.


15

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке.


16

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».


17

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б.


18

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б.


19

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Терпенье и труд все перетрут.


20

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д.


21

Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя.


22

Гласные буквы Я, я. Маяк.


23

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г.


24

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г.


25

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч.


26

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч.


27

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч.


28

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного.


29

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Досуг детей.


30

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать.


31

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Машины – помощники человека.


32

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.


33

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].


34

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое.


35

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Загадки про природные явления.


36

Звук [й,], буквы Й, й. Жить – Родине служить.


37

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда.


38

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда.


39

Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».


40

Гласные буквы Ю, ю.


41

Гласные буквы Ю, ю.


42

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час.


43

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Стихи С. Маршака для детей.


44

Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать.


45

Гласный звук [э], буквы Э, э. Стихи и рассказы про животных.


46

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка

«По щучьему велению».


47

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Загадки и стихи про овощи.


48

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф.


49

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф.


50

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф.


51

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф.


52

Мягкий и твердый разделительные знаки.


53

Мягкий и твердый разделительные знаки.


54

Мягкий и твердый разделительные знаки.


55

Русский алфавит.


Послебукварный период – 20 часов

1

Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить».


2

Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше отечество». Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Наблюдение над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине.


3

История славянской азбуки. Работа над познавательным текстом. В. Крупин «Первоучители славянские». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации.


4

В. Крупин «Первый букварь». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки.


5

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг.


6

Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка.


7

К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей.


8

К.И. Чуковский Телефон. Инсценирование стихотворения.


9

В.В. Бианки «Первая охота». Самостоятельное озаглавливание текста.


10

С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Приемы заучивания стихотворения наизусть.


11-12

М.М. Пришвин «Первомайское утро». Знакомство с текстом-описанием. Дополнение текста-описания. «Глоток молока».


13

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева.


14

Веселые стихи Б. Заходера, В. Берестова. Песенка-азбука. Выразительное чтение стихотворений.


15

Веселые стихи Б. Заходера, В. Берестова. Песенка-азбука. Выразительное чтение стихотворений.


16

Веселые стихи Б. Заходера, В. Берестова. Песенка-азбука. Выразительное чтение стихотворений.


17

Проект: «Живая азбука».


18

Наши достижения.


19

Наши достижения.


20

Прощание с «Азбукой».




















Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе(50 часов)


№ п/п

Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Упр.

Вид контроля

Общеучебные

Метапредметные

Личностные

НАША РЕЧЬ – 2 ч.

1

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Учащийся научится различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека.

Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Регулятивные:

оценивать результаты выполненного задания:

«Проверь себя».

Познавательные:

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Проявлять уважение к языкам других народов.

Знакомство с учебником. Знакомство с видами речи.

Различение устной и письменной речи.

Построение высказываний о значении языка и речи. *Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык

1-4

Текущий

2

Русский язык –

родной язык русского народа.


5

Текущий

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 3 ч.

3

Текст (общее представление).

Учащийся научится отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения по заданной схеме.

Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога.

Регулятивные:

оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» и электронному приложению к учебнику.

Познавательные:

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.


Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.

Установление смысловой связи между предложениями

в тексте. Выбор подходящего заголовка.

1-3






Текущий

4

Предложение

как группа слов, выражающая законченную мысль.

Выделение предложений

из речи. Установление связи слов в предложении.

4-6

Текущий


5

Диалог.

Выразительное чтение текста по ролям. Наблюдение за постановкой знаков препинания в предложении и диалоге.

7-8, с.16

Практическая работа

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… – 4 ч.

6

Слово. Роль слов в речи.

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

Учащийся научится


Проявлять

Различать слова-

1-7

Текущий




определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения;

различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять текст по рисунку и опорным словам.

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.



чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов.


названия предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Использовать в речи «вежливые слова».

Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.

Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю.



7

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

5

Текущий

8

Тематические группы слов.

Вежливые слова.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.

8-15

Текущий

9

Словари учебника: толковый, близких и противополож-ных по значению слов.

*Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

16-19



Прове-рочная работа,

с. 30

СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. – 6 Ч.

10

Слово и слог.

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться

находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов.

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный

интерес к новому знанию.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

1-4

Текущий


11

Деление слов на слоги.

*Слова с непроверяемым написанием: лисица.

5-7

Прове-рочная работа,

с. 35







12

Перенос слов .

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Учащийся научится переносить слова по слогам.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.

Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую.

Создание сравнительных образов.

1-3

Текущий


13

Перенос слов.

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.


4-5

Прове-рочная работа,

с. 38

14

Ударение (общее представление).

Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов.

Учащийся научится определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове;

различать ударные и безударные слоги.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять сказку по её данному началу и заключительной части и рисункам к сказке.

Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

Произносить и оценивать слова в соответствии с нормами литературного произношения.

1-6

Текущий


15

Ударение (общее представление).

Зависимость значения слова от ударения.

Знакомство с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака. Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

7-11

Прове-рочная работа,

с. 44




ЗВУКИ И БУКВЫ – 35 Ч.


16

Звуки и буквы.

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Учащийся научится различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные:

- работать с памяткой «Алфавит» и форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы»;

- находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю;

- использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;

- работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова;

- использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами;

- работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о языке.


Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

1-4

Текущий


17

Звуки и буквы.

Условные звуковые обозначения слов.

*Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

5-10

Прове-рочная работа,

с. 51

18

Русский алфавит, или Азбука

Значение алфавита.

Учащийся научится правильно называть буквы в алфавитном порядке; располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться применять знание алфавита при пользовании словарями.

Высказываться о значимости изучения алфавита.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.

1-6

Текущий


19

Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями.

*Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.

7-12

Прове-рочная работа,

с. 57

20

Гласные звуки.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сонсын).

Учащийся научится различать в слове гласные звуки по их признакам; различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться применять знание алфавита при пользовании словарями.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.

Объяснять причины расхождения количества звуков

1-5

Текущий

21

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

6-8

Текущий

22

Гласные звуки

Слова с буквой э.

*Слово с непроверяемым написанием: деревня.

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.




9-10

Прове-рочная работа,

с. 62

научиться составлять развёрнутый ответ на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».



и букв в слове.

Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.


23

Ударные и безударные гласные звуки.

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Учащийся научится различать проверочное и проверяемое слова; определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, проверять безударную гласную в словах.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться состав-лять устный рассказ по рисунку и опорным словам.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки».

Писать двуслож-ные слова с безударным глас-ным и объяснять

их правописание.

1-4

Текущий


24

Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

5-10

Текущий

25

Ударные и безударные гласные звуки Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

11-16

Текущий

26

Ударные и безударные гласные звуки Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

Работа с орфографическим словарём.

*Слова с непроверяемым

написанием: заяц, петух, корова, молоко.

17-19

Текущий








27

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки»

20


Прове-рочный диктант

28

Согласные звуки.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка – бочка).


Учащийся научится различать в слове согласные звуки по их признакам; буквы, обозначающие согласные звуки; делить для переноса слова с удвоенной согласной и буквой й.


Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.

Определять согласный звук в слове и вне слова.

Дифференцировать гласные и согласные звуки.

Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове.

1-6

Текущий


29

Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными.




Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).

7-8

Прове-рочная работа,

с. 77

30

Согласные звуки. Буквы Й и И.

Слова со звуком [й’] и с

буквой «и краткое».

*Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный.





Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

1-6

Прове-рочная работа,

с. 80

Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].

Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

31

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.


Учащийся научится различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; объяснять, как обозначена на письме твёрдость -мягкость согласного звука.


Проявлять на основе содержания текстов учебника гражданскую гуманистическую позицию –

сохранять мир в своей стране и во всём мире.

Дифференциро-вать согласные звуки и буквы, обознача-ющие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’].

Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.

1-4

Текущий


32

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

5-8

Текущий


33

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

*Слово с непроверяемым написанием: ребята

9-10

Прове-рочная работа,

с. 86

34

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Учащийся научится объяснять причины расхождения звуков и

Иметь нравственные представления о

Соотносить количество звуков и букв в таких

1 - 4

Текущий


35

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.


5-9

Текущий


букв в этих словах; обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений.









взаимопомощи, качествах и свойствах личности. Обсуждать на основе текста состояние внешнего облика ученика.

Осознавать на основе текста нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка,

словах, как конь, день, деньки. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова.

Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

36

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

10

Прове-рочная работа,

с. 91

37

Согласные звонкие и глухие.

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

Учащийся научится определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб – дубы, снег – снега); писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание.

Проявлять бережное отношение к природе и всему живому на земле.

Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.

Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков.

1-7

Текущий


38

Согласные звонкие и глухие

Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки.




Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.

Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

8-9

Текущий


39

Согласные звонкие и глухие

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

*Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.

10-12

Текущий


40

Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие».

13-15

Прове-рочный диктант

41

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

16-19

Текущий


42

Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.

*Слова с непроверяемым написанием: работа (работать).

Проект «Скороговорки»Составление сборника.

Учащийся научится различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

Учащийся в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми научится создавать собственный информационный объект, участвовать в презентации проекта.


Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный

интерес к новому знанию.

Дифференциро-вать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

Правильно произ-носить шипящие согласные звуки.

Знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологией.

1-6

Прове-рочная работа,

с. 107;

Проект, с. 107–109

43

«Весёлые скороговорки».

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

*Слово с непроверяемым написанием: девочка.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Учащийся научится находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями; писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого.



Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

1-10

Прове-рочная работа,

с. 114

.

44

Буквосочетания ЖИШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ.

Правило правописания сочетаний жиши, чаща, чущу.

*Слово с непроверяемым написанием: машина.


Учащийся научится писать сочетания жиши, чаща, чущу в словах.

Соотносить произ-ношение ударных гласных в сочета-ниях жиши, чаща, чущу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

1-10

Текущий


45

Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».

Учащийся научится оценивать результаты выполненного задания

Писать слова с сочетаниями жиши, чаща, чущу.



Прове-рочная работа,

с. 121 Прове-рочный диктант

46

Шипящие согласные звуки Развитие речи.

Учащийся в совместной деятельности с учителем

получит возможность научиться воспроизводить по памяти содержание сказки.



Вспомнить по рисунку и по

памяти содержание сказки и передать её содержание.

11-13

Текущий


47

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

Учащийся научится писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание, использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить информацию о названии своего города; участвовать в презентации проекта.

Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов.

1-6

Текущий


48

Заглавная буква в словах

Развитие речи.

Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку.

7-9

Текущий


49

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок изученные правила письма).

Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке.

10-12,

с. 129

Прове-рочная работа,

с. 128;

проект

50

Повторение

Учащийся научится применять изученные правила при списывании и записи под диктовку; оценивать уровень достижений.

Списывать текст, содержащий изученные правила, объяснять изученные орфограммы.

1-6

Прове-рочная работа,

с. 133


Календарно-тематическое планирование уроков письма в 1 классе (115 часов)

№ урока

Раздел программы и темы уроков


Дата

П

Ф

Добукварный период (21 часов)

1

Пропись — первая учебная тетрадь.


2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.


3

Письмо овалов.


4

Письмо полуовалов.


5

Письмо коротких и длинных прямых наклонных линий.


6

Письмо линии с закруглением внизу.


7

Письмо линии с закруглением вверху.


8

Письмо больших овалов.


9

Письмо маленьких овалов.


10

Письмо наклонных линий с петлей вверху.


11

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.


12

Письмо полуовалов, их чередование.


13

Строчная буква а.


14

Заглавная буква А.


15

Строчная и заглавная буквы О, о.


16

Строчная буква и.


17

Заглавная буква И.


18

Строчная буква ы.


19

Строчная буква ы.


20

Строчная и заглавная буквы У, у. (с. 11—13).


21

Закрепление.



Букварный период. Обучение письму (69 часов)


1

Строчная и заглавная буквы Н, н.


2

Строчная и заглавная буквы С, с.


3

Заглавная буква С.


4

Строчная и заглавная буквы К, к.


5

Строчная и заглавная буквы Т, т.


6

Строчная и заглавная буквы Т, т .


7

Строчная буква л.


8

Заглавная буква Л.


9

Повторение и закрепление изученного.


10

Строчная буква р. Заглавная буква Р.


11

Строчная и заглавная буквы В, в.


12

Строчная буква е.


13

Заглавная буква Е.


14

Строчная и заглавная буквы П, п.


15

Строчная и заглавная буквы М, м.


16

Строчная и заглавная буквы М, м.


17

Строчная и заглавная буквы З, з.


18

Строчная и заглавная буквы З, з.


19

Строчная и заглавная буквы З, з. (с. 11).


20

Строчная и заглавная буквы Б, б.


21

Строчная и заглавная буквы Б, б.


22

Строчная и заглавная буквы Б, б.


23

Строчная и заглавная буквы Б, б.


24

Строчная и заглавная буквы Д, д.


25

Строчная и заглавная буквы Д, д.


26

Строчная и заглавная буквы Я, я.


27

Строчная и заглавная буквы Я, я.


28

Строчная и заглавная буквы Я, я.


29

Строчная и заглавная буквы Г, г.


30

Строчная и заглавная буквы Г, г.


31

Строчная и заглавная буквы Г, г.


32

Строчная буква ч.


33

Строчная буква ч.


34

Заглавная буква Ч.


35

Буква ь.


36

Буква ь.


37

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.


38

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.


39

Письмо слогов и слов с изученными буквами.


40

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.


41

Строчная и заглавная буквы Ж, ж. (с. 8).


42

Строчная буква ё.


43

Строчная буква ё.


44

Заглавная буква Ё.


45

Строчная и заглавная буквы Й, й.


46

Строчная и заглавная буквы Х, х.


47

Строчная и заглавная буквы Х, х.


48

Строчная и заглавная буквы Х, х.


50

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.


51

Строчная и заглавная буквы Ю, ю


52

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.


53

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.


54

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.


55

Строчная и заглавная буквы Э, э.


56

Строчная и заглавная буквы Э, э.


57

Строчная буква щ.


58

Строчная буква щ.


59

Строчная и заглавная буквы щ, Щ.


60

Строчная буква ф.


61

Строчная буква ф.


62

Заглавная буква Ф.


63

Заглавная буква Ф.


64

Строчная и заглавная буквы ф, Ф.


65

Строчные буквы ь, ъ.


66

Строчные буквы ь, ъ.


67

Строчные буквы ь, ъ.


68

Контрольное списывание.


69

Проверка знаний.



Послебукварный период. Обучение письму (30 часов)


1

Оформление предложений в тексте.


2

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»


3

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»


4

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»


5

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»


6

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»


7

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»


8

Предлоги.


9

Местоимения.


10

Проверочный диктант.


11

Правописание безударных гласных в корне слова.


12

Правописание безударных гласных в корне слова.


13

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.


14

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.


15

Правописание жи-ши.


16

Правописание ча-ща.


17

Правописание чу-щу.


18

Правописание чк-чн, щн.


19

Заглавная буква в словах.


20

Заглавная буква в словах.


21

Деление слов на слоги.


22

Деление слов на слоги.


23

Словарный диктант.


24

Основа предложения.


25

Основа предложения.


26

Основа предложения.


27

Алфавитный порядок слов.


28

Алфавитный порядок слов.


29

Контрольное списывание.


30

Проверка знаний.






Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе (50 часов)

№ урока

Раздел программы и темы уроков


Дата

П

Ф

НАША РЕЧЬ – 2 ч.

1

Язык и речь, их значение в жизни людей.


2

Русский язык – родной язык русского народа.(РРЯ)




ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 3 ч.


1

Текст (общее представление).


2

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.


3

Диалог.



СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… – 4 ч.


1

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.


2

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. (РРЯ)


3

Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению.


4

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

*Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.



СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. – 6 Ч.


1

Слово и слог.

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). (РРЯ)


2

Деление слов на слоги. *Слова с непроверяемым написанием: лисица.


3

Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.


4

Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.


5

Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. (РРЯ)


6

Ударение (общее представление). Зависимость значения слова от ударения.

Знакомство с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака. Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.



ЗВУКИ И БУКВЫ – 35ч.


1

Звуки и буквы.


2

Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов.


3

Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.


4

Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями.


5

Гласные звуки.


6

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.


7

Гласные звуки. Слова с буквой э. (РРЯ)


8

Ударные и безударные гласные звуки.


9

Ударные и безударные гласные звуки.


10

Ударные и безударные гласные звуки.


11

Ударные и безударные гласные звуки.


12

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.


13

Согласные звуки.


14

Согласные звуки.


15

Согласные звуки. Буквы Й и И.


16

Твёрдые и мягкие согласные звуки.


17

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.


18

Согласные звонкие и глухие.


19

Согласные звонкие и глухие.


20

Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие».


21

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). (РРЯ)


22

Шипящие согласные звуки.


23

«Весёлые скороговорки». Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.


24

Буквосочетания ЖИШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ.


25

Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».


26

Шипящие согласные звуки Развитие речи.


27

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).


28

Заглавная буква в словах. Развитие речи.


29

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок изученные правила письма).


30

Повторение


31

Повторение


32

Повторение


33

Повторение


34

Повторение


35

Повторение


Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса


Технические средства обучения:

  • компьютер с программным обеспечением;

  • магнитная доска;

  • проектор;

  • экран навесной.



Учебно-методическое обеспечение:

Учебники

Обучение грамоте

1. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.

2. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Издательство: Москва «Просвещение», 2016

Прописи (Обучение грамоте)

1. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 1.

2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 2.

3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 3.

4. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 4.

Издательство: Москва «Просвещение», 2017


1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. Литературное чтение в 2-х ч.

Учебник для 1 класса. – М.: Просвещение, 201 г.;

2. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение». – М.: «Просвещение», 2014 г.;

3. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. – М.:

ВАКО, 2014 г.

Список литературы

1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.:

«Просвещение», 2011 г.

2. Сборник загадок «Человек и его окружение» для 1-4 классов. Е.М. Тихомирова.

– М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2008.

3. Сборник загадок «Растительный и животный мир» для 1-4 классов. Е.М.

Тихомирова. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2008.