СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа соответствуент новым ФГОС.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
городской округ город-герой Волгоград (муниципальное образование Волгоград)
МОУ СШ № 3
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании МО учителей | зам.директора по УВР | Директор МОУ СШ № 3 |
русского языка и литературы Руководитель МО______________Н.В. Васильченко | ______________О.А. Северина | ______________С.В. Прохорова |
Протокол № от " " сентября 2022 г.
| Протокол № от " " сентября 2022 г. | Приказ № от " " сентября 2022 г. |
|
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1055563)
учебного предмета
«Русский язык»
для 7 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Невзорова Наталья Михайловна
учитель русского языка и литературы
Волгоград 2022
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 7 классе отводится - 136 ч (4 ч в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция.
Система языка
Морфология. Культура речи
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая группа слов. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Склонение причастий.
Причастие в составе словосочетаний. Причастный оборот.
Морфологический анализ причастий.
Употребление причастия в речи. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий —висячий, горящий — горячий). Употребление причастий с суффиксом -ся. Согласование причастий в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Ударение в некоторых формах причастий.
Правописание падежных окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий.
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных. Правописание окончаний причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Деепричастие в составе словосочетаний. Деепричастный оборот.
Морфологический анализ деепричастий.
Постановка ударения в деепричастиях.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями.
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Наречие
Общее грамматическое значение наречий.
Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий.
Словообразование наречий.
Синтаксические свойства наречий.
Морфологический анализ наречий.
Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий.
Роль наречий в тексте.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих.
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории состояния в речи.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные.
Морфологический анализ предлогов.
Употребление предлогов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами. Правильное использование предлогов из — с, в — на. Правильное образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды
союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов.
Роль союзов в тексте. Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями. Использование союзов как средства связи предложений и частей текста.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях. Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные. Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола.
Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с частицами.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
(обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то,-таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия производные и непроизводные.
Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий и
звукоподражательных слов в предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и
письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения— не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110—120 слов; словарного диктанта объёмом 25—30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110—120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы
информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастия как особую группу слов. Определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия. Различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий.
Склонять причастия.
Проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова. Конструировать причастные обороты. Определять роль причастия в предложении.
Уместно использовать причастия в речи. Различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно употреблять причастия с суффиксом -ся. Правильно устанавливать согласование в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий.
Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий;н иннв причастиях и отглагольных именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени; написания нес причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Характеризовать деепричастия как особую группу слов. Определять признаки глагола и наречия в деепричастии.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике. Конструировать деепричастный оборот. Определять роль деепричастия в предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий; правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Наречие
Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи.
Проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания ни нн в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ьна конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -ои -е после шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания нес наречиями.
Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные
предлоги, простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами, предлогов из— с,в — на в составе словосочетаний; правила правописания производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола; понимать интонационные особенности предложений с частицами. Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи. Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе.
Проводить морфологический анализ междометий; применять это умение в речевой практике. Соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.
Различать грамматические омонимы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | ||||||||
1.1. | Язык как развивающееся явление | 1 | 0 | 0 | 01.09.2022 | Характеризовать язык как | Самооценка с | http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 http://sertolovo.narod.ru/1.htm |
Итого по разделу | 1 |
| ||||||
Раздел 2. ПОВТОРЕНИЕ |
2.1. | Повторение пройденного материала | 4 | 1 | 1 | 02.09.2022 09.09.2022 | Систематизировать знания по Систематизировать знания по лексике, фразеологии, находить изученные лексические единицы языка. Выполнять фонетический разбор слов, устанавливать соотношения между буквами и звуками, Систематизировать знания по словообразованию, называть морфемы, основные способы образования слов, выполнять морфемный разбор слов. Систематизировать знания по | Диктант; | http://www.navigator.gramota.ru/ |
Итого по разделу: | 4 |
| ||||||
Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ | ||||||||
3.1. | Монолог и его виды | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Создавать различные виды | Устный опрос; | http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 |
3.2. | Диалог и его виды | 1 | 0 | 0 | 13.09.2022 | Участвовать в диалогах разных видов: диалоге — запросе | Составление диалога по | http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 http://www.1september.ru/ru/ |
Итого по разделу | 2 |
| ||||||
Раздел 4. ТЕКСТ | ||||||||
4.1. | Основные признаки текста (повторение) | 2 | 0 | 1 | 15.09.2022 16.09.2022 | Характеризовать текст в аспекте его соответствия требованиям цельности, связности, | Практическая работа; | http://www.philology.ru/default.htm |
4.2. | Рассуждение как функционально-смысловой тип речи | 2 | 0 | 0 | 19.09.2022 20.09.2022 | Создавать рассуждение- | Устный опрос; | http://www.philology.ru/default.htm |
4.3. | Информационная переработка текста | 2 | 0 | 1 | 22.09.2022 23.09.2022 | Письменно подробно | Практическая работа; | http://www.philology.ru/default.htm |
4.4. | Смысловой анализ текста | 2 | 0 | 1 | 26.09.2022 27.09.2022 | Анализировать содержание | Практикум; | http://sertolovo.narod.ru/1.htm |
Итого по разделу: | 8 |
| ||||||
Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА | ||||||||
5.1. | Публицистический стиль | 3 | 1 | 0 | 29.09.2022 30.09.2022 | Распознавать тексты | Устный опрос; | http://www.navigator.gramota.ru/ |
5.2. | Официально деловой стиль | 3 | 0 | 0 | 03.10.2022 06.10.2022 | Распознавать тексты | Работа с текстом; | http://www.navigator.gramota.ru/ |
Итого по разделу: | 6 |
| ||||||
Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||||||
6.1. | Морфология как раздел науки о языке (обобщение) | 1 | 0 | 0 | 07.10.2022 | Различать слова самостоятельных и служебных частей речи; | Самооценка с | http://urok.hut.ru/ |
6.2. | Причастие как особая группа слов | 20 | 1 | 4 | 11.10.2022 18.11.2022 | Знать суффиксы причастий; | Тестирование; Диктант; | http://urok.hut.ru/ |
|
|
|
|
|
| написании суффиксов -нн- и -енн-полных форм страдательных |
|
|
6.3. | Деепричастие как особая группа слов | 14 | 1 | 3 | 21.11.2022 13.12.2022 | Знать суффиксы деепричастий; Распознавать деепричастия по | Тестирование; Диктант; | http://urok.hut.ru/ |
6.4. | Наречие | 21 | 2 | 3 | 14.12.2022 27.01.2023 | ; | Диктант; | http://urok.hut.ru/ |
|
|
|
|
|
| наречий и имён прилагательных, объяснять, как они образуются; Образовывать простую и |
|
|
6.5. | Слова категории состояния | 2 | 0 | 0 | 30.01.2023 31.01.2023 | Распознавать слова категории | Самооценка с | http://www.philology.ru/default.htm |
6.6. | Служебные части речи | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Опознавать слова служебных частей речи; | Устный опрос; | http://sertolovo.narod.ru/1.htm |
6.7. | Предлог | 12 | 1 | 1 | 02.02.2023 22.02.2023 | Распознавать предлоги в составе предложно-падежных форм, | Диктант; | http://sertolovo.narod.ru/1.htm |
6.8. | Союз | 12 | 1 | 1 | 27.02.2023 20.03.2023 | Распознавать союзы, | Тестирование; | http://sertolovo.narod.ru/1.htm |
|
|
|
|
|
| пунктуационного анализа простых предложений с однородными |
|
|
6.9. | Частица | 12 | 1 | 1 | 21.03.2023 18.04.2023 | ; | Диктант; | http://urok.hut.ru/ |
6.10. | Междометия | 4 | 0 | 0 | 19.04.2023 25.04.2023 | Распознавать междометия в | Самооценка с | http://www.philology.ru/default.htm |
6.11. | Омонимия слов разных частей речи | 2 | 0 | 0 | 26.04.2023 28.04.2023 | Распознавать омонимию слов разных частей речи; | Устный опрос; | http://www.philology.ru/default.htm |
Итого по разделу: | 101 |
| ||||||
Раздел 7. ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||
7.1. | Повторение пройденного материала | 4 | 1 | 1 | 02.05.2023 05.05.2023 | Систематизировать знания по Систематизировать знания по лексике, фразеологии, находить изученные лексические единицы языка. Выполнять фонетический разбор слов, устанавливать соотношения между буквами и звуками, Систематизировать знания по словообразованию, называть морфемы, основные способы образования слов, выполнять морфемный разбор слов. Систематизировать знания по | Зачет; | http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html http://all.edu.ru/ |
Итого по разделу: | 4 |
| ||||||
Раздел 8. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ |
8.1. | Сочинения | 2 | 0 | 0 | 08.05.2023 11.05.2023 | Выявлять особенности | сочинение; | http://repetitor.1c.ru/ |
8.2. | Изложения | 2 | 0 | 0 | 12.05.2023 15.05.2023 | Составить план исходного текста, осуществить анализ готового Применять приёмы сжатия текста, сформулировать основную мысль текста, отобрать в исходном | изложение; | http://repetitor.1c.ru/ |
8.3. | Контрольные и проверочные работы | 6 | 0 | 1 | 16.05.2023 25.05.2023 | Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы, выявлять наиболее часто | Тестирование; | http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm http://repetitor.1c.ru/ |
Итого по разделу: | 10 |
| ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 10 | 19 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Язык как развивающееся явление | 1 | 0 | 0 | 01.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Повторение. Словообразование самостоятельных частей речи | 1 | 0 | 0 | 02.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Повторение. Правописание корней, приставок | 1 | 0 | 1 | 06.06.2022 | Практикум; |
4. | Повторение. Правописание суффиксов, окончаний | 1 | 1 | 0 | 08.09.2022 | Диктант; |
5. | Повторение: грамматические (морфологические) нормы. Грамматические словари и справочники | 1 | 0 | 0 | 09.09.2022 | Самооценка с |
6. | Монолог и его виды | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Устный опрос; |
7. | Диалог и его виды | 1 | 0 | 0 | 13.09.2022 | Практическая работа; |
8. | Повторение. Основные признаки текста | 1 | 0 | 1 | 14.09.2022 | Практическая работа; |
9. | Рассуждение как | 1 | 0 | 0 | 15.09.2022 | Устный опрос; |
10. | Структурные особенности текста-рассуждения. Рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Работа с текстами; |
11. | Информационная переработка текста: план текста (простой, | 1 | 0 | 1 | 20.09.2022 | Устный опрос; |
12. | Главная и второстепенная информация текста | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Устный опрос; |
13. | Композиционные особенности текста; микротемы и абзацы | 1 | 0 | 0 | 22.09.2022 | Самооценка с |
14. | Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 | Устный опрос; |
15. | Смысловой анализ | 1 | 0 | 1 | 27.09.2022 | Практическая работа; |
16. | Подробное изложение текста | 1 | 1 | 0 | 28.09.2022 | Изложение; |
17. | Публицистический стиль. Языковые средства | 1 | 0 | 0 | 29.09.2022 | Устный опрос; |
18. | Основные жанры Статья. Очерк | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Работа по |
19. | Основные жанры Интервью. Репортаж | 1 | 0 | 0 | 04.10.2022 | Устный опрос; |
20. | Создание текста | 1 | 0 | 1 | 05.10.2022 | Индивидуальные задания; |
21. | Официально-деловой стиль | 1 | 0 | 0 | 06.10.2022 | Написание заявления; |
22. | Инструкция как жанр | 1 | 0 | 0 | 10.10.2022 | Работа по |
23. | Морфология как раздел науки о языке (повторение и обобщение) | 1 | 0 | 0 | 11.10.2022 | Заполнение |
24. | Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Письменный контроль; |
25. | Роль причастий в предложении | 1 | 0 | 0 | 13.10.2022 | Устный опрос; |
26. | Склонение причастий, | 1 | 0 | 1 | 17.10.2022 | Практическая работа; |
27. | Нормы согласования причастий с существительными | 1 | 0 | 0 | 18.10.2022 | Устный опрос; |
28. | Причастный оборот. Знаки | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Самооценка с |
29. | Сочинение - описание картины с использованием причастий и | 1 | 0 | 0 | 20.10.2022 | Сочинение; |
30. | Действительные и страдательные причастия настоящего и | 1 | 0 | 0 | 24.10.2022 | Практикум; |
31. | Полные и краткие формы причастий | 1 | 0 | 0 | 25.10.2022 | Взаимопроверка; |
32. | Действительные причастия настоящего времени, их | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Практическая работа; |
33. | Действительные причастия прошедшего времени, их | 1 | 0 | 0 | 27.10.2022 | Письменный контроль; |
34. | Страдательные причастия настоящего времени, их | 1 | 0 | 0 | 07.11.2022 | Работа на |
35. | Страдательные причастия прошедшего времени, их | 1 | 0 | 0 | 08.11.2022 | Устный опрос; |
36. | Морфологический анализ причастий | 1 | 0 | 0 | 09.11.2022 | Практикум; |
37. | Правописание гласных перед Н в суффиксах страдательных | 1 | 0 | 0 | 10.11.2022 | Письменный контроль; |
38. | Выборочное изложение текста | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 | Изложение; |
39. | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий | 1 | 0 | 1 | 15.11.2022 | Практическая работа; |
40. | Уместное использование причастий в речи | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Устный опрос; |
41. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | 0 | 1 | 17.11.2022 | Письменный контроль; |
42. | Буква Ё после шипящих в | 1 | 0 | 0 | 21.11.2022 | Письменный контроль; |
43. | Правописание причастий. Практикум | 1 | 0 | 1 | 22.11.2022 | Практическая работа; |
44. | Повторение темы "Причастие". Проверочная работа | 1 | 1 | 0 | 23.11.2022 | Контрольная работа; |
45. | Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и | 1 | 0 | 0 | 24.11.2022 | Устный опрос; |
46. | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Суффиксы деепричастий | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Письменный контроль; |
47. | Нормы образования деепричастий | 1 | 0 | 0 | 29.11.2022 | Устный опрос; |
48. | Обособление одиночных деепричастий | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | Письменный контроль; |
49. | Деепричастный оборот | 1 | 0 | 1 | 01.12.2022 | Письменный контроль; |
50. | Роль деепричастия в предложении | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 | Устный опрос; |
51. | Пунктуационное оформление предложений с одиночными деепричастиями и | 1 | 0 | 0 | 06.12.2022 | Самооценка с |
52. | Повествование с элементами рассуждения | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Сочинение; |
53. | Морфологический анализ деепричастий | 1 | 0 | 0 | 08.12.2022 | Практикум; |
54. | Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 | 0 | 1 | 12.12.2022 | Письменный контроль; |
55. | Уместное использование | 1 | 0 | 1 | 13.12.2022 | Практическая работа; |
56. | Нормы произношения и | 1 | 0 | 0 | 14.12.2022 | Устный опрос; |
57. | Сочинение-рассуждение | 1 | 0 | 0 | 15.12.2022 | Сочинение; |
58. | Повторение темы | 1 | 1 | 0 | 19.12.2022 | Контрольная работа; |
59. | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи | 1 | 0 | 0 | 20.12.2022 | Устный опрос; |
60. | Разряды наречий по значению | 1 | 0 | 0 | 21.12.2022 | Устный опрос; |
61. | Словообразование наречий | 1 | 0 | 0 | 22.12.2022 | Самооценка с |
62. | Роль наречий в тексте | 1 | 0 | 0 | 09.01.2023 | Устный опрос; |
63. | Выражение различных | 1 | 0 | 0 | 10.01.2023 | Устный опрос; |
64. | Сочинение-описание картины | 1 | 0 | 0 | 11.01.2023 | Сочинение; |
65. | Степени сравнения наречий | 1 | 0 | 0 | 12.01.2023 | Письменный контроль; |
66. | Нормы произношения и | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 | Устный опрос; |
67. | Морфологический анализ наречия | 1 | 0 | 0 | 17.01.2023 | Письменный контроль; |
68. | Устный пересказ текста с использованием наречий в различных функциях | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Устный опрос; |
69. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями | 1 | 0 | 0 | 19.01.2023 | Тестирование; |
70. | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | 0 | 1 | 23.01.2023 | Работа по |
71. | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от | 1 | 0 | 0 | 24.01.2023 | Словарная работа; |
72. | Правописание НЕ- и НИ- в наречиях | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | Письменный контроль; |
73. | Правописание Н и НН в суффиксах наречий | 1 | 0 | 0 | 26.01.2023 | Работа в парах с взаимопроверкой; |
74. | Изложение с изменением лица рассказчика | 1 | 1 | 0 | 30.01.2023 | Изложение; |
75. | Наречие как средство | 1 | 0 | 0 | 31.01.2023 | Устный опрос; |
76. | Правописание О – Е после | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Письменный контроль; |
77. | Правописание гласных О и А в суффиксах наречий с | 1 | 0 | 0 | 02.02.2023 | Письменный контроль; |
78. | Употребление Ь на конце наречий после шипящих | 1 | 0 | 0 | 06.02.2023 | Тест; |
79. | Правописание наречий. Практикум | 1 | 0 | 1 | 07.02.2023 | Практическая работа; |
80. | Повторение темы "Наречие". Проверочная работа | 1 | 1 | 0 | 08.02.2023 | Диктант; |
81. | Вопрос о словах категории | 1 | 0 | 0 | 09.02.2023 | Устный опрос; |
82. | Роль слов категории состояния в речи. Практикум | 1 | 0 | 0 | 13.02.2023 | Практическая работа; |
83. | Различение наречий и слов | 1 | 0 | 1 | 14.02.2023 | Практикум; |
84. | Служебные части речи и их отличия от самостоятельных частей речи | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | Устный опрос; |
85. | Подробное изложение текста с сочетанием разных типов речи | 1 | 0 | 0 | 16.02.2023 | Изложение; |
86. | Предлог как служебная часть речи | 1 | 0 | 0 | 20.02.2023 | Устный опрос; |
87. | Грамматические функции предлогов | 1 | 0 | 0 | 21.02.2023 | Устный опрос; |
88. | Разряды предлогов по строению: простые, сложные, составные | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Письменный |
89. | Правописание сложных предлогов | 1 | 0 | 0 | 24.02.2023 | Письменный контроль; |
90. | Производные и непроизводные предлоги | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Словарный диктант; |
91. | Правильное использование непроизводных предлогов. Практикум | 1 | 0 | 1 | 28.02.2023 | Практикум; |
92. | Правильное образование | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Практикум; |
93. | Слитное написание производных предлогов | 1 | 0 | 0 | 02.03.2023 | Письменный контроль; |
94. | Раздельное написание производных предлогов | 1 | 0 | 0 | 06.03.2023 | Письменный контроль; |
95. | Употребление предлогов в речи | 1 | 0 | 0 | 07.03.2023 | Устный опрос; |
96. | Морфологический анализ предлога | 1 | 0 | 0 | 09.03.2023 | Практическая работа; |
97. | Повторение темы "Предлог" | 1 | 0 | 0 | 10.03.2023 | Тестирование; |
98. | Сочинение с сочетанием разных типов речи | 1 | 1 | 0 | 13.03.2023 | Сочинение; |
99. | Союз как служебная часть речи | 1 | 0 | 0 | 14.03.2023 | Устный опрос; |
100. | 100. Разряды союзов по строению (простые и составные) и | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Работа по таблице; |
101. | 101. Сочинительные | 1 | 0 | 0 | 16.03.2023 | Самооценка с |
102. | 102. Одиночные, двойные и | 1 | 0 | 0 | 20.03.2023 | Самооценка с |
103. | 103. Подчинительные союзы | 1 | 0 | 0 | 21.03.2023 | Работа по |
104. | 104. Сжатое изложение | 1 | 0 | 0 | 22.03.2023 | Изложение; |
105. | Употребление союзов в тексте | 1 | 0 | 0 | 23.03.2023 | Устный опрос; |
106. | 106. Использование союзов как | 1 | 0 | 0 | 03.04.2023 | Устный опрос; |
107. | 107. Слитное написание союзов | 1 | 0 | 1 | 04.04.2023 | Письменный контроль; |
108. | Правописание составных союзов | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Письменный контроль; |
109. | Морфологический анализ союза | 1 | 0 | 0 | 06.04.2023 | Практическая работа; |
110. | 110. Союзы и союзные слова | 1 | 0 | 0 | 10.04.2023 | Устный опрос; |
111. | 111. Повторение по теме "Союз" | 1 | 0 | 0 | 11.04.2023 | Тестирование; |
112. | 112. Сочинение-описание с элементами рассуждения | 1 | 1 | 0 | 12.04.2023 | Сочинение; |
113. | 113. Частица как служебная часть речи | 1 | 0 | 0 | 13.04.2023 | Устный опрос; |
114. | 114. Роль частиц в речи | 1 | 0 | 0 | 17.04.2023 | Устный опрос; |
115. | Разряды частиц по значению и употреблению. Формообразующие частицы | 1 | 0 | 0 | 18.04.2023 | Распределительное письмо; |
116. | 116. Смысловые частицы | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Устный опрос; |
117. | 117. Интонационные особенности предложений с частицами | 1 | 0 | 0 | 20.04.2023 | Устный опрос; |
118. | Смысловые различия частиц НЕ и НИ | 1 | 0 | 0 | 24.04.2023 | Письменный контроль; |
119. | 119. Различение приставки НЕ- и частицы НЕ | 1 | 0 | 0 | 25.04.2023 | Письменный контроль; |
120. | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | 1 | 0 | 1 | 26.04.2023 | Работа по |
121. | 121. Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | 0 | 0 | 27.04.2023 | Письменный контроль; |
122. | 122. Морфологический анализ частицы | 1 | 0 | 0 | 02.05.2023 | Практическая работа; |
123. | 123. Сочинение-рассуждение с использованием смысловых частиц | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Сочинение; |
124. | 124. Повторение темы "Частица" | 1 | 0 | 0 | 04.05.2023 | Тестирование; |
125. | Повторение темы "Служебные части речи". Проверочная работа | 1 | 1 | 0 | 08.05.2023 | Диктант; |
126. | Междометия как особая группа слов. Разряды междометий. | 1 | 0 | 0 | 10.05.2023 | Устный опрос; |
127. | 127. Роль междометий в речи | 1 | 0 | 0 | 11.05.2023 | Устный опрос; |
128. | 128. Звукоподражательные слова. Морфологический анализ звукоподражательных слов. Употребление | 1 | 0 | 0 | 12.05.2023 | Устный опрос; |
129. | 129. Интонационное и | 1 | 0 | 0 | 15.05.2023 | Устный опрос; |
130. | Сочинение-описание картины | 1 | 0 | 0 | 16.05.2023 | Сочинение; |
131. | 131. Грамматическая омонимия | 1 | 0 | 0 | 17.05.2023 | Устный опрос; |
132. | 132. Повторение. Лексика и фразеология | 1 | 0 | 0 | 18.05.2023 | Письменный контроль; |
133. | 133. Повторение. Морфемика и словообразование | 1 | 0 | 1 | 22.05.2023 | Самооценка с |
134. | 134. Повторение. Морфология. Синтаксис | 1 | 0 | 0 | 23.05.2023 | Письменный контроль; |
135. | 135. Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 0 | 24.05.2023 | Контрольная работа; |
136. | Повторение. Основные разделы лингвистики | 1 | 0 | 0 | 25.05.2023 | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 10 | 19 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб, 2021.
2. Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2019.
3. М.Г. Бройде. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2016. 4. П.Ф. Ивченков. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 2018.
5. Н.А. Сенина. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов н/Д: Легион, 2020.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Навигатор. Грамота. ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского языка http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/ Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ