Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 (с изменениями и дополнениями);
-- «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов» МБОУ «СОШ № 3», утвержденного приказом директора № 23-о от 31.03.2015 г.; Москва «Просвещение», 2021
- Рабочей программы под редакцией Канакиной, В.Г. Горецкого,
- для обучающихся по АООП НОО с НОДА (вариант 6.2) и учебного плана МБОУ «СОШ №3» на 2021/2022 учебный год;
- годового учебного графика на 2021/2022 учебный год.
– Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
На изучение курса «Русский язык» в адаптированной программе отводится 2 часа в неделю,
68 часов в год.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
-развитие коммуникативных умений;
-развитие нравственных и эстетических чувств;
-развитие способностей к творческой деятельности.
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Система работы с обучающимися, испытывающими затруднения в обучении
Для того, чтобы система мер по восполнению пробелов в знаниях оказалась наиболее эффективной, необходимо решить следующие задачи:
выявить характер и глубину имеющихся пробелов в знаниях и умениях;
осуществить меры по нейтрализации факторов, вызывающих новые пробелы в знаниях;
организовать систему мер по восполнению недостающих знаний с одновременным овладением новым учебным материалом.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система должна включать следующие виды деятельности:
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.
Формы и средства контроля
Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 159
Порядок оценивания работ учащихся прописан в «Положении о критериях и нормах оценивания предметных результатов учащихся с ОВЗ МБОУ «СОШ №3» (Приказ № 74-о от 01.09.2020 г).
Учебно-методический комплекс
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. – М.: Просвещение, 2019. – 340 с.
Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. Пособие для учителей общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2019. – 208 с. и 192 с.
Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 159 с.
Канакина В. П. Г.С.Щёголева. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций /В.П.Канакина. – М.: Просвещение, 2017. – 96с.для учителя в электронном виде
Планируемые результаты
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориетаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Русский язык»;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Речевые умения:
правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
орфографически грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
писать подробное изложение доступного текста;
определять тему текста;
читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений.
Учебно-языковые умения
выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
выделять два корня в сложных словах;
конструировать сложные слова;
подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
различать однокоренные слова и формы слова;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;
подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
выделять из предложения словосочетания;
видеть в предложении однородные члены;
различать простое и сложное предложение;
выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений.
Правописные умения
находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением;
безошибочно писать слова с непроверяемыми написаниями.
обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
писать раздельно частицу не с глаголом;
писать ь после ч в неопределённой форме глагола;
писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
графически объяснять выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака.
Основное содержание учебного предмета
Язык и речь (1ч)
Наша речь. Виды речи. Наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание. (5 ч)
Текст. Типы текстов. Предложение. Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по интонации. Предложения с обращением. Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложения.
Словосочетание.
Слово в языке и речи (8ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Части речи. Однокоренные слова..Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Состав слова (6 ч)
Корень слова. Сложные слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Правописание частей слова (12ч)
Правописание безударных гласных в корне. Правописание глухих и звонких согласных в корне. Непроизносимые согласные в корне. Удвоенные согласные. Приставки и предлоги. Правописание суффиксов и приставок . Разделительные твёрдый и мягкие знаки.
Имя существительное (12 ч)
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число и род имён существительных. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Склонение и падеж имён существительных.
Имя прилагательное (7ч)
Роль прилагательных в тексте. Число имён прилагательных. Род имён прилагательных.
Местоимение (2ч)
Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам.
Глагол (8ч)
Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по числам. Времена глаголов. Изменение глаголов по временам. 2-е лицо глаголов. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами.
Повторение в конце учебного года (7ч)
Части слова. Обобщение изученного о слове, предложении. Правописание приставок и предлогов. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание безударных гласных. Правописание значимых частей слов. Однокоренные слова.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы с учётом рабочей программы воспитания.
Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Реализация школьными педагогами МБОУ «СОШ № 3» воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией: инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядной агитации школьных стендов предметной направленности, совместно производимых видеороликов по темам уроков);
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
Тематическое планирование
№№ п\п | Наименование темы | Всего, час. | Из них |
практич. работы | контр. работы |
1 | Язык и речь | 1 | | |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 5 | | 1 |
3 | Слово в языке и речи | 8 | | |
4 | Состав слова | 6 | | 1 |
5 | Правописание частей слова | 12 | | 1 |
6 | Имя существительное | 12 | | 1 |
7 | Имя прилагательное | 7 | | |
8 | Местоимение | 2 | | |
9 | Глагол | 8 | | 1 |
10 | Повторение | 7 | | 1 |
| | 68ч | | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Вид деятельности (контрольные, работы, диктанты и др.) | Дата |
1. | Наша речь. Виды речи. Наш язык. | | 1н. 3.09 |
2./1 | ТЕКСТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ 5Ч. Текст. Типы текстов. | | 2н. 6.09 |
3./2 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | | 2н. 10.09 |
4./3 | Виды предложений по интонации. Предложения с обращением. | | 3н. 13.09 |
5./4 | Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложения. | | 3н. 17.09 |
6./5 | Словосочетание. | | 4н. 20.09 |
| | | |
7/1 | СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 8 ч Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | | 4н. 24.09 |
8/2 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | | 4н. 24.09 |
9/3 | Слово и словосочетание. Фразеологизмы. | | 5н. 27.09 |
10/4 | Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное | | 5н. 1.10 |
11/5 | Глагол. Что такое имя числительное? | | 6.н 4.10 |
12/6 | Однокоренные слова. | | 6н. 8.10 |
13/7 | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. | | 7н. 11.10 |
14/8 | Разделительный мягкий знак. Обобщение и закрепление изученного. | | 7н 15.10 |
| Контрольный диктант по теме»Слово в языке и речи» | диктант | 8н 18.10 |
15/1 | СОСТАВ СЛОВА 6 ч Что такое корень слова? Как найти в слове корень? Сложные слова. | | 22.10 8н |
16/2 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Словарный диктант. | | 9н 25.10 |
17/3 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | | 9н 29.10 |
18/4 | Что такое основа слова? Обобщение знаний о составе слова. | | 10н 8.11 |
19/5 | Обучающее изложение. | обуч. изложение | 10н. 12.11 |
20/6 | Контрольный диктант по теме «Состав слова». | диктант | 11н 15.11 |
21/1 | ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА 12 ч В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне. | | 11н. 19.11 |
22/2 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | 12н 22.11 |
23/3 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | | 12н 26.11 |
24/4 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | | 13н. 29.11 |
25/5 | Правописание слов с удвоенными согласными. | | 13н. 3.12 |
26/6 | Правописание суффиксов и приставок. | | 14н. 6.12 |
27/7 | Правописание суффиксов и приставок. | | 14н. 10.12 |
28/8 | Правописание приставок и предлогов. | | 15н 13.12 |
29/9 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Словарный диктант. | Слов. дикт. | 15н. 17.12 |
30/ 10 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | | 16н. 20.12 |
31/11 | Обучающее изложение. | обуч. излож. | 16н. 24.12 |
32/12 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | диктант | 16н. 27.12 |
33/1 | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 12ч Части речи. Имя существительное и его роль в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. | | 17н. 10.01 |
34/2 | Число и род имён существительных. | | 17н. 14.01 |
35/3 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | | 18н. 17.01 |
36/4 | Склонение имён существительных. | | 18н. 21.01 |
37/5 | Падеж имён существительных. | | 19н. 24.01 |
38/6 | Именительный падеж. | | 19н. 28.01 |
39/7 | Родительный падеж. | | 20н. 31.01 |
40/8 | Дательный падеж. | | 20н. 4.02 |
41/9 | Винительный падеж. | | 21н. 7.02 |
42/10 | Творительный падеж. | | 21н. 11.02 |
43/11 | Предложный падеж. | | 22н. 14.02 |
44/ 12 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | диктант | 22н. 18.02 |
45/1 | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 6ч Значение и употребление имён прилагательных в речи. Роль прилагательных в тексте. | | 23н. 21.02 |
46/2 | Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам. | | 23н. 25.02 |
47/3 | Число имён прилагательных. | | 24н 28.02 |
48/4 | Изменение имён прилагательных по падежам. | | 24н. 4.03 |
49/5 | Обучающее изложение. | | 25н. 7.03 |
50/6 | Обобщение знаний. Проверочная работа. | | 25н. 11.03 |
51/1 | МЕСТОИМЕНИЯ 2ч Личные местоимения. | | 26н. 14.03 |
52/2 | Изменение личных местоимений по родам. | | 26н. 18.03 |
53/1 | ГЛАГОЛ 9ч Значение и употребление глаголов в речи. | | 27н. 21.03 |
54/2 | Неопределённая форма глагола. | | 27н. 25.03 |
55/3 | Число глаголов. | | 28н. 4.04 |
56/4 | Времена глаголов. | | 28н. 8.04 |
57/5 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | | 29н. 11.04 |
58/6 | Изменение глаголов по временам. | | 29н. 15.04 |
59/7 | Род глаголов в прошедшем времени. | | 30н. 18.04 |
60/8 | Правописание частицы не с глаголами. | | 30н. 22.04 |
61/9 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | диктант | 31н. 25.04 |
62/1 | ПОВТОРЕНИЕ 7 ч Обобщение изученного о слове, предложении. | | 31н. 29.04 |
63/2 | Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание приставок и предлогов. | | 32н. 2.05 |
64/3 | Правописание безударных гласных . | | 32н. 6.05 |
65/4 | Правописание значимых частей слов. Словарный диктант. | | 33н. 13.05 |
66/5 | Однокоренные слова. | | 33н. 16.05 |
67/6 | Итоговый контрольный диктант. | диктант | 34н. 20.05 |
68/7 | Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного за год. | | 34,35н. 23-27.05 |
| | | |
12