СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (с интеграцией содержания курса русского родного языка) для 2 класса базовый уровень обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (с интеграцией содержания курса русского родного языка) для 2 класса базовый уровень обучения»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 50




Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол № ____ от ____________


«Утверждаю»

__________ / В. И. Гулидова/

Директор МАОУ СОШ № 50

Приказ № ___ от __________











Рабочая программа по русскому языку

(с интеграцией содержания курса русского родного языка)

для 2 класса

базовый уровень обучения








Разработчик:

Методическое объединение

учителей начальных классов
















2019 год

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 13





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» с интеграцией содержания программы курса «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» для 4 класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС НОО, учебным планом МАОУ СОШ №50 на 2019—2020 учебный год.

В основу разработки программы положена авторская программа С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И. Кузнецовой.

Программа обеспечена УМК «Начальная школа XXI века» для 2-х классов авторов С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И. Кузнецовой.

На изучение предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» с интеграцией содержания курса «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» в 4 классе в учебном плане МАОУ СОШ №50 2019-2020 года отведено 170 часов в год. Соответственно - 5 часов в неделю. Основные содержательные линии программы курса русского родного языка соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Изменение

Обоснование

1

Расширение программного содержания*


  • Учебный план школы, ПЗ

  • Цель: формирование УУД, предусмотренных ФГОС, умения учиться


2

Уроки в нетрадиционной форме: дидактические игры, тренинги и т.д.


  • Учебный план школы, ПЗ

  • Данные, полученные в результате проведения итоговых контрольных работ

3

Изменение количества часов, отводимых на изучение отдельных тем

  • Данные, полученные в результате проведения Единого регионального мониторинга ИМОНИ - 1





*Самостоятельное открытие, осваивание и применение новых знаний, умение справляться с затруднениями в учёбе и выполнение заданий любой сложности. Овладение навыками согласованной работы в группах, навыками, помогающими в учёбе (активность, терпение, трудолюбие, доброжелательность, честность, любознательность). Осознание необходимости учиться более увлечённо и результативно.

Учебно-методическое, программное, электронное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов, освоения цели и задач учебного курса соответствует методическим рекомендациям автора программы. (См. Рабочая программа).

Для закрепления на практике отдельных аспектов содержания программы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, а также организации и проведения индивидуальных занятий с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, используется внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельностью реализуется в следующих формах:

- проекты, в том числе тематические;

- индивидуально - групповая коррекционная деятельность;

- участие в школьных конференциях;

- участие в городских, областных конкурсах, олимпиадах.


Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

  • грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

  • навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;

  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;

  • научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

  • «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;

  • «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- описания и тексты повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Программа реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт использования следующих образовательных технологий:

  • технологии проблемного обучения,

  • технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон

  • информационно-коммуникационные технологии

  • технология проектной деятельности

  • здоровьесберегающие технологии

  • игровые технологии.


Освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, динамики достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.

Формами текущего контроля усвоения содержания учебной программы являются:

– письменная проверка (домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, стандартизированные письменные работы, комплексные работы по проверке метапредметных УУД;

– устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов, стандартизированные устные работы);

– комбинированная проверка (сочетание письменных и устных форм, защита учебных проектов, проверка с использованием электронных систем тестирования).

В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными становятся новые формы контроля - метапредметные диагностические работы. Метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Традиционные контрольные работы дополняется новыми формами отслеживания результатов освоения образовательной программы, такими как:

– целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);

– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);

– оценка результатов учебных проектов;

– оценка результатов разнообразных внеурочных и внешкольных работ, достижений учеников.

Формой промежуточной аттестации является письменная контрольная работа – Единый региональный мониторинг ИМОНИ – 1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК

2.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»



Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.


Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.


Ученик научится: различать, сравнивать:

  • звуки и буквы;

  • ударные и безударные гласные звуки;

  • твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

  • звук, слог, слово;

  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);

  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;

  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;

  • выделять в словах слоги;

  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

  • правильно писать сочетания ча - ща, чу - щужи - ши под ударением;

  • переносить слова;

(При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги.)

  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

  • правильно писать словарные слова, определенные программой;

  • ставить точку в конце предложения;

  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15 - 30 слов;

  • осознавать цели и ситуации устного общения;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;

  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями

  • общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к

  • координации различных позиций в сотрудничестве;

  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.



2.2. Планируемые результаты освоения содержания учебного предмета «Родной (русский) язык:

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

  • приобщение к литературному наследию русского народа;

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

    1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

  • осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

  • осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

  • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

  • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

  • понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

    1. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

  • соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

  • произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

  • осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

  • выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

  • выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

  • редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

  • употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных;

  • употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

  • выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

  • редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

  • соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

  • соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями:

  • использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

  • использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

  • использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

  • использование учебных словарей для уточнения состава слова;

  • использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

  • использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.

    1. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

  • владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

  • умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

  • умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

  • умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

  • уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

  • создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

  • создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

  • создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

  • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов;

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

  • соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

  • различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.



Изучение предмета «Русский родной язык» во 2-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» во 2-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.











СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.1. Содержание предмета «Русский язык»

Структура курса. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.

Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.

Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.

Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.

Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.


Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.

Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Практическое овладение устными высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простейших выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи).

Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв Е, Ё, Ю, Я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различения слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение;

- раздельное написание слов;

- обозначение гласных после шипящих: ча-ща, чу~щу, жи-ши;

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

-перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

Проектное задание. Почему это так называется?

Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текста: развернутое толкование значения слова.

Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Общее кол-во часов

Кол-во обязательной части

Неурочные формы организации образовательного процесса

(содержание части, формируемой участниками образовательного процесса)

МиД

Проекты, решение проектных задач

Познавательные лаборатории

Творческие мастерские

Учебные занятия

Игры, театрализации

Другое (связь с ВУД)

1 Блок «Как устроен наш язык»

ИКРР Русский язык: прошлое и настоящее


56

45








Фонетика и графика


10

8





Моделирование «Звуки речи» (1ч)

Игра «Свои звуки. Своя буква» (1ч)


Слово и предложение

5

4





Моделирование «Составление предложений» (1ч)



Состав слова (морфемика)

19

15



Работа со словарем неизменяемых слов (1ч)


Тренинг «Изменение формы слова» (1ч)

Тренинг «Однокоренные слова» (1ч)

Тренинг «Нахождение суффикса» (1ч)



Лексика

22

18


Проект «Слово и его значение» (1ч)

Проект «Фразеологизмы» (1ч)

Работа с толковым словарём (1ч)



Тренинг «Определение значения многозначного слова» (1ч)


ИК «Русский медвежонок»

2 Блок ПравописаниеФормирование навыков грамотного письма»

ИКРР «Русский язык в действии»

58

45








Повторение правил правописания, изученных в 1 классе

8

6





Тренинг (2ч)



Правописание безударных гласных и согласных в корне слова

20

15





Тренинг (5ч)



Правописание частей слова

14

11





Тренинг (3ч)



Применение орфографических правил

16

13





Тренинг (3ч)



3. Блок «Развитие речи»
ИКРР «Секреты речи и текста»

34

26



Особенности текста-рассуждения (1ч)

Учимся заканчивать текст (1ч)

Сочиняем начало текста (1ч)

Сочиняем текст-повествование (1ч)

Сочиняем текст-описание (1ч)

Составляем текст по заголовку и ключевым словам (1ч)

Учимся писать письма (1ч)

Тренинг «Учимся выделять абзацы» (1ч)



4. Повторение

7

5





Тренинг (2ч)



5. Резервные уроки (контрольные и проверочные работы)

15

15








Итого

170

136


6

2

7

18

1



34 (20%)

































п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля


1

«Как устроен наш язык». Звуки речи и буквы. Моделирование.

1

текущий

2

«Как устроен наш язык». Гласные и согласные звуки и их буквы.

1

текущий

3

«Как устроен наш язык». Обозначение звуков речи на письме. Игра «Свои звуки. Своя буква»

1

текущий

4

«Как устроен наш язык». Ударные и безударные гласные звуки в слове. Словарный диктант (слова, изученные в 1 классе)

1

текущий

5

Входной контроль.

1

текущий

6

Анализ работ. Работа над ошибками. «Как устроен наш язык». Согласные звуки.

1

текущий

7

«Как устроен наш язык». Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.



8

«Как устроен наш язык». Звонкие согласные звуки в конце слова.

1

текущий

9

Диагностическая работа № 1.

1

текущий

10

Работа над ошибками. «Правописание». Учимся писать сочетания жи-ши.

1

текущий

11

«Правописание». Учимся писать сочетания ча-ща.

1

текущий

12

«Правописание». Учимся писать сочетания чу-щу. Тренинг.



13

«Как устроен наш язык». Разделительный мягкий знак.

1

текущий

14

«Как устроен наш язык». Слог.

1

текущий

15

«Правописание». Учимся переносить слова.

1

текущий

16

«Правописание». Учимся переносить слова. Тренинг.

1

текущий

17

Контрольный диктант № 1 по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слова»

1

текущий

18

Анализ работ. Работа над ошибками. Перенос слова.


1

текущий

19

«Как устроен наш язык». Слоги ударные и безударные. Роль ударения.

1

текущий

20

«Как устроен наш язык». Слово. Слова, называющие предметы.

1

текущий

21

«Как устроен наш язык». Слова, называющие признаки и действия предметов.

1

текущий

22

«Как устроен наш язык». Слово и предложение. Словарный диктант № 1.

1

текущий

23

Анализ работ. Работа над ошибками. «Как устроен наш язык». Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

текущий

24

«Как устроен наш язык». Слова в предложении. Моделирование «Составление предложений»

1

текущий

25

«Как устроен наш язык». Окончание как часть слова.

1

текущий

26

«Как устроен наш язык». Изменение формы слова с помощью окончания. Тренинг «Изменение формы слова»

1

текущий

27

«Как устроен наш язык». Неизменяемые слова. Работа со словарем неизменяемых слов.

1

текущий

28

«Правописание». Повторение правил написания заглавной буквы.

1

текущий

29

«Правописание». Повторение правил написания заглавной буквы.

1

текущий

30

Контрольное списывание №1. «Определение границы предложений»

1

текущий

31

Анализ работ. Работа над ошибками. «Как устроен наш язык». Корень как часть слова.

1

текущий

32

«Правописание». Правописание безударных гласных в корне слова.

1

текущий

33

«Правописание». Безударные гласные в корне слова.

1

текущий

34

«Правописание». Правописание безударных гласных в корне слова.

1

текущий

35

«Правописание». Безударные гласные в корне слова. Тренинг.

1

текущий

36

«Как устроен наш язык». Корень как общая часть родственных слов.

1

текущий

37

«Правописание». Правописание безударных гласных в корне слова.


1

текущий

38

«Правописание». Правописание безударных гласных в корне слова. Закрепление.

1

текущий

39

«Правописание». Правописание безударных гласных в корне слова. Закрепление.

1

текущий

40

Контрольный диктант № 2. «Правописание безударных гласных в корне слова».

1

текущий

41

Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание безударных гласных в корне слова.

1

текущий

42

«Правописание». Правописание безударных гласных в корне слова. Тренинг.

1

текущий

43

«Как устроен наш язык». Однокоренные слова. Тренинг.

1

текущий

44

«Правописание». Согласные в корне слова.

1

Текущий

45

«Правописание». Правописание согласных в корне слова. Тренинг.

1

Текущий

46

«Правописание». Учимся писать буквы согласных в корне слова.

1

Текущий

47

«Как устроен наш язык». Корень слова с чередованием согласных.

1

Текущий

48

«Правописание». Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Тренинг.

1

Текущий

49

«Правописание». Правописание гласных и согласных в корне слова.

1

Текущий

50

«Правописание». Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

1

Текущий

51

«Правописание». Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Закрепление изученного материала.

1

Текущий

52

«Правописание». Правописание гласных и согласных в корне слова. Закрепление изученного материала.

1

Текущий

53

«Как устроен наш язык». Суффикс как часть слова. Тренинг "Нахождение суффикса в слове"

1

Текущий

54

«Как устроен наш язык». Значения суффиксов.

1

Текущий

55

«Правописание». Слова с непроизносимыми согласными в корне.

1

Текущий

56

«Правописание». Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

1

Текущий

57

«Правописание». Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.



58

«Как устроен наш язык». Значения суффиксов.


1

Текущий

59

«Правописание». Правописание суффиксов-ёнок-, -онок.

1

Текущий

60

«Правописание». Правописание суффиксов-ик-, -ек-.

1

Текущий

61

«Правописание». Правописание суффиксов-ик-, -ек-.



62

«Как устроен наш язык». Значения суффиксов.

1

Текущий

63

«Правописание». Учимся писать суффикс -ость-.

1

Текущий

64

«Как устроен наш язык». Образование слов при помощи суффиксов.

1

Текущий

65

«Правописание». Правописание суффиксов имен прилагательных.

1

Текущий

66

«Как устроен наш язык». Образование слов при помощи суффиксов.

1

Текущий

67

«Правописание». Правописание корней и суффиксов. Тренинг.

1

Текущий

68

Проверочная работа № 1. «Корень и суффикс».

1

Текущий

69


Анализ работ. Работа над ошибками. «Как устроен наш язык». Приставка как часть слова.

1


Текущий

70

«Как устроен наш язык». Значения приставок.



71


«Правописание». Правописание приставок.


1

1

Текущий

72

«Правописание». Учимся писать приставки. Тренинг.



73


«Правописание». Различаем приставки с буквами о, а.


1


Текущий

74

«Как устроен наш язык». Образование слов при помощи приставок.



75

«Правописание». Правописание разделительного твердого знака.

1

Текущий

76

«Правописание». Различаем разделительные Ъ и Ь.

1

Текущий

77

Полугодовой контроль.

1

Текущий

78

Анализ работ. Работа над ошибками. «Как устроен наш язык». Как образуются слова.

1

Текущий

79

Диагностическая работа № 2.

1

Текущий

80

Анализ работ. Работа над ошибками. «Как устроен наш язык». Основа слова.

1

Текущий

81

«Правописание». Учимся различать предлоги и приставки.

1

Текущий

82

«Правописание». Учимся различать предлоги и приставки.

1

Текущий

83

«Как устроен наш язык». Состав слова.

1

Текущий

84

«Правописание». Правописание частей слова. Тренинг.

1

Текущий

85

«Как устроен наш язык». Слово и его значение. Проект.

1

Текущий

86

«Как устроен наш язык». Значение слова.

1

Текущий

87

«Правописание». Правописание частей слова.

1

Текущий

88

«Развитие речи». Текст.

1

Текущий

89

«Развитие речи». Заголовок текста.

1

Текущий

90

«Как устроен наш язык». Как сочетаются слова.

1

Текущий

91

«Как устроен наш язык». Значение слова в словаре и тексте. Словарный диктант № 2.

1

Текущий

92

Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание частей слова.

1

Текущий

93

«Развитие речи». Один текст - разные заголовки.

1

Текущий

94

«Развитие речи». Учимся озаглавливать текст.

1

Текущий

95

«Как устроен наш язык». Слово в толковом словаре и тексте. Работа с толковым словарём

1

Текущий

96

«Как устроен наш язык». Слова однозначные и многозначные.

1

Текущий

97

«Правописание». Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Тренинг.

1

Текущий

98

Контрольное списывание № 2. «Правописание изученных орфограмм»

1

Текущий

99

Анализ работ. Работа над ошибками. «Развитие речи». Учимся озаглавливать текст.

1

Текущий

100

«Развитие речи». Как строится текст. Окончание текста.

1

Текущий

101

«Как устроен наш язык». Как появляются многозначные слова.

1

Текущий

102

«Как устроен наш язык». Как определить значение многозначного слова. Тренинг.

1

Текущий

103

«Правописание». Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Тренинг.

1

Текущий

104

«Развитие речи». Учимся заканчивать текст. Творческая мастерская

1

Текущий

105

«Как устроен наш язык». Слова-синонимы.

1

Текущий

106

«Как устроен наш язык». Сочетание синонимов с другими словами.

1

Текущий

107

«Правописание». Учимся применять орфографические правила. Тренинг.

1

Текущий

108

«Развитие речи». Как строится текст. Начало текста.

1

Текущий

109

«Развитие речи». Сочиняем начало текста. Творческая мастерская

1

Текущий

110

«Как устроен наш язык». Как используются синонимы.

1

Текущий

111

«Как устроен наш язык». Синонимы в тексте.

1

Текущий

112

«Правописание». Учимся применять орфографические правила.

1

Текущий

113

«Развитие речи». Учимся составлять текст.

1

Текущий

114

«Развитие речи». Последовательность предложений в тексте.

1

Текущий

115

«Как устроен наш язык». Слова-антонимы.

1

Текущий

116

«Как устроен наш язык». Сочетание антонимов с другими словами.

1

Текущий

117

«Правописание». Учимся применять орфографические правила.

1

Текущий

118

«Развитие речи». Связь предложений в тексте.

1

Текущий

119

«Как устроен наш язык». Слова-омонимы.

1

Текущий

120

«Как устроен наш язык». Слова исконные и заимствованные.

1

Текущий

121

«Правописание». Учимся применять орфографические правила.

1

Текущий

122

Проверочная работа № 2. «Синонимы, омонимы, антонимы».

1

Текущий

123

Анализ работ. Работа над ошибками. «Развитие речи». Абзац.

1

Текущий

124

«Развитие речи». Учимся выделять абзацы. Тренинг.

1

Текущий

125

«Как устроен наш язык». Значения заимствованных слов.

1

Текущий

126

«Правописание». Учимся применять орфографические правила.

1

Текущий

127

Контрольный диктант № 3. «Правописание изученных орфограмм»

1

Текущий

128

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

Текущий

129

«Развитие речи». Последовательность абзацев.

1

Текущий

130

«Развитие речи». Учимся составлять текст из абзацев.

1

Текущий

131

«Как устроен наш язык». Устаревшие слова.

1

Текущий

132

«Как устроен наш язык». Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова.

1

Текущий

133

«Правописание». Учимся применять орфографические правила.

1

Текущий

134

«Развитие речи». Учимся составлять текст.

1

Текущий

135

«Развитие речи». Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. Творческая мастерская

1

Текущий

136

«Как устроен наш язык». Лексическое значение слов и состав слов. Повторение.

1

Текущий

137

«Правописание». Учимся применять орфографические правила.

1

Текущий

138

«Развитие речи». План текста.

1

Текущий

139

«Развитие речи». Учимся составлять план текста.

1

Текущий

140

«Как устроен наш язык». Фразеологизмы. Проект.

1

Текущий

141

«Правописание». Учимся применять орфографические правила.

1

Текущий

142

«Развитие речи». Составляем текст по плану.

1

Текущий

143

«Развитие речи». Учимся писать письма по плану. Творческая мастерская.

1

Текущий

144

Проверочная работа № 3. «Применение орфографических правил»

1

Текущий

145

Анализ работ. Работа над ошибками. «Как устроен наш язык». Значения фразеологизмов.

1

Текущий

146

«Правописание». Учимся применять орфографические правила.

1

Текущий

147

«Развитие речи». Составляем текст по плану.

1

Текущий

148

«Развитие речи». Текст-описание.

1

Текущий

149

«Правописание». Учимся применять орфографические правила.

1

Текущий

150

«Развитие речи». Особенности текста-описания.

1

Текущий

151

«Развитие речи». Учимся сочинять текст-описание. Творческая мастерская

1

Текущий

152

«Правописание». Учимся применять орфографические правила.

1

Текущий

153

«Развитие речи». Учимся сочинять яркий текст-описание.

1

Текущий

154

«Развитие речи». Текст-повествование.

1

Текущий

155

«Развитие речи». Особенности текста-повествования.

1

Текущий

156

«Правописание». Учимся применять орфографические правила.

1

Текущий

157

«Развитие речи». Учимся сочинять текст-повествование. Творческая мастерская

1

Текущий

158

«Развитие речи». Описание и повествование в тексте.

1

Текущий

159

«Развитие речи». Текст-рассуждение.

1

Текущий

160

«Развитие речи». Особенности текста-рассуждения. Познавательная лаборатория

1

Текущий

161

«Развитие речи». Описание. Повествование. Рассуждение.

1

Текущий

162

Проверочная работа № 4. «Работа с текстом»

1

Текущий

163

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

Текущий

164

Итоговый контроль.

1

Текущий

165

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

Текущий

166

Диагностическая работа № 3.

1

Текущий

167


Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание безударных гласных в корне. Тренинг.

1

Текущий

168

Словарный диктант №3.Слова родственные и проверочные. Повторение

1

Текущий

169

Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание безударных гласных в корне. Тренинг.

1

Текущий

170

Обобщение

1

Текущий



















Перечень контрольных работ на 2019 – 2020 учебный год


работы

Учебная тема

Вид и форма контроля

Количество часов

1

Входной контроль

Проверочная работа № 1

1

2

Входная диагностика

Диагностическая работа № 1

1

3

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слова

Контрольный диктант № 1

1

4

Словарные слова

Словарный диктант № 1

часть урока

5

Определение границы предложений

Контрольное списывание № 1

1

6

Правописание безударных гласных в корне слова

Контрольный диктант № 2

1

7

Корень и суффикс

Проверочная работа № 2

1

8

Полугодовой контроль

АКР

1

9

Диагностика

Диагностическая работа № 2

1

10

Словарные слова

Словарный диктант № 2

часть урока

11

Правописание изученных орфограмм

Контрольное списывание № 2

1

12

Синонимы, омонимы, антонимы

Проверочная работа № 3

1

13

Правописание изученных орфограмм

Контрольный диктант № 3

1

14

Применение орфографических правил

Проверочная работа № 4

1

15

Работа с текстом

Проверочная работа № 5

1

16

Итоговый контроль

АКР

1

17

Итоговая диагностика

Диагностическая работа № 3

1

18

Словарные слова

Словарный диктант № 3

часть урока






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!