Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Тымлатская средняя школа»
«Принято» Руководитель МО _________________________ _________________________ Протокол № ______ от __________________ 2020г | «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ «Тымлатская средняя школа» ___________ Е.С.Еременко. _______________ 2020г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Тымлатская средняя школа» ______________ Л.А.Горяева _______________ 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету «Русский язык»
в 4 классе
Хечиевой Зинаиды Дондыковны
2020-2021 учебный год
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета ≪Русский язык≫ являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции другихлюдей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения предмета ≪Русский язык≫
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения предмета ≪Русский язык≫ является сформированность следующих умений:
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфема)»
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объёме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
. Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать
правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел. Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
Повторение изученного 22 ч |
1 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания | 1 | 1.09 | 1.09 | |
2 | Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения | 1 | 2.09 | 2.09 | |
3 | Связь слов в предложении. Словосочетания | 1 | 3.09 | 3.09 | |
4 | Текст. Виды текстов | 1 | 4.09 | 4.09 | |
5 | Р. р. Сочинение «Лучший день лета» | 1 | 7.09 | 7.09 | |
6 | Звуки и буквы. Алфавит. Слоги | 1 | 8.09 | 8.09 | |
7 | Звуки и буквы. Алфавит. Слоги | 1 | 9.09 | 9.09 | |
8 | Однокоренные слова. Корень слова | 1 | 10.09 | 10.09 | |
9 | Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова | 1 | 11.09 | 11.09 | |
10 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 1 | 14.09 | 14.09 | |
11 | Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными и двойными согласными | 1 | 15.09 | 15.09 | |
12 | Упражнение в написании корня слов | 1 | 16.09 | 16.09 | |
13 | Приставки и предлоги | 1 | 17.09 | 17.09 | |
14 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | 18.09 | 18.09 | |
15 | Р.р. Изложение зрительно воспринятого текста | 1 | 21.09 | 21.09 | |
16 | Работа над ошибками .Части речи. | 1 | 22.09 | 22.09 | |
17 | Род имен существительных | 1 | 23.09 | 23.09 | |
18 | Склонение имен существительных | 1 | 24.09 | 24.09 | |
19 | Имя прилагательное | 1 | 25.09 | 25.09 | |
20 | Глагол | 1 | 28.09 | 28.09 | |
21 | Обобщение пройденного материала | 1 | 29.09 | 29.09 | |
22 | Диктант по теме «Повторение» | 1 | 30.09 | 30.09 | |
Однородные члены 8ч |
23 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения | 1 | 1.10 | 1.10 | |
24 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления | 1 | 2.10 | 2.10 | |
25 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | 5.10 | 5.10 | |
26 | Предложения с однородными членами, соединенными с союзами а, но | 1 | 6.10 | 6.10 | |
27 | Упражнение в составлении предложений с однородными членами | 1 | 7.10 | 7.10 | |
28 | Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами | 1 | 8.10 | 8.10 | |
29 | Обобщение знаний об однородных членах предложения | 1 | 9.10 | 9.10 | |
30 | Р.р. Изложение по коллективно составленному плану «Купание медвежат» | 1 | 12.10 | 12.10 | |
Текст 3ч |
31 | Тема и основная мысль текста | 1 | 13.10 | 13.10 | |
32 | Заголовок текста. План текста | 1 | 14.10 | 14.10 | |
33 | Контрольный диктант | 1 | 15.10 | 15.10 | |
Имя существительное 41ч |
34 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежа | 1 | 16.10 | 16.10 | |
35 | Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные | 1 | 19.10 | 19.10 | |
36 | Именительный падеж имён существительных | 1 | 20.10 | 20.10 | |
37 | Контрольный диктант | 1 | 21.10 | 21.10 | |
38 | Работа над ошибками. Родительный падеж имен существительных | 1 | 22.10 | 22.10 | |
39 | Дательный падеж имен существительных | 1 | 23.10 | 23.10 | |
40 | Винительный падеж имен существительных. | 1 | | | |
41 | Творительный падеж имен существительных | 1 | | | |
42 | Контрольное списывание | 1 | | | |
43 | Работа над ошибками. Предложный падеж имен существительных | 1 | | | |
44 | Винительный и предложный падежи (в сравнении) | 1 | | | |
45 | Повторение: падежи имён существительных | 1 | | | |
46 | Три типа склонения имен существительных в единственном числе | 1 | | | |
47 | Упражнение в определении склонений имен существительных | 1 | | | |
48 | Упражнение в распознавании типа склонения существительных в косвенных падежах | 1 | | | |
49 | Упражнение в распознавании типа склонения существительных в косвенных падежах | 1 | | | |
50 | Развитие речи. Изложение | 1 | | | |
51 | Работа над ошибками. Ударные и безударные окончания имен существительных | 1 | | | |
52 | Ударные и безударные окончания имен существительных | 1 | | | |
53 | Проверка безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3го склонения | 1 | | | |
54 | Правописание окончаний существительных в Р. п. | 1 | | | |
55 | Правописание окончаний существительных в Д. п. | 1 | | | |
56 | Правописание окончаний имен существительных в Р.п. и Д.п. | 1 | | | |
57 | Р.п. и В.п. падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений. | 1 | | | |
58 | Правописание безударных окончаний существительных в Т.п. | 1 | | | |
59 | Правописание безударных окончаний существительных в П.п. | 1 | | | |
60 | Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в П.п. | 1 | | | |
61 | Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п. и П.п. | 1 | | | |
62 | Упражнение в правописании окончаний существительных в Р.п., Д.п. и П.п. Практическая работа. | 1 | | | |
63 | Упражнение в правописании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях существительных | 1 | | | |
64 | Диктант по теме: «Правописание окончаний существительных» | 1 | | | |
65 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | | | |
66 | Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа | 1 | | | |
67 | Именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе | 1 | | | |
68 | Родительный падеж имён существительных во множественном числе | 1 | | | |
69 | Упражнение в правильном употреблении существительных родительного падежа множественного числа | 1 | | | |
70 | Д.п., Т.п. и П.п. множественного числа имён существительных. | 1 | | | |
71 | Упражнение в правописании безударных окончаний существительных множественного числа | 1 | | | |
72 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | | |
73 | Работа над ошибками. Наши проекты. «Говорите правильно!» | 1 | | | |
74 | Развитие речи. Составление новогодних поздравлений | 1 | | | |
Имена прилагательные 32ч |
75 | Имя прилагательное. Родовые окончания имен прилагательных | 1 | | | |
76 | Склонение прилагательных | 1 | | | |
77 | Распознавание падежей имен прилагательных | 1 | | | |
78 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | | |
79 | Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода и среднего рода | 1 | | | |
80 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | | |
81 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | | |
82 | Р.р. Сочинение по рисунку и опорным словам | 1 | | | |
83 | Работа над ошибками. Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | | |
84 | Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 1 | | | |
85 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Практическая работа. | 1 | | | |
86 | Закрепление пройденного | 1 | | | |
87 | Склонение имён прилагательных женского рода | 1 | | | |
88 | Правописание безударных окончаний прилагательных женского рода | 1 | | | |
89 | Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода | 1 | | | |
90 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста с элементами описания | 1 | | | |
91 | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных | 1 | | | |
92 | Различие безударных окончаний им. прилагательных мужского и женского рода. | 1 | | | |
93 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | | | |
94 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе. Обобщение. | 1 | | | |
95 | Диктант по теме » Склонение имён прилагательных» | 1 | | | |
96 | Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных во множественном числе | 1 | | | |
97 | Именительный и винительные падежи множественного числа имён прилагательных | 1 | | | |
98 | Родительный и предложный падежи мн. ч. имён прилагательных | 1 | | | |
99 | Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных | 1 | | | |
100 | Обобщение об имени существительном и имени прилагательном | 1 | | | |
101 | Диктант по теме: «Имя прилагательное» | 1 | | | |
102 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | | | |
103 | Повторение знаний об имени существительном и имени прилагательном. | 1 | | | |
104 | Повторение знаний об имени существительном и имени прилагательном. | 1 | | | |
105 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных | 1 | | | |
106 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных | 1 | | | |
Местоимение 7ч |
107 | Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3–его лица | 1 | | | |
108 | Развитие речи. Изложение | 1 | | | |
109 | Работа над ошибками | 1 | | | |
110 | Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов | 1 | | | |
111 | Правописание местоимений с предлогами | 1 | | | |
112 | Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами | 1 | | | |
113 | Морфологический разбор местоимений | 1 | | | |
Глагол 39ч |
114 | Глагол как часть речи | | | | |
115 | Изменение глаголов по временам | | | | |
116 | Изменение глаголов прошедшего времени | | | | |
117 | Неопределённая форма глагола– начальная форма глагола | | | | |
118 | Неопределенная форма глагола. Правописание –ться. | | | | |
119 | Контрольное списывание | | | | |
120 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного | | | | |
121 | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | | | | |
122 | Распознавание лица и числа глаголов | | | | |
123 | 2-е лицо глаголов единственного числа | | | | |
124 | 2-е лицо глаголов единственного числа. Закрепление | | | | |
125 | Контрольный диктант за 3 четверть. | | | | |
126 | Работа над ошибками. I и II спряжение глаголов | | | | |
127 | Окончания глаголов I и II спряжения | | | | |
128 | Образование формы будущего времени глагола | | | | |
129 | Спряжение глаголов в будущем времени | | | | |
130 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | | | | |
131 | Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме | | | | |
132 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени | | | | |
133 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | | | | |
134 | Морфологический разбор глагола | | | | |
135 | Глаголы-исключения | | | | |
136 | Правописание глаголов- исключений | | | | |
137 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов | | | | |
138 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов | | | | |
139 | Диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»» | | | | |
140 | Работа над ошибками Наши проекты. «Пословицы и поговорки | | | | |
141 | Обобщение пройденного о глаголе | | | | |
142 | Развитие речи. Сочинение (с элементами описания) по картине К.Ф. Юона «Конец зимы» | | | | |
143 | Анализ сочинений и работа над ошибками | | | | |
144 | Правописание глаголов прошедшего времени | | | | |
145 | Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени | | | | |
146 | Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени | | | | |
147 | Изменение глаголов по временам | | | | |
148 | Изменение глаголов по временам | | | | |
149 | Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам | | | | |
150 | Развитие речи. Контрольное изложение | | | | |
151 | Работа над ошибками | | | | |
152 | Обобщение знаний о глаголе. | | | | |
Повторение изученного 18ч |
153 | Обобщение знаний о предложении | | | | |
154 | Однородные члены предложения | | | | |
155 | Однородные члены предложения | | | | |
156 | Контрольное списывание | | | | |
157 | Состав слова | | | | |
158 | Упражнение в разборе слов по составу | | | | |
159 | Правописание безударных гласных в корне, приставке и окончании. | | | | |
160 | Правописание безударных гласных в корне, приставке и окончании. | | | | |
161 | Итоговый контрольный диктант. | | | | |
162 | Части речи (обобщение) | | | | |
163 | Части речи (обобщение) | | | | |
164 | Имя существительное | | | | |
165 | Имя существительное | | | | |
166 | Имя прилагательное | | | | |
167 | Имя прилагательное | | | | |
168 | Местоимение | | | | |
169 | Глагол | | | | |
170 | Глагол | | | | |