СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (ФГОС, учебник  Ладыженской) расчитана на 2018 - 19 учебный год. 5 часов в неделю..

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (ФГОС)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урюмская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан



«Рассмотрено» Руководитель МО учителей гуманитарного цикла _______/ Волкова Е.А./

Протокол № 1

от « 7» августа 2018 года


«Согласовано»

Зам. директора по УР

МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»

_______/ Большакова Л. В./

«7» августа 2018 года


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»

___________/Краснов И. В./

Приказ № 77 от « 7» августа 2018 года











Рабочая программа по русскому языку

для 5 класса



учителя 1 квалификационной категории Волковой Елены Аркадьевны



















Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1 от «6» августа 2018 года




2018 – 2019 учебный год

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами обучающихся являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению русского языка. Они включают:


Регулятивные УУД


1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:


  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.


2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:


  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:


  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:


  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:


  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД


1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:


  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.


2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:


  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.


3. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:


  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста.


4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:


  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.


Обучающийся сможет:


  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД


1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:


  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:


  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

русского языка в 5 классе


Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

  • Проявлять интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

  • Различать основные языковые понятия.

  • Выражать положительное отношение к процессу познания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Уважительно относиться к русскому языку.

  • Оценивать собственную речь.


Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • Удерживать цель деятельности до получения её результата.

  • Анализу достижения цели.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

  • Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.


Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных  пособиях;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных  признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из его частей;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • первоначальному умению смыслового восприятия текста;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Предметные результаты.

Обучающийся научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.



2.Содержание учебного предмета «Русский язык» в 5 классе


Язык и общение.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе.

Повторение изученного в начальных классах (Вспоминаем, повторяем, изучаем).

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Дефис в неопределенных местоимениях.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Частица (ознакомление).

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие и тире после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога. Повторение.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор.

Орфографические словари. Повторение.

Лексика. Культура речи.

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет). Омонимы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы (начальное понятие) Повторение.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-, -ращ-. Ознакомление: кас-кос, гар-гор, зар-зор

Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Повторение.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

Части речи в русском языке.

Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Повторение.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Повторение.

Глагол.

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Употребление времен. Повторение.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление Букв Ъ и Ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении.


Учебник «Русский язык. 5 класс» (учебник для общеобразовательных организаций, в двух частях), Москва, «Просвещение», 2016, Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская.


Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем

Контрольные

Уроки развития речи

Всего часов

тесты

диктанты

Всего

Сочинение

Изложение

1

Язык и общения.



1



6

2

Повторение изученного в начальных классах

2 + стартовая проверочная

= 3

1

5

1


26

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.


1

7

3

1

35

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

1


3

1


18

5

Лексика. Культура речи


1

2

1


11

6

Морфемика. Орфография. Культура речи


1

5

1

1

24

7

Морфология. Имя существительное


1

4

2


22

8

Морфология. Имя прилагательное

1


2

1


9

9

Морфология. Глагол


1

2



15

10

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе


1




7

11

Итоговый урок






3

Итого

5

7

31

9

2

105

Проектная деятельность

Сентябрь - декабрь

Что означает моё имя?

Январь - май

Кроссворды по русскому языку

Всего 175 часов час; в неделю 5 часов.


3. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе


п/п

Изучаемый раздел, тема урока

Кол -во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ

1

Твой учебник

1




2

Язык и человек.

1




3

Общение устное и письменное

1




4

Читаем учебник.

1




5

Слушаем на уроке.

1




6

Урок развития речи. Стили речи.

1




ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

7

Повторение изученного в начальных классах: звуки и буквы.

1




8

Орфограмма.





9

Повторение изученного в начальных классах: безударная гласная в корне слова.

1




10

Повторение изученного в начальных классах: проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова.

1




11

Повторение изученного в начальных классах: непроизносимые согласные в корне слова.

1




12

Стартовая работа (диктант)

1




13

Стартовая работа (проверочная работа)

1




14

Повторение изученного в начальных классах: буквы И, У, А после шипящих.

1




15

Анализ ошибок, допущенных в стартовой работе.

1




16

Повторение изученного в начальных классах: разделительные Ь и Ъ.

1




17

Повторение изученного в начальных классах: правописание предлогов.

1




18

Урок развития речи. Текст.

1




19

Урок развития речи. Подготовка к сочинению «Моя семья».

1




20

Урок развития речи. Сочинение «Моя семья».

1




21

Повторение изученного в начальных классах: части речи.

1




22

Анализ ошибок, допущенных в сочинения «Моя семья».

1




23

Повторение изученного в начальных классах: глагол, -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. .

1




24

Урок развития речи. Тема текста.





25

Повторение изученного в начальных классах: личные окончания глаголов.

1




26

Повторение изученного в начальных классах: имя существительное.

1




27

Повторение изученного в начальных классах: имя прилагательное.

1




28

Урок развития речи. Основная мысль текста.





29

Повторение изученного в начальных классах: местоимение.

1




30

Повторение материала по разделу «Повторение изученного в начальных классах».

1




31

Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного в начальных классах».

1




32

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании по теме «Повторение изученного в начальных классах».





СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

33

Синтаксис и пунктуация.

1




34

Словосочетание.

1




35

Разбор словосочетания.





36

Предложение и его грамматическая основа

1




37

Урок развития речи. Подготовка к сжатому изложению. Упр. 144.

1




38

Урок развития речи. Сжатое изложение.

1




39

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

1




40

Анализ ошибок, допущенных в сжатом изложении.

1




41

Подлежащее.





42

Сказуемое.

1




43

Тире между подлежащим и сказуемым.

1




44

Распространённые предложения.

1




45

Дополнение.

1




46

Определение.

1




47

Обстоятельство.

1




48

Урок развития речи. Подготовка к сочинению «Памятный день». упр. 157

1




49

Урок развития речи. Сочинение «Памятный день».

1




50

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1




51

Анализ ошибок, допущенных в сочинении «Памятный день».

1




52

Обобщающие слова при однородных членах

1




53

Обращение.

1




54

Урок развития речи. Письмо.

1




55

Синтаксический разбор простого предложения.

1




56

Пунктуационный разбор простого предложения.

1




57

Простые и сложные предложения.

1




58

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Решетникова «Мальчишки».

1




59

Урок развития речи. Сочинение по картине Решетникова «Мальчишки».

1




60

Синтаксический разбор сложного предложения.

1




61

Анализ ошибок, допущенных в сочинении по картине Решетникова «Мальчишки».

1




62

Предложения с прямой речью.





63

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1




64

Диалог.

1




65

Повторение изученного: синтаксис и пунктуация.

1




66

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

1




67

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Синтаксис и пунктуация».

1




ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

68

Фонетика.

1




69

Гласные и согласные звуки.

1




70

Изменение звуков в потоке речи.

1




71

Твёрдые и мягкие согласные.

1




72

Урок развития речи. Повествование.

1




73

Звонкие и глухие согласные.

1




74

Графика. Алфавит.

1




75

Урок развития речи. Описание предмета.

1




76

Урок развития речи. Сочинение «Моя любимая игрушка».

1




77

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

1




78

Анализ ошибок, допущенных в сочинении «Моя любимая игрушка».

1




79

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

1




80

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

1




81

Орфоэпия.

1




82

Фонетический разбор слова.

1




83

Повторение изученного: фонетика

1




84

Контрольное тестирование по теме «Фонетика»

1




85

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании по теме «Фонетика».

1




ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

86

Слово и его лексическое и грамматическое значения.

1




87

Однозначные и многозначные слова.

1




88

Прямое и переносное значение слова.





89

Омонимы.

1




90

Синонимы и антонимы.

1




91

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине И. Грабаря «Февральская лазурь».





92

Урок развития речи. Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь».

1




93

Повторение изученного: лексика.

1




94

Анализ ошибок, допущенных в сочинении по картине И. Грабаря «Февральская лазурь».

1




95

Контрольный диктант по теме «Лексика».

1




96

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Лексика».

1




МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

96

Что такое морфема?

1




98

Изменение и образование слов.

1




99

Окончание. Основа слова.

1




100

Корень слова.

1




101

Урок развития речи. Рассуждение

1




102

Суффикс и приставка.

1




103

Урок развития речи. Подготовка к выборочному изложению «Последний лист орешника». упр.420

1




104

Урок развития речи. Выборочное изложение «Последний лист орешника».

1




105

Чередование звуков. Беглые гласные.

1




106

Анализ ошибок, допущенных в выборочном изложении «Последний лист орешника».

1




107

Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

1




108

Правописание гласных и согласных в приставках.

1




109

Буквы З, С на конце приставок.

1




110

Правописание букв З, С на конце приставок

1




111

Корни -ЛАГ- и -ЛОЖ-.

1




112

Корни -РАСТ- и -РОС-

1




113

Буквы Ё – О после шипящих в корне.

1




114

Буквы Ы – И после Ц.

1




115

Правописание букв Ы – И после Ц.

1




116

Повторение изученного: морфемика

1




117

Контрольный диктант по теме «Морфемика»

1




118

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Морфемика»

1




119

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Н.П. Кончаловского «Сирень».

1




120

Урок развития речи. Сочинение по картине Н.П. Кончаловского «Сирень».

1




МОРФОЛОГИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

121

Самостоятельные и служебные части речи.

1




122

Анализ ошибок, допущенных в сочинении по картине Н.П. Кончаловского «Сирень».

1




123

Имя существительное как часть речи.

1




124

Урок развития речи. Доказательства в рассуждении.

1




125

Урок развития речи. Сочинение-рассуждение «Почему нужно беречь книгу».

1




126

Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

1




127

Анализ ошибок, допущенных в сочинении-рассуждении «Почему нужно беречь книгу».

1




128

Собственные и нарицательные существительные.

1




129

Род имён существительных.

1




130

Урок развития речи. Подготовка к сочинению «Моё любимое время года».

1




131

Урок развития речи. Сочинение «Моё любимое время года».

1




132

Имена существительные, имеющие только форму единственного числа и только форму множественного числа..

1




133

Анализ ошибок, допущенных в сочинении «Моё любимое время года».

1




134

Склонение и падеж имён существительных

1




135

Гласные в падежных окончаниях существительных

1




136

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

1




137

Множественное число существительных.

1




138

О – Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1




139

Морфологический разбор имени существительного.

1




140

Повторение изученного: имя существительное.

1




141

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»..

1




142

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Имя существительное».

1




МОРФОЛОГИЯ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

143

Имя прилагательное как часть речи.

1




144

Урок развития речи. Описание животного.

1




145

Урок развития речи. Сочинение «Мой пёс» («Моя кошка»).

1




146

Полные и краткие прилагательные.

1




147

Анализ ошибок, допущенных в сочинении «Мой пёс» («Моя кошка»).

1




148

Морфологический разбор имени прилагательного.

1




149

Повторение изученного: имя прилагательное.

1




150

Контрольное тестирование по теме «Имя прилагательное».

1




151

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании по теме «Имя прилагательное».

1




МОРФОЛОГИЯ. ГЛАГОЛ.

152

Глагол как часть речи. Не с глаголами.

1




153

Урок развития речи. Рассказ

1




154

Неопределённая форма глагола.

-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах2 часа

1




155

Виды глаголов.

1




156

Буквы Е – И в корнях с чередованием.

1




157

Урок развития речи. Невыдуманный рассказ о себе.

1




158

Время глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время глагола

1




159

Спряжение глаголов.

1




160

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1




161

Морфологический разбор глагола

1




162

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа.

1




163

Употребление времён.

1




164

Повторение изученного: глагол

1




165

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1




166

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Глагол».

1




ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В 5 КЛАССЕ.

167

Повторение изученного. Разделы науки о языке.

1





Повторение изученного. Орфограммы в приставках и корнях слов.

1




168

Повторение изученного. Орфограммы в окончаниях слов.

1




169

Повторение изученного. Употребление букв Ъ и Ь.

1




170

Повторение изученного. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложении с прямой речью.

1




171

Итоговая промежуточная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием).

1




172

Анализ ошибок, допущенных в итоговой промежуточной контрольной работе (диктанте с грамматическим заданием)

1




ИТОГОВЫЙ УРОК.

173

Викторина «Знатоки русского языка».

1




174

Заочная экскурсия «Страна Лингвистика».

1




175

Итоговый урок.

1




Лист корректировки КТП


Раздел/

темы КТП

Причина корректировки

Способ корректировки (форма изучения пропущенного материала)

Сроки корректировки

(в том числе даты проведенных уроков)










































































2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!