СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому родному языку для 4 класса начального общего образования на 2020-2021 учебный год по программе «Школа России» Авторы: О. М. Александрова и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому родному языку для 4 класса начального общего образования на 2020-2021 учебный год по программе «Школа России» Авторы: О. М. Александрова и др.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Семендяевская основная общеобразовательная школа




Согласовано

Заместитель директора по

Образовательному процессу

_________/______________

«___»______________2020 г.

Принято

На педагогическом совете

Протокол №______от

«______»___________2020 г.

Утверждаю

Директор МОУ

Семендяевская оош:_________

Н. В. Беленкова

«______»_____________2020 г.




Рабочая программа

по русскому родному языку

для 4 класса

начального общего образования

на 2020-2021 учебный год


по программе «Школа России»

Авторы: О. М. Александрова и др.





Составитель:

Шуренкова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов











2020 год

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373; на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, одобренной решением от 04.03.2019, протокол №1/19, на основе «Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература» в общеобразовательных организациях Тверской области в 2018-2019 учебном году" №29/16424 от 13.11.2018г., Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Семендяевская ООШ, утверждённой приказом №193 от 25.08.2020г. В соответствии с учебным планом учебный предмет «Русский родной язык» изучается в 4 классе в объёме 0,5 ч. в неделю, всего 17 ч. за год.


1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ 4-ГО КЛАССА

Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именнознаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

составлять план текста, не разделённого на абзацы;

пересказывать текст с изменением лица;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. Д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Раздел 2. Язык в действии (3 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне

словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста ( 6 ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Особенности озаглавливания сообщения.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Резерв учебного времени – 1 ч.






3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее.

7

2

Язык в действии.

3

3

Секреты речи и текста.

7

(Резерв 1)


Итого:

17





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет

Вариант


родной язык

Родной язык 4 класс 2020-2021


Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Русский язык: прошлое и настоящее

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1


Вся семья вместе, так и душа на месте.

1


Красна сказка складом, а песня ладом.

2


Красное словцо не ложь.

1


Язык языку весть подаёт.

1


Проектные задания по разделу "Русский язык: прошлое и настоящее".

1

Язык в действии

Трудно ли образовывать формы глагола?

1


Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1


Как и когда появились знаки препинания?

1

Секреты речи и текста

Задаём вопросы в диалоге.

1


Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста.

1


Учимся составлять план текста.

1


Учимся пересказывать текст.

1


Учимся оценивать и редактировать тексты.

1


Проектное задание "Пишем разные тексты об одном и том же".

1


Резерв

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

1. Русский родной язык. 4 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [О. М.Александрова и др.]. – М. : Просвещение, 2019.

2. Русский язык В.П. Канакина, Москва «Просвещение», 2014год

3. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. Канакина В.П.

4. CD. Русский язык. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 4 класс. Издательство «Просвещение».

5. Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений/ Н.Абрамов. 8-еизд. М.: Русские словари, 2008, 667 с.

6. Большой толковый словарь синонимов русской речи/ Л.Г.Бабенко и др. М.:АСТ-ПРЕСС, 2008,753 с.

7. Горбачевич, К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка: все трудности

произношения и ударения. М.:АСТ, 2009, 477 с.

8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. 26-е изд., испр. и доп. М.: Оникс, 2009, 1359с.

9. Орфографический словарь русского языка/ Под ред. С.Г.Бархударова. М.: Оникс, 2008, 787 с.

10. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. М.:Центрполиграф, 2009, 525 с.

11. Бондаренко, Т.А. Русский язык и культура речи. М.: Омега,-Л, 2013, 159с.

12. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. Рн/Д: Феникс, 2013, 380 с.

Интернет-ресурсы

1. Грамотность и развитие речи: практический курс. http://www.educa.ru/gramotno/

2. Русские электронные словари и справочная литература.http://www.slovari.ru/

3. Методика преподавания русского языка.http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/Text/t37_456.htm

4. Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник.http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/