ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по русскому родному языку и литературному чтению на русском родном языке для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Соколова Т.Н. «Юным умникам и умницам: Школа развития речи» 1-4 классы.
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачами курса являются:
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс разработан в соответствии с учебным планом МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского» на 2021 - 2022 учебный год.
На изучение русского родного языка и литературного чтения на русском родном языке в третьем классе отводится 1 час в неделю (34 учебные недели).
Количество часов в год - 34.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Содержание учебного предмета
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи;
выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Материально - техническое обеспечение
Рабочие тетради
Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи: Рабочие тетради: в 2-х частях: 2,3,4 класс.-М.: Росткнига.
Учебно-методический комплект О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом». /Издательство «Экзамен»,
Методические пособия
Соколова Т.Н. школа развития речи: Курс «Речь»: методическое пособие. 1- 4 класс/ М.: Росткнига, (Юным умникам и умницам)
Календарно – тематическое планирование
1 ч. в неделю, всего 34 ч.
№ п\п | Тема урока | Дата проведения |
План | Факт |
I четверть (9 ч.) | | |
1 | Речь. Выразительность речи. | 06.09. | |
2 | Многозначные слова. Весёлые стихи Б.Заходер. | 13.09. | |
3 | Омонимы, омоформы и омофоны. «Рассказы и сказки Е.Пермяка». | 20.09. | |
4 | Фразеологизмы. Сказки Г.Х Андерсена | 27.09. | |
5 | Сравнения. Рассказы Е.Чарушина. | 04.10. | |
6 | Олицетворение. Рассказы Н.Н.Носова. | 11.10. | |
7 | Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты. Стихи В.В.Маяковского для детей. | 18.10. | |
8 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство с журналом «Мурзилка». | 25.10. | |
9 | Откуда приходят слова. Рассказы о животных В.Чаплиной. | 01.11. | |
II четверть (8 ч.) | | |
10 | Этимология. Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют. В.Л.Дуров. | 08.11. | |
11 | Как тебя зовут? «Здравствуй, гостья-зима!» (Стихи русских поэтов - классиков). | 15.11. | |
12 | Наши фамилии. Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима. | 22.11. | |
13 | Проект « Что в имени тебе моем…». Сказки А. Пушкина и П.П.Ершова. | 29.11. | |
14 | Топонимы. Сказки А. Толстого для детей. | 06.12. | |
15 | Устаревшие слова. «Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н. Сладкова). | 13.12. | |
16 | Былины о русских богатырях. | 20.12. | |
17 | Проверочная работа по выразительным средствам языка. | 27.12. | |
III четверть (10 ч.) | | |
18 | Типы текстов. Книги о защитниках Отечества. А.Гайдар, Е. Благинина. | 10.01. | |
19 | Тема текста. Опорные слова. Книги о человеке и его делах. Стихи С. Михалкова. | 17.01. | |
20 | Связь предложений в тексте. Мама и мы. Стихи, рассказы, сказки. | 24.01. | |
21 | Цепная связь предложений в тексте. Книга – наш лучший друг. | 31.02. | |
22 | Параллельная связь предложений в тексте. Мой любимый писатель. | 07.02. | |
23 | Работа с текстом. А.П.Чехов «Ванька». | 14.02. | |
24 | Единый временный план текста. В. Бианки «Лесная гзета». | 21.02. | |
25 | Единый временный план текста. «Мы все хотим побывать на Луне» (Книги о космонавтах). | 28.02. | |
26 | Единый временный план текста. Любимые книги - любимые писатели. | 07.03. | |
27 | Стили речи. Книги о руде. | 14.03. | |
IV четверть (7 ч.) |
28 | Стили речи. Газеты и журналы для детей. | 04.04. | |
29 | Научный стиль. «Про эту книгу» (Книги-самоделки из материалов периодической печати). | 11.04. | |
30 | Для чего нужны словари. Стихи и сказки Дж.Родари. | 18.04. | |
31 | Культура общения. Что говорят стихи. Поэзия С. Маршака. | 25.04. | |
32 | Проект «Моя любимая книга». | 02.05. | |
33 | Повторение пройденного за год. «О чём мы будем читать летом». | 16.05. | |
34 | Итоговое занятие «Игра-КВН». | 23.05. | |
10