СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по СБО для учащихся 8 "И" класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель уроков СБО — подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уров­ня самостоятельности. Обучение организуется с учетом мест­ных и региональных социально-бытовых, в том числе кли­матических, особенностей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по СБО для учащихся 8 "И" класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»



Принято: Утверждаю:

Педагогическим советом школы Директор шк.-инт №19

Протокол №_____ ___________Митковская Н.В.

От__________20__г. «___»____________20____ г.



Рабочая программа


по
социально-бытовой ориентировке


Класс: 8 «И»

Всего часов на учебный год: ___

Количество часов в неделю: 2

Составлена на основе: Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»








Учитель: Озерова Елена Вячеславовна

Категория: _______________

Стаж педагогической работы: ________






РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:

Школьным методическим объединением Зам. директора по УВР:

Руководитель МО: _______/ Колесова О.В./

__________/_______________/

Протокол №___от___________20___г. «___»_________20___ г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3

    1. Вводная часть……………………………………………………......3

    2. Пояснительная записка………………………………………….......3

  2. Тематическое планирование……………………………………………..10

  3. Календарно-тематическое планирование……………………………….11

  4. Список литературы, использованный для составления и осуществления программы…………………………………………………………………18

























































  1. Введение

    1. Вводная часть:

Данная рабочая программа составлена на основе:

- Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки»

- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей [Текст]. НИИ Дефектологии АПН СССР. – М.,1983;

- Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью [Текст]. - Саратов: «Областной центр диагностики и консультирования», 2012;

- Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида [Текст] / под. Ред. В.В. Воронковой. – М. «Просвещение», 2013 г.;

- Программ воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.;

- Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : 5-9 кл.: В 2 сб. / В. В. Воронкова, М. Н. Перова, В. В. Эк [и др.] ; под ред. В. В. Ворон­ковой. – М., «Просвещение», 2013. – Сб. 1. – 224 с.

Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» изучается в 8 «И» классе, рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) и реализуется в 2017-2018 учебном году.


    1. Пояснительная записка:

Проблема социализации учащихся (подростков) с уме­ренной и тяжелой умственной отсталостью является наи­более значимой в процессе их образования. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориенти­рованного на индивидуально-типологические особенности каждого учащегося, — важная составляющая обучения пред­мету «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в школе. В основу уроков по предмету «Социально - бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жиз­ненно необходимых практических навыков и умений, обе­спечивающих адекватное проживание в социуме.

Целью обучения данному предмету является освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведе­ние в реальной жизни. Цель уроков СБО — подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уров­ня самостоятельности. Обучение организуется с учетом мест­ных и региональных социально-бытовых, в том числе кли­матических, особенностей.

На уроках дети и подростки обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя опре­деленный диапазон моделей коммуникативного общения.

На всех этапах обучения на основе линейно-концентрического принципа у учащихся:

- формируются, затем уточняются и закрепляются основ­ные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепен­ное вхождение в социальную жизненную среду;

- формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, ко­торые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды (во время пребывания в школе, в те­чение дня, недели и т. п.);

- формируются и вводятся в предметно-бытовое и меж­личностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуника­ции.

На уроках учащиеся осваивают:

- элементарную систему информационно-бытовых зна­ний, обеспечивающих им комфортное пребывание в школе (центре и других учреждениях), а в целом — проживание и социуме;

- социально-бытовые навыки и умения, операции, не­обходимые им в течение времени, установленного опреде­ленным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т. д.);

- невербальные и вербальные модели коммуникативно­го общения, необходимого в процессе межличностного вза­имодействия с окружающими в различных социально-быто­вых ситуациях.

Программа СБО включает следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культура поведения», «Транспорт», «Семья», «Торговля», «Средства связи».

Одежда и обувь. В данном разделе предлагается обучение учащихся называнию предметов одежды и обуви, элемен­тарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.

Питание. Учитывая низкий уровень самостоятельности и психофизических возможностей детей и подростков, в дан­ном разделе предлагаются варианты обучения как учащих­ся, овладевших элементарными навыками разговорной речи, так и неговорящих школьников. Детей и подростков учат практическим умениям приготовления элементарных блюд, правилам хранения некоторых продуктов, соблюдению са­нитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.

Жилище. После изучения материала, предлагаемого в этом разделе, учащиеся приобретут умения выбирать и пользо­ваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собствен­ного изготовления.

Культура поведения. Данный раздел предполагает обу­чение учащихся элементарным правилам поведения в клас­се, дома, в транспорте, в общественных местах, а также альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащиеся обучаются культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.

Транспорт. Задачей данного раздела является обучение учащихся алгоритмам проездки на транспорте, нахождению нужной остановки, оплате за проезд, альтернативной ком­муникации и навыкам элементарного общения.

Торговля. Материал раздела направлен на обучение уча­щихся умению различать магазины по видам, совершать элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и одежды.

Средства связи. Учащиеся знакомятся со средствами связи: почтой, телеграфом, телефоном, правилами пользования и поведения в экстренных случаях.

В процессе изучения материала вышеназванных разделов учащиеся должны: уточнить и закрепить понятийный аппарат (название предметов, действий с ними); четко представлять последовательность операций с различными пред­метами, при этом знать правила безопасного поведения; уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях; освоить доступные их восприятию модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.

В «Программу» включены тематические разделы, кото­рые являются жизнеобеспечивающими для образования не только по предмету СБО, но и по остальным учебным предметам. Таким образом, исходя из индивидуально-типологических особенностей и условий проживания (в семье, в дет­ском доме-интернате) детей и подростков, на доступном для них уровне формируются необходимые для современного социума практические умения и навыки.

Огромное значение для эффективности уроков по пред­мету «Социально-бытовая ориентировка» имеет предметно - практическая среда, отвечающая современному уровню жиз­необеспечения. Обучение организуется с учетом местных и региональных социально-бытовых особенностей, в том числе климатических. Это необходимо для адекватной ори­ентировки учащихся в социальной и природной среде про­живания, для формирования у них практических навыков безопасной жизнедеятельности.

Учитель обучает учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе формирования представлений о предметах личной гигиены, о необходимом наборе одежды, обуви и т. п., о продуктах питания и спо­собах приготовления элементарных блюд. Для закрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограм­мы), с которыми они многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях. При этом важно, чтобы учащиеся овладели и могли «прочитать» такие символы и пиктограммы, которые стандартно используются в социуме: на улице, в помещениях, при маркировке продуктов пита­ния, одежды, обуви и т. п.

Особенности развития мыслительной деятельности уча­щихся, их индивидуально-типологические характеристики диктуют необходимость наряду с формированием у них прак­тических навыков и умений СБО, воспитания (тренировки) состояния их физической, психической и социальной защи­щенности. Это является основой социализации детей с огра­ниченными возможностями здоровья, в том числе детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что такое социальный окружающий мир и как надо вести себя и действовать, чтобы пребывание в нем было безопас­ным и комфортным для себя и окружающих.

В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у детей и подростков формируются основы собственной жизнедеятельности: представления о некоторых жизненных ситуациях и способах практической деятельности, адекватных им. Кроме того, учащиеся в до­ступной форме знакомятся с основами безопасности жизне­деятельности в социуме, с некоторыми видами социальных ситуаций. У них формируется осторожное и осмотрительное отношение к окружающему социальному и природному миру.

В процессе занятий с учащимися по предмету «Социально - бытовая ориентировка»:

- уточняется и закрепляется понятийный аппарат (название предметов, действия с ними);

- отрабатывается последовательность операций с раз­личными предметами с учетом правил безопасного поведе­ния;

- прорабатываются доступные восприятию учащихся модели межличностного общения, необходимые в различных стандартных и чрезвычайных ситуациях.

Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практико-ориентированным, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экс­курсий.

На уроках учащихся обучают применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире средства аль­тернативной коммуникации и вербальные средства обще­ния, необходимые для сообщения о своих действиях, де­монстрации умений, обращения за помощью в случае за­труднений.

Предлагаемая «Программа» позволяет систематизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов, закрепить их. Расширение кругозора детей и подростков, умение ориентироваться в условиях города, в быту позволит им быстрее интегрироваться в современный мир.

Освоение предмета СБО, предполагает опору на уже имеющиеся знания, умения и навыки и формирование на их базе новых.

Необходимое количество часов на каждую тему опреде­ляет учитель, исходя из психофизических и индивидуаль­ных возможностей детей, результатов психолого-педагогической диагностики.

Содержание учебного материала 8 класс

Одежда и обувь – 4 часа

- и­ды одежды (летняя, зимняя, демисезонная), Уход и хранение сезонной одежды – 2 часа.

- Сухая и влажная чист­ка одежды, ее стирка. Практические упражнения по уходу и хра­нению сезонной одежды в специально созданных педагоги­ческих условиях – 2 часа.

Питание – 6 часов

- Виды салатов, простейшие рецепты салатов – 5 часов.

- Практические упражнения в сервировке стола к ужину (с помощью учителя) – 1 час.

Жилище - 4 часа

- Интерьер помещений. Виды мебели. Уход за мебелью. Средства и способы ухода за мебелью – 3 часа.

- Практическое занятие по уборке гостиной – 1 час.


Средства связи - 4 часа

- Почта. Назна­чение почтового отделения. Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма). Ролевая игра «Почта» – 2 часа.

- Экскурсия на почту, телеграф. Наблюдение за работой почтальона (сортировка писем, газет, журналов), телегра­фиста – 2 часа.

Культура поведения- 4 часа

- Моделирование реальных ситуаций «Учимся разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбами и т. д.» – 2 часа.

- Рассматривание иллюстраций, наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки – 2 часа.

Транспорт – 6 часов.

- Ролевые игры «Я пассажир», «В автобусе трамвае, такси» – 2 часа.

- Практические занятия «Поездка в ав­тобусе», «Поездка в трамвае» – 2 часа.

- Экскурсия по улицам города – 2 часа.

Торговля – 4 часа.

- Экскурсия в овощной магазин – 2 часа.

- Экскурсия на продуктовый рынок – 2 часа.

Одежда и обувь – 2 часа.

- Ручная стирка и сушка изделий из шерсти: шапочки, шарфы, варежки – 4 часа.

Питание – 8 часов.

- Каши. Виды круп (овсяная, гречневая, рисовая), простейшие рецепты каш. Приготовление гречневой, рисовой каши – 2 часа.

- Упражнения в сервировке стола к завтраку, ужину (с помощью педагога) – 2 часа.

Жилище – 4 часа.

- Помещения жилища: ванная и туалетная комнаты. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов сантехники – 2 часа.

- Средства для мытья ванны, унитаза, раковины, инвентарь для уборки туалетных комнат – 2 часа.

Культура поведения – 6 часов.

- Уход за внешним видом – 2 часа.

- Практические уроки: выбор одежды для посещения театра, утюжка одежды – 4 часа.

Транспорт – 6 часов.

- Дидактические, ролевые игры и упражнения на формирование умений учащихся распознавать знаки остановок обществен­ного транспорта – 4 часа.

- Практические занятия «Поездка в ав­тобусе», «Поездка в трамвае» – 2 часа.

Торговля – 8 часов.

- Специализированные магазины «Мебель» – 2 часа.

- Виды мебели – 2 часа.

- Экскурсия в мебельный магазин – 2 часа.

- Дидактические игры и упражнения «Выбираем мебель для жилых помещений» (с помощью педа­гога) – 2 часа.

Обобщение, повторение – 2 часа.




































  1. Тематическое планирование уроков курса
    «Социально-бытовая ориентировка» на 2018 - 2019 учебный год


Наименование темы

Количество часов

формы контроля

по плану

дано фактически

Одежда и обувь




Питание




Жилище




Средства связи




Культура поведения




Транспорт




Торговля




Обобщение, повторение




Всего за год:












  1. Календарно-тематическое планирование уроков курса
    «Социально-бытовая ориентировка» 8 «И» класса

    1. п/п

    1. Тема урока

    1. Кол- во

    2. ча­сов

    1. Дата

    1. Материально – техническое обеспечение

    1. Основные

    2. задачи

    1. Коррекционные цели

    1. Словарная работа

    1. Коммуникативные навыки и соци­альная направ­ленность

    1. I четверть – 17 часов.

    2. Одежда и обувь – 4 часа.

    1. 1

    2. 2

    3. 3

    4. 4

    5. 12

    1. Ви­ды одежды. Уход и хранение сезонной одежды.

    2. Сухая и влажная чист­ка одежды, ее стирка. Практические упражнения по уходу и хра­нению сезонной одежды в специально созданных педагоги­ческих условиях.

    1. Картинный материал, образцы одежды, ИКТ, оборудование класса

    1. Дальнейшее знакомство учащихся с ви­дами одежды (летняя, зимняя, демисезонная), способами ухода и хранения сезонной одежды. Дать представления о сухой и влажной чист­ке одежды, ее стирке. Учить удалять загрязнения, подготавливать одеж­ду к хранению. Закрепление на практике навыков по уходу и хра­нению сезонной одежды в специально созданных педагоги­ческих условиях. Воспитание дисциплинированности и ответственности за свои действия.

    1. Коррекция мышления, нормативного поведения в процессе трудовых действий, соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

    1. летняя, зимняя, демисезонная, щетка, чистка, стирка

    1. Развитие рече­вого общения, координации движений. Учимся соблюдать ухаживать за своей одеждой

    1. Питание – 6 часов.

    1. 5

    2. 6

    3. 7

    4. 8

    5. 9

    6. 10

    1. Виды салатов, простейшие рецепты салатов.

    2. Практические упражнения в сервировке стола к ужину (с помощью учителя).

    1. оборудование и инвентарь кабинета

    1. Обучение учащихся приготовлению простейших салатов. Обучение тех­нологии приготовления салата из помидоров и огурцов, зеленого лука и укропа; винегрета. Подготовка овощей к приготовлению салатов (обработка, нарезка). Смешивание ингредиентов, заправка маслом (сметаной, майонезом). Упражнения в чтении рецепта, технологической карты, пик­тограмм. Отработка навыка безопасного пользования ножом, тер­кой при нарезке овощей под наблюдением педагога или в процессе совместных действий. Упражняться в сервировке стола к ужину (с помощью учителя).

    1. Коррекция познавательной деятельности, речевого этикета

    2. Сопряженное и отраженное проговаривание вы­полняемых действий.

    1. Винегрет, салат, нож, разделочная доска, сервировка

    1. Учить применять полученные знания в практической дея­тельности.

    1. Жилище - 4 часа.

    1. 11

    2. 12

    3. 13

    4. 14

    1. Интерьер помещений. Виды мебели. Уход за мебелью. Средства и способы ухода за мебелью.

    2. Практическое занятие по уборке гостиной.

    1. Дидактические игры и упраж­нения на узнавание и называние предметов мебели, инвентарь для уборки гостиной, моющие средства.аа

    1. Знакомство учащихся с интерьером помещений, видами мебели. Дать представление о способах ухода и средствами ухода за мебелью. Научить приемам чистки мягкой мебели и ковровых покрытий при помощи пылесоса. Отработка приемов по уборке гостиной в специально созданных организационно-педагогических условиях (с по­мощью педагога). Отработка последовательности уборки гостиной по технологической карте, пиктограммам.

    1. Инвентарь, полировка, чистка, пылесос, щетка, ковер, палас

    1. Средства связи - 4 часа.

    1. 15

    2. 16

    3. 17

    1. Почта. Назна­чение почтового отделения. Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма). Ролевая игра «Почта».

    2. Экскурсия на почту, телеграф. Наблюдение за работой почтальона (сортировка писем, газет, журналов), телегра­фиста (прием и отправка телеграмм.

    1. Чтение произведений С. Я. Маршака, рассматривание иллюстраций к ним. Г. Кублицкий «Письмо шло пять тысячелетий»

    1. Знакомство учащихся с почтой, назна­чением почтового отделения, видами почтовых отправлений (письмо, телеграмма). Формировать представление о работе почтового отделения.

    2. Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Наблюдение за работой почтальона (сортировка писем, газет, журналов), телегра­фиста (прием и отправка телеграмм. Формирование нормативного поведения в процессе игр, упражнений и экскурсии.

    1. Обучение учащихся отобразительным действиям отпра­вителя, адресата, почтальона, телеграфиста в ролевой игре «Почта».

    1. Почта, письмо, почтовый ящик, телеграмма, почтальон,

    1. Усвоение социального опыта через практические упражнения.

    1. II четверть – 14 часов.

    2. Культура поведения - 4 часа.

    1. 19

    2. 20

    3. 21

    4. 22

    1. Моделирование реальных ситуаций «Учимся разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбами и т. д.»

    2. Рассматривание иллюстраций, наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки.

    1. Иллюстрации, ИКТ, игра «Веселый этикет», раскраски, разрезные картинки

    1. Обучение учащихся взаимодействию мальчиков и девочек: разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбами и т. д. Рассматривание иллюстраций, наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки. Воспитание и выработка правильных форм взаимодействия.

    1. Коррекция и отработка правильных форм поведения и взаимодействия мальчика и девочки.

    1. Здравствуй, до свидания, добрый день

    1. Усвоение социального опыта через практические упражнения.

    1. Транспорт – 6 часов.

    1. 23

    2. 24

    3. 25

    4. 26

    5. 27

    6. 28

    1. Ролевые игры «Я пассажир», «В автобусе трамвае, такси».

    2. Практические занятия «Поездка в ав­тобусе», «Поездка в трамвае».

    3. Экскурсия по улицам города.

    1. Пиктографические рисунки, картинки

    1. Обучение учащихся правилам пользования общественным транспортом в ролевых играх. Дать представление о способах и правилах оплаты проезда в различных видах транспорта при помощи пиктографи­ческих рисунков. Отработка навыков поездки в городском транспорте, по­лученных на практических занятиях и в ролевых играх. Обучение учащихся умению узнавать дорогу у полицей­ского, прохожих в сопряженной и отраженной речи, при помощи пиктографических рисунков в специально созданных организационно - педагогических условиях. Расширять знания детей о существующих транспортных средствах. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

    1. Коррекция и отработка формы обращения к кондуктору, водителю, пассажирам в со­пряженной и отраженной речи

    1. Транспорт, пассажир, водитель, кондуктор, полицейский

    1. Развитие речевой активности, адаптация учащихся в социуме.

    2. Приспособление к окружающей жизни, подготовка к реальной жизни.

    1. Торговля – 4 часа.

    1. 29

    2. 30

    3. 31

    4. 32

    1. Экскурсия в овощной магазин,

    2. Экскурсия на продуктовый рынок.

    1. Экскурсия, инструктаж

    1. Дальнейшее знакомство со специализированными магазинами, отделами «Фрукты, овощи», продуктовым рынком. Отработка навыка сопряженного и отраженного называния овощей. Учить выбирать овощи для приготовления салата, определять количество овощей, их стоимость и покупка в магазине с помощью педагога. (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование».)

    1. Коррекция поведения, речевого этикета.

    1. Овощи, фрукты, магазин, рынок, продавец, цена

    1. Деловое общение с учителем и с продавцами. Развитие речевого общения.

    1. III четверть – 20 часов. Одежда и обувь – 2 часа.

    1. 33

    2. 34

    1. Ручная стирка и сушка изделий из шерсти: шапочки, шарфы, варежки.

    1. Оборудование класса, реальные предметы одежды

    1. Обучение подбору моющих средств, ручной стирке и сушке изделий из шерсти: шапочки, шарфы, варежки. Формировать положительную мотивацию к учению, познавательный интерес. Воспитывать культуру внешнего вида.

    1. Коррекция речедвигательного, слухового и зрительного анализатора.

    1. Шерстяные вещи, мыло, порошок, сушка

    1. Учимся обслуживать себя и близких, подготовка к самостоятельной жизни.

    1. Питание – 8 часов.

    1. 35

    2. 36

    3. 37

    4. 38

    5. 39

    6. 40

    1. Каши. Виды круп (овсяная, гречневая, рисовая), простейшие рецепты каш. Приготовление гречневой, рисовой каши.

    1. Оборудование кабинета, крупы

    1. Обучение учащихся приготовлению каши. Дать представление о видах круп (овсяная, гречневая, рисовая). Обучение технологии приготовления гречневой, рисовой каши. Обучение учащихся ставить кастрюлю на плиту, снимать с плиты с соблюдением правил безопасности (с помощью учителя); варить кашу с соблюдением рецепта.

    1. Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания, мыслительной деятельности учащихся.

    1. Крупа, каша, гречневая, манная, рисовая, овсяная

    1. Формирование готовности к самообслуживанию

    1. 41

    2. 42

    1. Упражнения в сервировке стола к завтраку, ужину (с помощью педагога).

    1. Оборудование кабинета, плакаты, картинный материал

    1. Дать знания и закреплять на практике правила сервиров­ки стола завтраку, ужину (с помощью педагога), подбора соответствующей посуды. Воспитание аккуратности, умения довести начато дело до конца. Отработка полученных знаний в практической деятельности.

    1. Коррекция речеслухового и речедвигательного аппарата.

    1. Сервировка, салфетки, красиво

    1. Учимся применять полученные знания на практике.

    1. Жилище – 4 часа.

    1. 43

    2. 44

    3. 45

    4. 46

    1. Помещения жилища: ванная и туалетная комнаты. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов сантехники.

    2. Средства для мытья ванны, унитаза, раковины, инвентарь для уборки туалетных комнат.

    1. Оборудование класса, пазлы «Мой дом», ИКТ

    1. Дальнейшее знакомство учащихся с помещениями жилища. Воспитание бережного отношения к предметам сантехники. Наблюдение за уборкой туалетных комнат. Средства для мытья ванны, унитаза, раковины, инвентарь для уборки туалетных комнат. Дать представление о необходимости соблюдения гигиенических требований в ванных комнатах. Отработка правил мытья раковины. Воспитание навыка соблюдения личной гигиены после уборки по­мещений.

    1. Коррекция и развитие слухового , зрит. восприятия через словесные ин­струкции, и дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов сантехники.

    1. ванная и туалетная комнаты, сантехника

    1. Формировать адекватное восприятие своей социаль­ной роли.

    1. Культура поведения – 6 часов.

    1. 47

    2. 48

    3. 49

    4. 50

    5. 51

    6. 52

    1. Уход за внешним видом.

    2. Практические уроки: выбор одежды для посещения театра, утюжка одежды.

    1. Книги Е. Благининой, К. Чуковского. А. Барто, иллюстрации, ИКТ, оборудование кабинета

    1. Дальнейшее обучение учащихся умениям следить за своим внешним видом (уход за носом, лицом, опрятное ношение одежды). Чтение произведений Е. Благининой, К. Чуковского. А. Барто, рассматривание иллюстраций к ним. Учить правильно выбирать одежду для посещения театра, утюжить одежду. Воспитание опрятности, аккуратности.

    1. Коррекция поведения, развитие речевого общения.

    1. Чистота, опрятность, утюг, носовой платок, одежда

    1. Учить применять полученные ЗУН в практической дея­тельности.

    1. IV четверть – 16 часов.

    2. Транспорт – 6 часов.

    1. 53

    2. 54

    3. 55

    4. 56

    5. 57

    6. 58

    1. Дидактические, ролевые игры и упражнения на формирование умений учащихся распознавать знаки остановок обществен­ного транспорта.

    2. Практические занятия «Поездка в ав­тобусе», «Поездка в трамвае».

    1. ИКТ, раздаточный материал, наборы картинок, разрезные картинки, экскурсия

    1. Продолжать обучать учащихся умению находить останов­ки общественного транспорта по знакам, выбирать транс­портное средства для наиболее рационального передвижения. Закрепление умений учащихся распознавать знаки остановок обществен­ного транспорта. Отработка навыков поездки в городском транспорте. Воспитание культуры поведения и безопасного поведения на улице.

    1. Развитие мышления через практическую работу

    1. Автобус, трамвай, остановка, кондуктор

    1. Усвоение социального опыта через практические упражнения.

    1. Торговля – 8 часов.

    1. 59

    2. 60

    3. 61

    4. 62

    5. 63

    6. 64

    7. 65

    8. 66

    1. Специализированные магазины «Мебель».

    2. Виды мебели.

    3. Экскурсия в мебельный магазин.

    4. Дидактические игры и упражнения «Выбираем мебель для жилых помещений» (с помощью педа­гога).

    1. д/и, ИКТ, иллюстрации, экскурсия

    1. Знакомство детей с сетью специализированных магазинов «Мебель». Дать представление о видах мебели (мебель для спальни, мебель для гостиной, мебель для кухни). Наблюдение за приоб­ретением мебели в магазине, погрузкой мебели для достав­ки покупателю. Обучение учащихся посредством дидактических игр и упражнений, компьютерных презентаций выбирать необ­ходимую мебель для жилых помещений (с помощью педа­гога). Воспитывать бережное отношение к мебели.

    1. Развитие дело­вого общения с учителем и с товарища­ми. Коррекция памяти через использование опорных слов.

    1. Мебель, кровать, диван, стол, мягкая, кухонная

    1. Формирование го­товности устанав­ливать продуктив­ные социальные контакты.

    1. 67

    2. 68

    1. Повторение, Обобщение.

    1. Закрепление и систематизация полученных знаний.

  2. 4. Список литературы, использованный для составления и осуществления программы

  3. 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : 5-9 кл.: В 2 сб. / В. В. Воронкова, М. Н. Перова, В. В. Эк [и др.] ; под ред. В. В. Ворон­ковой. - М., «Просвещение», 2013. - Сб. 1. - 224 с.

  4. 2. Воронкова, В.В., Казакова, С.А. Социально - бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида [Текст] / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М., Владос, 2013, авт.

  5. 3. Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида [Текст]: М., Владос, 2008, под ред. A.M. Щербаковой.

  6. 4. Львова, С.А. Практический материал к урокам социально - бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида [Текст] / С.А. Львова. – М., Владос, 2013.