СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по шахматам "Белая ладья"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по шахматам "Белая ладья"»


1. Пояснительная записка

Программа «Шахматы» является модифицированной дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности.

Актуальность. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обуче­ния, воспринимает их именно как игру. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Игра в шахматыразвивает наглядно-образное мышление, способствует зарождениюлогического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внима­ния, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющей­ся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусст­ва, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Форми­рование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Программа составлена на основе документов:

1. Закон РФ «Об образовании, 1996 год, изменения и дополнения за 1998 год.

2. Концепция о правах ребѐнка.

3. Декларация прав защиты ребѐнка.

4. Концепция формирования национально-регионального содержания образования.

5. Приказ № 2211 от 18. 05. 2004 г. «О развитии шахматного образования в системе развития образования Российской Федерации»

Программа разработана для детей с 7 – 15 лет, рассчитана на 4,5 часа в неделю. Занятия проводятся два раза в неделю. Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углублённой проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на интерес к игре в шахматы.

Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

обучающие:

  • Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.

  • Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.

  • Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.

  • Научить детей работать самостоятельно.

  • Научить школьников планировать свою игру и работу.

развивающие:

  • Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции).

  • Повысить уровень спортивной работоспособности.

  • Развивать интеллектуальные способности.

  • Расширить кругозор ребёнка.

  • Развивать творческое мышление.

  • Формировать познавательную самостоятельность.

воспитывающие:

  • Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.

  • Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.

  • Формировать способности к самооценке и самоконтролю.

Дополнительная общеобразовательная программа предназначена для обучения детей в объединении «Белая ладья» в МБУ ДО Ханты-Мансийского района, структурном подразделении д.Белогорье..

Для реализации программы разработан сравнительно простой курс начального обучения детей шахматным азам, доступный детям с шестилетнего возраста. Этот курс в состоянии освоить любой, не знакомый прежде с основами шахматной игры (что опять - таки очень значимо, особенно для сельской малокомплектной школы).

Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.

В их числе:

* Широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

* Применение нестандартных дидактических заданий и игр;

* Детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

* Преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

* Выявление стержневой игры первого этапа обучения «игры на уничтожение»: фигура против фигуры.

* Разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

Неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».

Курс разработан для занятий с детьми первого года обучения с «упором» на первый класс, однако его можно использовать также в других классах. Это обеспечивается тем, что дидактические 'Задания и игры, приведенные в учебнике, имеют несколько уровней сложности. Cоревновательный элемент поможет поддерживать устойчивый интерес к получению новых знаний, которые немедленно найдут практическое применение в междоусобных партиях детей. Методы обучения и развития творческих способностей.

Основные направления в развитии творческих способностей.

1. Развитие интереса к волшебному миру шахмат.

2. Развитие коммуникативных способностей в коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.

3. Развитие ценнейших качеств как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость и др.

Методы обучения и развития творческих способностей.

1. Групповой метод.

2. Индивидуальная работа.

3. Использование игровых форм, наглядных пособий.

4. Использование видеофильмов, мультимедиа, ролевых игр.

5. Использовать разнообразные методы контроля: шахматные турниры, индивидуальные и фронтальные беседы.

Результативность: мониторинг контроля реализации программы с целью отслеживания роста способностей учащихся, их участия, будет осуществляться через проведение выставок творческих работ, конкурсов, участие в региональных конкурсах в рамках патриотического воспитания.


2. Содержание программы « Белая ладья» 144 часа

1. Вводные занятия. Техника безопасности.

Теория: Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Содержание и режим занятий. Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях).

2. Первое знакомство с Шахматным королевством. Шахматы – спорт, наука, искусство.

Теория: Краткая история шахмат. Возникновение и родина шахмат. Начальные сведения. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3. Шахматная доска – поле шахматных сражений. Правила игры. Первоначальные понятия.

Теория: Правила турнирного поведения. Знакомство с основными понятиями:

  • Горизонтали

  • Вертикали

  • Диагонали

  • Центр, фланги.

Практика:

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.

«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: «Вторая горизонталь»).

«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ.

(Например: «Диагональ е1 — а5»).

«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

Игра «Почтальон».

4. Шахматные фигуры. Первое знакомство.

Теория: Белая и черная армии. Правило «Тронул - ходи!».

Практика:

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

5. Благородные пешки черно-белой доски.

Теория: «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла — фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила. «Подножка» (правило взятие на проходе).

Практика:

Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

Дидактические игры и задания

«В бой идут одни только пешки», «Игра на уничтожение», «Атака неприятельской фигуры».

6. Король самая важная, главная фигура.

Теория: Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

Практика:

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение», «Один в поле воин».

7. Ладья.

Теория: Прямолинейная, бесхитростная. Ход, взятие.

Практика:

Дидактические игры и задания

Одна против пешек. Лабиринт. «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Кратчайший путь».

Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры».

8. Слон.

Теория: Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Где сильнее: на краю, в центре, в углу? Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона.

Практика:

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Сними часовых», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

9. «Могучая фигура» Ферзь.

Теория: «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол. Ферзь против ладьи, слона.

Практика:

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», »Кратчайший путь», «Захват контрольного поля».

10. Конь.

Теория: «Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила. Необычный шаг. Ходит буквой «Г» и так и сяк. Игра конем на усеченной доске. Центр, край, угол. Конь против ферзя, ладьи, слона.

Практика:

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», »Кратчайший путь», «Захват контрольного поля».

11. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.

Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.

заключительное занятие: подведение итогов

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце первого года обучения учащийся:

-имеет представление об истории и происхождении шахмат,

-знает правила игры и турнирного поведения,

-знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре -тактические приемы,

-владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,

-умеет применять полученные теоретические знания на практике,

-умеет записывать партии,

-с удовольствием играет в шахматы,

-видит и осознает свои ошибки,

-знает нормы этикета при игре в шахматы.


Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.

1. Развитие интереса к волшебному миру шахмат.

2. Развитие коммуникативных способностей в коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.

3. Развитие ценнейших качеств как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость и др.


Методы обучения и развития творческих способностей.

1. Групповой метод.

2. Индивидуальная работа.

3. Использование игровых форм, наглядных пособий.

4. Использование видеофильмов мультимедиа, ролевых игр.

5. Использовать разнообразные методы контроля: шахматные турниры, индивидуальные и фронтальные беседы.


Модель воспитанника, прошедшего курс по программе «Белая ладья»


В начале года воспитанник должен знать:

  • историю о происхождении шахмат,

  • правила игры и турнирного поведения,

  • основы тактики и стратегии

  • нормы этикета при игре в шахматы.

В конце года воспитанник должен уметь:

  • применять полученные теоретические знания на практике,

  • записывать партии,

  • владеть фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,

  • видеть и осознавать свои ошибки


Материально-техническое обеспечение

-шахматные доски с набором шахматных фигур

-демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур

-шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

-шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации

-мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»


Учебно-методическое обеспечение

1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы - школе: Для общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.

2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник - Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. - Обнинск: Духовное возрождение, 2004.

7. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.


Список литературы по программе

1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.

2. Весела и., Веселы И. Шахматный букварь. - Мл'Тросвещение, 1983.

3. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука - М.:Дет. Лит., 1980.

4. Берсславский М., Береславский л. 1000 вопросов шахматиста. -АСТ. Астрель.

Москва., 2005.

5. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране.

6. Мультфильмы, обучающая программа «Динозавры» учат шахматам, сказки, стихи о шахматах и шахматистах.



Планируемые результаты изучения программы

1. Развитие умственного потенциала обучающихся, их способности мыслить и действовать.

2. Появление потребности к интеллектуальным играм.

3. Рост личностного, интеллектуального и социального развития школьника, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

4. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

5. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса

№ п/п

Содержание программы

дополнительного образования

Обьем

часов

Формы занятий

Дата

план

факт

1

2

3

4

5


Вводные занятия. Техника безопасности.


1

Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Содержание и режим занятий. Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях).

2

лекция

03.10


2

Практические занятия

2.5

практикум

05.10


Первое знакомство с Шахматным королевством. Шахматы – спорт, наука, искусство.

3

Краткая история шахмат. Возникновение и родина шахмат. Начальные сведения. Различные системы проведения шахматных соревнований.

2

лекция

10.10


4

Практические занятия

2,5

практикум

12.10


Шахматная доска – поле шахматных сражений. Правила игры. Первоначальные понятия.

5

Знакомство с основными понятиями: горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль",
«Диагональ».

2

лекция

17.10


6

Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

2,5

лекция

19.10


7

Практические занятия

2

практикум

24.10


8

Практические занятия

2,5

практикум

26.10


Шахматные фигуры. Первое знакомство. Тактика игры.

9

Белая и черная армии. Правило «Тронул - ходи!». Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура",

2

лекция

31.10


10

"Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая".

2.5

лекция

02.11


11

Практические занятия

2

практикум

07.11


12

Практические занятия

2.5

практикум

09.11


13

Практические занятия

2

практикум

14.11


14

Практические занятия

2.5

практикум

16.11


Благородные пешки черно-белой доски.

15

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин", "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности". Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита",

2

лекция

21.11


16

"Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения).

2.5

лекция

23.11


17

Практические занятия

2

практикум

28.11


18

Практические занятия

2.5

практикум

30.11


19

Практические занятия

2

практикум

05.12


20

Практические занятия

2.5

практикум

07.12


Король – самая важная, главная фигура.

21

Стратегия игры. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

2

лекция

12.12


22

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Игра на уничтожение" (король против короля). Король против других фигур. "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие",

2.5

лекция

14.12


23

"Захват контрольного поля",

2

лекция

19.12


24

"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

2.5

лекция

21.12


25

Практические занятия

2

практикум

26.12


26

Практические занятия

2.5

практикум

28.12


27

Практические занятия

2

практикум

09.01


Ладья.

28

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых",

2.5

лекция

11.01



29

"Один в поле воин", "Кратчайший путь", "

2

лекция

16.01


30

Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля",

2.5

лекция

18.01


31

"Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

2

лекция

23.01


32

Практические занятия

2.5

практикум

25.01


33

Практические занятия

2

практикум

30.01


34

Практические занятия

2.5

практикум

01.02


Слон.

35

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество.

2

лекция

06.02


36

Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры: "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности",

2.5

лекция

08.02


37

"Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля",

2

лекция

13.02


38

"Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

2.5

лекция

15.02


39

Практические занятия

2

практикум

20.02


40

Практические занятия

2.5

практикум

22.02


41

Практические занятия

2

практикум

27.02


«Могучая фигура» Ферзь.

42

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие.

2.5

лекция

01.03


43

Практические занятия

2

практикум

06.03


44

Практические занятия

2

практикум

13.03


45

Практические занятия

2.5

практикум

15.03


46

Практические занятия

2

практикум

20.03


47

Практические занятия

2.5

практикум

22.03


Конь.

48

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры.

2

лекция

27.03


49

Практические занятия

2.5

практикум

29.03


50

Практические занятия

2

практикум

03.04


51

Практические занятия

2.5

практикум

05.04


52

Практические занятия

2

практикум

10.04


53

Практические занятия

2.5

практикум

12.04


Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.

54

Начальное положение. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет".

2

лекция

17.04


55

Практические занятия

2.5


19.04


56

Практические занятия

2


24.04



Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.



26.04


57

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания

2.5

лекция

03.05


58

Практические занятия

2.5

практикум

10.05


59

Практические занятия

2

практикум

15.05


60

Практические занятия

2.5

практикум

17.05


61

Практические занятия

2

практикум

22.05


62

Практические занятия

2.5

практикум

24.05


63

Заключительное занятие: подведение итогов

2


29.05


Форма итоговой реализации программы

64

Отчет выполнении программы кружка за год

2.5


31.05



Итого:

144ч