Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково
Тверской области
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Театр»
для обучающихся 1 – 4 классов
на 2023/2027 учебный год
Направление деятельности: художественное творчество
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Срок реализации программы: 4 года
Учитель начальных классов: Фадина С.Н.
г. Конаково 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты творческого развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Общая характеристика курса
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции.
Место курса в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Театр» в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится:
Для обучающихся 1 – 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Цели изучения курса внеурочной деятельности «Театр»
Приоритетные цели обучения:
1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной деятельности и решением следующих задач:
Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Развивать чувство ритма и координацию движения;
Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального
искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Формы и методы работы
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
готовность и способность к саморазвитию;
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
Регулятивные универсальные учебные действия
оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы;
уметь планировать работу и определять последовательность действий.
Познавательные универсальные учебные действия
самостоятельно включаться в творческую деятельность
осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели
Коммуникативные универсальные учебные действия
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
Планируемые результаты реализации программы:
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами, воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Результаты первого уровня.
Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах (театре).
Результаты второго уровня.
Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.
Результаты третьего уровня.
Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.
Результаты четвёртого уровня.
Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля для детей дошкольного учреждения
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Театр» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности «Театр» выпускник научится:
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Содержание курса "Театр"
Раздел курса | Количество часов | Форма проведения | Вид деятельности |
Введение. | 1 | кружок | художественное творчество |
Мир вокруг нас | 33 | кружок | художественное творчество |
Итого: | 34 часа | | |
Тематическое планирование
п/п | Название занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
| Вводное занятие. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Вместе весело играть | 1 | | |
| Мир вокруг нас | 1 | | |
| Мир вокруг нас | 1 | | |
| В гостях у сказки | 1 | | |
| Веселая гимнастика | 1 | | |
| Веселая гимнастика | 1 | | |
| Скороговория | 1 | | |
| Проектная работа | 1 | | |
| Проектная работа | 1 | | |
| Работа над репертуаром | 1 | | |
| Театр на бумаге | 1 | | |
| Театр на бумаге | 1 | | |
| Азбука театра | 1 | | |
| Элементы сценической грамоты | 1 | | |
| Волшебной музыки страна | 1 | | |
| Театральная бумазея | 1 | | |
| Театральная бумазея | 1 | | |
| «Талант – это …» | 1 | | |
| От Древней Греции до наших дней | 1 | | |
| От Древней Греции до наших дней | 1 | | |
| Мир культуры | 1 | | |
| Театральный грим | 1 | | |
| Сценическое мастерство | 1 | | |
| Сценическое мастерство | 1 | | |
| Работа над репертуаром | 1 | | |
| Работа над репертуаром | 1 | | |
| Творение костюмов и декораций | 1 | | |
| История театра | 1 | | |
| Мозаика видов и жанров | 1 | | |
| Работа над репертуаром | 1 | | |
| Работа над репертуаром | 1 | | |
| Работа над репертуаром | 1 | | |
| Показ спектакля | 1 | | |
| ИТОГО: | 34 часа | | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для учителя
Журнал «Вестник образования России» № 7/2009 г.
Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева идр. Детский театр. Волгоград, «Учитель», 2008.
Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Вопросы режиссуры детского театра. М., 2009
В.А. Гринер. Ритм в искусстве актера. М., 1999
А.П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе. М., 2003.
Н.В. Клюева. Учим детей общению. Ярославль,2005.
М. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М., 2007
Л.Ю. Субботина. Развитие воображения у детей. Ярославль, 2008
В.П. Шильгави. Начнем с игры. Л.,2009
Материальные средства:
учебный кабинет;
магнитофон;
компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
фонотека;
использование сети Интернет;
наглядные демонстрационные пособия;
материальная база для создания костюмов и декораций;
школьная библиотека.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
http://school-collection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/