СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по швейному делу 5кл."а"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по швейному делу предназначена для подготовки обучающихся к профессионально - трудовому обучению и составлена с учетом психофизического развития обучающихся,что предполагает коррекционную направленность в течении изучения всего программного курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по швейному делу 5кл."а"»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2


«Согласовано»

Руководитель МО

Е.Т.Пинигина / __________ /

Протокол заседания МО

«___»______________2022 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ СКОШИ №2

Л.А. Осколкова / _______

«___» ________________2022г.


«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШИ

№2

А.Н.Аюшеев / ______________

.








РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

класс

предмет

Количество часов

5 «а»

Профильный труд (швейное дело)

198





Учитель технологии

высшей категории

Е.А. Бутуханова



г. Улан-Удэ

2022 г.



Структура рабочей программы


  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание образования.

  3. Календарно – тематическое планирование.

  4. Учебно – методическое материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

  5. Перечень ключевых слов.

  6. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.






















Пояснительная записка.



Рабочая программа по трудовому обучению предназначена для подготовки учащихся к профессионально-трудовому обучению и составлена с учетом психофизического развития обучающих, что предполагает коррекционную направленность в течении изучения всего программного курса.

Настоящая рабочая программа составлена для обучающихся 5 класса в соответствии следующих документов:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об Утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

  • Адаптированной основной образовательной программы ГБОУ «СКОШИ №2» на 2022-2023 учебный год

Изучение программного материала осуществляется посредством изучения нового материала, и различных видов групповых и индивидуальных занятий, практических занятий, самостоятельных работ

В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы, и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий.

Программа составлена с учетом уровня обученности обучающихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений. Но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям обучающихся и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ученику ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.

Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведенное на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально- технического обеспечения мастерской.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики обучающихся. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления. Благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, истории и естествознания. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей и т.д.

Прежде чем приступить к изготовлению изделия, учащиеся выполняют практические работы на образцах, отрабатывая технику выполнения швов. Отдельных узлов, что обеспечивает успешность выполнения заданий.

Знания, полученные обучающимися на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.

Обучающиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.

Цель программы:

- всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальным нарушением) в процессе формирования их трудовой культуры.

Задачи программы

Обучающие:

- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

- формирование и умение ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу;

- совершенствование практических умений и навыков использования швейных материалов в предметно – преобразующей деятельности.

Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирования практических умений;

- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности ит.д.).

Воспитательные:

- воспитание у учащихся трудолюбия, настойчивости, уверенности в своих силах.

- воспитание положительных качеств личности учащихся, необходимых в совместном труде (взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, коллективность в деловых контактах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы).

- привитие интереса к труду.

Каждый урок имеет коррекционно-развивающую направленность, представляет собой сложную дидактическую систему. Структура уроков обусловлена целями и содержанием. На каждом уроке воспитанники включены в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.


Общими элементами для всех типов уроков являются:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

Закрепление нового материала.

Подведение итогов. Оценка работы обучающихся.

Задание на дом.

Основные методы обучения: метод разъяснительного чтения, объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические и лабораторные работы, инструктаж.

Учитывая особенности детей с проблемами развития, предусмотрены различные виды контроля знаний данной категории обучающихся. Вопросы тестовых заданий на контрольных уроках предварительно включены в содержание предыдущих уроков, чтобы обучающиеся имели возможность прочно усвоить их значение. Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль.

В сочетании с традиционными средствами обучения (дидактический материал, таблицы) использование на уроке информационно-компьютерных технологий значительно повышает эффективность обучения детей с нарушениями развития, открывает новые резервы образовательного процесса и личности его участников: обучающегося и учителя.



Программа направлена на решение общих и специфических задач профессионально-трудового обучения на этапе формирования и совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид), составлена с учетом уровня обученности воспитанников на основе индивидуально-дифференцированного подхода и ориентирована не только на приобретение ими определенных знаний, умений и навыков, но и на коррекцию психофизиологических особенностей данной категории обучающихся, овладение компетенциями с учетом третьего варианта (не цензового) специального стандарта.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • основные технологические понятия;

  • назначение и технологические свойства материалов;

  • назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.


Должны уметь:

  • организовывать рабочее место;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия (детали);

  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

  • выполнять мелкий ремонт изделий из различных материалов;

  • изготавливать швейные изделия с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

  • осуществлять контроль качества выполняемых работ с использованием измерительных, контрольных и других инструментов

  • выполнять мелкий ремонт изделий из различных материалов;

  • изготавливать швейные изделия с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

  • осуществлять контроль качества выполняемых работ с использованием измерительных, контрольных и других инструментов.


Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержания предметов программы и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.  Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Предмет

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Профильный труд

(швейное дело)

  • Знание правил техники безопасности;

  • понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

  • знание названий некоторых материалов изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту;

  • представления об основных свойствах используемых материалов;

  • знание правил хранения материалов и санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;

  • отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

  • представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей;

  • представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

  • владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье);



  • чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;



  • представления о разных видах профильного труда;

  • понимание значения и ценности труда;

  • понимание красоты труда и его результатов;

  • заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

  • выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);

  • организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;

  • осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

  • выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

  • комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;

  • проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

  • Знание правил техники безопасности и соблюдение их;

  • понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину и чёткое умение организовывать своё рабочее место;

  • самостоятельный отбор материалов и инструментов, необходимых для работы;

  • определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

  • экономное расходование материалов;

  • планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;

  • знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки швейных материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

  • осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий, и корректировка хода практической работы;

  • понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности;

- соблюдать правила подготовки швейной машины к работе; 
- знать основные механизмы швейных машин с электроприводом; 
- уметь определять хлопчатобумажные ткани;

- знать приемы выполнения ручных и машинных работ.










Содержание программы



Программа разбита по четвертям, в каждой четверти содержится определенное количество разделов.

Первая четверть состоит из 3 разделов:

Раздел I: Школьная швейная мастерская - 6 часов;

Раздел II: Волокна и ткани - 9часов;

Раздел III: ручные работы - 33 часа.

Вторая четверть состоит из 2 разделов:

Раздел I: ручные работы - 18часов;

Раздел II: ремонт одежды - 30 часов

Третья четверть состоит из 2 разделов:

Раздел I: Бытовая швейная машинка с электроприводом - 24 часов;

Раздел II: машинные работы - 36 часов;

Четвертая четверть состоит из 1 раздела:

Раздел I: Пошив изделий-42 часа;

Календарно - тематический план

ПО ПРЕДМЕТУ «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»

I четверть (48 часов).

№ п/п

Наименование темы, раздела

Кол- во

часов

Виды деятельности

обучающихся

Дата проведения

план

Дата проведения

факт

1.

Вводное занятие

Правила поведения и работы в мастерской.

Инструменты и приспособления

3

Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем соблюдение Т.Б. Распределение учащихся по рабочим

местам.

Рассказать о швейных изделиях, отделочных материалах



2.

Организация рабочего места

3

Рассказать об организации рабочего места



3.

Сведения о прядении и ткачестве. Сведения о волокнах.








1

Рассказать о видах волокон



4.

Сведения о тканях , полотняное переплетение

2

Основные операции прядильного и ткацкого производства, свойства пряжи, продукция ткацкого производства



5.

Сведения о нитках, полотняное переплетение

3

Рассказать, для чего используют нитки.

Выполнение образца полотняного переплетения из бумаги



6.

Хлопчатобумажные ткани

3

Объяснить о свойствах волокон хлопка



7.

Подготовка к выполнению ручных работ

3

Отмеривание нитки, завязывание узелка на конце нитки, закрепление нитки в ткани в начале и в конце работы



9.

Раскрой ткани, обработка срезов ткани

3

Правила работы с электрическим утюгом



10.

Сведения о ручных стежках и строчках

3

Практическая работа



11.

Косые стежки

3

Выполнение косых стежков




12.

Крестообразные стежки

3

Выполнение крестообразных стежков



13.

Петлеобразные стежки

3

Выполнение стежков



14.

Петельные стежки

3

Самостоятельная работа.



15.

Отделочные ручные стежки

3



Практическая работа.




16.

Отделочные ручные стежки

3

Практическая работа.



17.

Стебельчатые стежки

3

Практическая работа



18.

Повторение и закрепление пройденного материала

3

Самостоятельная работа







II четверть (48 часов).

№ п/п

Наименование темы, раздела

Кол- во

часов

Виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план



Дата проведения

факт

1.

Тамбурные стежки

6

Практическая работа



2.

Ручной стачной шов

6

Практическая работа по выполнению стачного шва.



3.

Ручной шов вподгибку с закрытым срезом

6

Практическая работа по выполнению шва



4.

Ремонт одежды

3

Рассказать для чего необходим ремонт одежды и белья





5.

Пришивание пуговиц

3

Правила и последовательность пришивания пуговиц со сквозными отверстиями



6.

Пришивание пуговиц

3

Пришивание пуговицы с ушком



7.

Ремонт одежды по распоровшему шву

3

Практическая работа



8.

Ремонт одежды в месте разрыва ткани.

Контрольная работа за четверть

6

Практическая работа



9.

Изготовление вешалки

6

Практическая работа



10.

Декоративная заплата - апликация

6

Практическая работа





III четверть (60 часов).



№ п/п

Наименование темы, раздела

Кол- во

часов

Виды деятельности обучающихся

Дата проведения уроков

план

Дата проведения уроков

факт

1.

Сведения о бытовых швейных машинках

1

Различие швейных машинок в зависимости от привода. Класс машины и виды выполняемых работ.



2.

Правила посадки за швейной машинкой и правила безопасной работы на швейной машинке

2

Правила безопасной работы на швейной машинке с электроприводом.



3.

Устройство швейной машины. Устройство привода швейной машины

1

Устройство и особенности машины



4.

Винт – разъединитель. Машинная игла.

2

Название основных частей механизма иглы.





5.

Моталка. Намотка нитки на шпульку.

3


Основные части челночного комплекта



6.

Заправка верхней и нижней нитки

3

Последовательность заправки верхней и нижней нитки



7.

Механизмы регулировки швейной машины. Регулятор строчки.

3

Длина стежка для тонких, толстых тканей. Длина стежка для выполнения сборок.




8.

Регулятор натяжения верхней нитки. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток.

3

Практическая работа по выполнению строчек.



9.

Машинная закрепка.

Зигзагообразная строчка

6

Практическая работа по выполнению закрепки и зигзагообразной строчки










10.

Стачной шов

6

Оформить в альбоме лист



11.

Двойной шов

6

Выполнение двойного шва на образце



12.

Накладной шов

9

Выполнение накладного шва на образце.




13.

Шов вподгибку с закрытым срезом.

Шов вподгибку с открытым срезом

9

Выполнение швов на образце



14

Обтачной шов.

Контрольная работа за четверть

6

Выполнение обтачного шва на образце







IV четверть (42 час).

№ п/п

Наименование темы, раздела

Кол- во

часов

Виды деятельности обучающихся

Дата проведения урока

план

Дата проведения урока

факт

1.

Построение чертежа изготовление выкройки

9

Снятие мерок. Построение чертежа и подготовка деталей выкройки.



2.

Подготовка ткани к раскрою. Головной платок.

3

Практическая работа по пошиву головного платка.



3.

Мешочек для хранения работ

6

Практическая работа



4.

Салфетка

6

Практическая работа




5.

Наволочка

6

Практическая работа



6

Сумка хозяйственная

6

Практическая работа



7.

Итоговое занятие

6

Прохождение теста







































Используемая литература

  1. Мозговая Г. Г. «Швейное дело» учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида / Мозговая Г. Г., Картушина Г. Б. Москва «Просвещение» 2007 г.

  2. Егорова Р. И. «Учись шить» книга для учащихся среднего школьного возраста. Егорова Р. И. , Монастырская В. П. Москва «Просвещение» 1998 г.

  3. Фефелева Л. Н. «Если вы любите шить» Фефелева Л. Н. Москва Легпромбытиздат, 1993 г.

  4. Еременко Т. И. «Иголка - волшебница» книга для учащихся 5-8 классов средней школы. Еременко Т. И. Москва «Просвещение» 1998

  5. Кулида И.И. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта с помощью ЛЕГО технологий»;

  6. Герасимова Г.Г., Савельева М.А. «Работа над ошибками»;

  7. Романова Е.В. «Приёмы и методы формирования доступных практических навыков вычерчивания чертежей на уроках швейного дела у учащихся школ VIII вида»;

  8. Данилова Е.Б. - программа «Развитие психомоторики»;

  9. Кулешова Е.В. «Тетрадь по технологии для учащихся 5-8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида»;

  10. Ткаченко В.Г. «Алгоритмы в процессе трудового обучения учащихся специальных коррекционных школ VIII вида»;

  11. Салауатов Ж.К., Ткаченко В.Г. «Применение КРУ (коррекционно- развивающих упражнений) на уроках трудового обучения в СКОШИ VIII вида».

  12. Г.Б. Картушина. Швейное дело. Учебное пособие для 6 класса спец.(коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Г.Г. Мозговая ,Г.Б.Картушина.;М.Просвещение,2007г


  1. Г.Н. Мерсиянова Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Учебное пособие для 5 классов вспомогательной школы;М.Просвещение,1990

  2. Трудовое обучение 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно - переплетное дело : развернутое тематическое планирование/ авт. сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель,2010.

  3. Трудовое обучение 5-9 классы. Швейное дело: контрольно - измерительные материалы, вариативные тестовые задания/авт. - сост. Н.А. Бородкина. - Волгоград: Учитель,2011.

Учебно-методическое обеспечение

1. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.

2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2007

3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.



Дополнительная литература:

        1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 6 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006

        2. Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.

        3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.

        4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998

        5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998.

        6. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 г.























Контрольная работа

за 1 четверть.



1.Выбрать правильный ответ.

Специальная одежда – это….



1). Это одежда, в которой мы ходим дома.

2). Это одежда, которую мы одеваем в швейной мастерской.

3). Это фартук и косынка.



2.Какие ручные стежки вы знаете?



3.Практическая работа: выполнение стежков, которые прошли в 1 четверти

Контрольная работа

за 2 четверть.

1.Практическая работа по выполнению декоративной заплаты.



Контрольная работа

за 3 четверть.



    1. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом

    2. Перечислить рабочие механизмы швейной машины с электроприводом.

Контрольная работа

за 4 четверть.

1.Практическая работа.

Изготовление футляра для ручек и карандашей.