СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по социально – бытовой ориентировке составлена на основе двух программ: 1) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и IIвида. Авторы: Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И., Багрова И.Г., Гилевич И.М., М.: Просвещение, 2006. - 430 с. г. 2) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.В. Воронкова, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова,. Москва. Просвещение. 2010 г..
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Бакалинская коррекционная школа – интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Согласовано Рассмотрено Согласовано Утверждено
Председатель профсоюзной На заседании ШМО Заместитель директора Директор ГБОУ Бакалинская
организации учителей-дефектологов по УВР КШИ для обучающихся с ОВЗ
________/Скарякина М.В./ ______/Гиляева О.В. ______/Аминева Р.А./ ______/Гималтдинова Л.А./
приказ от «29» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социально-бытовой ориентировке в 7 классе для обучающихся со сложной структурой нарушения (для слабослышащих обучающихся, для обучающихся с нарушением интеллекта) на 2016-2017 учебный год составлена на основе двух программ: 1) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IиIIвида. Авторы: Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И., Багрова И.Г., Гилевич И.М., М.: Просвещение, 2006. - 430 с. г. 2) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.В. Воронкова, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова,. Москва. Просвещение. 2010 г.
Составители: учитель – дефектолог первой квалификационной категории Шаймухаметова Г.Ф.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Бакалинская коррекционная школа – интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Согласовано Рассмотрено Согласовано Утверждено
Председатель профсоюзной На заседании ШМО Заместитель директора Директор ГБОУ Бакалинская
организации учителей-дефектологов по УВР КШИ для обучающихся с ОВЗ
________/Скарякина М.В./ ______/Гиляева О.В. ______/Аминева Р.А./ ______/Гималтдинова Л.А./
приказ от «29» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социально-бытовой ориентировке в 9 классах для обучающихся со сложной структурой нарушения (для слабослышащих обучающихся, для обучающихся с нарушением интеллекта) на 2016-2017 учебный год составлена на основе двух программ: 1) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IиIIвида. Авторы: Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И., Багрова И.Г., Гилевич И.М., М.: Просвещение, 2006. - 430 с. г. 2) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.В. Воронкова, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова,. Москва. Просвещение. 2010 г..
Составители: учитель – дефектолог первой квалификационной категории Шаймухаметова Г.Ф.
Пояснительная записка
Программа по социально – бытовой ориентировке составлена на основе двух программ: 1) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и IIвида. Авторы: Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И., Багрова И.Г., Гилевич И.М., М.: Просвещение, 2006. - 430 с. г. 2) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.В. Воронкова, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова,. Москва. Просвещение. 2010 г..
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию слабослышащих умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.
Цель изучения предмета:
Главная цель курса СБО – опираясь на знания и умения, приобретенные на занятиях СБО в начальной школе, закрепить их, создав прочную базу для полноценной самостоятельной жизни после окончания школы.
дидактические:
• обучение приемам и способам деятельности с опорой на инструкции и без них;
• обучение составлению алгоритма;
• формирование умения устанавливать последовательность при выполнении практической работы.
воспитательные:
• формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
• развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
• привитие элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и др.;
• строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
• воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
• воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
• развитие творческого отношения к домашнему труду, а так же интереса к национальным традициям.
коррекционные:
• организация восприятия с опорой на сохранные анализаторы;
• формирование навыков контроля и самоконтроля;
• развитие монологической, диалогической речи и культуры общения;
• коррекция и формирование предметных представлений;
• коррекция и развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии;
• коррекция мышления через работу с инструкционной картой;
• развитие внимания через поэтапный анализ.
Основные виды деятельности учащихся:
• выполнение практической работы (подгрупповые и индивидуальные практические задания);
• участие в беседе;
• просмотр видеосюжетов, фотографий, слайдов компьютерной презентации, кинофрагмента с дальнейшим обсуждением;
• участие в сюжетно-ролевых играх;
• выполнение контрольной работы;
• выполнение работы над ошибками;
• посещение экскурсии.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права на развитие, образование. Социально-бытовая ориентировка – самый надежный путь и условия к успешной социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможностьсистематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением зрения необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Специальные знания, умения и навыки необходимы слепым и слабовидящим для выполнения определенных практических действий беззрительного контроля, а при наличии остаточного зрения или слабовидения с таким визуальным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. Специальные навыки предполагают достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практических действий.Овладение комплексом таких навыков позволяет незрячим и слабовидящим компенсировать полную или частичную утрату зрения.
Успех овладения навыками СБО может быть обеспечен при систематическом закреплении и при помощи совместных усилий педагогов,воспитателей, родителей и других служб сопровождения (психологической, социальной и т.д.). Только комплексная совместная деятельностьпозволит достичь желаемых результатов.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом курс учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» изучается с 5 по 9 класс в объеме двух часов в неделю. Общий объем учебного времени на уровне общего образования составляет 340 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса, предмета.
Рабочая программа по учебному предмету «социально-бытовая ориентировка» направлена на достижение школьниками следующих личностных, межпредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
• знание и выполнение санитарно-гигиенических требований, правил безопасной работы;
• организация рабочего места;
• использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• самостоятельная организация и выполнение различных практических заданий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического решения; отражение в
устной и письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
Предметные результаты
В познавательной сфере:
• представление о санитарно-гигиенических нормах;
• понятие о процессе пищеварения;
• общие сведения о питательных веществах и витаминах;
• технологию влажно-тепловой обработки;
• виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье человека;
• влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
• технологию приготовления бутербродов, горячих напитков, блюд из яиц, блюд из свежих овощей;
• правила сервировки стола к завтраку;
• правила столового этикета
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчёт себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В коммуникативной сфере:
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образцов, слоганов и лейблов.
В физико-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
В 5 классе:
1. Обучающиеся должны знать:
Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.
Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля).
Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.
Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.
Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы, правила организации рабочего места школьника.
Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество времени, затрачиваемого на поездку, правила передвижения на велосипеде.
Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.
2. Обучающиеся должны уметь:
Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами
Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.
Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.
Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.
Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,
Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.
Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.
Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.
В 6 классе:
1 Обучающиеся должны знать:
Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца.
Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ.
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани.
Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье.
Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разго-
вора со сверстниками и старшими.
Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия.
Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета.
Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.
Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте.
Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях.
Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества.
2. Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи.
Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ.
Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки.
Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани.
Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье.
Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми.
Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом.
Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов.
Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города.
Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей.
Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки.
В 7 классе:
1. Обучающиеся должны знать:
Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.
Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.
Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.
Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.
Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.
Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия.
Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.
Назначение и различие универмага и универсама.
Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.
Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
2. Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.
Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.
Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.
Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.
Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.
Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.
Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.
Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.
Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.
Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
Обращаться с вопросами к работникам предприятия.
В 8 классе:
1. Обучающиеся должны знать:
Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок.
Правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею, руки
Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья; виды предприятий по химической очистки одежды, предоставляемые услуги.
Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек.
Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду.
Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты; моющие средства для уборки; санитарно – гигиенические требования к данным помещениям.
Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки.
Рынок, его виды и отличия от магазина, правила поведения и права покупателя.
Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты, виды междугородней связи и способы её осуществления
Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи
Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения.
2. Обучающиеся должны уметь:
Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок.
Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам.
Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки.
Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи.
Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах.
Мыть кафельные стены, чистить раковины.
Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.
Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством.
Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по телефону.
Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.
В 9 классе:
Обучающиеся должны знать:
Размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях.
Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд.
Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику.
Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи.
Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.
Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда.
Службы аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту.
Виды ярмарок, отличия ярмарки от магазина.
Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.
Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приёмы ухода за больным.
Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают.
Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
2. Обучающиеся должны уметь:
Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде различными способами.
Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола.
Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции.
Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма.
Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера.
Определять маршрут и выбирать транспортное средство.
Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных отправлений.
Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за больным.
Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания.
Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять анкету.
3. Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- рациональной организации труда и отдыха;
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
- приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд;
- выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств;
- построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства;
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Содержание учебного предмета, курса.
Программа учебного предмета «социально-бытовая ориентировка» на уровне общего образования предполагает изучение следующих разделов:
При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время. Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого ученика, можно обойтись одним образцом.
Желательно иметь:
таблица о закаливание организма;
демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;
литература о пагубном влиянии курения и алкоголя;
носовые платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;
образцы косметических средств и средств гигиены.
Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Часто используемый метод обучения по темам данного раздела – это моделирование реальных ситуаций, например «В кино», «В гостях», «Ко мне пришел гость» и др.
Желательно иметь:
вазы для цветов;
телевизор;
видео- и аудиоаппаратуру;
диски, кассеты;
художественную литературу (книги по этикету, журналы мод, кулинарные рецепты и т.д.);
шкаф;
мягкую мебель;
настольную лампу;
сервизы для приема гостей.
Изучение раздела «Одежда и обувь» требует наличия в кабинете электробытового оборудования. Необходимы утюг и гладильная доска, стиральная машина, а также:
щетки для одежды;
демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы;
вешалки, пуговицы, нитки, иглы;
фартуки, косынки.
Оборудование кабинета СБО по разделу «Жилище» определяется в целом эстетическим оформлением кабинета: наличие ковра или паласа, настольные лампы, общая цветовая гамма и т.д. Бывая дома, дети, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Условия для обучения в кабинете должны обеспечить возможности школьников в приобретении определенных знаний и умений по данной теме, одновременно расширяя их кругозор. При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием является все, что находится в кабинете СБО:
кухня, санузел, жилая комната, прихожая;
индивидуальные карточки для заполнения почтового адреса;
иллюстрированные журналы с различными видами жилья и подсобных помещений;
иллюстрированные журналы с различными видами мебели;
демонстрационный материал моющих средств;
Жилищный кодекс РФ.
Изучение раздела «Семья» предусматривает создание реальной домашней обстановки и семейных отношений.
Оборудование:
таблица по составлению родового древа;
индивидуальные анкеты;
фотоальбомы, фотоаппарат;
Семейный кодекс РФ
демонстрационный и раздаточный материал (куклы);
пеленальный столик, пеленки, детская ванночка;
литература по уходу за грудными детьми;
игрушки, набор детской посуды.
Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», учащиеся должны знать местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также ознакомиться с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников.
Используется дидактический материал:
демонстрационный перечень дошкольных учреждений района, школ, училищ;
демонстрационный перечень школьных кружков;
демонстрационный перечень видов рабочих специальностей;
телефонный справочник.
Наибольшее количество практических работ содержит раздел «Питание». Хорошо оборудованная зона кухни должна обеспечивать соблюдение всех правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Дидактическая наглядность:
таблица продуктов, составляющая рацион питания;
график режима питания в школе, школьное меню;
методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый;
набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи;
механические и электробытовые приборы.
Для изучения раздела «Транспорт» нужно иметь:
книги и брошюры по правилам дорожного движения;
различные демонстрационные виды проездных билетов;
образцы расписания поездов, самолетов, пригородных автобусов и других транспортных средств;
индивидуальные раздаточные знаки дорожного движения;
географическую карту местности для определения маршрутов.
Раздел «Торговля» требует наглядности, необходимой для моделирования реальных ситуаций «Покупки», «Продуктовый магазин», «Оплата в кассу» и т.д., когда могут использоваться как натуральные предметы, так и муляжи, а также настольные дидактические игры и др.:
репродукция картин с различными изображениями продуктов;
муляжи овощей и фруктов;
репродукции типов промышленных товаров;
индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты.
Выполнение практических заданий по темам раздела «Средства связи» вызывает трудности при заполнении различных бланков и написании адреса на конверте. Поэтому раздаточный и демонстрационный материал должен быть адаптирован для восприятия умственно отсталых школьников. Необходимо увеличить размеры используемых на почте бланков, сделав доступным для чтения особо мелкий шрифт.
Также требуется:
демонстрационные почтовые конверты, телеграммы, переводы, бланки для отправлений бандеролей, посылок;
индивидуальные раздаточные тексты писем и телеграмм;
каталог (виды связи: сотовая, автоответчик, компьютер, факс);
телефонные справочники.
Раздел «Медицинская помощь» требует наличие в кабинете аптечки первой медицинской помощи, других материалов:
доврачебные препараты (градусник, тонометр);
справочник младшего персонала;
демонстрационный материал (больничный лист, справка);
таблица с лекарственными растениями, гербарий;
наиболее часто употребляемые лекарственные растения.
В зависимости от задач занятия по разделу «Экономика домашнего хозяйства» могут иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Беседы в основном носят информационный характер, учитель выясняет имеющиеся у школьников знания и представления о бюджете семьи и сообщает им новые необходимые сведения. Особую сложность представляет выполнение практических заданий, поэтому предлагаемый для обученияматериал должен быть хорошо продуман и подготовлен:
квитанции по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.;
таблица по видам государственных страхований;
виды приобретения – наличные и кредит;
перечень вкладов сбербанка;
бланки доверенностей.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать: правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ; самостоятельность ответа; умение переносить полученные знания на практику; степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка «4» - ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.
Отметка «3» - ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.
Отметка «2» - ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Раздел (ч.) |
Основные виды учебной деятельности обучающихся
| |||
7 | 8 | 9 |
| |
Личная гигиена | 4ч | 2ч | - | — последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; — периодичность и правила чистки ушей; — правила освещенности рабочего места; — правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач; — правила ухода за кожей рук, ног и ногтями; — о вреде курения, алкоголя; — совершать вечерний туалет в определенной последовательности; — выбирать прическу и причесывать волосы; — стричь ногти на руках, ногах; — стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте; — беречь зрение; — корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли. |
Культура поведения | 4ч | 4ч | 4ч | — требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя; — правила поведения при встрече и расставании; — формы обращения с просьбой, вопросом; — правила поведения за столом. — следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя; — следить за своей походкой, жестикуляцией; — правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу; — правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчика и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях; — вежливо обращаться с просьбой, вопросом ксверстниками и взрослым. |
Жилище | 4ч | 4ч | 4ч | — виды жилых помещений в городе и селе и их различие; — почтовый адрес своего дома и школы-интерната; — правила организации рабочего места школьника. — писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе; — соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении. последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения; - способы и периодичность ухода за окнами; - виды моющих средств, используемых при уборке и мыте окон; — способы утепления окон;— правила топки печей и заготовки топлива; - правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытий.-убирать жилые помещения;— мыть зеркала и стекла;— утеплять окна; — ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;— топить печку с учетом местных особенностей. |
Транспорт | 4ч | 3ч | 4ч | - основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе; - наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната; — варианты проезда до школы рациональными видами транспорта; — количество времени, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут; — правила передвижения на велосипеде. — соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); — соблюдать правила дорожного движения; — различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома до школы школы-интерната и обратно. |
Учреждения и организации | 2ч | 4ч | 4ч | — виды детских учреждений и назначение; — адрес дома детского творчества; какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети. — обращаться к работникам ДДТ; — правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном зале; — соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах. |
Средства связи | 6ч | 5ч | 4ч | — виды телефонной связи; — правила пользования ими, телефонным справочником; -- номера срочных вызовов пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газа; — периодичность оплаты телефона; — виды междугородней связи, правила пользования автоматической телефонной связью; — тарифы на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничных дней и дальности расстояния; - оплата за телефон; - порядок заказа междугороднего разговора по адресу; - правила культурного краткого разговора. -- кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова; — узнать время; — получить по телефону справку; — культурно разговаривать по телефону. |
Торговля | 10ч | 4ч | 6ч | — виды магазинов; — назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции; — правила поведения в магазине; — правила покупки товаров; — стоимость хлебных, молочных продуктов, 2—3 круп (пшено, рис и т.п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов. — выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; — округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты; — оплатить, проверить чек и сдачу; — культурно вести себя с работниками торговли. — назначение универмага и универсама; — различия между ними; — за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам; — стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора и др. подобных товаров. -- найти нужные товары в отделах универмага или универсама; -- приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовым возможностями. |
Одежда и обувь | 8ч | 7ч | 6ч | — виды одежды, обуви и их назначение; — правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстильных) — различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; — подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; — сушить и чистить одежду. — подготавливать одежду и обувь к хранению; — подбирать крем и чистить кожаную обувь. — правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. — пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вещалки; — зашивать одежду по распоровшемуся шву; — подшить платье, брюки, рубашки. - подбирать моющие средства для стирки |
Семья | 2ч | 6ч | 6ч | — родственные отношения в семье; — состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их. записать имя, отчество, фамилию членов семьи; — выполнять правила поведения в семье.— правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки, купания; — правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка; — санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек.-- купать, одевать, пеленать куклу;-- кормить куклу из соски и с ложечки; -- содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки. |
Питание | 12ч | 15ч | 10ч | — значение питания; — правила безопасной работы режущими инструментами; — виды блюд, не требующих тепловой обработки; — правила сервировки стола; — правила мытья посуды и уборки помещения. — прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления; — нарезать хлеб, сырые и вареные овощи; — строго соблюдать правила безопасности работы режущими инструментами |
Медицинская помощь | 6ч | 7ч | 6ч | —способы вызова врача на дом; —меры по предупреждению глистных заболеваний; —функции основных врачей-специалистов; —основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку; —о возможном вреде самолечения.—записаться на прием к врачу; —вызвать врача на дом;—в экстренных случаях врачей «скорой помощи»; -- приобрести лекарство в аптеке.— меры по предупреждению несчастных случаев в быту;— правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: выведение из состояние теплового и солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении разных степеней, промывание желудка при отравлении;— приемы оказания помощи спасенному из водоема. — оказать первую помощь при ожоге, обморожении;— оказать первую помощь утопающему. |
Экономика | - | 4ч | - | — составные части бюджета семьи и их размер; — основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона. — стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.); — правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.); — виды и цели сбережений: — подсчитать бюджет семьи; — составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др.; — подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день; — снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т.п., заполнять квитанции; — планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки; — соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в Сбербанк. |
Трудоустройство | - | - | 6ч | — учреждения и отделы по трудоустройству; — местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; — виды документов, необходимых для поступления на работу; — правила перехода с одной работы на другую; — перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию. — обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу; — написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию; — заполнить анкету; — составить заявки на материалы, инструменты; — написать расписку, докладную записку. |
Календарно – тематическое планирование
7 класс(68ч) | ||||
Личная гигиена (4ч) | ||||
1-2 |
|
| Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами. |
|
3-4 |
|
| Пользование шампунем в соответствии с типом волос. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. |
|
Одежда и обувь (8ч) | ||||
5-6 |
|
| Значение продления срока службы одежды. Практическая работа. Ремонт одежды: штопка и наложение заплат. |
|
7-8 |
|
| Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей. Практическая работа. Стирка изделий из шёлка в ручную. |
|
9-10 |
|
| Правила и приёмы утюжки белья, брюк, спортивной одежды. Практическая работа. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. |
|
11-12
|
|
| Прачечная. Экскурсия в прачечную. |
|
Жилище (4ч) | ||||
13-14 |
|
| Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Практическая работа. Сухая и влажная уборка помещения. Пользование пылесосом и уход за ним. |
|
15-16 |
|
| Уход за полом в зависимости от покрытия. Практическая работа. Мытьё полов. |
|
17-18 |
|
| Самостоятельная работа «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Жилище» |
|
Культура поведения (4ч) | ||||
19-20 |
|
| Правила и приёмы приглашения в гости и формы отказа. |
|
21-22 |
|
| Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа). |
|
Торговля (10ч) | ||||
23-24 |
|
| Универмаги и универсамы, их назначение. |
|
25-26 |
|
| Сельмаг, сельпо. Их назначение. |
|
27-28 |
|
| Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров. |
|
29-30 |
|
| Порядок приобретения: выбор товара; примерка одежды, обуви, головного убора. |
|
31-32 |
|
| Отделы, распродажа товаров по сниженным ценам. Экскурсия в универсам. |
|
33 |
|
| Самостоятельная работа «Культура поведения», «Торговля» |
|
Питание (12ч) | ||||
34-35 |
|
| Виды питания. Значение первых блюд и их приготовление. |
|
36-37 |
|
| Значение блюд из овощей, рыбы, мяса. Приготовление салата «Винегрет». |
|
38-39 |
|
| Использование механических и электробытовых приборов. |
|
40-41 |
|
| Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю. |
|
42-43 |
|
| Практическая работа. Приготовление компота из сухофруктов, кисель. |
|
44-45 |
|
| Сервировка стола к обеду в соответствии с меню. |
|
46-47 |
|
| Самостоятельная работа «Культура поведения», «Питание» |
|
Транспорт (4ч) | ||||
48-49 |
|
| Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. |
|
50-51 |
|
| Виды пассажирских вагонов. Стоимость проезда. Приобретение железнодорожных билетов. Камера хранения. |
|
52 |
|
| Самостоятельная работа «Питание», «Транспорт» |
|
Семья (2ч) | ||||
53-54 |
|
| Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми – умывание, одевание, обувание, причесывание. Сюжетно-ролевая игра «Уход за малышом» |
|
Средства связи (6ч) | ||||
55-56
|
|
| Виды бандеролей. Упаковка. Практическая работа. Заполнение бланков на отправку бандероли, посылки. Упаковка бандероли, посылки. |
|
57-58 |
|
| Посылка. Практическая работа. Определение стоимости отправки простых и ценных посылок. |
|
59-60 |
|
| Экскурсия на почту. |
|
Медицинская помощь (6ч) | ||||
61-62 |
|
| Виды доврачебной помощи, измерение температуры, обработка ран. |
|
63-64 |
|
| Первая медицинская помощь при травмах, вывихах, переломе. Практическая работа. Наложение повязки при ранах. |
|
65-66
|
|
| Лекарственные растения в домашней аптечке. Меры по предупреждению переломов. Экскурсия в медпункт. |
|
Учреждения, организации, предприятия (2ч) | ||||
67-68 |
|
| Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. Самостоятельная работа «Средства связи», «Медицина» |
|
Календарно – тематическое планирование 9 класс(68ч) | ||||
Одежда и обувь (6ч) | ||||
1-2 |
|
| Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей). |
|
3-4 |
|
| Выбор одежды, обуви при покупке в соответствии с назначением. Практическая работа. Определение собственных размеров одежды и обуви. |
|
5-6 |
|
| Средства и правила выведения мелких пятен на одежде. Практическая работа. Выведение пятен в домашних условиях. |
|
Жилище (4ч) | ||||
7-8 |
|
| Интерьер. Рациональная расстановка мебели в квартире. Практическая работа. Упражнение в рациональной расстановке мебели. |
|
9-10 |
|
| Практическая работа. Подбор деталей интерьера. Сохранение жилищного фонда. |
|
Семья (6ч) | ||||
11-12 |
|
| Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения. |
|
13-14 |
|
| Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга, отдыха в семье. |
|
15-16 |
|
| Самостоятельная работа «Одежда и обувь», «Жилище», «Семья». |
|
17-18 |
|
| Семейные традиции. |
|
Культура поведения (4ч) | ||||
19-20 |
|
| Адекватность поведения в обществе. |
|
21-22 |
|
| Приём гостей и правила хорошего тона. Сюжетно-ролевая игра «Приём гостей». |
|
Транспорт (4ч) | ||||
23-24 |
|
| Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. |
|
25-26 |
|
| Порядок приобретения билетов. Стоимость перелёта. |
|
Торговля (6ч) | ||||
27-28 |
|
| Значение ярмарок: международные, межрегиональные, межгородские, межрайонные, сельские. |
|
29-30 |
|
| Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов. |
|
31-32 |
|
| Самостоятельная работа «Культура поведения», «Транспорт», «Торговля». |
|
33-34 |
|
| Время и место проведения ярмарок. Экскурсия в магазин. |
|
Средства связи (4ч) | ||||
35-36 |
|
| Виды денежных переводов. Стоимость отправления денежных переводов. Практическая работа. Заполнение бланков на отправление перевода. |
|
37-38 |
|
| Виды связи. Особенности каждого вида связи. |
|
Питание (10ч) | ||||
39-40 |
|
| Диетическое питание. Работа с литературой по вопросу диетического питания. |
|
41-42 |
|
| Питание детей ясельного возраста. Работа с литературой по вопросу питания детей ясельного возраста. |
|
43-44 |
|
| Приготовление национальных блюд. Практическая работа. Приготовление блюда. Вареники. |
|
45-46 |
|
| Практическая работа. Приготовление блюда. Борщ. |
|
47-48 |
|
| Составление меню и сервировка праздничного стола. Практическая работа. Упражнения в составлении меню праздничного стола и сервировке его. |
|
Учреждения, организации и предприятия (4ч) | ||||
49-50 |
|
| Предприятия бытового обслуживания: парикмахерские, салоны. |
|
51-52 |
|
| Самостоятельная работа «Средства связи», «Питание» |
|
53-54 |
|
| Экскурсия на предприятие бытового обслуживания. |
|
Медицинская помощь (6ч) | ||||
55-56 |
|
| Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. |
|
57-58 |
|
| Уход за больным. Сюжетно-ролевая игра «Уход за больным» |
|
59-60 |
|
| Документы, подтверждающие нетрудоспособность. |
|
Трудоустройство (6ч) | ||||
61-62 |
|
| Учреждения и отделы по трудоустройству. Экскурсия в учреждение по трудоустройству. |
|
63-64 |
|
| Оформление на работу постоянную, по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. |
|
65-66 |
|
| Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка. Экскурсия в училище. |
|
67-68 |
|
| Самостоятельная работа «Медицинская помощь», «Трудоустройство» |
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
|
| 1.Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 2. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденияхIиII школе вида: пособие для учителя / Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. – М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. |