СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по социально-бытовой ориентировке в 7 классе для обучающихся со сложной структурой нарушения (для слабослышащих обучающихся, для обучающихся с нарушением интеллекта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по социально – бытовой ориентировке составлена на основе двух программ: 1) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и IIвида. Авторы: Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И., Багрова И.Г., Гилевич И.М., М.: Просвещение, 2006. - 430 с. г. 2) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Авторы: В.В. Воронкова, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова,. Москва. Просвещение. 2010 г..

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по социально-бытовой ориентировке в 7 классе для обучающихся со сложной структурой нарушения (для слабослышащих обучающихся, для обучающихся с нарушением интеллекта)»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Бакалинская коррекционная школа – интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья



Согласовано Рассмотрено Согласовано Утверждено

Председатель профсоюзной На заседании ШМО Заместитель директора Директор ГБОУ Бакалинская

организации учителей-дефектологов по УВР КШИ для обучающихся с ОВЗ

________/Скарякина М.В./ ______/Гиляева О.В. ______/Аминева Р.А./ ______/Гималтдинова Л.А./

приказ от «29» августа 2016 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по социально-бытовой ориентировке в 7 классе для обучающихся со сложной структурой нарушения (для слабослышащих обучающихся, для обучающихся с нарушением интеллекта) на 2016-2017 учебный год составлена на основе двух программ: 1) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IиIIвида. Авторы: Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И., Багрова И.Г., Гилевич И.М., М.: Просвещение, 2006. - 430 с. г. 2) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.В. Воронкова, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова,. Москва. Просвещение. 2010 г.


Составители: учитель – дефектолог первой квалификационной категории Шаймухаметова Г.Ф.





Государственное бюджетное образовательное учреждение Бакалинская коррекционная школа – интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья



Согласовано Рассмотрено Согласовано Утверждено

Председатель профсоюзной На заседании ШМО Заместитель директора Директор ГБОУ Бакалинская

организации учителей-дефектологов по УВР КШИ для обучающихся с ОВЗ

________/Скарякина М.В./ ______/Гиляева О.В. ______/Аминева Р.А./ ______/Гималтдинова Л.А./

приказ от «29» августа 2016 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по социально-бытовой ориентировке в 9 классах для обучающихся со сложной структурой нарушения (для слабослышащих обучающихся, для обучающихся с нарушением интеллекта) на 2016-2017 учебный год составлена на основе двух программ: 1) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IиIIвида. Авторы: Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И., Багрова И.Г., Гилевич И.М., М.: Просвещение, 2006. - 430 с. г. 2) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.В. Воронкова, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова,. Москва. Просвещение. 2010 г..


Составители: учитель – дефектолог первой квалификационной категории Шаймухаметова Г.Ф.





  1. Пояснительная записка

Программа по социально – бытовой ориентировке составлена на основе двух программ: 1) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и IIвида. Авторы: Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И., Багрова И.Г., Гилевич И.М., М.: Просвещение, 2006. - 430 с. г. 2) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.В. Воронкова, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова,. Москва. Просвещение. 2010 г..

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию слабослышащих умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.

Цель изучения предмета:

Главная цель курса СБО – опираясь на знания и умения, приобретенные на занятиях СБО в начальной школе, закрепить их, создав прочную базу для полноценной самостоятельной жизни после окончания школы.

дидактические:
• обучение приемам и способам деятельности с опорой на инструкции и без них;
• обучение составлению алгоритма;
• формирование умения устанавливать последовательность при выполнении практической работы.

воспитательные:
• формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
• развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
• привитие элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и др.;
• строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
• воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
• воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
• развитие творческого отношения к домашнему труду, а так же интереса к национальным традициям.

коррекционные:
• организация восприятия с опорой на сохранные анализаторы;
• формирование навыков контроля и самоконтроля;
• развитие монологической, диалогической речи и культуры общения;
• коррекция и формирование предметных представлений;
• коррекция и развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии;
• коррекция мышления через работу с инструкционной картой;
• развитие внимания через поэтапный анализ.

Основные виды деятельности учащихся:
• выполнение практической работы (подгрупповые и индивидуальные практические задания);
• участие в беседе;
• просмотр видеосюжетов, фотографий, слайдов компьютерной презентации, кинофрагмента с дальнейшим обсуждением;
• участие в сюжетно-ролевых играх;
• выполнение контрольной работы;
• выполнение работы над ошибками;
• посещение экскурсии.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права на развитие, образование. Социально-бытовая ориентировка – самый надежный путь и условия к успешной социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможностьсистематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением зрения необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

Специальные знания, умения и навыки необходимы слепым и слабовидящим для выполнения определенных практических действий беззрительного контроля, а при наличии остаточного зрения или слабовидения с таким визуальным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. Специальные навыки предполагают достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практических действий.Овладение комплексом таких навыков позволяет незрячим и слабовидящим компенсировать полную или частичную утрату зрения.

Успех овладения навыками СБО может быть обеспечен при систематическом закреплении и при помощи совместных усилий педагогов,воспитателей, родителей и других служб сопровождения (психологической, социальной и т.д.). Только комплексная совместная деятельностьпозволит достичь желаемых результатов.


3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом курс учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» изучается с 5 по 9 класс в объеме двух часов в неделю. Общий объем учебного времени на уровне общего образования составляет 340 часов.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса, предмета.

Рабочая программа по учебному предмету «социально-бытовая ориентировка» направлена на достижение школьниками следующих личностных, межпредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
• знание и выполнение санитарно-гигиенических требований, правил безопасной работы;
• организация рабочего места;
• использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные результаты:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• самостоятельная организация и выполнение различных практических заданий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического решения; отражение в 
устной и письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

Предметные результаты

В познавательной сфере:
• представление о санитарно-гигиенических нормах;
• понятие о процессе пищеварения;
• общие сведения о питательных веществах и витаминах;
• технологию влажно-тепловой обработки;
• виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье человека;
• влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
• технологию приготовления бутербродов, горячих напитков, блюд из яиц, блюд из свежих овощей;
• правила сервировки стола к завтраку;
• правила столового этикета

В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчёт себестоимости продукта труда.

В мотивационной сфере:
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В коммуникативной сфере:
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образцов, слоганов и лейблов.

В физико-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

В 5 классе:

1. Обучающиеся должны знать:

  • Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.

  • Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.

  • Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля).

  • Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.

  • Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.

  • Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы, правила организации рабочего места школьника.

  • Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество времени, затрачиваемого на поездку, правила передвижения на велосипеде.

  • Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.

2. Обучающиеся должны уметь:

  • Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами

  • Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.

  • Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.

  • Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.

  • Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,

  • Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.

  • Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.

  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.

  • Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.

В 6 классе:

1 Обучающиеся должны знать:

  • Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца.

  • Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ.

  • Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани.

  • Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье.

  • Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разго-

вора со сверстниками и старшими.

  • Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия.

  • Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета.

  • Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.

  • Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте.

  • Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях.

  • Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества.



2. Обучающиеся должны уметь:

  • Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи.

  • Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ.

  • Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки.

  • Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани.

  • Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье.

  • Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми.

  • Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом.

  • Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов.

  • Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города.

  • Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей.

  • Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки.

В 7 классе:

1. Обучающиеся должны знать:

  • Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.

  • Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.

  • Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.

  • Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.

  • Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.

  • Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия.

  • Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.

  • Назначение и различие универмага и универсама.

  • Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.

  • Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

2. Обучающиеся должны уметь:

  • Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.

  • Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.

  • Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.

  • Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.

  • Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.

  • Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.

  • Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.

  • Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.

  • Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.

  • Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.

  • Обращаться с вопросами к работникам предприятия.

В 8 классе:

1. Обучающиеся должны знать:

  • Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок.

  • Правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею, руки

  • Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья; виды предприятий по химической очистки одежды, предоставляемые услуги.

  • Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек.

  • Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду.

  • Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты; моющие средства для уборки; санитарно – гигиенические требования к данным помещениям.

  • Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки.

  • Рынок, его виды и отличия от магазина, правила поведения и права покупателя.

  • Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты, виды междугородней связи и способы её осуществления

  • Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи

  • Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения.

2. Обучающиеся должны уметь:

  • Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок.

  • Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам.

  • Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки.

  • Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи.

  • Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах.

  • Мыть кафельные стены, чистить раковины.

  • Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.

  • Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством.

  • Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по телефону.

  • Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.

  • Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.

В 9 классе:

  1. Обучающиеся должны знать:

  • Размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях.

  • Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд.

  • Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику.

  • Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи.

  • Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.

  • Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда.

  • Службы аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту.

  • Виды ярмарок, отличия ярмарки от магазина.

  • Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.

  • Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приёмы ухода за больным.

  • Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают.

  • Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

2. Обучающиеся должны уметь:

  • Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде различными способами.

  • Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола.

  • Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции.

  • Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма.

  • Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера.

  • Определять маршрут и выбирать транспортное средство.

  • Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных отправлений.

  • Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за больным.

  • Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания.

  • Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять анкету.

3. Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- рациональной организации труда и отдыха;

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

- приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд;

- выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств;

- построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства;

- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

- пользования бытовыми приборами и инструментами;

- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

  1. Содержание учебного предмета, курса.

Программа учебного предмета «социально-бытовая ориентировка» на уровне общего образования предполагает изучение следующих разделов:

При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время. Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого ученика, можно обойтись одним образцом.

Желательно иметь:

  • таблица о закаливание организма;

  • демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;

  • литература о пагубном влиянии курения и алкоголя;

  • носовые платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;

  • образцы косметических средств и средств гигиены.

Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Часто используемый метод обучения по темам данного раздела – это моделирование реальных ситуаций, например «В кино», «В гостях», «Ко мне пришел гость» и др.

Желательно иметь:

  • вазы для цветов;

  • телевизор;

  • видео- и аудиоаппаратуру;

  • диски, кассеты;

  • художественную литературу (книги по этикету, журналы мод, кулинарные рецепты и т.д.);

  • шкаф;

  • мягкую мебель;

  • настольную лампу;

  • сервизы для приема гостей.

Изучение раздела «Одежда и обувь» требует наличия в кабинете электробытового оборудования. Необходимы утюг и гладильная доска, стиральная машина, а также:

  • щетки для одежды;

  • демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы;

  • вешалки, пуговицы, нитки, иглы;

  • фартуки, косынки.

Оборудование кабинета СБО по разделу «Жилище» определяется в целом эстетическим оформлением кабинета: наличие ковра или паласа, настольные лампы, общая цветовая гамма и т.д. Бывая дома, дети, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Условия для обучения в кабинете должны обеспечить возможности школьников в приобретении определенных знаний и умений по данной теме, одновременно расширяя их кругозор. При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием является все, что находится в кабинете СБО:

  • кухня, санузел, жилая комната, прихожая;

  • индивидуальные карточки для заполнения почтового адреса;

  • иллюстрированные журналы с различными видами жилья и подсобных помещений;

  • иллюстрированные журналы с различными видами мебели;

  • демонстрационный материал моющих средств;

  • Жилищный кодекс РФ.

Изучение раздела «Семья» предусматривает создание реальной домашней обстановки и семейных отношений.

Оборудование:

  • таблица по составлению родового древа;

  • индивидуальные анкеты;

  • фотоальбомы, фотоаппарат;

  • Семейный кодекс РФ

  • демонстрационный и раздаточный материал (куклы);

  • пеленальный столик, пеленки, детская ванночка;

  • литература по уходу за грудными детьми;

  • игрушки, набор детской посуды.

Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», учащиеся должны знать местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также ознакомиться с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников.

Используется дидактический материал:

  • демонстрационный перечень дошкольных учреждений района, школ, училищ;

  • демонстрационный перечень школьных кружков;

  • демонстрационный перечень видов рабочих специальностей;

  • телефонный справочник.

Наибольшее количество практических работ содержит раздел «Питание». Хорошо оборудованная зона кухни должна обеспечивать соблюдение всех правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Дидактическая наглядность:

  • таблица продуктов, составляющая рацион питания;

  • график режима питания в школе, школьное меню;

  • методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый;

  • набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи;

  • механические и электробытовые приборы.

Для изучения раздела «Транспорт» нужно иметь:

  • книги и брошюры по правилам дорожного движения;

  • различные демонстрационные виды проездных билетов;

  • образцы расписания поездов, самолетов, пригородных автобусов и других транспортных средств;

  • индивидуальные раздаточные знаки дорожного движения;

  • географическую карту местности для определения маршрутов.

Раздел «Торговля» требует наглядности, необходимой для моделирования реальных ситуаций «Покупки», «Продуктовый магазин», «Оплата в кассу» и т.д., когда могут использоваться как натуральные предметы, так и муляжи, а также настольные дидактические игры и др.:

  • репродукция картин с различными изображениями продуктов;

  • муляжи овощей и фруктов;

  • репродукции типов промышленных товаров;

  • индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты.

Выполнение практических заданий по темам раздела «Средства связи» вызывает трудности при заполнении различных бланков и написании адреса на конверте. Поэтому раздаточный и демонстрационный материал должен быть адаптирован для восприятия умственно отсталых школьников. Необходимо увеличить размеры используемых на почте бланков, сделав доступным для чтения особо мелкий шрифт.

Также требуется:

  • демонстрационные почтовые конверты, телеграммы, переводы, бланки для отправлений бандеролей, посылок;

  • индивидуальные раздаточные тексты писем и телеграмм;

  • каталог (виды связи: сотовая, автоответчик, компьютер, факс);

  • телефонные справочники.

Раздел «Медицинская помощь» требует наличие в кабинете аптечки первой медицинской помощи, других материалов:

  • доврачебные препараты (градусник, тонометр);

  • справочник младшего персонала;

  • демонстрационный материал (больничный лист, справка);

  • таблица с лекарственными растениями, гербарий;

  • наиболее часто употребляемые лекарственные растения.

В зависимости от задач занятия по разделу «Экономика домашнего хозяйства» могут иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Беседы в основном носят информационный характер, учитель выясняет имеющиеся у школьников знания и представления о бюджете семьи и сообщает им новые необходимые сведения. Особую сложность представляет выполнение практических заданий, поэтому предлагаемый для обученияматериал должен быть хорошо продуман и подготовлен:

  • квитанции по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.;

  • таблица по видам государственных страхований;

  • виды приобретения – наличные и кредит;

  • перечень вкладов сбербанка;

  • бланки доверенностей.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать: правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ; самостоятельность ответа; умение переносить полученные знания на практику; степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.

Отметка «4» - ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.

Отметка «3» - ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.

Отметка «2» - ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности обучающихся


Раздел (ч.)


Основные виды учебной деятельности обучающихся


7

8

9


Личная гигиена

-

— последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

— периодичность и правила чистки ушей;

— правила освещенности рабочего места;

— правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач;

— правила ухода за кожей рук, ног и ногтями;

— о вреде курения, алкоголя;

— совершать вечерний туалет в определенной последовательности;

— выбирать прическу и причесывать волосы;

— стричь ногти на руках, ногах;

— стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте;

— беречь зрение;

— корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.

Культура поведения

— требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;

— правила поведения при встрече и расставании;

— формы обращения с просьбой, вопросом;

— правила поведения за столом.

— следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

— следить за своей походкой, жестикуляцией;

— правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;

— правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчика и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;

— вежливо обращаться с просьбой, вопросом ксверстниками и взрослым.

Жилище

— виды жилых помещений в городе и селе и их различие;

— почтовый адрес своего дома и школы-интерната;

— правила организации рабочего места школьника.

— писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе;

— соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.

последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

- способы и периодичность ухода за окнами;

- виды моющих средств, используемых при уборке и мыте окон;

— способы утепления окон;— правила топки печей и заготовки топлива;

- правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытий.-убирать жилые помещения;— мыть зеркала и стекла;— утеплять окна;

— ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства;— топить печку с учетом местных особенностей.

Транспорт

- основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;

- наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

— варианты проезда до школы рациональными видами транспорта;

— количество времени, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;

— правила передвижения на велосипеде.

— соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);

— соблюдать правила дорожного движения;

— различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома до школы школы-интерната и обратно.

Учреждения и организации

— виды детских учреждений и назначение;

— адрес дома детского творчества; какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети.

— обращаться к работникам ДДТ;

— правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном зале;

— соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.

Средства связи

— виды телефонной связи;

— правила пользования ими, телефонным справочником;

-- номера срочных вызовов пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газа;

— периодичность оплаты телефона;

— виды междугородней связи, правила пользования автоматической телефонной связью;

— тарифы на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничных дней и дальности расстояния;

- оплата за телефон;

- порядок заказа междугороднего разговора по адресу;

- правила культурного краткого разговора.

-- кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова;

— узнать время;

— получить по телефону справку;

— культурно разговаривать по телефону.

Торговля

10ч

— виды магазинов;

— назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции;

— правила поведения в магазине;

— правила покупки товаров;

— стоимость хлебных, молочных продуктов, 2—3 круп (пшено, рис и т.п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов.

— выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;

— округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты;

— оплатить, проверить чек и сдачу;

— культурно вести себя с работниками торговли. — назначение универмага и универсама;

— различия между ними;

— за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам;

— стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора и др. подобных товаров.

-- найти нужные товары в отделах универмага или универсама;

-- приобретать товары с учетом необходимости в потребности их и финансовым

возможностями.

Одежда и обувь

— виды одежды, обуви и их назначение;

— правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстильных)

— различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;

— подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;

— сушить и чистить одежду.

— подготавливать одежду и обувь к хранению;

— подбирать крем и чистить кожаную обувь.

— правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.

— пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вещалки;

— зашивать одежду по распоровшемуся шву;

— подшить платье, брюки, рубашки.

- подбирать моющие средства для стирки

Семья

— родственные отношения в семье;

— состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их.

записать имя, отчество, фамилию членов семьи;

— выполнять правила поведения в семье.— правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки, купания;

— правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка;

— санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек.-- купать, одевать, пеленать куклу;-- кормить куклу из соски и с ложечки;

-- содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.

Питание

12ч

15ч

10ч

— значение питания;

— правила безопасной работы режущими инструментами;

— виды блюд, не требующих тепловой обработки;

— правила сервировки стола;

— правила мытья посуды и уборки помещения.

— прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;

— нарезать хлеб, сырые и вареные овощи;

— строго соблюдать правила безопасности работы режущими инструментами

Медицинская помощь

—способы вызова врача на дом;

—меры по предупреждению глистных заболеваний;

—функции основных врачей-специалистов;

—основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку;

—о возможном вреде самолечения.—записаться на прием к врачу;

—вызвать врача на дом;—в экстренных случаях врачей «скорой помощи»;

-- приобрести лекарство в аптеке.— меры по предупреждению несчастных случаев в быту;— правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: выведение из состояние теплового и солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении разных степеней, промывание желудка при отравлении;— приемы оказания помощи спасенному из водоема.

— оказать первую помощь при ожоге, обморожении;— оказать первую помощь утопающему.

Экономика

-

-

— составные части бюджета семьи и их размер;

— основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона.

— стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.);

— правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.);

— виды и цели сбережений:

— подсчитать бюджет семьи;

— составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др.;

— подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день;

— снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной

электроэнергии, газа, воды и т.п., заполнять квитанции;

— планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;

— соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в Сбербанк.

Трудоустройство

-

-

— учреждения и отделы по трудоустройству;

— местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе;

— виды документов, необходимых для поступления на работу;

— правила перехода с одной работы на другую;

— перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

— обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;

— написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию;

— заполнить анкету;

— составить заявки на материалы, инструменты;

— написать расписку, докладную записку.






















Календарно – тематическое планирование

7 класс(68ч)


Личная гигиена (4ч)

1-2



Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами.


3-4



Пользование шампунем в соответствии с типом волос. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.



Одежда и обувь (8ч)

5-6



Значение продления срока службы одежды.

Практическая работа. Ремонт одежды: штопка и наложение заплат.


7-8



Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей.

Практическая работа. Стирка изделий из шёлка в ручную.


9-10



Правила и приёмы утюжки белья, брюк, спортивной одежды.

Практическая работа. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.


11-12




Прачечная. Экскурсия в прачечную.



Жилище (4ч)

13-14



Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.

Практическая работа. Сухая и влажная уборка помещения. Пользование пылесосом и уход за ним.


15-16



Уход за полом в зависимости от покрытия.

Практическая работа. Мытьё полов.


17-18



Самостоятельная работа «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Жилище»



Культура поведения (4ч)

19-20



Правила и приёмы приглашения в гости и формы отказа.


21-22



Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа).



Торговля (10ч)

23-24



Универмаги и универсамы, их назначение.


25-26



Сельмаг, сельпо. Их назначение.


27-28



Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.


29-30



Порядок приобретения: выбор товара; примерка одежды, обуви, головного убора.


31-32



Отделы, распродажа товаров по сниженным ценам. Экскурсия в универсам.


33



Самостоятельная работа «Культура поведения», «Торговля»



Питание (12ч)

34-35



Виды питания.

Значение первых блюд и их приготовление.


36-37



Значение блюд из овощей, рыбы, мяса. Приготовление салата «Винегрет».


38-39



Использование механических и электробытовых приборов.


40-41



Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.


42-43



Практическая работа. Приготовление компота из сухофруктов, кисель.


44-45



Сервировка стола к обеду в соответствии с меню.


46-47



Самостоятельная работа «Культура поведения», «Питание»



Транспорт (4ч)

48-49



Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы.


50-51



Виды пассажирских вагонов. Стоимость проезда. Приобретение железнодорожных билетов. Камера хранения.


52



Самостоятельная работа «Питание», «Транспорт»



Семья (2ч)

53-54



Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми – умывание, одевание, обувание, причесывание.

Сюжетно-ролевая игра «Уход за малышом»



Средства связи (6ч)

55-56




Виды бандеролей. Упаковка. Практическая работа. Заполнение бланков на отправку бандероли, посылки.

Упаковка бандероли, посылки.


57-58



Посылка. Практическая работа. Определение стоимости отправки простых и ценных посылок.


59-60



Экскурсия на почту.



Медицинская помощь (6ч)

61-62



Виды доврачебной помощи, измерение температуры, обработка ран.


63-64



Первая медицинская помощь при травмах, вывихах, переломе.

Практическая работа. Наложение повязки при ранах.


65-66




Лекарственные растения в домашней аптечке.

Меры по предупреждению переломов. Экскурсия в медпункт.



Учреждения, организации, предприятия (2ч)

67-68



Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села.

Самостоятельная работа «Средства связи», «Медицина»







Календарно – тематическое планирование

9 класс(68ч)


Одежда и обувь (6ч)

1-2



Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).


3-4



Выбор одежды, обуви при покупке в соответствии с назначением.

Практическая работа. Определение собственных размеров одежды и обуви.


5-6



Средства и правила выведения мелких пятен на одежде.

Практическая работа. Выведение пятен в домашних условиях.


Жилище (4ч)

7-8



Интерьер. Рациональная расстановка мебели в квартире.

Практическая работа. Упражнение в рациональной расстановке мебели.


9-10



Практическая работа. Подбор деталей интерьера.

Сохранение жилищного фонда.


Семья (6ч)

11-12



Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.


13-14



Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета.

Формы организации досуга, отдыха в семье.


15-16



Самостоятельная работа «Одежда и обувь», «Жилище», «Семья».


17-18



Семейные традиции.


Культура поведения (4ч)

19-20



Адекватность поведения в обществе.


21-22



Приём гостей и правила хорошего тона.

Сюжетно-ролевая игра «Приём гостей».


Транспорт (4ч)

23-24



Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты.


25-26



Порядок приобретения билетов. Стоимость перелёта.


Торговля (6ч)

27-28



Значение ярмарок: международные, межрегиональные, межгородские, межрайонные, сельские.


29-30



Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов.


31-32



Самостоятельная работа «Культура поведения», «Транспорт», «Торговля».


33-34



Время и место проведения ярмарок. Экскурсия в магазин.


Средства связи (4ч)

35-36



Виды денежных переводов. Стоимость отправления денежных переводов.

Практическая работа. Заполнение бланков на отправление перевода.


37-38



Виды связи.

Особенности каждого вида связи.


Питание (10ч)

39-40



Диетическое питание.

Работа с литературой по вопросу диетического питания.


41-42



Питание детей ясельного возраста.

Работа с литературой по вопросу питания детей ясельного возраста.


43-44



Приготовление национальных блюд.

Практическая работа. Приготовление блюда. Вареники.


45-46



Практическая работа. Приготовление блюда. Борщ.


47-48



Составление меню и сервировка праздничного стола.

Практическая работа. Упражнения в составлении меню праздничного стола и сервировке его.



Учреждения, организации и предприятия (4ч)

49-50



Предприятия бытового обслуживания: парикмахерские, салоны.


51-52



Самостоятельная работа «Средства связи», «Питание»


53-54



Экскурсия на предприятие бытового обслуживания.


Медицинская помощь (6ч)

55-56



Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.


57-58



Уход за больным. Сюжетно-ролевая игра «Уход за больным»


59-60



Документы, подтверждающие нетрудоспособность.


Трудоустройство (6ч)

61-62



Учреждения и отделы по трудоустройству.

Экскурсия в учреждение по трудоустройству.


63-64



Оформление на работу постоянную, по договору. Документы, необходи­мые для поступления на работу.


65-66



Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка.

Экскурсия в училище.


67-68



Самостоятельная работа «Медицинская помощь», «Трудоустройство»



















    1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия
















1.Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

2. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденияхIиII школе вида: пособие для учителя / Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. – М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.