СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по социализации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по социализации

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по социализации»



Пояснительная записка


Рабочая программа по организации и проведению работы учителя-логопеда школьного логопункта в области социализации (овладению полноценными речевыми умениями и развитию коммуникативных способностей обучающихся) у обучающихся начальных классов составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373) и на основе методических рекомендаций Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. (Инструктивно-методическое посьмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47с.)

Актуальность данной программы обусловлена тем, что социализация неразрывно связана с уровнем развития речи и уровнем развития коммуникативных способностей обучающихся. Различные речевые патологии отрицательно влияют на коммуникативные процессы, т. к. неумение что-либо объяснить, доказать, выразить мысль делает речь малопонятной для окружающих. Так не только зарождаются многочисленные личностные комплексы, но и создаются условия для невозможности усвоения программы по родному языку и ряду других предметов. Это препятствует полноценной социализации и адаптации в школьной среде, не позволяет работать над интеллектуальным развитием ребёнка. Так как при помощи речи человек не только общается, но и познаёт мир, то хорошо развитая, грамотная речь для него – залог успешного общения и развития, основа для активного и осмысленного участия в общественной жизни.

Цель: Овладение языковыми средствами для развития коммуникативных навыков и совершенствования коммуникативных способностей для эффективной социальной адаптации обучающихся с нарушениями речи в школьной среде и, следовательно, в дальнейшей жизни.

Задачи:

  1. Устранение речевых дефектов (обучающиеся должны владеть правильным, чётким звукопроизношением звуков всех фонетических групп) во фразовой речи.

  2. Формирование фонематических процессов, умения слышать и различать, дифференцировать фонемы родного языка.

  3. Развитие умения звукобуквенного анализа и синтеза звукового состава речи.

  4. Совершенствование лексико-грамматических категорий речи.

  5. Развитие развёрнутой связной речи.

  6. Повышение уровня речевой коммуникации обучающихся.


Количество часов не указываю, так как данная работа проводится по многим направлениям и рассчитана на весь учебный год.








Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Обучающиеся овладеют правильным, чётким звукопроизношением звуков всех фонетических групп во фразовой речи.

2. У них повысится уровень сформированности речевой деятельности, что повлияет на процесс школьной адаптации и развитие личности в целом.

3. Повысится уровень речевой коммуникации обучающихся.

Критерии, по которым оценивается эффективность работы:

  1. Готовность вступать в общение с окружающими (свободное общение, готовность самого идти на контакт, уметь договариваться).

  2. Отсутствие высокого уровня тревожности при возникновении необходимости пользоваться речью.

  3. Высокий уровень коррекции речевых нарушений (развёрнутая, грамматически правильная фразовая речь, внятная речь).

  4. Уровень овладения полноценными языковыми средствами.

Направления работы по социальной адаптации на коррекционно-развивающих занятиях, во внеурочной деятельности, конкурсах.

1. Коррекция нарушенных речевых функций с целью предупреждения и преодоления неуспеваемости, обусловленной отклонениями в речевом развитии обучающихся.

2. Эффективная организация логопедических занятий:

- индивидуализация и дифференциация воспитания и обучения;

- учёт возрастных психологических особенностей обучающихся;

- формирование коммуникативных навыков и умения взаимодействовать со сверстниками (коллективная работа, в парах и подгруппах). В процессе проводимой работы формируется умение не только отвечать, но и задавать вопросы, рассуждать, аргументировать, выражать своё отношение к чему-либо, отстаивать свою точку зрения;

- игровая деятельность (дидактические игры, речевые, коммуникативные, игры с мячом, загадки, игры-соревнования команд во время занятий снимают чувство усталости, раскрывают способности детей, усиливают непроизвольное запоминание);

- сказкотерапия (приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере), а в соединении с творческой деятельностью способствует развитию произвольности психических процессов и поведения обучающихся.)

3. Применение в работе принципа взаимосвязи языкового образования и речевого развития обучающихся (Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.) Он предполагает применение в процессе обучения:

  • системы учебных задач;

  • материала для наблюдения за языковыми явлениями;

  • заданий, развивающих лингвистическую зоркость, интерес к языку;

  • заданий для работы над нормами литературного языка и правилами словоупотребления.

  1. Создание коррекционно-развивающей среды (пространство кабинета функционально разграничено на специально организованные зоны: зоны для индивидуальных и групповых занятий, зона рабочего места учителя-логопеда, свободнаязона для проведения физкультминуток и динамических пауз, зона эмоциональной разгрузки, речевая зона с наглядно-методическими пособиями и дидактическими играми. Это помогает поддерживать положительное эмоциональное состояние, интерес и внимание обучающихся, формирует чувства удовольствия от посещения занятий).

5. Создание в группах речевой среды. Речевая среда включает в себя:

- постоянный разговор с ребёнком;

- систематический контроль за произношением детей;

- организация специальных речевых игр и упражнений;

- постепенное усложнение речевого общения;

- единые требования к речевому общению с ребёнком всех близких (требования правильности, чёткости, простоты, повторяемости, богатства просодических компонентов).

6. Многие темы фронтальных занятий в 1-м классе основаны на лексических темах, таких, как «Времена года», «Семья», «Животные» и многих других, что расширяет кругозор обучающихся и их представления об окружающем мире. Способствует этому и тематика занятий по внеурочной деятельности и конкурсов.

7. Взаимосвязь в работе всех специалистов (организация чёткой системы «учитель-логопед – учитель начальных классов – педагог-психолог»).

8. Ориентация на помощь семьи, установление партнёрских отношений с родителями (просветительско-профилактическая работа).

9. Создание благоприятного эмоционального, психологического климата в детском коллективе – это уважительное отношение к личности ребёнка; беседы, разъяснения, убеждения, внушения на мотивацию детей на преодоления недостатков речи; безоценочная система коррекционного обучения.

Социализация личности – это и создание на занятиях ситуации успеха (социальная адаптация). Она достигается применением методов социальной адаптации: самопроверка работ «Ищем случайные ошибки», «Лесенка успеха», работа с таблицей «Оцени работу сам», «Карта самонаблюдений» (Неттус Е.В. «Логопедические занятия со школьниками»).

10. В конце учебного года проводится обследование речи (звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры, активного словаря, грамматического строя речи, уровня связной речи уровня сформированности коммуникативных навыков на основе сравнительного анализа на начало и конец года).

ИТОГ: для всех обучающихся характерны значительные успехи в преодолении речевых недостатков и уровне развития речевой коммуникации. Выявляется значительное повышение сформированности речевой деятельности, что, несомненно, влияет на процесс школьной адаптации и развитие личности в целом. Это свидетельствует об успешности процесса социализации обучающихся.





Список использованной литературы:

      1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое посьмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47с.

  1. Е.В. Мазанова «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов».